Гештальтпсихология мышления, инсайт, эксперименты Келлера
- размер шрифта
уменьшить размер шрифта
увеличить размер шрифта
Гештальтпсихология основана на процессах восприятия, однако это направление имеет свою значимость и в других сферах нашей психической жизни, а в частности в мышлении. При этом гештальтпсихология встает в оппозицию как к ассоцианистской, так и к вюрцбургской школе.
Что такое гештальт?
Гештальтпсихология в качестве объяснительного принципа вводит понятие «гештальта» — целостности. Таким образом, если остальные направления пытаются расчленить психическую жизнь человека и поделить ее на элементы, то здесь идет речь о целостном восприятии мира. Все психические процессы в гештальтпсихологии протекают вместе, а в психике присутствует целостная структура, которая и называется гештальтом.
Например, смотря видеоролик, человек воспринимает картинку и звук как единое целое. При этом он не раскладывает звуковой ряд на отдельные звуки, а видеоряд — на набор цветов и ощущений. Кроме того, люди не способны воспринимать написанные слова в отрыве от их значений и легко поддаются оптическим иллюзиям. Это связано с тем, что человеческий мозг стремится познать целостность – создать гештальт.
Любая проблемная ситуация также предстает перед нами как гештальт – целостная структура со своими элементами и связями между ними. Мышление осуществляется за счет последовательного перехода от одной такой структуры к другой. С помощью ряда таких переходов происходит преобразование структуры, что в конечном итоге приводит к решению проблемы. Проще говоря, решение находится тогда, когда человек смотрит на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.
Эксперименты Келлера
Такое мышление было наглядно продемонстрировано в экспериментах В. Келлера [1]. Он решил доказать, что даже животные способны мыслить, а не просто действовать на основании инстинктов. Для эксперимента ученый взял человекообразных обезьян и предложил им двухфазные задачи (задачи с обходным путем). Например, чтобы достать банан, обезьяне недостаточно было дотянуться до него рукой. Необходимо было подставить ящик, залезть на него и только потом взять банан. В другой задачке ей нужно было соединить две палки в одну, чтобы дотянуться до банана. Или обезьяне можно было использовать только одну палку, но так, чтобы вытолкнуть банан через боковую стенку ящика, а не притянуть его к себе. Все подобные задачи представляли собой достаточно сложные последовательности из двух этапов, которые сложно решить простым методом проб и ошибок. Но обезьяны справлялись. Сначала они делали различные неудачные попытки, потом садились и думали. А после решали задачу и доставали банан.
Инсайт
Процесс решения задачи Келлер назвал инсайтом. Он предполагает, что в определенный момент у обезьяны в голове зарождается совершенно новое понимание проблемы. И это происходит не постепенно, а мгновенно, за счет реструктуризации ситуации. Однако у обезьян есть ограничения в мышлении. Ведь в гештальтпсихологии мышление понимается как реструктуризация наглядной ситуации. И действительно, обезьяна способна мыслить и решать проблему только тогда, когда ситуация для нее наглядна. То есть обезьяне необходимо видеть одновременно и ящик, и банан, и палку, чтобы решить задачу. И если положить палку недалеко от банана, но так, чтобы она не могла видеть их одновременно, то она не сможет решить задачу. Это связано с ограничением оперативной памяти у животных и небольшим размером их префронтальной коры. Так как у нас оперативной памяти намного больше, то мы можем удерживать в сознании больше объектов, и нам не обязательно видеть их перед собой.
Таким образом, мышление в гештальтпсихологии понимается как последовательная смена гештальтов путем инсайта. Нахождение решения для определенной задачи достигается благодаря преобразованию структуры гештальта, в результате чего приходит новое понимание проблемной ситуации – инсайт.
Литература:
- 1. Келер. В Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. С.235-249.
- 2. Фирсов Л.А., Чиженков А.М., Эволюция Интеллекта, СПб, «Астер-X», 2004 г., с.79-81.
- 3. Когнитивная психология мышления. Гештальтпсихология мышления, инсайт и эксперименты Келера — https://www.youtube.com/watch?v=Pa8_uOWWy7Y
Автор: Голякова Дарья, журналист
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам. | Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше! |
Свежие статьи
- Секрет счастья: гарвардское исследование развития взрослых людей, начавшееся еще в 1938 году
- Исследование: популярность произведения и простота обработки текстов песен
- Исследование: связь между умеренным потреблением алкоголя, содержанием железа в мозге и когнитивными способностями
- Исследование: половые и возрастные различия в «теории разума» в 57 странах с использованием теста «чтение мыслей по глазам»
- Исследование: цель в жизни и смертность от всех причин
Другие материалы в этой категории:
« Гештальтпсихология: проблемы и решения
Гештальтпсихология и её основные представители »
Наверх
Ирэна Голуба.
Онлайн-курс «Теория и практика гештальт-эксперимента»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕШТАЛЬТА И ПСИХОДРАМЫ
Теория и практика гештальт-эксперимента
Онлайн-курс Ирэны Голубы
20 августа — 29 октября 2020 г.
Купить запись |
Информация о программе
Уважаемые коллеги, мы приглашаем вас на новый онлайн-курс, посвященный эксперименту в гештальт-терапии. Эксперимент является одним из основных методов гештальт-терапии, отличающих её от других подходов. Однако в практической работе с клиентами специалисты порой незаслуженно забывают о всех его преимуществах. В рамках этого курса вы узнаете о классических видах гештальт-экспериментов и о том, в каких случаях наиболее эффективно их использовать; научитесь конструировать собственные эксперименты и проводить их в очной работе и онлайн-терапии.
Цель программы: объединить теоретические и практические представления о гештальт-эксперименте.
Формат курса: 10 вебинаров по 2 часа (27 ак. часов). Курс включает в себя 5 блоков, каждый блок состоит из 2 вебинаров. В первом вебинаре мы немного говорим, изучаем теорию и пробуем экспериментировать. Между двумя вебинарами тренируемся, отрабатываем домашнее задание, а на втором вебинаре обсуждаем результаты тренировок, тонкости и варианты экспериментов.
Задачи курса
Систематизировать знания о теоретических и методологических принципах экспериментальной работы в гештальт-подходе.
Научиться определять терапевтические «мишени» и ситуации, в которых использование эксперимента является наиболее продуктивным.
Освоить принципы конструирования гештальт-экспериментов, отработать их на практике и интегрировать в работу с клиентами.
Научиться проводить эксперименты в групповой работе и изучить тонкости этого процесса.
Научиться проводить классические эксперименты, такие как пустой стул и отреагирование эмоций.
Освоить экспериментальную работу при очной и онлайн-терапии.
Познакомиться с техникой безопасности и этическими принципами проведения гештальт-экспериментов.
5 блоков
5 блоков, по 2 вебинара в каждом. Вебинары будут проходить 2 раза в месяц с .. до .. (с последующим предоставлением записей).
Каждый блок предполагает теоретически лекции и упражнения для отработки навыков.
27 ак. часов
10 вебинаров по 2 астр. часа, а также домашние задания для отработки навыков.
Можно пройти весь курс или выбрать интересующие Вас блоки.
Сертификат
Электронный сертификат выдается по результатам участия.
Записи
Все занятия можно пересмотреть на протяжении обучения и после.
Онлайн участие
Доступно из любой точки мира.
Ирэна Голуба
Психолог (МГУ), гештальт-терапевт, супервизор, президент Латвийской Ассоциации Гештальт-терапии (LGTA), тренер Рижского Гештальт Института, первый президент Латвийского Общества Психотерапии (LPB), член EAGT; гештальт-терапевт с 1994 года, супервизор с сертификатом Французского Института Гештальта и Парижской Школы Гештальта.
Программа и расписание курса
Курс состоит из 5 блоков, по 2 вебинара в каждом.
Блок №1. Введение в гештальт-эксперимент
20 и 27 августа с 19:30 до 21:30
— 3 жанра психотерапии: диалог, эксперимент и ассоциативные методы. Выбор между диалогом и экспериментом.
— Эксперимент на разных стадиях цикла контакта. Виды экспериментов и цикл контакта по С. Гингеру как основа для создания экспериментов.
— Самые распространенные классические виды гештальт-экспериментов: пустой стул, отреагирование эмоций.
Будем разбираться, в каком случае эксперимент необходим. Потренируемся в использовании классических экспериментов в контексте потребностей конкретного случая психотерапии.
Блок №2. Конструирование гештальт-эксперимента
3 и 10 сентября с 19:30 до 21:30
— Основные принципы конструирования гештальт-эксперимента: воспроизведение проблемной ситуации клиента здесь-и-теперь.
— Позиция терапевта, баланс фрустрации и поддержки.
— Техника безопасности при работе с экспериментом.
— Эксперименты при работе с травмой.
— Редкие эксперименты.
Разберем общую схему построения экспериментов. Разберем специфику экспериментальной работы при работе с травмой. Применение общей схемы построения экспериментов для редких, уникальных ситуаций.
Блок №3. Телесные эксперименты. Эксперимент в работе с Self
17 и 24 сентября с 19:30 до 21:30
— Телесные эксперименты.
— Амплификация, работа с ретрофлексией.
— Интервенции, обращенные к разным функциям Self.
— Эксперимент как обращение к Эго-функции.
Работа с телом — многообразная и любимая, особенно проживания и действия! Как обратиться к Эго-функции, она же не про слова, а про действие? Наше решение — эксперимент!
Блок №4. Работа с полярностями
1 и 8 октября с 19:30 до 21:30
— Полярности при работе с эготизмом.
— Работа с полярностями как способ работать с расщеплением.
— Этапы работы с полярностями: обнаружение, обогащение, диалог, интеграция.
— Если полярности разного калибра/возраста?
Работа с полярностями это способ работать в тех случаях, когда поведение клиента весьма противоречиво. Когда с трудом осознает эту противоречивость, и трудно взять на себя ответственность за обе полярности одновременно. Эти техники помогают создать терапевтический альянс с одной из частей, не игнорируя остальные.
Блок №5. Эксперименты при работе с группой
22 и 29 октября с 19:30 до 21:30
— Эксперименты в группе.
— Этика и техника безопасности при работе с экспериментом в группе.
Работа с группой — один из наиболее эффективных средств в работе с проекциями, которые очень сложно отработать в кабинете тет-а-тет. Работа в группе позволяет качественнее сфокусироваться на пост-контакте. Риски гештальт-эксперимента, этика, технические особенности. На экспериментах в группе велик риск ретравматизации. Поговорим о том, как этого не допустить, а также обсудим все вопросы, которые остались с предыдущих блоков.
Оплата курса в записи
Здесь Вы можете оплатить курс. Любые вопросы направляйте, пожалуйста, на почту [email protected]
7900
р.
Формат участия
Полный курс Ирэны Голубы. Теория и практика гештальт-эксперимента
Оплатить |
Нажимая на кнопку, Вы подтверждаете ознакомление с соглашением и даете согласие на обработку персональных данных, а также соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
КОНТАКТЫ
Click to order
Нажимая на кнопку, Вы подтверждаете ознакомление с соглашением и даете согласие на обработку персональных данных, а также соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Творческие эксперименты – бристольский терапевт
Гештальт-терапия одновременно творческая и экспериментальная. Креативность гештальта заключается в поиске поддержки в текущей ситуации. Синий Питер научил целое поколение людей, какую поддержку они могут получить от рулонов туалетной бумаги и двустороннего скотча. Гештальт делает то же самое с каждой ситуацией, спрашивая: «Что поддерживает эта ситуация?». Экспериментирование гештальта заключается в том, чтобы показывать, а не рассказывать, и делать, а не говорить.
Гештальт-эксперимент, в конечном счете, заключается в попытке сделать что-то, что сделает предмет более доступным для опыта. Классический пример называется «пустой стул». Вместо того, чтобы рассказывать мне о своих чувствах к кому-то, кого нет в комнате, я мог бы предложить вам представить, что этот человек сидит на пустом стуле, и прямо сказать ему, что вы чувствуете. Это немедленно переключает нас с рассмотрения «здесь и тогда», где бы ни находился этот человек, к «здесь и сейчас» непосредственного опыта. Важно отметить, что это означает показывать эти чувства и вступать с ними в полный контакт, а не говорить о них и вступать с ними в контакт лишь частично.
Фриц Перлз описал терапию как «безопасную чрезвычайную ситуацию». Я думаю, что это лучший способ объяснить, что такое гештальт-эксперимент. Это чрезвычайная ситуация, потому что это означает сделать что-то, что расширит вашу зону комфорта, унося вас на неизвестную территорию. Это безопасно, потому что терапевтическая ситуация представляет собой хорошо ограниченное пространство, а эксперименту способствует поддерживающий терапевт. Когда я предлагаю эксперименты, я гарантирую, что они оцениваются таким образом, чтобы ваша зона комфорта расширялась только до той степени, которую вы можете терпеть. Толкать кого-то за пределы его терпимости не только неэтично, но и бессмысленно, потому что обучение не может быть усвоено.
Эксперимент может быть таким же простым, как я предлагаю вам сделать утверждение (например, «как бы вы сказали, насколько вы сердиты?» будет сложным экспериментом для того, кто испытывает трудности с выражением гнева). Или это может быть так же сложно, как стать персонажем из сна, который у вас был, и говорить, как если бы вы были им какое-то время.
Эта безопасная чрезвычайная ситуация может затем стать пространством, в котором вы развиваете новое поведение и образ жизни, репетируя их в благоприятной среде с ценной обратной связью от вашего терапевта. Все, что нужно для того, чтобы эксперимент состоялся, — это оглядеться вокруг и подумать, какая поддержка доступна для того, что мы хотим исследовать.
Мир становится совершенно другим, если смотреть экспериментальным взглядом!
Здесь и сейчас
Гештальт-терапия фокусируется на здесь и сейчас. Это не потому, что прошлое и будущее не важны; их просто нет. Когда мы с вами встречаемся в терапевтическом кабинете, опыт происходит здесь и сейчас. Каждый опыт требует …
Подробнее
Ваш опыт
Гештальт
в значительной степени опирается на область философии, называемую феноменологией. По существу, это означает изучение опыта. Меня как гештальт-терапевта волнует исследование того, как вы воспринимаете свою реальность. Это контрастирует с психоаналитическим …
Подробнее
Теория поля
Гештальт-терапия имеет мировоззрение, основанное на теории поля. Теории поля — это мировоззрения, в которых реальность рассматривается как целостная и взаимосвязанная. Дело не в том, что все влияет на все остальное, а в том, что все существует…
Подробнее
Контактная и креативная корректировка
Контакт Важнейшей концепцией гештальт-терапии является контакт. На самом деле это относится к постоянному процессу, а не к определенному состоянию бытия. В каждый момент нашей жизни мы вовлечены в процесс установления контакта с …
Подробнее
О гештальте
Нет лучшего способа объяснить гештальт-терапию, чем демонстрация. И лучший способ продемонстрировать гештальт-терапию — это встретиться со мной на первом сеансе. Конечно, это не поможет вам узнать заранее, будет ли …
Подробнее
Саморегуляция организма
Подробнее
Парадоксальная теория изменений
Подробнее
экспериментов в гештальт-терапии | ле чат д’аржан
Одной из вещей, которая олицетворяет для меня характер гештальт-подхода, является терапевтическое использование экспериментов. До начала обучения слово «эксперимент» для меня имело оттенок ученых в белых халатах, заставляющих крыс бегать по лабиринтам для их общего развлечения (и, конечно, для пользы человечества). Я думаю, что это обычная ассоциация образов в западной культуре; мы привыкли, что эксперименты — это то, чем занимаются ученые. Следовательно, когда я объясняю гештальт заинтересованным знакомым, часть «и я буду часто приглашать клиентов на эксперимент» может вызывать интересные взгляды.
Эксперимент — это не что иное, как попытка что-то увидеть, что получится. Для ученого цель эксперимента — проверить некоторую гипотезу; если я выполню процесс x, я ожидаю получить результат y. Платон считал, что в экспериментах нет необходимости, и что мыслители могут открывать законы природы с помощью логического мышления. Западная наука не согласна; гипотеза описывает то, что, по нашему мнению, имеет место, а научный эксперимент — это средство, с помощью которого мы проверяем гипотезу.
Гештальт меньше занимается проверкой гипотез. Цель эксперимента в гештальт-терапии — перейти от разговора о чем-то к переживанию чего-то. Вспомните, когда в последний раз кто-то говорил вам о том, как его раздражает кто-то другой. Классический гештальт-эксперимент: «Представьте, что человек сидит вон там, на стуле, и скажите ему все это». Цель эксперимента — перейти от сообщения мне о гневе к его выражению. Чтобы рассказать мне о гневе, нужно отойти на один или два шага от самой эмоции. Напротив, невозможно выразить кому-то гнев, реальный или воображаемый, не разозлившись.
Цель состоит в том, чтобы попытаться установить контакт с этими гневными чувствами и посмотреть, что произойдет. В этот момент может произойти множество вещей. Чувства гнева могут быть слишком подавляющими, поэтому человек закрывается или плачет. Эксперимент может провалиться, потому что человек станет застенчивым или почувствует себя глупо, разговаривая с пустым стулом. Читая об этом примере, вы можете воскликнуть: «Но это же ненастоящее, там никого нет!», что совершенно верно. С другой стороны, когда кто-то говорит мне, как он зол на того-то и того-то, меня поражает, что такого-то и такого-то в этом примере тоже нет. Что является еще одним пунктом эксперимента; первоначальная внешняя цель гнева этого человека недоступна для его получения, поэтому они создают замену. Я не хочу быть этой заменой, поэтому предлагаю альтернативу, столь же несуществующую альтернативу; воображаемый человек на пустом стуле.
Гештальт-терапевт не знает, что произойдет, когда он предложит эксперимент. Все, что они знают, это то, что у них есть идея более непосредственного изучения имеющегося материала. Эксперимент также представляет собой новую ситуацию, т. е. ситуацию новую и, следовательно, не адаптированную. Это означает, что у нас есть возможность своими глазами увидеть процесс творческой адаптации; мы видим, как процесс приспособления к жизненной ситуации происходит прямо на наших глазах. И поскольку этот процесс теперь находится в сознании, а не происходит автоматически в фоновом режиме без нашего ведома, мы узнаем что-то важное о том, как мы тикаем.
Фриц Перлз назвал это «безопасной чрезвычайной ситуацией»; мы чувствуем себя в чрезвычайной ситуации, потому что делаем что-то, что выталкивает нас из зоны комфорта, но это безопасно, потому что нас поддерживает сочувствующий терапевт, которому не нужно, чтобы мы потерпели неудачу или преуспели. Гештальт-терапевты занимают позицию творческого безразличия. Когда я предлагаю эксперимент, я просто предлагаю идею; мой клиент может выбрать, попробовать или нет. А поскольку цель эксперимента — посмотреть, что получится, меня не волнует, удался или провалился эксперимент. Оно не может быть успешным или неудачным, оно может быть только тем, чем оно является. Эксперимент, который, кажется, проваливается, дает столько же информации, сколько и эксперимент, который кажется удачным.
Когда Перлз, Хефферлайн и Гудман впервые опубликовали книгу «Гештальт-терапия: волнение и рост человеческой личности», первая половина книги представляла собой серию экспериментов, которые любой читатель мог использовать для самостоятельного изучения идей и утверждений гештальта. Самопроверка очень важна для гештальт-терапевтов. Это противоречит нашей современной научной культуре, в которой достоверность связана с возможностью продемонстрировать доказательную базу.
В этой теме, вероятно, будет статья в блоге в будущем, но на данный момент моя главная мысль заключается в том, что доказательная база представляет собой то, что другие люди говорят вам, а самопроверка — это то, что вы испытали, чтобы иметь место. Ученые, проводившие эксперимент, о котором они затем пишут статью, подтвердили свою правоту; они действительно провели эксперимент. Человек, который цитирует свою статью как часть доказательной базы для такого-то утверждения, не подтвердил себя. Доказательная база — это не что иное, как серия утверждений, используемых кем-то для придания веса аргументу или предложению.
Гештальт-терапия делает упор на самопроверку, потому что это более энергичный процесс, чтобы попробовать что-то для себя, чем поверить кому-то на слово. Энергичный ученый повторяет эксперимент, о котором он читал, чтобы убедиться, что методология подходит и что процесс работает. Следовательно, по традиции Перлза и компании, я буду включать предложения по экспериментам, которые помогут сделать то, о чем я пишу в этом блоге, более доступным. Затем вы можете попробовать то, что я предлагаю, или нет. Если вы хотите поделиться своим опытом каких-либо экспериментов, не стесняйтесь комментировать пост, анонимно или нет.
И не забывайте проявлять некоторую осторожность в отношении любого эксперимента; идея состоит в том, чтобы перейти от общего разговора о чем-то к непосредственному переживанию чего-то, поэтому трудно предсказать, кто на что может сильно отреагировать. Если вы чувствуете себя неловко по поводу эксперимента, просто помните, что это ваш выбор, что вы делаете; вам не нужно проводить эксперимент только потому, что я предлагаю его. И я не ваш терапевт, поэтому я не смогу помочь вам в изучении того, что возникает. Тем не менее, я буду рад указать вам направление к гештальт-терапевту, где бы вы ни находились, если что-то случится и вы почувствуете, что вам нужна такая поддержка; просто напишите мне.