Популярное

Сильное чувство справедливости: Как работает чувство справедливости — ECONS.ONLINE

Как работает чувство справедливости — ECONS.ONLINE

Фото: Zuma | ТАСС

Кофе-брейк

Экономика

Представление о справедливости встроено в наше восприятие реальности и в наши экономические решения. Покупать ли товар, увольняться ли с работы, как распределять общественные блага – мы делаем выбор, руководствуясь ощущением справедливости.

26 июля 2019
  |   Борис Грозовский

Представление о справедливости встроено в наше восприятие реальности и в наши экономические решения. Покупать ли товар, увольняться ли с работы, как распределять общественные блага – мы делаем выбор, руководствуясь ощущением справедливости.

26 июля 2019
  |   Борис Грозовский


Ощущение несправедливости кажется чувством, присущим людям на уровне инстинкта. Мы смотрим на ценник в магазине или в кафе и понимаем, что одна цена справедлива, а другая – нет. Мы узнаем, сколько зарабатывает подруга, и можем, сопоставив необходимые для ее работы компетенции, трудовые затраты и оплату труда, сказать, справедлива она или нет. Понятие «справедливости» трудно формализовать, оно как бы «зашито» в наши суждения о социальной реальности. Но у экономистов есть инструменты, позволяющие его «распаковать».

Как найти справедливость


«Справедливость» и «несправедливость» – понятия несимметричные. Нередко мы затрудняемся концептуально определить «справедливость» и приходим в замешательство от вопроса, что именно справедливо в данном конкретном случае. Но зато мы
точно знаем, что является несправедливым. Часто это ощущение настолько острое, яркое, очевидное, что ему невозможно сопротивляться. Так, нидерландский благотворительный фонд De Hartstichting, помогающий больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, был вынужден уволить своего гендиректора, как только
выяснилось, что его зарплата превышает 170000 евро в год. Эта цифра не отвечала представлениям о справедливости жертвователей фонда и общественности.


Оценка справедливости всегда основана на сопоставлении. Если двое людей принимали равное участие в решении одной задачи, то большинство считает справедливым, чтобы они получили за это одинаковую плату. Сопоставление с окружающими лежит и в основе удовлетворенности жизнью: если у соседей заработок внезапно увеличивается, многие начинают чувствовать себя
несчастными.

Справедливость потребительская


Относительное потребление заботит людей больше, чем абсолютное. Если покупатели в соседних магазинах (или сам потребитель в прошлом) приобрели товар по цене X, то «справедливо», думает рядовой покупатель, чтобы и сегодня я мог приобрести его по той же цене. Справедлива ли сегодняшняя цена – это потребитель будет оценивать, соотнося цену со своим прошлым опытом и с данными о покупках, совершенных другими, пишет психолог и экономист Даниэль Канеман. Исходный принцип в этой ситуации – подразумеваемое людьми право получить товар или услугу на условиях «не хуже, чем было».


Если два товара воспринимаются как идентичные, то большинство считает справедливым платить за них примерно одинаковую цену (а существенную разницу в ценах воспринимает как несправедливую). Покупатели и медиа чуть не подвергли
остракизму Amazon, когда выяснилось, что онлайн-ритейлер назначал разным покупателям различные цены (возможно, основываясь на своих предположениях о том, насколько сильно они хотят приобрести данный товар). Amazon от этой практики быстро отказался: все сочли ее несправедливой.


Среднестатистический потребитель имеет слабое представление о структуре затрат фирм-продавцов. Увеличение цены под воздействием выросшего спроса
не является для него легитимным. А повышение цены просто ради увеличения прибыли
считают нечестным 80% потребителей в Германии, вроде бы давно привыкшей к капитализму. Сталкиваясь с «нечестным» поведением продавца, покупатели подчас стремятся его наказать – даже в ущерб себе.


Зато потребители
согласны с ростом цены, если это вызвано не зависящими от продавца причинами, примиряются с ростом некоторых издержек и допускают сохранение продавцом цен в случае, если его издержки снизились. Но самое приемлемое обоснование разницы в ценах – это разное качество товара. Именно поэтому реклама так упирает на превосходное качество.


На ощущение несправедливости в отношениях продавца и покупателя влияет множество факторов. Например, их длительность: если цены повышает компания, чьи товары потребитель покупает давно, то шансов, что он сочтет это повышение оправданным, больше. Представление о «нечестности» цен может меняться со временем. Так произошло с динамическим ценообразованием на авиабилеты: сначала потребители воспринимали эту практику как нечестную, а потом привыкли.

Справедливость зарплатная


Людям привычно думать о несправедливости по отношению к самим себе: «со мной поступили несправедливо». Но возможна и ситуация, когда несправедливость ведет не к убытку, а к выгоде для оценивающего. В этом случае она воспринимается менее остро. Это доказано, например, следующим
экспериментом. Исследователи предложили студентам гипотетическую ситуацию, в которой выпускник MBA принял предложение о работе с определенным уровнем зарплаты. При этом одним испытуемым сообщалось, что коллеги этого человека согласились на такую же работу с чуть меньшей зарплатой, а другим – что им предложили чуть больше. После этого испытуемые должны были оценить, насколько будет удовлетворен выпускник данной вакансией и насколько честно поступила с ним компания. Несправедливость, от которой испытуемые получают выгоду, воспринимается как меньшая, нежели та, от которой они страдают.


Работники, считающие оплату своего труда справедливой, получают
большее удовлетворение и от работы, и от жизни, чаще испытывают позитивные эмоции и обладают лучшим здоровьем. Справедлива ли зарплата – этот вопрос решается не сопоставлением доходов и потребностей, а
сравнением своего вознаграждения с зарплатой ближайших коллег. Этот же эффект действует при сопоставлении цен. Ощущение нечестности в случае, если другому покупателю удалось купить товар подешевле, будет сильнее, чем в случае, если кто-то купил этот товар дороже.

Справедливость общественная


Ощущение справедливости крайне важно и при решении вопроса о том, как распределять общественные блага и обязанности. Благ, за которые не надо платить, всегда мало, поэтому, например, вопрос, кто может получить бесплатную медпомощь (и какого качества), всегда конфликтный и связан с представлениями о справедливом устройстве общества. Это касается и распределения налогового бремени.


Принципиален вопрос справедливости и для управления городами. Французские урбанисты
предложили респондентам ответить на вопрос, как следует распределять дефицитные блага – места на стоянке для личных автомобилей и места в скоростном поезде Париж – Лион. Опрошенным предлагались гипотетические ситуации, в которых эти услуги стали дефицитными в результате какого-то события (снегопад, затянувшийся ремонт паркинга) либо являются таковыми постоянно (спрос систематически превышает предложение). В каждой ситуации респондентам предлагалось оценить различные способы сбалансировать спрос и предложение.


Результат очень интересен. Повышение цен в период пикового спроса сочли приемлемым способом решения проблемы всего 7–10% респондентов – в зависимости от типа предлагавшейся им ситуации. Наиболее справедливым французы сочли вариант, при котором цена все же поднимается, но те, кто добровольно согласился отказаться от услуги в момент повышенного спроса, в дальнейшем будут вознаграждены и получат компенсацию (80–95% в зависимости от того, шла ли речь о паркинге или скоростном поезде), а также «моральное правило», то есть предоставление услуги в первую очередь людям с ограниченной мобильностью – беременным, старикам, инвалидам (70–96% в зависимости от ситуации).


Идея справедливости очень важна и для модели общественного устройства. Нередко считается, что чем ниже в обществе уровень неравенства – тем лучше. Но это не так: людям не нравится не неравенство как таковое, а экономическая несправедливость. Экономисты
различают «хорошее» (обусловленное способностями и усилиями) и «плохое» (несправедливое, вызванное барьерами и дискриминацией) неравенство. Первое мотивирует людей к творчеству и достижениям, без него невозможен рост экономики. Второе,
вызванное не зависящими от человека факторами, демотивирует людей, показывает им, что общество несправедливо, в нем нельзя ничего добиться своими усилиями, а положение людей предопределено
обстоятельствами их рождения. Несправедливому равенству (уравниловке) люди
предпочитают справедливое неравенство. Мало кто хочет жить в обществе, где его таланты и усилия не будут вознаграждены по достоинству.

