4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
Жан Пиаже
Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
Изображение на обложке: iStockphoto (KenDrysdale), Wikimedia Commons
Стадия конкретных операций — Практическая психология на Aboutyourself.ru
Автор Татьяна в . Опубликовано Когнитивная психология Последнее обновление: 12/01/2014
Это третий этап в развитии ребёнка, согласно теории когнитивного развития Ж. Пиаже.
Он начинается в возрасте примерно семи лет и длится до одиннадцати. Во время этой стадии дети получают лучшее представление о мыслительных операциях. У них получается логически размышлять о конкретных объектах, но если возникает необходимость работать с абстрактными или гипотетическими понятиями, они всё ещё испытывают затруднения.
Развитие логики
Пиаже установил, что дети на стадии конкретных операций довольно хорошо используют индуктивное мышление. Индуктивное мышление предполагает вывод общего принципа из какого-либо конкретного опыта. Но с другой стороны, дети в этом возрасте испытывают трудности с использованием мышления дедуктивного, которое подразумевает использование общего принципа для того, чтобы определить исход конкретного события.
Обратимость
Одним из наиболее важных событий в этой стадии является понимание обратимости — осознание того, что мыслительные операции носят обратимый характер. В качестве примера можно привести возможность изменить порядок отношений между психическими категориями. Например, ребенок может признать, что его или её собака — лабрадор; что лабрадор — это собака; что собака — животное.
Мнения психологов о стадии конкретных операций
- «В отличие от детей, находящихся на дооперационной стадии развития, которые могут сосредоточиться только на одном аспекте проблемы за один раз, на стадии конкретных операций дети проявляют способность к децентрации (они способны преодолеть эгоцентризм и принять во внимание другие точки зрения — прим.). Это значит, они могут сосредоточиться на нескольких аспектах проблемы сразу. Децентрация подразумевает консервацию и другие интеллектуальные способности». (Ратус, 2008)
- «Стадия конкретных операций в теории Ж. Пиаже представляет собой переход от дооперационной стадии к стадии формальных операций. Тогда как на дооперационной ребёнок ещё не обладает способностями, необходимыми для реверсии мыслительных операций, логика ребёнка, находящегося на стадии конкретных операций, позволяет ему или ей делать это, но только на определённом уровне. Ребёнок теперь социоцентричен (как противопоставление эгоцентризму), он осознаёт, что другие люди могут иметь свои собственные взгляды на мир и что точки зрения окружающих могут значительно отличаться от его собственной. Однако на этом этапе развития ребёнок ещё не может знать, в чём именно они заключаются (это осознание приходит на следующей стадии когнитивного развития)». (Салкинд, 2004)
Теги: децентрация, интеллект, консервация, мышление, Развитие, социоцентризм
Есть что сказать? Оставть комментарий!:
Конкретная операционная стадия: определение, примеры, действия, больше
Когда ваш не по годам развитый 7-летний ребенок отказывается кататься на лошадях, потому что это заставляет его чихать, останавливаться и думать. Установили ли они связь, которую вы упустили? Отмени урок и отпразднуй! Ваш ребенок показывает вам, что он достиг новой стадии развития: он может установить логическую связь между разрозненными событиями.
Согласно швейцарскому психологу Жану Пиаже, существует четыре стадии когнитивного развития (мышления и рассуждения), через которые мы проходим, становясь взрослыми. Эта третья стадия называется конкретной оперативной стадией.
Хотите знать, что происходит на этом этапе? Подсказка: Бетон означает физические вещи, а операционный означает логический способ действия или мышления. Собрав все вместе, ваш ребенок начинает мыслить логически и рационально, но он, как правило, ограничивается размышлениями о физических объектах.
На следующем этапе развития ваш ребенок будет понимать и абстрактное мышление, и вы сможете вместе философствовать.
Конкретно-операциональная стадия обычно начинается, когда вашему ребенку исполняется 7 лет, и продолжается до достижения им 11-летнего возраста. Думайте об этом как о переходной стадии между двумя более ранними стадиями развития (сенсомоторная и предоперационная стадии) и четвертой стадией (формальной операционной стадией). ).
Другие исследователи поставили под сомнение временную шкалу Пиаже. Они показали, что дети в возрасте 6 и даже 4 лет способны выполнять когнитивные задачи, характерные для этой стадии (или, по крайней мере, некоторые характеристики этой стадии). Так что не удивляйтесь, когда ваш 4-летний ребенок указывает на что-то логическое, о чем вы не подумали в первую очередь.
Так что же ждет вас обоих в ближайшие 4 года? Вот список основных характеристик этой ключевой стадии развития. Ради интереса мы перечислили их в алфавитном порядке. (Эй, это все о логическом мышлении!)
Классификация
Классификация состоит из двух частей. Один сортирует вещи по категориям. Ваш ребенок уже группирует цветы и животных в две отдельные категории.
На этом этапе они могут сделать еще один шаг вперед. Они понимают, что внутри группы есть подклассы, такие как желтые и красные цветы или животные, которые летают, и животные, которые плавают.
Сохранение
Это понимание того, что что-то может оставаться неизменным по количеству, даже если оно выглядит иначе. Этот шарик теста для лепки имеет одинаковое количество, независимо от того, расплющиваете ли вы его в плоском виде или скатываете в шар.
Децентрация
Это связано с консервацией. Ваш ребенок должен понять децентрацию, чтобы он мог правильно сохранять. Все дело в концентрации на нескольких факторах одновременно.
Ряд из пяти скрепок — это ряд из пяти скрепок, независимо от того, как далеко вы их разместите. На этом этапе ваш ребенок понимает это, потому что он может манипулировать числом и длиной одновременно.
Обратимость
Это предполагает понимание того, что действия могут быть обращены вспять. Что-то вроде умственной гимнастики. Здесь ваш ребенок может понять, что ваша машина — это Audi, Audi — это машина, а машина — это транспортное средство.
Серия
Все дело в мысленной сортировке группы вещей в определенном порядке. Теперь ваш ребенок может сортировать от самого высокого к самому низкому или от самого тонкого к самому широкому.
Социоцентричность
Это та характеристика, которую вы так долго ждали! Ваш ребенок больше не эгоцентричен и полностью сосредоточен на себе. Они способны понять, что у мамы есть свои мысли, чувства и расписание.
Да, мама хочет уйти из парка. Не после последних пяти раундов на слайде.
Давайте упростим понимание характеристик этой стадии.
Консервация
Вы наливаете газировку из высокой чашки в более короткую. Ваш ребенок мирно принимает более короткую чашку? Вероятно. На этом этапе они выяснили, что количество в первой чашке не меняется только потому, что новая чашка короче первой. Вы поняли: речь идет о сохранении.
Классификация и децентрализация
Проведите эксперимент Пиаже. Покажите ребенку четыре красных цветка и два белых. Затем спросите их: «Есть больше красных цветов или больше цветов?» В 5 лет ваш ребенок, вероятно, скажет: «Больше красных».
Но когда они достигают стадии конкретной операции, они способны децентрироваться и сосредоточиться на двух вещах одновременно: числе и классе. Теперь они поймут, что есть класс и подкласс, и смогут ответить: «Больше цветов». Ваш ребенок использует механику как классификации, так и децентрализации.
Социоцентричность
Когда вы плохо себя чувствуете и отдыхаете на диване с закрытыми глазами, ваш ребенок приносит вам ваше любимое одеяло? На этапе конкретной операции они способны выйти за рамки того, что им хочется, и подумать о том, что нужно кому-то еще.
Готов к действию? Теперь, когда вы знаете, как меняется мышление вашего ребенка, вот список забавных занятий, которые вы можете выполнять вместе, чтобы укрепить эти когнитивные способности.
Учитесь за обеденным столом
Возьмите небольшой пакет молока и налейте его в высокий узкий стакан. Возьмите второй пакет молока и налейте его в короткий стакан. Спросите ребенка, в каком стакане больше.
Сравнить шоколадные батончики
Перейдем к шоколадным батончикам на десерт. Ты тоже получишь! (Это тяжелая работа, и вы заслуживаете угощения.) Разломите один батончик на кусочки, немного разложите их и попросите ребенка выбрать между двумя батончиками — сломанным и целым. Визуальная опора облегчает понимание того, что шоколадные батончики одинаковы. Речь идет о консервации.
Сборка из кубиков
Детали Lego также могут научить сохранению. Постройте большую башню. А затем позвольте вашему ребенку разбить его. (Да, «Лего» может укатиться под диван.) Теперь спросите их: «В построенной башне было больше деталей или в разбросанной массе?»
Испечь печенье
Математика может быть веселой! Испеките печенье с шоколадной крошкой и используйте мерные стаканчики, чтобы дать ребенку хорошее представление о дробях. Поговорите о том, какой ингредиент представляет собой наибольшее количество. Попросите ребенка перечислить их по порядку. А затем наберитесь смелости и удвойте рецепт дополнительной практики. По мере того, как ваш ребенок становится более опытным, переходите к словесным задачам. Это помогает им развивать абстрактное мышление.
Рассказывать сказки
Есть еще время? Возьмите любимый рассказ вашего ребенка и напечатайте его. Затем разрежьте рассказ на абзацы. Вместе вы можете поставить историю в последовательность. Сделайте еще один шаг вперед и предложите ребенку стать одним из персонажей. Что они делают дальше? Что они чувствуют? Что они наденут на костюмированную вечеринку?
Игра в ванне
Если вы поклонник науки, пусть ваш ребенок плавает в ванне с разными предметами, чтобы увидеть, какие предметы тонут, а какие плавают. У вашего ребенка не возникнет проблем с запоминанием различных этапов эксперимента. Так что поощряйте их выйти за рамки этого и рассмотреть вещи в обратном порядке. Могут ли они сказать вам, какой шаг был последним? И какой шаг был перед этим? Весь путь до первого шага?
Спланируйте вечеринку
Попросите ребенка помочь вам спланировать вечеринку-сюрприз для бабушки (или другого близкого человека). Им придется подумать о любимых блюдах бабушки и даже о том, какой подарок хотела бы бабушка. Все дело в том, чтобы выйти за пределы собственного эгоцентрического круга. И принеси печенье с шоколадной крошкой, которое ты испекла. Если вы удвоите рецепт, у вас будет много.
Вы можете гордиться тем, что ваш ребенок достиг этих стадий развития. Но имейте в виду, что мышление вашего ребенка все еще довольно жесткое. Совершенно нормально иметь проблемы с абстрактными понятиями. Они достигнут этих вех в своем собственном темпе, и вы будете рядом, чтобы подбодрить их дальше.
Конкретная операционная стадия: определение, примеры, действия, дополнительные сведения
Когда ваш не по годам развитый 7-летний ребенок отказывается кататься на лошадях, потому что это заставляет его чихать, останавливаться и думать. Установили ли они связь, которую вы упустили? Отмени урок и отпразднуй! Ваш ребенок показывает вам, что он достиг новой стадии развития: он может установить логическую связь между разрозненными событиями.
Согласно швейцарскому психологу Жану Пиаже, существует четыре стадии когнитивного развития (мышления и рассуждения), через которые мы проходим, становясь взрослыми. Эта третья стадия называется конкретной оперативной стадией.
Хотите знать, что происходит на этом этапе? Подсказка: Бетон означает физические вещи, а операционный означает логический способ действия или мышления. Собрав все вместе, ваш ребенок начинает мыслить логически и рационально, но он, как правило, ограничивается размышлениями о физических объектах.
На следующем этапе развития ваш ребенок будет понимать и абстрактное мышление, и вы сможете вместе философствовать.
Конкретно-операциональная стадия обычно начинается, когда вашему ребенку исполняется 7 лет, и продолжается до достижения им 11-летнего возраста. Думайте об этом как о переходной стадии между двумя более ранними стадиями развития (сенсомоторная и предоперационная стадии) и четвертой стадией (формальной операционной стадией). ).
Другие исследователи поставили под сомнение временную шкалу Пиаже. Они показали, что дети в возрасте 6 и даже 4 лет способны выполнять когнитивные задачи, характерные для этой стадии (или, по крайней мере, некоторые характеристики этой стадии). Так что не удивляйтесь, когда ваш 4-летний ребенок указывает на что-то логическое, о чем вы не подумали в первую очередь.
Так что же ждет вас обоих в ближайшие 4 года? Вот список основных характеристик этой ключевой стадии развития. Ради интереса мы перечислили их в алфавитном порядке. (Эй, это все о логическом мышлении!)
Классификация
Классификация состоит из двух частей. Один сортирует вещи по категориям. Ваш ребенок уже группирует цветы и животных в две отдельные категории.
На этом этапе они могут сделать еще один шаг вперед. Они понимают, что внутри группы есть подклассы, такие как желтые и красные цветы или животные, которые летают, и животные, которые плавают.
Сохранение
Это понимание того, что что-то может оставаться неизменным по количеству, даже если оно выглядит иначе. Этот шарик теста для лепки имеет одинаковое количество, независимо от того, расплющиваете ли вы его в плоском виде или скатываете в шар.
Децентрация
Это связано с консервацией. Ваш ребенок должен понять децентрацию, чтобы он мог правильно сохранять. Все дело в концентрации на нескольких факторах одновременно.
Ряд из пяти скрепок — это ряд из пяти скрепок, независимо от того, как далеко вы их разместите. На этом этапе ваш ребенок понимает это, потому что он может манипулировать числом и длиной одновременно.
Обратимость
Это предполагает понимание того, что действия могут быть обращены вспять. Что-то вроде умственной гимнастики. Здесь ваш ребенок может понять, что ваша машина — это Audi, Audi — это машина, а машина — это транспортное средство.
Серия
Все дело в мысленной сортировке группы вещей в определенном порядке. Теперь ваш ребенок может сортировать от самого высокого к самому низкому или от самого тонкого к самому широкому.
Социоцентричность
Это та характеристика, которую вы так долго ждали! Ваш ребенок больше не эгоцентричен и полностью сосредоточен на себе. Они способны понять, что у мамы есть свои мысли, чувства и расписание.
Да, мама хочет уйти из парка. Не после последних пяти раундов на слайде.
Давайте упростим понимание характеристик этой стадии.
Консервация
Вы наливаете газировку из высокой чашки в более короткую. Ваш ребенок мирно принимает более короткую чашку? Вероятно. На этом этапе они выяснили, что количество в первой чашке не меняется только потому, что новая чашка короче первой. Вы поняли: речь идет о сохранении.
Классификация и децентрализация
Проведите эксперимент Пиаже. Покажите ребенку четыре красных цветка и два белых. Затем спросите их: «Есть больше красных цветов или больше цветов?» В 5 лет ваш ребенок, вероятно, скажет: «Больше красных».
Но когда они достигают стадии конкретной операции, они способны децентрироваться и сосредоточиться на двух вещах одновременно: числе и классе. Теперь они поймут, что есть класс и подкласс, и смогут ответить: «Больше цветов». Ваш ребенок использует механику как классификации, так и децентрализации.
Социоцентричность
Когда вы плохо себя чувствуете и отдыхаете на диване с закрытыми глазами, ваш ребенок приносит вам ваше любимое одеяло? На этапе конкретной операции они способны выйти за рамки того, что им хочется, и подумать о том, что нужно кому-то еще.
Готов к действию? Теперь, когда вы знаете, как меняется мышление вашего ребенка, вот список забавных занятий, которые вы можете выполнять вместе, чтобы укрепить эти когнитивные способности.
Учитесь за обеденным столом
Возьмите небольшой пакет молока и налейте его в высокий узкий стакан. Возьмите второй пакет молока и налейте его в короткий стакан. Спросите ребенка, в каком стакане больше.
Сравнить шоколадные батончики
Перейдем к шоколадным батончикам на десерт. Ты тоже получишь! (Это тяжелая работа, и вы заслуживаете угощения.) Разломите один батончик на кусочки, немного разложите их и попросите ребенка выбрать между двумя батончиками — сломанным и целым. Визуальная опора облегчает понимание того, что шоколадные батончики одинаковы. Речь идет о консервации.
Сборка из кубиков
Детали Lego также могут научить сохранению. Постройте большую башню. А затем позвольте вашему ребенку разбить его. (Да, «Лего» может укатиться под диван.) Теперь спросите их: «В построенной башне было больше деталей или в разбросанной массе?»
Испечь печенье
Математика может быть веселой! Испеките печенье с шоколадной крошкой и используйте мерные стаканчики, чтобы дать ребенку хорошее представление о дробях. Поговорите о том, какой ингредиент представляет собой наибольшее количество. Попросите ребенка перечислить их по порядку. А затем наберитесь смелости и удвойте рецепт дополнительной практики. По мере того, как ваш ребенок становится более опытным, переходите к словесным задачам. Это помогает им развивать абстрактное мышление.
Рассказывать сказки
Есть еще время? Возьмите любимый рассказ вашего ребенка и напечатайте его. Затем разрежьте рассказ на абзацы. Вместе вы можете поставить историю в последовательность. Сделайте еще один шаг вперед и предложите ребенку стать одним из персонажей. Что они делают дальше? Что они чувствуют? Что они наденут на костюмированную вечеринку?
Игра в ванне
Если вы поклонник науки, пусть ваш ребенок плавает в ванне с разными предметами, чтобы увидеть, какие предметы тонут, а какие плавают. У вашего ребенка не возникнет проблем с запоминанием различных этапов эксперимента. Так что поощряйте их выйти за рамки этого и рассмотреть вещи в обратном порядке. Могут ли они сказать вам, какой шаг был последним? И какой шаг был перед этим? Весь путь до первого шага?
Спланируйте вечеринку
Попросите ребенка помочь вам спланировать вечеринку-сюрприз для бабушки (или другого близкого человека). Им придется подумать о любимых блюдах бабушки и даже о том, какой подарок хотела бы бабушка. Все дело в том, чтобы выйти за пределы собственного эгоцентрического круга. И принеси печенье с шоколадной крошкой, которое ты испекла. Если вы удвоите рецепт, у вас будет много.