Фокусированные генограммы в практике психотерапевта
Год издания и номер журнала:
2010, №2
Даная статья знакомит психотерапевтов с одним из дальнейших направлений развития такого инструмента системной семейной психотерапии, как генограммы. Фокусированная генограмма — это готовый к использованию, конкретный, понятный и удобный инструмент в виде последовательности уже известных вопросов, позволяющих терапевту получить точную и полную информацию о локальном аспекте жизни клиента через рассмотрение многопоколенческих паттернов. Фокусированные геногрмаммы могут использовать психотерапевты любой школы, не обязательно системные семейные. Они помогают, как структурировать сессию, так и служат готовой формой домашнего задания. Их использование позволяет клиенту осознать, что его убеждение находится под давлением некой семейной традиции, и сделать дальнейший выбор. В случае парной работы, пользу приносит сравнение супругами позиций на один и тот же вопрос, которые также уходят корнями в традиции родительских семей.
Генограмма является «визитной карточкой» Теории семейных систем М. Боуэна. Это удобный графический способ схематического отображения семейного дерева, включающего в себя обозначение членов семьи, их отношений друг с другом, дат важных событий, географического расположения.
Сила традиционных генограмм заключается в создании визуального представления о семейных историях, мифах, легендах, правилах, спектре отношений, и их взаимосвязи на протяжении нескольких поколений. Она позволяет наглядно анализировать расположение различных групп в семейной системе, эмоциональные процессы ядерных семей, динамику «эмоциональных волн» в системах.
Даты, отношения и местоположения – лишь общая схема для исследования эмоциональных границ, слияний, разрывов, ключевых конфликтов, объема искренности и числа актуальных и потенциальных отношений в семье. Исследование поколенческого контекста позволяет делать прогнозы.
Заполнение генограммы не является ни простой задачей, ни самоцелью. Чтобы наполнить схему содержанием, надо знать, что искать. Со времени создания генограммы Боуэном развитие этого инструмента семейной психотерапии ушло вперед. Традиционная генограмма Боуэна дала старт нескольким новым инструментам. Одним из таких инструментов является Фокусированная генограмма.
Фокусированная генограмма представляет собой результат ряда структурированных вопросов, основанных на Теории систем, задаваемых в определенной последовательности, и позволяющих терапевту получить точную и полную информацию об одном локальном аспекте жизни клиентов через рассмотрение многопоколенческих паттернов.
Фокусированные генограммы предназначены для изучения природы каких-то конкретных убеждений, взглядов, эмоциональных и поведенческих моделей в пределах заданной темы.
Например:
- отношение к образованию, профессии,
- деньгам,
- браку,
- социальным ролям,
- гендерным ожиданиям в семье,
- предпочтения в области интимности, сексуальных отношений,
- этнические особенности,
- особенности эмоциональной сферы.
Фокусированная генограмма — недавнее изобретение. Этот термин и метод предложили и разработали несколько авторов: Джеральд Викс (Gerald R. Weeks), Рита Демария (Rita DeMaria) и Ларри Хоф (Larry Hof). В 1999 г. они опубликовали книгу «FOCUSED GENOGRAMS: intergenerational assessment of individuals, couples, and families» («Фокусированные генораммы: межпоколенческая оценка индивидуальностей, супружеских пар и семей»). Стоит отметить, что пока на русском языке литературы на эту тему практически нет.
Когда стоит применять фокусированную генограмму?
Тогда, когда клиент нуждается в осознавании, что его убеждение находится под давлением некой семейной традиции. Если это пара, или семья, то тогда, когда пользу принесет сравнение клиентами взглядов на один и тот же вопрос, которые также уходят корнями в традиции своих родительских семей.
Пример. Супруги ссорятся. Мотив – борьба за власть. Предметом ссор чаще всего выступает отсутствие постоянного дохода у мужа. В ходе бесед, терапевту становится понятно, что супруги как-то по-разному относятся к тому, как именно надо зарабатывать деньги. В этом случае применение генограммы, фокусированной на отношении к деньгам (денежная генограмма), поможет обоим увидеть природу этой разницы, что в итоге может привести к снижению тревоги и компромиссу.
Еще пример. Клиент переживает постоянную депрессию и чувство беспомощности в своем браке. В процессе работы становится понятным, что этим чувствам способствует чувство нереализованности, что ему не удается смириться со своим личностным ростом и занимаемой должностью. В работе с таким клиентом будет полезным применить генограмму, фокусированную на профессиональном росте (профессиональная генограмма), с тем, чтобы изучить происхождение некоторых моделей и сценариев, которые влияют не только на его отношение к работе, успеху, но и то, каким образом это также может затрагивать и его отношения с женой.
В данной статье будет приведен пример двух генограмм, фокусированных на чувствах.
Генограмма, фокусированная на чувствах (Генограмма Чувств).
Чтобы как-то продвинуть терапевтическое изменение, важно иметь более глубокое понимание эмоциональных связей в парах и семьях, и то, каким образом они образуются, и каким образом эти связи могут разрушаться.
Любая Генограмма, фокусированная на чувствах, должна проследить эмоциональную историю клиента и его семейной системы таким образом, чтобы помочь клиенту стать более осведомленным в образцах выражения своих эмоций, как с точки зрения удовольствия, так и с точки зрения болезненности, чтобы в итоге, в настоящем, могли иметь место эффективные и удовлетворяющие эмоциональные события.
Первая школа эмоционального научения происходит в родительской семье. Это эмоциональное научение представлено тем, какие образцы для подражания родители преподносят своим детям не только в том, с какими чувствами они общаются с ними, своими детьми, но также и в том, какие чувства они разделяют между собой как муж и жена.
В этом смысле родители могут быть как одаренными эмоциональными учителями, так и преподносить примеры другого рода. Поэтому выраженность эмоций и чувств, как вербальных, так и невербальных, значительно отличается в пределах разных семей.
Решения о том, какие из своих чувств выражать, и как именно выражать в отношениях свои чувства, обычно принимаются в детстве и юности.
Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:
- Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?
- Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?
- Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?
- Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?
- Что происходило при невысказанности чувств в семье?
- Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?
- Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?
- Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?
- Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?
- Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?
- Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?
- Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?
Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.
Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.
Пример из практики
Мужчина обратился с переживанием повторяющейся многолетней подавленности, ощущением себя несчастным в браке, мыслями о желанности развода, и своей неспособности пойти на это, страхом превратиться в алкоголика. На вопрос: «В какие моменты общения с женой он наиболее остро переживает свою несчастность?», он ответил, что в моменты, когда они ссорятся. На вопрос терапевта: «Что именно в поведении жены в моменты ссор заставляет его остро переживать это чувство несчастности?», клиент ответил, что когда они ссорятся, жена его «буквально раздавливает…». На вопрос терапевта: «Какая эмоция жены, на его взгляд, однозначно приводит его к ощущению «раздавленности?», клиент ответил, что к этой эмоцией наверно является её гнев. На вопрос терапевта: «В праве ли супруги испытывать по отношению друг к другу подобные чувства?», клиент ответил, что на его взгляд, «не то что любящие, а просто даже немного уважающие друг друга люди так поступать не могут».
Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.
Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).
Она дает ответы на следующие вопросы:
- Что такое, по-вашему, есть гнев?
- Когда Вы рассержены, что это означает?
- Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?
- Когда супруг рассержен, что это означает?
- Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?
- Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?
- Как Вы реагируете на собственный гнев?
- Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?
- Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?
- Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?
- Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?
- Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?
- Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?
- Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?
- Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?
- Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?
- Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?
- Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?
- Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?
- Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?
Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.
Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы.
Пример
Мужчина выступал «псевдосупругом» своей матери. Он осознавал, что его мать отчаянно нуждалась в его любви и восхищении. В конечном счете, он обнаружил, что, всегда, будучи веселым и любящим, он мог получить одобрение с ее стороны.
В собственном браке он демонстрировал эмоциональную благожелательность, однако в то же время периодически «вскипал», обращался к жене с большим раздражением, гневом, и негодованием. Он всегда находил причину быть надменным и сердитым по отношению к своей жене.
Его жена, наоборот, чувствовала вину и депрессию много лет. В своей собственной родительской семье она была миротворцем, и все же, в итоге, потерпела неудачу в этой роли. И она была подсознательно вынуждена продолжать пробовать себя в этой роли до тех пор, пока все не почувствовали бы себя счастливыми снова.
Когда эмоции партнеров не совместимы с ситуацией, полезно думать об эмоциональном смещении в сторону семьи происхождения.
Исследование фокусированной генограммы показало, что муж имел невыраженный гнев к своим родителям. В этом случае, эмоции, направленные к его матери, фактически проецировались на его жену.
Другой пример
Возьмем семью, где один член семьи, обычно отец, является единственным человеком, откровенно выражающим свой гнев. Во многих таких случаях этот образец поведения связан с алкоголем. Отец использовал гнев, чтобы проявлять свою власть и выражать агрессию. Мать и другие члены семьи отвечали на это его поведение страхом, не зная, потеряет ли отец контроль.
Выросшие в такой семье дети могут использовать этот же самый образец поведения. Или же, они могут очень пугаться как проявления своего собственного гнева, так и гнева, идущего от других, и в своем поведении они могут пойти еще куда-то еще дальше, чтобы избежать гнева и его выражения.
Третий пример семьи, которая пытается отрицать гнев и конфликты. Дети из таких семей не имеют и не понимают собственного опыта гнева или кого-то из своих партнеров. Таким образом, гнев становится неизвестным и страшным чувством, зачастую плохо понимаемым.
Тот тип научения, которое каждый проходит в родительской семье, может играть существенную роль в выборе партнера. Партнер, который рос в доме, в котором часто имело место проявление гнева, может выбрать себе партнера-спасателя, который, кажется, не только будет лишен гнева, но и вообще всех чувств. В другом случае партнер мог бы выбрать себе второго, воспринимаемого как слабого и зависимого, таким образом она или он может благополучно переместить на него старые, нерешенные чувства гнева.
В ходе работы с фокусированной генограммой партнеры-спасатели приходят к пониманию, что именно ранние события их жизни могут утверждать, и чему научать. Возможно, что им еще детьми сказали, что они никогда не должны быть сердитыми, и это значительно ограничило их индивидуальный чувственный опыт, и принудило их сомневаться относительно своего восприятия мира.
Они могут подсознательно повторять старые образцы поведения или выполнять миссию, предназначенную для родителя, и терапевт может видеть в паре ту же самую динамику, которая присутствовала в паре их родителей.
Открыто выражаемый и проживаемый гнев может служить как тому, чтобы дать человеку смысл власти, энергии, и контроля, так и тому, чтобы использоваться как щит от переживания чувств, которые являются более трудными или болезненными. И терапевт может исследовать, каковы бы эти другие чувства могли бы быть.
Некоторые из чувств, лежащих в основе гнева, являются: раздражением, виной, печалью, депрессией, беспомощностью, зависимостью, и недоверием. Терапевт должен помнить эти возможности, исследуя те, которые кажутся вероятными.
Партнер может не находиться в контакте с этими чувствами или считать недопустимым чувствование или выражение основного чувства.
Например, человек вырос в семье, где практиковались эмоциональная холодность и отвержение, и вступил в свой брак с сильными нерешенными потребностями зависимости. Раньше не мог признаться в том, что нуждался в каком-либо проявлении чувств. Он не мог попросить того, что хотел из страха перед неполучением этого и риском быть отверженным, и таким образом, он ожидал, что его жена автоматически будет знать и давать ему, что он отчаянно хочет. Он постоянно сердился на нее за то, что она была не в состоянии удовлетворить его невысказанные потребности.
Методика применения фокусированных генограмм
Фокусированная генограмма может использоваться как непосредственно на сессии, и тогда она может выступать в качестве некой структуры, либо в форме домашнего задания. В каждом из этих способов есть свои плюсы. В том случае, если клиенты дают ответы на вопросы генограммы на сессии, терапевт имеет возможность непосредственно работать с чувствами и реакциями клиентов. Но это увеличивает общее время работы с генограммами, т.к. в течение одной сессии удается обсудить пару вопросов и разницу позиций клиентов. Таким образом, на завершение обсуждения генограммы уходит два, а то и три, четыре месяца. При этом процесс обсуждения вопросов и ответов генограммы выступает определенной структурой работы в течение многих. Терапевт может планировать работу вперед, и это особенно удобно для начинающих терапевтов, которые нуждаются в поддержке некой структуры.
В случае, если фокусированная генограмма дается в качестве домашнего задания, имеются другие плюсы. Во-первых, это сокращает общее время работы с генограммой. Во-вторых, клиент приходит к терапевту уже с неким анализом своих ответов, т.е. занимает уже более отстраненную экспертную позицию, что создает исследовательскую сотрудническую среду между клиентом и терапевтом. Терапевт и клиент оказываются на одной стороне, а ответы и ситуация клиента на другой. И в итоге это увеличивает доверительность терапевтических отношений и эффективность работы. При этом возможно также обсуждать те первые эмоции, которые испытывал клиент, когда знакомился с каждым новым вопросом, и то, что побудило его остановиться на конечном мнении. Если работа ведется с семейной парой, то вопросы даются каждому супругу, и первоначально каждый отвечает на них самостоятельно. Далее предлагается совместное обсуждение супругами ответов для сравнения позиций супругов по каждому вопросу. Это последнее действие может происходить как дома, так и на сессии.
Важным вопросом также является выбор удачного момента для применения фокусированной генограммы. Для начала автор предлагает пробовать использовать их в конце сессии в качестве домашнего задания. Клиенты смогут дома ознакомиться с вопросами в целом, а далее на следующей встрече начать совместное обсуждение первых ответов, которое может сопровождаться интерпретациями терапевта, либо проясняющими, либо содержащими «различие, порождающее различие…».
Выводы
На первый взгляд, такой инструмент, как фокусированные генограммы, имеет несомненные плюсы. При их использовании клиент получает возможность:
- сформулировать собственную точку зрения,
- отразить ее на бумаге, и занять по отношению к ней внешнюю экспертную позицию,
- разобраться в ней, выразить свое отношение, сформулировать приоритеты,
- при необходимости выработать альтернативу.
Фокусированная генограмма помогает клиенту конкретизировать восприятие имеющихся возможностей, определить, что влияет на их выбор, стимулирует интерес и успешность.
В то же время в супружеской терапии посредством фокусированных генограмм удается прояснить разницу в природе предпочтений партнеров. Знакомясь с наследуемыми приоритетами в позициях друг друга, супруги получают возможность:
- увидеть, что причина конфликтов не в личных качествах, а в разнице и несогласованности позиций, семейно наследуемых,
- прояснить собственные ожидания и убеждения,
- сравнить с ожиданиями партнера, согласовать их,
- оценить как возможность их реализации, так и собственные или совместные ресурсы.
- сделать выбор в том, чтобы принять или отвергнуть определенные взгляды, применить эти решения к здоровому функционированию в своих отношениях.
Наконец, метод Боуэна достаточно сложен в использовании, и ему необходимо долго учиться, а фокусированные генограммы могут применять психотерапевты любой школы, не только системные семейные терапевты. Для этого не обязательно продумывать системную гипотезу.
Психотерапевт в форме фокусированной генограммы получает для практики готовый к использованию, очень конкретный, понятный и удобный инструмент в виде последовательности уже известных вопросов. Это особенно удобно для начинающих терапевтов, т.к. помогает структурировать сессию. Кроме того, фокусированная генограмма – удачная форма домашнего задания.
Использование фокусированных генограмм меняет взаимодействие в паре «психолог-клиент». Экстернализация точки зрения клиента помещает и его, и терапевта на одно исследовательское поле, создает между ними творческую коалицию. Что увеличивает безопасность и доверительность терапевтического процесса, и в итоге, повышает эффективность.
Бейкер, Боуэн «Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика (сборник)» — отзыв от malinovskay
Благодаря усилиям М. Боуэна и смелости, с которой он воспротивился господствующей в те годы тенденции рассматривать все аспекты человеческого поведения, опираясь только на теорию Фрейда, мир был вознагражден новой психологической теорией и радикально новым методом в психотерапии. Он разработал теорию семейных систем, которая отличается от классического системного подхода рядом существенных черт. Теория семейных систем Мюррея Боуэна сосредотачивается на эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру.
«
В широком смысле слова, термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически управляют поведением живого существа в его окружении. Эмоциональная регуляция поведения включает в себя генетические факторы, механизмы приспособления к среде, закрепленные в индивидуальном опыте и функциональное состояние живого существа, свойственное ему в каждый данный момент.»
1). Человеческая семья может быть описана как эмоциональное поле. Термин «поле», в теории семейных систем указывает на сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. «Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создает эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь, влияет на каждого.
2). Эмоциональная система, в теории сесйных систем регулируется двумя противоположно направленными силами: стремлением к совместности, в пределе — к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе — к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью, преобладанием аффекта над интеллектом.
В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра — уровень тревоги и дифференциация «Я».
Тревога — базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, пребывающие в высоко тревожной системе, развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов. Несмотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, цель у всех этих процессов общая — снижение тревоги. Уровень тревоги — своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей.
Дифференциация — следующая характеристика в теории семейной системы, так же как и индивидуального функционирования. В последнем случае М.Боуэн употреблял термин «Дифференциация»Я». Это базовое понятие описывает уровень функционирования, степень успешности и социальной адаптации семьи и человека. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями. Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. Боуэн утверждает, что
«чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от всех видов проблем. По степени дифференциации Я люди образуют континуум»
3) Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме.
4) Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от степени интеллектуальной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в интеллектуальном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базовым уровнем дифференциации может утратить способность к нормальному интеллектуальному функционированию даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.
В теорию Мюррея Боуэна входит восемь концепций:
1. Дифференциация Я. Как уже говорилось выше, здесь дается описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека, разрабатывается понятие дифференциации и составляется шкала дифференциации.
Кроме того, здесь вводятся еще два чрезвычайно важных понятия: «псевдо Я» (или ложного Я, легко изменяемого, подверженного влияниям извне, конформного, не имеющего убеждений и принципов, содержание которого определяется либо стремлением соответствовать ожиданиям других, либо бессмысленным бунтом) и твердого, истинного Я (мало подверженного внешним влияниям, определяемого ценностями и внутренней этикой).
2. Триангуляция. Имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, — снижение тревоги в социальной системе (семье или организации) В схематичном виде процесс выглядит так: жена, поссорившись с мужем, эмоционально обьединяется со своей матерью, жалуется ей на мужа, получая от нее эмоциональную поддержку. Затем в какой-то момент ссорится с матерью, мирится с мужем, начинает дружить с ним «против» матери. Другим примером может служить появление симптоматического поведения у ребенка при возрастании напряжения в родительской диаде.
3. Эмоциональные процессы ядерной семьи. Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое, или целостная эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Например, в ответ на отвержение автоматически следует реакция увеличения дистанции — от перехода на формальное общение вплоть до физического ухода. Эмоциональная реактивность является медиатором в отношениях. Степень и способ эмоционального реагирования супругов определяются уровнем дифференциации Я. Стрессовые ситуации могут вызывать появление симптомов в трех областях , а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Какая-либо одна из этих трех областей или их сочетание должны «вместить» определенное количество недифференцированности, свойственной супругам.
4. Проективные процессы в семье. Рассматриваются механизмы «триангулирования», посредством которых родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. «Триангулированный» ребенок — тот, на ком проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Обычно такие дети бывают чрезмерно включены в родительские взаимоотношения, в ущерб решению стоящей перед ними важной задачи — построения собственной идентичности. В результате, они плохо адаптируются к жизни и в итоге имеют более низкий, по сравнению с сиблингами, уровень дифференциации Я.
5. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Одна из важнейших концепций в теоретической системе Боуэна, описывающая проективные процессы, в результате которых различные уровни недифференцированности передаются не только от родителей к детям, но повторяясь в семье из поколения в поколение. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят история отношений прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определенный «багаж». Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов в предшествующей истории семьи, можно предугадать воспроизводство тех же самых процессов в жизни и отношениях будущих поколений. В свою очередь, учитывая детали жизни текущего поколения и тщательно изучая историю семьи, можно с большой точностью восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов дает возможность семье понять, какие способы адаптации она использует, и тем самым избежать повторения пагубных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие, плодотворные способы совладания с ситуацией.
6. Эмоциональный разрыв. Концепция эмоционального разрыва создает представление о паттернах, определяющих, как люди обращаются со своими привязанностями. Мюррей Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах.
7. Позиция сиблингов. Данный концепт описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. Когда один член семьи берет на себя те или иные функции, другие уже не будут их выполнять. Появляясь на свет в определенной сиблинговой позиции, ребенок невольно принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Характер и тип его функционирования формирует развитие его личности, в то же время личность — по мере своего развития — оказывает обратное влияние на смысл и содержание его функционирования.
8. Социальная регрессия. Согласно этой концепции, эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе, так же как и в семье, могут возникать периоды повышенной тревоги. И существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма и затем — тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе, тем явственнее наблюдается социальный регресс — аналог низкого уровня дифференциации в семье.
Семейная терапия Боуэна: История и эффективность
Семейная терапия Боуэна: История и эффективность — Состояние человека
Home > Боуэновская семейная терапия: история и эффективность
Семейная терапия
Семейная терапия Боуэна: история и эффективность
Ссылка скопирована
Редакция ТГК
13 ноября 2022 г.
Венецианская семейная портретная группа, после 1750 года, Пьетро Антонио Новелли, Музей Метрополитен
Содержание
- Обзор
- Что такое боуэновская семейная терапия?
- Предыстория/история Боуэнианской семейной терапии
- Как это работает?
- Потенциальные преимущества семейной терапии Боуэна
- Эффективность семейной терапии Боуэна
- Резюме/Ключевые выводы
Семейная терапия Боуэна — это форма семейной терапии, которая помогает людям уменьшить беспокойство и улучшить отношения, обращаясь к семейной системе и динамике. Этот подход можно использовать с семьями, парами или отдельными лицами, чтобы помочь улучшить общение, семейные отношения и навыки преодоления трудностей.
Что такое семейная терапия Боуэна?
Бовенианская семейная терапия – психотерапевтический подход, используемый для помощи людям в разрешении семейных конфликтов путем решения проблем в их семьях. Этот подход был разработан Мюрреем Боуэном, доктором медицинских наук, психиатром, работавшим в Национальном институте психического здоровья (NIMH).
Боуэн считал, что две силы, единение и индивидуальность, если они не сбалансированы, могут привести к дисфункции в отношениях. Люди, чьи семьи слишком сплочены в отношениях, могут бороться с индивидуальностью. В то же время те, в чьих семьях слишком много индивидуальности, могут оказаться слишком далеко друг от друга. Семейная терапия Боуэна стремится сбалансировать эти две силы, чтобы помочь семьям функционировать более эффективно. Семейная терапия Боуэна также решает проблемы, связанные с поколениями, и ряд других аспектов, влияющих на функционирование семьи.
Предыстория/История семейной терапии Боуэна
Теория семейных систем Боуэна, также известная как теория Боуэна, была одной из основополагающих теорий функционирования семейных систем. 1 Боуэн вырос в многодетной семье и интересовался влиянием семейных отношений на психическое здоровье и благополучие.
Работа Боуэна включала изучение взрослых, страдающих шизофренией. Первоначально он считал, что расстройство началось с тревожной, нездоровой привязанности в детстве между пациентом и его матерью.
Затем он начал изучать нездоровые отношения между родителями и, в конечном итоге, изучение нездоровых отношений между поколениями членов семьи, включая бабушек и дедушек, родителей и детей. Боуэн часто подходил к терапии через призму как минимум трех поколений семьи.
Боуэн разработал теорию о том, что модели поведения в семье сохраняются в течение нескольких поколений благодаря его работе, что позволяет детям учиться проблемному поведению от более ранних поколений и иметь аналогичные конфликты в своих семьях. Боуэн считал, что история семьи формирует шаблон, который информирует об опыте и ценностях каждого последующего поколения.
Работая в NIMH с госпитализированными пациентами с шизофренией и их взаимоотношениями с семьями, Боуэн обнаружил, что влияние матерей и клиентов друг на друга было намного сильнее, чем психологи и психиатры считали ранее. Он также обнаружил, что влияние оказывалось не только на матерей; вместо этого в них участвовала вся семья. 2 Впоследствии он разработал восемь взаимосвязанных факторов, чтобы объяснить, как семьи функционируют и развиваются как единое целое. Восемь концепций теории Боуэна: 3
- Треугольники: относится к системе отношений из трех человек, например, пара с ребенком. Эта триада может помочь стабилизировать систему, но не способствует окончательному разрешению конфликта.
- Дифференциация себя: относится к развитию сильного и обособленного чувства себя, что может привести к более здоровой адаптации и повышению гибкости и жизнестойкости.
- Эмоциональная нуклеарная семья процесс: относится к четырем моделям отношений, которые определяют дисфункцию семьи: супружеский конфликт, дисфункция супруга, нарушения у ребенка или детей и эмоциональная дистанция.
- Семейная проекция процесс: в первую очередь относится к передаче эмоциональных состояний (как правило, проблем) от родителей к детям.
- Процесс передачи от нескольких поколений: относится к реляционной и генетической передаче информации, которая формирует людей через несколько поколений.
- Эмоциональное отсечение: относится к людям, которые уменьшают или прекращают эмоциональный контакт с членами семьи, с которыми у них есть нерешенные проблемы.
- Положение брата и сестры: относится к влиянию положения при рождении на черты личности.
- Социальные эмоциональные процессы: относится к влиянию эмоциональных систем на общество в целом.
Семейная терапия Боуэна направлена на улучшение общения между членами семьи и помощь каждому члену в развитии самостоятельности при преодолении вредных моделей поведения. Он использует межпоколенческий подход для выявления проблемных паттернов и здоровых методов общения для укрепления здоровых отношений и границ.
Как это работает?
Семейная терапия Боуэна может лечить всю семью, пару, отдельного человека или другие части семьи. Его практикующие не используют определенный набор инструментов, а вместо этого используют несколько методов, включая построение семейных генограмм (то есть диаграмм семейных отношений) и опрос членов семьи, чтобы узнать об их отношениях и взаимодействии.
Основными целями боуэновской терапии являются (1) снижение беспокойства путем повышения осведомленности клиентов о функционировании эмоций и эмоциональных систем и (2) усиление дифференциации от членов семьи, помогая клиентам изменить себя, а не других. 1
Клиентам могут давать задания, чтобы узнать больше об их семейной истории, и для этого их могут попросить написать письма дальним членам семьи. Когда семья приходит на терапию, они часто называют одного члена семьи человеком, у которого есть проблема. Терапевт может начать с принятия этого понятия, а затем использовать несколько техник, чтобы помочь каждому члену семьи взять на себя ответственность за проблему. Один из таких методов предполагает, что члены семьи оказывают помощь человеку, у которого выявлена проблема, чтобы он мог «поправиться».
Во время лечения терапевт может работать над тем, чтобы переформулировать существующую проблему как семейную проблему нескольких поколений, вызванную факторами, не зависящими от семьи. Терапевт сосредоточится на общем благополучии семьи, а не только на проблеме, с которой изначально столкнулась семья. Затем терапевт может работать с членами семьи, чтобы они более спокойно реагировали друг на друга, чтобы уменьшить эмоциональные потрясения. Терапевт может поощрять дифференциацию с парами, что означает развитие здоровой степени индивидуальности и автономии. Это укрепляет эмоциональное здоровье семьи, помогая каждому члену лучше справляться со своим уровнем беспокойства. Терапевт может помочь семьям восстановить отношения с членами семьи, которые были отрезаны, и работать над налаживанием отношений с членами семьи, с которыми у них есть конфликты, чтобы они могли благополучно отделиться от своих семей.
Семейные терапевты Боуэна пытаются уменьшить беспокойство, способствовать пониманию и способствовать здоровым изменениям. Терапевт развивает отношения с каждым членом семьи и побуждает их строить более крепкие отношения друг с другом. Во время сеансов боуэновской семейной терапии недопустимы открытые конфликты между членами семьи.
Потенциальные преимущества семейной терапии Боуэна
Семьям, переживающим конфликт или испытывающим проблемы в общении, может быть полезна семейная терапия Боуэна. Этот подход также может помочь людям уменьшить стресс и тревогу, особенно тем, кто считает, что динамика их семьи негативно влияет на их психическое здоровье.
Семейная терапия Боуэна также может помочь парам уменьшить конфликты и улучшить общение, определяя, как на них повлияла их семейная история. Некоторые потенциальные преимущества семейной терапии Боуэна включают следующее:
- уменьшение симптомов тревоги
- более глубокое понимание поведенческого выбора
- улучшенные навыки выживания
- улучшенные навыки общения и разрешения конфликтов
- более здоровые и крепкие отношения
- установление здоровых границ
- лучше осознайте, почему люди делают тот выбор, который они делают
- повышенное прощение
- повышенная эмпатия
Эффективность семейной терапии Боуэна
Эффективность семейной терапии Боуэна требует дальнейшего изучения научным сообществом. Тем не менее, несколько исследований показали, что он может быть эффективен для лечения некоторых проблем, включая беспокойство, агрессивное поведение и другие, и может способствовать воссоединению семьи и улучшению сочувствия среди членов семьи.
В статье 2001 года, в которой рассматривались восемь исследований концепций теории Боуэна, было обнаружено, что несколько концепций семейной терапии Боуэна были подтверждены эмпирически, включая эффекты дифференциации себя, слияния и триангуляции. 4
В недавнем исследовании с участием взрослого мужчины, пристрастившегося к играм и демонстрирующего агрессивное поведение, исследователи обнаружили, что сочетание семейной терапии Боуэна и МРТ (Институт психических исследований) привело к заметным улучшениям в нескольких областях. После лечения у мужчины улучшились семейные отношения, коммуникативные навыки, поведение, способность справляться с трудностями и восприятие. 5
Другое исследование показало, что семейная терапия Боуэна эффективно лечила пары, испытывающие скуку, в которых один из супругов имел внебрачные отношения. Исследователи обнаружили, что пары, которые прошли семейную терапию Боуэна, показали меньше скуки в своих отношениях и большее прощение. 6
Одно исследование показало, что семейная терапия Боуэна может повысить эмпатию и счастье в парах за счет улучшения навыков понимания и общения. 7
Исследование, проведенное в 2010 году с участием 213 аспирантов университета, показало, что более высокий уровень дифференциации себя может способствовать прощению людей и способствовать их благополучию. 8
В другом исследовании изучалось использование семейной терапии Боуэна и ее влияние на способность отдельных членов семьи дифференцировать себя. Исследователи обнаружили, что участники продемонстрировали статистически значимое улучшение самодифференциации, принятия позиций и эмоциональной реактивности. Однако у них не было улучшений в их слиянии (отсутствие здоровой дифференциации и достаточного пространства) с другими или в эмоциональной отчужденности от других. 9
Исследователи также обнаружили, что методы самодифференциации, используемые в семейной терапии Боуэна, могут привести к уменьшению симптомов тревоги. 10 Наконец, было обнаружено, что семейная терапия Боуэна способствует воссоединению семьи после того, как дети были изъяты из семьи, помогая родителям выявлять и разрушать оскорбительные семейные модели. 11
Резюме/Ключевые выводы
Бовенианская семейная терапия может помочь отдельным лицам и семьям разрешить конфликты и проблемное поведение, которые влияли на их отношения на протяжении поколений. Этот подход может принести пользу людям, которые считают, что их семейные обстоятельства повлияли на их психическое здоровье и общее благополучие. Однако необходимо провести дополнительные исследования, чтобы определить эффективность этого подхода.
Подпишитесь на нашу рассылку.
Исследования в области теории Боуэна — Центр изучения семьи Боуэна
Исследования, основанные на теории Боуэна, являются ключом к развитию науки о человеческом поведении. Теория продвигает исследовательское отношение, будь то изучение собственной семьи, консультации с семьей в психотерапии или изучение других типов эмоциональных систем. Мюррей Боуэн разработал свою теорию посредством формальных и неформальных клинических исследований. Важные принципы, которыми руководствовались первоначальные исследования, остаются ключевыми для исследований теории Боуэна и сегодня. Обсуждение Боуэном теории и науки отражено в «Одиссее к науке», эпилоге к Семейная оценка Майкла Керра (1988). Доктор Боуэн настаивал на том, что жизнеспособные связи с наукой являются основой для установления связи между теорией семейных систем и другими научными областями. С этой целью специалисты в таких областях, как энтомология, приматология, антропология, биология и т. д. были приглашенными докладчиками на ежегодном симпозиуме.
Боуэн заметил разницу между тем, что люди говорят, что они делают, и тем, что они делают на самом деле. Поскольку он стремился к науке о человеческом поведении, он хотел знать, что люди делают на самом деле. В его первоначальном исследовании в Национальном институте психического здоровья (NIMH) одиннадцать семей жили в исследовательском блоке до трех лет. Еще семь семей были осмотрены амбулаторно. За участвующими семьями наблюдали двадцать четыре часа в сутки, и их поведение подробно записывалось. Исследование опиралось на эти данные о реальном поведении, а не на субъективные оценки. Ранние отчеты NIMH аннотированы Джеком Батлером в Истоки семейной психотерапии (2013).
В результате исследования NIMH Боуэн изменил свой взгляд на эмоциональную систему семьи как на единицу исследования, а не на отдельного члена. Как только фокус исследования смещается с индивидуума на систему, семья становится совершенно иной и более сложной, чем допускает причинно-следственная линейная модель. Изменения в одном человеке связаны с изменениями в других. Руководствуясь системным мышлением, исследователи рассматривают одновременно несколько переменных и их взаимодействие друг с другом.
Перспектива исследования резко влияет на процесс психотерапии, который затем рассматривает связь между симптомом и эмоциональным процессом в семье и в семье, состоящей из представителей нескольких поколений. Факты функционирования всех членов семьи и сдвиги в отношениях являются частью текущей оценки функционирования семьи. В идеале один или несколько членов семьи начинают рассматривать свою семью как исследовательский проект, который способствует улучшению функционирования.
В дополнение к текущим проектам, перечисленным на этой странице, Центр Боуэна поддерживает исследования преподавателей Центра, а также более широкой сети теоретиков Боуэна на национальном и международном уровнях. Центр предлагает исследовательские семинары для тех, кто разрабатывает идеи или работает над текущими исследованиями. Ежегодная премия Caskie Research Award была учреждена в 2002 году для оказания финансовой поддержки. Многие проекты факультета включены в Справочник по теории и методам исследования семейных систем Боуэна: системная модель для исследования семьи, под редакцией Миньонетт Келлер и Роберта Нуна (2020). Кроме того, результаты исследований представлены в журнале Family Systems , а также на ежегодном симпозиуме и весенней конференции.
Лаура Брукс модерирует ежемесячное собрание Исследовательского комитета, на котором обсуждаются исследовательские идеи или текущие исследования. Комитет доступен для студентов, изучающих теорию Боуэна, которые хотят проконсультироваться по вопросам развития своего мышления.
За дополнительной информацией обращайтесь к Лауре Брукс.
Текущие исследования
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
Лаура Р. Брукс, LCSW-C
Это исследование представляет собой лонгитюдное качественное исследование приемных семей, в котором рассматривается вопрос о том, почему дети в одной и той же семье вырастают по-разному. С 2005 года были проведены долгосрочные тематические исследования с восемью приемными семьями, в некоторых из которых есть как усыновленные, так и родные дети. Исследование дает углубленное представление о влиянии двух концепций теории Боуэна на исход ребенка: процесс семейной проекции и эмоциональная отсечка между поколениями. Продольный дизайн позволяет наблюдать за реакцией семьи на разную степень стресса и беспокойства с течением времени. Качественный дизайн включает несколько переменных в эмоциональной системе семьи.
Ежегодные интервью с приемными семьями зафиксировали факты функционирования как минимум трех поколений семьи. В первом долгосрочном тематическом исследовании в расшифрованных интервью были выявлены три модели семейной проекции: взаимная чувствительность, чрезмерная/недостаточная взаимность и трудности с объективным восприятием себя и другого. Совсем недавно второе тематическое исследование было сосредоточено на том, как межпоколенческое эмоциональное отсечение между родителями и их собственными родителями способствует интенсивности семейной проекции в нуклеарной семье. Паттерны отключения были идентифицированы как неразрешенная эмоциональная привязанность между матерью и ее родителями, взаимные взаимодействия и ограниченный контакт.
На данный момент данные свидетельствуют о том, что уровень отсечки и семейной проекции в отношениях приемной семьи по-разному влияет на каждого ребенка. В то время как семейная тревожность изменчива, то, как работает каждый родительский треугольник, кажется предсказуемым и повторяющимся. Эмоциональное отсечение между поколениями, по-видимому, способствует интенсивности семейной проекции. В то время как усыновленный ребенок может рассматриваться как более «особый» или уязвимый для процесса семейной проекции, многие другие факторы в нуклеарной и расширенной семье важны для понимания эмоционального процесса. Будущие направления исследования приемной семьи включают в себя постоянное наблюдение за семейными переменными в нескольких поколениях, которые влияют на нуклеарную семью.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКА В ТЕОРИИ БОУЭНА и практическое подтверждение теории Боуэна
Рэндалл Т. Фрост, MDiv
Использование языка в теории Боуэна
Мюррей Боуэн использовал обычный язык для описания переменных и понятий из его теория. Однако значение каждого термина теории определяется и определяется значением любого другого термина, используемого в теории. Язык теории Боуэна пытается представить предсказуемые модели функционирования семьи в различных условиях. Более полное определение значения ключевых терминов, когда они рассматриваются в связи друг с другом, повышает точность теории. Если теория верна, этот метод дает более тонкое понимание того, как на самом деле функционирует эмоциональная система семьи. Чем точнее можно определить язык теории, тем легче можно установить концептуальные связи с возникающими знаниями в области наук о жизни и тем легче можно сформулировать гипотезы для проверки и расширения теории.
Описание этого подхода можно найти в: «Использование термина «твердое Я» в теории Боуэна». Family Systems 10(1): 43-62 (2013).
Практические доказательства теории Боуэна
Мюррей Боуэн начал развивать свою теорию эмоционального функционирования семьи в ходе проведения семейных исследований в Национальном институте психического здоровья (NIMH), 1954-59. Впоследствии он писал: «Теория и терапия развивались как единое целое, при этом психотерапия определялась теорией». ( Семейная терапия в клинической практике , 471) Тесная интеграция теории и терапии обеспечивает основу для проверки эффективности теории Боуэна в клинических исследованиях.
ВЛИЯНИЕ РЕАКТИВНОСТИ В СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА ЗДОРОВЬЕ И РЕПРОДУКЦИЮ, СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКТИВНОСТИ И ТРЕВОГИ, ПРОЕКТ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ИЗМЕНЕНИЯМИ
Victoria Harrison, MA, LMFT
9 0058 Влияние реактивности в семейных отношениях на здоровье и Репродукция (1980 – настоящее время)
Основное внимание в этом исследовании уделяется использованию теории Боуэна для изучения влияния реактивности в семейной системе на здоровье и репродуктивную функцию, как на возникновение симптомов, так и на обеспечение стабильности функционирования. Это широкое направление включает в себя изучение исследовательской литературы из многих областей, изучающих эмоциональные системы и регуляцию размножения посредством реакции на естественную среду и отношения на протяжении всей филогенетической истории человека. Сюда входят исследования в области репродуктивной медицины, эндокринологии, биологии, неврологии, популяционных исследований, социальной психологии и развития детей, в которых рассматривается, как отношения определяют индивидуальную физиологию, поведение и модели отношений. Это также распространяется на исследования в области нейробиологии и биологии эволюции способности человека к дифференциации себя. Первоначальное изучение паттернов овуляции показало, что контакт и эмоциональная отсечка между членами семьи являются важным фактором стрессовых реакций, влияющих на овуляцию. Это исследование было опубликовано в журнале «Модели овуляции, реактивности и семейных эмоциональных процессов». Интегративная нейробиология принадлежности . Анналы Нью-Йоркской академии наук 807:522-524, 1997; и в «Семейный эмоциональный процесс, реактивность и закономерности овуляции». Семейные системы 4(1):49–62. 1997. Обзор исследований систем взаимоотношений, мозга и биологии, а также регуляции размножения у видов по филогенетической линии от одной клетки до человека обеспечивает основу для понимания семьи как эмоциональной системы, которая регулирует биологию и поведение людей для степень, которая частично модулируется уровнями дифференциации себя. Сравнение регуляции овуляции опубликовано в «Эмоциональных системах и регуляции репродукции с овуляцией в качестве иллюстрации» в Семейная эмоциональная система: интегративная концепция для теории, науки, и практики*. Роберт Дж. Нун и Дэниел В. Паперо, ред. Lanham: Lexington Books, 2015.
Семейные системы в регуляции физиологической реактивности и тревожности (с 1995 г. по настоящее время)
Широкий обзор исследований как контекст вклада этого исследования в область семейных исследований
Продолжение анализа показателей физиологической реактивности (EDR, EMG и DST) для трех треугольников в одной семье из пяти человек для выявления паттернов, связанных с эмоциональным слиянием и более независимым функционированием
Сравнение физиологической реактивности в семьях с меньшим количеством симптомов со здоровьем и психическим расстройством
Первоначальная публикация, основанная на этом исследовании, включает: «Вклад семейных треугольников в изменение физиологической реактивности». Семейные системы 9(2):145-153. 2013.
Проект «Наблюдения за изменениями» (2013 – настоящее время)
Двадцать пять добровольцев из программы последипломного образования Центра Боуэна документируют физиологические показатели и уровень кортизола в слюне, а также факты о контактах с членами семьи, симптомы и работу по дифференциации себя в течение каждого года. Данные по каждому участнику первоначально будут организованы в отдельные тематические исследования: шестнадцать человек с данными за один год; семь человек с данными за два года и два человека с данными за три года. Семейная диаграмма трех поколений и факты об истории каждой семьи, наряду с документированием происходящих узловых событий, позволяют исследовать вариации изменений в тревожной физиологии, а также в симптомах и функционировании каждой семьи в свете факторов, которые идентифицирует теория Боуэна. предполагаемые уровни дифференциации себя, эмоциональная отсечка и степень хронической тревожности). Наблюдения за изменениями будут обсуждаться в связи с литературой по исследованиям результатов терапии, исследованиям неблагоприятного детского опыта и изучению эпигенетических факторов.
ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕОРИИ БОУЭНА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕОРИИ БОУЭНА ДЛЯ ДУХОВНОСТИ
Barbara Laymon, PhD, MPH
Значение теории Боуэна для общественного здравоохранения
опыт исследователя в области общественного здравоохранения включает политику долгосрочного ухода, здоровье матери и ребенка, эпидемиология здоровья населения, оценка здоровья населения, планирование улучшения здоровья населения, инфраструктура общественного здравоохранения, партнерства и социальные детерминанты здоровья. Сейчас она работает над применением точки зрения теории Боуэна к общественному здравоохранению. Недавно она сосредоточилась на последствиях теории Боуэна для неблагоприятных детских событий, социальных детерминантах здоровья, здоровом старении и последствиях крупных социальных событий, включая рейс 9 United Airlines.3 и водный кризис во Флинте. Она считает, что местные детерминанты здоровья влияют на здоровье не только отдельных людей, но, что более важно, всего семейного организма.
Значение теории Боуэна для духовности
Диссертационное исследование Барбары Леймон представляло собой количественный анализ индивидуальности и общности и взаимодействия духовности с этими конструкциями. В настоящее время она работает над анализом индивидуальности и близости, наряду с восемью концепциями теории Боуэна, в воскресных чтениях Священных Писаний в пересмотренном общем лекционарии.
РУКОВОДСТВО ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ И ЛЕГКИМ КОГНИТИВНЫМ НАРУШЕНИЯМ
Справочник Боуэна по теории семейных систем и методам исследования: системная модель для семейных исследований
Миньонетт Н. Келлер и Роберт Дж. Нун, редакторы
Эти двадцать четыре главы , мульти В авторском томе обсуждаются связи между теорией, сбором данных и анализом данных на основе теории семейных систем Боуэна. В нем представлены новые и инновационные подходы к решению многогранных вопросов, присущих семейным исследованиям. Обсуждаются основные концепции теории с акцентом на теоретические и методологические вопросы, возникающие в эмпирических исследованиях. В течение нескольких десятилетий социологические и психологические теории, доминировавшие в области семьи, основывались в основном на логической дедукции и основывались не только на человеческой семье, но и на других явлениях. Немногие эмпирические исследования основаны на теоретических моделях, разработанных на основе изучения человеческой семьи и применяемых в семейных исследованиях. Эта книга представляет собой комплексную основу для расширения понимания как теоретических, так и методологических вопросов семейных исследований. В книге это достигается за счет подробного обсуждения вопросов и примеров применения теории Боуэна следующим образом:
Теория семейных систем Боуэна представляет собой всеобъемлющую всеобъемлющую концептуальную основу для исследования семьи, охватывающую этапы исследовательского процесса, включая теорию, сбор и анализ данных.
Теория Боуэна включает в себя основные концепции для решения таких повторяющихся проблем семейных исследований, как: стресс, беспокойство, дифференциация себя, эмоциональное отсечение, процесс передачи от нескольких поколений и эмоциональная система нуклеарной семьи.
Качественные и количественные стратегии изучаются для расширения областей исследований, в которых предыдущие подходы оказались неэффективными в обеспечении всестороннего понимания семейных отношений в пределах нуклеарных и расширенных семей.
Исследователи и практики из самых разных областей — психологии, социологии, ухода за больными, социальной работы, психиатрии, экологии, медицины и антропологии — намечают новые направления в семейных исследованиях. К ним относятся связи со здравоохранением и уходом за больными для решения широкого круга социальных, эмоциональных и физических проблем на уровне семьи и общества.
Стресс, легкое когнитивное расстройство и эмоциональная система семьи
Растущий объем исследований, проводимых в течение нескольких десятилетий, посвящен изучению взаимосвязи между стрессовыми жизненными событиями и здоровьем. Это предлагаемое пятилетнее лонгитюдное исследование выявит и оценит механизмы в системе семейных отношений, которые влияют на процесс заболевания у членов семьи, у которых диагностированы легкие когнитивные нарушения (MCI). Растет интерес к MCI, который представляет собой стадию между нормальным старением и более серьезными нарушениями памяти и когнитивных функций, такими как болезнь Альцгеймера (БА). Однако, в отличие от БА, которая является необратимым неизлечимым неврологическим заболеванием, у некоторых людей с ЛКН наступает улучшение, у других оно никогда не ухудшается, а у некоторых развивается БА. Насущный вопрос, который необходимо решить, заключается в том, какие факторы объясняют изменчивость результатов.
Предполагается, что механизмы в системе семейных отношений влияют на возникновение и течение ЛКН. Независимыми переменными являются: (1) устойчивые семьи и (2) стрессовые семьи. Зависимой переменной являются: (1) стресс, (2) тревога, (3) уровень дифференциации себя и (4) уровень эмоционального отсечения.
В устойчивых семьях отношения между членами семьи положительные и неповрежденные, с низким уровнем серьезных физических, эмоциональных и поведенческих проблем. В стрессовых семьях отношения между членами семьи являются конфликтными, фрагментарными, отдаленными и отстраненными, со многими серьезными физическими, эмоциональными и поведенческими проблемами.
Испытуемые будут включать выборку из пятидесяти семей, в которых есть член семьи с диагнозом MCI. Критериями для участия семей являются: (1) наличие основного информатора, который может предоставить данные о семьях с несколькими поколениями, охватывающих от трех до пяти поколений, (2) согласие членов с диагнозом MCI на двухгодичное сканирование магнитно-резонансной томографии (МРТ) и компьютерную томографию (КТ). ) сканы и (3) соглашение о предоставлении ежегодных обновлений семейной истории нескольких поколений.
Исследование будет проводиться в сотрудничестве с исследователями из крупных образовательных учреждений. Субъекты будут выбраны из программ памяти в столичном районе Балтимора/Вашингтона. Нейробиологи будут собирать и анализировать данные с помощью МРТ. Клиницисты и исследователи, разбирающиеся в теории семейных систем Боуэна, будут собирать и анализировать данные о семьях из нескольких поколений.
Исследование будет включать качественные и количественные методы анализа данных. Качественные методы анализа данных будут включать три стратегии: (1) наблюдение за эмоциональным процессом нуклеарной семьи, (2) анализ, ориентированный на переменные, и (3) анализ, ориентированный на конкретные случаи. Количественный анализ будет включать МРТ и КТ членов семьи с диагнозом MCI. Данные будут изучены для выявления механизмов в системах семейных отношений, которые влияют на течение болезненного процесса.
Исследование Боуэна
ПРОЕКТ NIMH
Проект Национального института психического здоровья (1954-1959)
Проект изучения семьи, проведенный в кампусе NIMH в Бетесде, Мэриленд, 1954-1959, занимается приемом семей с больного шизофренией в специальное стационарное отделение NIMH. Это исследование остается знаковым событием в семейных исследованиях. Его результаты были широко опубликованы и продолжают вызывать интерес. Классическая книга Боуэна, Семейная терапия в клинической практике (1978) рассматривает проект в его первых главах. Некоторые из оригинальных статей опубликованы в отредактированной книге (Bowen 2013). Важный вклад вносит и тщательный анализ Кэтрин Ракоу заметок медсестер проекта. Заинтересованные читатели не могут не быть впечатлены масштабом, развитием теории и применением в клинической практике. Интерес Боуэна к шизофреническим семьям связан с его обучением и работой в Фонде Меннингера в 1946–1954 годах.
Вкратце, проект состоял из двух частей: первый год и последующие годы. В течение первого года пары мать-дочь, отобранные в первую очередь на основе интенсивности их эмоциональной привязанности, помещались в палату, приспособленную для проживания до трех семей. У каждой дочери был диагностирован шизофреник. Проводилась традиционная психотерапия, то есть индивидуальная психотерапия матери и дочери. Степень эмоциональной напряженности диад и взаимодействия персонала и семей была неожиданной. У персонала была постоянная задача управлять своей реакцией на семьи. Эмоциональность поставила под угрозу продолжение проекта. Тем не менее, подробные наблюдения помогли сотрудникам справиться с их реактивностью и признать, что симптоматические диады были вложены в более крупную семейную эмоциональную систему.
За оставшиеся годы проекта теория и клиническая практика значительно изменились. С признанием семьи в качестве эмоциональной системы в отделение также поступали отцы и бессимптомные братья и сестры. Индивидуальная психотерапия была прекращена и заменена ежедневными коллективно-семейными группами. Одной из целей групп было вернуть эмоциональность в семью, а не в терапевтические отношения. При этом традиционная роль психотерапевта также резко сместилась на новую позицию, неизвестную психическому здоровью. Усилия заключались в том, чтобы определить лидеров семьи и помочь им помочь своей семье вместо того, чтобы терапевт выступал в качестве эксперта.
Основополагающий вклад Проекта изучения семьи NIMH включает открытие, которое часто упускают из виду: связь физических симптомов и эмоциональности. В последней части исследования психиатр одного проекта провел «больничный вызов» для всех членов семьи. Он заметил, что «в исследованных семьях было обычным явлением, когда у одного члена семьи развивалось физическое заболевание в ответ на тревогу другого». (Bowen 2013, 165) Проект также пришел к выводу, что можно проводить долгосрочное исследование семей в стационарных условиях. Семейные модели, которые все еще признаются сегодня, такие как эмоциональные разводы и чрезмерное и недостаточное функционирование, были отмечены в проектных документах. Центральным открытием стало появление концепции, что семья эмоционально взаимозависима. Это была совершенно иная структура, чем сосредоточение внимания на человеке и его или ее симптомах. Наконец, был разработан метод семейной психотерапии, фокусирующийся на семейной ячейке, и, как следствие, новая роль терапевта.
Ссылки
Bowen, M. 1978. Семейная терапия в клинической практике . Нью-Йорк: Джейсон Аронсон.
Боуэн, М. 2004. «Семейная психотерапия в офисной практике». Семейные системы , 7, 1, 29-44
Боуэн, М. 2013. Истоки семейной психотерапии: проект семейного исследования NIMH . Лэндхэм, доктор медицины: Джейсон Аронсон.
Раков, К. 2013. «Анализ данных наблюдений в рамках проекта NIMH Боуэна: заметки о двух месяцах медсестер: 19 августа.55 и октябрь 1956 г.». Family Systems Forum , 15, 3, 1–2; 11–15.
Rakow, C. 2016. «Уроки медсестер из проекта NIMH Боуэна 1954–1959 гг.: окно в развитие». Семейные системы , 11, 1, 133-164.
MENNINGER FOUNDATION (1946-1954)
В Фонде Меннингера Боуэн проводил экспериментальную работу с людьми, страдающими шизофренией и алкоголизмом, самыми серьезными психическими заболеваниями человека. проблемы.Он адаптировал психоаналитические методы для изучения своих исследовательских интересов.