Борис Грозовский

Экономический обозреватель, организатор публичных лекций и дискуссий. Ведущий рубрики «Лица современной экономики» Econs.online

Самое популярное

Первое в истории IPO: как появились фондовые рынки

Почему центробанки «упустили» инфляцию: 4 версии

«Пересборка» центральных банков

Почему истории запоминаются лучше цифр

«Путеводитель по финансовой статистике»: как измерить денежно-кредитные условия

Крах Silicon Valley Bank: выводы для регулирования

Борис Грозовский

Экономический обозреватель, организатор публичных лекций и дискуссий. Ведущий рубрики «Лица современной экономики» Econs.online

#неравенство

#поведенческая экономика

#экономический рост

Самое популярное

Первое в истории IPO: как появились фондовые рынки

Почему центробанки «упустили» инфляцию: 4 версии

«Пересборка» центральных банков

Почему истории запоминаются лучше цифр

«Путеводитель по финансовой статистике»: как измерить денежно-кредитные условия

Крах Silicon Valley Bank: выводы для регулирования

Читайте также
Выигравшие в лотерею повышают риск банкротства своих соседей

26 июня 2019
  |   Ирина Рябова

Ближайшие соседи тех, кто выиграл денежный приз, чаще сталкиваются с финансовыми трудностями, увеличивая расходы и суммы кредита на демонстративное потребление. Чем больше приз, чем выше риск банкротства у соседей.

Экономика и политика возрождения популизма в развитых странах

15 июля 2019
  |   Сергей Гуриев

Популизм, возникающий вследствие экономической неопределенности и неравенства возможностей, ведет в замкнутый круг отсутствия реформ и стагнации.

Как обостренное чувство справедливости вредит твоей жизни

Человек так устроен, что всегда пытается найти справедливость. Проблема в том, что для каждого справедливость — это нечто субъективное, и иногда она может приобретать сюрреалистичные очертания.

Чувство справедливости может как изредка напоминать о себе, так и в некоторых случаях обостряться настолько, что вредит жизни. Вот почему твое обостренное чувство справедливости — это вовсе не положительное качество.

Ты можешь попасть в крайне неприятную ситуацию, опасную для жизни

Несмотря на то, что чувство справедливости считается положительным качеством и его ставят на один уровень с добродетельностью, мы бы не стали относить его к чему-то всецело хорошему. Дело в том, что обостренное чувство справедливости редко соседствует с логикой, оно сродни животному позыву, инстинкту, когда нет времени на обдумывание.

Человек, который наделен обостренным чувством справедливости, бросается в бой, не думая о последствиях. Главное для него — исполнить свой «долг» перед обществом, моралью или же самим собой. Как итог — можно попасть в крайне неприятную ситуацию.

Ты не можешь оценить ситуацию с позиции серой морали

Серая мораль — это что-то между абсолютно добродетельными и порочащими честь действиями. По сути это будничная мораль, та, что мы используем каждый день, руководствуясь и логикой, и чувствами одновременно.

Вот пример: ты знаешь, что бабушка, просящая милостыню в переходе, — звено мошеннической схемы, и она регулярно отдает большую часть заработанного своему «работодателю». Однако часть денег все же остается у просящей в виде «зарплаты». С точки зрения обостренного чувства справедливости, пройти мимо просто невозможно, ведь в голове начинается что-то вроде дискомфорта от неисполнения своей обязанности. Противоположная точка зрения говорит о том, что нужно вызвать полицию, чтобы мошенницу упрятали за решетку как участника группового сговора.

Но есть и другой путь — срединный. Он и является наиболее оптимальным для нашей психики. Если судить с позиции серой морали, ни одну из сторон нельзя однозначно назвать ни добром, ни злом, ведь в целом не существует четкого нравственного ориентира. Однако человек с обостренным чувством справедливости не может принять такой простой факт, ведь он противоречит его установке на несение «добра» в массы, даже если это добро таковым не является.

Справедливость — это лично твой взгляд на вещи

Справедливость можно сравнить, к примеру, с пристрастиями в еде: кому-то по душе жирные мясные блюда, а другой предпочитает легкие овощные закуски, один получает удовольствие от красного вина, а другой на дух его не переносит и наслаждается чаем. В мире не найдется двух одинаковых людей, чьи вкусы будут совпадать на сто процентов.

Так же и в справедливости. Для тебя справедливо будет наказать обидчика слабых и угнетенных, и, с точки зрения моральных принципов, это станет верным поступком. Но если судить с позиции самого обидчика, твои действия являются несправедливыми. Действительно, какое право ты имеешь его судить, если ты — такой же человек, просто с другими взглядами на жизнь. Другими словами, мошенник может считать окружающих людей стадом, которое он, более ловкий, буквально обязан обманывать, руководствуясь древним принципом права сильного. И это будет, на его взгляд, справедливо.

Ты упускаешь возможности

Что делает человек с обостренным чувством справедливости, когда ему перепадает отличная возможность, сулящая выгоду, но предполагающая, что кому-то от этого будет хуже? Конечно же, отказывается от данного предложения, ведь это будет несправедливо по отношению к кому-то. Иногда выходят забавные ситуации, когда такой «паладин» вскоре чувствует на себе ухудшение ситуации и узнает, что предложением воспользовалась та сторона, которую он «пожалел», и получила от этого выходу.

Нет, мы не пропагандируем эгоизм и мизантропию, грязный путь по головам или что-то подобное. Речь о том, что иногда стоит закапывать свое чувство справедливости подальше, чтобы не остаться у разбитого корыта. Тем более, что нередко тот голос, говорящий тебе, что ты поступаешь несправедливо, ошибается, и ты упускаешь возможности совершенно на пустом месте. Разумеется, речь не о преступных действиях или чем-то, что может нанести другому человеку вред, а о бытовых ситуациях, когда, к примеру, ради собственного блага можно обойти коллегу и выбить себе повышение.

Твоя жизнь становится трудной, так как мир несправедлив

Многие продолжают искать в мире справедливость, ориентируясь на божественное возмездие, карму или силу закона. Важно понять, что в природе никакой справедливости нет и никогда не существовало, это все субъективная оценка отдельных личностей или групп.

Если твое чувство справедливости обострено, мы тебе не завидуем, ведь каждый день тебе приходится сталкиваться с ситуациями, когда приходится буквально лезть на амбразуру, чтобы доказать кому-то его неправоту. Стоит ли оно того? Нет, ведь ты не сможешь сделать мир лучше, совершив действие, которое считаешь справедливым. Так ты лишь приумножишь несправедливость, ведь для кого-то, как мы сказали ранее, твои действия будут выглядеть как неправильный поступок, который требует наказания. Да, все по той же справедливости.

8 причин признать, что мир несправедлив, и тебе не изменить это

Другие статьи по темам:

за жизнь

Правосудие и справедливость | SkillsYouNeed

Концепция справедливости глубоко укоренилась в большинстве из нас. Достаточно услышать детский крик « Это несправедливо !», чтобы понять это.

Что мы на самом деле подразумеваем под справедливостью? Возможно, что более важно, как вы можете развить сильное чувство справедливости?

Исследования показывают, что для большинства из нас справедливость — понятие относительное. Другими словами, важно не то, получаем ли мы то, что заслуживаем, а то, получаем ли мы то, что заслуживаем по сравнению с другими .

Учитывая, что большинство из нас, вероятно, признали бы, что мы можем быть более достойными, чем это есть на самом деле, это, возможно, делает еще более важным рассмотрение того, как справедливость и «добро» сочетаются друг с другом.

Соответствие между справедливостью и добродетелью

Те, у кого развито «хорошее» чувство справедливости, склонны:

  • Желать правильных вещей в нужной степени;

  • хотят получить свою «справедливую долю» товаров, чтобы получить то, что заслуживают; и

  • Хотите, чтобы другие получали свою справедливую долю того, что им нужно для «хорошей» жизни.

Другими словами, у таких людей есть четкое представление о том, чего они и другие действительно заслуживают — и что им нужно, чтобы вести « хорошую » жизнь. Справедливость относится к концепции хорошего отношения к другим.

Ваши заслуги или превентивный удар?


В произведении Чарльза Кингсли «Дети воды» герой Том встречает двух персонажей, которые, можно сказать, олицетворяют справедливость. Первая — это миссис Бедонебясюдид, которая обращается с людьми так же, как они обращались с другими, и, откровенно говоря, довольно страшная. Вторая — миссис Доасьювулддонби, красивая, добрая и любимая всеми, кто ее встречает.

Какой из них отражает ваше отношение к справедливости и отношение к другим?


Почему Справедливость?

Проще говоря, правосудие составляет основу цивилизованного общества.

Общества без справедливых законов склонны к жестокости и нетерпимости, что часто приводит к конфликтам. Мы отстаиваем верховенство закона и идеал справедливости как слепых к социальному статусу, богатству или чему-то еще.

В западном мире мы говорим, что каждый имеет право на «справедливый суд». Мы можем или не можем полностью верить в это на личном уровне, но мы, вероятно, все понимаем, что этот принцип имеет решающее значение.

Принцип справедливости также привел к значительным изменениям в социальных вопросах за последние два-три столетия. Подумайте, например, об эмансипации женщин, падении апартеида в Южной Африке или движении за гражданские права в США. Все, по большей части, руководствовались сильным чувством несправедливости сначала у немногих, а затем и у многих других, а не только среди затронутых бесправных групп.

Обратное правосудие

Аристотель описал ‘ поэтическая справедливость ’ как « боль, испытываемая либо при удаче, либо при неудаче, если она незаслуженна, или радость, испытываемая при них, если она заслужена ».

Другими словами, справедливость чувствует себя хорошо и плохо в соответствующие моменты . Но также возможно испытать эти чувства в неподходящее время.

Зависть — это боль из-за чьей-то заслуженной удачи.

Если вы не можете поздравить коллегу с повышением, хотя знаете, что он это заслужил, возможно, вы страдаете от зависти. Зависть также может доставлять удовольствие чему-то плохому, что происходит с кем-то другим не по его вине.

Злоба , как и зависть, это чувство, которое иногда возникает, когда мы видим кого-то с чем-то, что, по нашему мнению, должно быть у нас, будь то повышение по службе, деньги или большой дом. В общем, зависть — это желание чего-то, что есть у кого-то другого, а злоба — это нежелание того, чтобы это было у кого-то другого.

Ни злость, ни зависть не приятны ни для того, ни для других.



Оценка вашего чувства справедливости

Чтобы оценить свое чувство справедливости, задайте себе ряд вопросов:

  • Хочу ли я того, что поможет мне жить «хорошей» жизнью (т. оглядываться назад с гордостью, а не с сожалением)?

  • Есть ли у меня больше или меньше моей справедливой доли хороших вещей в жизни?

  • Хочу ли я видеть справедливое распределение благ в мире и не люблю ли я видеть несправедливость в том, как распределяются вещи? Например, трудно ли вам обосновать различия между развитым и развивающимся миром и чувствуете ли вы себя немного неловко, когда думаете о бедности?

  • Насколько мне тяжело видеть, как другим везет? Спросите себя, как бы вы себя чувствовали, если бы ваш партнер или брат или сестра выиграли в лотерею, и радовались бы вы за них или завидовали бы им. Как вы показываете свое отношение к незаслуженной удаче других?

  • Насколько мне приятно чужое невезение?

Справедливость, Зависть и Злоба


Справедливость получает удовольствие от того, что другие получают «то, что они заслуживают». Другими словами, оно радуется, когда люди, совершившие хорошие поступки, получают вознаграждение или «плохие» люди получают возмездие, и огорчается, когда кажется, что «плохие» люди преуспевают, или хорошие люди страдают.

Зависть , с другой стороны, огорчается, когда кому-то везет, заслуженно или нет.

Злость радуется, когда с кем-то случается что-то плохое, независимо от того, заслуженно оно или нет.


Обеспечение правосудия

Если вы окажетесь в ситуации, когда, по вашему мнению, вам, возможно, придется проявить справедливость или справедливость, вы можете воспользоваться несколькими вопросами, которые помогут вам.

Это:

  • Чего, по моему мнению, заслуживают участники? Почему?

  • Если ситуация требует некоторого распределения товаров, как я могу обеспечить справедливое распределение соответствующих товаров и/или услуг? Как я могу быть уверен, что полученное будет оценено одинаково?

  • Если ситуация связана с некоторой несправедливостью, что я могу сделать, чтобы исправить это? Восстановит ли то, что я делаю, что-то для проигравшего и накажу ли виновного? Если нет, должен ли я сделать что-то еще вместо этого или также?


Дальнейшее чтение из «Навыки, которые вам нужны»


«Навыки, которые вам нужны для жизни»

здоровый дух и тело.

Первая электронная книга, Забота о себе, охватывает некоторые из наших самых популярных материалов и поможет вам жить более счастливой, здоровой и продуктивной жизнью.

Вторая электронная книга, Жить хорошо, жить этично, , рассказывает о том, как вы можете постоянно жить лучшей жизнью. Это поможет вам ответить на вопрос: как мне избежать чрезмерных сожалений о своей жизни?


В поисках баланса

Важно найти баланс между вашими личными чувствами и чувством честности и справедливости.

Боль за чужую удачу превращается в зависть, а радоваться неудаче — злобно. Если вы обнаружите, что склонны к этим крайностям, вместо этого постарайтесь искренне радоваться или сочувствовать другим. Иногда слово может стать делом, и вы даже можете обнаружить, что ваши чувства тоже меняются!

Одна последняя мысль… когда вы считаете, что с вами обошлись несправедливо, возможно, стоит спросить себя, увидят ли это другие в том же свете, прежде чем реагировать.

Мир может показаться совсем другим, если смотреть на него с другой точки зрения.


Что такое наше чувство справедливости?

Обновлено:

Автор Пранджали Мехта знакомит читателя с философией, лежащей в основе чувство справедливости.

Введение

Что такое определение справедливости? Каков источник этого? У большинства из нас сильно развито чувство справедливости. Он состоит из представлений и чувств о том, что правильно и что неправильно, а также о том, что люди заслуживают и чем обязаны другим (права и обязанности). Знание закона и того, что является законным или незаконным, не требуется, чтобы иметь чувство справедливости. Моральный кодекс человека и представление о том, что определенные действия неправильны, потому что они вредят либо человеку, либо обществу в целом, — вот что такое чувство справедливости. Справедливость и право не всегда являются синонимами. У всех наций и обществ разные законы, и наказанием за одно преступление может быть смертная казнь в одной стране, но короткий тюремный срок в другой. Но в чем суть справедливости? Проще говоря, основой цивилизованного общества является справедливость. Без справедливых законов общества становятся суровыми и нетерпимыми, что часто приводит к конфликтам.

Источник Справедливости

Считается, что верховенство закона и идеал справедливости не зависят от социального статуса, богатства или чего-либо еще. Слово справедливость происходит от латинского слова «jus», что означает право или закон. Он определяет «справедливого» человека как человека, который «делает то, что морально правильно» и «отдает каждому должное», со словом «справедливый» в качестве синонима. Справедливость — это теория, которая регулирует применение справедливости. Справедливость в защите прав и пресечении правонарушений. В то время как все правовые системы стремятся поддерживать эту идею, справедливо и надлежащим образом применяя законы страны, возможны несправедливые законы. Одним из важнейших морально-политических понятий является справедливость.

«Чувство справедливости развилось у людей как стандарт, по которому можно измерять поведение других людей, чтобы защититься от обмана во взаимных отношениях», — говорит Триверс. «Ожидается, что такой обман вызовет сильную эмоциональную реакцию, — по словам Трайверса, — потому что несправедливые договоренности, повторяющиеся часто, могут привести к очень высокой цене в инклюзивном фитнесе. «Согласно де Ваалю и Броснану, «сведение счетов в отрицательной области может представлять собой предшественник человеческого правосудия, поскольку правосудие можно рассматривать как преобразование стремления к мести, эвфемизированное как возмездие, для контроля и регулирования поведения». С положительной стороны, по словам Трайверса, «память об оказанной услуге, такой как уход за собой, вызывает положительное отношение к одному и тому же человеку».

Когда мы приписываем людям чувство справедливости, мы подразумеваем, что у них есть стандарты справедливости, которые они применяют как к себе, так и к другим, согласно Трайверсу и де Ваалу. Если цель негативных реакций на несправедливое поведение других состоит в том, чтобы побудить людей поддерживать систему сотрудничества путем наказания мошенников, мы также можем ожидать, что люди будут чувствовать себя плохо, когда обманывают и наказывают себя. Люди часто чувствуют себя плохо, когда обманывают других, но неясно, вызваны ли эти негативные реакции теми же механизмами, которые заставляют их негативно реагировать на проступки других.

Заключение

Общий моральный кодекс является необходимым условием торжества справедливости, способствующим созданию справедливого сообщества. Моральные убеждения — это «невидимые узы», которые действуют как «социальный цемент», объединяющий людей в стабильном обществе. Фундаментальная объединяющая мораль представляет собой своего рода «бесшовную паутину»; законы должны быть нравственными, чтобы справедливость восторжествовала. В философии есть два типа морали: конвенциональная мораль и критическая мораль. В то время как традиционная мораль отражает большинство моральных взглядов населения, критическая мораль относится к тому, что правильно, независимо от того, во что верит большинство общества. При обсуждении отношений между правом и моралью юридические теории, такие как теория естественного права и юридический позитивизм, в первую очередь касаются критической морали, которая обозначает рациональные стандарты, независимые от точки зрения большинства в обществе.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *