Психология — Биология 8 класс
Главная страница > Психология |
Психология-это наука, изучающая закономерности психических процессов, конкретного человека. Люди, как животные организмы, рождаются с определенными биологическими потребностями. Таковыми являются потребности в: 1) дыхании – потреблении кислорода и выдыхании углекислоты; 2) пище; 3) воде; 4) укрытии и поддержании определенной температуры тела; 5) отдыхе и работе; 6) мочеиспускании и дефекации; 7) освобождении груди женщины от молока после рождения ею ребенка и 8) половой деятельности (под последней подразумевается периодическое удовлетворение полового влечения. С биологической точки зрения размножение – явление, сопутствующее половой деятельности; размножение можно рассматривать как биологическую потребность человеческого рода в целом, но оно не является необходимым для сохранения и поддержания жизни отдельного человека). Эти основные потребности организма должны быть удовлетворены для продолжения жизни отдельного человека. Они, несомненно, влияют на человеческую психику. Однако основной проблемой, интересующей нас в данном случае, является степень этого влияния и то, каким образом оно осуществляется. Раньше в психологической науке ответ на эти вопросы давала теория инстинктов. Тогда имела место тенденция исходить непосредственно из биологических потребностей человека и постулировать наличие определенных действий, мыслей, чувств и влечений, которые якобы вызываются этими потребностями. Таким образом, основой теории инстинктов является концепция, что психическая жизнь человека непосредственно вызывается его биологическими потребностями. Исходя из убеждения, что инстинктивные, неприобретенные отношения доминируют в психике животных, и, вдобавок, перенося это положение непосредственно на человека, различные психологи и философы составляли длинные списки возможных инстинктов. Называя лишь некоторые из последних, укажем, что людям приписывались инстинкты общительности, материнской любви, агрессии, эгоизма, любопытства и капиталистического накопления. Фрейд все эти инстинкты свел к двум – инстинктам жизни и смерти. Эти инстинкты и управляют личной, психической, социальной и политической жизнью человека во всех ее аспектах. Фрейд представлял себе инстинкт как основную, неделимую психическую силу, непосредственно вытекающую из физиологических процессов, происходящих в человеческом организме; при этом инстинкт жизни возникает из стремления жить и расти, а инстинкт смерти – из того факта, что протоплазма в конечном счете умирает. Фрейд считал, что инстинкт жизни является причиной действий, мыслей, чувств и влечений, связанных с самосохранением, сексуальностью, любовью, привязанностью, удовольствием, энтузиазмом и всеми другими положительными интересами и влечениями людей. Инстинкт смерти является предположительной причиной действий, мыслей, чувств и влечений, влекущих за собой агрессию, убийство, разрушение, ненависть, бесчеловечность, жестокость и тому подобные стремления, наблюдающиеся в поведении современного человека. Против теории инстинктов может быть выдвинут ряд серьезных возражений, основанных как на наблюдаемых фактах, так и на теоретических соображениях. |
«Психология и биология.» — Яндекс Кью
Самые острые споры сегодня вызывает отношение психологии к комплексу биологических наук. Еще в XVIII веке французские философы сформулировали следующее положение: мозг выделяет сознание, подобно тому, как печень выделяет желчь. Вслед за этим ученые лет 200 искали эти «выделения». Но не нашли.
Сегодня мало кто из профессиональных психологов сомневается в том, что психические явления имеют физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной психологии и медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова. А в науке даже появилось особое ее ответвление – психосоматика, которая специально этими вопросами и занимается.
Вот только психологи сегодня начинают склоняться к мысли о том, что процессы, происходящие в нервной системе человека, хотя чрезвычайно важны для человека, но плохо объясняют психические явления. Мало кто сомневается, что сложнейшей частью нервной системы является мозг. Вот только отношение к мозгу следует изменить. Как? Принять точку зрения, в соответствии с которой мозг (центральная нервная система в целом) – не орган, а орудие человека. Не мозг «руководит» человеком, а человек взаимодействует с природой при помощи разнообразных орудий, среди которых и его собственные органы: руки, ноги, сердце, мозг. Поскольку же центральная нервная система и ее интереснейшая «часть» — мозг – представляют собой элемент тела, без использования которых никакая психика невозможна, то все студенты-психологи России и должны изучить такие дисциплины, как Физиология высшей нервной деятельности или Анатомия центральной нервной системы. По себе могу сказать: очень важно приличному психологу знать устройство его (и других людей) нервов – да и не только анатомию, но и биохимические и биофизические процессы, протекающие здесь.
Но сознательных «выделений» из мозга ни физиологи, ни психологи, никто так и не нашел. И вопрос остался: как же соотносятся психология и биология? Интересный вариант предложил советский психолог Л.С.Выготский. Между прочим, жил он сто лет назад, но многие современные профессиональные психологи называют этого человека (полушутя-полусерьезно) «наше все», как Белинский когда-то назвал Пушкина. Так вот, если одной фразой передать точку зрения Выготского, то выглядит это следующим образом: психология – естественная наука, но не биологическая. Как понимать это странное высказывание? Очень просто. Во-первых, считает Выготский, нужно «пересмотреть» предмет естествознания: таким предметом следует считать все живое и саморазвивающееся, в том числе и внутренний мир человека. А во-вторых, стоит вспомнить про учение знаменитого немецкого философа Гегеля, которого Выготский любил со школьных (гимназических) времен (и читал его, как и Маркса, в подлиннике). А Гегель утверждал, что в Природе есть не только количественные, но и качественные изменения. И если к Гегелю прислушаться, то получится, что на уровне человека произошел качественный «скачок» — появилось сознание (психика), которое качественно (а не просто количественно) отличается от тех зачатков психики, которые мы наблюдаем даже у самых высоко развитых животных. У человека появился смысл.
И вот я начинаю «всматриваться» в себя. Может быть, я всего лишь обезьяна, перешедшая на новую ступень? Конечно, это так (если верить Дарвину). Только я какой-то другой. Нет, говорю я себе. У меня есть смысл, который пытается все понять, и значение, при помощи которого я пытаюсь передать другим людям свое понимание мира.
А как у вас? Заглянем в себя? Может быть, прав Выготский. И мы, все-таки, качественно отличаемся от наших замечательных, но биологических, предков? Или так и будем видеть в себе только самую что ни на есть высокоорганизованную обезьяну, у которой появилась новая «прибавка»: сознание? Я лично предпочитаю считать себя человеком. Иначе, я стал бы биологом и занимался бы интереснейшим орудием психики человека – мозгом.
Вот так на сегодняшний день, обстоят дела с соотношением психологии и биологии. Биология занимается, в числе всего прочего, мозгом. А психологи – удивительным новообразованием – психикой (сознанием), которое качественно (а не только) количественно преобразовало Природу и создало внутренний мир человека. Впрочем, глядя на современного человека (и человечество) я и сомневаюсь иной раз в этом. И начинаю думать, что некоторым людям достаточно быть предметом биологии. А вам?
Психология+4
1,5 K
Комментировать пост…Комментировать…
Биологический подход в психологии
Биологический подход считает, что поведение является следствием нашей генетики и физиологии. Это единственный подход в психологии, который исследует мысли, чувства и поведение с биологической и, следовательно, с физической точки зрения.
Следовательно, все психологическое есть прежде всего физиологическое. Все мысли, чувства и поведение в конечном счете имеют биологическую причину. Биологическая перспектива имеет отношение к изучению психологии по трем причинам:
1. Сравнительный метод : можно изучать и сравнивать разные виды животных. Это может помочь в поисках понимания человеческого поведения.
2. Физиология : как работают нервная система и гормоны, как функционирует мозг, как изменения в структуре и/или функции могут повлиять на поведение. Например, мы могли бы спросить, как лекарства, назначенные для лечения депрессии, влияют на поведение через их взаимодействие с нервной системой.
3. Расследование наследование : что животное наследует от своих родителей, механизмы наследования (генетика). Например, мы можем захотеть узнать, передается ли высокий интеллект по наследству от одного поколения к другому.
Кроме того, биологический подход утверждает, что некоторые из наших моделей поведения и характеристик передаются генетически, поскольку они повышают нашу выживаемость, например привязанность и память.
Каждый из этих биологических аспектов, сравнительный, физиологический (например, мозг) и генетический, может помочь объяснить поведение человека.
Проблемы и дебаты
Свобода воли против детерминизма
Он строго детерминистский, поскольку рассматривает поведение как полностью обусловленное биологическими факторами, над которыми люди не властны.
Природа против воспитания
Биологический подход твердо стоит на стороне природы в споре; тем не менее, он признает, что наш мозг является пластичным органом, который меняется с опытом в нашем социальном мире, поэтому он не полностью отрицает влияние воспитания.
Кросс-культурные исследования включают изучение определенного поведения (например, пола, выражения лица) в разных культурах. Если обнаруживается, что поведение в разных культурах одинаково, психологи заключают, что различия в поведении имеют биологическую (т. Е. Природную) основу.
