Популярное

Подарки психологу от клиентов допустимо ли: Этический кодекс КЭПП | Этика в психологии и психотерапии

Благодарность и подарок в терапевтических отношениях //Психологическая газета


Самые важные и сущностные для меня слова о благодарности я нашла в произведениях русского философа Ивана Ильина. Он пишет: «…чтобы найти путь к обновлению, углублению и окрылению своей культуры человечество должно научиться благодарить и именно на благодарности строить свою духовную жизнь.

Быть благодарным значит — ценить то, что даётся; видеть свои естественные и духовные богатства; извлекать из своего внутреннего мира то, что в нём заложено. Творить, создавать и совершенствовать, а не владеть, распоряжаться и наслаждаться.

Каждое мгновение как бы испытывает нас, созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить.

Дары даются нам не для жизненного использования или злоупотребления, а для изучения, истолкования, изумления и радования. И эти дары, которые мы могли бы принять: пространство, время, живая материя, душевные способности, духовные силы.

Что такое благодарность? Это ответ живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние. Оно отвечает любовью на любовь, радостью на доброту. Эта радость вспыхивает сама, свободно, непринуждённо и ведёт за собой любовь — свободную и искреннюю.

Человек приемлет дар — и радуется не только полученному дару, но и доброте дарящего. Его любви и Его бытию и, наконец, тому, что эта доброта пробуждает любовь в душе самого одарённого. Дар есть луч, требующий ответного излучения. Он обращается сразу — и к сердцу, и к воле. Воля принимает решения; она желает ответить и начинает действовать; и это действие обновляет жизнь любовью и добротою.

Когда человек видит перед собою неисчерпаемые дары Божии, то в нём очень скоро возникает чувство, что он никогда не сможет ответить сполна на эту неисчерпаемую благость… поэтому правы те, кто, проведя свою жизнь в созерцании и благодарении, завершают её молитвою: «Прости мне господи, что не хватило у меня любви и радости для того, чтобы любить тебя превыше всего и радоваться на Твои создания»…

Благодарность — это, в большей степени, ответ «да» реальности, происходящему, жизни. В этом ответе — принятие человеком тех событий, людей, состояний, порой трудных, которые ему были посланы. Испытывать благодарность свойственно тому, кто потрудился, пострадал, знает различия, ценит жизнь.

Какое же место благодарности в терапии? Распространена точка зрения, что благодарность присутствует на последнем этапе терапии, являясь одним из показателей её результативности. Соглашаясь с ней, хочется предложить сфокусироваться на качестве благодарность — неблагодарность не только как характеристике результата, а рассмотреть её как суть, которая, проявляясь в той или иной форме и степени, сопровождает терапевтические отношения постоянно с самого начала и до их завершения. На мой взгляд, сами терапевтические отношения являются местом, где и у клиента, и у терапевта есть возможность стать более благодарными.

Терапевту необходимо иметь представление о своей способности — быть благодарным. Такое представление оформляется, в том числе, благодаря своей личной терапии и супервизии. Считается, что отдавать — это моральное поведение, свойственное помогающим профессиям. Но одной этой способности недостаточно. Способность — бескорыстно давать — зеркально связана со способностью — с благодарностью принимать. Если нет способности принять, благодарность, в том числе, можно усомниться в бескорыстности помогающего. Когда терапевт лишён или ограничен в способности принять с благодарностью — это ограничивает и его возможности помощи клиенту.

По-моему, с самой первой встречи в перспективе понимания клиента важно удерживать ряд вопросов, пытаясь отвечать на них: насколько благодарен или неблагодарен вступающий в терапию клиент на данный момент; каковы, на мой взгляд, перспективы развития этого качества у него.

Чаще всего, в момент прихода к терапевту клиент отделён от своего чувства благодарности. Ему трудно принять ту ситуацию, в которой он сейчас живёт; он в конфликте с людьми, не в ладу с собой; испытывает больше чувств, которые можно обобщить словом «нет» — раздражение, злость, обида, гнев и т. д. Клиент может быть неспособным к благодарности ситуативно, в данный период жизни. Негативное восприятие мира в целом может быть свойственно в большей степени его характеру.

Действительно, способность испытывать и выражать благодарность связана с самым сильным переживанием в начале жизни, в отношениях с родителями. Среди наиболее неблагодарных клиентов и те, в чьих переживаниях — дефицит родительской заботы и внимания, и те, кого можно назвать избалованными или гиперопекаемыми. И тем, и другим трудно быть благодарными, принимающими. История клиента, контекст его жизни постепенно займут своё место в терапии. Многое прояснится, что-то изменится. В самой терапии очень важно исследовать тему того, как клиент способен отдавать и принимать. «Быть взрослым — это значит отдавать. Все мы, рано или поздно превращаемся из того, кто получает, в того, кто отдаёт». Клиент может пройти с терапевтом долгий путь, прежде, чем повзрослеет, дорастет до способности поделиться, дать. Многое должно состояться, немало внесено сначала в первую очередь терапевтом, чтобы возникла атмосфера доверия, необходимая для процессов изменения.

В начале же терапии для меня, с точки зрения благодатности ситуации, важно оценить мотивацию клиента. Потенциально более неблагодарный клиент — это клиент со слабой или противоречивой мотивацией. В обществе к терапии относятся по-разному. Среди наших клиентов также бывают те, кто, априори, частично имеют о терапии негативные убеждения. «Помогут ли, не пустая ли трата денег, со своими трудностями надо справляться самому», — такие вопросы и предположения клиентов делают для них терапию делом сомнительным, и вовсе не благим. И всё-таки при таком амбивалентном отношении к терапии они — в нашем кабинете. Для меня в случае такого неоднозначного выбора клиента «придти», важно заметить эту амбивалентность. Затем удержаться вместе с клиентом в ней определённое время, достаточное, чтобы клиент остался или ушел, осознавая свой собственный выбор.

Естественна неблагодарность за «дары», в которых не нуждаются. Разница в представлениях клиента и терапевта о терапевтических целях, о глубине и продолжительности терапии делает терапию не благим делом, а весьма сомнительным, вызывает вполне закономерное сопротивление клиента. Даже при «благородной» мотивации терапевта именно о таких случаях говорят, что «благими намерениями вымощена дорога в ад». О случаях, проявляющих у терапевтов большую, чем у клиентов активность на работу, коллеги самоиронизируют, объясняя их «желанием причинить добро».

Имеет смысл открыто воспринимать сопротивления клиента. Сопротивление, в том числе, может указывать на какую-то нашу профессиональную некомпетентность, ошибки или недочёты в терапии. Иногда сопротивление сопровождает ситуации, обобщить которые можно фразами «не время», «не место». Оно свидетельствует о несовпадении, о малых точках соприкосновения мира клиента и данного терапевта. В любом случае, сопротивляющийся клиент порой может восприниматься терапевтами как неблагодарный. Трудность человека, который приходит к нам зачастую и состоит в том, что он не умеет принять помощь, не может быть в отношениях, становясь чаще всего «неблагодарным». Принять сопротивление, «неблагодарность» клиента значит увидеть несовпадения, расхождения с клиентом. Увидеть, остановиться, чтобы попробовать пройти через пространство разногласий. Важно использовать эту разность, чтобы через работу«здесь-и-сейчас» открыто и адекватно ситуации создавать реальные отношения в терапии.

Философ Владимир Янкевич обращает наше внимание на благодарность как на явление, которое относится к вторичным категориям. «Благодарность рождается при условии того, что имеется и благодетель, и благодеяние, — и лишь при этом условии…» Что касается экзистенциальной терапии, то благодатными могут быть отношения, которые возникают между терапевтом и клиентом; создаются, сначала больше терапевтом, а затем обоими участниками этого процесса. Именно отношения, а не терапевт единолично являются источником благодати, благим делом. Отношения, как и сама благодарность, для меня являются и целью, и средством в терапии одновременно.

Не раз слышала на семинарах А.Е. Алексейчика от него самого, что «благодарный клиент быстрее лечится». Вижу смысл для терапевта: с каждым клиентом ставить перед собой вопрос — как помочь этому конкретному клиенту быть чуть более благодарным?

Что касается меня, то я, отвечая на этот вопрос, в работе с некоторыми клиентами видела особую важность в подведении вместе промежуточных итогов. Помогать заметить результаты, радоваться пусть небольшим, но успехам; последовательно, без ложной скромности, но соразмерно происходящему отмечать самой эти общие успехи — считаю особо важным с клиентами пессимистичными по своему характеру. Не так просто и вовсе не быстро некоторым нашим клиентам удаётся расстаться с привычкой терять достигнутое, забывать хорошее, обесценивать значимое. Если же процесс обесценивания результатов терапии все же имеет место быть, важно отмечать это и помогать клиенту «становиться лучшим свидетелем своего собственного поведения и учиться ценить влияние своего поведения на чувства других»(А.Е.Алексейчик).

Кроме направления по возвращению потерянных результатов, вижу путь к благодарности через открытие новых, более позитивных смыслов. Была свидетелем того, как это мастерски реализует Эмми Ван Дерцен на своих семинарах. На демонстрационных сессиях для меня значимым был момент перехода клиента из состояния переживания своей трудности как чего-то инородного, чуждого, осуждаемого в состояние её принятия. Это принятие трудного происходило за счёт обнаружения нового аспекта смысла данной ситуации. В самой благодарности много энергии принятия. Поэтому, на мой взгляд, очень важен сам феномен перехода от «нет» к «да». И опыт таких переходов помогает клиенту быть более благодарным. Через благодарность клиент оставляет позади, в прошлом, зависть, злость, обиду. Человек, имеющий такой опыт перехода и изменений в настоящем, может сказать, что «всё к лучшему».

Идёт ли путь к благодарности через подарок? В терапевтических отношениях подарок далеко не всегда равно благодарность. Мало того, он может свидетельствовать о трудностях, неясностях в терапевтических отношениях или об их отсутствии вовсе. Рассмотрим некоторые из таких случаев. Какие смыслы могут быть у подарка кроме благодарности?

Клиент дарит подарок терапевту во многом потому, что так принято. И такой подарок напоминает ситуацию, типичную в отношениях клиент — пациент в медицинской модели: врачу положено дарить что-то, т.к. он в этот период жизни важный человек; у врачей маленькая зарплата и надо их поддержать, таким образом, восстанавливая справедливость. Такие подарки характерны для социализированных клиентов, которые часто поступают стереотипно. Вспоминается выражение, где подарки сравниваются с добрыми советами, которые доставляют больше радости дающему совет, чем человеку, который его получает (Эдуар Эррио). Тем не менее, важно отметить, что клиенты этими подарками показывают, что включают терапевта в круг важных и приятных для себя людей.

В учреждениях, где оказывается бесплатная консультативная помощь, часто появляются подарки, на мой взгляд, имеющие лишь некоторое отношение к благодарности. Когда я работала в таком центре, при завершении первой же консультации клиент мог достать не только коробку конфет, но и творог со сметаной, которую сам сделал. Слова, сопровождающие эти дары, были приблизительно такими: «Но вы же бесплатно консультировали, как-то неудобно». Для меня это был повод для открытого разговора о возможности платных консультаций в рамках моей частной практики. Некоторые клиенты с радостью переходили на более приемлемые и ясные для них контрактные отношения. Другие клиенты открыто проявляли своё беспокойство, которое стояло за подарком, спрашивая, отличается ли качество бесплатной работы от платных консультаций. Недоверие, сомнения прикрывались неким подарком. Взяв такой подарок без прояснений, терапевт поддерживал бы эти чувства клиента. Открытый диалог об условиях и возможностях терапии освобождает терапию от лишнего. Такой диалог может быть инициирован терапевтом благодаря подарку клиента. И вместе с подобными подарками из терапии уходят подозрения и проекции, которые воплощались в них.

Подарок всегда свидетельствует о чувствах. В терапии он может быть проявлением чувств клиента, порой неясных и для него самого. Одна клиентка с глазами, полными слёз, дарила мне на Новый Год небольшой сувенир. Интуитивно она начала «поздравление» в середине сессии, а не в её завершении. В ходе нашего разговора оказалось, что и слёзы, и подарок связаны с человеком, к тому времени ушедшим из жизни. Он занимал важное место в жизни этой женщины. Но чувства к нему, к той перемене, которая произошла вместе с кончиной этого человека, не осознавались клиенткой. Как много бы я взяла не своего, чужого, если бы не состоялось этого важного разговора. Мы друг другу стали намного ближе после прояснения её состояния.

Порой подарок после прояснения важно не взять, а оставить у клиента. Однажды клиент заявил, что хочет мне сделать подарок и просит, чтобы я его приняла. С Глебом на тот момент у нас было уже более 20 встреч. Первоначально он пришёл ко мне с просьбой участвовать в судебном процессе: он со своей бывшей женой «делил» ребёнка. Получив отказ и пояснения к нему, Глеб нашёл для себя смысл начать свою собственную терапию, где центральное место занимали его отношения с бывшей женой. На время «вручения мне подарка» реальные отношения бывших супругов были достаточно агрессивны. И именно тогда Глеб предлагает мне принять конверт с деньгами, сумма которых в десять раз превышала мой обычный гонорар. Он объяснил, что скоро день рождения его дочери, и он хотел, чтобы у неё была такая же понимающая мать как я. Именно с обсуждения желания сделать этот подарок Глеб начал осознавать свою привязанность к бывшей жене, реальной матери его ребёнка, признавать свои настоящие чувства к ней. Среди чувств, которые он к ней испытывал, было много тёплых, но в увлечении войной неосознаваемых. Этот случай с подарком помог более открыто говорить о наших отношениях: о чувствах в них, об их возможностях, о реальности и иллюзиях.

Подарок в начале или середине работы может свидетельствовать о сопротивлении клиента или даже о его желании закончить терапию. В моей практике был подобный случай. С Маргаритой Федоровной мы заключили контракт на 10 встреч. Это была активная дама пятидесяти шести лет. Она производила впечатление открытого человека, который знает, что хочет. Очарованная клиенткой и «нашими успешными продвижениями», я не сразу заметила, что темп, взятый нами, был слишком быстрый. На словах Мария Фёдоровна была смелой и решительной, а в переживаниях — ранимой, скрывающей свои особо болезненные чувства. Нам помог её внезапный подарок. После третьей встречи она вынула коробку конфет и была удивлена моим вопросом: «Придёт ли она в следующий раз?» На четвёртой встрече главным героем была эта коробка конфет, а в центре нашего рассмотрения — сомнения, беспокойства и страхи клиентки в связи с её новыми желаниями и решениями. Мы сделали несколько шагов назад, вернувшись к началу. В результате этого возвращения наши цели стали скромнее и умереннее, темп более спокойным. Внезапный подарок помог мне стать союзником тех чувств, которые клиентка в жизни привыкла игнорировать.

О подарках, за которыми не благодарность, а многие трудные чувства, в том числе злость, пишет Нэнси Мак-Вильямс в разделе о вторичных (высшего порядка) защитных механизмах, описывая аннулирование: «Одна из моих пациенток иногда приносила мне в подарок цветы. Она была очень тревожной и могла бы принять мой отказ от подарка или даже анализ причины, по которой она мне его дарит, за глубинный отказ от её искренних импульсов. Поэтому я длительное время не предпринимала попыток исследовать значение подобного поведения. Однако моя пациентка смогла осознать тот факт, что она стремилась принести мне букет именно в тот момент, когда была особенно зла на меня. «Я думаю, что на самом деле это были цветы на вашу могилу,» — объяснила она улыбаясь». Как и в этом случае, не всегда терапевт может выбрать работу с исследованием смысла подарка в момент его получения. Но помнить, что у подарка есть значение, которое может быть далеко от благодарности — важно.

В подарке может выражаться истинная благодарность: когда есть результаты в терапевтической жизни., когда и для клиента, и для терапевта они очевидны. Тогда легко даётся и принимается легко. Таким подарком могут быть — подарок-слово, цветы, книга или что-то другое. Такой подарок порой является точкой в терапевтических отношениях. Выраженная же благодарность начинаясь, продолжается в жизни обоих, переживая терапию во времени. И потом многое происходит благодаря тому, что состоялось, разрешилось в терапевтических отношениях. Благодарность — благо в дар. Она живёт после терапии в жизни клиента. Живёт большим здоровьем или более смиренной болезнью. Живёт, благо даря другим: близким и ближним.

Иногда случается так, что клиент через некоторое время после встреч начинает делиться тем, что с ним происходит. Мария обратилась к терапии из-за частого пониженного настроения, доходящего до переживания безнадёжности и отчаяния. Хотя между нами был хороший контакт и доверие со стороны клиента, Мария не сразу приняла необходимость в терапии обратиться к переживанию смерти мамы. В реальности на это событие было наложено табу: не говорить о потере с близкими, стараться не показывать своих слёз. И хотя период депрессивного настроения длился около года, что совпадало по времени с уходом мамы, Мария не хотела признавать эту очевидную связь. Тем не менее, походив кругами, вернулись к главному. И после состоявшейся встречи с переживанием потери -письмо с благодарностью.

«Татьяна Николаевна, спасибо большое, не представляете, как отлегло. Я теперь стала понимать, что такое «видение художника» и почему одни и те же вещи они рисуют по-разному. Приснилась мама, мы с ней так обнимались. Хоть глаза у меня на мокром месте до сих пор, как ее вспоминаю, но все равно легче. Как нарыв вскрылся (не без вашего участия). Оживаю».

Или письмо этой же клиентки чуть позже о том, как наши встречи «проросли» в отношения с сыном. «В душе у самой также успокоение. Тут на досуге пораздумала, сколько мне лет еще осталось жить. И пришла к выводу, что я — не вечная. То, что прожила 40 лет и все куда-то вперед смотрела, не замечала сегодня. А сколько осталось этих сегодня? Может 20-40 лет? И как-то само собой получилось, что каждый день для меня стал маленькой жизнью. Мне нравится, когда я себя так чувствую — спокойно. И еще — ведь если меня не будет — мир не перевернется, и всем моим будущим потомкам, так или иначе, но придется жить без меня. Что я могу? Жить так, как хотела бы, чтобы жили мои дети. Не приставать к ним, что можно, что нельзя, а дать попробовать самим уяснить это». Тепло и естественно принимается мной благодарность Марии. И не могу не замечать ту благодарность, которая переживается как сила, идущая от меня. Благодарность к Марии за её «оживание», за состоявшуюся совместность, которая внесла в её жизнь новые краски. Благодарность моим учителям и коллегам, с которыми живу в этой профессии.

«Спасибо. Спаси Бог. Спаси тебя Бог,» — говорит нам старушка, получившая от нас милостыню. Говоря «спасибо», мы можем просить и о своём спасении, желать его. И хотя «спасибо» стало шаблоном, мало осознаваемым пожеланием, тем не менее, не так уж плохо, что это слово часто звучит в нашей речи. Важно, что есть шанс, возможность в какой-то момент осознать его смысл и суть.

С одним из клиентов терапия завершилась, на первый взгляд, не лучшим образом. Он проявил капризную требовательность, я — принципиальное упрямство. Поэтому работа, которая продолжалась один раз в неделю в течение двух с половиной лет, закончилась лишь телефонным разговором, а не периодом хотя бы в 10 встреч. Но уже 2 года на некоторые праздники и на свои дни рождения я получаю от него сообщения с поздравлением, в которых постоянно присутствует слово «спасибо». За что «спасибо»? Можно ли отнести это «спасибо» и к этому реактивному завершению? Или только к тому, что происходило до него? В числе многих чувств, которые я отмечаю у себя при получении таких его посланий, есть и недовольство собой, нашим резким прекращением отношений. С другой стороны, есть и доверие всему происшедшему. Я могу предположить, что именно для этого клиента такое завершение могло быть полезно и даже терапевтично. Быть может, именно моя твёрдость помогла ему решиться проявить, материализовать уже возникшую внутри независимость и смелость быть без терапевта. Я принимаю «спасибо» этого клиента как реальную благодарность. Одновременно через это «спасибо» я переживаю очевидность своего несовершенства, профессионального в том числе. И благодаря этому переживанию «спасибо» трансформируется в «Спаси Бог».

За что может быть благодарен терапевт трудному, «неблагодарному» клиенту? За свой опыт, приобретённый рядом с ним. За неудачи, которые учится переносить благодаря неблагодарности клиента. Неблагодарный клиент может возвращать нас на землю, обозначая, что наши возможности помощи ограничены.

Неблагодарность клиента или наша неблагодарность, вдруг осознанная, напоминает нам, что все мы в вечности обречены быть неблагодарными, но важно стремиться благодарить.

Список литературы:

1. «Большая книга афоризмов», составитель Константин Душенко, «эксмо-пресс», 2001 г.

2. Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика» Москва, «Класс» 2004 г.

3. Иван Ильин «Книга надежд и утешений», Москва, «Апостол веры», 2006 г.

4. Владимир Янкелевич «Ирония. Прощение», Москва, «Республика», 2004 г.

5. Психотерапия жизнью. Интенсивная терапевтическая жизнь Александра Алексейчика, составитель Римантас Кочюнас, Вильнюс, 2008 г.

Статья опубликована журнале Восточно-Европейской Ассоциации Экзистенциальной терапии «EXISTENTIA: психология и психотерапия» 1/2010 (3)

Татьяна Николаевна Иванова — психолог высшей квалификационной категории, психотерапевт экзистенциального направления, терапевт и супервизор Института экзистенциальной и гуманистической терапии (Литва), Президент Восточно-европейской Ассоциации экзистенциальной терапии. Создатель и директор образовательного и консультационного центра «Байно», (осн. в 2000 году в г. Иваново), основатель и президент областной общественной организации «Ассоциация практической психологии» (осн. в 2005 году), деятельность которой направлена на создание профессионального сообщества практических психологов г. Иванова и Ивановской области.

Имеет постоянную психотерапевтическую практику (индивидуальное и семейное консультирование) в г. Иваново и г. Москва.

Проводит терапевтические и обучающие группы, индивидуальные супервизиии.

Источник

Этический кодекс психолога

Преамбула

  1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
  2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
  3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу, имеющему высшее психологическое образование.
  4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
  5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом. Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
  6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
  7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

  1. Принцип уважения

    Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
    Принцип уважения включает:
    1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
      1. Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
      2.  Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
      3. Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.
      4. Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.
    2. Конфиденциальность
      1. Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
      2. Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
      3. Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
      4. Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
      5. Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
      6. Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
      7. Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
    3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
      1. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями.
      2. Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог должен информировать Клиента о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
      3. Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны Клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями консультации и телефонными переговорами Психолог может разрешить только после получения согласия на это со стороны Клиента.
      4. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях, чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том, что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.
      5. В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, Психолог должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента.
    4. Самоопределение Клиента
      1. Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
      2. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
      3. Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).
  2. Принцип компетентности

    Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
    Принцип компетентности включает:
    1. Знание профессиональной этики
      1. Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.
      2. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.
      3. Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.
      4. В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.
    2. Ограничения профессиональной компетентности
      1. Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.
      2. Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
      3. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
      4. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
    3. Ограничения применяемых средств
      1. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.
      2. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.
      3. Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.
    4. Профессиональное развитие
      1. Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).
    5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
      1. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.
      2. Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.
  3. Принцип ответственности

    Психолог должен помнить  о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
    Принцип ответственности включает:
    1. Основная ответственность
      1. Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
      2. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.
      3. Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.
    2. Ненанесение вреда
      1. Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.
    3. Решение этических дилемм
      1. Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.
      2. В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.
  4. Принцип честности

    Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
    Принцип честности включает:
    1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
      1. Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей. 
    2. Честность
      1. Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.

        Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

        При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:

        – в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

        – он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;

        – профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;

        – для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

        При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.
      2. Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.
      3. Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.
      4. Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.
    3. Прямота и открытость
      1. Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.
      2. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.
      3. В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.
    4. Избегание конфликта интересов
      1. Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
      2. Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
      3. Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.
      4. Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.
    5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
      1. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.
      2. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.
      3. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
      4. Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

  1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
  2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
  3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО. Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. 
  4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества.

Этический кодекс в формате pdf (149.8 Кб)

Для обсуждение Этического кодекса Российского психологического общества присылать комментарии на адрес [email protected]

Стоит ли принимать подарки от клиента?

Как терапевту, вам приходится решать этические дилеммы. А в преддверии праздников вы, вероятно, прямо сейчас столкнулись с одной дилеммой: следует ли принимать подарки от клиентов?

К сожалению, на этот вопрос нет быстрого и простого ответа. Ответ существует в этической серой зоне и должен рассматриваться в каждом конкретном случае.

Хорошая новость заключается в том, что мы можем пролить свет на эту проблему. В этом посте мы обсудим, что уместно и этично. Давайте начнем.

Ущерб от непринятия подарков

Как упомянула Дженни Ньюсом в своем наводящем на размышления посте «Ожерелье: когда правило становится смирительной рубашкой», непринятие подарка от клиента может быть для него бесчеловечным. На самом деле, он может нанести больше вреда, чем вы думаете. Это может фактически свести на нет некоторые успехи, достигнутые вами с ними, или создать новые проблемы там, где их сейчас нет.

В сакральном пространстве отношений терапевт-клиент неполучение подарков может рассматриваться как отказ от этого человека. Это может вызвать раскол в доверии между терапевтом и клиентом. Клиент может начать питать негативные чувства к терапевту, отвергающему его дар, и эти негативные чувства могут саботировать его терапию.

Следует ли ввести политику запрета подарков?

Всегда полезно наметить свои политики, прежде чем столкнуться лицом к лицу с потенциальной проблемой. Нигде это не применимо больше, чем в случае с неприятным обстоятельством, принимать или не принимать подарок от вашего клиента?

Наличие четкой политики подарков может помочь вам ориентироваться в мутных водах. Вам абсолютно необходимо установить границы того, что приемлемо, а что нет. Например, примете ли вы домашнюю выпечку? Вы примете билеты на бродвейское шоу? Примете ли вы поездку в Швейцарию с оплатой всех расходов? Почему или почему нет? Каковы причины вашего принятия или отказа?

Важно разобраться в этом с самим собой, чтобы не спотыкаться и не заикаться со своими клиентами. Вы не хотите, чтобы они чувствовали, что вы делаете исключения или выделяете их неуместным образом.

Но помните, что даже если у вас есть политика «без подарков», это не обескуражит каждого клиента. Некоторые клиенты могут не заметить вашу политику «без подарков». Некоторые намеренно проигнорируют это, полагая, что они установили доверие и установили с вами особую связь, которая может заменить эту политику.

Кроме того, рассмотрите возможность документирования любых подарков, которые вы получаете от своих клиентов, в своих записях. Обязательно подробно опишите, что это был за подарок, когда он был преподнесен и какой отклик вы могли получить.

Что считается подарком?

Есть два типа подарков, которые ваш клиент может сделать вам: физические и абстрактные. Примером физического подарка может быть кофейная кружка. Примером абстрактного подарка может быть рукописная записка. Подарки можно сделать своими руками или купить в магазине. Они могут быть символическими по своей природе или предельно буквальными.

Создание критериев для принятия подарков

Что вы должны учитывать, прежде чем принимать подарок от ваших клиентов?

Хотя ничего не высечено на камне, вот несколько мягких соображений, изложенных Американской ассоциацией консультирования:

Терапевтические отношения

Размышляя о том, принимать подарок или нет, подумайте о характере ваших отношений. Не повредит ли отказ от подарка вашему прогрессу в работе с клиентом?

Сколько стоит подарок

Какова ценность (реальная или предполагаемая) подарка? Недорогие подарки, скорее всего, будут знаком признательности вашего клиента, а не более серьезной проблемой.

Мотивация клиента

Мотивы определить намного сложнее, чем затраты, но как психотерапевт вы должны выяснить, что побуждает клиента сделать вам подарок. Особенно это актуально, когда подарок преподносится в отсутствие какого-либо праздника или культурного события.

Время подарка

Время здесь также является важным фактором. Подарки в конце ваших терапевтических отношений имеют больше смысла, чем подарки, подаренные на самом первом приеме. Обязательно изучите возможные значения и мотивы выбора времени подарка.

Ваша собственная мотивация

И последнее, но не менее важное: подумайте, что вас мотивирует принять подарок или отказаться от него.

Как ответить дарителю

Давайте обсудим, как подойти к принятию или отказу от подарка таким образом, чтобы не повредить вашим отношениям с клиентом.

Если вы решите отказаться от подарка

Некоторые клиенты дарят подарки, которые явно неуместны. Если подарок рождается из переноса или из неуместного чувства вины и принятия, вы можете решить, что лучше вежливо отказаться от подарка. Используйте это как возможность обсудить, почему вы не можете принять подарок.

Если вы решите принять подарок

Некоторые подарки соответствуют культурным или сезонным условиям. Праздничный подарок, например, может быть невинным жестом доброй воли. Подарки от детей, независимо от времени или темы, часто несут в себе один и тот же уровень номинальной невинности. Если вы решите, что подарок не изменит ваших отношений между терапевтом и клиентом, вы можете любезно принять подарок, просто сказав «спасибо».

В конечном счете, ваш ответ будет зависеть от подарка и ваших отношений с клиентом. У вас есть уникальное понимание психического состояния клиента (и право спрашивать, если вам непонятно). Используйте свои инструменты, чтобы определить, является ли этот подарок просто подарком или это замаскированная просьба о помощи. Затем вы можете использовать это как возможность исследовать более глубокие значения.

Когда всегда следует отказываться от подарка

Существуют определенные обстоятельства, когда целесообразен полный отказ от подарка. Как всегда, руководствуйтесь своим суждением, но вот несколько типов подарков, которых следует избегать:

  • Любой подарок сексуального характера, включающий сексуальные намеки, должен быть категорически отвергнут.
  • Также следует отвергать оскорбительные расовые подарки.
  • Любой подарок, изображающий насилие или намекающий на него.
  • Инвестиционные советы и советы по торговле «инсайдерами».

Заключительные мысли

Помните, что когда вы приходите из чистого места, дарение подарков — это прекрасный способ для ваших клиентов выразить свою искреннюю благодарность. Пока вы не подозреваете о переносе или других психических/эмоциональных проблемах, а подарок не нарушает никаких других этических границ, будьте открыты для опыта.

Подарки — пациентам и от пациентов

Бюллетень по предотвращению ответственности – октябрь 2007 г.

… Меня попросили прокомментировать, как я отношусь к тому, что терапевт или консультант делает или получает подарок от пациента или для него. Это законно? Этично ли это? Это мудро? Следует ли избегать этого любой ценой? Можно ли попасть в беду? Как я предупреждал в бюллетене за прошлый месяц об объятиях и информированном согласии, ответы на такие вопросы не так просты, как кажутся на первый взгляд, и точные и полезные ответы зависят от точно заданного вопроса, а также от контекста. Заинтересован ли специалист в области психического здоровья в первую очередь в том, чтобы избежать риска, или он или она желает действовать определенным образом — при условии, что это законно и этично — даже если это спорно или нетрадиционно.

Забыв о законности и вопросах, заданных в предыдущем абзаце, позвольте мне сначала сделать несколько комментариев о том, как я отношусь к подаркам, которыми обмениваются пациенты и терапевты. Начну с того, что вообще (есть исключения) подарки не следует ни принимать, ни дарить. Без тщательного обдумывания и анализа такая деятельность часто может привести к неожиданным неприятностям для неосторожного практикующего. Даже там, где все тщательно продумано, неприятности могут возникнуть неожиданно. Я склоняюсь к этой позиции, потому что она заставляет человека, с которым я разговариваю, преодолеть мою предубежденность в отношении дарения или получения подарков, формулируя, почему такая деятельность в данном случае может подпадать под исключение из общего правила и может быть одновременно оправданной. и уместно.

Большая часть моего знакомства с проблемой подарков произошла, когда у терапевта были определенные проблемы, потому что он или она получил один или несколько подарков от пациента (или пациент получил один или несколько подарков от терапевта), и позже пациент или кто-то из членов семьи пациента жалуется на какой-то аспект дарения и может неверно истолковать его значение или цель. Часто в дело вовлечено нечто большее, чем просто подарок. Каждый случай индивидуален. Каждый представленный вопрос отличается, потому что все зависит от конкретных фактов и обстоятельств, таких как вопрос, проблема или расстройство, по поводу которого наблюдается клиент/пациент, природа отношений между терапевтом/консультантом и пациентом/клиентом, теоретическая ориентация практикующего врача и культурные факторы.

Дарение или получение подарка, в зависимости от обстоятельств, может быть законным и этичным. Его не обязательно следует избегать любой ценой, если только в законодательстве штата, постановлении или контролирующем этическом стандарте нет конкретного запрета. Но лицензионные советы и комитеты по этике, а также любое количество свидетелей-экспертов часто придерживаются позиции, что существуют проблематичные «пограничные вопросы», связанные с дарением, и что дарение может быть свидетельством неправомерных двойных отношений. Из-за такого восприятия терапевты и консультанты, на мой взгляд, поступили бы мудро, если бы вообще избегали дарить или получать подарки, если они хотят максимально избежать риска. Если дарение действительно имеет место, результаты жалобы или судебного иска часто зависят от факторов, упомянутых выше, а также таких других факторов, как характер и частота дарения, стоимость и форма подарка, а также наличие других сомнительных действий. происходит.

