Метамодель
14.02.2012
Метамодель (греч. meta — после, за, через; первая составная часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение). Комплекс лингвистических средств для сбора информации, направленных на то, чтобы восстановить связь речи человека и того опыта, который эта речь представляет.
Фундаментальным является понятие о том, что речь — это не опыт, а представление опыта, как карта — представление территории. Человек всегда имеет в своем опыте карту, но карта — не территория. Изменить субъективное переживание человеком мира — значит изменить карту, но не сам мир.
Наиболее подробно использование метамодели в психотерапии описано Бендлером (Bandler R.) и Гриндером (Grinder J.) в их книге «Структура магии». Поскольку мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели, или карты, мира, которые используем для управления своим поведением. Психотерапевту очень важно понимать модель, или карту, мира пациента. Человеческое поведение, каким бы странным оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выборов, которые предоставляет человеку его карта, или модель. Модель, которую мы создаем, позволяет осмысливать наш собственный опыт. Модели не стоит оценивать с точки зрения того, хороши они или плохи, здоровы или больны или являются «сумасшедшими», их нужно оценивать с точки зрения полезности — полезности в успешном и творческом взаимодействии с миром вокруг нас. Дело не в том, что пациенты совершают неправильный выбор, дело в том, что у них недостаточно возможностей выбора, когда это необходимо. Каждый из нас делает лучший выбор, доступный в рамках нашей модели мира. Однако существует множество слишком скудных моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии межличностных и внутриличностных конфликтов. Возможностей выбора недостает не миру, а модели мира, которая есть у индивида, — считают Бендлер и Гриндер.
Мы создаем свои модели посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Эти процессы позволяют выживать, расти, учиться и воспринимать богатство окружающего нас мира. Но если мы ошибочно принимаем субъективную реальность за реальность, те же процессы ограничивают нас и лишают способности гибко реагировать.
Обобщение — процесс, посредством которого компоненты, или части, модели мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривается как пример. Мы научаемся действовать в мире посредством обобщения. Ребенок научается открывать дверь, поворачивая ручку. Затем он обобщает этот опыт, узнавая множество вариаций этого феномена, которые включаются в набор параметров, связанных для него с дверью, и он пробует открывать их все, поворачивая ручки. Когда человек входит в темную комнату, он протягивает руку, чтобы зажечь свет; ему не нужно учиться новой стратегии, когда он входит в новую комнату. Однако тот же процесс может стать и причиной ограничений. Если человеку однажды не удаются сексуальные действия, которые он пробует совершить, по его мнению, адекватно, он может обобщить свой опыт и решить, что он нехорош в сексе, и тогда он, может быть, во многом будет себе отказывать.
Второй метод, который мы можем использовать как для успешных действий в окружающем мире, так и для ограничения себя, — исключение. Исключение — процесс, посредством которого мы выборочно обращаем внимание на определенные аспекты нашего опыта и исключаем другие. Это позволяет сконцентрироваться на конкретной части доступного опыта. Так, человек может читать книгу, когда вокруг него люди разговаривают, смотрят телевизор или слушают музыку. Таким путем мы имеем возможность справиться с окружающим и исключить внешние стимулы. И точно так же этот процесс может быть и ограничивающим, если мы исключаем части опыта, которые необходимы для полной и богатой модели мира. Девочка переходного возраста, которая полагает, что с ней плохо обращаются и выводят ее из себя, не видя того, что она сама участвует в этой ситуации, не строит полезной модели мира. Психотерапевт, который исключает из своего опыта признаки скуки во время занятий, ограничивает свой опыт, равно как и опыт пациента.
Третий моделирующий процесс — искажение. Искажение позволяет осуществлять сдвиги в восприятии сенсорных данных. Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или превращать мечты в реальность. Мы искажаем представление реальности в фантазиях, в искусстве, даже в науке. Микроскоп, роман или картина — все это примеры нашей способности к искажению и к искаженному представлению о реальности. Мы можем ограничить себя искажениями различным образом. Представьте, например, себе человека, который искажает всякую критику реакцией «меня невозможно любить». В результате такого искажения теряется ценность критики вместе с возможностями изменения и роста.
Поскольку все три универсальных процесса моделирования выражаются в лингвистических паттернах, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможности выбора для человека, можно использовать набор лингвистических средств, называемых метамоделью.
Метамодель создана для того, чтобы научить слушающего обращать внимание на форму коммуникации говорящего. Содержание можно бесконечно варьировать, но форма подачи информации дает слушающему возможность реагировать таким образом, чтобы извлечь из коммуникации весь смысл полностью. С помощью метамодели можно быстро уловить богатство и ограничения предоставляемой информации, а также процесса моделирования, используемого говорящим. Выслушивание и реагирование в рамках М. дают возможность максимального понимания и научения в любой специфической коммуникации.
Метамодель — набор средств для улучшения коммуникации, она предлагает вопросы типа «что?», «как?» или «кто?» в ответ на специфические формы речи говорящего. Использование этих вопросов и реакций — особое искусство. Практикуясь в употреблении метамодели, необходимо обратить специальное внимание на собственные внутренние процессы. Поскольку это формализация интуитивного поведения, реакции метамодели будут возникать в те моменты, когда нам понадобится опереться на внутренний опыт в понимании коммуникации пациента. Например, если пациент говорит: «Отец наказал меня», чтобы полностью понять, что значит это утверждение, нужно спросить: «Как именно?» Пациент мог быть избит, или отец накричал на него, или сердито посмотрел, или просто игнорировал его. Если мы решаем для себя, что это значит, опираясь на собственный опыт, то движемся в своей модели мира, а не в модели пациента.
Метамодель — набор средств, которые дают возможность оставаться в рамках внешнего сенсорного опыта, получая информацию от пациента. Это удерживает от погружения в себя, опоры на внутренний опыт для понимания. Осваивая метамодель, мы будем задавать вопросы там, где раньше обращались к собственному внутреннему опыту, чтобы уяснить, что имеет в виду пациент. Метамодель помогает вызвать пациента на более ясную коммуникацию, снимает необходимость заполнять пропуски собственной субъективной реальностью. Предположим, что пациент говорит: «Я боюсь толпы». Если мы обратимся внутрь себя и начнем говорить: «О да, страх толпы, да, я знаю, что это такое», мы упустим возможность помочь пациенту более полно осознать собственные переживания. Реакции же, предписываемые метамоделью: «Как вы узнаете, что боитесь толпы?», или «Что именно в толпе пугает вас?», или «Что мешает вам чувствовать себя в толпе хорошо?» — помогают придерживаться опыта пациента, извлекая ответы и новые возможности для роста из его собственных ресурсов. И может быть, эти ресурсы таковы, какими мы сами не располагаем.
Осознание момента, когда мы погружаемся в себя, чтобы понять, что имеет в виду пациент, и замена этого вопросами метамоделью в значительной мере увеличат психотерапевтическую эффективность работы и помогут интеграции метамодели в наше бессознательное поведение. Метамодель основана на человеческой интуиции, поэтому, тщательно осознавая эту интуицию, мы легко можем освоить метамодель.
Ключевые слова: Представление
Источник: Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Материалы по теме |
---|
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Сущность представлений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Виды представлений и их характеристика Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Память и представление Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Определение представления и его основные характеристики Маклаков А. Г. — Общая психология |
Виды представлений Маклаков А. Г. — Общая психология |
Расстройства ощущений, восприятий, представлений Коркина М.В., Практикум по психиатрии |
Представления и их характерные особенности Теплов Б. М., Психология |
Метамодель, ее определение и практическое использование. Психотерапия. Учебное пособие
Метамодель, ее определение и практическое использование
Одна из наиболее общих характеристик психотерапевтического сеанса заключается в том, что психотерапевт стремится определить, зачем конкретно пациент пришел к нему, что именно пациент хочет изменить. Другими словами, психотерапевт стремится понять модель мира пациента.
Глубинная Структура – это наиболее полная языковая репрезентация опыта пациента. Она является источником наиболее полной репрезентации Поверхностной Структуры. Источником репрезентации, содержащейся в Глубинной Структуре, является опыт пациента. Являясь самой полной языковой репрезентацией, сама Глубинная Структура произведена от еще более полного и богатого источника – общей суммы всего опыта пациента. Неудивительно поэтому, что те же характерные для людей универсальные процессы моделирования, которые позволяют нам системно помочь пациенту перейти от обедненной Поверхностной Структуры к полной языковой репрезентации – Глубинной Структуре, дают возможность, кроме того, системно ассоциировать языковые репрезентации этого человека с множеством его более полных переживаний, от которых произведены полные языковые репрезентации.
Метамодель предлагает конкретный способ изменения этих процессов и обогащение модели пациента. В метамодели конкретизируется процесс перехода от Поверхностной Структуры к Глубинной Структуре. Процесс движения от Поверхностной Структуры с опущенным материалом к полной Глубинной Структуре дает в распоряжение психотерапевта точный образ модели пациента; но, помимо этого, уже в процессе этого движения пациент может расширить свою модель, стремясь восстановить опущенный материал, о котором его расспрашивает психотерапевт.
Выявив языковую модель мира пациента, психотерапевт может выбрать любую из имеющихся техник терапии, или несколько таких техник, которые, по его мнению, могут быть полезны в данном конкретном контексте. Эффективность действий психотерапевта и богатство его возможностей тесно связаны с богатством метамодели его самого – с числом выборов, которыми он располагает, и с умением составлять из них различные комбинации.
Использование метамодели предполагает три направления деятельности психотерапевта: 1) сбор информации; 2) ограничение модели; 3) коррекция семантически ошибочных форм.
Сбор информации – это получение наиболее полного представления о переживаниях и опыте пациента. Наиболее типичные моменты, скрывающие или искажающие картину внутренних процессов, следующие: исключения; отсутствие указаний, к чему относится сказанное; неспецифические глаголы; номинализации.
1. Нарушения референтного индекса.
Референтный индекс – это человек или предмет, производящий действие или являющийся объектом действия:
а) стертый референтный индекс (исключение). Задача – обнаружить то, что исключил собеседник, и помочь восстановить исключенную информацию. Обедненные модели предполагают ограниченный выбор возможных способов поведения. Делается это при помощи уточняющих вопросов: «что?», «кого?», «о ком?», «о чем?». Вопрос «почему?» не задается.
Примеры.
«Я не понимаю». Реакция: «Не понимаете чего?» Или: «Чего вы не понимаете?».
«Я боюсь». Реакция: «Чего вы боитесь?» Или: «Что именно вас пугает?» – «Люди».
«Меня обидели». – «Кто обидел?»
«Мне нужна помощь». – «В чем именно вам нужна помощь?»
Работая с исключением, легко уточнить репрезентативную систему пациента. «Я этого не понимаю». – «Как вы не понимаете?» – «Ну, я не вижу, не могу себе представить этого»;
б) обобщенный референтный индекс (отсутствие указаний на объект, к которому относится сказанное) – это существительное или местоимение, которое относится к неспецифической группе или категории. То есть человек воспроизводит свою модель мира не полностью, а обобщенно, опуская конкретизирующие детали.
«Меня никто не любит». – «Кто именно вас не любит?»
«Я ничего не умею». – «Что именно вы не умеете?»
«Это для меня невозможно». – «Что именно для вас невозможно?»
Вот короткий фрагмент психотерапевтического сеанса:
«Я его боюсь». – «Что именно вас пугает?». – «Я боюсь его гнева». – «В чем проявляется его гнев?». – «У него делается каменное лицо, и он, не говоря ни слова, выходит из комнаты»;
в) неспецифический референтный индекс – когда существительное или фраза с существительным не называет конкретного определенного человека или предмет (например, «этот, эта, оно»).
«Это не сработает». – «Что конкретно не сработает?».
«Я не хочу говорить об этом». – «О чем конкретно вы не хотите говорить?»;
г) обратный референтный индекс – речь строится таким образом, что говорящий испытывает воздействие, выраженное глаголом, но сам не выполняет никакого действия. Характерен для депрессивных личностей. «Я уверен, что каждый использует меня». Ф. Перлз считал этот паттерн проявлением проекции: «Каждый ненавидит меня». – «Постарайтесь сказать: „Я ненавижу каждого”».
2. Номинализация.
Прием основан на превращении глаголов в существительные (помогать – помощь, решать – решение). Такое лингвистическое изменение превращает действие, процесс в стабильное явление, в событие. Если текущий процесс предполагает возможность действия, выбора и изменения, то событие, обозначенное существительным, воспринимается как свершившийся факт, с которым бессмысленно бороться.
Для того чтобы вернуть пациенту способность действовать и изменять себя, а не оставлять его перед свершившимся фактом или обстоятельством, следует вновь преобразовать номинализацию в процессуальное слово. Технически это просто: следует использовать глагол в качестве реакции.
Проверка номинализации:
– Я не чувствую с их стороны уважения.
– Как бы вы хотели, чтобы вас уважали?
– Я жду поддержки.
– Как бы вы хотели, чтобы вас поддержали?
3. Неспецифические глаголы.
Это глаголы из разряда неопределенных, которые не дают ощущения ясности в описываемом переживании.
– Он пренебрегает мной.
– Как именно он пренебрегает тобой?
– Дети заставляют меня наказывать их.
– Как именно дети заставляют вас наказывать?
– Он обидел меня. – Как, каким образом он обидел вас?
Расширение пределов или работа с ограничениями модели пациента.
Сюда относятся универсальные квантификаторы и модальные операторы необходимости. Правильно работая с этими словами, вы поможете человеку расширить и обогатить его модель мира.
1. Универсальные квантификаторы (от англ. quantity, лат. quantum – «количество»; «сколько»).
Этим понятием обозначают слова-обобщения: «все», «каждый», «всякий», «никто» и т. п. Преувеличенное подчеркивание обобщений с помощью интонации или добавления других универсальных квантификаторов заставляет пациента усомниться в их могуществе и поискать исключений, то есть найти возможности выбора.
– Он всегда мне лжет.
– Он действительно всегда вам лжет?
– Я ничего не умею.
– Вы совсем ничего не умеете?
– Я совершенно не умею справляться с трудностями.
– Но когда-нибудь вам удавалось справиться с чем-то очень трудным?
2. Модальные операторы необходимости.
«Мне следует», «я должен», «я обязан», «я не могу» – это симптомы отсутствия выбора. Цель работы с модальными операторами – помочь человеку усомниться, вывести его за пределы того, что он считает для себя принятым и единственно возможным. В этих случаях можно использовать два вопроса, модифицируя их по ситуации: «Что вам мешает?» и «Что случится, если вы не сделаете это?». Вопрос: «Что вас останавливает?» направляет человека в прошлое к имеющемуся опыту, к поиску переживаний, которые сформировали это ограничение. Вопрос: «Что случится, если…» предлагает пациенту заглянуть в будущее, на возможные последствия.
– Я никогда на это не пойду.
– Что вас останавливает?
– Я обязан присутствовать на этом торжестве.
– Что случится, если вы не будете присутствовать в этот раз?
– Я должен выступить на этом собрании.
– Что изменится, если вы не выступите?
Семантически ошибочные формулировки. Работа с этими ограничениями позволяет пациенту обнаружить искаженные представления и обогатить зафиксировавшуюся у него модель, пользуясь большей свободой действий. Чаще всего встречаются три типа ограничений.
1. Причина и следствие.
Пациента ограничивает уверенность, что какие-то действия одного человека вызовут совершенно определенные действия другого человека, то есть стимул А неизбежно вызовет реакцию Б. В таких случаях используется корректирующий вопрос: «Каким образом А вызывает реакцию Б?».
– Он вечно опаздывает и этим всегда нарушает мои планы.
– Каким образом это нарушает ваши планы?
Вопрос: «Каким образом А вызывает Б?» поможет пациенту обрести другие возможности, а их спектр огромен: пренебречь, привлечь чувство юмора, попытаться понять, не обратить внимания, в конце концов, даже извиниться.
«Его постоянное сидение за письменным столом вызывает во мне чувство одиночества» (кстати, обратите внимание на номинализацию – сидение). «Каким образом оттого, что он постоянно сидит за письменным столом, вы чувствуете себя одинокой?».
2. Чтение мыслей.
Это предположение о том, что один человек знает, что чувствует или думает другой, без прямого сообщения другого об этом.
Корректирующий вопрос: «Каким именно образом вы знаете, что это так?» поможет пациенту осознать и даже поставить под сомнение предположение, которое казалось ему бесспорным.
– Я знаю, что все понимают мое состояние, и просто не могу появляться на работе.
– Каким образом вы знаете, что все понимают ваше состояние?
– Я знаю, что так для него лучше.
– Как именно вы узнаете это?
3. Потеря субъекта.
Обычно это суждения, основанные на обобщении, представлении человека о том, что правила, обязательные для него и его модели мира, так же справедливы и обязательны для всех.
Цель работы: признавая за человеком право на собственные правила, позволить остальному миру иметь свои. Обычно человеку, пользующемуся подобным ограничением, даже не приходит в голову другая возможность. Целесообразен корректирующий вопрос: «Для кого?».
– Это унизительно – просить о снисхождении.
– Для кого это унизительно?
– Такие вещи совершенно непростительны.
– Кто не может простить такие вещи?
Итак, метамодель – это технический набор средств для оптимальной коммуникации. Это особое искусство, и, практикуясь в нем, психотерапевту следует обратить внимание на собственные внутренние процессы. Поскольку речь идет об интуитивном поведении, которое пациент не может оформить словами, возникает большой соблазн опереться на собственный внутренний опыт для его понимания.
«Отец наказал меня», – говорит пациент. Для психотерапевта это может означать «перестал разговаривать», для пациента – «избил до синяков».
Использование метамодели удержит вас от погружения в себя и поможет, опираясь на опыт пациента, извлечь его собственные ресурсы.
Задача психотерапевта – избежать субъективного толкования мира пациента, детально и скрупулезно объективизировать каждое чувство и каждое утверждение.
Фактически психотерапевты способствуют переводу опыта пациента из ряда ограничений в ряд возможностей.
Таким образом, нейролингвистическое программирование является эффективным и краткосрочным эклектическим психотерапевтическим методом, позволяющим работать с широким кругом проблем и состояний. Применение техник НЛП у пациентов с пограничным и психотическим уровнем расстройств возможно, но с известными ограничениями – может проводиться только в контексте общей стратегии лечебного процесса, с пониманием роли патопластических процессов, при условии стабильного лечебного альянса и сотрудничества с пациентом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Анн Анселин Шутценбергер СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы
Анн Анселин Шутценбергер
СИНДРОМ ПРЕДКОВ. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы
(пер. с фр. И.К.Масалков) М: изд-во Института Психотерапии, 20011 (с.13) Можно с уверенностью утверждать, что в
Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков — Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001
Из книги Синдром предков: трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы/Пер. И.К. Масалков — Москва: Издательство Института Психотерапии: 2001
К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла
Практическое задание Определение способности разделять внимание
Практическое задание Определение способности разделять внимание
Подготовка. Выберите время, когда вы находитесь дома одни и никуда не спешите. Включите спокойную музыку (можно классическую, например: Моцарт, Вивальди, Бах). Настройте уровень громкости звука так, чтобы
Метамодель
Метамодель
Метамодель, также как и модель логических уровней, позволяет работать с опытом человека, структурировать и анализировать его. Также метамодель позволяет проводить смысловые цепочки между тем, что человек говорит, и тем, на каком конкретном жизненном опыте
Метамодель
Метамодель
Метамодель, также как и модель логических уровней, позволяет работать с опытом человека, структурировать и анализировать его. Также метамодель позволяет проводить смысловые цепочки между тем, что человек говорит, и тем, на каком конкретном жизненном опыте
1.6. Метамодель
1.6. Метамодель
Как я уже упоминал, Фрейд подчеркивал значение языка как главного средства для “осознавания” и изменения. Терапевтическое использование языка явилось центральной частью его так называемого “лечения разговором”. Действительно, он зашел далеко, заметив:
МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА
МЕТАМОДЕЛЬ ЯЗЫКА
Язык выступает в функции системы представления, или репрезентации, нашего опыта. Человеческий опыт может отличаться поразительным богатством и сложностью. Для того, чтобы язык мог справляться со своей функцией системы репрезентации, он сам должен
МЕТАМОДЕЛЬ
МЕТАМОДЕЛЬ
Представляемая нами Метамодель в значительной части подсказана нам формальной моделью, разработанной в трансформационной грамматике. Поскольку трансформационная модель должна была ответить на некоторые вопросы, которые прямо не связаны с вопросом о
Практическое задание.
Практическое задание.
Поскольку эта книжка носит сугубо практический характер, мы не станем дожидаться той ее части, где описаны психотерапевтические техники, и будем сразу же брать быка за рога. Надеюсь, что ни у кого из моих читателей не осталось иллюзий по поводу
Практическое задание.
Практическое задание.
Возвращаемся к практической части – борьбе со страхами. Мы уже составили список – «рейтинг» наших страхов, что называется, от мала до велика. Но теперь нам известно, что любой невротический страх – это просто привычка, и потому важен даже не страх, а
Практическое задание.
Практическое задание.
Что ж, нас можно поздравить – у нас теперь есть три варианта психической атаки на страх, которые мы вольны использовать, согласуясь со спецификой последнего и нашими собственными предпочтениями. Исходя из опыта психотерапевтической работы, я могу
Практическое задание.
Практическое задание.
Теперь мы возвращаемся к таблице третьего этапа борьбы с собственными страхами. Она, как вы помните, состоит из наших страхов, размещенных в одной колонке, и из подкреплений, которыми мы свои страхи поддерживаем – это вторая колонка.Подумайте о том,
Практическое Использование Зонального Пространства
Практическое Использование Зонального Пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда «нарушитель» является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда
Практическое обучение
Практическое обучение
150 тысяч лет назад кочевые племена наших предков выживали или вымирали в зависимости от того, какого уровня знаний и остроты восприятия окружающей среды они достигли. Практическое обучение посредством ежедневного приобретения навыков играло роль
Метамодель
Метамодель
Метамодель была значимой вехой на пути. Как я понимаю, это была первая из нескольких моделей, сформировавших нейро-лингвистическое программирование. Метамодель представляет собой вербальный инструмент постановки вопросов, изначально разработанный для того,
Обучение НЛП — метамодель
Метамодель в НЛП или нейролингвистическом программировании (или метамодель терапии) представляет собой набор вопросов, предназначенных для уточнения информации, оспаривания и расширения границ модели мира человека.
Реагирует на искажения, обобщения и опущения в языке говорящего. Метамодель составляет основу нейролингвистического программирования, разработанного тогдашними доцентами лингвистики Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. Гриндер и Бэндлер «объяснили, как люди создают ошибочные мысленные карты реальности, не проверяя свои лингвистические/когнитивные модели на опыте своих чувств».
Метамодель опирается на трансформационную грамматику и общую семантику, на идею о том, что язык является переводом ментальных состояний в слова, и что в этом переводе происходит бессознательный процесс опущения (высказывается не вся мысль), искажения (предположений и структурные неточности) и обобщение (сдвиг к абсолютным высказываниям). Точно так же и при слушании не все сказанное признается услышанным.
Эти языковые паттерны были основаны на работе семейного терапевта Вирджинии Сатир, гештальт-терапевта Фрица Перлза и лингвистических паттернах трансформационного синтаксиса. Утверждается, что Метамодель «дает более полное представление модели мира клиента — лингвистической Глубинной Структуре, из которой были получены первоначальные вербальные выражения клиента или Поверхностная Структура», предлагая вызовы ее ограничениям, искажениям, обобщениям. или опущения в языке говорящего. Обратным набором метамодели является модель Милтона; коллекция искусно расплывчатых языковых моделей, извлеченных из работы Милтона Эриксона.
Следующие примеры были взяты из терапевтического контекста. Разработчики заявляют, что эти шаблоны можно идентифицировать во всем человеческом общении.
Определение метамодели:
«Люди реагируют на события на основе своих внутренних картинок, звуков и ощущений. Они также собирают этот опыт в группы или категории, которые обозначаются словами. Метамодель — это метод, помогающий кому-то перейти от словесных карт с недостатком информации обратно к конкретным сенсорным переживаниям, на которых они основаны. Именно здесь, в богатом информацией конкретном опыте, могут быть сделаны полезные изменения, которые приведут к изменениям в поведении».
Терри Элстон «Знание НЛП»
Ниже приведены
ПРИМЕРЫ того, КАК использовать ваш язык для восстановления утраченных сенсорных переживаний говорящего:
ИСКАЖЕНИЯ
1. Чтение мыслей: Заявление о знании чьего-либо внутреннего состояния. Например: «Я тебе не нравлюсь». — Откуда ты знаешь, что ты мне не нравишься? Восстанавливает источник информации.
2. Утраченный перформатив: оценочные суждения, когда человек, выносящий оценку, не учитывается. Бывший. «Плохо быть непоследовательным». — Кто сказал, что это плохо? — Согласно кому? — Откуда ты знаешь, что это плохо. Собирает доказательства. Восстанавливает источник убеждения, Перформатив, стратегию убеждения.
3. Следствие: Причина ошибочно вынесена за пределы личности. Пример: «Ты меня огорчаешь». «Как то, что я делаю, заставляет тебя грустить?» (Также, Counter Ex. или «Как конкретно?» Восстанавливает выбор. (opens in a new tab)»>Причина>Следствие: Где причина ошибочно помещается вне себя. Пример: «Ты меня огорчаешь». «Как заставляет ли то, что я делаю, вызывать у вас чувство грусти?» (Также, встречный упр. или «как именно?» Восстанавливает выбор.
4. Сложная эквивалентность: когда два опыта интерпретируются как синонимы. Пример: «Она всегда кричит на меня, я ей не нравлюсь». «Как ее крики означают, что она…?» «Вы когда-нибудь кричали на кого-то, кто вам нравился?» Восстанавливает сложную эквивалентность. Контрпример 9.0003
5. Предпосылки: Пример: «Если бы мой муж знал, как сильно я страдаю, он бы этого не делал».
В этом предложении 3 предпосылки: (1) я страдаю, (2) мой муж каким-то образом действует и (3) мой муж не знает, что я страдаю. (1) «Как вы выбираете страдать?» (2) «Как он (ре) действует? (3) «Откуда ты знаешь, что он не знает?» Укажите выбор и глагол, и что он делает.
Восстановление внутренней репрезентации и комплексной эквивалентности
ОБОБЩЕНИЯ
6. Универсальные кванторы: универсальные обобщения, такие как все, каждый, никогда, каждый, никто и т. д. Пример: «Она никогда меня не слушает». Найдите встречные примеры. «Никогда?» — Что было бы, если бы она это сделала? Восстанавливает встречные примеры, эффекты, результаты.
7. Модальные операторы: a. Модальные операторы необходимости: следует, не следует, должен, не должен, должен, нужно необходимо. Пример: «Я должен заботиться о ней».
б. Модальные операторы возможности: (или невозможности). Например, может/не может, будет/не будет, может/не может, возможно/невозможно. Пример: «Я не могу сказать ему правду». а. — Что было бы, если бы ты это сделал? («Что произойдет, если вы этого не сделаете?» Также «Или?»
b. «Что вам мешает?» («Что произойдет, если вы это сделаете?»)
Восстанавливает Эффекты, Исход.
Восстанавливает Причины
УДАЛЕНИЯ
8. Номинализации: Обрабатывайте слова, которые были заморожены во времени, превращая их в существительные. Пример: «Здесь нет связи». «Кто что кому не сообщает?» «Как бы вы хотели общаться?» Превращает его обратно в процесс, восстанавливает удаление и Ref. Индекс.
9. Неопределенные глаголы: Пример: «Он отверг меня». — Как именно? Уточняет глагол.
10. Простые удаления: a. Простые удаления: Пример: «Мне неудобно».
б. Отсутствие ссылочного указателя: не может указать человека или вещь. Пример: «Меня не слушают».
в. Сравнительные опущения: как в хорошем, лучшем, лучшем, худшем, больше, меньше, больше всего, меньше всего.
Пример: «Она лучше». а. «О чем / о ком?» б. — Кто конкретно вас не слушает?
с. — Лучше кого? «Лучше в чем?» «По сравнению с кем, что? Восстанавливает удаление.
Восстанавливает Арт. Индекс.
Восстанавливает сравнительное удаление.
Хорошо, ниже приводится метамодель из другого источника: вы можете прочитать это, чтобы позволить себе больше подумать о языке, или просто придерживаться вышеизложенного для ясности!
Искажения
Предпосылка
Предпосылка относится к предположению, при котором истина принимается как должное.
Важно отметить, что отрицание выражения не меняет его предпосылок: я хочу сделать это снова и я не хочу делать это снова и то, и другое означает, что субъект уже сделал это один или несколько раз; «Моя жена беременна» и «Моя жена не беременна» означают, что у субъекта есть жена. В этом отношении пресуппозиция отличается от следствия и импликации. Например, «Президент был убит» подразумевает, что «Президент мертв», но если выражение отрицается, следствие не обязательно верно.
Пример 1:
* «Моя жена беременна».
* Предпосылка: У вас есть жена.
Пример 2:
* «Ты снова делаешь со мной эту штуку?»
* Предпосылка: я уже сделал «это» хотя бы один раз.
* Вызов: «Что за «вещь»? Почему ты так уверен, что я уже сделал это, что бы это ни было?
Пример 3:
* «Мой муж такой же ленивый, как и мой сын». (вы также можете рассматривать это как сравнительное опущение.)
* Предпосылки: У вас есть муж; у тебя сын; вы считаете, что ваш муж ленив.
* Вызов: «Насколько ленив ваш сын? Я должен предположить, что вы считаете своего мужа и сына ленивыми? «По сравнению с чем или кем?»
Причина-Следствие
Причина-Следствие, неправильное использование каузального мышления (x означает y, x заставляет меня y или x заставляет y случиться)
Причинность всегда предполагает, по крайней мере, некоторую зависимость между причиной и следствием . Например, признание чего-либо причиной может означать, что при прочих равных условиях, если возникает причина, то возникает и следствие, или, по крайней мере, что вероятность возникновения следствия увеличивается.
Пример 1:
* «Эта новость меня злит».
* Предпосылка: Он/она сердится
* Вызов: «Если бы не эта новость, вы бы не рассердились?»
* Задача: «Как эта новость заставляет вас злиться?» (задавая этот вопрос, нужно много или Раппорт.)
Пример 2: (сложная эквивалентность)
* «Опоздание означает, что она меня не любит».
* Вызов: «Откуда ты знаешь?» «Вы когда-нибудь опаздывали к кому-то, о ком вы заботились?»
Чтение мыслей
Нарушение чтения мыслей происходит, когда кто-то заявляет, что думает, что знает, о чем думает другой, без проверки.
Пример:
* «Если он не начнет оплачивать свою долю счетов, она уйдет от него».
* Вызов: «Откуда ты это знаешь? Она сказала тебе, что намерена уйти от него, если он этого не сделает?
Номинализация
Номинализация происходит, когда глагол превращается в существительное. Динамический процесс (т. е. глагол) трансформируется в нечто статичное (т. е. существительное). Это похоже на снимок движущегося объекта, вы больше не видите движения, только (статический) объект.
В английском языке некоторые глаголы и прилагательные могут использоваться непосредственно как существительные, например, change и good. Для других требуется суффикс:
* применимость (от применимого)
* небрежность (от небрежного)
* трудность (от сложного)
* неудача (от неудачи)
* интенсивность (от интенсивного)
* расследование (от расследовать)
* движение (от двигаться)
* реакция (от реагировать)
* отказ (от отказываться)
* плавание (от плавать)
* номинализация (от номинализировать)
Примеры:
* «Связь [от «общаться»] в этой компании плохая».
* Вызов: «Кто с кем не общается?» Или (если вы знаете кто) Как мы могли бы общаться более эффективно?»
* «Им нужно мое решение [от слова «решить»] к понедельнику».
* Вызов: «Что ты решаешь?» (возвращает это обратно в процесс) Если вы знаете, что они решают — «Что вы уже решили, прежде чем мы говорили?»
Примечание: есть 2 простых теста, которые можно использовать, чтобы определить, является ли слово или выражение номинализацией:
* тест тачки: если можно поставить в тачку, это НЕ номинализация. Например. Напиток — это существительное, но не номинализация… поскольку он осязаем, его можно положить в тачку и возить. Контроль качества не выдерживает испытания тачкой и является номинализацией.
* Если слово Continuous можно поставить перед существительным и все равно иметь смысл. Например. улучшение становится непрерывным улучшением, следовательно, улучшение есть номинализация. (Тот факт, что можно добавить непрерывный, указывает на то, что этот статический элемент имеет динамический аспект).
Комплексная эквивалентность
Комплексная эквивалентность делает вывод из события, не связанный с этим, для создания логики, которая «не следует»
Пример:
* «А теперь мой секретарь уволился. К концу года я стану банкротом!»
* Вызов: «Ты хочешь сказать, что твое состояние зависело от занятости твоей секретарши?»
Обобщение
* См. также: Поспешное обобщение, Блестящая общность
Универсалии
Все известные человеческие языки используют квантификаторы, даже языки без полноценной системы счисления. Например, на английском языке:
* Каждое стекло в моем последнем заказе было треснуто.
* Все эти люди, стоящие за рекой, расисты.
* Все люди, с которыми я разговаривал, понятия не имели, кто такие кандидаты.
* У всех в приемной была хотя бы одна жалоба на доктора
Баллиху.
* В его классе был кто-то, кто смог правильно ответить на каждый из заданных мною вопросов.
* Все голубоглазые умны.
Универсальные квантификаторы возникают, когда кто-то пытается охарактеризовать весь набор (все люди, каждый X, все, все, …). Этот вопрос о метамодели НЛП можно использовать, когда кто-то слишком обобщает.
Пример:
* «Все мои коллеги ленивы».
* Вызов: «Все?» или «Какие конкретно сотрудники?»
Модальные операторы
Модальные операторы интуитивно характеризуются выражением модального отношения, такого как необходимость (должен, должен, следует) или возможность (может, мог бы, может) по отношению к предложению, к которому оно применяется. (см. также: принятие желаемого за действительное)
Пример:
* «Я не могу собраться».
* Задача: «Что произойдет, если вы сделаете/не сделаете?»
* «Я должен собраться».
* «Вызов: «Что было бы, если бы вы этого не сделали?»
Удаление
Простое удаление
При простом удалении в утверждении отсутствует важный элемент. Например:
Иди и сделай это. Это важно. Я плохо себя чувствую.
Ключевые слова, на которые следует обращать внимание: это и это.
Правильным ответом было бы спросить, что, где и когда именно? — Идти и делать что именно?
«Мне очень плохо» — «О чем, о ком». «Мне мама сказала» — «Что тебе сказала?» Это может показаться очень простым, но количество раз, когда даже обученные люди перешагивают и соглашаются с простыми удалениями, невероятна.
Неопределенные глаголы
В неуказанном глаголе непонятно, как действие создает или создает результат. Например:
Я произвел на них большое впечатление.
Правильный ответ — спросить, как именно действие «x» приводит к результату «y». «Как именно вы произвели большое впечатление (и обратите внимание на неопределенный референтный индекс «они») на кого именно?»
Сравнения
Неуказанные сравнения или нулевой сравнительный анализ — это сравнительный анализ, в котором не указана отправная точка для сравнения. Эти сравнения часто встречаются в рекламе. Например, в типичных утверждениях, таких как «наши бургеры вкуснее», «наш кинескоп четче» или «на 50% больше», нет упоминания о том, с чем они сравниваются. В некоторых случаях легко сделать вывод о том, какой элемент отсутствует в нулевом сравнительном выражении. В других случаях говорящий или пишущий мог быть намеренно расплывчатым в этом отношении, например, «Глазго на мили лучше». Нулевой сравнительный анализ
Пример:
* «Это был не лучший план».
* Вызов: «Каковы были другие планы?»
* «Наш кинескоп резче»
* Задача: «Четче, по сравнению с чем?»
Неопределенный ссылочный указатель
Неопределенный ссылочный указатель относится к использованию личного местоимения, когда контекст неизвестен или его трудно понять на основе предыдущих предложений. Например, неконтекстуализированное использование они, их, вы, …
Пример:
* «Говорят, мне следует заняться бизнесом, но я не знаю, есть ли у меня
доверие».
* Вызов: «Кто говорит, что вам следует заняться бизнесом?» и/или «Что вы подразумеваете под уверенностью?»
* «Да, я уже пробовал алкоголь. Это заставляет тебя говорить глупости».
* Вызов: «Подождите, это заставляет всех говорить глупости?»
* «Ненавижу смотреть «Тоттенхэм» в плей-офф. Мы всегда проигрываем, и это вгоняет меня в депрессию.
* Вызов: «Под «мы» вы подразумеваете, что являетесь частью футбольной команды?»
Утерянный перформатив
Утерянный перформатив, ссылается на действие, но лицо, выполнившее действие, не указано.
Пример:
* «Ее книга получила высокую оценку».
* Вызов: «Кем высоко оценен?» или «Откуда ты это знаешь?»
Влияния
Джон Гриндер защитил докторскую диссертацию по трансформационной грамматике Ноама Хомского.
Его также можно проследить до номиналистической традиции Уильяма Оккама.
Усилие, не связанное по происхождению, но направленное в том же направлении на улучшение ясности общения, представляет собой сконструированный язык Логлан (и его близкий родственник, Ложбан).
См. также
* Проблема универсалий
* Нейролингвистическое программирование
* Ричард Бэндлер — соавтор этой метамодели
* Джон Гриндер — соавтор этой метамодели
* Фриц Перлз
* Вирджиния Сатир
* Трансформационная грамматика
* Список тем НЛП
* Моделирование (НЛП)
* Когнитивные искажения
Метамодель НЛП.
Значение и применение
Метамодель НЛП представляет собой набор действительно полезных вопросов, которые можно использовать для сбора конкретной информации путем оспаривания обобщений, исправления искажений и восстановления опущений, присутствующих в язык говорящего.
В любом разговоре, где конкретная информация бесценна , метамодель НЛП может быть бесценной . Это инструмент, который может помочь вам понять не только то, что человек говорит, но и то, что именно происходит в его уме, на основании чего он говорит то, что говорит.
Кем бы вы ни были: коучем, терапевтом, инструктором, руководителем, менеджером, родителем, специалистом по персоналу, руководителем отдела маркетинга или журналистом, — это один из инструментов, который вы должны не только изучить, но и освоить .
Вам может быть интересно, как один инструмент может быть таким полезным для людей практически из всех слоев общества?
Позвольте мне рассказать вам, что на самом деле делает метамодель, чтобы ответить на этот вопрос.
В предыдущем посте мы обсуждали, что карта не равна территории. Именно это понимание лежит в основе метамодели НЛП.
Давайте сначала обобщим то, что мы поняли из фразы «карта не равна территории», и продолжим дальше.
Итак, мы знаем, что существует реальность, которую мы воспринимаем через наши чувства . Учитывая, что наши чувства имеют неврологические ограничения , мы воспринимаем только часть реальности, а не всю реальность. Поскольку мы должны быть готовы к различным возможностям, основанным на ограниченной реальности, которую мы воспринимаем, наш система использует определенные фильтры , чтобы облегчить нам задачу.
Эти фильтры включают:
- Обобщения
- Удаление
- Искажения
Эти фильтры приводят к большей степени различий между объективной реальностью и воспринимаемой реальностью . Окончательная информация, которая остается у нас после применения этих фильтров , становится частью нашей карты или нашей субъективной реальности.
Теперь, с точки зрения терапии, когда клиент приходит на терапию и говорит, что у него/нее есть проблема, где существует проблема? На карте или на территории?
В большинстве случаев проблема заключается в карте . Это означает, что когда клиент описывает свою проблему, он пытается представить то, что на самом деле является частью его карты, а не обязательно реальностью.
Мы уже знаем из базового курса, что:
Если карта ближе к реальности, она может быть очень полезным инструментом навигации, но если она сильно отличается от реальности, карта может быть самой большой причиной для клиента чувствовать себя потерянным.
Короче говоря, нам очень важно помочь приблизить их карту к реальности.
Также очень важно признать, что существует не только разница между реальностью и картой, но также и между картой и представлением карты клиентом.
Подождите, что это значит?
Клиент представляет свою проблему, как правило, с помощью языка. Было бы крайне редко, если не невозможно для клиента использовать язык так конкретно , что он/она будет представлять карту именно такой, какая она есть.
Некоторое количество обобщений, удалений и искажений будет иметь место из-за ограничений языков . Таким образом, это создает разрыв между картой, которую клиент хочет представить, также известной как глубинная структура, и тем, как клиент представляет ее другим, также известным как поверхностные структуры.
Вот подробный пост, в котором подробно обсуждается глубинная и поверхностная структура языка.
Тем не менее, к настоящему времени вы должны были правильно понять, что для того, чтобы эффективно помочь клиенту, необходимо преодолеть разрыв между представлением карты, картой и реальностью .
Это именно то, что делает метамодель. Вопросы метамодели делают это, помогая клиенту не только идентифицировать эти обобщения, удаления и искажения, но и оспаривать обобщения, исправлять искажения и восстанавливать удаления, насколько это возможно.