Однако, если обнаруживается, что поведение различается в разных культурах, то, вероятно, на него влияет окружающая среда (т. е. воспитание). Кросс-культурные исследования полезны, поскольку они вносят свой вклад в дискуссию о природе и воспитании в психологии.
Холизм
против редукционизм
Биологический подход является редукционистским, поскольку он направлен на объяснение любого поведения действием генетических или биохимических процессов. Он игнорирует влияние таких факторов, как опыт раннего детства, обусловленность или когнитивные процессы.
Идиографический и номотетический
Биологический подход является номотетическим, поскольку он устанавливает законы и теории о влиянии физиологических и биохимических процессов, которые применимы ко всем людям.
Используемые методы исследования являются научными?
Биологический подход использует очень научные методы, такие как сканирование и биохимия. В этом подходе часто используются животные, поскольку этот подход предполагает, что люди физиологически похожи на животных.
Исследование наследства
Исследования близнецов предоставляют генетикам своего рода естественный эксперимент, в котором поведенческое сходство однояйцевых близнецов (генетическое родство которых равно 1,0) можно сравнить с сходством дизиготных близнецов (генетическое родство которых равно 0,5).
Другими словами, если наследственность (то есть генетика) влияет на данный признак или поведение, то однояйцевые близнецы должны демонстрировать большее сходство по этому признаку по сравнению с разнояйцевыми (неоднояйцевыми) близнецами.
Есть два типа близнецов:
- Монозиготные = однояйцевые близнецы (100% общая генетическая информация).
- Дизиготные = разнояйцевые близнецы (общая генетическая информация на 50%, как у братьев и сестер).
Исследования с использованием близнецовых исследований направлены на определение степени конкордантности (или сходства) между однояйцевыми и разнояйцевыми (т. е. неоднояйцевыми) близнецами. Близнецы конкордантны по признаку, если оба или ни один из близнецов не проявляет признак. Говорят, что близнецы несовместимы по какой-либо черте, если у одного она проявляется, а у другого нет.
Однояйцевые близнецы имеют одинаковую генетическую структуру, а разнояйцевые близнецы имеют только 50 процентов общих генов. Таким образом, если показатели конкордантности (которые могут варьироваться от 0 до 100) значительно выше для однояйцевых близнецов, чем для разнояйцевых близнецов, то это свидетельствует о том, что генетика играет важную роль в выражении этого конкретного поведения.
Bouchard и McGue (1981) провели обзор 111 всемирных исследований, в которых сравнивали IQ членов семьи. Показатели корреляции ниже представляют собой среднюю степень сходства между двумя людьми (чем выше сходство, тем более похожи показатели IQ).
- Однояйцевые близнецы, выращенные вместе = 0,86 (корреляция).
- Однояйцевые близнецы, раздвинутые друг от друга = 0,72
- разнояйцевых близнецов, выращенных вместе = 0,60
- Братья и сестры, выращенные вместе = 0,47
- Братья и сестры врозь = 0,24
- Кузены = 0,15
Однако существуют методологические недостатки, снижающие достоверность исследований близнецов. Например, Bouchard и McGue включили в свой метаанализ множество плохо выполненных и необъективных исследований.
Кроме того, исследования, сравнивающие поведение близнецов, воспитанных отдельно друг от друга, подверглись критике, поскольку близнецы часто находятся в одинаковой среде и иногда воспитываются членом семьи, не являющимся родителями.
Методы изучения мозга
Важно понимать, что человеческий мозг представляет собой очень сложный биологический механизм. Ученые только «поцарапали поверхность» понимания многих функций работы человеческого мозга. Мозг может влиять на многие типы поведения.
Помимо изучения пациентов с повреждениями головного мозга, мы можем узнать о работе мозга тремя другими способами.
Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.
1 . Нейрохирургия
Мы так мало знаем о мозге, а его функции настолько тесно интегрированы, что к операции на головном мозге обычно прибегают только в крайнем случае.
Х.М. страдал от таких разрушительных эпилептических припадков, что в конце концов был опробован хирургический метод, который никогда раньше не применялся.
Эта техника излечила его от эпилепсии, но в процессе пришлось удалить гиппокамп (это часть лимбической системы в середине мозга). осталась с тяжелой антероградной амнезией. То есть, он мог вспомнить, что было с ним в его жизни до того, как ему сделали операцию, но ничего нового вспомнить не мог. Итак, теперь мы знаем, что гиппокамп участвует в памяти.
2 . Электроэнцефалограммы (ЭЭГ)
Это способ записи электрической активности головного мозга (это не больно и не опасно). Электроды прикрепляются к коже головы, и можно отслеживать мозговые волны.
ЭЭГ использовались для изучения сна, и было обнаружено, что во время обычного ночного сна мы проходим ряд стадий, отмеченных различными паттернами мозговых волн.
Одна из этих стадий известна как быстрый сон (сон с быстрым движением глаз). Во время этого наши мозговые волны начинают напоминать волны нашего бодрствования (хотя мы все еще крепко спим), и кажется, что это происходит, когда мы видим сон (независимо от того, помним мы это или нет).
3 . Сканирование мозга
Совсем недавно были разработаны методы исследования мозга с использованием различных типов сканирующего оборудования, подключенного к мощным компьютерам.
Компьютерная томография (компьютерная аксиальная томография) представляет собой движущийся рентгеновский луч, который делает «картинки» вокруг головы под разными углами и может использоваться для создания трехмерного изображения поврежденных областей мозга.
Еще более сложным является сканирование ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография), в котором используется радиоактивный маркер как способ изучения работы мозга.
Процедура основана на том принципе, что мозгу для функционирования требуется энергия и что области, более вовлеченные в выполнение задачи, потребляют больше энергии. Таким образом, сканирование позволяет исследователям получать постоянные изображения мозга, когда он участвует в умственной деятельности.
Эти (и другие) методы получения изображений структуры и функционирования мозга широко использовались для изучения языка и, в частности, ПЭТ-сканирования. вопрос о том, как возможен язык.
Хронология
Путешествие на «Бигле» (1805–1836) – Дарвин сформулировал свою теорию естественного отбора, наблюдая за животными во время путешествия по миру.
Harlow (1848): Phineas Gage тематическое исследование черепно-мозговой травмы предоставляет нейробиологам важную информацию о работе мозга.
Дарвин (1859 г.) публикует «Происхождение видов путем естественного отбора» . Было напечатано 1250 экземпляров, большая часть которых была продана в первый же день.
Джейн Гудолл (1957) начала свое исследование приматов в Африке, обнаружив, что поведение шимпанзе сходно с поведением всех человеческих культур на планете.
Эдвард Уилсон (1975) опубликовал свою книгу Sociobiology , которая объединила эволюционный взгляд на психологию.
Рождение эволюционной психологии начинается с публикации эссе «Психологические основы культуры » Туби и Космидеса (1992).
Критическая оценка
Чарльз Дарвин предложил теорию естественного отбора. Он утверждал, что генетически детерминированные характеристики или поведение, повышающие наши шансы на выживание и размножение, передаются следующему поколению и становятся более распространенными в популяции.
Напротив, черты, не повышающие выживаемость, постепенно исчезают. Теории в рамках биологического подхода поддерживают природу, а не воспитание. Примером эволюционного объяснения поведения является теория привязанности Боулби.
Однако описание поведения исключительно с точки зрения природы или воспитания является ограничением, и попытки сделать это недооценивают сложность человеческого поведения. Более вероятно, что поведение обусловлено взаимодействием между природой (биологией) и воспитанием (окружающей средой).
Например, люди могут быть предрасположены к определенному поведению, но это поведение может не проявляться, если оно не вызвано факторами окружающей среды. Это известно как диатезно-стрессовая модель человеческого поведения.
Сила биологического подхода заключается в том, что он дает четкие прогнозы, например, о влиянии нейротрансмиттеров или поведении людей, которые генетически связаны. Это означает, что объяснения могут быть научно проверены, воспроизведены и рецензированы экспертами.
Ограничение состоит в том, что большинство биологических объяснений редукционистские. Они сводят поведение к результату генов и других биологических процессов, игнорируя влияние детства и нашей социальной и культурной среды. Они не предоставляют достаточно информации, чтобы полностью объяснить поведение человека.
Кроме того, можно утверждать, что биологические аномалии, наблюдаемые при психических расстройствах, могут быть результатом, а не причиной расстройства, поскольку мозг является пластическим органом, который меняется в зависимости от того, как мы его используем, так что вполне может быть, что для Например, повреждение хвостатого ядра является результатом беспокойства, а не его причиной.
Кроме того, можно утверждать, что дисбаланс нейротрансмиттеров, таких как низкий уровень серотонина, у человека с депрессией является следствием, а не причиной депрессии, поскольку мозг является пластичным органом, который меняется в зависимости от того, как мы его используем, поэтому он может возможно, депрессивное мышление вызывает наблюдаемый низкий уровень серотонина.
Можно утверждать, что исследования близнецов не разделяют природу и природу, потому что близнецы воспитываются и живут в одной и той же среде, а разница в уровне конкордантности, обнаруженная между близнецами MZ и DZ, может быть связана с тем, что с близнецами MZ обращаются больше так же, как их родители, чем близнецы DZ, потому что они больше похожи.
Кроме того, мы обычно не обнаруживаем 100%-го уровня совпадения психических расстройств у близнецов MZ, что указывает на то, что в развитии этих расстройств должны участвовать факторы окружающей среды и социальные факторы.
Биологический подход является детерминистским, поскольку он рассматривает наше поведение как полностью обусловленное биологическими факторами, над которыми мы не имеем никакого контроля. Это побуждает людей не брать на себя ответственность за свои действия и обвинять свою генетическую структуру.
Ссылки
Bouchard, T.J., & McGue, M. (1981). Семейные исследования интеллекта: обзор. Science, 212(4498) , 1055-1059.
Дарвин, К. (1859 г.). О происхождении видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас в борьбе за жизнь (1-е изд.) . Лондон: Джон Мюррей.
Харлоу, Дж. М. (1848 г.). Прохождение железного стержня через голову. Бостонский медицинский и хирургический журнал , 39, 389–393.
Туби, Дж., и Космидес, Л. (1992). Психологические основы культуры. В J. Barkow, L. Cosmides, & J. Tooby (Eds.), Адаптированный разум: эволюционная психология и формирование культуры . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Уилсон, Э. (1975). Социобиология: новый синтез . Издательство Гарвардского университета
Дополнительная литература
Как опыт меняет пластичность мозга
Половые различия в мозге
Что когда-либо сделала для нас нейробиология?
Чем больше мозг, тем лучше?
BBC Radio 4: Влияние эволюционной теории, френологии и дыры в голове Финеаса Гейджа.
BBC Radio 4: Доктор Банн обсуждает влияние неврологии на то, как мы понимаем себя сегодня.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ | ПСИХОЛОГИЯ
ЧТО ТАКОЕ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
Этот подход психологии имеет дело с нашим телом, органами, генетикой, гормонами и другими физическими элементами, влияющими на наше поведение. Например, дефект в структуре мозга может повлиять на первоначальную работу мозга, что приведет к ненормальному поведению. Это единственный подход в психологии, который исследует мысли, чувства и поведение с биологической и, следовательно, с физической точки зрения. Следовательно, все психологическое в первую очередь физиологическое.
Именно, биологический подход к психологии фокусируется на центральной нервной системе и мозге . Наши нейронные рабочие и сенсорные системы влияют на наше настроение и поведение. Когда мы устали, находимся в состоянии стресса, подавлены или принимаем лекарства, эти физические состояния также определяют наше мировоззрение, восприятие, чувства, мысли, способность принимать решения и решать проблемы. Нейроны несут чувствительные нервы и двигательные нервы через аксоны и передающие синапсы. Симпатическая, парасимпатическая и эндокринная системы 9Утверждается, что 0009 играют важную роль в этих процессах.
Также интересно, как психоактивные вещества, такие как депрессанты (алкоголь и опиаты), стимуляторы (кофеин и никотин) и галлюциногены (марихуана и ЛСД), воздействуют на весь наш организм, работая иначе, чем обычно. . Такие эксперименты с потреблением показывают влияние биологических изменений на наше поведение. Удивительно, как наше тело и разум работают параллельно друг другу в едином единстве. Мы также установили, что разные области мозга работают по отдельности, выполняя свои специализированные задачи по управлению поведением.
Недавно были проведены исследования близнецов, которые обладают одинаковым генетическим материалом, но имеют разное культурное влияние, называемых генотипом и фенотипом . Утверждается, что они боятся и привлекают одно и то же, хотя и имеют разные характеристики. Эти пойманные близнецы одинаково реагируют на возникающие ситуации.
Есть много предположений о теории Placebo , которая относится к реакции сахарных таблеток, считая их настоящими лекарствами. Люди, как правило, чувствуют себя лучше, даже если они не принимали настоящие целебные таблетки.
Преимущества БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Аномальное поведение, вызванное биологическим нарушением или дефектом, может быть определено с помощью научных машин, таких как МРТ, фМРТ, КТ, ЭЭГ и т. д.
- Психологические проблемы можно вылечить с помощью лекарств и лекарств.
- Мы можем лучше понять генетику и личность.
- Знайте, что разные области мозга контролируют разные действия и поведение.
Слабые стороны БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
- Согласно модели Гаеми ограничения биологической психологии заключаются в следующем:
- Концептуально не соответствует взаимосвязи между разумом и телом.