Популярное

Придумывание историй с детьми: Как научить ребенка придумывать и рассказывать истории — журнал

Содержание

Как научить ребенка придумывать и рассказывать истории — журнал

Автор текста: Алина Мирошникова

Сказка на новый лад, переработанная, обновленная — кажется, знакомые понятия. В англоязычной среде предпочитают термин «сломанная сказка». Непрерывная «ломка» была обычным делом в древние времена, когда сказки были устным жанром. Ведь эффект испорченного телефона менял историю при пересказах.

Если мы говорим «сломанная сказка», понятно: что-то твердое разбили и соединили по-новому. Так легче отличить данную технику от обычной пародии. Эту разницу следует хорошо чувствовать учителю, который хочет предложить ученикам данный метод.

Пародия — это комическое подражание оригиналу с изменением формы. Чаще всего при этом: меняют контекст, преувеличивают, заменяют характерные черты на противоположные, выбирают неподходящий теме стиль. Например, «Красная Шапочка», переписанная в стиле В.Гюго, О.Уайльда, Д.Лондона, Г.Г.Маркеса и других писателей, — это типичная пародия.


У сказок на новый лад другая цель: обновление, осовременивание, замена нравственных сообщений на более актуальные, чем в классическом варианте. Каждая эпоха использовала знакомые сказки для поучения детей и подростков, вкладывая им в головы каждый раз иную мораль. Скажем, симпатичный Оле Лукойе в оригинальной сказке Г.К.Андерсена рассказывал мальчику о смерти и аде, в который он попадет, если будет плохо учиться и безобразничать. Или Русалочка, которая после смерти становится духом и ее отдых отдаляется каждый раз, как дети плохо себя ведут. В советском мультфильме из-за Русалочки пострадал целый коллектив: все подводные жители отдали имущество ради ее жизни. В американском диснеевском мультфильме Русалочка жива и находит любовь благодаря свободолюбию.

Метод «сломанной сказки» можно применять для школьников любого возраста на уроках языка и литературы, на факультативах по психологии, этике, риторике, основам театральной грамоты и журналистике. Конечно, подачу материала следует адаптировать для разных возрастных категорий, но сказки для работы следует выбирать простые, для самых маленьких, знакомые всем в классе.

1. Попросите учеников рассказать, какие сказки они любят больше всего. Опираясь на этот перечень, пусть попробуют ответить на вопрос: что делает сказку сказкой?

2. Расскажите сказку всем классом: каждый следующий ученик должен продолжать рассказ так, как помнит. Дети узнают, что известную историю они излагают несколько по-разному.

3. Сравните различные варианты сказки — исторические или географические. Для младших и средних школьников лучше взять этнические особенности: например, «Золушка» или «Красная Шапочка» в африканской, европейской и восточной культурах. Для старших школьников интереснее, как сказку меняли в разное время.


4. Прочитайте короткую переработанную сказку. Сравните с оригиналом: с помощью каких приемов автор изменил ее?

5. Спросите учеников, какой урок или мораль в оригинальной и «сломанной» сказках, чем они отличаются?

6. Попросите нарисовать иллюстрацию, дав волю фантазии. Освободить воображение помогает опора на изображение.

7. Попросите каждого ученика придумать один-три способа изменить сказку. Выберите с классом лучшие приемы. Сделайте перечень всех возможных.

Поменяйте местами злодеев. Что произойдет, если волк из «Красной Шапочки» будет преследовать Рапунцель?

Расскажите сказку от имени отрицательного персонажа («Рассказ о трех медведях, рассказанный медведем» Н.Ж.Льовен или мультфильм «Правдивая история трех поросят»).

Поменяйте местами жертв и преследователей: скажем, бабушка Шапокляк и злой крокодил Гена. Или книга «Трое волчат и Гадкий Свин» Е.Тривизаса (в ней не только волки — вежливые, пушистые, с глазами-бусинками, но и способ одержать победу другой: после крепкого железного бункера герои выбирают дом из цветов, красота которого меняет сердце злодея).

Измените поворот сюжета на противоположный. Пусть появятся Неспящая красавица, у которой развилась бессонница, Царевна-смехотушка вместо Несмеяны.

Предположите, что герой знает классический сюжет и рассчитывает на определенный финал, но события не повторяются. Гадкий утенок уверен, что вырастет красивым лебедем, а становится уродливой уткой.

Придумайте продолжение. Что будет делать взрослый Буратино? Не заскучает ли царевна за лягушачьей жизнью?

Измените пол или возраст главного героя. Например, мальчик в сказке «Красная кепка» Л.Робертс. Старый беззубый и подслеповатый людоед («Джим и бобовый стебель» Р.Бриггс), который вызывает желание помочь ему. Малыш-Карлсон прилетает к одинокому Старику.

Замените животных одного вида на другой. Скажем, «Девочка и три динозавра» Мо Виллемс. Если от медведей можно было убежать, то здесь девочка идет по указателю «2 мили до ловушки», где последнее слово исправлено на «до великолепного дома».

Замените один-два предмета на современные. Вместо зеркала у мачехи Белоснежки — компьютер, Спящую красавицу вместо веретена поразил ток от неисправного фена. А огниво можно заменить на файербол. Красная Шапочка носится на квадроцикле, а бабушка лежит в постели с ноутбуком (С.Мидлтон).

Объясните ученикам, что все эти приемы и бурная фантазия авторов способны создать лишь пародию, если из истории нельзя вынести современный урок. Чтобы вывести ее на новый уровень, вспомните, какая мораль заложена в классической сказке.


Обобщите. Например, тема безопасности и нарушения материнских приказов в «Красной Шапочке». Как эта тема может возникнуть в наше время? Красная Шапочка может познакомиться с Волком в интернете, интересуясь теми сайтами и форумами, которые запрещала мать.

Опыт показывает, что даже младшие школьники легко находят современные болезненные вопросы и охотно сталкивают с ними сказочных героев. Такая деятельность им понятна, и именно из этого формируются полезные в жизни навыки сторителлинга. И еще одно умение тренируется — смотреть на вещи под другим углом. А это — составляющая критического мышления, которое поможет в любых конфликтах: можно отстаивать позицию, можно искать компромисс, а можно «сломать сказку», изменить историю. Не стоит ли научить этому каждого ребенка?

Поділитися цією статтею

    Придумывание историй, фантазия или «враньё»?! | Консультация на тему:

    «Моя дочь постоянно придумывает историю о том, что другие дети ее бьют. Я думала, что это вскоре пройдет, но эти выдумки до сих пор не прекращаются».

    Понимание ребенка, себя и ситуации

         Придумывание историй — нормальная часть детства, потому что фантазия и реальность имеют тенденцию сливаться. Поймите это и, когда это возможно, станьте частью фантазии — этим вы можете завершить процесс воспитания, получив творчески развитого ребенка. Придумывание историй — иногда защитный механизм, используемый, когда люди боятся, что правда сделает их смешными, отверженными или просто плохо отразится на них. По возможности, взгляните на придуманную историю со стороны. Каждая история может содержать больше, чем видно на первый взгляд. Есть многое, чему мы можем научиться у наших детей. Может, ваш ребенок хочет сказать вам что-то действительно важное и не имеет достаточно слов или умения сделать это другим способом. Некоторые дети придумывают истории, чтобы поразить или огорчить других, но не делайте скоропалительных выводов, покажите ребенку, что его рассказ имеет для вас большое значение.

    Предложения

    1. Вместо того, чтобы сказать: «Это неправда», произнесите: «Расскажи мне еще об этом».

    2. Адресуйтесь к чувствам ребенка: «Ты выглядишь очень грустным. Я рад, что ты захотел рассказать мне об этом».

    3. Сыграйте в «давай притворимся» и попросите вашего ребенка сыграть и показать, что случилось. Даже очень маленькие дети любят показывать истории.

    4. Если вы действительно думаете, что дети играют 6 вами в игры, дайте им знать, что это нормально -рассказывать истории, и вам нравится слушать их. Вы можете также вместе придумывать длинные истории.

    5. Напомните детям историю о маленьком мальчике, который, балуясь, кричал: «Волк!» Дайте им понять, что, если это выдумка, а не правда, им следует сказать вам об этом, с тем чтобы вы могли быть с ними в нужный момент, когда им действительно понадобится ваша помощь.

    Упреждающие меры во избежание Будущих проблем

    1. Дайте детям знать, что могут быть моменты, когда их сверстники или взрослые попросят Их не говорить о чем-то своим родителям. Уверьте ребенка, что он всегда без опаски может довериться, чтобы не попасть в беду, и вы никогда не перестанете его любить.

    2. Каждый день проводите время с детьми просто так, без всякого занятия, находясь рядом, особенно перед тем, как дети отправятся в постель. Ваш ребенок будет знать, что вы находитесь в пределах досягаемости и всегда готовы его выслушать.

    3. Мир ребенка — мир игры, и придумывание историй — это одна из возможностей просто поиграть. В каждой истории, даже если она выдумана, скрыта Правда. Поищите более глубокий смысл.

    Жизненные навыки, которым могут научиться дети

         Дети ко всему подходят творчески и прекрасно понимают разницу между придуманной историей и действительностью. Они знают, как иносказательно, выдумав какую-то историю, рассказать о действительных фактах, не попав в неприятную ситуацию, и что их родители разберутся в проблеме.

    Указания родителям

    1. Если дети не хотят причинить беспокойство себе или своему другу, они могут проверить вас, рассказав частично детали или выдумав историю, чтобы увидеть вашу реакцию.

    2. Имеются примеры того, как прошли незамеченными случаи насилия и сексуального нападения на детей только потому, что родители слишком быстро сказали детям: «Ты, должно быть, это придумываешь». Дети нуждаются в нашей защите, и к их словам следует относиться серьезно.

    3. Придумывание историй иногда является формой «самовозвеличивания» и используется неуверенными людьми. Они обнаружили, что могут оказаться в центре внимания и получить признание, приврав или придумав историю о своем богатом опыте.

    С уважением,

    Анна Вячеславовна

    Сказки на ночь для родителей, которые не могут придумать сказки, которые можно рассказать

    Мы собрали небольшую коллекцию сказок на ночь, чтобы помочь найти идеи в трудные вечера, когда вы просто не можете придумать, какие истории рассказать. (Мы все сталкивались с этим.) Если вы страдаете от боязни сцены перед сном, это должно помочь всем заснуть намного быстрее.

    Вы можете скачать печатную версию сказки на ночь здесь.

    Подсказки сказки Брайтли на ночь


    Загрузить

    Сказка на ночь №1: Поиски

    Подумайте о фильме об Индиане Джонсе. Инди узнает об артефакте, проходит испытания, чтобы найти его, и в конце концов находит, но ему не всегда разрешают оставить его себе. Это квест. Все, что вам нужно для квеста, — это цель, препятствие и решение.

    Однажды __(ЧЕЛОВЕК)__ копался на заднем дворе и нашел старую карту. Карта показала местонахождение __(ДЕЙСТВИТЕЛЬНО КРУТОГО ОБЪЕКТА)__. Но найти сокровище означало бы преодолеть __(ПРЕПЯТСТВИЕ)__.

    ИЛИ

    __(ЧЕЛОВЕК)__ всегда мечтал поехать в __(ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО)__. Но в первый день своего путешествия они столкнулись с тем, чего меньше всего ожидали — __(СМЕШНЫМ, НЕПРЕОДОЛИМЫМ ПРЕПЯТСТВИЕМ)__.

    СОВЕТЫ: ​​ Использование имени вашего ребенка или других имен, которые они узнают, в истории — это интересный способ увлечь их.

    Попробуйте чередовать квесты с объектами (самый большой бриллиант, рецепт идеальной пиццы, разбившийся инопланетный космический корабль) и квесты по локациям (Австралия, Атлантида, Марс), чтобы было интереснее.

    Сказка на ночь №2: Повседневный хаос

    Иногда дети просто хотят услышать преувеличенные версии своей повседневной жизни. Эти истории следуют следующей схеме: обычный день, какой-то безумный сюжетный ход нарушает статус-кво, происходят сумасшедшие вещи, а затем статус-кво возобновляется (или меняется навсегда).

    __(ЧЕЛОВЕК)__ выбежал на улицу, чтобы сесть на школьный автобус, но __(ОЧЕНЬ НЕВЕРОЯТНО)__ стоял прямо перед их домом.

    ИЛИ

    __(ЧЕЛОВЕК)__ однажды играл в парке, когда вдруг __(ОЧЕНЬ НЕВЕРОЯТНО)__ упал с неба.

    СОВЕТ: Как только вы придумаете свой катализатор хаоса, довольно легко представить, как он разрушит обычный день в вашем районе. Просто подумайте, как ваш ребенок на самом деле отреагирует на сбежавшего робота, метеоритный дождь или ученого с лучевой пушкой, которая превращает людей в щенков, и исходите из этого.

    Сказка на ночь №3: Адаптация

    Попробуйте пересказать существующую историю, но по-своему. Вы по-прежнему получаете возможность копировать структуру оригинальной сказки, но ваш ребенок получает удовольствие от ваших странных небольших дополнений и изменений по ходу дела.

    Однажды __(ЧЕЛОВЕК)__ отправился в темный лес, направляясь к бабушкиному дому с корзиной вкусностей.

    СОВЕТЫ: ​​ Вы можете либо следовать классической истории (в данном случае Красная Шапочка ) в точности, либо двигаться в новом направлении, когда захотите.

    Если вы хотите сделать его по-настоящему интересным, смешайте несколько историй по ходу дела. Итак, Золушка может пойти на бал, где она получит несколько волшебных бобов, которые создадут гигантский бобовый стебель, который перенесет ее в Страну Оз, где ей предстоит сразиться со Злой Ведьмой.

    Сказка на ночь № 4. Выберите свое приключение

    Вместо того, чтобы придумывать повествование самостоятельно, вы просто задаете ребенку ряд вопросов и позволяете ему определить ход истории. Этот формат может позволить вашему ребенку взять на себя ответственность за историю и создать действительно увлекательную переписку между вами двумя.

    Однажды утром вы открываете дверь своей спальни и видите __(БЕЗУМНОЕ СУЩЕСТВО)__. Оно хочет, чтобы вы последовали за ним. Вы следуете за ним или убегаете?

    Если они выберут «следовать за ним»: Вы киваете, и это ведет вас к темной пещере, появившейся на заднем дворе. Вы заходите внутрь пещеры?

    Если они выберут «убежать»: Вы бежите по коридору, прочь от существа. Когда вы выбегаете на улицу, появляется __(ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО)__. Вы попадаете внутрь него?

    СОВЕТ: Единственная загвоздка со сказкой на ночь «Выбери себе приключение» заключается в том, что вы, как рассказчик, в конце концов должны найти определенный способ закончить историю. В противном случае, если ваш ребенок втянется в это, он или она будет продолжать задавать вопросы, пока время отхода ко сну не станет лишь далеким воспоминанием.

     

    Получите печатную версию этих сказок на ночь!

    Как рассказать замечательную сказку на ночь

    Реклама

    Продолжить чтение основной истории

    Помните о трех P: высота тона, темп и пауза.

    Credit…Min Heo

    Пол Л. Андервуд

    Жил-был отец. Этот отец, известный во всей стране как «папа», был по профессии рассказчиком историй. Однажды ночью, когда он сидел на краю кровати своего старшего ребенка, его попросили рассказать историю. Он боролся. Он спотыкался и бормотал. Он пробормотал слова о девочке, пытающейся пойти в школу, путь которой преградили какие-то гнусные коровы.

    Пока отец говорил, его дочь казалась скучающей, как кинопродюсер, просматривающий разочаровывающий черновик. Она предложила несколько заметок. Девушка должна быть принцессой, предложила она. У нее тоже должен быть единорог, тот, который умеет летать, был бы идеальным. Отец внес эти изменения, и история сразу же стала популярной у критиков. Отец поклялся никогда больше не страдать от такого творческого недомогания.

    Это был я более трех лет назад. Это была первая из примерно 600 рассказанных сказок на ночь, и их число продолжает расти. Рассказывая эти истории, я понял, что подходит моей дочери (принцессы, ведьмы, магия), а что нет (истории с очевидной моралью). Я вовсе не мастер — не раз засыпал на полуслове. И тем не менее, я извлек несколько полезных уроков на этом пути.

    При создании этого руководства я также поговорил с несколькими экспертами, включая ведущего подкаста рассказывания историй для детей, номинированного на премию «Грэмми» рассказчика с 35-летним опытом и исследователя, изучавшего рассказывание историй. Вот что вам нужно знать.

    Давайте проясним: чтение по-прежнему является незаменимым инструментом в вашем наборе инструментов для родителей. Рассказывание историй должно быть дополнением к чтению, а не заменой. Обычно я рассказываю истории после того, как почитаю книгу перед сном, чтобы выключить свет. Но вы также можете использовать рассказывание историй в любое время — чтобы сократить долгую поездку на машине или просто убить время. Всякий раз, когда вы это делаете, вы взаимодействуете со своим ребенком уникальным образом.

    «Слушание истории без использования иллюстраций требует, чтобы ребенок представлял персонажей и события в своем воображении», — сказала Ребекка Исбелл, доктор философии, консультант по дошкольному образованию и почетный профессор в штате Восточный Теннесси. Университет. «Они создают историю для себя. Они слушают его, и при этом включают этот фильм в своей голове».

    Эти ментальные фильмы очень сильны — в своем исследовании доктор Исбелл обнаружила, что дети лучше понимают (и запоминают) историю, которую им рассказывают вслух, чем ту же историю, которую им читают. «Я думаю, это то, что теряется при чтении», — сказала она. «Вы сосредоточены на словах и фразах, а не на их более глубоком значении». Когда вы рассказываете историю, ни вам, ни вашему ребенку не нужно сосредоточиться на книге, поэтому вы можете использовать жесты и зрительный контакт, чтобы добавить драматизма, напряжения и интриги.

    В конечном счете, доктор Исбелл пришла к выводу, что рассказывание историй и чтение лучше всего работают в тандеме, чтобы помочь детям развить речь и понимание историй, точно так же, как вы хотите, чтобы ваш ребенок ел сбалансированную пищу.

    Если вы сочиняете целую историю, помните, что у каждой истории должно быть начало, середина и конец. В каждой истории должен быть конфликт и развязка. Нужна помощь? Вспомним народную сказку.

    В Circle Round , детском подкасте общественного радио WBUR в Бостоне, ведущая Ребекка Шейр использует фольклор в качестве исходного материала для развлекательных, только аудио историй для детей. Я исходил из своих, по общему признанию, ограниченных знаний о Одиссея (которая первоначально передавалась устно) и Библия (Давид и Голиаф работают очень хорошо). Это избавит вас от умственных усилий, связанных с придумыванием оригинальной истории каждый вечер.

    Несколько экспертов рекомендовали истории из «Басен Эзопа», которые на протяжении тысячелетий радуют детей и включают в себя «Черепаху и Зайца». Почему? Потому что для детей главные герои «на самом деле не животные, а люди», — сказал доктор Исбелл. Они визуализируют персонажей и отождествляют себя с ними, а нюансы морали — например, медленно и уверенно выигрывает гонку — это то, что может понять любой ребенок.

    Если вы действительно запутались, подумайте о своей собственной истории. «У всех нас есть истории — умный способ выйти из сложной ситуации, сюрприз, который заставил вас смеяться», — сказал Шейр. В частности, истории из вашего детства имеют особый резонанс, потому что, как говорит Шейр, «детям трудно поверить, что вы когда-либо были ребенком».

    Дайан Ферлатте участвовала в фестивалях рассказывания историй на пяти континентах и ​​в большей части Соединенных Штатов, а ее альбом рассказов о Братце Кролике 2006 года был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучший альбом разговорного слова для детей». Короче говоря, она рассказчик рассказчика. Ее совет? Используйте шаг, шаг и паузу, чтобы удержать ребенка на краю сиденья (или подушки).

    «Паузы очень важны, — сказала она. «Это позволяет этому любопытству и неизвестности». Вы можете использовать стратегические паузы, чтобы дать ребенку возможность подумать о том, что произойдет дальше, а затем направить историю в неожиданном направлении. Или просто чтобы убедиться, что они обращают внимание.

    Шеир секунды Совет Ферлатте. «Когда вы придумываете историю, голос очень важен», — сказала она. «Вы можете варьировать свой ритм, высоту тона, интонацию, темп. Вы можете ускорить ! Ты можешь замедлить… свои… слова. Вы можете изменить свой голос вверх! , если кто-то взбирается на гору, или понизьте голос, если он спускается. Вам не обязательно быть музыкальным человеком — у всех нас есть эти музыкальные инструменты, которые мы использовали всю свою жизнь».

    Одно слово предупреждения: иногда дети не хотят, чтобы вы были полным Джимом Керри. Или, как однажды вечером сказала моя дочь: «Пожалуйста, не используйте смешные голоса». Ее потеря. Мой голос злой ведьмы одновременно пугающий и веселый.

    Одним из преимуществ рассказывания истории, а не ее чтения, является то, что вам не нужно смотреть и держать в руках физическую книгу, что освобождает ваше лицо и руки для жестов и зрительного контакта. В этом разница между парнем, читающим книгу анекдотов, и Крисом Роком или Али Вонгом, выступающими в стендапе. Как говорит Ферлатте: «Если бы книги могли дать нам звук, движения, голоса и выражение лица, это было бы замечательно. Но они не могут».

    Используйте свои руки, чтобы показать, является ли что-то огромным или крошечным, нажимайте на близлежащие объекты, чтобы имитировать стук в дверь, или свистите руками, когда что-то происходит быстро. Эта телесность вовлекает ваших детей в историю. Как говорит доктор Исбелл, когда мы рассказываем историю другому человеку, «мы танцуем. Мы движемся вместе».

    «Одна из особенностей рассказанной истории заключается в том, что ее можно изменить», — сказал доктор Исбелл. Если ваша дочь хочет, чтобы главным героем была русалка, а не улитка, вы можете это изменить. Путешествие по открытому морю может стать путешествием на Марс. «Вы можете изменить последовательность, вы можете изменить символы, вы можете изменить фразы. Это способствует той беглости идей, которую мы хотим, чтобы наши дети развивали».

    Как и в случае с пением песни, вы можете поощрять призыв и ответ или использовать стишки, чтобы заинтересовать ребенка. Ферлатте рекомендует опустить конец предложения и позволить ребенку заполнить пробел. «Когда вы рассказываете истории, вы хотите, чтобы они участвовали в рассказе», — сказал доктор Исбелл. «Мы хотим, чтобы они были соавторами истории, чтобы они не просто слушали, а активно участвовали».

    Это также поможет, если вам не хватает материалов. «Если у вас заканчиваются идеи, вы можете использовать участие аудитории, чтобы дать себе передышку», — сказал Шейр. «Вы даже можете украсть идеи своих детей».

    Последний совет пригодится, если вы рассказываете истории не только перед сном — например, во время долгой поездки на автомобиле или для того, чтобы оживить время принятия ванны. Идея состоит в том, чтобы использовать реквизит или живое музыкальное сопровождение, как это делают профессионалы на фестивалях или на записях.

    «Ваш ребенок становится вашим Джоном Уильямсом», — сказала Шейр, имея в виду культового композитора на темы фильмов. Найдите настоящий инструмент или просто две палочки, «и пока вы рассказываете историю, ваш ребенок оценивает ее. Или вы можете позволить своему ребенку взять на себя инициативу — если он ускорится, вы ускорите действие. Если они замедляются, вы тоже замедляетесь». Вы также можете использовать такие приемы, как изысканный труп, в котором каждый по очереди продвигает историю. Или используйте кубики историй Рори, в которых вы бросаете кости, чтобы определить, куда пойдет история дальше.

    В то время, когда физические книжные магазины и библиотеки остаются закрытыми для многих из нас, рассказывание историй — это способ ввести новые истории в нашу повседневную жизнь. Это также способ наладить связь с ребенком, задействовать его естественное воображение и, возможно, пробудить ваше собственное.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *