Популярное

Проблемы в 1м классе: Проблемы первоклассников в школе | Консультация (1 класс) на тему:

6 типичных проблем детей в начальной школе

Ребенок не помнит, что ему задано, гуляет только в каникулы, ходит на море кружков, но в школе ему всегда скучно. «Правмир» повторяет цикл бесед с Екатериной Бурмистровой о типичных проблемах, с которыми сталкиваются ученики разного возраста и их родители. 

Сегодня говорим о том, что происходит с детьми в младшей школе и как решать те сложности, которые у них могут возникнуть с 1-го по 4-й класс.

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Если мы говорим про городских школьников, то первая и основная проблема – это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность, портящая отношения».

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Когда мы с вами учились, никому в голову не приходило сидеть с ребенком за уроками, за исключением случаев перехода в другую более сильную школу или поступления куда-то. Все было устроено так, что с программой можно было справиться. А сейчас все устроено так, что с программой можно справиться только в том случае, если все встанут на уши. И я говорю об обычных детях без образовательных способностей, без дисграфии, без нарушения внимания, без вегетативных нарушений.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Во-вторых, не только изменилась программа по наполняемости, но изменился подход учителей. В прошлом году в одной из сильных московских школ только одна учительница первых классов из четырех сказала родителям: «Не вздумайте помогать детям делать уроки, они пришли учиться сами», все остальные сказали: «Родители, вы поступили в первый класс. По математике у нас такая-то программа, по русскому – такая-то, в этой четверти мы занимаемся сложением, в следующей – вычитанием…» И это тоже, конечно, формирует учебную несамостоятельность.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32, или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

Учителя, которые учились еще при СССР, были готовы на многое, подходили к профессии как к служению, сейчас сходят с трудовой арены по возрасту. Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Старое поколение, может, было эмоционально выгоревшим, уставшим, но очень профессиональным. А из молодых учителей в возрасте 22-32 лет, настроенных на получение максимального заработка при минимальных усилиях, совсем немногие останутся в школе. Поэтому учителя часто уходят, меняются.

Екатерина Бурмистрова. Фото: Facebook

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

– Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?  

– Если коротко, то да. У меня целый курс есть про учебную самостоятельность. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.

– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

– Связанная с несамостоятельностью проблема – перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Я каждый год встречаюсь с мамами, которые говорят: «У моего ребенка расписание сложнее, чем у меня», причем говорят об этом с гордостью.

Это определенная часть общества, где мама убивается и водит ребенка везде сама, или где есть водитель, который везде возит и ждет ребенка в машине. У меня есть простой маркер ненормальности нагрузки: я спрашиваю: «Сколько времени в неделю ваш ребенок гуляет?» Если речь идет про начальную школу, родители часто говорят: «Какой гуляет? Он в каникулы гуляет». Это показатель ненормальной нагрузки. Еще один хороший вопрос: «Во что любит играть ваш ребенок?» – «В Lego». – «Когда он играет в Lego?» – «В каникулы»…

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении. Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем – мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка – это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

– Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Это индивидуальные показатели, но есть и общие: ребенок в начальной школе должен гулять хотя бы трижды в неделю по часу. Причем именно гулять, а не то, что мне иногда говорят родители: «А мы гуляем, когда идем с одного занятия на другое». Есть вообще ситуации, когда ребенок и его мама живут в режиме подвига: «Я в машине кормлю его супом из термоса, потому что он же должен обедать полноценно».

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.

– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.

– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.

– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Это формируется нами, родителями – часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.

– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

По первоклашкам это очень видно. Они должны научиться к октябрю-ноябрю правильно реагировать на общие формы обращения, когда учитель говорит: «Дети, взяли карандаши».

Дети, которые эмоционально готовы к школе, берут карандаши при общей форме обращения. А если им даже в ноябре говорят: «Все взяли карандаши, и Маша тоже взяла карандаш», значит, такая способность к самостоятельной работе в группе у ребенка еще не созрела. Это признак того, что он пошел в школу рано.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.


Следующий материал – о том, с чем сталкиваются родители детей, которые учатся в средней школе.

Ксения Кнорре Дмитриева

Текст был впервые опубликован 28 августа 2018 г.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Первый класс: как преодолеть главные трудности школьника — личный опыт мам

Развитие

Фото
Gpointstudio/Getty Images/iStockphoto

психолог

Неожиданные они потому, что свой первый класс мы помним не очень хорошо. Точнее, не очень детально. Семь лет — это еще детство, и память работает по принципу «плохое забудь». В этом возрасте мы все воспринимаем эмоционально, но потом многие негативные события как бы немного стираются, тускнеют, перестают быть болезненными. Или преобразуются в нашем сознании таким образом, что становится очевидной их несущественность — «разве стоило переживать?». Кроме того, в списке трудностей взрослого человека первый класс стоит на первом, максимум втором (после садика и рождения младшего брата), месте. А потом был класс пятый, седьмой, экзамены выпускные и вступительные, собеседования, работа, рождение первенца — как раз того, кто сейчас идет в первый класс, ипотека…

Даже подросток проблемы первого класса не считает серьезными: что такое корявые буквы по сравнению с неорганической химией и тем, что все одноклассники уже на три сантиметра выше тебя! А взрослые вообще уверены, что первый класс — это счастье. Все знают про школьные стрессы и трудности адаптации, но все-таки относят все это на счет непосредственно способностей и степени подготовки. А если ребенок умеет писать и читать, если активен и нормально общается с другими детьми, то никаких проблем быть не может. Увы, это не так. Более того, именно проблемы начальной школы могут стать причиной трудностей в более старшем возрасте, на других жизненных этапах. Это мы их потом не помним, а они нас очень даже. Так что будем внимательными к состоянию первоклассников, их настроению и реакциям — это поможет узнать, в чем проблема. И будем терпеливыми и любящими — это поможет ее решить.

«Ваня — спокойный, добрый и мечтательный. Читать научился сам (!!!) в возрасте 5 (!!!) лет. Любит кормить хомяка, кататься на велосипеде, сидеть незамеченным во взрослой компании и смеяться над тем, что ему еще рано понимать. В школу очень хотел, сам выбирал цветы. Сейчас ужасно устает, прямо на стол падает, когда уроки делаем, заснуть может днем. Хотя в школе особенно не загружают. Спрашиваю других родителей — все вроде бы нормально, даже и на кружки еще успевают. Думаю, надо совсем запретить компьютерные игры — говорят же, что от экрана бывает такое утомление».
Ирина, мама Вани

Школьные нагрузки стандартные, а дети разные. У ребенка могут быть признаки повышенной утомляемости, если он в принципе не особо энергичен и активен. Есть дети, для которых нахождение среди людей — уже труд, напряжение, и школьный процесс для них очень тяжел. Особенно если при этом свои ранние детские годы они проводили не в садике, а дома — с мамой, бабушкой, няней. Конечно, они привыкают, но на адаптацию уходит больше времени, чем у других детей.

Усталость сверх меры бывает и у тех, кто за предыдущий год пережил какие-то перемены в семье или долго болел. Стрессы ослабляют организм, делают его не таким выносливым к дополнительным нагрузкам. И еще: устают дети, которых повели в школу раньше положенного возраста. «Ему почти семь, уже пора». В раннем возрасте даже месяцы имеют значение для психофизиологического развития. Например, ребенок в шесть с половиной лет совсем не так хорошо управляет своим вниманием, как тот, кому уже исполнилось семь. И он не так усидчив, не так быстро усваивает инструкции. А в классе есть и те, кому уже семь с хвостиком, поэтому учителю при всей своей заботе о детях приходится выбирать средний темп. От родителей в любом случае требуется чуткое и лояльное отношение.

Школа, оценки, успехи, заслуги, призовые места на соревнованиях — все это очень важно. Но не настолько, чтобы лишать ребенка любви!

Исключение давления, призывов вроде «Соберись, что ты раскис?» Собираться ребенок, может, и научится, но усталость будет хронической. Начиная со второго полугодия такие дети начинают часто болеть — организм защищается от перегрузок, и иногда это продолжается… даже не школьные годы, а всю жизнь. Не получая удовольствия от преодоления трудностей, человек их избегает. Демонстрируйте понимание, поддерживайте, создавайте больше поводов для радости и отдыха — такого, какой ребенку нравится. И не бойтесь помогать. Ничего страшного не случится, если пару раз вы сами нарисуете домик и даже напишете несколько букв, когда ребенок совсем без сил. Это не обман, а выручка и дружеское участие, которое само по себе прибавит сил. Помочь нужно и в том случае, если память, внимание недостаточно развиты. В свободное от уроков время делайте самые простые упражнения на запоминание, пересказывайте тексты, просите найти отличия в картинках. Все — в виде игры, все — столько, чтобы ребенок не утомлялся. И необязательно говорить, что преследуете какую-то цель.

«Карина — самостоятельная и очень ответственная. Двое младших братьев — это не шутка. Список всего необходимого к школе готовила сама и абсолютно ничего не забыла. Первого сентября была очень довольна и школой, и тем, какой праздник устроили родители. А потом стала часто грустить, в глазах — чуть не слезы. Учительница в восторге, проблем никаких абсолютно, в школу — из школы мы сами возим, дома все хорошо. Что происходит — непонятно».
Мама Дарья, папа Руслан

Фото
Getty Images/Image Source

Первый класс — новый этап развития социальных отношений. Дети стремятся заводить новые знакомства, дружеские связи. Привязанность формируется уже на основе особенностей характера, поведения и интересов, а не на основе совместной деятельности, как раньше. Потребность в интересе другого человека, в позитивной оценке сверстников становится очень актуальной. Кроме этого, усложняется внутренний мир ребенка, и многие интересующие темы тоже требуют обсуждения в дружеском, приятельском кругу.

Отсутствие таких связей дети могут переживать очень сильно, но не всегда готовы рассказать об этом взрослым. Признаться: «Со мной никто не хочет дружить», «меня избегают» бывает очень болезненно. Именно по этой причине часто в настроении появляется грусть. Ребенок может даже немного отстраниться, концентрируясь на своей проблеме. Родителям стоит выяснять все подробности школьного дня, все особенности отношений, но тактично и очень доброжелательно.

Подумайте сами, как действительно ребенок может подружиться. Предложите темы для разговоров, поводы для встреч или звонков. Подскажите причины, по которым человек может стать не особо привлекательной персоной для общения. Например, никто не любит жалующихся и ябедничающих, и стремление быть правой рукой учительницы и говорить ей «всю правду» может обернуться очень напряженным общением с одноклассниками. Расскажите, как складывались отношения у вас, вспоминая не только хорошее, но и проблемы.

И успокойте, но лучше словами «Обязательно с кем-нибудь подружишься», а не «Все это ерунда, в школу ты не за тем ходишь». Дружеские связи в детстве влияют на самооценку, впечатление о собственной ценности для окружающих, а это в дальнейшем скажется и на уровне притязаний, и на стремлении к успеху, и на общем психическом благополучии.

Георгий — молодец, по мнению большинства родственников и знакомых. Быстро все запоминает, легко осваивает. Может рисовать, поет хорошо. Но главное его увлечение — футбол. Занимается с трех лет, и с этого года — в детской сборной города. Но вот «стал неуравновешенным, нервным. Ногти грызет, спит плохо, чуть что — в слезы. А началось все с буквы Ж. Она нам все нервы вымотала. Он не может ее писать красиво и получает за это „солнышко с тучкой“ (учительница так придумала ставить оценки). Честно говоря, пишет он вообще не очень, по нормальной системе оценок это три с минусом, наверное. Но буква „Ж“ — это кошмар. До ночи сидим. Я однажды не вытерпела и нагрубила ему, сказала: „Мяч пинать всегда успеешь, много ума для этого не надо, а вот голову развивать может быть поздно“. Плакал, испугался, что на футбол не пустим. Ну, может, сейчас что-то поймет. Научится делать как надо…»
Ольга Владимировна, бабушка

Все родители хотят, чтобы ребенок хорошо учился. Но некоторые относятся к понятию успеха слишком серьезно. Требуют безупречности, хороших показателей, болезненно воспринимают любое отклонение от образа отличника. «Это же самое начало. Основа всего». Установка справедлива, если понимать ее в ключе «пусть ребенок полюбит процесс получения знаний». Ошибочно полагать, что привычка выполнять «норму», чего бы это ни стоило, основа будущих побед. Также спорным в отношении первого класса бывает утверждение: «Терпение и труд все перетрут». Они перетирают, но часто не то, что нужно, — познавательный интерес.

Взрослым стоит ослабить хватку, не стремиться к званию «Заслуженная родня первоклассника». Разговоры, сколько и как написал, все ли решил, сколько еще надо решить, чтобы исправить то, что не решил… Ни взрослые, ни дети не смогут выдержать такой режим без потерь. Синдром эмоционального выгорания и нервные расстройства грозят всем, для кого деятельность превращается в пытку.

Кстати, самые лучшие и опытные учителя вообще отказываются от любых оценок — в том числе звездочек, солнышек, квадратиков разного цвета. Они хвалят, помогают, всеми способами заинтересовывают и сравнивают ребенка только с ним самим. Именно так стоит поступать и родителям первое время. Для первого класса успехом является… все! Все, что сделал, что узнал, что вспомнил. Иногда даже то, что забыл. Потому что это первый класс, он еще продолжение раннего детства, для требований делать все «как взрослый» еще рано.

«Аня аккуратна, любит, чтобы все вещи лежали на своих местах, все карандашики были подточены ровно. В садике на занятиях никаких проблем не было — наоборот, даже другим детям помогала научиться хорошо писать. И в школе тоже все отлично. Кроме одного… Раздражительной стала, даже агрессивной иногда. Раньше такого не было. На собаку может кричать, кукол разбросать. Или вот однажды взяла и изорвала альбом со своими рисунками, увидев, что младшая сестра там черкнула. Меня это тоже выводит из себя. У меня много дел, и нормально учиться — единственное, что от нее требуется».
Ксения, мама

Фото
Getty Images

Агрессивность в поведении ребенка почти всегда указывает на наличие фрустрации. Он не получает что-то очень важного для себя, не может добиться того, в чем нуждается. И чаще всего это чувство любви и значимости в глазах родителей. Конечно, почти никогда не бывает так, что ребенка до первого класса любили, а потом разлюбили. Просто по отношению к маленьким детям даже у самых сдержанных в чувствах родителей есть какие-то тормозящие недовольство установки («нельзя резко отвечать, нельзя наказывать»), а первоклассник уже «должен понять». Родители своими замечаниями, комментариями дают понять, что просто так с этого момента их любить никто не будет. «Ты хотя бы понимаешь, сколько мы тратим на тебя сил?», «Ничего не надо — только учись», «Единственное, что требуется».

Как бы родители ни объясняли подобные выражения, как бы ни ссылались на позитивность мотивов, а звучит все это очень неприятно. Формально, отстраненно, требовательно и очень холодно. Ни одно из выражений не подходит к семейной жизни — ни в отношении детей, ни в отношении взрослых. «Ничего от тебя не надо — только работай». Скажи такое жена мужу или наоборот — будет бракоразводный процесс. А что делать ребенку? Впоследствии — да, действительно, такие дети чаще отстраняются от родителей. Отсутствие искренности и любви совсем не способствуют крепким семейным связям. Это стоит иметь в виду.

Школа, оценки, успехи, заслуги, места на соревнованиях — все это очень важно. Но все-таки не настолько, чтобы лишать ребенка важных для него проявлений любви. Гладить по голове, тормошить, целовать, называть ласковыми именами и даже брать на ручки (да, тоже стоит, а то скоро уже не получится) надо всегда, независимо от того, что принес — солнышко с тучкой или серо-красный квадратик. Независимо от того, как написал и нарисовал. Любовь сама по себе тоже является стимулом к достижениям. И учиться она очень помогает.

Больше полезных материалов о детском образовании читайте на нашем канале на Яндекс.Дзен.

Светлана Иевлева

55 Сложные словесные задачи для первоклассников

Словесные задачки — отличный способ развить навыки критического мышления и беглость чтения. Хотя учащимся они могут показаться более сложными, чем традиционные математические вопросы, им будет полезно использовать манипулятивные упражнения, считать на числовых линиях, писать уравнения и рисовать картинки, чтобы визуализировать свое мышление.

Этот набор включает в себя сложение, вычитание, умножение, деление, счет и сравнение чисел с использованием реалистичных, удобных для детей сценариев. Почему бы не сочетать их с математическими журналами, закрепить концепции с помощью печатных рабочих листов или включить их в ежедневную математическую практику?

1. У Джейн 9 кукол, а у ее подруги Эми 5 кукол. На сколько больше кукол у Джейн, чем у Эми?

2. На ветке сидели 3 птицы. К ним присоединились еще 6 птиц. Сколько птиц сейчас на ветке?

3. Эмили съела 9 кексов и съела 4 из них. Сколько кексов у нее осталось?

4. В коллекции Джона 7 марок. Сколько еще марок ему нужно, чтобы их было 12?

5. У коровы 4 ноги. Сколько ног у 4 коров?

6. У Брэда 9 красных яблок. Его папа дает ему еще 4. Затем он съедает 2 из них. Сколько красных яблок у него осталось?

7. У Эми было 14 пенни, и она нашла еще 5. Затем она дала 3 пенни Полу. Сколько копеек у нее осталось?

8. Сандра купила жевательную резинку по 12 центов и 3 конфеты по 6 центов каждая. Сколько денег она потратила всего?

9. У Энди было 13 долларов. Он потратил 4 доллара на игрушечный грузовик и 3 доллара на мешок с шариками. Сколько денег у него осталось?

10. Джейн увидела в парке 10 божьих коровок и 3 муравья. На сколько муравьев меньше, чем божьих коровок?

11. Джейкоб видел на ферме 2 коз и 3 кур. Сколько ног животных он увидел?

12. У Тины 12 друзей. Она может пригласить только 7 друзей на свой день рождения. Сколько друзей не могут прийти на ее вечеринку?

13. Эндрю прочитал 11 страниц своей книги в понедельник, 5 в среду и 7 в пятницу. Сколько всего страниц он прочитал?

14. Стейси купила 2 пиццы. Каждая пицца состоит из 6 кусочков. Сколько всего кусков пиццы?

15. Джон смотрел по три фильма в день в течение 7 дней. Сколько всего фильмов он посмотрел?

16. На ветке сидело 14 сов. 5 сов улетели. Сколько сов осталось на ветке?

17. Питер и Джен съели 10 печений. Если Джейн съела 4 печенья, сколько печенья съел Питер?

18. У Дэна 13 шариков. У его друга Стива 6 шариков. На сколько шариков у Дэна больше, чем у его друга?

19. В паутине 13 пауков. Еще 6 пауков лезут в паутину. Сколько всего пауков в сети?

20. Три собаки играли с палкой. Еще несколько собак пришли поиграть с палкой. Теперь 10 собак играют с палкой. Сколько еще собак пришли поиграть с палкой?

21. У Теда было 9 кошек. 4 его кошки убежали. Сколько кошек у него осталось?

22. У Энди были мелки. Его друг дал ему еще 8 мелков. Теперь у него 16 мелков. Сколько карандашей было у него раньше?

23. Клэр старше своей сестры на 7 лет. Ее сестре 2 года. Сколько лет Клэр?

24. Адам прошел 8 кварталов до школы. Роберт прошел 3 квартала до школы. Сколько еще кварталов прошел Адам?

25. У Пола было несколько рубашек. Его мать купила ему еще 7 рубашек. Сейчас у него 15 футболок. Сколько рубашек купила его мама?

26. Сюзан сделала 8 открыток для своих друзей. Линда сделала на 5 карточек больше, чем Сьюзан. Сколько открыток сделала Линда?

27. Энди приготовил 5 бутербродов с двумя ломтиками сыра в каждом. Сколько всего ломтиков сыра он использовал?

28. Ава принесла 6 платьев для продажи в комиссионном магазине. Анна принесла 12 платьев на продажу. Сколько еще платьев принесла Анна?

29. Сколько пятицентовиков вам нужно, чтобы получить 30 центов?

30. Сэнди насчитал крылья 7 птиц. Сколько крыльев она насчитала всего?

31. Сколько углов в 3-х квадратах?

32. Сегодня вторник, а день рождения Сэма через 6 дней. В какой день у Сэма день рождения?

33. Сэнди видела в парке 3 кошек и 4 собак. Сколько ног она увидела?

34. Алекс увидел на ферме 5 лошадей. Сколько ушей он увидел?

35. Джейн и Эмили приходится делиться 18 куклами. Сколько кукол достанется каждой из них?

36. Стивен насчитал 6 цветков с 3 лепестками в каждом. Сколько всего лепестков он насчитал?

37. У меня есть 4 пятака, 2 десятицентовика и 3 пенни. Сколько у меня вообще денег?

38. На школьной вечеринке было 12 кексов. 8 из них были шоколадными, а остальные ванильными. Сколько было ванили?

39. Джейн сажает 3 дерева. Том сажает 5 деревьев. Бет сажает 4 дерева. Сколько всего деревьев они посадили?

40. Тим построил 11 замков из песка. Сара сделала 4 замка из песка. На сколько больше замков из песка построил Тим, чем Сара?

41. Футбольный мяч стоит 20 долларов. У Джека есть 13 долларов. Сколько еще денег ему нужно?

42. Энди собрал 12 ракушек и отдал 5. Сколько ракушек у него сейчас?

43. У Гейба 8 книг. У Ника 4 книги. На сколько меньше книг у Гейба, чем у Нико?

44. У Джейн на 3 карандаша меньше, чем у Билла. У Билла 9 карандашей. Сколько карандашей у Джейн?

45. У Кена 12 игрушечных грузовиков. Пять из них желтые, а остальные красные. Сколько красных?

46. У Генри было 15 жевательных резинок. Он дал 2 Сюзи, 7 Стейси и 3 своей сестре. Сколько жевательных резинок у него осталось?

47. У Мэри было 9 рожков мороженого. Нэнси дала ей еще 2 рожка. Затем 4 шишки растаяли. Сколько рожков мороженого у нее сейчас?

48. 17 детей играли на улице. 5 мальчиков и 3 девочки ушли домой. Сколько детей все еще играло в парке?

49. Сэм должен пройти 12 кварталов, чтобы добраться до магазина на углу. Он прошел 4 квартала, сделал перерыв и прошел еще 3 квартала. Сколько еще кварталов ему осталось пройти?

50. У Пола 4 ящика. В каждой коробке по 5 карандашей. Сколько всего карандашей?

51. Вам нужно разделить 12 морковок между 4 кроликами. Сколько морковок достанется каждому кролику?

52. Рита использовала на 10 чашек муки и на 3 чашки сахара меньше, чем муки, чтобы испечь пирог. Сколько всего чашек выпила Рита?

53. Джеймс, Стейси и Билл пошли в кино. Они заплатили 15 долларов за три билета. Сколько стоил каждый билет?

54. У Джима было 12 бананов. Он съел 4 из них. Тогда его друг дал ему еще 7. Сколько бананов у него сейчас?

55. У Эмили было 18 посыпок на рожке мороженого. Она съела 8 кусочков, потом еще 5, потом еще 4. Сколько посыпок у нее осталось?

Общие проблемные области для первоклассников

Первый класс — очень волнующее и страшное время для многих учеников. В жизни вашего ребенка происходит много нового: его школьный день становится длиннее, его дружеские отношения становятся более сложными, а его академическая жизнь впервые требует серьезных усилий. Это также время, когда вы, скорее всего, начнете замечать любые различия в обучении и проблемы. У 1 из 5 детей в Соединенных Штатах проблемы с организацией, чтением, письмом, математикой, концентрацией внимания и управлением временем. Важно помнить, что даже если ваш ребенок борется с трудностями по сравнению со своими одноклассниками, каждый ребенок учится и растет в своем собственном темпе.

Признаки затруднений

Конечно, первым признаком того, что ваш ребенок испытывает затруднения, будут его оценки и школьные задания. Низкие оценки и отзывы учителей обычно являются первым сигналом о наличии проблемы. Если они тратят слишком много времени на выполнение домашнего задания, независимо от того, получают ли они правильные ответы, это также указывает на то, что им приходится нелегко.

Это также хорошее время, чтобы поймать любое академическое беспокойство. Старайтесь смотреть и слушать своего ребенка, когда он говорит о школе и тестах. Они имеют дело с большим количеством новых академических ожиданий, и они могут чувствовать большое давление, чтобы добиться успеха. Даже если у них все хорошо, они все равно могут беспокоиться о предстоящих тестах или своей ежедневной рабочей нагрузке.

Есть также несколько признаков того, что у вашего ребенка проблемы с чтением. Научиться читать — важная составляющая успеха в первом классе, но не все дети сразу начинают бегло читать. К середине первого класса ваш ребенок должен уметь читать не менее 100 общеупотребительных слов и знать ассоциации букв и звуков достаточно хорошо, чтобы читать слова в соответствующих возрасту книгах. Однако многие дети не знают этих звуковых ассоциаций или будут угадывать слова вместо того, чтобы произносить их вслух. Это явные признаки того, что вашему ребенку не хватает какой-то основы для обучения чтению.

В социальном плане у вашего ребенка также могут быть очень разные проблемы и трудности. Конфликты с одноклассниками, вплоть до издевательств, могут начать возникать в первом классе. Из-за этого школа может стать для них неприятным опытом, и если они часто говорят о «плохих» детях или дают другие признаки издевательств, об этом следует поговорить с ними больше.

Как помочь

  • Поговорите с учителем вашего ребенка. Отзывы и советы учителя станут важным первым ресурсом, который поможет вашему ребенку добиться успеха. Учитель — это тот, кто своими глазами видит трудности вашего ребенка, и он, скорее всего, знает, как помочь или где вы можете получить ресурсы.
  • Давайте ребенку больше физической активности. Вашему ребенку могут быть полезны более структурированные физические нагрузки вне школы, такие как командные виды спорта, танцы или боевые искусства. Это дает им возможность сжечь лишнюю энергию, позволяя им лучше сосредоточиться во время учебы. У них также может быть шанс завести друзей за пределами класса.
  • Поговорите со своим врачом. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могут быть проблемы с обучением, в первую очередь вам следует обратиться к врачу, чтобы узнать его профессиональное мнение. У первоклассников могут начать проявляться признаки проблем с обучением, но не стоит сразу же предпринимать решительные действия. Например, у первоклассников (которым обычно 6 или 7 лет) очень часто возникают проблемы с концентрацией внимания в классе и избыток энергии, но у большинства из них не бывает СДВГ.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *