Популярное

Религия это искусство: Искусство и религия · Луначарский А. В.

33. Религия и искусство: сходство и различия религиозного и художественного способа освоения действительности

Сходства:

1. Искусство как и религия – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком

2. Искусство как и религия возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека.

3. Религия и искусство – это специфический способ отражения действительности.

4. Как и религия искусство выполняет мировоззренческую функции, познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство как и религия глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.

5. Все сказанное делает искусство и религию мощным фактором развития человеческой личности.

6. Сила искусства и религии -в доходчивости, в его эмоционально-психологическом воздействии

7. Колммуникативную функцию выполняет и искусство и религия

8. Отмечая общие моменты, свойственные религии и искусству, нельзя не сказать об особой роли эмоциональных процессов в этих формах общественного сознания. Как эстетическое, так и религиозное отношение к мифу необходимо включают в себя определенные чувства и переживания. При этом общим является присутствие эмоциональных процессов, без которых Невозможны ни искусство, ни религия

9. Религия и искусство схожи тем, что и та и другая пытается создать законченную целостную картину мира, но религия в отличие от искусства всегда базируется на вере в сверхъестественное, тогда как искусство этого не предполагает.

10. Художественное сознание как и религиозное не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Их предметом является все, что есть интересного для человека в жизни.

11. Важной стороной искусства и религии является отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве и религии раздвигаются. Искусство и религия обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты

12. Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия.

13. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образности, фантазии. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания

14 И религия, и искусство возвышают нас и пробуждают в нас стремления к идеальному миру. Но если эстетическое чувство стремится преимущественно к художественному изображению идеального мира, то религиозное чувство жаждет живого общения с Богом – источником всякого совершенства.

15. Общим в религии и искусстве является то обстоятельство, что они стремятся высказывать идеи не в отвлеченной форме (как, например, в философии и науке), а в конкретном образном выражении.

16. В религии, как и в искусстве, чистая идея облекается в соответствующий ей чистый и вместе прекрасный покров образа, благодаря чему заставляет и все душевно-телесные чувства человека соучаствовать в духовном созерцании идеи. Догматические и нравственные понятия Церковь не только облекает в высокохудожественные словесные образы и прекрасную музыкальную одежду церковных песнопений, но и символизирует их в благолепии обрядовых форм богослужения.

Если ни одна из древних религий не была чужда символики, то совершеннейшая христианская религия являет собой исключительную по глубине и неисчерпаемую по разнообразию и богатству сокровищницу символических образов, немым языком «тайны будущего века», молчания, выражающих невидимое в видимом.

Отношение религии и искусства не есть ни отношение противоречия, ни отношение тождества. Между ними существует родство и своеобразная взаимопомощь, хотя в некоторых случаях они могут и противостоять друг другу.

Различия

1. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически. В своей эстетической оценке действительности искусство исходит из определенного эстетического идеала, хотя сам по себе он может осознаваться или не осознаваться. В основе этого идеала лежит понимание прекрасного и производных от него других эстетических категорий. Эстетический подход отличает искусство и от религии, которая, как и искусство, также является особым типом духовно-практического освоения мира. Но в основе религии лежит не эстетика, а вера в священное, в сверхъестественное, в Бога. В то же время нравственная ориентированность религии была и остается причиной тесной связи искусства с религией на всем протяжении его исторического развития.

2. Эстетическое чувство под влиянием созерцания художественного произведения или красот природы создает лишь безотчетный порыв нашей души к высшему миру; религиозное же чувство открывает нашей душе возможность живого общения с Богом через молитву и Таинства.

3. Любые художественные образы, сколь бы фантастичны они ни были, выступают всегда лишь как особые средства и приемы более глубокого понимания реальных человеческих характеров и судеб. Это принципиальное отличие художественной фантазии от религиозной. Всякая религиозная фантазия стремится выдать свои продукты за реальность. Продукты человеческой фантазии, результаты деятельности человеческого воображения превращаются в религии в самостоятельные существа, в особые объекты. Религия не может существовать без веры в реальность сверхъестественного.

Искусство в этом плане принципиально отличается от религии. При всем разнообразии и богатстве художественной фантазии искусство никогда не претендует на подмену действительности своими произведениями. Искусство отражает действительность, оценивает ее с определенных позиций, но оно не рассматривается и не может рассматриваться как сама действительность. фантазия в искусстве есть способ освоения действительности, в то время как фантазия в религии есть способ ухода от действительности, есть способ замены реального мира миром иллюзорным, призрачным

признание реальности сверхъестественного является важнейшим признаком, позволяющим отделить религию от искусства. С этим признаком связан и второй — наличие в религии системы иллюзорно-практических действий, с помощью которой верующие пытаются воздействовать на сверхъестественное. Эта система называется культом.

5. Сходство между эстетическими и религиозными чувствами затрагивает в основном форму протекания эмоциональных процессов. Что же касается их содержания, их направленности, то между эстетическими и религиозными переживаниями существуют коренные, принципиальные различия. Эстетические чувства направлены на реальные объекты: явления природы, предметы труда и бытового обихода, людей, наконец, произведения искусства — картины, статуи, романы, стихотворения, кинофильмы и т. п. Во всех этих случаях эстетическое чувство возникает в процессе эстетического освоения человеком объективного мира. И способствует более глубокому познанию объективного мира, людей, человеческих взаимоотношений и характеров.

6. Религиозные чувства всегда направлены на сверхъестественные, т. е. иллюзорные, реально не существующие объекты: бога, духа и т. п. В некоторых случаях объектом религиозных чувств может стать и реальный предмет или человек (например, „чудотворная икона» или „святой» у православных, римский папа у католиков и т. п.). Но при этом религиозные чувства направлены на сверхъестественные свойства этого объекта (способность „творить чудеса») либо на его связь со сверхъестественным, богом.

Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010

Комментарии и Отзывы

Оноре де Бальзак цитата: Искусство — это религия, которая имеет своих жрецов и должна …

—  Оноре де Бальзак

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Темы

религия, искусство, мученик, должное

Оноре де Бальзак

138

французский писатель-прозаик 1799 — 1850

Похожие цитаты

„Великодушный человек должен иметь несколько недостатков, чтобы не расстраивать своих друзей.“

—  Бенджамин Франклин американский политический деятель, дипломат, учёный, изобретатель, журналист, издатель, масон 1706 — 1790

„Как предприниматели, мы не имеем права идти на поводу своих сотрудников. Мы должны идти на поводу клиентов.“

—  Дмитрий Потапенко 1970

Семинар «Стратегии работы на нестабильных рынках»

„Мучеников истребленных религий не канонизируют.“

—  Збигнев Херберт Польский поэт, прозаик, эссеист 1924 — 1998

„Всякий глава партии должен уметь пользоваться воодушевлением сторонников, ибо нет партии, которая не имела бы своих горячих приверженцев. И величайший военачальник во главе своих солдат, лишённых боевого духа, оказывается полной бездарностью.“

—  Наполеон I Бонапарт император Франции, полководец и государственный деятель 1769 — 1821

„Всякая религия по сущности своей нетерпима как в силу своих принципов, так и в силу своих интересов.“

—  Поль Анри Гольбах французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель 1723 — 1789

О религии

„Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство.“

—  Карло Понти итальянский кинопродюсер 1912 — 2007

„Вегетарианство не имеет ничего общего с религией: в своей основе это нечто научное. Оно не имеет ничего общего с моралью, но у него много общего с эстетикой. Нельзя поверить, что чувствительный, сознательный, понимающий, любящий человек может есть мясо. А если он ест мясо, то что-то упущено — он все еще где-то не осознает, что он делает, не осознает значение своих поступков.“

—  Ошо индийский религиозный деятель, основатель мистического учения 1931 — 1990

„Думаю, что как минимум государственный деятель должен иметь голову. И, чтобы выстраивать межгосударственные отношения, нужно руководствоваться не эмоциями, а фундаментальными интересами своих стран.“

—  Владимир Владимирович Путин действующий президент Российской Федерации 1952

Путин в ответ на просьбу на «большой» пресс-конференции в феврале прокомментировать высказывание Хилари Клинтон, что у него нет души.
Высказывания, 2008
Вариант: Думаю, что как минимум государственный деятель должен иметь голову. И, чтобы выстраивать межгосударственные отношения, нужно руководствоваться не эмоциями, а фундаментальными интересами своих стран.

„Дети должны хоронить своих родителей, а не родители – своих детей.“

—  Бахтияр Мелик оглы Мамедов 1962

„Атеистическая наука также имеет религию.“

—  Освальд Шпенглер немецкий философ и культуролог 1880 — 1936

„Дисциплина — это просто искусство заставлять солдат бояться своих офицеров больше, чем врага.“

—  Клод Адриан Гельвеций французский литератор и философ-материалист 1715 — 1771

„Да, я считаю шахматы искусством и беру на себя все те обязанности, которые оно налагает на своих приверженцев.“

—  Александр Александрович Алехин русский шахматист 1892 — 1946

„У нас же сейчас наблюдается подъем олигархического искусства. Олигархия имеет свободные средства, она вкладывает либо в себя, либо в своих родственников и тому подобное. И семьи олигархов — они присутствуют в эфире. Но это пустой бизнес: деньги вкладываются, а они не отбиваются.“

—  Олег Юрьевич Скрипка украинский музыкант и общественный деятель, актёр, вокалист, автор песен 1964

Вопли Видоплясова — это не эстрада

„Искусство имеет ничего общего со вкусом.

—  Макс Эрнст немецкий художник-сюрреалист 1891 — 1976

„Рыцарь знаний должен уметь не только любить своих врагов, но и ненавидеть своих друзей.“

—  Фридрих Ницше немецкий философ 1844 — 1900

„Ноты — это лишь искусство записывать идеи, главное — это иметь их.“

—  Стендаль французский писатель 1783 — 1842

„Окружающий мир сегодня не имеет смысла, так почему я должен рисовать картины, которые имеют?“

—  Пабло Пикассо испанский художник, скульптор и график 1881 — 1973

Без источников

„Секс не должен иметь цели и не должен иметь определённого сценария.“

—  Вероника Степанова российский психолог 1978

„Искусство жить — это также способность придавать жизни и другим людям ту ценность, которую они имеют.“

—  Делия Стейнберг Гусман 1943

„Правда не всегда искусство, а искусство не всегда правда, но правда и искусство имеют точки соприкосновения.“

—  Жюль Ренар французский писатель 1864 — 1910

Связанные темы

  • Религия
  • Искусство
  • Мученик
  • Должное

Можно ли считать религию формой искусства?

Реклама


В книге «Рок на века: наука и религия в полноте жизни» Стивен Джей Гулд предлагает разрешить конфликт между наукой и религией, приняв концепцию, согласно которой они являются «непересекающимися магистериями» (NOMA). Приор имеет дело с фактами, а последний — с ценностями.

Кажется, здесь есть ряд проблем, касающихся светской этики, космологических ограничений науки и объединения с сферой деятельности организованных религий. Эти проблемы возникают из-за того, что религия неправильно определяется как самостоятельный магистериум, а не как часть искусства.

Эстетики играли с красотой, возвышенным, вдохновением, представлением и выражением, чтобы ответить на вопрос «что такое искусство?» Единой классификации не существует, и как только мы приближаемся к ней, художники создают работы, не поддающиеся определению. Отсутствие у искусства одного истинного смысла — палка о двух концах. Открытый для интерпретации, он позволяет нам воротить нос от того, что мы считаем уродливым, неумелым или недостойным как «не искусство», и в то же время позволяет новым жанрам, средствам и методам пополнять ряды того, что является искусством. Религия демонстрирует многие из тех качеств «что такое искусство», которые исследуются в связи с неудачами NOMA Гулда.

Первая проблема с NOMA заключается в том, что если религия связана с ценностями, этика становится недоступной для неверующего. То, что свято, значит, хорошо, этого недостаточно для эмпирика, поскольку оно основывается на предположении, что Бог должен существовать.

Искусство тем временем занимается моралью, но не претендует на «факты». Мифы, басни, романы и сценарии исследуют мораль, не претендуя на достоверность. Он предоставляет примеры хорошего поведения, которые могут быть поставлены под сомнение или существуют в ошибочной персоне.

Реклама


Возьмем Супермена (знаю, это клише, но все же полезно). Помимо его потустороннего происхождения и чудесных способностей, его определяющей чертой является то, что он всегда поступает правильно. В поведении Супермена на протяжении многих лет есть определенные противоречия, но его основная мораль и урок, который он преподает нам, как правило, остаются прежними. Супермен представляет « бесконечную битву за правду и справедливость », что является прекрасной моральной философией, не требующей веры в Криптон или Джор-Эль. « «Американский путь » был добавлен где-то по ходу дела, но, как я уже сказал, искусство может быть поставлено под сомнение, эта непоследовательность или отсутствие согласия в отношении того, что означает « «Американский путь », не представляет реальной проблемы из-за художественной природы Супермена. То же самое можно сказать о литературных Моисее, Иисусе и Мухаммеде, но не об их библейских альтер-эго. Они должны сохранять доктринальную последовательность, чтобы поддерживать свои заявления о непогрешимости.

Второй проблемой NOMA, о которой я упоминал, были космологические ограничения. Проще говоря, религиозный магистериум делает заявления о морали на основании того, что он считает истинными утверждениями о природе вселенной, наиболее очевидно, что есть Бог, но есть и много других, зависящих от конкретной веры.

Как отмечалось ранее, искусство не требует фактов, но утверждает истину . Различие, которое мы хотим провести здесь, заключается в том, что факт — это измерение и количественная оценка события. Истина в художественном смысле, смысл, который примет религия, если ее переименовать, — это то, что эти события, факты или вымысел, значат для человечества. Эта истина является выражением места человечества во Вселенной. Например, это всего лишь факт, что туманность — это облако пыли в космосе. Не факт, что это красиво или вдохновляюще, однако это правда. Истина искусства не препятствует магистериуму науки и не пересекается с фактами.

Для художественной формы религии существование Бога может и не быть фактом (его еще предстоит успешно доказать или опровергнуть), но Он истина . Религия как искусство по-прежнему удерживает Бога в отношениях с Человеком, который наставляет и направляет нас и требует от нас ответственности за наши действия. Это сложная концепция, но, рассмотрев последнюю проблему с NOMA, мы сможем прояснить ситуацию.

Для того, чтобы NOMA функционировала, то есть улаживала спор между религией и наукой, она требует, чтобы организованная религия занималась только моралью, что кажется непрактичным в практическом применении и невозможным в академическом плане, поскольку религия касается всего. аспекты жизни.

Искусство касается всех аспектов жизни, не вступая в столь сильное столкновение с наукой, как религия. Путаница, я полагаю, связана с историей. По словам покойного великого Кристофера Хитченса,

« Религия является частью человеческого устройства. Это также часть нашей культурной и интеллектуальной истории. Религия была нашей первой попыткой заняться литературой, текстами, нашей первой попыткой космологии, осмыслением того, где мы находимся во вселенной, нашей первой попыткой заботы о здоровье, верой в исцеление верой, нашей первой попыткой философии.0023 ».

Первобытный человек увидел солнце и сделал его богом. Это формирование магистериума, науки и искусства, и это рождение религии. Ранний человек ошибочно определил причину и следствие (науку) в окружающем его мире и создал сверхъестественную силу (искусство). Урожай мог быть неурожайным, потому что боги не послали дождь, но Человек рассказал себе историю, чтобы понять это. «Я плохо себя вел и поступал так, как не нравится богам, поэтому они прокляли меня засухой». Человек создал пантеон персонажей с потребностями и личностями. Существование Бога, необоснованное в любом случае, по-прежнему является неоспоримым и истинным выражением человечества.

Реклама


Хитченс считал религию « первой (и худшей) попыткой осмыслить реальность ». Я далек от того, чтобы переписывать «Заминку», но я думаю, что это работает лучше с « сознательной попыткой ». Художественное самовыражение человека, по-видимому, возникло в первую очередь, а за ним последовала систематизированная религия. Вместо того, чтобы быть вдохновленным Богом, человек был вдохновлен на создание божественного. Все еще не зная, какой инструмент лучше всего изучить его мир и выразить свое место в нем, Человек перепутал два и создал третий инструмент.

Религия — это художественное творение, но оно оказало такое влияние на человеческое существование, что его необходимо было усовершенствовать с помощью философии, этики и смысла, чтобы сохранить его преемственность. Его священные писания — пьесы о морали. Его ритуалы — это сочувствующие и символические перформансы, посвященные поиску истины . Ошибка состоит в том, что мы думаем, что поиски этой истины также выявляют факты. Религия, с этой точки зрения, является самым широким, самым сложным и самым влиятельным движением в искусстве в истории человечества.

Наука есть выражение Вселенной, постоянные функции, действующие как законы. Искусство — это человеческое самовыражение. Религия, сверхъестественное и оккультизм кажутся зажатыми между ними, поскольку они хотят объяснить и то, и другое. Но если мы вырвем факты из религии, то то, что у нас получится, должно попасть в категорию искусства. В противном случае, по-видимому, нет причин считать его отдельным магистериумом. Как только религия отказывается от поддающегося количественной оценке мира науки, не остается примеров, когда она выполняет социальную, личную, этическую или философскую функцию, которую многие отрасли искусства не выполняют или не могут выполнять. Это не для того, чтобы умалить, насколько хорошо религия выполняет эти функции, а только для того, чтобы сказать, что они не уникальны. По словам писателя и практикующего фокусника Алана Мура, 9 лет.0004

Я считаю, что магия – это искусство, и что искусство, будь то письмо, музыка, скульптура или любая другая форма, буквально является магией. Искусство, как и магия, — это наука манипулирования символами, словами или образами для достижения изменений в сознании ».

Мур делает отличное замечание. Язык, который мы используем для описания искусства, настолько похож на язык, который мы используем для описания религии, что кажется бесспорным, что мы испытываем одни и те же квалиа и эффекты под разными именами. Но мы можем расширить это от личного до культурного, масштабируя аргумент от отдельных частей до целых движений.

Очевидно, что для верующих такой подход может быть неприемлем, поскольку он по существу согласуется с атеистическим утверждением о том, что религиозные космологии и сверхъестественные явления ложны или, скорее, не являются фактами. Но вне религии этот подход может быть полезен для переоценки религии, возможно, предлагая рассмотрение атеистов и антитеистов с большой буквы. Подобно художественным движениям прошлого, мы можем применять закон Стерджена и находить хорошие качества религиозного метода и смысла, абстрагировать его, сохраняя и продвигая его первоначальные художественные качества.

Мнения в категории мнений The Freethink Tank принадлежат авторам и не отражают точку зрения веб-сайта или его владельцев.

Реклама


Религия как искусство | Государственный университет Нью-Йорка Press

Томас Р. Мартланд

Субъекты:

Серия Арт
:
Серия SUNY по философии

Мягкая обложка
:

9780873955218,

230 страниц,

Июнь 1982 г.
Твердый переплет
:

9780873955201,

230 страниц,

19 июня81

Альтернативные форматы доступны по адресу:

Прочитать отрывок
Посмотреть оглавление

Служба запросов или копия для экзамена
Запрос копии для обзора СМИ

Предисловие

Увертюра

Innocence

Fascination

Distance

Craft and Magic

Coalescence

Truth-To

Verification

Reprise

Notes

Индекс

Религия в своей наиболее аутентичной части является формой искусства. Религия делает то, что делает искусство. Эта идея богато иллюстрирована и подкреплена материалами самого разного происхождения. Обширный опыт автора в области искусства, религиозных текстов и эстетических произведений позволяет ему охватить огромную массу разрозненного материала и выявить во всем новом измерении. У него всегда под рукой как раз тот пример, который ему нужен, текст тибетского буддизма рядом с картиной французского импрессиониста и замечание о раннем контрапункте Баногу, и каждый пример рассматривается по-новому и интересно. Благодаря этому мягкому соединению разнородных материалов обнаруживаются общие корни.

Большинство исследований в области искусства и религии описывают и объясняют их как данные. Томас Мартланд определяет их как выражение идеалов и спрашивает, чем они являются, когда они подлинны, а не просто тем, что они собой представляют, когда они самоидентифицируются как искусство и религия. Это идентификация через оценку, а не аристотелевская классификация, и средства оценки предоставляются.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *