Популярное

Групповая психотерапия при неврозах: ПСИХОТЕРАПИЯ ПРИ НЕВРОЗАХ И ДРУГИХ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ

Содержание

Психотерапия неврозов.

План:

Введение

  1. Психотерапия при
    непсихотических расстройствах:

  • Психотерапия при
    неврозах (общие вопросы, закономерности
    психотерапевтического процесса)

  • Психотерапия
    реактивных состояний.

  • Психотерапия
    расстройств личности и поведения у
    взрослых

  1. Психотерапия при
    психотических расстройствах

Заключение

Термин
«невроз» ввел в медицинскую практику
в 1776 г. Шотландский врач W.
Gullen
(1712-1790). С тех пор его рамки клинических
проявлений расширялись, суживались или
вообще его существование пытались
отрицать как самостоятельную форму
заболевания. Но понятие невроз продолжает
существовать и его актуальность только
возрастает. Проблема неврозов не
перестает волновать врачей различных
специальностей. И это не удивительно.
С истинными неврозами и невротическими
симптомокомплексами встречаются не
только психиатры и невропатологи, но и
терапевты, педиатры, фтизиатры
акушеры-гинекологи и врачи других
специальностей. Невротические состояния
могут быть стадией, этапом развития
любой болезни. Они могут осложнять
многие заболевания, особенно протекающие
хронически.

В
основе невроза лежит расстройство
отношений человека. Невроз – это
функциональное
личностное
расстройство
,
обусловленное в большинстве случаев
психогенными (то есть связанными с
травмирующими, тяжелыми, значимыми для
больного) причинами, которые снижают
психологическую
адаптацию

и вызывают
тревогу
,
эмоциональные
нарушения
,
вегето-соматические 
проявления
.
Поэтому глубокое ознакомление с личностью
больного – необходимая предпосылка
обоснованного построения и содержания
психотерапевтического процесса.

Для исследования
личности выделяют два основных метода
– клинический и лабораторный.

Клинический метод предполагает изучение
личности с её особенностями и расстройств
в их диалектическом единстве, базирующемся
на биологической почве, во взаимосвязи
психики и сомы. Он основан на наблюдении
за больным и беседах с ним. Многие
психологические методики изучения
личности вышли из клинического метода.
ММРI
и другие тесты явились результатом
наблюдения над работой психиатров,
записи их вопросов, статистического и
иного обобщения их работы. Лабораторный
метод предполагает использование
разнообразных тестов. Наиболее
распространенными тестами для изучения
особенностей личности являются:

  • Личностный опросник
    Айзенка

  • Тест Кеттела

  • Опросник мини-мульт
    (сокращенный вариант ММРI)

  • Методика определения
    психологической характеристики
    темперамента

  • Опросник Шмишека

  • Торонтская
    алекситимическая шкала

Для изучения
эмоциональной сферы:

  • Шкала реактивной
    и личностной тревожности Спилберга-Ханина

  • Методика измерения
    уровня тревожности Тейлор (адаптация
    Т. А. Немчинова)

  • Шкала депрессии
    Цунга

Для оценки
самочувствия

Для определения
неудовлетворенности социальным
достижением

Многое узнать о
личности больного можно из реальных
взаимодействий во время групповой
психотерапии. Представление о неврозах
как психогенных расстройствах, в
развитии которых определяющая роль
принадлежит психическому фактору,
объясняет адекватность и широкое
применение различных методов психотерапии
при них. Само же содержание психотерапии
при неврозах, ее цели и задачи различны
и определяются конкретными клиническими
характеристиками больного и болезни с
учетом клинической сущности невроза,
исходя из его природы.

Клинические
характеристики больного неврозом
складываются из:

— личностных
особенностей пациента и его реакциями
на болезнь

— психологических
факторов этиопатогенеза

— психологической
принадлежностью болезни.

Например, на первой
стадии невроза к первичным личностным
особенностям относятся:

— повышенная
активность больного истерией

— тревожность
и ригидность обсессивного больного

— повышенная
истощаемость больного неврастенией.

Т.е.
на 1 стадии больше преобладает эмоциогенная
ситуация, а не психогенная. Вторая стадия
– собственно невроз, психогенное
расстройство, в основе которого лежит
нарушение значимых отношений личности.
Неуверенность в себе, поиски признания
– зафиксированное и устойчивое отношение
к себе. На третьей стадии невроза
отмечается усиление этих черт до степени
характерологических акцентуаций и
психопатических особенностей, которые
во многом определяют поведение человека
и его дезадаптацию. Т.о. первичные
личностные черты, связанные с особенностями
темперамента выражаются
в аффективной сфере.

Вторичные черты проявляются в
нарушении системы отношений и являются
глубинными личностными нарушениями,
внутренними проблемами, «для себя».
Третичные
личностные черты обнаруживаются
уже на поведенческом уровне и могут
выражаться, напр., в трудностях общения,
т.е. в проблемах «с другими и для других».

Особенности личности пациента, страдающего
неврозом, играют существенную роль при
выборе наиболее оптимальной
психотерапевтической тактики.

В клинической
картине неврозов при наличии невротических
расстройств (астенический,
обсессивно-фобический синдромы,
истерические моносимптомы) психическая
травма не осознается вовсе или осознается,
но не соотносится с невротическими
расстройствами напрямую. В некоторых
случаях при уточнениях больным может
признаваться существование проблемы
психотравмирующей ситуации, но в жалобах
звучат только расстройства и озабоченность
ими.

Главная задача
при психотерапевтическом лечении
невротических расстройств – «превращение»
больного в здорового.

ЭТАПНОЕ ПОСТРОЕНИЕ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

  1. Лечение
    астенического синдрома. Астенический
    синдром в той или иной форме и степени
    присутствует при любой форме невроза.
    Варианты течения астенического синдрома
    (гипостенический – преобладание
    утомления, истощаемости над
    раздражительностью, возбудимостью, а
    если раздражительность, возбудимость
    над истощаемостью, то гиперстенический)
    отражают функциональное состояние
    нервной системы и их учет важен при
    проведении психотерапии. Поэтому на
    этом этапе важно
    проводить нормализацию психосоматического
    статуса,

    подготовку к более плодотворному
    восприятию больным проводимой
    психотерапии. С этой целью проводятся
    удлиненные сеансы гипнотерапии по В.Е.
    Рожнову с соответствующими внушениями
    нормализации жизненного тонуса,
    уравновешенности, хорошего самочувствия,
    внимания, памяти, хороших эмоций,
    глубинного внутреннего спокойствия.
    Также полезны АТ, психотерапевтические
    методики, восстанавливающие ресурсный
    потенциал организма. Те же цели преследует
    медитация на дыхании в психосинтезе и
    тренировка процесса сознавания в
    гештальттерапии. На этом этапе важно
    и общеукрепляющее медикаментозное
    лечение.

  2. Достижение
    адекватного осознания своей болезни,
    т.е. коррекция типа реакции человека
    на свои расстройства. Обычно у больных
    неврозами повышенная реакция на них.
    Важно на этом этапе ПТ проводить
    коррекцию ВКБ в сторону её адекватности
    с пониманием уровня расстройств
    (функциональный, обратимый). С этой
    целью проводятся разъяснительная,
    рациональная ПТ и её сегодняшнее
    видоизменение – когнитивная ПТ. Можно
    использовать методики изменения
    убеждения, визуально-кинестетическую
    диссоциацию из НЛП.

  3. Вскрытие
    и осознание больным психотравмы, как
    причины расстройств, осознание связи
    между психотравмой и болезненной
    симптоматикой. Переработка этой травмы
    без её вытеснения, ухода от неё меняя
    своё «Я», адаптируя себя к новым
    обстоятельствам, которые породила
    психотравма. Можно сказать, что невроз
    – это вынужденный способ существования
    человека в трудной, почти не переносимой
    для него обстановке, т. е. своеобразный
    способ компенсации. Важно
    учитывать специфику психотравмы при
    каждом виде невроза, природу и общие
    принципы психотравмы во взаимоотношении
    сознания и бессознательного, разработанной
    в нашей отечественной ПТ (В.Н, Мясищев,
    В.Е. Рожнов).

  4. Дезактуализация
    психотравмы и конфликта в целом с
    дальнейшей потерей внимания к ним путем
    аналогии данного конфликта, его
    типичности. Идентификация конфликта
    больного с конфликтами такого рода у
    известных людей, литературных героев,
    типы разрешения конфликта у них.
    Осознание переживаемости момента
    психотравмы – другие люди переживали
    эту психотравму, а теперь и на мою долю
    выпало это переживание. Разбор с больным
    судьбы его переживаний с перспективой
    выхода из этой психотравмы. Здесь
    действенны аналогии, соответствующие
    внушения в гипнотическом состоянии,
    самовнушении в состоянии АТ, НЛП (взмах,
    взрыв, визуально-кинестетическая
    диссоциация), разотождествление из
    психосинтеза (Ассаджиоли: «Над нами
    вла­ствует то, с чем мы себя отождествляем,
    но мы можем осуществ­лять контроль
    над тем, с чем себя отождествляем».

  5. Психотерапевтическая
    тактика, направленная на обратное
    развитие симптомов и синдромов.
    В недавнем прошлом вся тактика лечения
    невроза сводилась только к этой задаче.

    В настоящее время есть угроза к
    возвращению такого положения дел, если
    врач работает в рамках какой-то одной
    психотерапевтической методики, например,
    НЛП, бихевиоризма и т.д., а не исходит
    из учения о неврозах, их этиологии и
    патогенеза. На данном этапе, когда
    психотравма, породившая эти расстройства
    потеряла актуальность, тактика на
    обратное развитие расстройств имеет
    перспективу. Используются вышеперечисленные
    методики, направленные
    уже не на психотравму, как на предыдущих
    этапах, а на болезнь.

    Актуальными методиками являются
    когнитивно-поведенчекая ПТ.

  6. Формирование
    мотива к выздоровлению. Это можно
    сделать изменив самосознание больного,
    самопредставление, т.е. концепцию «Я»
    реального. Формирование мотива к
    изменению себя у пациента происходит
    путем коррекции самосознания, реального
    Я по отношению к нужному Я и двигаться
    к тому Я, которое привело бы его к
    желанным для него результатам.

Рекомендуется
давать задание рассмотреть вопросы:

  • Каким он себя
    считает. Пусть рассмотрит себя по всем
    параметрам, включая душевные качества,
    умения, способности;

  • Каким он хочет,
    чтобы его считали, есть ли недовольство
    собой в чем-либо и т.д.;

  • Каким его считают
    другие. Попытаться посмотреть на себя
    глазами своих родных и близких,
    сослуживцев, учитывая характер отношений,
    поступков;

  • Какой
    он есть на самом деле – здесь важно
    резюмировать все: его действия, эмоции,
    болезненные проявления поступки,
    душевные тенденции. Какую реакцию
    вызывает все это среди окружающих.

  1. Преодоление
    механизмов психологической защиты,
    т.к. невротические расстройства возникают
    как компенсация, разрядка психологического
    конфликта (психотравмы) и устанавливают
    психологическое «равновесие» по
    отношению к психологической причине,
    но с присутствием невротических
    расстройств. Естественно такое
    равновесие, которое в какой-то мере
    сняло внутреннее напряжение, такую
    невротическую жизненную позицию больной
    неосознанно защищает. Больной в любой
    ситуации осознанно и неосознанно
    стремится поддержать свой личностный
    статус, свое Я и в негативной форме
    реагирует на воздействия, которые
    нарушают душевный дискомфорт. Механизмы
    психологической защиты проявляются в
    виде рационализации, вытеснения,
    проекции, низведения, реактивных
    образований, в своеобразных играх
    невротиков. Механизмы психологической
    защиты участвуют и в патогенезе
    невротических расстройств, то есть
    вытеснение психологических проблем и
    формирование невротических расстройств.
    Механизмы психологической защиты
    возникают, формируются и закрепляются
    ситуационно. Какие механизмы наиболее
    эффективно защищают Я в данной ситуации
    при данных обстоятельствах, те интуитивно
    и используются больным. Если одни
    механизмы не срабатывают, тогда
    включаются другие. Важно путем аналогий
    вытормаживать их проявление при
    психотерапевтической работе. Хорошо
    работают в этом плане роджеровские
    «помогающие отношения».

  2. Психотерапевтическая
    тактика, направленная на личностное
    развитие, по возможности достижение
    зрелости функционирования в эмоциональной,
    волевой, интеллектуальной сферах,
    налаживание процесса личностного роста
    и психологической устойчивости.
    Используют групповую, когнитивную,
    поведенческую ПТ, психосинтез,
    символдрама, техники НЛП, элементы
    высшей ступени АТ.

Психотерапия в неврологии | Интернет-издание «Новости медицины и фармации»

Психотерапия является непременным элементом лечения больного человека, чем бы он ни болел. Психотерапия — это метод психологического воздействия на больного, поэтому она строится с обязательным учетом особенностей его психической деятельности, и в первую очередь свойств личности.

Психотерапия — это система речевого и действенного влияния на психику любого больного, адресованная первично к личности человека, направленная на изменение его реакции, отношений и установок, мобилизующая человека на борьбу с болезнью, воздействующая через психику на организм больного, устраняющая вредное влияние окружающей среды, оказывающая перевоспитательное воздействие на больного человека, его родных и окружающих.

В каждом конкретном случае при заболеваниях различных органов и систем используются различные виды психотерапевтического воздействия. Любой больной при любом заболевании ищет у врача моральной поддержки, ободряющего слова, и задачи врача любой специальности в оказании лечебной помощи будут выполнены более успешно, если он будет активно использовать психотерапию в своей работе. Психотерапевтическое воздействие на больного начинается еще с того момента, когда больной собирается обратиться к врачу. Уже тогда он чувствует доверие к тому или иному врачу по рассказам окружающих, из предшествующего собственного опыта общения с доктором. Врачу, которому больной доверяет, он расскажет больше, будет более откровенным. В этом случае, как показывает опыт, и лечение будет более успешным. Психотерапевтическое влияние на пациента еще более усиливается в приемной перед кабинетом врача в ожидании приема. Уже по тому, с каким выражением лица, с каким настроением выходят больные из врачебного кабинета, какими мнениями о враче обмениваются в приемной другие посетители, спокойно или нервозно (с раздражением) приглашает медсестра в кабинет очередного пациента, у больного появляется соответствующее настроение, соответствующие надежды на встречу с врачом. Поэтому очень важно в приемной врача, где ожидают больные, создать благоприятную, спокойную обстановку, уют, положить на стол свежие газеты и журналы, вывесить 1–2 санбюллетеня или плакаты на актуальные темы по специальности врача, интересные для посетителей. Медсестра должна регулировать прием больных, мягко, тихо и вежливо говорить с ними. Желательно в приемной и в кабинете врача положить на пол коврики, заглушающие шум шагов. Свет в светильниках должен быть мягким, не ярким, стены желательно выкрасить в мягкие голубые или зеленоватые тона.

Оказывает положительное психотерапевтическое воздействие на больного аккуратность и чистота врачебного кабинета, внешний вид врача, выглаженная, скромная и чистая одежда, манера говорить, четкость и ясность в изложении своих мыслей, доброжелательное отношение к пациенту. Особенно это относится к врачу-неврологу, психиатру. Обращаясь к врачам этих специальностей, больной понимает, что эти профессии сложные, требующие от врача больших знаний и умения. Он обычно знает, что заболевания нервной системы не всегда легко диагностируются и лечатся. Поэтому больной рассчитывает на максимум внимания врача. Невролог должен с первых минут встречи уменьшить антисуггестивный барьер, который наблюдается у всех больных, особенно при первой встрече. Суетливость, многословие или чрезмерная молчаливость врача, перескакивание с одного вопроса на другой могут усугубить этот барьер. Врач-невролог должен быть приветливым, доброжелательным с больными. Аналогичная доброжелательная, спокойная обстановка должна быть и при поступлении больного в неврологическое отделение.

 

Неврозы

Основная цель патогенетической психотерапии при неврозах — в первую очередь изменение нарушенной системы отношений больного, коррекция неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которой является достижение больным понимания причинно-следственных зависимостей между особенностями его системы отношений и заболеванием. На первый план в психотерапевтическом лечении неврозов выходит не индивидуальная, а групповая психотерапия. Используются групповая дискуссия, пантомима, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия и др. Психотерапия проводится в открытых и закрытых группах по 8–12 или 25–30 человек. Группы чаще организуются по общему этиопатогенетическому фактору в развитии невроза и реже — по общей симптоматике невроза. Не рекомендуется включение в одну группу более 2–3 больных с истерической акцентуацией характера, тяжелой обсессивной симптоматикой. Больным предлагается частота занятий от 1 раза в неделю до ежедневных и длительностью от 1 до 1,5 часа. В процессе индивидуальной психотерапии врач получает информацию о больном субъективного и часто искаженного характера, так как пациент сознательно или неосознанно деформирует часть своих проблем и конфликтов. В условиях групповой психотерапии врач получает уникальные сведения, касающиеся реального поведения пациента в различных ситуациях, с различными людьми, в котором находят выражение его реальные установки, ценности, мотивы, а также особенности эмоционального реагирования.

Следует указать, что при неврозе сфера интересов больного сужена, внимание его сосредоточено на своей болезни. Жалобы больных весьма эмоционально окрашены, имеют личностные особенности. Больные обычно многословны, их воображение создает свои собственные представления о заболевании, которые могут быть не адекватны истинной сущности болезни. При остром развитии невроза его клиника связана с психотравмирующей ситуацией. При хроническом его течении эта связь не всегда сохраняется.

При выборе психотерапевтического метода лечения невроза важно учитывать ведущий клинический синдром, тип течения, личностные особенности больного и др. При лечении неврозов от врача требуются огромное чувство такта, большой личный жизненный опыт, умение найти подход к данному больному.

При невротической реакциинаиболее эффективны рациональная психотерапия и гипнотерапия по типу «гипноз-отдых», а при истерических невротических реакциях (блефароспазм, тик, мутизм, рвота и т.п.) — гипнотерапия.

При невротических реакциях тревожно­фобического типаприменяется рассудочная психотерапия, гипнопсихотерапия, рекомендуется аутотренинг.

При истерическом неврозерекомендуется внушение в гипнотическом состоянии и наяву, социотерапия, семейная психотерапия, обязательная групповая психотерапия, либропсихотерапия.

При неврозе навязчивых состоянийэффективна рациональная психотерапия, аутогенная тренировка. Полезны также групповая психотерапия, самовнушение. Рекомендуется успокаивающая, отвлекающая психотерапия, активирующая психотерапия в бодрствующем состоянии, активная социальная деятельность больного.

При неврозе развития(ипохондрическом, истерическом, психастеническом, астеническом) психотерапия предполагает повторные курсы лечения (групповая психотерапия, активирующая психотерапия).

Неврастения.Психотерапия в лечении неврастении занимает ведущее место. Задачей ее является уменьшение астенических, аффективных нарушений. Рекомендуется щадящий лечебно-охранительный режим. Проводится коллективная и индивидуальная психотерапия, аутогенная тренировка, которая должна не только быть направлена на лечение отдельных симптомов болезни, но и способствовать изменению реагирования больного на те или иные жизненные ситуации.

 

Гипертоническая болезнь

В лечении гипертонической болезни психотерапия играет большую роль. Используют психотерапевтические методы, направленные на борьбу с раздражительностью, взрывчатостью, на более спокойное отношение к раздражителям, адекватное к ним отношение больного. По нашим наблюдениям, в этом русле следует строить психотерапевтические беседы. Целесообразно применять гипнотерапию, удлиненный гипноз-сон, аутогенную тренировку (лучше вечером, перед сном). При лечении неврозоподобных состояний у больных гипертонической болезнью особое внимание нужно уделять поддерживающей психотерапии, профилактике рецидивов и обострений, повышению устойчивости больных по отношению к стрессам.

Больной гипертонической болезнью должен в процессе психотерапевтического лечения изменить свое отношение к болезни, активно бороться с ней, не считать себя неизлечимо больным. По нашему мнению, этим во многом определяет успех от проводимой комплексной терапии таких больных.

 

Радикулиты, невралгии

При радикулитах, невралгиях больного прежде всего беспокоят боли. Кроме того, нередко в связи с их затяжным характером течения у больного возникает вторичная невротизация на основное заболевание, могут появиться ипохондрические, а при очень упорном течении, когда под угрозу ставится социально­трудовая, профессиональная пригодность больного, и депрессивные наслоения. Все это может стать объектом психотерапевтического воздействия. Мы использовали в этих случаях рациональную психотерапию. В индивидуальных и коллективно-групповых (в палатах) беседах больным разъяснялась в понятной для них форме суть заболевания, указывалось, что все неприятные явления с течением времени пройдут. Использовалась методика лечебной перспективы. Больные, наблюдая, как их соседи по палате с таким же заболеванием постепенно выздоравливали, убеждались в перспективности проводимого лечения.

Больным рекомендовалась аутогенная тренировка, направленная на успокаивание, мышечную релаксацию, умение принять анталгическую позу. Также активно использовались методы косвенной потенцирующей психотерапии, либропсихотерапии, в ряде случаев — гипнопсихотерапии. Наш опыт лечения большого числа больных, страдавших радикулярными синдромами, невралгиями, свидетельствует о целесообразности сочетания индивидуальной и групповой психотерапии, других видов психотерапевтического лечения. На больных с пояснично-крестцовыми радикулярными синдромами, как показали наши наблюдения, благоприятное влияние оказывает сочетание аутотренинга с методами ЛФК, массажа, физиотерапии. Перед этими процедурами (обычно за час до процедуры) больной с помощью специально подобранных словесных формул внушает себе получение эффекта от предстоящего лечения.

 

Острый и отдаленный периоды легкой закрытой черепно-мозговой травмы

Помимо медикаментозных методов лечения пострадавших в остром периоде легкой закрытой черепно-мозговой травмы (ЛЗЧМТ) применяется методика рациональной психотерапии: больному разъясняются причины ухудшения его самочувствия, доказывается ошибочность опасений за свою жизнь, подчеркивается, что постепенно на фоне лечения состояние его несомненно улучшится и неприятные ощущения пройдут. Беседы проводятся в спокойном, уверенном тоне с аргументацией, понятной больному. Обращается внимание больного на то, что в подобных случаях всегда наступает улучшение, приводятся примеры из клинической практики. Наряду с этим используются также приемы многократной потенцирующей психотерапии, при которой больному сообщается, что лекарство или комбинация лекарств окажут особо благоприятное действие на его нервную систему, будут способствовать скорейшему выздоровлению. Мы рекомендуем в лечении больных рассматриваемого контингента использовать также коллективно-групповую психотерапию в мини-коллективах по 3–5 человек 1–2 раза в неделю. Обращается внимание на уже выздоравливающих, в короткую беседу вовлекаются другие больные в палате, приводятся примеры улучшения состояния больных с более тяжелыми заболеваниями. Об ухудшении состояния больных говорится как о временном явлении. Следует указать, что элементы коллективно-групповой психотерапии используются обычно не сразу при поступлении больного в стационар, а тогда, когда у него уменьшаются головные боли, головокружения и т.д., когда у него проявляется явная тенденция к улучшению состояния. В первые дни нахождения больного в стационаре прежде всего необходимо успокоить его, внушить ему уверенность в выздоровлении. Психотерапевтическое лечение в остром периоде проводится ненавязчиво, кратковременно и так, чтобы не утомить больного. Имеются особенности психотерапевтического лечения больных с дисциркуляторной энцефалопатией (ДЭ), хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов. Так, у больных с ДЭ уже в остром периоде ЛЗЧМТ или через некоторое время после нее, по нашим данным, нередко наблюдается обострение хронической недостаточности мозгового крово­обращения. В этих случаях самочувствие больных обычно длительно остается неудовлетворительным, наблюдается выраженный церебр­астенический синдром, проявляются ипохондрические мысли, отмечается снижение фона настроения, иногда плаксивость, элементы депрессии. У больных с хроническим гепатохолециститом, язвенной болезнью желудка, стенокардией иногда наблюдаются обострения их соматических заболеваний. Наши наблюдения показали, что больным с хроническими сопутствующими заболеваниями хорошо помогает спокойная, неторопливая психотерапевтическая беседа, рациональная психотерапия, многократная потенцирующая психотерапия.

При выписке больные ориентируются на дальнейшее улучшение состояния, однако не скрывается возможность появления тех или иных последствий ЛЗЧМТ, и поэтому больным рекомендуется дальнейшее диспансерное наблюдение у врача-невролога и терапевта поликлиники, выполнение их рекомендаций. В отдаленном периоде ЛЗЧМТ, как и в остром периоде, проводится рациональная психотерапия, шире используются методы коллективно-групповой психотерапии в мини-коллективах по 3–5 человек, приемы психотерапевтического зеркала, лечебной перспективы, многократной потенцирующей психотерапии, либропсихотерапии.

Следует указать, что в первые дни нахождения больных в стационаре, когда жалоб у них еще много, мы стараемся больных прежде всего успокоить, внушить уверенность в успехе лечения. Другие психотерапевтические методы применяются обычно позже, когда состояние больного улучшается.

В психотерапии больных с последствиями ЛЗЧМТ следует учитывать ведущий синдром, сопутствующие хронические неврологические и соматические заболевания.

 

Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения

Профилактика и лечение цереброваскулярных заболеваний являются очень важной не только медицинской, но и социальной проблемой. Следует указать, что у многих больных с цереброваскулярной недостаточностью нередко наблюдаются различные невротические реакции и неврозоподобные состояния. У многих больных отмечаются раздражительность, плаксивость, беспокойный сон, состояние тревоги за свое здоровье.

Мы в своей работе при острых цереброваскулярных заболеваниях применяли (помимо медикаментозного лечения) методику рациональной психотерапии: больному разъясняется причина возникновения его заболевания, сущность его, доказывается ошибочность опасений больного о неизлечимости болезни. В ходе бесед с больным к его жалобам и тревогам проявляется сочувствие, подчеркивается в спокойном, уверенном тоне, что острые симптомы исчезнут, что заболевание постепенно будет проходить и улучшение несомненно наступит. Беседы строятся на основе логических заключений, направленных на снятие «надстройки над болезнью», с аргументацией, понятной больному. Лечащим врачом внимание вновь поступающих обращается на тот факт, что в подобных случаях несомненно возникает значительное улучшение. При контакте с соседями по палате больные убеждаются в справедливости этих слов. Это вселяет в них уверенность в выздоровлении.

Использовались также приемы многократной, потенцирующей психотерапии. Элементы коллективно-групповой психотерапии в мини-коллективах по 3–5 человек 1–2 раза в неделю применялись у лиц с ДЭ, у которых отмечалось уже улучшение. В беседах многократно и всячески подчеркивались малейшие моменты улучшения. Об ухудшении здоровья врач должен говорить как о преходящих моментах, своеобразных «зигзагах» в течении болезни. Используются приемы психотерапевтического зеркала, лечебной перспективы. Проводится также психическая гимнастика.

У больных, страдающих ДЭ, после минования обострения мы осторожно используем и методику либропсихотерапии. Необходимо отметить, что имеются определенные отличия в проведении психотерапии больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения (ОНМК) и ДЭ. Так, например, больным с ОНМК (имеются в виду больные в сознании, с достаточным уровнем мышления) можно ненавязчиво проводить рациональную психотерапию, многократную косвенную потенцирующую психотерапию. Однако коллективно-групповую психотерапию, либропсихотерапию больным с ОНМК мы не проводим, поскольку это может утомить пациентов, ухудшить их самочувствие. Мы стараемся прежде всего успокоить больных, внушить им уверенность в успехе от проводимого лечения, в улучшении их состояния. То же относится к больным с ДЭ в стадии обострения заболевания.

В связи с развитием неврологии достижения точных наук все более берутся на вооружение медициной. Больной постоянно слышит о результатах анализов, электрофизиологических, офтальмологических исследований, т.е. больной может стать как бы объектом тех или иных исследований, что может нанести ему психическую травму. Больного с тяжелым неврологическим заболеванием, когда он и так обеспокоен, подобное отношение может еще больше испугать, уменьшить веру в выздоровление. Психотерапия во всех случаях у больных неврологического профиля должна быть индивидуально направленной, учитывать не только особенности течения заболевания у данного больного, но и личностные особенности, семейные, производственные условия пациента. Она не должна вызывать утомление больного.

Проведенные исследования показали, что эффект от сочетанного проведения медикаментозного лечения, ЛФК, массажа и психотерапии возрастает. Особенно существенен эффект от сочетанного применения медикаментозного лечения и психотерапии у больных без параличей и парезов рук и ног, однако и при наличии их психотерапия в сочетании с другими методами лечения оказывает положительное влияние на течение заболевания.

[Эффективность интенсивной групповой психотерапии в лечении невротических и личностных расстройств].

  • DOI:10.12740/PP/26093
  • Идентификатор корпуса: 14386073
 @article{Mielimka2015EffectivenessOI,
  title={[Эффективность интенсивной групповой психотерапии при лечении невротических и личностных расстройств].},
  автор = {Михал Мелимэнка, Кшиштоф Рутковский, Катажина Циранка, Ежи А. Собаньский, Лукаш Мальднер-Ницковский, Эдита Дембиньска, Богна Смятек-Мазгай и Катажина Класа},
  журнал={Польская психиатрия},
  год = {2015},
  громкость={491},
  страницы={
          29-48
        }
} 
  • M. Mielimąka, K. Rutkowski, K. Klasa
  • Опубликовано в 2015 г.
  • Психология, медицина
  • Psychiatria polska

AIM
Целью данного исследования был анализ эффективности интенсивной (150-210 сеансов), краткосрочной (10-14 недель) групповой психотерапии при лечении невротических расстройств и отдельных расстройств личности.
МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие 145 пациентов, находящихся на дневном стационаре по поводу невротических расстройств и отдельных расстройств личности. Измерения проводились дважды — в начале и в конце госпитализации. Эффективность психотерапии в снижении… 

Посмотреть в PubMed

doi.org

Изменения силы Эго у пациентов с невротическими расстройствами и расстройствами личности, получавших краткосрочную комплексную психодинамическую психотерапию.

  • К. Циранка, К. Рутковски, П. Родзински
  • Психология, медицина

    Psychiatria polska

  • 2018

Краткосрочная

Краткосрочная

Кратковременная

групповая психотерапия изменения в функционирование личности проявляется через увеличение силы эго.

Влияние краткосрочной групповой психодинамической психотерапии на черты личности больных, находящихся на лечении в дневном стационаре.

  • А. Серадзки, М. Сечиньский, К. Малышчак
  • Психология, медицина

    Psychiatria polska

  • 2017
  • 7 90 Динамика изменений в динамике и невротических изменениях краткосрочной групповой психодинамической психотерапии ( STGP) в дневном стационаре лечения неврозов представляется важным маркером для оценки эффективности лечения у лиц, страдающих расстройствами личности.

    Изменения функционирования личности в результате групповой психотерапии с элементами индивидуальной психотерапии у лиц с невротическими и личностными расстройствами — ММПИ-2.

    • К. Циранка, К. Рутковски, П. Родзински
    • Психология, медицина

      Psychiatria polska

    • 2016

    Краткосрочные изменения в индивидуальной интенсивной психотерапии с элементами интенсивной групповой терапии функционирование личности .

    ПРИМЕНИМОСТЬ ПОЛЬСКОЙ АДАПТАЦИИ АНКЕТЫ MMPI-2 В ДИАГНОСТИКЕ И МОНИТОРИНГЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ БОЛЬНЫХ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

    • К. Циранка, К. Рутковски

      4

    • Психология 2 102014
    • 2016

    Разработка психолога Тестовая лаборатория Польской психологической ассоциации первой полностью стандартизированной версии опросника MMPI-2 открыла возможность проведения с…

    Уменьшение суицидальных мыслей у больных, проходящих психотерапию в дневном стационаре по поводу невротических и поведенческих расстройств и невротических симптомов, о которых они сообщали до госпитализации.

    • P. Rodziński, K. Rutkowski, M. Mielimąka
    • Психология, медицина

      Psychiatria polska

    • 2015
    • 7 9003 симптомы, неврастения и вегетативные расстройства и женщины, сообщившие об эпизодах неконтролируемого голода, по-видимому, страдали СН, более устойчивым к психотерапии.

      Снижение суицидальных мыслей у пациентов, проходящих психотерапию в дневном стационаре для лечения невротических и поведенческих расстройств, и их невротических черт личности, измеренных до госпитализации.

      • П. Родзински, К. Рутковски, Лукаш Мюльднер-Ницковски
      • Психология, медицина

        Psychiatria polska

      • 2015

      90 Во время психотерапии появляется 3 быть очень эффективным, особенно у женщин, которым трудно адекватно выражать гнев и у мужчин с заметно повышенным уровнем Зависти, что свидетельствует об адекватности этого выбора лечения и направленности на эти трудности во время психотерапии.

      Невротическая личность и псевдокардиальные симптомы у пациентов дневного стационара, диагностированные на предварительном лечении в период с 2004 по 2014 год. 1

    • 2016

    Личностный фон, изученный с помощью КОН-2006, представляется важным фактором риска псевдокардиальных симптомов, являющихся частью или сопровождающих невротические синдромы, и, вероятно, излечение псевдокардиальных симптомов может быть достигнуто психотерапевтическим лечением, направленным на устранение невротических дисфункций личности .

    Клиническая оценка полости рта у психиатрических пациентов с расстройствами пищевого поведения: исследование «случай-контроль»

    • Teresa Szupiany-Janeczek, K. Rutkowski, J. Pytko-Pończyk
    • Medicine, International public Psychology and Environmental Research Journal

      здоровье

    • 2023

    Корреляция эрозии с симптомами расстройств пищевого поведения была продемонстрирована для нескольких оцененных симптомов, присутствующих в контрольных списках симптомов «О», и указывает на необходимость начала стоматологического лечения у пациентов с симптомами расстройства пищевого поведения.

    Черты личности пациентов эстетической хирургии

    • В. Бутурак, Э. Сары, Омер Огузтюрк, А. Гюнеш
    • Медицина

    • 2016
    • 7 9003 2016

      7 9003 тривиальное лечение, такие как социальный интроверт, одинокий, робкий, застенчивый и истеричный и чувствующий потребность в признании со стороны других, могут чаще допускаться к эстетической хирургии.

      Психологическая поддержка в режиме онлайн при оценке специалистов и будущих специалистов в Польше

      • Магдалена Чеч, Мари Лигоцка, М. Мацеевска, Я. Самоховец, Эва Лодыговска, А. Самоховец
      • Психология

        Вычисл. Гум. Поведение

      • 2016

      Эффективность интенсивной психотерапии в условиях дневного стационара оценена с помощью Невротического личностного опросника КОН-2006.

      • Ю. Собански, К. Класа, К. Рутковски
      • Психология, медицина

        Psychiatria polska

      • 2015

      Опросник невротической личности КОН-2006 представляется адекватным инструментом для оценки результатов интенсивной комплексной психотерапии, проводимой в дневном стационаре невротических и поведенческих расстройств.

      Эффективность психотерапии и возможность изменения личностных качеств в зависимости от возраста пациентов психотерапевтической эффективности, чем 16 PF R.

      B.Cattell, и что снижение уровня общей симптоматики чаще встречается у пожилых пациентов.

      Эффективность психотерапии расстройств личности.

      • J. C. Perry, E. Banon, F. Ianni
      • Психология, медицина

        Американский журнал психиатрии

      • 1999

      более быстрый темп выздоровления по сравнению с естественным течением заболевания.

      Эффективность психотерапевтического лечения расстройства личности

      • A. Bateman, P. Fonagy
      • Психология, медицина

        British Journal of Psychiatry

      • 2000

      Необходимы новые исследовательские стратегии, чтобы показать, что изменение личности и эффективное лечение являются клинически измеримыми. быть долгосрочным, интегрированным, теоретически последовательным и ориентированным на соблюдение.

      Метааналитический обзор эффективности стационарной групповой психотерапии.

      • М. Кёстерс, Г. Берлингейм, К. Нахтигаль, Б. Штраус
      • Психология, медицина

      • 2006

      Различия в однородности эффектов улучшения у пациентов были обнаружены в разных диагностических категориях, и большее улучшение наблюдалось у пациентов с расстройствами настроения по сравнению со смешанными, психосоматическими, посттравматическими стрессами. расстройство (ПТСР) и пациентов с шизофренией, повторяющих недавние мета-анализы амбулаторного группового лечения.

      [КОН-2006 — Опросник невротической личности].

      • Й. Александрович, К. Класа, Й. Собански, Д. Столярска
      • Психология

        Психиатрия польска

      • 2007

      связано с возникновением и стойкости невротических расстройств, а также изменений в результате психотерапии.

      [Контрольный список симптомов S-III].

      • Ю. В. Александрович, Ю. Собански
      • Психология, медицина

        Psychiatria polska

      • 2011

      Контрольный список симптомов S-III имеет удовлетворительные психометрические свойства и может применяться для быстрой диагностики возникновения невротических расстройств, и предлагается значение 146 баллов как для мужчин, так и для женщин.

      Место групповой психотерапии в лечении расстройств личности

      • T. Wilberg, S. Karterud
      • Психология

      • 2001

      Эмпирические исследования в помощь медицинским работникам в разработке моделей групповой терапии дифференциацию лечения и улучшить понимание групповых процессов у пациентов с…

      Психотерапия тяжелого расстройства личности: изучение пределов доказательных покупок.

      • Киселы С.
      • Психология, медицина

        BMJ

      • 1999

      Пациенты с тяжелыми расстройствами личности могут представлять проблемы ведения как при первичной, так и при подходы будут затруднены, если решение в пользу одного метода лечения будет принято в отсутствие доказательств.

      [Психотерапия расстройств личности].

      • И. Рубио Гарсия, А. Перес Урданиз, Х. М. Сантос Гарсия, Х. Л. Карраско Перера, Р. Молина Рамос, Х. М. Мисиего Пераль
      • Психология

        Actas espanolas de psiquiatria

        21 1

          1

        Обзор классической психодинамических концепций в психотерапии расстройств личности (РЛ). Новые подходы, такие как диалектическая поведенческая терапия или когнитивно-аналитическая терапия,…

        Американский фонд психического здоровья | Исследование развития невроза переноса в психоаналитической групповой терапии, часть 1

        Можно было бы ожидать, что отделение групповой психотерапии в психоаналитическом институте будет состоять из нескольких терапевтов, регулярно встречающихся для обсуждения своего опыта. К сожалению, это не обязательно так. На момент написания этой статьи групповая терапия находилась в программе нашего Голландского института тринадцать лет, но ее проводил только один терапевт, работавший в относительной изоляции. Следовательно, не было возможности для внутреннего общения, критики, контроля или вообще какого-либо сравнения с методами других психоаналитиков. Ситуация изменилась совсем недавно, после открытия расширенного отделения групповой терапии.

        При таких обстоятельствах можно усомниться в правильности названия этой главы. Однако особый климат психоаналитического института делает исследования возможными. Значительное число больных многих клинических категорий может быть тщательно обследовано, тщательно диагностировано и доступно для изучения. Работая в одиночку, я попытался создать управляемую исследовательскую ситуацию, организовав группы, демонстрирующие сопоставимую динамику. Каждую в течение пяти лет я лечил две группы, состоявшие из студентов мужского пола с хорошим интеллектом, хорошо образованных, неженатых, еще не имевших реального положения в обществе и испытывавших серьезные трудности на работе. Чтобы иметь возможность оценить влияние групповой терапии, после их предварительного обследования избегали индивидуальных контактов, и была предпринята попытка получить все результаты на самих групповых занятиях. Альтернативных встреч, посетителей или наблюдателей не было. Поэтому мои отчеты довольно субъективны. Я диктовал их сразу же после каждого сеанса, стараясь сделать их краткими и всегда придерживаясь одних и тех же наблюдений. Условия занятий были максимально схожими: в одной комнате, в одно и то же время, два раза в неделю и продолжительностью один час. Каждая группа оставалась закрытой до тех пор, пока одна не сократилась до пяти человек, а другая до четырех — скорее маленькая семья, чем настоящая группа. Нарушение политики закрытой группы и добавление новых членов дали важный новый опыт.

        Подбор группы занимает много времени, учитывая необходимость объединения людей с некоторым сходством по образу жизни, уровню речевого развития и возможностям общения. Часто после того, как терапевт считает, что он собрал круг людей, которые не слишком отличаются друг от друга, своеобразная динамика группирования раскрывает их законы, и вскоре он сталкивается со своими ошибками. Мой тезис состоит в том, что отбор и состав группы составляют суть этой терапии и что указания на данные, извлеченные из первоначальных индивидуальных интервью, часто могут вводить в заблуждение в этом отношении.
        Может показаться почти излишним упоминать об особом интересе к развитию невроза переноса в контексте исследований групповой терапии в психоаналитическом институте, поскольку, в конце концов, перенос является краеугольным камнем психоаналитической терапии. Тем не менее, в контексте групповой терапии перенос представляет особые проблемы. Терапевт может различать переносы, только оставаясь не вовлеченным в текущие эмоциональные процессы. Для членов группы вовлечение, а не отстранение должно быть центральным в их терапевтическом опыте. Когда они вовлекаются друг в друга, проявления переноса между ними должны исчезнуть. Терапевт должен принять поведение, подходящее для развития хорошего, видимого переноса. Поэтому он сосредоточится на развитии переноса, влияя на групповые процессы, чтобы способствовать отношениям между каждым членом группы и им самим.

        Терапевт должен попытаться разорвать связи каждого члена с другими членами, поскольку эти связи позволяют легкое и поверхностное общение на надежной основе «молчаливого согласия», принятого всеми. Это «молчаливое согласие» или «кодекс поведения» является типичным сопротивлением в групповой психотерапии, когда каждый участник скрывает индивидуальные черты и чувства, которые кажутся постыдными или опасными, за общепринятым фасадом. Подрывная техника терапевта не имеет ничего общего с пассивностью так называемого «зеркала». Он исходит из точки зрения отдельного психоаналитика, который создает свой собственный стиль и свой собственный типичный опыт. Это активное вмешательство, структурирование ситуации с откровенной настороженностью ко всем сопротивлениям. Сходство с индивидуальной терапией поразительно в том, что исследователь остается на хорошо знакомой территории с большим преимуществом, заключающимся в том, что он может сравнивать каждый опыт с другими, общими для него.

        Методологически есть много возможных возражений против этого исследования. Он носит типично клинический характер, основан на субъективных впечатлениях, ссылаясь лишь на скудные данные о болезни пациента, которые не собирались систематически. Также подвергается критике техника сдерживания спонтанного взаимодействия группы, того самого процесса, который всегда считался великой терапевтической силой данной обстановки. Однако можно надеяться, что этому исследователю будет прощена его склонность направлять сообщения в определенные направления, поскольку его целью было создание терапевтических ситуаций для исследования, в которых была бы возможность работать с хорошо развитым навыком и проводить сравнения с другими. прошлый опыт индивидуального анализа.

        В групповой терапии, естественно, приходится иметь дело с сильными процессами и событиями, никогда не встречающимися в индивидуальной терапии. Непредсказуемое взаимодействие может привести к отношениям, которые, когда они полностью разовьются, могут привести к обстоятельствам, парализующим влияние терапевта. Например, доминирование одного сопротивляющегося члена может быть непреодолимым препятствием. Здесь можно увидеть важное отличие от индивидуальной терапии, где такое сопротивление редко бывает неизлечимым. В группе терапевт принимает аспект диктатора, если он прямо выступает против и критикует препятствующего члена. Можно интерпретировать поведение такого члена, но вряд ли он прекратит его, пока другие участники подчиняются его действиям. Если бы терапевт казался критичным, а не толкующим, это сделало бы препятствующего участника слишком тревожным. Таким образом, терапевт становится в значительной степени зависимым от отношений сил между участниками, которые, будучи равными препятствующему члену, находятся в лучшем положении для критики его негативного поведения.
        Естественно, терапевт может тонко атаковать «молчаливое согласие», возникающее в результате сопротивления доминирующего члена. Например, когда доминирующий участник предполагает, что сотрудничество с терапевтом будет представлять собой скучное и женственное поведение, а другие участники демонстрируют свою уступчивость, наиболее очевидная реакция терапевта — прямая дискредитация этой идеи — будет ошибкой. Его единственный курс состоит в том, чтобы раскрыть значение «молчаливого согласия», заставить членов группы осознать его и их страх отказаться от него. Такое изучение «молчаливого согласия» будет иметь решающее значение для доминирующего члена, который обычно наиболее беспокоен и поэтому навязывает свое мнение с наибольшей силой. Его тревогу часто ощущают другие участники, которые, в свою очередь, вынуждены из-за собственного беспокойства не подрывать его защиту. Терапевту, возможно, придется подождать, пока участник спонтанно не нападет на «молчаливое согласие», но тем временем он может сосредоточиться на их взаимоотношениях и тревогах по отношению друг к другу. Иногда ситуация не изменится, и единственным решением будет изгнание доминирующего члена. Однажды мне пришлось это сделать.

        Силы внутри группы могут проявляться в других довольно непредсказуемых формах, таких как изоляция одного из членов, формирование подгрупп или чрезвычайно длительное молчание. Я убежден, что эти сопротивления в группе можно лечить только широким, общим подходом. Интерпретации должны касаться каждого члена, чтобы быть эффективными. Когда член не может быть достигнут, потому что он находится в подчинении у другого члена, или по любой другой причине, терапия может быть серьезно затруднена.

        Мы видели, как необходимость зависимости от сил отношений между членами может препятствовать лечению способами, не встречающимися при индивидуальном лечении. Однако есть и положительные аспекты напряженности и «молчаливого согласия», которые развиваются в групповой обстановке. Во-первых, большое влияние общего мнения членов группы не всегда служит сопротивлению. Его вполне можно сравнить с «терапевтическим союзом», «терапевтическим переносом», tragfhige Uebertragung. На протяжении всей групповой терапии можно наблюдать, как действует эта адаптационная сила. Люди постепенно испытывают возможность общения на очень интимные темы, выявления слабостей и агрессии, скрытых в их повседневной жизни. Под руководством терапевта и самого смелого члена такой терапевтический климат постоянно развивается. Еще одним преимуществом является повышенная возможность убедить пациента в его бессознательном поведении. По его мнению, терапевт может быть всего лишь еще одним человеком, который может ошибаться в суждениях. С другой стороны, в группе пациент сталкивается с небольшим сообществом, чьи коллективные наблюдения за его поведением могут быть более сильными и неотвратимыми. Ему может казаться, что большинство членов знают истину, и один человек не способен в одиночку бороться против устоявшегося мнения. Чтобы осознать потенциальную силу и ценность таких встреч среди сверстников в группе, нужно только вспомнить о трудностях, возникающих при анализе агрессивного, провокационного поведения моральных мазохистов, чтобы показать им, как они вызывают ситуации защиты и самонаказания.

        После этого краткого вступления мы можем теперь рассмотреть различные фазы, которые развиваются в ходе групповой терапии. Конечно, четкого проявления этих фаз во времени нет; они носят постоянно меняющийся характер, накладываются друг на друга, чередуются и полезны только для того, чтобы проводить определенные различия. При обсуждении этих фаз мы не должны забывать, что развитие невроза переноса является постоянным центром нашего исследования и техники.

        Каждый групповой контакт начинается с ознакомительного этапа, на котором участники изучают друг друга. Отношение к терапевту в этот период преимущественно пассивно-зависимое. Он считается неоспоримым лидером, и член может искать у него убежища от других или может объединиться с ними против неизвестной опасности. Он оракул, колдун, который может облегчить все страдания, и члены обычно чувствуют, что должны быть максимально послушными. Перед лидером стоит задача не продолжать эту льстивую ситуацию или быть нарциссически соблазненной ею. Терапевт, не доверяющий этому позитивному групповому переносу, несмотря на все предупреждения в литературе, способствует развитию типичной групповой структуры общего сопротивления. В такой ситуации необходим общий подход со стороны терапевта и должна быть сформулирована интерпретация подобного поведения членами группы. Во-первых, нужно возвращать все вопросы к самим членам, что-то вроде сократовской техники. Нужно использовать каждое различие между идеями, чтобы ставить новые проблемы и тщательно исследовать, как связи между членами могут представлять собой сопротивление. Эта техника всегда будет приводить участников к раскрытию новой информации друг другу, что повысит терпимость в группе. Реакции пациента на этой стадии могут принимать форму отыгрывания. Члены группы начинают любить друг друга и находят утешение в своих общих страданиях. «Мы рады быть невротиками вместе, и нам не нужно стыдиться наших жалоб и тревог». Это явно защита от их чувства неадекватности перед лицом внешнего мира. Единодушие этого типичного группового сопротивления является своего рода извращением упомянутого выше «терапевтического альянса». Какое бегство от угрожающего окружающего мира в повседневной жизни! Однако это «молчаливое согласие» часто требует, кроме того, приемлемого для всех поведения, которое в первую очередь устанавливается доминирующим членом. В группе, состоящей из мужчин, попытка сохранить некоторую мужественность среди такого пассивного поведения станет очевидной в их коммуникациях о женщинах. Меня также поразило количество сексуальных связей, помолвок и браков, имевших место на этом этапе терапии. Хотя я не чувствовал, что такие шаги являются желательным последствием для участников, я не пытался разубедить их в свете моей неуверенности в результатах этой формы лечения.

        Покорное поведение в терапии особенно примечательно со стороны новых членов. Они немедленно соблазняются описанием своих характеров, своих жалоб и улаживанием своего напряжения с другими. Они должны найти свое единодушие с преобладающим кодексом. Здесь терапевтический фактор определяется групповой динамикой и преодолением всех взаимодействий; равновесие ищется автоматически. Это очень живой опыт, характеризующийся не молчанием, а длинными монологами.
        Для развития второй фазы, стадии невроза переноса, интеграция на групповом уровне должна быть подорвана терапевтом. Он должен сопротивляться склонности группы к стереотипному общению в братской демократии и поощрять индивидуальную реакцию каждого члена. Здесь естественно указать, что есть и другие способы проведения терапевтической группы. Но лидер своим относительно неразоблачающим поведением станет центром формирования переноса, тем самым способствуя для каждого пациента необходимой для психотерапии регрессии. Я считаю, что в групповой психотерапии преобладают две формы регрессии. Одним из них является «группировка», которая в основном является постэдипальной и особенно динамикой подросткового возраста. Эта постэдипальная ситуация является вездесущим убежищем для каждого члена групповой психотерапии (как в отношениях матери и ребенка очень репрессивного типа, первичном переносе в индивидуальном психоанализе). Другая форма регрессии, диада и триада, выражается в эдипальных и доэдипальных переносах и их производных в постэдипальный период. Естественно, это перенос на терапевта или на одного из участников (этот вопрос намеренно опущен в этой статье). Но я вместе с другими считаю, что на этом примитивном уровне сама группа также имеет значение личности и особенно матери. Таким образом, мы видим, что с терапевтом и группой также возможны отношения триады. Однако, поскольку ситуация, в которой мы работаем в групповой терапии, на самом деле является постэдипальной, регрессия на эдипальный и доэдипальный уровни возможна только время от времени.

        Не следует, однако, забывать, что группировка означает до некоторой степени ограничение своей индивидуальности и подчинение общему принципу, который включает в себя переносы на всех присутствующих, а не только переносы между двумя людьми, как в индивидуальном анализе. Когда последний вид переноса достигается с терапевтом, взаимоотношения участников показывают преобладание конкуренции, своего рода братско-сестринское соперничество за внимание терапевта.

        Я считаю, что на данном этапе лечения существует возможность проводить настоящую структурную психотерапию. Терапевтический фактор в основном ограничивается отношениями с терапевтом, единственным присутствующим человеком, который способен реагировать и общаться без отыгрывания в терминах контрпереноса. Естественно, что на этом этапе взаимодействие между членами будет продолжать способствовать адаптации, но адаптации, определяемой потребностями группы и ее равновесием, а не потребностями отдельных членов. Именно в колебаниях между этими двумя типами отношений и переноса сейчас происходит групповая терапия. Ниже представлены две истории болезни, выбранные для демонстрации влияния общего напряжения и его перехода в маленькую драму индивидуально направленного невроза переноса. Именно здесь можно увидеть взаимодействие между двумя упомянутыми выше формами регрессии.

        Случай А: В начале групповой терапии Пэт было около двадцати семи лет. Он прекратил учебу из-за серьезных нарушений работы навязчивого характера. Родившийся в тропиках, он поселился в Голландии, когда ему было восемь лет. На тот момент его родители уже были в разводе, и примерно через два года был оформлен развод. Невроз навязчивых состояний Пата, описанный далее, начался в подростковом возрасте и значительно усилился после того, как он покинул родительский дом и стал одиноким студентом в большом университетском городке. Его половое созревание характеризовалось ссорой с матерью, очень властной и авторитарной женщиной с психопатическим стилем жизни. Его попытки стать независимыми были встречены суровыми наказаниями концлагеря. В то же время мать была обольстительна, искала всевозможной близости и беспокоила Пэт своими двойственными намерениями. На службе в армии он был парализован своими навязчивыми идеями, и его состояние еще больше ухудшилось.

        В начале терапии Пэт был полностью изолированным молодым человеком без реальных контактов. Он жил один, избегая встреч с матерью, так как они неизменно заканчивались жестким конфликтом. Иногда он навещал других членов своей семьи, но проявлял к ним лишь поверхностную теплоту и половинчатый интерес. Он явно боялся всех и занял позицию циничного превосходства. Поскольку он не делился с другими, никто не понимал странных симптомов, которые он выявлял с большим трудом и с расплывчатостью, характерной для компульсивного невротика. Хотя он регулярно посещал заседания, его протест становился все более явным. Он пытался справиться с заданными ему вопросами, отвечая на них, и пожимал плечами, когда ему указывали на такое поведение. Теоретически такое поведение следует отнести к разряду ориентационной стадии. Это была защита от новой ориентации, грозившей вывести его из изоляции его повседневной жизни. Это поведение оставалось довольно неизменным в течение почти года. К этому времени постоянство ситуации, опыт контакта с другими людьми, которых не беспокоили бы его установки, стали делать его более смелым, побудили к его «терапевтическому союзу», и начал происходить некоторый обмен. Он явно начал чувствовать себя в этой маленькой «семье» как дома и стал проявлять больше своих эмоций, своих высоких идеалов и чувствительности к музыке. Развивался позитивный перенос на группу, что означало, что каждый в некотором смысле был вовлечен в его невроз навязчивых состояний. Он делал бесконечные рассказы, так как чувствовал себя обязанным передавать информацию таким образом. Ни один из участников не осмелился возражать против такого поведения, зная — казалось, интуитивно, — насколько глубоко это повлияет на Пэта. Прерывание привело бы к полному отчуждению, и все боялись последствий, которые это могло иметь для человека, столь изолированного и взволнованного.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *