Методика «тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной). Возраст: подростковый — юношеский
1. 1. МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ» ( МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ В МОДИФИКАЦИИ Г.В.РЕЗАПКИНОЙ) Возраст: подростковый — юношеский
Шкалы: типы мышления — предметнодейственное, абстрактно-символическое,
словесно-логическое, наглядно-образное,
креативность (творческое)
Инструкция к тесту
У каждого человека преобладает
определенный тип мышления. Данный
опросник поможет вам определить тип
своего мышления. Если вы согласны с
высказыванием, в бланке поставьте плюс,
если нет – минус.
1. Мне легче что-либо сделать
самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы
составлять
компьютерные
программы.
3. Я люблю читать книги.
4.
Мне
нравится
живопись,
скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я
стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне
объясняют на предметах или
рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в
устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно
представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно
планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими
руками.
12. В детстве я создавал (а) свой
шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение
сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто
вызывают у меня воспоминания.
15.
Разнообразные
увлечения
делают жизнь человека богаче и
ярче.
16. При решении задачи мне легче
идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в
природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего
теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет
или животное, которых нет в
природе.
20. Мне больше нравится процесс
деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве
собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки
(математику, физику).
23. Меня восхищает точность и
глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей
памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою
жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне
хочется танцевать.
27.
Я
понимаю
красоту
математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой
аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки,
спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что
для других очевидно.
31.
Я
люблю
заниматься
рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы
расшифровать значения древних
символов.
33.
Я
легко
усваиваю
грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и
искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем
же путем.
36. Мне нравится работа, требующая
физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы,
символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я
им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах
содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не
доведу
свою
работу
до
совершенства.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Ключ к тесту
№ Тип мышления
Вопросы
1 Предметно-действенное
1 6 11 16 21 26
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27
3 Словесно-логическое
3 8 13 18 23 28
4 Наглядно-образное
4 9 14 19 24 29
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Обработка результатов теста
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка
соответствует определенному типу мышления. Количество баллов
в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа
мышления:
• 0-2 – низкий,
• 3-5 – средний,
• 6-8 – высокий.
Интерпретация результатов теста
1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения.
Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный
мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую
блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.
2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые – физики-теоретики, математики,
экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов,
формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на
основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат.
verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель,
переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это
умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить
и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры.
Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным
мышлением.
5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и
ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных
типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.
Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко
выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но
важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии.
6. 2. РИСУНОЧНЫЕ МЕТОДИКИ.
Тест №1. Практик и Логик.
Тест №2 Сенсорик и Интуитивист (аналитик).
7. Тест №1. Практик и Логик.
Инструкция: Перед вами цепочка овалов. На
основе этой детали вам надо воссоздать всю
картину, из одного фрагмента сотворить
целое. Что вы нарисуете и чем дополните
данный рисунок, зависит только от вас.
Ключ к тесту:
Тест легко трактовать, что бы вы ни нарисовали. Принцип такой:
если вы сделали цепочку овалов основой своего рисунка, то это
говорит о том, что вы обладаете практическим мышлением, вам
ближе все конкретное. Если же цепочка овалов является не
основной деталью вашего рисунка, а дополнительной, то это
говорит о наличии у вас логического мышления, вы любите
мыслить абстрактно.
Признаком практического мышления являются такие рисунки:
колос, гроздь винограда, ягод и т. д. — основной упор был сделан
на овалы. Признаком абстрактного мышления являются такие
рисунки: идущий человек, за которым тянется цепочка следов;
хвост птицы или зверя; коса девушки и все в том же духе. Иначе
говоря, цепочка овалов в данном случае не более чем дополнение
к рисунку.
Интерпретация:
Люди с практическим мышлением хорошо работают в
коллективе, они ответственны и аккуратны. Они прекрасно
справляются с огромным количеством работы, благодаря тому, что
умеют четко организовать свой рабочий день и распределить все
дела по мере их важности и срочности. У этих людей практически
не бывает безвыходных ситуаций, так как они просчитывают
заранее каждый свой шаг, чтобы застраховать себя от возможных
сюрпризов. Им больше по душе планомерная работа, нежели
неожиданно свалившаяся им на голову задание, даже если та
сулит им немалые прибыли.
Люди с абстрактным мышлением не любят рутину,
предпочитают работать по вдохновению, им нравится проявлять
себя в творческом плане, у них всегда множество разнообразных
идей в голове, которыми они с удовольствием делятся со своим
окружением. Они не привыкли планировать свои дела так, чтобы
они распределялись равномерно; для них главнее активность в
периоды, когда их посещает вдохновение.
11. Тест №2: Сенсорик и Интуитивист.
Инструкция: Перед вами произвольный
набор фигур, некая композиция. Используя
одну, две или больше фигур (столько, сколько
вам потребуется для выполнения задачи),
нарисуйте человека.
Ключ к тесту:
Если вы создали человека на основе одной, двух, трех или
даже четырех фигур, то это значит, что вы сенсорик. Вы
взялись за выполнение задачи, исходя из конкретных
деталей, вы стали рассматривать каждую фигуру по
отдельности.
Если же вы увидели в этой, на первый взгляд произвольной
композиции лицо человека и дорисовали его, то это говорит
о том, что вы являетесь интуитивистом. Вы склонны к
анализу, вы обращаете внимание, прежде всего, не на
конкретные детали, а на их совокупность.
Интерпретация:
Для сенсориков на первом месте стоят детали, конкретные события,
мысли и слова. Они всегда четко выстраивают свою речь, потому что
неизменно исходят из конкретных фактов и не отвлекаются на
обобщения и абстрактные понятия. Сенсорики наблюдательны, они
замечают все, что окружает их. Они являются прекрасными
рассказчиками, делают превосходные доклады и умело анализируют
реальные события. Но разговоры на отвлеченные темы раздражают
их, так как кажутся им несущественными, ведь они не основаны на
фактах.
Интуитивисты (аналитики) предпочитают не детали, а картину в
целом, их прогнозы и предположения чаще всего сбываются. Дело в
том, что там, где сенсорики продираются сквозь факты, постепенно
выстраивая их в цепочку, аналитики сходу схватывают общие черты и
делают верный вывод. Интуитивисты — прирожденные теоретики, а
сенсорики — практики. Или можно сказать, что сенсорики едут по
дороге, а интуитивисты летят над ней.
В идеале сенсорики и аналитики прекрасно дополняют друг друга,
многое могут дать друг другу, их мировосприятия и мироощущения
настолько разные, что им никогда не будет скучно вместе.
Анализ результатов
Преобладающий
тип памяти при разных типах предъявления
словесного материала определяют путем
сравнения количества правильно
воспроизведенных слов в каждом из
четырех опытов.
Нормальным
объемом непосредственной памяти следует
считать запоминание 5-9 слов. Если в
каком-либо опыте испытуемый запомнил
10 слов, значит, он использовал какую-то
систему средств, о которой желательно
узнать из самоотчета и наблюдений.
Ведущий
тип памяти связан с соответствующей
репрезентативной системой представлений
человека. Ее выявление поможет сделать
многоплановые рекомендации испытуемому,
особенно в плане запоминания им наиболее
значимой информации.
Шкалы:
типы мышления
— предметно-действенное,
абстрактно-символическое, словесно-логическое,
наглядно-образное, креативность
(творческое)
Инструкция
к тесту:
У каждого человека преобладает
определенный тип мышления. Данный
опросник поможет вам определить тип
своего мышления. Если вы согласны с
высказыванием, в бланке для ответов
поставьте плюс, если нет – минус.
1.
Мне легче что-либо сделать самому, чем
объяснить другому.
2. Мне интересно
было бы составлять компьютерные
программы.
3. Я люблю читать книги.
4.
Мне нравится живопись, скульптура,
архитектура.
5. Даже в отлаженном деле
я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше
понимаю, если мне объясняют на предметах
или рисунках.
7. Я люблю играть в
шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли
как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно
представляю себе ее героев.
10. Я
предпочитаю самостоятельно планировать
свою работу.
11. Мне нравится все делать
своими руками.
12. В детстве я создавал
(а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному
слову.
14. Знакомые мелодии часто
вызывают у меня воспоминания.
15.
Разнообразные увлечения делают жизнь
человека богаче и ярче.
16. При решении
задачи мне легче идти методом проб и
ошибок.
17. Мне интересно разбираться
в природе физических явлений.
18. Мне
интересна работа ведущего теле-радиопрограмм,
журналиста.
19. Мне легко представить
предмет или животное, которых нет в
природе.
20. Мне больше нравится процесс
деятельности, чем сам результат.
21.
Мне нравилось в детстве собирать
конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю
точные науки (математику, физику).
23.
Меня восхищает точность и глубина
некоторых стихотворений.
24. Знакомый
запах вызывает в моей памяти прошлые
события.
25. Мне трудно подчинять свою
жизнь определенной системе.
26. Когда
я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических
формул.
28. Мне легко говорить перед
любой аудиторией.
29. Я люблю посещать
выставки, спектакли, концерты.
30. Я
сомневаюсь даже в том, что для других
очевидно.
31. Я люблю заниматься
рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне
интересно было бы расшифровать значения
древних символов.
33. Я легко усваиваю
грамматические конструкции языка.
34.
Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая
физической активности.
37. Я легко
запоминаю формулы, символы, условные
обозначения.
38. Друзья любят слушать,
когда я им что-то рассказываю.
39. Мне
легко представить в образах содержание
рассказа или фильма.
40. Я не могу
успокоиться, пока не доведу свою работу
до совершенства.
Обработка
и интерпретация результатов теста
№ Тип
мышления
Вопросы
1
Предметно-действенное
1 6 11 16 21 26 31
36
2
Абстрактно-символическое
2 7 12 17 22 27 32 37
3
Словесно-логическое
3 8 13 18 23 28 33 38
4
Наглядно-образное
4 9 14 19 24 29 34 39
5
Креативность (творческое)
5 10 15 20 25 30 35 40
Обработка
результатов теста
Подсчитайте
число плюсов в каждой из пяти строк.
Каждая строка соответствует определенному
типу мышления. Количество баллов в
каждой колонке указывает на уровень
развития данного типа мышления:
•
0-2
– низкий, •
3-5 – средний, •
6-8 – высокий.
Интерпретация
результатов теста
1.
Предметно-действенное
мышление
— процесс мышления представляет собой
практическую преобразованную деятельность,
осуществляемую человеком с реальными
предметами. Этот тип мышления
характеризуется тем, что решение задачи
осуществляется с помощью реального,
физического преобразования ситуации,
опробования свойств объектов. Этот тип
мышления широко представлен у людей,
занятых реальным производственным
трудом, результатом которого является
создание какого – либо конкретного
материального продукта. Элементарные
формы наглядно-действенного мышления
наблюдаются у высших животных. У ребенка
наглядно-действенное мышление образует
первую ступень развития мышления.
2.
Абстрактно-символическое
мышление
представляет способность к обработке
информации в ключе абстрактно-символической
модели. Таким мышлением обладают многие
ученые – физики-теоретики, математики,
экономисты, программисты, аналитики.
Они могут усваивать информацию с помощью
математических кодов, формул и операций,
которые нельзя ни потрогать, ни
представить. Данный тип мышление работает
с мысленными
конструкциями, представляющими собой
некий концепт, или идею, способную
олицетворять некие предметы или явления
реального мира, но при этом отвлеченная
от конкретных их воплощений. Абстрактные
конструкции могут и не иметь прямых
аналогов в физическом мире, что характерно,
например, для математики.
3.
Словесно-логическое
мышление
— один
из видов мышления, характеризующийся
использованием понятий, логических
конструкций. Словесно-логическое
мышление функционирует на базе языковых
средств и представляет собой наиболее
поздний этап исторического и
онтогенетического развития мышления.
В структуре словесно-логического
мышления формируются и функционируют
различные виды обобщений.
Благодаря развитому словесно-логическому
мышлению человек может сформулировать
свои мысли и донести их до людей.
4.
Наглядно-образное
мышление —
один
из видов мышления, связанный с наглядным
представлением ситуаций и изменений в
них, мыслительный процесс неотделим от
восприятия окружающей действительности
и без человека совершаться не может.
Мысля наглядно образно, человек привязан
к действительности, а сами необходимые
для мышления образы представлены в его
кратковременной и оперативной памяти.
5.
Креативность
(творческое мышление)
– один
из видов мышления, характеризующийся
созданием субъективно нового продукта
и новообразованиями в самой познавательной
деятельности по его созданию. Эти
новообразования касаются мотивации,
целей, оценок, смыслов. Творческое
мышление отличают от процессов применения
готовых знаний и умений, называемых
репродуктивным мышлением.
Результаты
заносятся в таблицу
исследуемые | Тип | ||||
Предметно-действенное | Абстрактно-символическое | Словесно-логическое | Наглядно-образное | Творческое | |
ФИО, |
БЛАНК
ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия,
имя _________________________, возраст ___, пол ___
Задание
| Задание
|
Тест на тип мышления онлайн.
Определение «Тип мышления» (в редакции Г.В. Резапкиной). Как он работает
1. Психологический процесс, связанный с поиском и открытием новых знаний на основе творческой реальности человека, это:
а) внимание
б) мышление
г) логика Высшая форма мышления составляет:
а) конкретизация
б) анализ
в) вывод
г) концепция
3. Основным признаком творческого мышления является:
а) способность извлекать главное
б) способность реагировать на внутренние и внешние воздействия
в) склонность личности к определенным психическим сознаниям
г) умение анализировать любые задачи, устанавливать логическую связь
4. Для решения сложной умственной задачи необходимо:
а) сосредоточенность
б) решение задачи путем решения предыдущей сложной задачи
в) умело выбирать решения
г) интеллект
5. Абстрактно-логическое мышление тождественно:
а) понятийное мышление
б) практическое мышление
0d9 0urative в) ) логический мышление
6. Понятийное мышление это:
а) извлечение образов, воссоздаваемых воображением
б) использование определенных понятий
в) мышление, связанное с определенной деятельностью
г) мышление на основе образов
7. Понятие есть:
а) отражение общих и существенных свойств предметов или явлений
б) деятельность, осуществляемая с реальными предметами
в) вид мыслительного процесса, осуществляемого непосредственно при восприятии окружающей действительности
г) логического тождества с понятийным мышлением
8. Обобщение это:
а) установление сходства и различия между объектами
б) отделение существенного от второстепенного
в) общий вывод мыслительных операций
г) умственное отвлечение от частей объекта для выделения его существенных признаков
9. Смантическая спонтанная гибкость это:
а ) способность видеть объект под новым углом зрения
б) способность изменять восприятие объекта
в) способность продуцировать различные идеи в неопределенных ситуациях
г) способность образно выражать мысли
10. Абстрактно-логическое мышление тождественно:
а) практическое мышление
б) понятийное мышление
в) образное мышление
г) образное и действенное Контрольные работы по теме «Мышление»
1. Что такое практическое мышление?
а) мышление, связанное с практической деятельностью
б) мышление, когда извлекаются из памяти образы и воссоздаются представления
в) мышление, связанное с определенной деятельностью
г) мышление, заключающееся в деятельности, осуществляемой реальным предметом
2. Что такое понятие?
а) это отражение общего и существенного средства предмета или явления
б) это неумение запоминать или узнавать
в) это вид коммуникативной деятельности
г) это основное звено в процессах деятельности
По характеру мышления является:
а) теоретические и практические
б) активные и пассивные
в) продуктивные и непродуктивные
г) сознательные и бессознательные
устанавливаются сходства и различия между предметами
в) высшее проявление чувств
г) вид коммуникативной деятельности
5. Формы мышления:
а) понятие, суждение, умозаключение.
б) чувства, настроение, депрессия
в) воображение, любопытство, активность
г) отчаяние, опустошение, страх
6. Высшая форма мышления:
а) сравнение
б) понятие
в) умозаключение
г) дедукция
7. Отражение общего и существенного средства предметов или явлений это:
а) понятие
б) суждение
в) осознание
г) потребность
8. Сколько этапов различал ли Выготский Л. С. при переходе к образованию понятий:
9. По степени новизны мышление подразделяется:
а) продуктивное и непродуктивное
б) понятийное и образное
в) абстрактно-логическое
г) сознательное и бессознательное
0 Шкалы 8 видов: 0 мышления — предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное, творчество (творческое)
Цель теста
Диагностика типа мышления респондента.
Инструкция к тесту
У каждого человека есть определенный тип мышления. Этот опросник поможет вам определить тип вашего мышления. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке плюс, если нет – минус.
Тест
1. Мне легче сделать что-то самому, чем объяснять другому.
2. Мне было бы интересно создавать компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Люблю живопись, скульптуру, архитектуру.
5. Даже в хорошо налаженном деле стараюсь что-то улучшить.
6. Я понимаю лучше, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко выражаю свои мысли как устно, так и письменно.
9. Когда я читаю книгу, я представляю ее персонажей.
10. Я предпочитаю планировать свою работу самостоятельно.
11. Люблю все делать своими руками.
12. В детстве я создал(а) свой собственный шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают во мне воспоминания.
15. Разнообразие увлечений делает жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Меня интересует понимание природы физических явлений.
18. Интересуюсь работой теле- и радиоведущей, журналистом.
19. Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. В детстве я любил собирать конструктор из деталей.
22. Предпочитаю точные науки (математика, физика).
23. Я восхищаюсь точностью и глубиной некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинить свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко выступать перед любой аудиторией.
29. Люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что очевидно для других.
31. Люблю рукодельничать, мастерить что-нибудь.
32. Мне было бы интересно расшифровать значения древних символов.
33. Я легко учу грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Я не люблю ходить так же.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Легко запоминаю формулы, символы, условности.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то говорю.
39. Мне легко представить содержание рассказа или фильма в образах.
40. Я не могу отдохнуть, пока не закончу свою работу.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенные 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символические 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Вербально-логические 3 8 13 10 18 23 8 28 Изобразительно-образный 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Творчество (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40
Обработка результатов теста
Подсчитайте количество плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
0-2 — низкий,
. 3-5 — средний,
. 6-8 — высокий.
Интерпретация результатов испытаний
1. Предметное мышление характерно для деловых людей. Они получают информацию посредством движения. Обычно у них хорошая координация движений. Их руками создан весь предметный мир вокруг нас. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую гениальную идею. Это мышление важно для спортсменов, танцоров, художников.
2. Абстрактным символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые невозможно потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления было сделано множество открытий на основе гипотез во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат.verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, педагог, переводчик, писатель, филолог, журналист может формулировать свои мысли и доносить их до людей. Этот навык необходим руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, способные представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность – это способность творчески мыслить, находить нестандартные решения проблемы. Это редкое и незаменимое качество, которое отличает людей, талантливых в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Многие профессии требуют сочетания разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называется синтетическим.
Сопоставьте свое ведущее мышление с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в овладении соответствующей деятельностью. Но самое главное – это ваши способности и интерес к будущей профессии.
Источники
Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в специализированные классы. М.: Генезис, 2005 У каждого человека есть определенный тип мышления. Этот тест поможет вам определить тип вашего мышления. Если вы согласны с утверждением, то нажмите Да, если не согласны — Нет.
1. Мне легче сделать что-то самому, чем объяснять другому.
2. Меня интересует написание компьютерных программ.
4. Люблю живопись, скульптуру, архитектуру, музыку.
5. Даже в хорошо налаженном деле стараюсь что-то улучшить.
6. Я понимаю лучше, если мне объясняют на предметах и рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко выражаю свои мысли как устно, так и письменно.
9. Когда я читаю книгу, я ясно вижу ее героев и описываемые события.
10. Мне трудно выполнять работу, требующую жестких ограничений.
11. Люблю все делать своими руками.
12. В детстве я придумал свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение словам.
14. Знакомые мелодии вызывают в голове определенные картины.
15. Разнообразие увлечений делает жизнь человека насыщеннее и ярче.
16. При решении проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Меня интересует понимание природы физических явлений.
18. Интересуюсь работой ведущей телерадиопрограмм, журналистом.
19. Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. В детстве любил собирать конструктор.
22. Предпочитаю точные науки (математика, физика).
23. Я восхищаюсь точностью и глубиной некоторых стихов.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Я не хотел бы подчинять свою жизнь строгой системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко выступать перед любой аудиторией.
29. Люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что очевидно другим.
31. Люблю что-то делать своими руками: шить, мастерить, ремонтировать.
32. Мне было бы интересно расшифровать древние письмена.
33. Легко учу незнакомые фразы и грамматические конструкции языка.
34. Я согласен с утверждением, что красота спасет мир.
35. Я не люблю ходить так же.
36. Только то, что можно потрогать, истинно.
37. Легко запоминаю формулы, символы, условности.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то говорю.
39. Я легко визуализирую содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу отдохнуть, пока моя работа не станет идеальной.
Каждый столбец содержит номера вопросов. Каждый ответ «да» на вопрос засчитывается как 1 балл, ответ «нет» — «0». Подсчитайте количество баллов в каждом столбце.
Столбец 1 | Колонна 2 | Колонна 3 | Колонна 4 | Колонна 5 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |
результат ПД | результат А-С | результат С-Л | результат НО | результат До |
Каждый столбец соответствует определенному типу мышления.
- P объектно-эффективное мышление
- НО абстрактно- С символическим мышлением
- С устно- л логическое мышление
- H визуально- примерно фиктивное мышление
- К реактивность
Количество баллов указывает на уровень развития данного типа мышления:
- 0-2 — низкий,
- 3-5 — средний,
- 6-8 — высокий.
1. Предметно-деятельностное мышление свойственно деловым людям. О них говорят: «Золотые руки». Они лучше усваивают информацию через движение. Обычно у них хорошая координация движений. Их руками создан весь предметный мир вокруг нас. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую гениальную идею. Многие выдающиеся танцоры и спортсмены также имеют этот склад ума.
2. Абстрактное символическое мышление , которым обладают многие люди науки — физики — теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким складом ума могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые невозможно потрогать или представить. Благодаря особенностям такого мышления было сделано множество открытий на основе гипотез во всех областях науки.
3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, педагог, переводчик, писатель, филолог, журналист может формулировать свои мысли и доносить их до людей. Этот навык необходим руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно — образное мышление обладают люди с художественным складом ума, способные представить, что было и что будет и чего никогда не было и не будет — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность — это способность человека творчески мыслить, находить нестандартные решения проблемы. Творчеством может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и незаменимое качество, которое отличает талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
Инструкция
Предметное мышление свойственно людям с практическим складом ума. Для вас характерно сначала сделать, а потом подумать. Решение проблемы приходит из личного опыта. Вы склонны учиться только на собственных ошибках, а другие вас не интересуют. Вам нравится творческий процесс: что-то мастерить, ремонтировать своими руками. О вас говорят только как о «золотых руках». Вы воспринимаете только факты, материальные объекты и доказательства. Вам непонятны умозаключения, рассуждения и логические выводы. Вы не любите объяснять причину своих действий, а «просто сделай, и все!» Профессии: водители, танцоры, художники, спортсмены, слесари.
Образным мышлением наделены творческие личности с художественным складом ума. Сначала их мысль перерастает в образ, что еще больше побуждает к действию. Вам сложно пересказать прочитанное, если мысленно не представить картину происходящего. Для лучшего понимания вы можете набросать рисунок или схему запланированных вами действий. Люблю посещать выставки, праздничные мероприятия. Вам нравятся красивые картины и произведения искусства, а когда вы слышите знакомую музыку, вы можете представить себе конкретное событие из своего прошлого. Профессии: дизайнер, архитектор, писатель, сценарист, художник, актер, поэт, режиссер.
Знаковое мышление развивается у людей с гуманитарным складом ума. Человек преобразует информацию с помощью понятий и утверждений в определенные выводы. У вас много друзей, и вы легко общаетесь с незнакомыми людьми, любите шумные компании. Вы любите много читать и узнавать новое. Вы любите много общаться, четко и последовательно излагаете свои мысли и требовательны к форме выражения мыслей собеседника. Профессии: педагоги, ведущие, журналисты, политики.
Символическое мышление свойственно людям с математическим складом ума. Человек воспринимает информацию в виде визуальных символов, формул и структур. Вы очень хорошо воспринимаете визуальную информацию, грамотны и способны к изучению языков. Вам легко даются точные науки и вы любите производить расчеты. Ваше внимание привлекают зрительные образы. Профессии: экономисты, физики, программисты, ученые, математики.
Креативное мышление может быть свойственно любому из вышеперечисленных типов и является лишь дополнительным признаком. Людям с творческим мышлением намного легче добиваться успеха в любых начинаниях. У вас тупое воображение, вы любите постоянно что-то создавать и совершать нестандартные действия. Вы наслаждаетесь процессом преображения, а когда цель достигнута, появляется новая «идея-фикс». Вы любите перемены и вас не интересуют чужие правила и стереотипы поведения. Вам нравится руководить процессом и задавать темп.
Следующие два теста в картинках позволят вам лучше понять, как вы собираете информацию из окружающего мира и как вы с ней оперируете, иначе говоря, определить тип мышления.
Тест №1. Практик и Логика.
Тест №2 Сенсорика и Интуиция (аналитик).
И у практиков (сенсориков), и у логиков (аналитиков) есть свои сильные стороны, главное уметь ими пользоваться. И довольно часто встречаются личности с развитым как абстрактным, так и конкретным, практическим мышлением.
Тест №1. Практик и Логика.
Инструкция.
Перед вами цепочка овалов. На основе этой детали нужно воссоздать всю картину, создать из одного фрагмента целое. Что вы рисуете и чем дополняете этот рисунок, решать только вам.
стимулирующий материал.
Ключ к тесту, интерпретация.
Тест легко интерпретировать, независимо от того, что вы рисуете. Принцип такой: если вы сделали основу своего рисунка цепочкой из овалов, то это говорит о том, что у вас практичное мышление, вам ближе все конкретное. Если цепочка овалов является не основной частью вашего рисунка, а дополнительной, то это свидетельствует о наличии у вас логического мышления, вы любите мыслить абстрактно.
Признаком практичного мышления являются такие рисунки: колос, гроздь винограда, ягоды и т.д. — основной акцент был сделан на овалы.
Признаком абстрактного мышления являются следующие рисунки: идущего человека, за которым следует цепочка следов; хвост птицы или зверя; косы девушки и все в том же духе. Иными словами, цепочка овалов в данном случае не более чем дополнение к рисунку.
Люди с практичным мышлением хорошо работают в команде, ответственны и аккуратны. Они прекрасно справляются с огромным объемом работы, благодаря тому, что умеют четко организовать свой рабочий день и распределить все дела по степени их важности и срочности. Безвыходных ситуаций у этих людей практически не бывает, так как они заранее просчитывают каждый свой шаг, чтобы застраховать себя от возможных неожиданностей. Они предпочитают планомерную работу задаче, внезапно свалившейся на их голову, даже если она сулит им немалую прибыль.
Люди с абстрактным мышлением не любят рутины, предпочитают работать по вдохновению, любят творчески самовыражаться, у них в голове всегда много разных идей, которыми они с удовольствием делятся с окружающими. Они не привыкли планировать свои дела так, чтобы они распределялись равномерно; для них важнее деятельность в периоды, когда их посещает вдохновение.
Тест №2 Сенсорное и интуитивное.
Инструкция.
Перед вами произвольный набор фигур, некая композиция. Используя одну, две или более фигур (столько, сколько вам нужно для выполнения задания), нарисуйте человека.
стимулирующий материал.
Ключ к тесту, интерпретация.
Если вы создали человека на основе одной, двух, трех или даже четырех фигур, то это значит, что вы сенсорик. Вы взялись за задачу, исходя из конкретных деталей, стали рассматривать каждую фигуру отдельно.
Если вы увидели лицо человека в этой, на первый взгляд, произвольной композиции и завершили ее, то это говорит о том, что вы интуитивист. Вы склонны к анализу, обращаете внимание, прежде всего, не на конкретные детали, а на их совокупность.
Для сенсорики на первом месте стоят детали, конкретные события, мысли и слова. Они всегда четко строят свою речь, потому что неизменно исходят из конкретных фактов и не отвлекаются на обобщения и отвлеченные понятия. Сенсоры наблюдательны, они замечают все, что их окружает. Они отличные рассказчики, делают отличные репортажи и умело анализируют реальные события. Но разговоры на отвлеченные темы их раздражают, потому что кажутся им незначительными, потому что не основаны на фактах.
Интуитивы (аналитики) предпочитают не детали, а картину в целом, их прогнозы и предположения чаще всего сбываются. Дело в том, что там, где сенсорики продираются сквозь факты, постепенно выстраивая их в цепочку, аналитики сразу улавливают общие черты и делают правильный вывод. Интуитивисты — прирожденные теоретики, а сенсорики — практики. Или можно сказать, что сенсорики едут по дороге, а интуитивисты летят над ней.
В идеале сенсоры и аналитики прекрасно дополняют друг друга, они многое могут друг другу дать, их мировоззрения и мироощущения настолько разные, что им никогда не будет скучно вместе.
5
Рейтинг 5.00 (2 голоса)
Holland test professional. Определение профессионального типа личности (по Климову Е.А., J.
Таких методик очень много, особенно активно они разрабатывались и внедрялись в США, где профессиональному и профориентации издавна уделяется повышенное внимание. Рекомендую следующие тесты, находящиеся в свободном доступе онлайн:
Тест Дж. Холланда (или Холланда) для определения профессионального типа личности Холланд считал, что существует шесть типов людей, и каждый тип имеет свою специфическую область профессиональная деятельность (например, реалистический тип личности склонен к действию, а не к размышлению, обладает ярко выраженной физической силой и ловкостью, предпочитает работу с «настоящим», то есть видимым результатом — строительством, стоматологией, ремонтными, проектными работами и т.п. ) Тест не большой и пройти его можно, например, здесь — jobs.ua
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климов (справка: доктор психологических наук, выдающийся отечественный специалист в области психологии труда). Анкета Климова широко используется для профориентации подростков и взрослых. Описание методики, сценарий ее прохождения и интерпретация результатов здесь — vsetesti.ru
Тест карьерных ориентаций Э. Шейна (справка: известный американский психолог, исследователь организационной культуры). Тест определяет не столько профессиональные склонности, сколько личную мотивацию и цели в трудовой деятельности. По Шейну, выделяют девять основных профессиональных ориентаций (например, предпринимательская ориентация — создание новых рабочих мест, товаров, услуг и т. д., то есть карьера бизнесмена). Тест был успешно переведен и адаптирован российским психологом В.А. Чикер. Ловите здесь — psytests.org
Проективные тесты — «ЭОФ» («Э — Эксплуататор, О — работяга, Ж — бездельник») и тест «Круги и линии». Очень любопытные, легко проходимые и парадоксальные в интерпретации тесты. Не буду долго описывать суть и методику этих тестов, сразу отправлю вас по ссылкам. Тест EOF (azps.ru) и тест Circles and Lines (samorazvitie. net). Внимательно прочитайте инструкцию, не торопитесь, заранее вооружитесь карандашом и листом бумаги — вам нужно будет рисовать!
соционический тест. Молодую науку соционику справедливо критикуют за спорность теоретических и методологических предпосылок, но она может оказаться полезной в сфере профориентации. Вы можете достаточно быстро и легко определить индивидуальный соционический тип (всего их 16), что, в свою очередь, позволит уточнить собственные профессиональные склонности (например, социотип «Есенин» хорош в литературно-художественной деятельности, а «Робеспьер» продуктивен в научно — исследовательской). Соционический тип тест здесь — socialonika.info
Помните, ни один из перечисленных методов нельзя считать абсолютно объективным, уникальным и исчерпывающим. Пробуйте разные подходы, меняйтесь. Если возникают трудности и сомнения, смело обращайтесь за помощью к профессиональным карьерным консультантам и психологам. Это очень здоровое и современное решение!
Тест основан на теории профессионального выбора американского профессора Дж. Холланда (Голландия). По его мнению, успех в профессиональной деятельности напрямую зависит от соответствия типа профессиональной среды типу личности, а поведение человека определяется не только личностными особенностями, но и его окружением. Соответственно, люди стремятся найти такую профессиональную среду, которая максимально подходит для существующего типа личности. Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда, по замыслу автора, позволяет соотнести склонности и способности с различными профессиями, чтобы выбрать наиболее подходящую.
На основании интересов и ценностных ориентаций Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:
Реалистический тип личности — направлен на создание материальных вещей, обслуживание технических устройств и технологических процессов.
Интеллектуальный тип личности — все профессии, так или иначе связанные с умственным трудом, аналитическими способностями, рационализмом и оригинальностью мышления.
Социальный тип личности — профессии, связанные с взаимодействием с социальной средой: обучение, воспитание, лечение, обслуживание, консультирование.
Офисный (условный) тип личности — обработка и систематизация информации в виде текста, чисел, формул, документации.
Предпринимательский тип личности активных профессий с необходимостью постоянно принимать самостоятельные решения, риском и отсутствием единообразия и монотонности. Часто требуют много энергии, организаторских способностей и развитых коммуникативных навыков.
Артистический тип личности оригинальные, независимые от общественного мнения люди с необычным взглядом на жизнь. Отличаются повышенной эмоциональностью и чувствительностью, предпочитают профессии из мира искусства: литературу, театр, кино, изобразительное искусство.
В чистом виде профессиональные типы встречаются довольно редко и обычно удается диагностировать только преобладающие из них.
Тест на профессию Дж. Холланда подходит как школьникам, так и взрослым.
Данная версия профориентационного теста Холланда является интерпретацией и адаптацией американской версии психолога-профессионала-консультанта Г.В. Резапкина.
Инструкция к анкете Голландии
Вам будет предложено 30 пар различных профессий, в каждой из которых вам нужно выбрать ту, которая вам больше всего подходит. Старайтесь не долго раздумывать над ответами, отмечайте профессии, которые на первый взгляд показались более интересными.
Время тестирования : около 5 минут.
Результат теста будет доступен сразу после ответа на все вопросы и представляет собой описание наиболее подходящих типов личности по авторской классификации с предлагаемыми профессиями и ссылками на их подробное описание в
Тест Д. Холланда на определение типа личности
Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Холланд разработал методику определения социальной направленности человека (социальный характерологический тип), выделив шесть типов:
Реалистичный тип (P)
Интеллектуальный тип (I)
Социальный тип (C)
Обычный тип (K)
Предприимчивый тип (P)
Артистический тип (A)
Инструкция: «От каждой пары из профессий нужно указать одну предпочтительную. Всего 42 варианта.»
Ключ к тесту
реалистичный тип
1а, 2а, 3а, 4а, 5а, 16а, 17а, 18а, 19а, 21а, 31а, 32а, 33а, 34а.
Интеллектуальный тип:
1b, 6a, 7a, 8a, 9а, 16б, 20а, 22а, 23а, 24а, 31б, 35а, 36а, 37а.
Социальный тип:
2б, 6б, 10а, 11а, 12а, 17б, 29б, 25а, 26а, 27а, 36б, 38а, 39а, 41б.
Обычный тип:
3b, 7b, 10b, 13a, 14a, 18b, 22b, 25b, 28a, 29a, 32b, 38b, 40a, 42a.
Предприимчивый тип:
4b, 8b, 11b, 13b, 15a, 23b, 28b, 30a, 33b, 35b, 37b, 39b, 40b.
Художественный тип:
5b, 9b, 12b, 14b, 15b, 19b, 21b, 24a, 27b, 29b, 30b, 34b, 41a, 42b.
Интерпретация
Каждый тип личности характеризуется некоторыми чертами:
— определенные черты характера и склада ума;
— способности к отдельным видам деятельности;
— преференции по определенным профессиям;
— содержание увлечений;
— профессиональные возможности.
Каждому типу личности соответствует определенный тип профессии. В том случае, если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, то он может добиться в ней наибольшего успеха и получить наибольшее удовлетворение от работы.
В таблице ниже приведены описания каждого из шести типов личности. Однако сделать однозначный вывод о принадлежности к тому или иному типу личности можно только в том случае, если оценка по этому типу на несколько баллов выше, чем по другим типам.
Таблица «Виды профессиональной направленности личности»
Виды | Психологические особенности, черты личности, способности | Ориентация, фокус, предпочтения | Профессиональная среда | Конкретные профессии |
Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, развитая моторика, пространственное воображение, технические способности | Конкретный результат, подарок, вещи, предметы и их практическое использование, деятельность, требующая физического развития, ловкости, отсутствия коммуникативной направленности | Техника, Сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, моторики, физической силы. Социальные навыки необходимы по минимуму и связаны с приемом — передачей ограниченной информации. | механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовник, автослесарь, водитель и др. | |
Аналитический склад ума, самостоятельность и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, напряженная внутренняя жизнь, низкая двигательная активность | Идеи, теоретические ценности, умственная работа, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие направленности на общение в деятельности, информационный характер общения | Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творчества. Межличностные отношения играют второстепенную роль, хотя необходимо уметь общаться и воспринимать сложные идеи. | физик, астроном, ботаник, программист и др. | |
Коммуникабельность, человечность, эмпатия, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, адаптация, решение проблем на основе эмоций и чувств, преобладание языковых способностей | Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегать интеллектуальных проблем | Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать. | врач, педагог, психолог и др. | |
Способность обрабатывать числовую информацию, стереотипный подход к задачам, консервативный характер, угодливость, зависимость, следование обычаям, конформизм, трудолюбие, преобладание математических способностей | Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданные алгоритмы, избегание неопределенных ситуаций, социальная активность и физические нагрузки, принятие руководящей должности | Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство. Деятельность, требующая способности обрабатывать рутинную информацию и числовые данные | бухгалтер, финансист, экономист, офисный работник и др. | |
Энергичность, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, развитые организаторские способности | Лидерство, признание, лидерство, власть, личный статус, избегание деятельности, требующей настойчивости, большого труда, моторики и концентрации, интерес к экономике и политике | Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в самых разных ситуациях, требующих умения понимать мотивы чужого поведения и красноречия | бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, управленец, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и др. | |
Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, самостоятельность, гибкость и оригинальность мышления, развитая моторика и восприятие | Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание занятий, требующих физической силы, регламентированный рабочий день, соблюдение правил и традиций | Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение задач, требующих художественного вкуса и воображения | музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и др. |
Более точный вывод о профессиональной направленности личности можно сделать, принимая во внимание не максимальную оценку по одному из типов, а выделив три типа, имеющих наивысшие оценки. Дело в том, что в соответствии с теорией Дж. Холланда шесть типов личности группируются между собой по степени сходства по форме шестиугольника (см. рис.). Каждый тип наиболее похож на своих соседей по шестиугольнику и больше всего отличается от противоположного типа личности по шестиугольнику.
Например, социальный тип больше всего похож на авантюрный и артистический типы, которые к нему примыкают, и больше всего отличается от реалистического типа, который находится по другую сторону шестиугольника.
В том случае, если три вида, получившие наивысшие оценки, являются соседними, то есть расположены по одну сторону шестиугольника, то ваш профессиональный выбор является наиболее разумным и последовательным. При этом можно отдать предпочтение не только типу с наивысшим рейтингом, но и тому типу, который находится посередине между двумя другими.
Если три наиболее предпочтительных типа находятся по разные стороны шестиугольника, то сделать выбор гораздо сложнее. В этом случае было бы разумно опираться на другие основания для вашего решения, такие как другие тесты, книги или консультации.
Типы профессиональной направленности личности, определяемые по методике Холланда, в определенной мере соответствуют классификации профессий по предмету труда. Таким образом, «реалистический» тип личности наиболее соответствует таким профессиям, как «человек-техник» и «человек-природа» и характеризует направленность на рабочие и инженерно-технические специальности и должности. «Интеллектуальный» тип личности больше связан со сферой общественных и естественных наук, то есть с профессиями типа «человек — человек» и «человек — природа». «Социальный» тип определяет склонность к профессиям в сфере обслуживания, образования и медицины типа «человек-к-человеку». «Конвенциональный» тип характеризует склонность к информационным профессиям типа «человек — знаковая система». «Предприимчивый тип не связан однозначно с каким-либо одним предметом труда, он может проявляться в любом из них, хотя ориентация на управленческие профессии и должности теснее связывает представителей этого типа с профессиями типа «человек — человек». Наконец, «художественный» тип личности легко отнести к профессиям типа «человек есть художественный образ».0003
Тест Д. Холланда
Фамилия, имя ______________________________________________________________ класс _____________
инженер-техник | инженер-механик | гидролог | аудитор | |||
вязальщица | санитарный врач | зоолог | зоотехник | |||
повар | наборщик | математик | архитектор | |||
фотограф | головной цех | Сотрудник ИДН | бухгалтер | |||
чертежник | конструктор | учитель | полицейский | |||
философ | психиатр | воспитатель | Художник-керамист | |||
ученый-химик | бухгалтер | экономист | начальник отдела | |||
редактор научного журнала | адвокат | корректор | критик | |||
лингвист | переводчик художественной литературы | менеджер по снабжению | директор | |||
педиатр | статистик | радиоинженер | физик-ядерщик | |||
организатор воспитательной работы | председатель профсоюза | сантехник | наборщик | |||
спортивный врач | фельетонист | агроном | председатель сельскохозяйственного кооператива | |||
нотариус | поставщик | нож для модной одежды | декоратор | |||
перфоратор | мультипликатор | археолог | эксперт | |||
политический деятель | писатель | музейный работник | консультант | |||
садовник | метеоролог | ученый | актёр | |||
водитель | медсестра | логопед | стенографистка | |||
Инженер-электрик | секретарь-машинистка | врач | дипломат | |||
художник | художник по металлу | Главный бухгалтер | директор | |||
биолог | главный врач | поэт | Психолог | |||
оператор | директор | архивариус | скульптор |
Думать о том, как и какую профессию выбрать, приходится не только старшеклассникам и абитуриентам, но и их родителям. И эта задача непростая. Важно выбрать именно такую профессию, чтобы потом получать удовольствие от работы. Ведь круто, когда ты занимаешься любимым делом, и тебе еще и платят за это. Но не всегда понятно, по какому пути идти, если какие-то наклонности выражены нечетко. Команда Prevolio рекомендует пройти Голландский карьерный тест. В результате вы получите полное описание типа личности и список рекомендуемых профессий.
Анкета Голландии предназначена для:
- старшеклассников, которые вскоре станут абитуриентами;
- человек, которые хотели бы сменить род деятельности, но не знают, какую профессию выбрать, чтобы снова не совершать ошибок;
- для предприятий и организаций, ответственно подходящих к подбору персонала.
Цель онлайн-теста Холланда: определить склонности и выбрать профессии, наиболее подходящие вашему психотипу, соответствующие вашему характеру, стремлениям и духу. Вы также можете узнать, за какую работу вы никогда не должны браться.
Количество вопросов: 240
Время прохождения теста Холланда: 25 мин.
Задание: ответить на вопросы «Да» или «Нет».
Методика Холланда для определения типа личности и профессиональных предпочтений
В середине прошлого века большую известность получила методика Холланда для профориентации, созданная выдающимся американским ученым и психологом. При жизни создатель теста работал профессором в Мичиганском университете и стал первооткрывателем некоторых научных концепций в области психологии и компьютерных наук. И сегодня уникальная анкета по профориентации Холланда не потеряла своей актуальности и становится все более известной.
В Европе тест Дж. Холланда часто используют при приеме на работу, чтобы определить профессиональный тип личности и на основании полученной информации сделать соответствующие выводы.
Холланд выделяет следующие типа личности :
- Артистичный — этот тип стремится к самовыражению, ярко проявляет эмоции и чувства, во всем видит красоту, эстетику, вдохновение и глубину. Этим людям свойственны нестандартное мышление, некоторая экстравагантность, необщественность и независимость. подходят творческие профессии: музыкальная сфера, кино и режиссура, литературная деятельность, художественная сфера, театр, хореография, архитектура и дизайн.
- Исследовательская — характеризует таких личностей как рациональных, независимых и достаточно оригинальных. Такие люди стремятся к исследованиям, открытиям, инновациям, их привлекают теории, проблемы, в некотором роде абстрактное мышление и решение целей. Этому типу соответствуют научные профессии, математика, физика и астрономия и т. д.
- Социальные — гуманные, толерантные, очень дружелюбные личности, любят тесное общение с людьми, волонтерство, помощь другим. Такая профориентация соответствует медицинской, педагогической и общественной деятельности.
- Предприимчивые — тест называет этих людей избирательными, энергичными, властными и достаточно импульсивными. Этим людям это очень не нравится. ручной труд, а приключения, интеллектуальные задачи, лидерские роли и реализация стратегических планов — их среда. Профессии соответствую: администратор, директор, предприниматель, бизнес-аналитик, рекламщик и т.д.
- Систематический — этот тип отлично подходит для структурированных занятий. Им свойственны: практичность, трудолюбие, в некоторой степени консерватизм, настойчивость и серьезное отношение к деталям. Специальность данного типа: бухгалтер, экономист, программист, маркетолог.
- Реалистичный — дает следующее обозначение данной профориентации: эмоционально устойчивый, ориентированный на настоящее, занятый конкретными задачами, способный выполнять четкую и детальную работу. Этому типу соответствуют профессии механика, матроса, инженера, электрика, шафера, плиточника и любые другие виды деятельности, связанные с детальной и скрупулезной работой, требующей моторики и ловкости.
Хотите узнать, кто вы, позвонив? Спешите пройти тест Голландии онлайн бесплатно для профориентации!
Знаменитая методика-тест профессиональной направленности личности Холланда позволяет с большой точностью определить виды деятельности, подходящие человеку. Если вы решите пройти тест Дж. Холланда, будьте уверены, что вы не будете тратить время, сидя у монитора. Мы провели опрос среди людей разного возраста, которые проходили профориентационные тесты на нашем сайте и выяснили, что 96% согласны с результатами этого теста и рекомендуют его.
Почему стоит пройти анкету Дж. Холланда для профессии на сайте Prevolio?
- У нас тест Холланда доступен онлайн бесплатно, без регистрации и СМС;
- Как на русском, так и на английском языке можно онлайн пройти профориентационный тест J. Holland/Holland;
- Мы предлагаем полную версию, а не короткую. Эта голландская методика используется в Европе при проведении интервью. Вы должны ответить на 240 вопросов;
- Ничего не надо считать. Программа все сделает за вас;
- Практически на всех сайтах, предлагающих пройти голландский онлайн-тест бесплатно, результаты определяются путем исключения тех занятий, которые точно не подходят пользователю. Более точный тест найти будет довольно сложно.
Как работает личностный тест Холланда?
Мы предоставляем вам прекрасную возможность узнать свою профориентацию за короткий промежуток времени без особых усилий. Команда Prevolio создала удобный интерфейс, полностью автоматизированный расчет результата и конкретное описание каждого вида. Вы сможете не только увидеть свой тип, но и процентное соотношение каждого из типов и прочитать описание для любого из них. Также рекомендую заглянуть в противоположный тип и ознакомиться со списком профессий, чтобы знать, на какие профессии лучше не идти учиться.
Итак, вы ответили на все вопросы. Программа подсчитывает результат и дает развернутый ответ. Будьте терпеливы и внимательны при заполнении анкеты Голландии, чтобы получить четкий ответ на вопрос, какую профессию выбрать.
Пройдите бесплатный тест Holland (профориентация), чтобы узнать свою истинную профориентацию, склонности и подходящую профессиональную среду. И результаты могут вас удивить! Удачи!
На данный момент на нашем сайте мы отобрали пять лучших тестов по профессии, но после теста Холланда вторым по важности является профориентационный тест по методу Климова, который мы также рекомендуем пройти для закрепления результата и выделяет уже не шесть типов наклонностей, как в тесте Йовайши или Холланде, а уже пять типов личности и совсем другую классификацию, но в любом случае мы развеем ваши сомнения и поможем сделать окончательный выбор.