Популярное

Майевтика сократа это: метод Сократа и философия познания

Содержание

что такое в Античной философии

    МАЙЕВТИКА (μαιευτική sc. τέχνη), «повивальное искусство», — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака».

    Смысл майевтического искусства — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство (ибо сам он «ничего не знает»), а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета («от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет.Повития же этого виновники — бог и я» — Plat. Theaet. 150d), — отличие в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. «Самое же великое в нашем искусстве — то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод» (150Ьс), т. обр., майевтика — это образное выражение для того, что Аристотель иначе называл «индуктивным методом» Сократа и аналитикой понятий.

    В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти-ческий» используют платоники: 1) в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2) позднейшие неоплатоники в комментариях на «майевтический» диалог «Алкивиад» (Прокл, Олимпиодор) трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе («восхождение к мудрости»), и методологически отличали ее от «эротики» («восхождения к красоте») и «диалектики» («восхождение к благу») (Procl. In Ale. 28,16-29,4), а в рамках понимания структуры диалога — отличали майевтику от опровержения и протрептика (Olymp. In Ale. 11,7-9).

    M. A. СОЛОПОВА

Смотреть больше слов в «Античной философии»

МАКРОБИЙ АМВРОСИЙ ФЕОДОСИИ →← ЛУКРЕЦИЙ ТИТ КАР

Смотреть что такое МАЙЕВТИКА в других словарях:

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА
        или мэевтика (греч. ), букв. — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод фил… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА(греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующ… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, спе- цифицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею не беременна. Развернутое описание метода М. осуществил Платон: Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе знаю, что не знаю ничего. Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.) Д.В. Майборода<br><br><br>… смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike повивальное искусство) метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею *не беременна*. Развернутое описание *метода* М. осуществил Платон: *Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден я и боги*. М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе *знаю, что не знаю ничего*. Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. (См. также Сократ.)… смотреть

МАЙЕВТИКА

(гр. – повивальное искусство) – метод поиска, познания и исследования истины, состоящий в свободном обсуждении проблемы с помощью наводящих вопросов. Получение ответов, их сопоставление, обобщение подводит людей к истине, к решению. Мысль здесь как бы «рождается» индуктивным путем. Спор, дискуссия, организационно-деятельностная игра, проводимые по методу майевтики, включают в себя определение используемых понятий, ответы, использование примеров из жизни, повторное определение понятий и так постепенное приближение к более точному ответу. Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтику изобрел Сократ, она составляет основу сократовских бесед, технологию его эвристики. Сегодня родилась новая научная дисциплина, устанавливающая междисциплинарные связи в научном знании, «сталкивающая» разнородные данные о чем-то или о ком-то, синтезирующая данные лонгитюдных и генетических методов. Это наука о целостном изучении человека, его индивидуального психического мира…. смотреть

МАЙЕВТИКА

1) Орфографическая запись слова: майевтика2) Ударение в слове: май`евтика3) Деление слова на слоги (перенос слова): майевтика4) Фонетическая транскрипц… смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую… смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфизирую-щего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. М. базируется на отождествлении философа с чистым сознанием, функция которого — лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего». Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. Д.В. Майборода… смотреть

МАЙЕВТИКА

— метод философствования способствовавший рождению истины, применявшийся Сократом, который уподоблял его повивальному искусству. Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив (абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность). Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину…. смотреть

МАЙЕВТИКА

от греч. ?????????, букв. – повивальное искусство) – метод диалектич. споров Сократа, заключающийся в обнаружении противоречия в рассуждениях собеседника и приведении его к истине посредством искусно задаваемых вопросов и ответов. М. – составная часть т.н. сократич. метода наряду с иронией, индукцией и определением. Благодаря М. познание переходит от филос. сомнения («Я знаю, что ничего не знаю») к рождению истины посредством самопознания («Познай самого себя»). Образец М. – ряд сократич. диалогов Платона. … смотреть

МАЙЕВТИКА

(от гр.-повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности…. смотреть

МАЙЕВТИКА

от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ. … смотреть

МАЙЕВТИКА

(от гр. maieutike — повивальное искусство): искусство приема духовных родов, позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ…. смотреть

МАЙЕВТИКА

Маки Макет Мак Майк Майевтика Маета Маевка Мавка Кмет Китай Кит Ким Кий Киев Кета Кейв Кеа Квт Квит Ква Катаев Кат Кама Кайт Кайма Кава Итак Икт Емкий Ева Вметка Вита Вит Вика Вие Ветка Век Вейка Мат Матвей Матка Мвт Мета Метка Ватка Меткий Вата Мик Мка Вакат Вак Вайм Атм Амт Мквт Амати Тайка Тайм Там Акие Тик Тим Тимка Акаев Аимак Авт Авиетка Авиа Айва Аймак Аки Тема Твие Аким Акм Акт Актив… смотреть

МАЙЕВТИКА

Ударение в слове: май`евтикаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: май`евтика

МАЙЕВТИКА

буквально — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. … смотреть

МАЙЕВТИКА

        (греч., искусство повивальной бабки). По характеристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно по… смотреть

МАЙЕВТИКА

греч. – повивальное искусство)- искусство приема «духовных родов», позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент. … смотреть

МАЙЕВТИКА

         «иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопро… смотреть

МАЙЕВТИКА

иск-во повивальной бабки»; по хар-ристике самого Сократа его метод философствования заключается в том, чтобы с помощью искусно поставл. вопросов привести собеседника к истинному знанию…. смотреть

МАЙЕВТИКА

(греч. maieutike, букв, повивальное искусство) предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов…. смотреть

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч . maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА

Начальная форма — Майевтика, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

МАЙЕВТИКА

— (греч. maieutike — букв. — повивальное искусство), метод Сократаизвлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА

май’евтика, -и

МАЙЕВТИКА

майевтика май`евтика, -и

МАЙЕВТИКА (ГРЕЧ . MAIEUTIKE

МАЙЕВТИКА (греч . maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА (ГРЕЧ. MAIEUTIKE, БУКВ. ПОВИВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО)

МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

МАЙЕВТИКА ИЛИ МЭЕВТИКА

букв. повивальное иск-во, с к-рым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования (Платон, Теэтет 150 а 151 d, Пир 206 b 208 е). Исходя из убеждения, что, за неимением собств. мудрости, он не может учить чемулибо, Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя всё новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «что такое х?» (где под «х» понималось добро, справедливость или к.-л. иное, в большинстве случаев нравственное общее понятие) , причём в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся неверными. Далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату. Сократ полагал, что помогая рождению истины в др. людях, он продолжает в нравств. области дело своей матери, повитухи Фенареты…. смотреть

какие цели помогает преследовать метод

Майевтика – это приход к истине через диалог. Это Сократовский метод достижения знаний и самопознания, через наводящие вопросы.

Майевтика – это в каком-то роде психоанализ. А Сократа некоторые называют психоаналитиком того времени.

Сократ видел цель жизни в счастье. А, чтоб этого добиться, нужно открыть неизведанное, познать не открытое.

В этой статье:

ДиалогПодсознаниеВ чем смысл майевтики?Искусство диалога, или как правильно вести беседу

Новости СМИ2

Диалог


Фото автора Dominika Roseclay: Pexels

Сократ строил диалог не просто так. Его вопросы имели особый порядок. Отвечая на них, оппонент как бы рисовал в своей голове смысловую картину. Медленно рассуждая и анализируя ситуацию, он доходил до истины.

Как построить диалог? Для этого нужно:

  • Найти важное, центральное определение, с которым согласится клиент.
  • Найти противоречия, используя иронию.
  • Поставить под сомнение первоначальное определение.
  • Наводящими вопросами поставить клиента в замешательство.
  • Создать «вопрос-ловушку», в которую попадёт собеседник, но не догадается об этом.
  • Найти выход из ситуации, сформировать новое определение или удостовериться в первоначальном.

Знания истины не присутствуют в каждом из нас. Она рождается в ходе диалога.

Подсознание

В человеческом подсознании можно найти много всего познавательного. Клад, который таит в себе информацию. Добраться до неё порой не может сам человек. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу.

Метод Сократа

Есть много блокаторов, которые не дают тебе проникнуть вглубь подсознания: эмоции, установки, реакции, страхи и травмирующие события. Все они как бы закрывают проход к самоанализу. Отвечая на наводящие вопросы, ты открываешь дверь за дверью и доходишь до истины самостоятельно.

С помощью такого метода, эта истина и знания становятся твоими. Их не навязывал кто-то посторонний, ответы на вопросы ты даёшь себе сам.

Типы вопросов

Не все вопросы подходят для этого метода. Они должны наталкивать на что-то собеседника, заставлять задуматься. Есть несколько типов вопросов, которые и по сей день используются в психологии. Они помогают найти верный путь и направить мысли в нужное русло.

  • Рефлексия. О чем ты думал в этот момент? Почему ты принял такое решение? Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя?
  • Исследование. В чём цель? Какие трудности могут возникнуть? Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом? Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге?
  • Размышление. Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить? Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации?
  • Анализ. Есть ли другие пути решения? Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат?  К каким результатам ведёт это решение?

Всегда ли нужен спор и дискуссия?

Для получения новых знаний, поиска истин – дискуссия будет отличным методом. В ходе такого диалога, можно ещё раз убедиться в правоте своего мнения или подвергнуть его сомнению.

Фото автора George Becker: Pexels

Согласись, очень интересно дискутировать с умным, образованным человеком? Он выдвигает свои факты, свои доводы, а ты свои. С глупцом дискуссии не получится, только спор. А спорить с человеком, который безосновательно считает своё мнение единственно верным – бессмысленно.

Общие вопросы

Сократ использовал диалог для поиска ответов на вопросы, на которых нет единого мнения. Например: «в чём смысл жизни?». Для каждого он свой, но есть ли единый смысл для всех людей в целом?

Вы можете спорить или дискутировать с собеседником, но вряд ли придёте к единому мнению на этот счет. В таких вопросах есть смысл вести диалог с самим собой. Ведь этот ответ нужен тебе лично. Переубеждать кого-то на этот счет – нет смысла. У вас разная жизнь, разные цели, разные ресурсы. А дружить и существовать вместе можно и с разными целями.

Семейные ценности

Другое дело, если это твоя вторая половинка. Но и тут встаёт вопрос: как жить с разными целями? Разве это семья, когда супруги видят смысл жизни совершенно разным?

Тут важно понимать, насколько он разный. Если абсолютно противоположный, то возникает вопрос: как вы сошлись? Люди ищут друг друга по схожим интересам и увлечениям, строят семью, когда понимают, что их цель едина и направлена в одну сторону. Иначе это будет перетягивание каната. И кто-то один его все-таки перетянет. Либо ты пойдешь по его дороге, либо он по твоей. Но будет ли это счастливым браком? Если человек мечтал о путешествиях, а ты о детях? И в один момент тебя убедили, что дети не нужны. Или вы стали родителями, а муж совершенно этому не рад.

Нужен ли здесь спор или дискуссия? Может, хватит внутреннего диалога, чтобы понять свой смысл и сравнить со смыслом супруга? А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе.

Майевтика в психотерапии

Естественно, этот метод применяется в психотерапии. Задача психотерапевта – откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками.

Метод не будет работать, если:

Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels

  • Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать. Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас».
  • Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент – бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет – это знак, что нужно копать сюда.
  • Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо». Что именно? Разве здоровье близких – плохо? Любящий муж – плохо? Любимая работа – плохо?
  • Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта – помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему. Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению.  Для каждого из нас «правильное» своё.

В чем смысл майевтики?

Самое главное в этом методе – помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно:

  • Не направлять в правильную сторону.
  • Не склонять к своему мнению.
  • Помогать. Идти рядом как наставник.

Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

  • Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога.
  • Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника.

Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников.

Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться. Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать. Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно. Максимум, он сделает пару шагов вперед, а потом вернётся.

Искусство диалога, или как правильно вести беседу

Искусство диалога на сегодняшний день является одним из самых ценных навыков. Интересный, содержательный диалог помогает установить крепкие доверительные отношения, которые потом часто перерастают в дружбу. Сегодня навык правильного общения является одним из самых востребованных.

На первый взгляд кажется, что диалог строится по принципу вопрос-ответ и побольше слов, уложенных в красивые фразы и предложения. Многие считают, что нет ничего проще, чем поболтать о чем-нибудь с человеком.

Но самом деле ведение эффективной беседы подразумевает определенную степень вовлеченности и заинтересованности.

Причем недостаточно просто делать вид, что тебе интересно, надо на самом деле увлекаться темой и получать от разговора настоящее наслаждение.

Проблемы в процессе разговора, беседы и общения в целом возникают из-за того, что участники участвуют в нем просто так, механически, потому что так нужно. Цель эффективной беседы заключается в искренней заинтересованности проблемой человека.

Основное правило эффективного общения заключается в живом интересе к жизни вообще и к человеческим потребностям в частности. Даже если в процессе беседы возникают споры, противоречия, то содержание и качество диалога от этого не страдает.

Научиться правильно вести беседу, поддерживать ее – задача не из легкий, но этот навык, по мнению многих психологов и социологов, как нельзя лучше определяет социальную адаптированность личности. Позволяет судить об уровне развития коммуникативных навыков.

Умение правильно выстраивать беседу способствует лучшему продвижению по службе, имеет важное значение в работе, особенно если твоя профессия связана с коммуникативной сферой или с областью обслуживания.

Несколько важных правил, как правильно вести беседу

Обучение искусству диалога требует немного терпения, настойчивости и практики. Главной составляющей любого эффективного общения является увлечение и интерес к жизни. Нельзя поддержать собеседника, если тебе неинтересно ничего в этом мире.

Собственное развитие, исследование жизни и поиск новых знаний, идей – движущая сила любого общения, диалога. Смысл беседы – обмен опытом, информацией по данной теме, но, если нет истинного интереса, ничего не получится.

Основные принципы:

  • Осознай тот факт, что с любым человеком есть о чем поговорить. Хороший собеседник одинаково умеет поддержать разговор на различные темы, например, о помидорах, поиске духовных источников развития или о практических науках. Если трудно определиться с предметом общения, то всегда можно поговорить о самом человеке.
  • Активно слушай. Это значит смотри в глаза, задавай вопросы по теме, старайся предугадать его мысли, вставляй реплики и вместе с ним познавай мир дальше. Таким образом, ты создашь атмосферу понимания и доверия.
  • Рассказывай интересно и слушай с интересом. Если вещи, о которых рассказывает твой новый знакомый, бесконечно от тебя далеки, например, благотворительная деятельность православной общины или как открывать в себе нескончаемый источник радости, то  прояви интерес со своей стороны.

Диалог может состоять из нескольких тем, и все они могут оказаться неинтересными для тебя. В каждой из них нужно научиться находить что-то занимательное для себя.

Но кто знает, может, в будущем это станет твоим новым увлечением. В случае далеких от тебя тем, следует использовать прием «копилка знаний» и «мой словарь». Отмечай для себя все новое, подводи итоги разговоров, анализируй, что может тебе пригодится дальше по жизни, обогащай свою речь новыми понятиями.

  • Выражайся проще. Говорить нужно простым, доступным языком. Без иронии, намеков, вычурных метафор. Не следует в диалог вводить специализированные термины и модные иностранные слова. Использование непонятных слов засоряет разговор, отдаляет друг от друга собеседников. Обратную связь путем умничания не наладишь. Беседа может принимать любую форму, но тебе важно научиться всегда вести понятным языком.
  • Улыбайся. Это самое верное средство растопить сердце собеседника и начать разговор по душам.
  • Называй своего друга по имени. Согласно исследованиям психологов, нет ничего приятнее для всех нас, как слышать в процессе беседы свое имя. Отвечай, переспрашивай, рассказывай и всегда при возможности вставляй имя своего друга.
  • Меньше говори «я». Все любят говорить о себе и своих проблемах. Но «тема» о себе служит самым плохим примером, о чем можно вести разговор.
  • Никогда не начинай разговор со сложных, серьезных тем, умных философствований. Выбери что-нибудь полегче, поинтереснее и доступнее для беседы.
  • Не давай никаких советов, рекомендаций, если тебя не просят. Не демонстрируй своего превосходства, не хвастайся достижениями, не рассказывай поучительных историй, не давай своих определений жизненным явлениям и событиям.

Вместо этого предложи свою помощь в чем-либо, поддержи собеседника, если он чем-то расстроен, выскажи ему свое расположение. Придет время, и собеседник сам обо всем у тебя спросит.

  • Не перебивай, особенно во время дискуссии. Дай возможность высказаться оппоненту до конца. И даже в простой дружеской беседе не стоит прерывать друга, так ты покажешь, что его слова, убеждения, мысли интересны и значимы именно для тебя.
  • Всегда соблюдай границы. Не стоит торопить события и при первой же встрече пытаться у собеседника узнать подробности о его работе, семье, личной жизни. Имей терпение и прояви к нему уважение.

Диалог испокон веков представлял беседу двух лиц. Согласно древним греческим учениям о правилах ведения диалога мудрость собеседников заключается не столько в умении красиво говорить, сколько в умении выслушать. Прежде чем что-то сказать, рекомендовалось тысячу раз подумать и грамотно выразить свою мысль. Важным умением считалось найти скрытый подтекст в беседе. Обнаружение такой информации в древние века порой имело решающее значение в политических делах. Иногда диалог рассматривался как тайное оружие многих мужчин-дипломатов

Кроме того, беседа считалась одним из эффективных способов самопознания. Полагалось, что в процессе диалога должно приходить новое понимание жизни, открываться новые грани, происходить внутренний духовный рост. Собеседники обязаны были извлекать из него новые факты, знания о мире.

Древние философы длительное время разрабатывали технику ведения диалога, уделялось внимание ее составным частям, философским рассуждениям, наводящим вопросам, красоте и грамотности речи.

Об этом необходимо помнить каждому, что в совершенстве хочет овладеть искусством диалога.

Майевтическое определение и значение — Merriam-Webster

магический

mā-yü-tik 

mī-

: относящийся к сократовскому методу извлечения новых идей из другого или напоминающий его

Знаете ли вы?

Maieutic происходит от maieutikos , греческого слова, означающего «акушерство». В одном из платоновских диалогов Сократ применяет maieutikos к своему методу выдвижения новых идей посредством рассуждений и диалогов; он думал, что техника аналогична той, которую акушерка использует при родах (мать Сократа была акушеркой). Учителя, использующего майевтические методы, можно рассматривать как интеллектуальную акушерку, помогающую учащимся выявлять идеи и концепции, ранее скрытые в их умах.

Знаете ли вы?

Диалектика — термин, используемый в философии, и тот факт, что он тесно связан с идеями Сократа и Платона, совершенно логичен — даже с этимологической точки зрения. В знаменитых диалогах Платона Сократ часто изображался в главной роли, а диалог происходит от греческих корней dia- («сквозь» или «поперек») и -logue («разговор» или «разговор»). диалект и диалектика происходит от dialecktos («разговор» или «диалект») и, в конечном счете, восходит к греческому слову dialegesthai , означающему «разговаривать».

Беседа или диалог действительно лежали в основе «сократовского метода», с помощью которого Сократ задавал наводящие вопросы, которые в совокупности выявляли необоснованные предположения и заблуждения его учеников. Цель, согласно определению в нашем Unabridged Dictionary , заключалась в том, чтобы «получить ясное и последовательное выражение чего-то, что, как предполагается, неявно известно всем разумным существам».

Другие философы использовали термин диалектика по-своему, включая аристотелизм, стоицизм, кантианство, гегельянство и марксизм.
Постановка ряда вопросов рассматривалась Сократом как метод «рождения» истины, а родственное слово, maieutic , определяемое как «относящееся к сократовскому методу извлечения новых идей из другого человека или напоминающее его», происходит от Греческое слово, означающее «акушерство».

История слов

Этимология

Греческий maieutikos акушерства

Первое известное использование

1656, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование maieutic было
в 1656 г.

Другие слова того же года

Подкаст

Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP

Получите слово дня на свой почтовый ящик!

Словарные статьи рядом с

maieutic

горничная

майевтический

мигр

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись
«Майевтик».

Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/maieutic. По состоянию на 28 апреля 2023 г. словарь и получите тысячи других определений и расширенный поиск — реклама бесплатно!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

древесный

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

определение майевтики в The Free Dictionary

Также найдено в: Медицина, Википедия.

майевтика

(meɪˈjuːtɪks)

n

(Философия) ( функционирует как единственное число ) философия Сократовский метод извлечения знаний с помощью серии вопросов и ответов

Английский словарь Коллинза – полный и полный, 12-е издание, 2014 г. 2014

майевтика

метод, используемый Сократом для извлечения знания посредством вопросов и упора на точные и логические рассуждения. — майевтический , прил.

См. также: Знание

-Ологи и -Измы. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Упоминается в
?

  • знания

Ссылки в архиве периодических изданий
?

Следовательно, познание экзистенциальной истины как истины в существовании происходит через «экзистенциальную майевтику» и Дух.

САМОИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДРУГОГО В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ МЕРОЛЬДА ВЕСТФАЛА

напоминает мне греческое слово майевтика, которое буквально означает «работа акушерки». Это слово использовалось великими философами, в частности Платоном, для обозначения того, как мы передаем людям знания, которыми они на самом деле уже обладают, но которыми они обладают бессознательно.

Политика и паратекст: О переводе «Аль-Мубтасарун» Арвы Салиха

Он читает в раздвоенной майевтике в литературе эпохи Гёте концепцию рождения, как она берет свое начало для Арендт в непостижимой и непреложной природе божественного творения и достигает кульминации в надежда на общественное царство и концепция мирского, которая относится не к материальной или биологической имманентности, а к бренности человеческих дел.

Фигуры Натальности: чтение политического в эпоху Гёте

Это то, что Джон Доминик Кроссан назвал «педагогикой участия» (26) — вид обучения, в котором учитель и ученик сотрудничают, — и это тесно связано с тем, что Сократ называл «мейевтикой» или акушерством.

Шесть способов взглянуть на Аномализу

Но если бы Элрод ограничился этим методом, он стал бы педагогом, работающим с образами, критиком, использующим майевтику, а не слова.

Джефф Элрод: Galleria Christian Stein

Передавая теории повседневной жизни и образования и связывая их с философской традицией, в то же время используя сократическую майевтику в качестве своего центра, Лефевр понимает, что это означает «помочь повседневной жизни производить настоящее-отсутствующее изобилие». (Лефевр, 1972: 31).

Социальная педагогика/социальная работа в Германии: теории и дискурсы в социальной педагогике и социальной работе: от дисциплинирования бедных к эмансипационной демократической перспективе/Pedagogia social/trabajo social en Alemania teorias y discursos de la pedagogia social y el trabajo social: de la disciplinarizacion De los Pobres a una perspectivademica de emancipacion…

Оно может породить майевтическую истину субъекта, инаковость, которая исходила бы от самого субъекта, которая все же была бы источником изменения» (Baudrillard & Guillaume 2008: 23).

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *