Гальперин Петр Яковлевич — Психологическая газета
В 1926 г. окончил лечебный факультет Харьковского медицинского института.
В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных», в 1965 г. — докторскую диссертацию на тему «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».
В 1926-1941 гг. работал в Украинской психоневрологической академии (Харьков) в качестве сначала врача-психоневролога, а затем — психолога. Вел педагогическую работу в Харькове и Донецке.
В 1941-1943 гг. — начальник лечебной части Кауровского восстановительного госпиталя (Свердловская область).
С 1943 г. работал в МГУ им. М.В. Ломоносова: доцент, профессор (с 1966 г.), заведующий кафедрой (с 1971 г.) возрастной психологии факультета психологии, профессор-консультант (с 1983 г.).
Читал лекции по общей психологии, детской психологии, истории психологии.
Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий, и деятельную теорию усвоения.
В 1920-1930-х гг. активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.И. Зинченко, В.И. Аснин и др.).
В кандидатской диссертации П.Я. Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития).
П.Я. Гальперин разграничил две части осваемого предметного действия: его понимание (ориентировочная часть) и умение его выполнять (исполнительная часть), придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией». По мнению П.Я. Гальперина, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочная.
Тогда основной задачей психологии является необходимость изучения законов, строения и условий ориентировочной деятельности, особенностей ее формирования и изменения на различных этапах развития человечества. Такое понимание предмета общей психологии меняет представление о психических процессах: восприятии, мышлении, памяти, — которые рассматриваются как особые формы ориентировочной деятельности. Гальперин выделяет два основных плана, являющиехся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов.
Эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой — общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения.
В 1953 г. на совещании по психологии в Москве Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий, высказав идею, что умственные действия — это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий.
С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась.
В рамках первого периода — периода становления основных понятий — Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения.
Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Обобщение действия — это выделение из многообразных свойств его объекта именно тех, которые нужны для выполнения действия. Полнота выполняемых операций состоит в развертывании или сокращении действия. Развернуть действие — значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы. Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия.
На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, так как служит признаком произвольности действия.
К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах: Гальперин создал новый метод исследования психических процессов — метод их планомерного поэтапного формирования. Наиболее общие положения теории были представлены на защите докторской диссертации в 1965 г.
В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории, выделяются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность — это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности.
П.Я. Гальперин занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга, применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.
Основные публикации:
-
Об установке в мышлении // Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941 (на укр. яз.) -
К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 4 -
Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959 -
Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по психологии) по совокупности работ. М., 1965. 51 с. -
Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 -
Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с. -
Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.) -
Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978 -
Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985 -
Психология как объективная наука. М., 1995
Награды:
-
Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1999, посмертно).
Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»
Психологические характеристики культуры безопасности работников нефтеперерабатывающей компании
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.126-137
Кузьмин А.Ю. Родионова Е.А.
подробнееСкачать PDF
329
Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.114-125
Васягина Н.Н. Баринова Е.С. Григорян Е.Н. Шемпелева Н.И.
подробнееСкачать PDF
324
Применение культурно-исторической методологии к анализу анамнеза группы мальчиков-подростков с самоповреждающим поведением
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.101-113
Бурлакова Н.С. Олешкевич В.И.
подробнееСкачать PDF
342
Роль взаимоотношений подростков с социальным окружением как фактор защиты от рисковых форм поведения
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.88-101
Булычева Е.В.
подробнееСкачать PDF
256
Анализ психофизиологических механизмов и подходов в коррекции звукопроизношения
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.77-87
Морковина А.Д. Шевченко А.О. Строганова В.В. Вартанов А.В.
подробнееСкачать PDF
251
Новые подходы в постановке и решениях проблемы сознания
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.66-76
Акопов Г.В.
подробнееСкачать PDF
120
Связь установок гендерного неравенства у партнеров и эмоциональных состояний женщин в близких отношениях
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.55-65
Опекина Т.П. Шипова Н.С. Крюкова Т.Л.
подробнееСкачать PDF
132
Влияние гормональной терапии на субъективное качество жизни у транссексуалов
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.44-54
Кумченко С.К. Тхостов А.Ш. Рассказова Е.И.
подробнееСкачать PDF
131
Жизнестойкость и выбор способов реагирования на стрессовые ситуации в подростковом возрасте в связи с детско-родительскими отношениями
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.32-43
Данилова М.В.
подробнееСкачать PDF
190
Профиль интеллекта и личностные особенности у взрослых пациентов с высокофункциональным аутизмом
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.18-31
Козунова Г.Л. Новиков А.Ю. Чернышев Б.В.
подробнееСкачать PDF
135
Нейропсихологическая диагностика и реабилитация пациентов с нарушениями праксиса при поражениях головного мозга различной этиологии
Национальный психологический журнал
2023. № 1.
c.3-17
Баулина М.Е. Варако Н.А. Зинченко Ю. П. Ковязина М.С. Микадзе Ю.В. Скворцов А.А. Фуфаева Е.В.
подробнееСкачать PDF
156
Риски психологической безопасности личности в условиях внедрения цифровых образовательных технологий на этапе профессионального обучения
Национальный психологический журнал
2022. № 4.
c.132–143
Худякова Т. Л. Гридяева Л.Н. Клепач Ю.В. Петросянц В.Р.
подробнееСкачать PDF
708
Система профессиональной подготовки психологов МЧС России
Национальный психологический журнал
2022. № 4.
c.116–131
Шойгу Ю. С.
подробнееСкачать PDF
565
Трудовые интересы как ключевой фактор вовлеченности и эффективности работников образовательных технологий
Национальный психологический журнал
2022. № 4.
c.102–115
Лобанова Т. Н.
подробнееСкачать PDF
373
Психологические предикторы прокрастинации студентов-психологов
Национальный психологический журнал
2022. № 4.
c.91–101
Бояринов Д.М. Губайдулина Л.М. Новикова Ю.А. Качина А.А. Барабанщикова В.В.
подробнееСкачать PDF
894
Эволюция развития: Происхождение и значение инстинкта
- Список журналов
- Рукописи авторов HHS
- PMC5182125
В качестве библиотеки NLM предоставляет доступ к научной литературе. Включение в базу данных NLM не означает одобрения или согласия с
содержание NLM или Национальных институтов здравоохранения.
Узнайте больше о нашем отказе от ответственности.
Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. Авторская рукопись; доступно в PMC 2018 1 января. 2017 янв; 8(1-2): 10.1002/wcs.1371.
Опубликовано в Интернете 1 декабря 2016 г. doi: 10.1002/wcs.1371
PMCID: PMC5182125
NIHMSID: NIHMS728536
PMID: 2790651 5
Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности
- Дополнительные материалы
Как перелетные птицы, пастушьи собаки и морские черепахи совершают удивительные поступки? На протяжении сотен лет ученые и философы бились над возможными объяснениями. Со временем в дискуссии стало преобладать одно слово: инстинкт . Это стало всеобъемлющим объяснением тех адаптивных и сложных способностей, которые явно не являются результатом обучения или опыта. Сегодня говорят, что различные животные обладают инстинктом выживания, миграционным инстинктом, стадным инстинктом, материнским инстинктом или языковым инстинктом. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти и другие «инстинкты» не могут быть удовлетворительно описаны как врожденные, запрограммированные, запрограммированные или генетически детерминированные. Наоборот, исследования в этой области учат нас, что типичное для вида поведение развивают — и они делают это в каждом индивидууме под руководством видотипичных переживаний, происходящих в надежных экологических контекстах.
Ключевые слова: Видотипичное поведение, этология, эпигенез, системы развития, импринтинг, локомоция, пластичность развития, аномалия развития, вестибулярная система, реакция выпрямления, наследование
Каждое сложное поведение ставит перед нами задачу определить его происхождение. Как птицы узнают, что мигрируют на юг на зиму? Откуда бордер-колли знают, что нужно пасти овец? Как морские черепахи возвращаются домой на пляж, на котором они вылупились? В качестве условного обозначения — средства коммуникации — мы могли бы говорить о миграционном инстинкте, стадном инстинкте или инстинкте возвращения домой. Такие ярлыки могут показаться приятными, но это иллюзорное удовлетворение. Поскребите поверхность любого сложного адаптивного поведения, и вы столкнетесь с, казалось бы, бесконечным множеством трудных вопросов, охватывающих периоды эволюции и развития, тонкости экологического и социального опыта и махинации нервной системы с ее миллиардами нейронов. Чем больше мы погружаемся в эти вопросы, тем труднее прийти к какому-либо четкому представлению о том, что такое инстинкт на самом деле. В роли Патрика Бейтсона 1 , эта концептуальная путаница в отношении инстинкта отражается во многих значениях, которые ему обычно приписывают, в том числе:
присутствует при рождении,
не изучен
разработан до использования
неизменен после развития
общий для всех представителей вида
адаптированный в процессе эволюции
обслуживается отдельным модулем мозга
обусловленный генами
Ученые часто неосознанно используют более одного из этих значений в любой момент времени и могут даже невольно переключаться между значениями в одной статье. Это не просто вопрос ленивого мышления. Неясность термина отражает фактическую путаницу в отношении предмета. Никто не сомневается в существовании типичного для вида поведения, и мы все можем согласиться с тем, что любая наука о поведении должна стремиться понять его. Но существует тревожная пропасть между общепринятыми предположениями, касающимися инстинкт и фактическая наука, доступная для его объяснения.
Современное изучение инстинктов началось в 1930-х годах с появлением этологии. Этология — раздел зоологии, посвященный пониманию поведения в его естественном контексте. Один из основателей этологии, Конрад Лоренц, популяризировал эту новую дисциплину для широкой публики своими многочисленными знаменитыми изображениями «запечатленных» утят, идущих за бородатым австрийцем, как если бы он был их матерью. В 1973 году молодая наука этология получила значительное одобрение, когда трое ее основателей — Лоренц, Нико Тинберген и Карл фон Фриш — получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
Лоренц стремился сделать с поведением то же, что эволюционные идеи Чарльза Дарвина сделали с костями. В статье Scientific American in 1958 2 Лоренц начинает со знакомого обсуждения эволюции передних конечностей: «Ласт кита, крыло летучей мыши и рука человека так же отличаются друг от друга по внешнему виду, как и по внешнему виду. функции, которые они выполняют. Но кости этих структур обнаруживают существенное сходство дизайна. Зоолог заключает, что кит, летучая мышь и человек произошли от общего предка» (стр. 119).).
Затем Лоренц совершает свой критический переход от костей к поведению: «Возможно ли, что под всеми вариациями индивидуального поведения лежит внутренняя структура унаследованного поведения, которое характеризует всех представителей данного вида, рода или более крупных таксономической группе — точно так же, как скелет первобытного предка характеризует сегодня форму и строение всех млекопитающих» (стр. 119)?
В качестве первого примера он приводит почесывание головы у птиц, которое, как он наблюдает, совершенно одинаково от птицы к птице: производится скрещиванием задних конечностей над крылом , чтобы достичь головы (). Лоренц восклицает, что большинство птиц царапают «точно одним и тем же движением» (стр. 120)! Затем он обращается к другим позвоночным, включая млекопитающих, и отмечает, что они точно так же царапаются. Для Лоренца из подобного поведения таких разных животных можно было сделать только один вывод: «Я не вижу, как объяснить это неуклюжее действие, если мы не признаем, что оно врожденное. Прежде чем птица сможет почесаться, она должна реконструировать старое пространственное соотношение конечностей общего четвероногого предка, которое она разделяет с млекопитающими» (стр. 120). Другими словами, царапание у собак, птиц и других животных — это высший инстинкт: древний, запрограммированный и неизменный.
Открыть в отдельном окне
Чесание головы у собаки и европейского снегиря. Конрад Лоренц использовал царапанье у этих двух совершенно разных видов, чтобы обосновать идею о том, что поведение формируется эволюцией. Что касается чесания головы, он недвусмысленно заявил, что это «является частью их генетического наследия и не формируется обучением» (стр. 119). От Лоренца, 1958 2 .
Десятилетия последующих исследований с тех пор научили нас скептически относиться к широким утверждениям Лоренца о происхождении поведения. Во-первых, почесывание головы оказывается более гибким, чем предполагал Лоренц. Бертт и Хейлман 3 , например, сообщил, что маленькие молодые птицы обычно чешут голову, перемещая ногу под крылом. Более того, некоторые взрослые особи будут использовать надкрыльевой метод при посадке и переключатся на подкрыльевой метод в полете. Основываясь на этих и других наблюдениях, они предположили, что метод царапания птиц зависит не от заранее запрограммированных инструкций, а от позы, баланса и центра тяжести птицы в любой данный момент 4 . Такие термины, как встроенный и врожденный замалчивают тот факт, что скретчинг зависит от контекста — от множества факторов, действующих в режиме реального времени. Изменяя контекст, мы показываем, насколько гибким может быть поведение.
Написав в Scientific American , в статье с хитрым названием «Как усваивается инстинкт», Хейлман 5 бросил вызов фундаментальному понятию инстинкта Лоренца: «Термин «инстинкт», как он часто применяется к поведению животных и человека , относится к довольно сложной, стереотипной схеме деятельности, которая является общей для вида, передается по наследству и не усваивается. Тем не менее, торможение автомобиля и размахивание бейсбольной битой — это сложные, стереотипные модели поведения, которые можно наблюдать у многих представителей человеческого вида, и эти модели, безусловно, невозможно приобрести без опыта. Возможно, стереотипные модели поведения животных также требуют для своего развития тонких форм опыта» (с. 241). Хейлман скрупулезно продемонстрировал влияние таких тонких форм опыта в своих исследованиях клевания только что вылупившихся чаек.
Точка зрения Хейлмана является предшественником современных систем развития подхода к происхождению способностей, черт и поведения 6 . Поразительное наблюдение, лежащее в основе системного подхода к развитию, заключается в том, что процессов — иногда очевидных, иногда скрытых — порождают эмерджентные свойства поведения каждого человека. ДНК играет решающую роль в этих процессах, но сама по себе не создает признаков. Соответственно, инстинкты не запрограммированы заранее, не зашиты и не детерминированы генетически; скорее, они возникают в каждом поколении в результате сложного каскада физических и биологических воздействий 7–9 . (Эта перспектива развития, ориентированная на процесс, долгое время называлась эпигенезом . Этот термин не следует путать с эпигенетикой , которая конкретно относится к изучению того, как негенетические факторы влияют на экспрессию генов. См. статью Дэвида Мура, Поведенческая эпигенетика , в этом сборнике.)
Концепция инстинктов Лоренца не учитывала должным образом ту роль, которую развитие и опыт играют в возникновении видотипического поведения и в передаче поведения из поколения в поколение. Даже объяснение Лоренцем наиболее тесно связанного с ним явления — зрительного импринтинга у утят — с годами претерпело значительные изменения. В то время как Лоренц считал, что вылупившиеся детеныши появляются на свет с одной программой обучения, которую просто нужно активировать соответствующим стимулом, последующие исследования показывают, что импринтинг включает в себя два независимых процесса 9.0045 10 . Первый процесс влечет за собой предрасположенность цыплят ориентироваться на стимулы, которые напоминают область головы и шеи обычной наседки; в естественных условиях эта предрасположенность обычно приводит к тому, что птенец ориентируется на собственную мать. Второй процесс влечет за собой получение подробной информации о стимуле; опять же, в естественных условиях этот процесс обычно приводит к тому, что птенец узнает о своей матери. Интересно, что эта двухпроцессная модель была применена к проблеме развития у младенцев способности распознавать лица (недавний обзор см. в Johnson et al. 9).0045 11 )
Гилберт Готлиб провел большую часть своей карьеры, исследуя другую форму импринтинга — слуховой импринтинг, — при котором только что вылупившихся птенцов и утят привлекает материнский зов 8 . Поскольку поведение вылупившихся детенышей, казалось, выражалось без какого-либо очевидного опыта общения с матерью или ее крика, такое адаптивное поведение считалось инстинктом. Однако Готлиб исследовал этот вопрос так, как никто другой до него, задав вопрос, получают ли эмбрионы критический опыт 9 .0015 еще в яйце . Удивительно, но он обнаружил, что они это делают: эмбрионы вокализируют изнутри яйца, и эти вокализации формируют развитие слуховой системы таким образом, что это имеет решающее значение для их влечения к зову матери после вылупления. Готлиб также обнаружил, что он может заставить детеныша одного вида предпочитать материнский зов другого вида, манипулируя его более ранним эмбриональным опытом. Таким образом, даже пренатальных переживаний формируют развитие видотипического поведения, часто тонким и неочевидным образом.
Когда-то наследование строго определялось как передача после смерти денег, собственности, долгов и других земных владений. Напротив, в биологических науках наследование стало синонимом передачи ДНК от одного поколения к другому. Однако с точки зрения систем развития поощряется более широкое определение наследственности, включающее все биологические факторы и факторы окружающей среды, влияющие на индивидуальное развитие, особенно те, которые надежно передаются. С этой точки зрения, ДНК, безусловно, является частью нашего наследства, как и все видоспецифические цитоплазматические факторы в яйцеклетке, которые передаются от матери к дочери. Как и многочисленные факторы окружающей среды, в которых развивается каждая биологическая система, включая (но не ограничиваясь ими) температуру, кислород, углекислый газ, атмосферное давление и гравитацию.
Рассмотрим гравитацию, которая действует везде и постоянно. Он формирует и упорядочивает жизнь на нашей планете: ствол дерева укоренен в земле, а его листья устремлены в небо, где птицы летают, брюшком упираясь в землю. Поведенческие реакции на силу тяжести выражены повсеместно и обнаруживаются у одноклеточных организмов и млекопитающих. Например, как могут подтвердить многие владельцы домашних животных, кошка, падающая вниз головой, грациозно перевернется и приземлится на лапы. это 9Реакция 0015 на выпрямление возможна благодаря вестибулярной системе, которая включает в себя аппарат нашего внутреннего уха, обнаруживающий изменения линейного и углового ускорения. Когда кошка падает, система обнаруживает изменения в ускорении и активирует мышцы всего тела, чтобы перевернуть кошку на правую сторону, прежде чем она упадет на землю.
Детеныши крысы проявляют реакцию выпрямления при рождении. В варианте теста с падением кошки на землю экспериментаторы выпускают щенка вверх ногами в резервуар с теплой водой. Типичное поведение щенка в этом тесте на погружение в воду — немедленно перевернуться и приземлиться на правую сторону вверх, что демонстрирует уже функционирующую вестибулярную систему. Но является ли эта система запрограммированным и древним инстинктивным ответом на неизменно надежную особенность жизни на нашей планете? Для исследователей это был особенно сложный вопрос, поскольку невозможно просто включать и выключать гравитацию по желанию.
Чтобы обойти эту проблему, Эйприл Ронка, Джеффри Альбертс и их коллеги запускали беременных крыс на космическом шаттле НАСА в период беременности, когда развивается вестибулярный аппарат 12 . Эти беременные крысы вернулись на Землю за два дня до рождения потомства, которое затем сравнили с «наземным контролем», который нормально вынашивался на Земле. Эти исследователи наблюдали различные поведенческие и нейроанатомические изменения вестибулярной системы, возникающие в результате беременности в условиях микрогравитации. Например, в то время как щенки с земли демонстрировали нормальные реакции в тесте погружения в воду, детеныши, выношенные в космосе, часто даже не пытались перевернуться, падая на дно аквариума на спину (см. Видео 1).
Интересно, что после недели пребывания в земной гравитации у детенышей больше не нарушались восстанавливающие реакции, в связи с чем возникает вопрос, приведет ли изоляция от земной гравитации на протяжении всего периода развития вестибулярной системы к более длительным эффектам. Тем не менее, урок из этого исследования ясен: как и в случае с утятами кряквы Готлиба, наличие сложного и адаптивного поведения при рождении очень мало говорит нам о важности факторов окружающей среды для развития этого поведения. Ясно, что даже самые «простейшие» инстинкты развиваются в ответ на многочисленные факторы, которые мы унаследовали от наших родителей, включая гравитационное окружение родной планеты наших родителей.
Этологи обычно делают акцент на типичном для вида поведении в естественных условиях. Но сосредоточение внимания на поведении типично сформированных животных может также породить иллюзию, что поведенческое развитие — это тщательно прописанный и предопределенный процесс. Напротив, изучение аномальных существ — независимо от того, возникают ли они в результате физических или генетических манипуляций или изменения среды развития — может дать ключевые идеи, недоступные в противном случае 13 . Важно отметить, что аномальные существа также помогают нам лучше понять процессы, управляющие типичным развитием.
Например, Джонни Эк был актером, наиболее известным своей ролью в культовом классическом фильме 1932 года « Freaks ». Родившийся с заболеванием, известным как amelia , его ноги были чрезвычайно короткими и бесполезными. Как и другие люди с этим заболеванием, Экк научился ходить, используя руки. Как он неоднократно демонстрировал в Freaks , движения Экка были плавными и грациозными. Эк мог спускаться по ступенькам и подниматься по лестницам (https://www.youtube.com/watch?v=z4aET2RGG5Q). Он использовал свои руки так же, как большинство людей используют свои ноги.
Точно так же Фейт — это собака, родившаяся в Оклахома-Сити с короткими бесфункциональными передними конечностями (https://www.youtube.com/watch?v=oSB9aBMayxU). Как иногда задокументировано у животных с этим заболеванием, Фейт научилась ходить прямо на задних конечностях. Но это не просто цирковой трюк, поскольку тело Фейт выросло таким образом, чтобы сделать возможным прямохождение, включая изогнутый позвоночник, который сместил ее центр масс вперед. Таким образом, невероятно, Фейт за одну короткую жизнь совершила то, что долгое время считалось высшим достижением человеческой эволюции. Возможно, еще более поразительным является Дункан, боксер с деформированными задними ногами, который ходит и бегает на передних ногах (https://www.youtube.com/watch?v=xaM-xXgl4Bs).
Джонни Эк, Фейт и Дункан заставляют нас пересмотреть наши стандартные представления о нормальном и ненормальном, типичном и нетипичном, хорошо сформированном и деформированном. Эти люди вросли в свои тела и научились использовать их высокофункциональными способами. На самом деле процесс , посредством которого они научились двигать своим телом, ничем не отличается от процесса, посредством которого это делают все животные.
Чтобы убедиться в этом, давайте теперь вернемся к области типичного развития и рассмотрим разнообразные модели передвижения у млекопитающих: от четвероногой ходьбы, рыси и галопа до двуногой ходьбы и прыжков. У всех видов грызунов наблюдаются все эти локомоторные модели, и существует четкая связь между формой тела животного — его морфология — и образец передвижения, который он отображает. Фактически, на каждой стадии развития по мере изменения морфологии животного меняется и его локомоторный паттерн.
Например, тушканчики — пустынные грызуны, которые во взрослом возрасте имеют очень длинные задние ноги и демонстрируют двуногую походку и прыжковую походку 14 . Можно подумать, что тушканчики инстинктивно проявляют такую походку, но исследования развития локомоции у этого вида говорят о другом: новорожденные тушканчики имеют такие же пропорции конечностей, как и другие грызуны, и они демонстрируют локомоторные паттерны, идентичные другим новорожденным грызунам с похожими движениями. фигуры (). Но по мере того, как тушканчики растут и их задние ноги непропорционально удлиняются, соответственно меняются и их локомоторные модели. В частности, по мере того, как задние ноги становятся длиннее передних, тушканчики проходят через неуклюжую стадию, когда они изо всех сил пытаются приспособиться к своим чрезмерно длинным ногам. Позже в развитии, когда их задние ноги набирают силу, они могут подниматься, ходить и прыгать.
Открыть в отдельном окне
Конечности тушканчиков резко изменяются в процессе раннего развития, и их локотоморные модели меняются синхронно. Будучи новорожденными, эти пустынные грызуны очень похожи на других грызунов и передвигаются так же. Поскольку их задние ноги удлиняются, они очень неловко ползают. Наконец, набравшись сил, они могут ходить и прыгать прямо. От Eilam & Shefer 14 .
У других видов грызунов, таких как крысы и песчанки, мы видим сходные паттерны, связывающие форму и размер тела с двигательными паттернами, выраженными 15 . Все исследованные до сих пор виды грызунов проходят ряд локомоторных паттернов, которые отражают их специфическую морфологию в каждом возрасте. По мере изменения тела и появления типичных для вида морфологий локомоторные паттерны расходятся. Как и в случае с почесыванием головы у птиц, поза, равновесие и центр масс — все это тесно связано с морфологией — определяют, как мы двигаемся.
Демонстрация тесного соответствия между морфологией тела и поведением не обязательно означает, что поведение вытекает из морфологии. Скептик мог бы ответить, что эволюция обеспечила синхронное развитие поведения и морфологии, фактически не влияя друг на друга. Но давайте не будем забывать о Джонни Эке, Фейт и Дункане: двигательные паттерны у этих людей не могут быть результатом какого-либо предварительного программирования поведения, потому что их поведение отражает уникальные решения уникальных, видовых задач.0015 нетипичный тел. Другими словами, индивидуальное поведение возникает в результате индивидуального развития. Независимо от того, сформированы ли мы типично или нетипично, мы все должны на личном опыте научиться использовать те тела, которые у нас есть, а не тела, которые нам «должны были» принадлежать.
История учит нас тому, что мы всегда узнаем важные, важные детали поведения, задавая вопросы о его развитии. Когда Готлиб увидел, что птенцов привлекает материнский зов, он мог бы прекратить на этом свое расследование и просто назвать это поведение инстинктом. Вместо этого он задал следующий вопрос, раскрыл процесс развития, порождающий поведение, и в конечном счете научил нас чему-то общему и глубокому о природе развития и его часто неочевидных причинах.
Типичное для вида поведение может начинаться как тонкая предрасположенность к когнитивной обработке или поведению. Они также развиваются под руководством типичного для видов опыта, происходящего в надежном экологическом контексте. Этот опыт и экологические контексты, вместе составляющие то, что было названо онтогенетической нишей , наследуются вместе с родительскими генами 16 . Говоря более кратко, окружающая среда передается по наследству — понятие, которое до основания потрясает дихотомию природа-воспитание. Это ядро еще больше потрясено исследованиями, демонстрирующими, как усваиваются даже наши самые древние и основные потребности, такие как потребность в воде 9.0045 17 . Наша природа приобретена.
Ничто из этого не должно означать, что все модели поведения одинаково податливы. Напротив, поведение находится в диапазоне от очень податливого или пластичного до очень жесткого или прочного 18 (см. статью Патрика Бейтсона Пластичность и устойчивость в развитии в этом сборнике). Наша задача, таким образом, состоит в том, чтобы выйти за рамки вековой практики применения дихотомических ярлыков к поведению 19 . Вместо этого мы должны больше сосредоточиться на понимании контекстов и условий развития, в которых поведение становится более или менее податливым.
Итак, в следующий раз, когда вы увидите чудесное и сложное поведение, например, бордер-колли, пасущего овец, или птиц, летящих на юг на зимовку, постарайтесь сопротивляться искушению назвать это инстинктивным, запрограммированным, генетическим или врожденным . . Отказавшись от ярлыка и копнув глубже, вы откроете для себя множество факторов, которые формируют то, кто мы есть, и почему мы ведем себя так, а не иначе.
Поддержка MovieS1
Нажмите здесь для просмотра. (11М, мов)
Подготовка этой статьи стала возможной частично благодаря грантам Национального института здравоохранения (R37-HD081168; R01-MH050701).
1. Бейтсон П. Труп утомительного спора. Наука. 2002; 297:2212. [Google Scholar]
2. Лоренц КЗ. Эволюция поведения. наук Ам. 1958; 199: 67–74. пассим. [PubMed] [Google Scholar]
3. Burtt EH, Hailman JP. Чесание головы среди североамериканских певчих камышевок (Parulidae) Ibis. 1978; 120: 153–170. [Академия Google]
4. Бертт Э.Х., Биттербаум Э.Дж., Хейлман Дж.П. Метод почесывания головы у ласточек зависит от поведенческого контекста. Бюллетень Уилсона. 1988; 100: 679–682. [Google Scholar]
5. Хейлман Дж.П. Как усваивается инстинкт. Научный американец. 1969; 221: 98–106. [Google Scholar]
6. Oyama S, Griffiths PE, Gray RD. Циклы непредвиденных обстоятельств: системы развития и эволюция. Массачусетский технологический институт Пресс; Cambridge: 2003. [Google Scholar]
7. Блумберг М. Основной инстинкт: генезис поведения. Громовой Рот Пресс; Нью-Йорк, Нью-Йорк: 2006. [Google Scholar]
8. Готлиб Г. Синтез природы-воспитания: пренатальные корни инстинктивного поведения. Лоуренс Эрлбаум; Mahwah, NJ: 1997. [Google Scholar]
9. Джонстон Т.Д., Эдвардс Л. Гены, взаимодействие и развитие поведения. Psychol Rev. 2002; 109: 26–34. [PubMed] [Google Scholar]
10. Bolhuis JJ, Honey RC. Импринтинг, обучение и развитие: от поведения к мозгу и обратно. Тренды Нейроси. 1998; 21: 306–311. [PubMed] [Google Scholar]
11. Джонсон М.Х., Сенджу А., Томальский П. Теория двух процессов обработки лица: модификации, основанные на двухдесятилетних данных о младенцах и взрослых. Neurosci Biobehav Rev. 2015; 50:169–179. [PubMed] [Google Scholar]
12. Ronca AE, Fritzsch B, Bruce LL, Alberts JR. Орбитальный космический полет во время беременности формирует функцию вестибулярной системы млекопитающих. Поведение Нейроски. 2008; 122: 224–232. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Блумберг М. Причуды природы: что аномалии говорят нам о развитии и эволюции. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк: 2009. [Google Scholar]
14. Эйлам Д., Шефер Г. Порядок развития двуногого передвижения у тушканчика (Jaculus orientalis): поворотный, ползучий, четвероногий и двуногий. Дев Психобиолог. 1997;31:137–142. [PubMed] [Google Scholar]
15. Эйлам Д. Постнатальное развитие архитектуры тела и походки у нескольких видов грызунов. J Эксперт Биол. 1997; 200:1339–1350. [PubMed] [Google Scholar]
16. West MJ, King AP. Заселение природы и воспитания в онтогенную нишу. Психобиология развития. 1987; 20: 549–562. [PubMed] [Google Scholar]
17. Hall WG, Arnold HM, Myers KP. Приобретение аппетита. Психологическая наука. 2000; 11: 101–105. [PubMed] [Академия Google]
18. Бейтсон П., Глюкман П. Пластичность, устойчивость, развитие и эволюция. Издательство Кембриджского университета; Cambridge: 2011. [Google Scholar]
19. Johnston TD. Стойкость дихотомий в изучении поведенческого развития. Обзор развития. 1987; 7: 149–182. [Google Scholar]
- Блумберг М.С., Фримен Дж.Х., Робинсон С.Р. , редакторы. Оксфордский справочник по поведенческой неврологии развития. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк: 2010. [Google Scholar]
- Спенсер Дж., Блумберг М.С., МакМюррей Р., Робинсон С., Самуэльсон Л., Томблин Дж. Короткие руки и говорящие яйца: почему мы больше не должны терпеть нативистско-эмпиристские дебаты. Перспектива детского разработчика. 2009; 3: 79–87. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
- West-Eberhard MJ. Пластичность развития и эволюция. Издательство Оксфордского университета; Нью-Йорк: 2003. [Google Scholar] 9.0004
9.0003 Лерман ДС. Критика теории инстинктивного поведения Конрада Лоренца. Q Rev Biol. 1953; 4: 337–363. [PubMed] [Google Scholar]
Можно ли контролировать человеческие инстинкты? Эрик Р. Пианка Реферат . Как и у всех животных, у людей есть инстинкты, заложенные генетически. поведение, которое повышает нашу способность справляться с жизненно важными непредвиденными обстоятельствами окружающей среды. Примером может служить наш врожденный страх перед змеями. Другие инстинкты, в том числе отрицание, месть, племенная лояльность, жадность и наше стремление к размножению теперь угрожают самому нашему существованию. Любая попытка контролировать человеческое поведение обязательно встретит сопротивление и неодобрение. Если мы не сможем изменить свое поведение, люди перед концом цивилизации. Наша проблема состоит из нескольких элементов. (1) Мы изобрели экономические и социальные системы, которые поощряют жадное поведение, и мы фактически институционализировали безудержную жадность. (2) Мы находимся в состоянии полное отрицание роста человеческой популяции. (3) Земля ограниченные ресурсы просто не могут поддерживать 7,6 миллиардов нас в стиле к которому мы хотели бы жить. (4) Мы должны сделать выбор между количества и качества человеческой жизни. (5) Чтобы предотвратить неизбежное коллапс, мы больше не можем ждать и просто реагировать, но мы должны стать инициативным. Мы должны найти способы контролировать опасные человеческие инстинкты, особенно отрицание, месть, племенная лояльность, жадность и наше стремление к продолжению рода. Люди инстинктивно боятся змей. Мы боимся змей, потому что люди эволюционировали Человеческие инстинкты развились давным-давно, когда мы жили за счет земли. охотниками-собирателями и укрывались в простых убежищах, таких как пещеры. Хотя наше инстинктивное поведение было адаптивный в доисторические времена (то есть они увеличили нашу способность к выживанию и размножению), они больше не работают в современной искусственной среде. Наш мозг выглядит организованным способами, способствующими такой двойственности (скачать Morrisons Проблемные игроки эволюции). На самом деле, некоторые из наших инстинктивных эмоций стали чрезвычайно серьезными. препятствия теперь угрожают самому нашему выживанию. Давайте сосредоточимся на отрицании, племенной лояльности, мести, жадность и размножение. Любая попытка контролировать человеческое поведение обязательно натолкнется на сопротивление и неодобрение — однако мы достигли точки, когда мы нет альтернативы. Например, жадность непременно должна была Точно так же племенная верность и месть Люди объясняют события и явления двумя совершенно разными способами. Один подход к познанию Человеческий интеллект также развивался так, что мы обладаем удивительно хорошими способностями обнаруживать Каждый, религиозный или нет, при решении проблем полагается на объективное рациональное мышление. | ||
Люди наслаждаются и преуспевают в мистицизме, о чем свидетельствует огромный успех Гарри Поттера. Интересно, что музыка находится в иррациональном правом полушарии мозга в том же самом месте. Мы рождаемся с определенным цветом кожи, национальностью, языком, религией и культурой — всем Движущей силой всех живых существ является теория Дарвина естественный отбор, или дифференциальный репродуктивный успех. К сожалению, естественно Некоторые люди, к сожалению, самые успешные из Конкуренция присутствует везде, где не хватает ресурсов Люди узаконили жадность — мы допускаем и даже поощряем безудержную жадность. Тем не менее, некоторых жадных врагов Земли можно идентифицировать — Вначале создатели нашей американской экономической системы намеревались контролировать корпоративные Мы разработали экономическую систему, позволившую взорвать жадность. Корпорации теперь существуют Руководителям корпораций выплачивается непристойная заработная плата, и они не несут личной ответственности за свою деятельность Наша культура узаконила безудержную жадность, о чем свидетельствует фондовый рынок. Линкольн сказал в 1864 году с поразительной прозорливостью, что корпорации были возведены на престол и Как однажды сказала в ООН мудрая женщина из страны третьего мира: Если богатые Наше налоговое законодательство должно быть пересмотрено, и наша экономическая система должна быть Наша экономическая система основана на принципе письма счастья: Джон Стюарт Милль (1859 г. ) указал, что мудрые люди видели это
|