Слишком жесткий подход (как в случае с прикосновениями и двойственными отношениями) удушает специалистов в области психического здоровья и пациентов или клиентов, которых они обслуживают. Но иногда государственные органы (например, лицензионные комиссии) чрезмерно усердствуют по целому ряду причин в своих усилиях по защите населения. Тяжущиеся стороны (включая государственные органы) могут легко нанять свидетелей-экспертов для дачи показаний практически по любому делу. Из-за возможной несправедливости, или из-за проблем, связанных с судебными издержками и издержками, или просто из-за понимания того, как работает система, терапевты и консультанты должны быть осторожны.

Подумайте над этим сценарием: богатая умершая пациентка оставила своему бывшему терапевту наследство в размере 10 000 долларов в знак признательности за ее работу с пациентом и другими членами семьи в течение длительного периода времени. Дар впервые раскрывается терапевту через два месяца после смерти пациента и через год после прекращения терапии. Супруга умершего пациента поддерживает завещание и рассказывает об этом терапевту. Может ли терапевт принять наследство или оно должно быть возвращено в наследство? Что бы сказал ваш адвокат? Что скажет ваша профессиональная ассоциация? Какова будет позиция вашего лицензионного совета?

ОБ АВТОРЕ

Ричард Лесли

«На пересечении права и психотерапии»

Ричард С. Лесли — адвокат, последние двадцать пять лет практикующий на стыке права и психотерапии. Совсем недавно он был консультантом Американской ассоциации супружеской и семейной терапии (AAMFT), где он работал с их подразделениями в различных штатах над разработкой и реализацией их законодательных программ. Он также оказывал консультационные услуги по телефону членам AAMFT по юридическим и этическим вопросам, с которыми сталкиваются практикующие врачи с различными лицензиями по всей стране. Кроме того, он писал статьи по юридическим и этическим вопросам для их журнала Family Therapy Magazine и выступал на семинарах по различным юридическим вопросам.

До работы в AAMFT Ричард около двадцати двух лет был юрисконсультом Калифорнийской ассоциации семейных и семейных терапевтов (CAMFT). Он был директором по связям с государственными органами в CAMFT и, как таковой, был архитектором широко признанной и успешной законодательной программы CAMFT. Он представлял CAMFT в регулирующем совете (Совет по поведенческим наукам) и был неутомимым сторонником надлежащей правовой процедуры и справедливости для лицензиатов и заявителей. Он был постоянным докладчиком на семинарах и постоянно оценивался как ведущий с самым высоким рейтингом CAMFT. Он также заседал в Комитете по этике CAMFT и выступал в качестве их советника по вопросам, касающимся соблюдения этических стандартов.

Ричард является признанным экспертом по вопросам, касающимся взаимосвязи между законом и практикой брачно-семейной терапии и психотерапии. В течение многих лет он преподавал курсы права и этики в ряде колледжей и университетов в рамках их программ на получение степени по супружеской и семейной терапии. Работая в CAMFT, он более двадцати лет оказывал телефонные консультации тысячам терапевтов в Калифорнии и других странах. Его высоко ценят за его суждения, его опыт, его прямой стиль и его ясность.

Ричард был инициатором многих изменений и дополнений к законам штата Калифорния, касающихся MFT. В 1980, он был в первую очередь ответственен за принятие «Закона о свободе выбора», который требовал, чтобы страховые компании оплачивали психотерапевтические услуги, оказываемые МФТ. Принятие этого закона позволило MFT зарабатывать на жизнь, позволило им лучше конкурировать на рынке и укрепило профессию в Калифорнии, что привело к значительному увеличению числа лицензиатов и членов CAMFT. В настоящее время около половины лицензированных брачных и семейных терапевтов в стране имеют лицензию в Калифорнии.

Находясь в CAMFT, Ричард в первую очередь отвечал, среди прочего, за успешные усилия по криминализации секса между пациентом и терапевтом. Ему удалось распространить законы привилегии между психотерапевтом и пациентом на МФТ, тем самым предоставив пациентам такой же уровень защиты конфиденциальности, как и при посещении психиатра или психолога. Он неустанно и успешно боролся за право МФТ называть себя «психотерапевтами», оказывать услуги по психологическому тестированию, получать надлежащую компенсацию от Калифорнийской программы помощи жертвам преступлений и работать в окружных агентствах по охране психического здоровья по всей Калифорнии.

Ричард был принят в адвокатуру Нью-Йорка (19 лет).69) и в Калифорнии (1973). Во время практики в Нью-Йорке он работал общественным защитником, а затем помощником окружного прокурора. Вскоре после переезда в Калифорнию он работал в Комиссии по связям с общественностью округа Сан-Диего в качестве их сотрудника по вопросам права и правосудия. Находясь там, он успешно работал над достижением большего расового разнообразия в системе отбора присяжных по уголовным делам, а также над разоблачением и прекращением злоупотреблений со стороны полиции.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *