Популярное

Характеристика личности отклоняющей избегающей формы коммуникации: 2.3. Третья форма коммуникации: интеллектуализирующая (рационализирующая).

2.3. Третья форма коммуникации: интеллектуализирующая (рационализирующая).

•  
 Слова: разумные,
объясняющие, оправдывающие, разговор
часто идет о «хорошем» и «плохом».
•  
 Синтаксис: устранение представления
о содержании пережитого, т.е. отсутствуют
субъект активные глаголы, например,
«можно увидеть» вместо «я вижу» или:
«это является помехой» вместо «мне это
мешает». Часто используются безличные
предложения, слова «это», «люди», другие
обобщения, номинализации («фрустрация»,
«стресс» и т.д. )
•    Голос:
часто монотонный
•    Тело:
неподвижно, напряжено
•  
 Характеристика личности: страх
волнения и чувств, с которыми связано
большое опасение потерять контроль.

           
Реакция реципиента.
Человек, получающий сообщения в такой
форме, часто:

— чувствует,
что ему скучно или ощущает себя маленьким
и глупым
— ничего не переживает и
«исчезает»
— начинает тоже делать
доклады
— восхищается и преклоняется
перед собеседником 
— ему кажется,
что на него не обращают внимания, и в
ответ он упрекает или злится.

           
Собеседнику, возможно,
кажется, что ему надолго отведена
пассивная роль, и слушание становится
для него напрягающим, трудным,
утомительным.
       
    Терапия: Консультанту следует
двигаться очень медленно, обращать
внимание на нюансы, на невербальные
проявления. Терапевту желательно
уподоблять свою речь речи своего визави,
так как если он слишком быстро попадает
в область чувств, у его собеседника
вырастает ощущение угрозы. Важно давать
много признания и способствовать
невербальному выражению.
   
        Состояние терапевта:
Если терапевт потерял дистанцию по
отношению к системе, то он пытается
убедить остальных в том, что он более
разумен.

•    Слова:
не имеющие отношения к сути, клоунада,
частая перемена темы и акцентов, избегание
всего конкретного
•    Тело:
угловатое и двигающееся в разные
направления, красочное, броское.
•  
 Характеристика личности: стремление
к контакту и одновременно страх перед
ним, переживание одиночества и
бессмысленности, крайняя боязнь чувств.
Единственная цель: отклонить контакт.

           
Реакции реципиента:
могут быть очень разными. В начале
контакта многие собеседники реагируют
расслабленно, со смехом, радостью,
удовольствием. Они дают увлечь себя на
некоторое время и наслаждаются контактом
(если сами они скорее склоняются ко
второй или четвертой форме). Если же они
чаще используют первую или третью форму,
то скорее поначалу они реагируют со
сдержанным восхищением, но скоро с
отчуждением или страхом. Затем партнеры
начинают терять интерес и отстраняются.
Если человек часто строит свою коммуникацию
по отклоняющему типу, то у тех, кто с ним
в близких отношениях, в большинстве
случаев возникают:

— раздражение,
смущение, растерянность, боязливость,
страх 
— отчуждение, глубокое
разочарование
— тенденция к отдалению
или отказ от контакта
— усталость 

одиночество, чувство растерянности,
опустошенности, изоляции 
— злость
и ненависть.

           
Терапия: руководить,
помогать устанавливать коммуникацию,
использовать фокусировку проблемы,
завершать тему или действие, подводить
итоги, оставаться ясным. Где возможно,
идти на телесный контакт.
   
        Терапевт, потерявший
дистанцию по отношению к системе: не
установил ни одной полноценной
интеракции.
   
        3. Желания и страхи,
приводящие к дисфункциональной
коммуникации

   
        Незавершенная
коммуникация может выполнять ряд функций
в межличностном взаимодействии. Эти
функции не всегда носят дисфункциональный
характер, хотя коммуникация является
дисфункциональной. Например, они могут
скрывать существующие просьбы и желания,
вуалировать смущение в том случае, если
чья-то просьба (любого характера) не
будет выполнена, помогать прятать страхи
и защищаться (например, прятать просьбу,
как будто заранее предвидя отказ), 
пытаться вызвать нужные чувства.
   
        Т.е. часто
дисфункциональная коммуникация
направлена на удовлетворение потребности
в любви и признании, с одной стороны, и
на необходимость чувствовать себя
достаточно сильным и защищенным, с
другой стороны. Если человеку удается
принять существование этих сторон, то
он успешен в реализации обеих тенденций
и обнаруживает, что они обогащают друг
друга.
           
В заключение хочется отметить, что
коммуникативная модель предлагает
несколько вариантов проведения терапии.
Так,  В.
Сатир
 (Virginia
Satir) описывает 5 этапов.
       
    Во время первого этапа
выявляется угроза, которая побудила
обратиться семью к терапевту. Установление
«диагноза» возникающей угрозы и его
расширение через анализ коммуникаций
в семье составляют содержание первого
этапа.
           
На втором этапе проясняется необходимость
кого-либо  включиться во взаимоотношения
членов семьи и их изменить. Однако, в
это же время, семья старается отвергнуть
постороннее воздействие  на нее.
   
        Третий этап – этап
хаоса, непонятных коммуникаций и
противоречивого поведения, который
показывает, что семья уже не может жить
по-старому.  На этом этапе начинается
«рост» семьи, выражаются эмоции,
раскрываются потребности,  усиливается
стремление к личностным изменениям.
Это позволяет переходить к заданиям
4-го этапа, т.е. к практике.
   
        Цель четвертого
этапа – новая практика в применении
навыков общения. Т.к. человек тяготеет
к старым привычкам, только понимание
новой коммуникационной ситуации еще
не гарантирует сдвига. Поэтому нужны
практические знания, тренировки,
помогающие закреплению новой
коммуникации.
       
    5-ый этап – этап новой семейной
ситуации. Он может быть сходным с первым,
и на нем можно приступать к осуществлению
нового цикла терапии. Особенности
дальнейших циклов  — этап хаоса
становится короче и менее противоречивым.

Коммуникативная семейная терапия

Семейная 
коммуникативная терапия выделилась из направления
Пало Алто. Ведущими представителями её
являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной
терапии являются изменение способов
коммуникации, или “сознательные действия
с целью изменить плохо функционирующие
образцы интеракций”. Сначала представители
этого направления, например, Вирджиния
Сатир, ставили целью просто улучшение
коммуникации в семье, затем эта идея сузилась
до изменения именно тех способов коммуникации,
которые поддерживают симптом. Основными
группами техник семейной коммуникативной
терапии являются: обучение членов семьи
правилам ясной коммуникации; анализ и
интерпретация способов коммуникации
в семье; манипуляция коммуникацией в
семье с помощью разных приёмов и правил.
Этот вид семейной психотерапии не смог
утвердиться как высокоэффективной метод.

 

КОММУНИКАЦИИ 
В СЕМЬЕ

(Рихмаер 
Е.)

 

           
«Каждая семья хочет быть счастливой». 
Это — аксиома. Семейному терапевту 
необходимо знать препятствия, 
стоящие на этом пути перед семьей. Коммуникативная
модель предлагает еще один способ понимания
того, как функционирует семья, и того,
что мешает семье развиваться.

           
В рамках этой модели следует 
обращать особое внимание на 
следующие позиции:

           
1.    Принципы конструирования и
передачи информации.

           
2.    Формы дисфункциональных 
коммуникаций.

           
3.    Желания и страхи, приводящие 
к дисфункциональной коммуникации.

 

 

                       
1. Принципы конструирования и 
передачи  информации.

 

 

           
Мы передаем, получаем и вновь 
передаем информацию двумя путями 
– вербальным и невербальным.
И у каждого из этих путей 
есть свои особенности. Определенные 
сложности и непонимание может 
возникать в ходе простой вербальной 
коммуникации. Во–первых, одно и то же слово
может иметь разный смысл и (или) разный
смысловой оттенок. Во-вторых, сам отправитель
информации часто не может четко и конкретно
передать  необходимую информацию.

           
Рассмотрим несколько наиболее 
характерных примеров дисфункциональных (син. неясных)
вербальных коммуникаций.

           
Отправителя информации можно 
считать неконкретным, например, в 
случаях, когда:

 

•    используются
местоимения типа «кто», «что», «где» 
и «когда»,

•    предполагается,
что другие люди разделяют их чувства, мысли, образы,

•    считается,
что существуют только 2 возможных 
варианта (либо. …,либо),

•    подразумевается,
что можно проникнуть «под кожу другого»
или «читать его мысли»,

•    посылаются
незаконченные сообщения,

•    пропускаются целые смысловые связки в своих
сообщениях,

•    отправляются
два или более сообщения с 
противоположным смыслом (Я счастлива….,
но мне грустно),

•    сообщение 
не посылается, а поведение «отправителя» 
таково, будто он это сделал.

           
В этих случаях следует попросить отправителя
уточнить (именно пояснить, расшифровать,
а не еще раз уйти от ответа) сообщение
и оценить, насколько он сумел конкретизировать
свое сообщение.

           
Когда мы говорим о коммуникации,
необходимо иметь в виду, что 
люди общаются множеством способов,
а не только при помощи слов. Человек активно
использует невербальные способы передачи
информации: жесты, мимику, положение тела,
движения, интонации, частоту дыхания
и даже стиль одежды. Каждый раз мы можем
выделять «сообщение о сообщении». Только
при получении вербального и невербального
сообщения получатель создает целостное
представление о сообщении. Получатель
находится в сложном положении, когда
видит, слышит и чувствует несоответствие
между вербальным и невербальным уровнями.
Такие сообщения называют противоречивыми
(син. неконгруэнтными или с «двойным дном»).
Хорошо, если существует возможность проверить
или уточнить полученное сообщение, но,
когда это не принято или не осуществимо,
возрастает вероятность непонимания.
Можно легко попасться в ловушки при общении,
используя методы «чтения мыслей» (предполагаемое
понимание смысла послания без какой-либо
проверки) и составления «сложных равенств»
(выделение ошибочной части послания из
целого). Вот мы и подошли к трудностям,
которые возникают у получателя  неясной
и противоречивой  коммуникации.

 

 

           
2. В. Сатир (Virginia Satir) различает 
4 формы коммуникаций.

 

           
Эти формы — квази-реакции на 
стресс, которые в случае угрозы 
люди бессознательно более или 
менее интенсивно используют. Противоречивая
и неясная коммуникация часто воспринимаются
как опасность. Ее невозможно однозначно
интерпретировать. Постепенно в семье
формируется навык общения, помогающий
ориентироваться и реагировать в ситуации,
ставшей опасной из-за такой  коммуникации.

           
Для анализа семейной картины 
и  планирования интервенций  
знание этих форм коммуникаций 
может быть очень полезным.

 

 

           
2.1. Первая форма коммуникации 
– угодливая (примирительная, смягчающая,
умиротворяющая, успокаивающая). Попробуем
перечислить признаки (маркеры) этого
типа коммуникации:

 

     Слова произносятся,
соглашаясь («Как ты хочешь», «все 
в порядке»; «решай ты»), извиняясь, 
доброжелательно, никогда требовательно.

     Голос: тихий, 
плаксивый, осторожный, подавленный.

     Манера себя 
держать: большей частью осторожная,
тихая, вплоть до робкой, чуткая,
тактичная.

     Тело: плечи 
опущены, одна рука открыто 
лежит на колене, дыхание тихое.

     Синтаксис: 
частое употребление ограничений 
(когда, если, только, совсем, как раз)
и частое использование сослагательного
наклонения (мог бы, стал бы и т.д.)

     Характеристика 
личности: личность, облекающая свою 
коммуникацию преимущественно в 
примирительную форму, отличается 
чувством беспомощности  и 
малоценности. Она (личность) пытается
чувствовать себя нужной, делая что-то
для других и живя для других. Без кого-либо
другого она чувствует себя Ничем, и потому
постоянно боится быть другому в тягость,
рассердить его своей ошибкой, быть оставленной
или отвергнутой им. Находясь в постоянном
поиске своей вины, испытывает страх перед
сильными эмоциями.   

           
Реакция реципиента: существует 
большая вероятность, что тот, 
кто получает сообщения, сделанные 
в примирительной форме коммуникации:

 

— чувствует 
себя виноватым

— ощущает сочувствие 

— хотел бы 
помочь или защитить

— начинает (очень) 
злиться

— реагирует 
требовательно

— выражает презрение

           
По этим реакциям видно, какое 
сильное влияние может оказывать 
примирительная форма на других 
людей (манипуляция через «нечистую» совесть).

           
Терапия: Рекомендуется работать 
с чувствами недовольства и 
обиды, следует подчеркивать различия,
обучать признавать изменения, 
принимать решения, рисковать, 
говорить «нет», выставлять требования 
и выражать желания. От консультанта требуется терпение,
отказ от полной ответственности за процесс
и результат терапии, медленное продвижение.
Терапевт  должен быть моделью в способности
говорить «нет», устанавливать границы,
рисковать и тем не менее быть расположенным,
восприимчивым. Негативная фаза здесь
— первый успех.

           
Состояние терапевта, в случае,
если потеряна дистанция по 
отношению к системе: усталость, 
боли в желудке, поза – сутулая. 
Терапевт много делает за семью 
и жалеет самого себя.

 

 

           
2.2. Вторая форма коммуникации
— обвиняющая, требовательная, осуждающая.

 

•    Слова произносятся,
не соглашаясь («ты никогда ничего
не делаешь правильно»), требуя, обвиняя,
отклоняя, прерывая, с превосходством.

•    Синтаксис: в 
речи часто встречаются обобщения
(«каждый», «все», «никогда», «никто», «каждый
раз», «всегда», «ты»). Используются негативные
вопросы: «Почему Вы этого не делаете?»,
«Как так получается, что Вы …. не можете?»
Часто некорректно передаются или связываются
временные и ситуативные контексты.

•    Голос: громкий, 
часто резкий, пронзительный, жесткий,
твердый.

•    Манера поведения:
обвиняющий характер поведения (полезно 
себе представить обвинительный 
жест — выставленный вперед указательный
палец). Ответы на поставленные вопросы 
не представляют интереса.

•    Тело и дыхание:
человек наклоняется вперед, при 
этом совершает маленькие, короткие
вдохи или совсем задерживает 
дыхание.

•    Характеристика
личности: На  переднем плане — нетерпеливое
желание, необходимость признания 
собственного мнения. Чем больше злости
(раздражения), тем больше требования.
Постоянное ожидание нападения и поражения.
Человек чувствует себя не услышанным,
совершенно непонятым, одиноким, лишенным
успеха, считает, что с ним несправедливо
обошлись, и переживает глубокую боль.
Все это укрепляет его глубокое недоверие
себе и окружающим. Ничего не боится так,
как признания своей слабости. Нападение
— лучшая защита.

           
Реакция реципиента на сообщения, 
сделанные в форме обвиняющей 
или требовательной коммуникации,
чаще всего:

 

— страх, опасение 
или холодностью

— отступление 

— чувство вины,
обращение с просьбой или мольбой

— злость, раздражение, 
ярость 

— передача другому 
правоты и безошибочности поведения 

— деловые разъяснения

           
Как только реципиент реагирует 
на первый посыл возникновением чувства
вины и начинает просить, между обоими
возникает немного позитивный контакт. 
Если он реагирует по-другому, то для посылающего
становится невозможным почувствовать
некое понимание или тепло. Отношения
становятся деструктивными или разрушительными.

           
Терапия: Консультанту необходимо 
установить собственные границы, 
отправлять четкие «Я-послания».  
Ввести ясные правила: никаких 
«ты», «но» и обобщений. Прерывать 
или препятствовать деструктивным 
процессам. Переводить негативное в позитивное. Помнить
об эмпатии, обращать внимание на то, чтобы
вас слушали, и наладить обоюдное слушание.
По возможности создать телесный контакт
и по потребности — дистанцию. Говорить
о собственных чувствах, реагировать быстро
и энергично. Превращать обвинение в потребность.

           
Состояние терапевта, если потеряна 
дистанция по отношению к системе: 
сильное напряжение, громкий голос, 
ощущение борьбы за власть, злость
(раздражение) или беспомощность.

 

 

           2.3. Третья форма коммуникации:
интеллектуализирующая (рационализирующая).

 

•    Слова:
разумные, объясняющие, оправдывающие,
разговор часто идет о «хорошем» 
и «плохом».

•    Синтаксис:
устранение представления о содержании
пережитого, т.е. отсутствуют субъект 
активные глаголы, например, «можно увидеть» вместо «я
вижу» или: «это является помехой» вместо
«мне это мешает». Часто используются
безличные предложения, слова «это», «люди»,
другие обобщения, номинализации («фрустрация»,
«стресс» и т.д. )

•    Голос:
часто монотонный

•    Тело: неподвижно, напряжено

•    Характеристика
личности: страх волнения и чувств,
с которыми связано большое опасение
потерять контроль.

           
Реакция реципиента. Человек, получающий 
сообщения в такой форме, часто:

 

— чувствует, 
что ему скучно или ощущает себя маленьким и глупым

— ничего не 
переживает и «исчезает»

— начинает тоже 
делать доклады

— восхищается 
и преклоняется перед собеседником 

— ему кажется, 
что на него не обращают 
внимания, и в ответ он упрекает 
или злится.

           
Собеседнику, возможно, кажется, что ему надолго
отведена пассивная роль, и слушание становится
для него напрягающим, трудным, утомительным.

           
Терапия: Консультанту следует 
двигаться очень медленно, обращать 
внимание на нюансы, на невербальные 
проявления. Терапевту желательно уподоблять свою
речь речи своего визави, так как если
он слишком быстро попадает в область
чувств, у его собеседника вырастает ощущение
угрозы. Важно давать много признания
и способствовать невербальному выражению.

           
Состояние терапевта: Если терапевт потерял дистанцию
по отношению к системе, то он пытается
убедить остальных в том, что он более
разумен.

 

 

           2.4.    Четвертая
форма коммуникации — отклоняющая, избегающая,
отстраняющаяся.

 

•    Слова:
не имеющие отношения к сути, клоунада, частая перемена темы
и акцентов, избегание всего конкретного

•    Тело:
угловатое и двигающееся в 
разные направления, красочное, броское.

•    Характеристика
личности: стремление к контакту и 
одновременно страх перед ним, переживание 
одиночества и бессмысленности, крайняя боязнь
чувств. Единственная цель: отклонить
контакт.

           
Реакции реципиента: могут быть 
очень разными. В начале контакта 
многие собеседники реагируют 
расслабленно, со смехом, радостью,
удовольствием.  Они дают увлечь 
себя на некоторое время и наслаждаются
контактом (если сами они скорее склоняются
ко второй или четвертой форме). Если же
они чаще используют первую или третью
форму, то скорее поначалу они реагируют
со сдержанным восхищением, но скоро с
отчуждением или страхом. Затем партнеры
начинают терять интерес и отстраняются.
Если человек часто строит свою коммуникацию
по отклоняющему типу, то у тех, кто с ним
в близких отношениях, в большинстве случаев
возникают:

 

— раздражение, 
смущение, растерянность, боязливость, 
страх

— отчуждение, глубокое 
разочарование

— тенденция 
к отдалению или отказ от 
контакта

— усталость 

— одиночество, 
чувство растерянности, опустошенности,
изоляции 

Коллективное поведение | Определение, типы, теории, примеры, характеристики и факты

Землетрясение на Гаити в 2010 г.: поиск и спасение

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Леон Фестингер
Нил Смелсер
Похожие темы:
соответствие
коллективное насилие
распространение инноваций
мем
бесплатная езда

Просмотреть весь связанный контент →

коллективное поведение , виды деятельности, которыми занимаются значительные, но свободно организованные группы людей. Эпизоды коллективного поведения, как правило, довольно спонтанны и являются результатом опыта, разделяемого членами группы, который порождает чувство общего интереса и идентичности. Неформальность групповой структуры является основным источником частой непредсказуемости коллективного поведения.

В коллективное поведение включены действия людей в толпе, паники, причуды, мода, безумие, публика, культы и последователи, а также более организованные явления, такие как реформы и революционные социальные движения. Поскольку основное внимание уделяется группам, изучение коллективного поведения отличается от изучения индивидуального поведения, хотя часто проводятся исследования мотивации и отношения людей в этих группах. Коллективное поведение напоминает поведение организованной группы тем, что оно состоит из людей, действующих вместе; но оно более спонтанно — и, следовательно, более изменчиво и менее предсказуемо — чем поведение в группах, которые имеют устоявшиеся правила и традиции, определяющие их цели, членство, лидерство и методы работы.

Американский социолог Роберт Э. Парк, который ввел термин «коллективное поведение», определил его как «поведение индивидов под влиянием импульса, который является общим и коллективным, импульс, другими словами, является результатом социального взаимодействие.» Он подчеркивал, что участники толпы, причуд или других форм коллективного поведения разделяют отношение или ведут себя одинаково не из-за установленного правила или силы власти, и не потому, что как личности они имеют одинаковые отношения, а из-за отличительного групповой процесс.

Отсутствие формальных правил, позволяющих проводить различие между членами и аутсайдерами, определять лидеров, устанавливать цели коллектива, устанавливать приемлемые пределы поведения для членов и определять, как должны приниматься коллективные решения, объясняет изменчивость коллективного поведения. Лидер толпы может стать объектом ненависти толпы за считанные минуты; лидер моды может внезапно стать устаревшим.

Соглашаясь с тем, что коллективное поведение обычно не соответствует повседневным правилам, некоторые исследователи подчеркивают появление в коллективе правил и паттернов, связанных с окружающей социальной структурой. Американский психолог Ральф Х. Тернер и американский социолог Льюис М. Киллиан определяют коллективное поведение на основе «спонтанного развития норм и организации, которые противоречат или переосмысливают нормы и организацию общества». Несколько похоже на определение американского социолога Нила Дж. Смелзера: «мобилизация на основе веры, которая переопределяет социальное действие». Отличительная вера, которая является обобщенной концепцией событий и отношения членов к ним, обеспечивает основу для развития отличительной и стабильной организации внутри коллектива. Но определение Смелзера обращает внимание, в отличие от других определений, на уникальный способ восприятия реальности участниками; без такого взгляда группа людей не была бы вовлечена в коллективное поведение.

Американский социолог Герберт Блумер определил стремление к социальным изменениям в коллективном поведении, что выражается в его определении: «коллективное предприятие по установлению нового порядка жизни». Это определение, однако, исключает многие временные побеги от обычной жизни через кутежи и оргии, карательные акции типа линчевания и паники, не направленные ни на какое переустройство социальной жизни или общества. Однако большинство исследователей коллективного поведения не стали бы так сильно ограничивать поле.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Элементарные формы коллективного поведения

Независимо от того, где и как развивается коллективное поведение, оно требует некоторой подготовки. В организованных группах существуют ритуалы, такие как личное знакомство, юмор тамады и групповое пение, облегчающие переход от индивидуального действия к групповому взаимодействию. Люди могут действовать вместе эффективно, если они были подготовлены к модели поведения, такой как пожарная тревога, но результатом является организованное, а не коллективное поведение. Не имея организации, люди должны сначала стать чувствительными и начать общаться друг с другом. Эти процессы сенсибилизации и коммуникации были названы элементарным коллективным поведением. Три важные элементарные формы — это суета, слухи и социальные волнения.

Фрезерование

Перед большинством случаев коллективного поведения существует период, в течение которого люди двигаются несколько взволнованно, но бесцельно. Ранние исследователи поведения толпы, пораженные сходством с помолом скота перед паническим бегством, дали название этой форме человеческой деятельности. Его характерное физическое беспокойство можно увидеть в аудитории, ожидающей начала программы с опозданием, или среди граждан, которые только что получили известие о покушении. В первом случае люди шаркают ногами, встают со своих мест и ходят, а иногда спонтанно присоединяются к ритмическому поведению, такому как топание ногой. В последнем случае люди прекращают рутинную деятельность и разговаривают с соседями, друзьями и незнакомцами. В большинстве ситуаций перемалывание также означает поиск подсказок к чувствам других, таким как потливость, нервозность и изменение тона голоса.

Толкание человека имеет как минимум четыре важных эффекта. Во-первых, это настраивает людей друг на друга. В этом смысле фрезерование фокусирует внимание людей на коллективе и на предмете или проблеме. Во-вторых, перемалывание, как правило, создает общее настроение среди взаимодействующих людей. Там, где одни могут отреагировать печалью, другие — гневом, а третьи — пристрастным восторгом или безразличием, скольжение помогает распространить единое настроение внутри группы. В-третьих, фрезерование вырабатывает общий образ или интерпретацию ситуации. Толпа решает, безобиден ли западный турист, фотографирующий базарную площадь в туземном квартале азиатского города, или он оскорбляет местное достоинство; арестовывает ли полиция в американском городе просто пьяного водителя или притесняет угнетенное меньшинство. Наконец, измельчение запускает процесс переопределения правил, управляющих поведением. Молчание публики обычно является сигналом того, что привычные правила вежливости по отношению к исполнителям и ораторам больше не применимы и что можно ожидать иных форм поведения.

Ситуации, порождающие слухи

Слухи появляются при определенных обстоятельствах. Американские психологи Гордон У. Олпорт и Лео Постман предложили обобщение, что интенсивность слухов высока, когда велик интерес к событию и его двусмысленность. Американский социолог Тамоцу Шибутани согласился с этим, утверждая, что слухи множатся, когда спрос на новости превышает их предложение по институциональным каналам.

По крайней мере, два условия должны быть добавлены к интересу и двусмысленности в качестве предпосылок для слухов. Во-первых, слухи множатся, когда группа людей разделяет необходимость действовать, но не хочет этого делать, пока ситуация не будет лучше определена. Во-вторых, слухи распространяются только тогда, когда ситуация требует, чтобы в каком-то существенном отношении члены группы действовали сообща, а не индивидуально.

Есть три основных типа ситуаций, в которых обычно выполняются эти четыре условия и распространяются слухи. Во-первых, в социальном порядке, в котором информация находится или считается строго контролируемой властями, слухи интенсивны. Когда контроль над новостями становится постоянным (а не временным) условием, слухи становятся регулярным и важным аспектом повседневной жизни. Создаваемые этими условиями так называемые виноградные лозы регулярно используются тоталитарными режимами, военными организациями и подчиненными им этническими группами, расами и социальными классами.

Во-вторых, слухи распространяются, когда события угрожают пониманию, на котором основана нормальная жизнь. Крупная катастрофа или скандал представляет собой такую ​​проблему. Любое изменение привычных приспособлений между потенциально конфликтующими или конкурирующими группами в обществе также ставит под вопрос рутинные модели поведения. Предположение о том, что руководство может более строго следить за соблюдением фабричных правил, например, или предположение о том, что преподаватели колледжа могут ужесточить или ослабить требования к получению дипломов, немедленно вызывают осаду слухов.

В-третьих, слухи возникают, когда сильное общее побуждение к действию каким-то образом блокируется, даже просто из-за отсутствия повода для действия. Во время состояния скуки слухи извлекают выгоду из незначительных событий, превращая их в поводы для захватывающих коллективных действий.

Передача слухов

Слухи распространяются быстрее всего по ранее существовавшим социальным сетям: среди друзей, коллег и сверстников, а не среди лиц с неравным положением. Посланник, первым рассказавший слух, зарабатывает тем самым престиж. Кроме того, любой конкретный слух имеет тенденцию распространяться наиболее быстро, когда он впервые попадает в группу, и быстрее достигает людей, имеющих обязанности и интересы, связанные с событием.

Часто ошибочно полагают, что люди распространяют слухи только тогда, когда верят им, и что их опровержение остановит их распространение. Другие данные свидетельствуют о том, что люди распространяют слухи независимо от того, верят они им или нет, и что вероятность того, что они поверят, возрастает по мере их повторного прослушивания. Этот последний паттерн понятен, если рассматривать слух как процесс поиска, а не убеждения, в котором каждая идея, какой бы неверной она ни была, дает способ понять странное или неприятное событие. Но поскольку группа считает необходимым прийти к общему пониманию, давление в сторону принятия предпочтительной версии растет по мере расширения процесса слухов. В конце концов, происходит сортировка счетов и настаивание на том, чтобы все согласились на согласованный счет, который затем служит основой для коллективных действий.

Стадии распространения слухов

Есть свидетельства того, что слухи следуют обычному пути. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что процесс распространения слухов исключает самые невероятные и ненадежные сообщения и достигает высокой степени достоверности, когда (1) существует значительная рециркуляция слухов и (2) имеется достаточно хорошо организованная лоза слухов. Когда слух распространяется повторно, возможность сравнить версии с разными группами людей действует как тормоз преувеличения и стирает идиосинкразические аспекты истории. При наличии устоявшейся виноградной лозы источник слухов часто можно проверить, а с лицами, которые, как известно, обладают инсайдерской информацией, регулярно консультируются для проверки.

Как на ранней, так и на поздней стадии содержание слуха меняется при последовательном пересказе в сторону понятного и знакомого и в сторону поддержки действий, которые группа начинает предпринимать. Первое называется ассимиляцией Олпортом и Постманом и иллюстрируется тенденцией согласовывать подробности слухов с предрассудками. Последняя тенденция указывает на то, что группа склонна поддерживать те убеждения, которые оправдывают некий образ действий, к которому она уже предрасположена.

Социальные волнения

Общее состояние общества, в котором помол является частым и широко распространенным явлением и в котором постоянно ходят слухи, является горнилом, в котором развиваются более высокоорганизованные формы коллективного поведения. Это состояние, известное как социальные волнения, может привести к вспышкам насилия. Американским городским восстаниям чернокожих 1960-х годов предшествовали и сопровождались социальными волнениями в виде роста напряженности в чернокожих общинах по всей стране; Русской революции предшествовали несколько лет постоянных беспорядков и беспорядков, сопровождавшихся случайными убийствами, забастовками и беспорядками.

Социальные волнения имеют несколько отличительных черт. Во-первых, это общее нарушение коллективного образа жизни. Людям трудно сосредоточиться на своей работе или даже придерживаться правил в играх. Приветствуется любой повод отказаться от рутины. Во-вторых, люди гиперреактивны. Величина реакции непропорциональна обычному значению любого стимулирующего события. Небольшая полицейская провокация вызывает большой протест по поводу жестокости полиции; тривиальный успех — повод для масштабного празднования. Сплетни и слухи изобилуют, потому что инциденты, которые обычно проходят незаметно, становятся поводом для обоих. В-третьих, социальные волнения характеризуются заразностью. Когда беспокойство строго индивидуально, беспокойство одного человека просто раздражает другого. Но когда беспокойство становится общим опытом, люди очень внушаемы друг другу. Вопросы и изучение альтернативных вариантов действий сведены к минимуму. В-четвертых, социальные волнения не являются специфическими в отношении недовольства или деятельности. Когда в школе происходят социальные волнения, учащиеся жалуются как на ограничения в своем поведении, так и на отсутствие четко определенных правил; они придираются как к школьной администрации, так и к своим однокурсникам. Наконец, социальные волнения, пожалуй, самое изменчивое из коллективных состояний. В отличие от слухов или болтовни, он не остается сосредоточенным на вопросе или проблеме. В отличие от поведения толпы или увлечений, оно еще не было направлено в одно основное русло. Хотя социальные волнения могут со временем стихнуть без каких-либо серьезных последствий, это состояние, при котором людей легко возбудить.

Метаанализ исследований организационного девиантного поведения: прошлое, настоящее и будущее

Расширенный поиск

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Захра Ахмади Альвар
(Кафедра управления бизнесом, Факультет экономики, управления и административных наук, Университет Семнан, Семнан, Иран)

Давуд Фейз
(Кафедра управления бизнесом, Факультет экономики, управления и административных наук, Университет Семнан, Семнан, Иран)

Мейсам Модарреси
(Кафедра управления бизнесом, Факультет экономики, управления и административных наук, Университет Семнан, Семнан, Иран)

Международный журнал организационного анализа

«> ISSN :
1934-8835

Дата публикации статьи: 9ноябрь 2022 г.

Загрузки

Аннотация

Цель

Это исследование направлено на достижение понимания прогресса в исследованиях девиантного организационного поведения.

Дизайн/методология/подход

Это исследование было проведено методом анализа текста. При просмотре статей было отобрано 360 статей между 1984 и 2020. На основе индекса Дэвиса–Болдина получено 11 оптимальных кластеров. Затем корни были ранжированы в любой группе с использованием метода простого аддитивного взвешивания. Данные были проанализированы программным обеспечением RapidMiner и MATLAB.

Выводы

Согласно полученным результатам, кластеры включают стили руководства, отношение к работе, духовность на рабочем месте, психологию труда, личностные характеристики, классификацию и управление девиантным поведением на рабочем месте, ориентацию на обслуживание и клиента, отклонения в продажах, психологические контракты, групповая динамика и неправильный надзор.

Оригинальность/ценность

Это исследование представляет собой ландшафт и дорожную карту для будущих исследований девиантного организационного поведения.

Ключевые слова

  • Кластеризация
  • Организационное поведение
  • Мета-анализ
  • Интеллектуальный анализ текста
  • Девиантное поведение
  • Организационный девиант

Цитата

Ахмади Алвар, З., Фейз, Д. и Модарреси, М. (2022), «Метаанализ исследований организационного девиантного поведения: прошлое, настоящее и будущее», International Journal of Organizational Analysis , Vol. перед печатью № перед печатью. https://doi.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *