Популярное

Эдипальный: Эдипальная фаза развития — Svetlana Khuchua — LiveJournal

Содержание

Эдипальная фаза развития — Svetlana Khuchua — LiveJournal

Фрейд:
«Первым эротическим объектом ребёнка является питающая его материнская грудь, любовь возникает в связи с удовлетворением потребности в питании. Конечно, вначале ребёнок не отличает грудь от своего собственного тела. Когда она отделяется ребёнком от своего тела, передислоцируясь «вовне», так как уж слишком часто ребёнком обнаруживается её отсутствие; тогда грудь берёт с собой в качестве «объекта» часть (первоначально нарцизной) либидозной оккупации. Позднее этот первый объект дополняется до персоны матери, которая не только кормит, но и заботится, вызывая у ребёнка некоторые другие, как приятные, так и неприятные, ощущения в теле. Проявляя заботу о теле ребенка, мать становится его первой соблазнительницей.В обоих отношениях коренится своеобразное, ни с чем не сравнимое, остающееся в течение всей жизни неизменным значение матери в качестве первого и сильнейшего объекта любви –у представителей обоих полов. При этом филогенетическая обусловленность настолько сильно берёт верх над персональными случайными переживаниями, что не имеет значения, сосёт ли ребёнок грудь или питается из бутылочки, никогда не наслаждаясь нежностью материнской заботы. В обоих случаях развитие ребёнка идет по одному и тому же пути, правда, в последнем случае тоска по матери может стать сильнее. Даже если ребёнок будет питаться материнской грудью, то долгое время после отлучения от неё он всё равно будет убеждён, что всё закончилось слишком рано и было явно недостаточным.
Знание этого необходимо, чтобы более чётко представить интенсивность Эдипова комплекса. Когда мальчик (в период с 2 до 3 лет) вступает в фаллическую фазу развития либидо, то он начинает испытывать наслаждение от своего полового члена и научается по своему желанию обострять ощущения посредством мануального раздражения, превращаясь в фантазиях в любовника матери. Он желает обладать ею физически в той форме, которая подсказана ему его наблюдениями и предположениями о сексуальной жизни. Ребёнок пытается соблазнить мать, показывая ей свой мужской член, обладанием которым он гордится. Говоря другими словами: рано пробудившаяся мужественность мальчика пытается заместить во взаимоотношениях с матерью отца, которому ранее он завидовал из-за его физической силы и приписываемого ему авторитета. А теперь отец становится соперником, стоящим на его пути, с которого мальчик стремится его убрать. В отсутствии отца мальчику удаётся разделять постель с матерью, а после его возвращения становиться изгнанным, мальчик глубоко переживает при исчезновении отца – удовлетворение, а при его возвращении – разочарование. Это составляет материал Эдипова комплекса, который переводит греческую сагу из фантазийного мира ребёнка в якобы существующую реальность. В нашей культуре Эдипову комплексу уготовлен ужасный конец.
Матери прекрасно понимают, что сексуальное возбуждение ребёнка относится к их собственной персоне. В какой-то момент они начинают догадываться, что не стоит поощрять сексуальную активность ребёнка, считая себя обязанными запрещать сыну мануальную активность со своим членом. Правда, запрет этот мало помогает, самое большее, приводя к модификации стиля самоудовлетворения, пока мать не обращается к самому сильнодействующему средству, она угрожает оторвать вещь, из-за которой сын оказывает сопротивление. Обычно мать смещает реализацию угрозы на отца, чтобы всё выглядело ещё ужаснее. Она расскажет обо всём отцу и тот отрежет член. Интересно то, что эта угроза действует лишь тогда, когда до этого и  после этого соблюдается другое условие. Ребёнку кажется совершенно немыслимым, что может произойти нечто подобное. Но если при высказанной угрозе ребёнок может припомнить вид женских гениталий или вскоре после угрозы их увидит, гениталии, в которых отсутствует такая чрезмерно ценная часть тела как пенис, тогда мальчик начинает верить в серьёзность угроз, и переживает, подпадая под воздействиекастрационного комплекса, сильнейшую травму в своей юной жизни. (Кастрацию мы встречаем и в саге об Эдипе, так как выкалывание глаз, которым Эдип наказывает себя после открытия тайны своего преступления, в связи с данными интерпретации сновидений является символическим эрзацем кастрации. Нельзя исключать и того, что в испытываемом необычайном ужасе от угроз виновны также филогенетические следы памяти о жизни в доисторической семье, так как в древности ревнивый отец действительно лишал сына гениталий, если тот становился его соперником в отношениях с женщинами. Древнюю традицию обрезания, являющегося ещё одним замещающим символом кастрации, можно понимать лишь как проявление принятия воли отца (см. ритуалы примитивных народов для подростков, вступающих в период половой зрелости). Пока не исследовано то, каким образом проявляется ход событий у народов и культур, которые не подавляют детскую мастурбацию.)Воздействия угрозы кастрацией разнообразны и необозримы, они отражаются на любых отношениях мальчика к матери и отцу, а позднее и вообще в отношениях с женщинами и мужчинами. Чаще всего мужественность мальчика не выдерживает этих первых потрясений. Чтобы спасти свой половой член, мальчик в большей или меньшей степени отказывается от обладания матерью, часто его половая жизнь на все времена оказывается обременённой запретами. Если у мальчика были в наличии сильно выраженные женские компоненты, то в результате пережитой угрозы они усиливаются ещё больше. Он начинает проявлять по отношению к отцу пассивную установку, которую приписывал матери. Из-за угроз мальчик вынужден отказаться от мастурбации, но только не от сопровождающей её фантазийной деятельности. Причём фантазии, становясь теперь для ребёнка единственной формой сексуального удовлетворения, скорее ещё более активируются. Хотя в фантазиях мальчик продолжает идентифицироваться с отцом, одновременно, а возможно и чаще идентификация происходит с матерью. Дериваты и продукты метаморфоз ранних онанистических фантазий добиваются для себя доступа в появляющееся позднее Я, участвуя в формировании характера. Независимо от такой формы усиления женственности страх и ненависть по отношению к отцу существенно увеличиваются. А одновременно мужественность мальчика отступает назад, приобретая форму упрямства по отношению к отцу, упрямства, которое неизбежно сказывается на позднейшем поведении в человеческом обществе. В качестве реликта эротической фиксации на матери часто обнаруживается чрезмерная от неё зависимость, проявляющаяся позже в форме подчинённости женщине. Мальчик больше не отваживается любить мать, но и рисковать отвергнуть её любовь он тоже не осмеливается, так как боится попасть в опасную ситуацию из-за выдачи матерью его секретов отцу, который подвергнет сына кастрации. Вся гамма переживаний вместе с их предпосылками и последствиями, из которых мы упомянули лишь некоторые, подлежит самому энергичному вытеснению. В соответствии с законами бессознательного, царящими в Оно, все активировавшиеся тогда конфликтующие друг с другом реакции и чувственные побуждения сохраняются в бессознательной сфере. Они готовы позднее, после пубертатного периода, мешать формированию Я. Когда соматический процесс сексуального созревания оживляет заново, казалось бы, уже преодолённые прежние фиксации либидо, сексуальная жизнь оказывается парализованной, разобщённой, распавшейся на конфликтующие друг с другом стремления.
Конечно, воздействие на зачаточную сексуальную жизнь мальчика угрозы кастрации не всегда имеет такие опасные последствия. А впрочем, количество причинённого и предотвращённого вреда зависит от количественных соотношений. Такое положение дел, в котором можно усматривать центральное переживание детских лет, наибольшую проблему детства и опаснейший источник позднейших провалов, настолько основательно вытесняется, что его реконструкция в аналитической работе наталкивается на самое решительное недоверие со стороны взрослых пациентов. Отторжение заходит столь далеко, что любое упоминание о предосудительном предмете игнорируется, искажая любые ассоциативные цепочки с ним посредством поражающей интеллектуальной слепоты. Так, например можно услышать возражения, что сага о короле Эдипе вообще ничего общего с конструкциями анализа не имеет, так как это совершенно другой случай, ведь Эдип же не знал, что встретился с отцом, которого убил, и с матерью, на которой женился. Такие критики не замечают, что в творчестве писателей при написании поэтического произведения неизбежна установка подобного рода, ничего чуждого она не привносит, а только умело использует существующие в данной теме моменты. Незнание Эдипа оказывается законным намёком на бессознательное, в котором пребывают прежние переживания у взрослых людей, а предсказание оракула, делающего героя безвинным, говорит о неизбежности судьбы всех сыновей, осуждённых пережить Эдипов комплекс. Психоанализ также показал, насколько легко разрешается загадка другого поэтического героя, изображённого Шекспиром – Гамлета, отличающегося чрезмерной нерешительностью. Достаточно указать на Эдипов комплекс. Так как принцу не удаётся справиться со своей задачей, он наказывает другой объект, не адекватный материалу его Эдиповых желаний. Принципиальная таинственность литературного мира показывает, насколько сильно масса людей готова к тому, чтобы придерживаться своего инфантильного вытеснения. (Имя Вильям Шекспир, вероятно, является псевдонимом, за которым скрывается неизвестное нам лицо. Так авторство Шекспировских произведений приписывается Edward de Vere, Earl of Oxford. Ещё в детстве он потерял горячо любимого, обожаемого отца и отрёкся от матери, которая довольно скоро после смерти мужа вступила в новый брак. )

Ещё более чем за столетие до появления психоанализа француз Дидро убедительно показал значение Эдипова комплекса, выявив различие между первобытными и культурными временами. Могу сказать, что если бы заслугой психоанализа было одно только открытие вытесненного Эдипова комплекса, то этого было бы достаточно для того, чтобы считаться ценным культурным явлением в истории человечества.
Воздействие кастрационного комплекса на маленьких девочек более однообразно, но не менее радикально. Естественно, что им не приходится бояться потери пениса, зато приходится переживать из-за того, что они им не обладают. С самого начала девочки завидуют мальчикам за то, чем те наделены природой, можно даже сказать, что всё развитие девочек проходит под знаком зависти к пенису. Вначале девочки предпринимают безуспешные попытки сравняться с мальчиками, а позднее – усилия (причём с гораздо большим успехом) компенсировать свой дефект, что, в конце концов, может привести к нормальной женской установке. Когда девочка, находящаяся в фаллической фазе, пытается, как и мальчик, добиться наслаждения посредством мануального раздражения гениталий, она редко достигает достаточного удовлетворения, расширяя впечатление о неполноценности своего рудиментарного пениса на всю свою персону. Как правило, вскоре девочка отказывается от мастурбации, так как не желает, чтобы что-нибудь напоминало о превосходстве брата или товарища-мальчика по играм; девочка начинает вообще игнорировать сексуальность.
Когда маленькая женщина сохраняет своё первоначальное желание стать «пацаном», то в экстремальных случаях это завершается манифестной гомосексуальностью, а обычно проявляется преобладанием мужских черт в дальнейшей жизни, выбором мужской профессии и т. д. Другой путь идёт через отделение от матери, которую, испытывая зависть к пенису, дочь не может простить за то, что та послала её в мир, недостаточно хорошо сформировав. Испытывая злобу, девочка отказывается от матери и замещает её в качестве объекта любви другой персоной – отцом. Последующей реакцией на потерю любимого объекта является идентификация, причём объект этот замещается внутри психики посредством идентификации. Этот механизм превосходно помогает маленькой девочке. Привязанность к матери преодолевается посредством идентификации с ней. Дочурка ставит себя на место матери, что в играх она делала и прежде, стараясь заместить мать во взаимоотношениях с отцом. Прежде любимую мать дочь ненавидит по двум мотивам: из-за ревности и из-за обиды за обделённость пенисом. Новым в отношениях к отцу вначале является желание располагать пенисом, а завершается желанием получить от отца в качестве подарка ребёнка. Таким образом, вместо желания обладать пенисом возникает желание иметь ребёнка.
Интересно, что взаимоотношения между Эдиповым и кастрационным комплексом у женщины формируются совершенно иначе, и даже противоположно ходу событий у мужчин. Как мы знаем, у последних Эдипов комплекс завершается при появлении угрозы кастрации, а у женщин, наоборот, обнаружение отсутствия пениса приводит к Эдипову комплексу. Менее неблагоприятное воздействие на женщин Эдипов комплекс оказывает тогда, когда они наделены женственной установкой (что иногда называют «комплексом Электры»). В таких случаях женщина выбирает будущего мужа похожим на отца, с готовностью подчиняясь его авторитету. А неутолимая страсть к обладанию пенисом может быть удовлетворена тем, что любовь к органу дополняется любовью к его носителю, наподобие метаморфозы, происходящей при переходе от любви к материнской груди к любви ко всей персоне матери».

Отсюда.

Tags: начинающим, психоанализ

Эдипов конфликт и три гениальных фильма о нём — Моноклер

Рубрики : Культура, Последние статьи, Пси-обзоры, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Когда в поп-культуре речь заходит об Эдиповом комплексе, фрейдовскую идею низводят до примитивного объяснения: это бессознательное влечение любого мальчика к матери и желание устранить отца.

Клинический психолог Марина Куликова разбирается, что же на самом деле представляет собой Эдипов конфликт, почему это неизбежный этап развития любого человека, как в нём вызревает наша идентичность и склонность к здоровой конкуренции с родителями, какие формы может принимать Эдипов конфликт в разных обстоятельствах и какие преломления он находит в трёх гениальных фильмах — «Зеркале» Андрея Тарковского, «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса и «Крупной рыбе» Тима Бёртона.

Миф об Эдипе и психоанализ

Трагедия Софокла об Эдипе открывается разговором Эдипа с жрецом. На город свалился мор. Жрец говорит Эдипу:

«Воздвигни умирающий город вновь, как ты это уже однажды сделал».

Помощник Эдипа Креонт посылается к оракулу узнать причину.

Вестник отвечает, что боги карают город за убийство. Мировой порядок нарушен убийством предыдущего царя Лая. Пока убийца не изгнан, город будет страдать (Лай был царем города до Эдипа. Эдип же, по другим мифам о нем, стал царем, отгадав неразрешимую загадку Сфинкса; он в городе пришелец, не наследник, но эти сведения не из трагедии Софокла; подразумевается, что читателю эти сведения известны и так).

Есть старец Тиресий, который что-то знает. Он долго отнекивается, но Эдип принуждает его ответить. «Осквернитель — ты!» — слышит он от старца.

Креонта начинают обвинять как косвенно связанного с Тиресием — «Кого ты привел!», и Тиресия также изгоняют.

Супруга Эдипа Иокаста, когда-то бывшая женой Лая, открывает Эдипу тайну: у Лая был сын, но царю сделали пророчество, что он погибнет от рук сына. А Лай погиб на перекрестке трех дорог, от их с Иокастой сына же он давно избавился, оставив малютку погибать в горах.

Эдип уже о чём-то догадывается и настаивает на продолжении расследования, для чего посылает за оставшимся в живых свидетелем — слугой.

А пока его нет, рассказывает жене, что был приемным сыном своего отца (правителя другого города). Отправившись искать своих истинных родителей, дошёл до Дельф (храма Апполона), где получил множество страшных пророчеств о том, что станет убийцей отца и родит детей, от которых будут отворачиваться люди. Бежав, Эдип попал на перекресток трёх дорог. Встретив в узком месте повозку, был ударен возничим. Но в сердцах ответил ударом и в гневе убил всех остальных. Вот рассказ Эдипа Иокасте.

Тем временем приходит другой вестник из города, где вырос Эдип, и рассказывает новую правду: вырастивший его человек — не родной отец Эдипа, так как лично из рук вестника принял младенца. А младенец был найден пастухом в горах. Эдипа манит узнать своё происхождение, и он настаивает на продолжении расследования. Называют имя Лая — того человека, который избавился от младенца. Наконец, дожидаются и второго пастуха, которому Лай передал младенца, и тот подтверждает то, о чём уже все и так догадались. Он принял младенца от Лая и отнёс в горы.

Далее в финальной сцене мы узнаем от третьего лица, что Иокаста покончила с собой, а Эдип, осознав, что убил отца и женился на собственной матери, ослепил себя от горя и изгнал сам себя из города на страдания и мытарства по миру.

Этот греческий миф, скорее, говорит о силе рока и бессилии человека перед судьбой, но метафорически имя Эдипа было использовано Фрейдом для обозначения того повторяющегося невроза, который он видел в своих пациентах и который в дальнейшем будет назван Эдиповым комплексом, краеугольным камнем психоанализа.

Надо отметить, что в одном и том же произведении, в котором Фрейд выводит фигуру Эдипа, он также выводит и фигуру Гамлета, говоря о том же конфликте. Фрейд трактует Гамлета как человека, страдавшего от того, что есть другой, противник, реализовавший тайные и истинные мечты самого Гамлета — овладеть матерью и убить отца. Желающие узнать об этом поподробнее могут самостоятельно почитать «Толкование сновидений».


Читайте также Анализ сновидений: от древних греков до Зигмунда Фрейда

Но судьбе было суждено именно Эдиповому комплексу, а не комплексу Гамлета, стать центральным узлом психоаналитической теории.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Бессознательное влечение к матери и желание устранить отца — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Три гениальных фильма об Эдиповом конфликте

«Крупная рыба» Тима Бёртона (2003 г.)

Кадр из х/ф «Крупная рыба»

Герой возвращается к умирающему отцу. Фигура отца сначала кажется нам несерьёзной, комичной. Его истории — блеф, сказки, всё неправда. С точки зрения главного героя, все истории отца ерунда. Да и отец какой-то не такой. Не такой важный, не такой серьёзный, как хотелось бы. Так, коммивояжер, пустышка. И ещё эти его фантазии. Удивительно удачно подобран актёр для пожилого отца — тяжёлый, полный и ни разу не привлекательный мужчина. Но есть одно «но». У этого пустозвона жена — настоящая красавица. Как такое вообще возможно? Это, конечно, метафора, которую должен разгадать зритель. Дело в том, что таковы родители — непритязательный отец и красавица мать — с точки зрения ребёнка-мальчика. Их разительное отличие в плане привлекательности доведено до предела.

Такими видит родителей находящийся в эдипальном треугольнике ребёнок: один необыкновенно желаем, второй посмешище и преграда на пути.

Отец в фильме низведен с престола. Это несерьёзная фигура. Хотеть быть, как он, смешно, не представляется возможным. Но есть ещё одно «но».

Сын выбирает себе профессию писателя. И жена его — иллюстратор, фотограф, рассказчик о чудесах мира через образы фотографии.

В профессии герой как будто конкурирует с отцом. И, естественно, побеждает. Отец — несерьёзный нелепый рассказчик. Сын — серьёзный писатель. Мы очень часто в своих профессиях пытаемся догнать и перегнать своих родителей. Мать — врач, дочь- нутрициолог или остеопат (профессия, одновременно имитирующая и отвергающая материнскую). Мы можем конкурировать с родителями другим способом: родителю не удалось чего-то добиться в жизни, а ребёнок этого достигает. Или родитель мечтал, а ребёнок воплотил. Отец поэт, а сын режиссёр и сценарист. Отец известен в своей стране, а сын становится мировой звездой. Конкуренция с родительской фигурой и есть желание победить её.

В фильме «Крупная рыба» только смерть отца как будто возвращает герою истинный смысл отцовской фигуры и той утраты, которую теперь герой вынужден нести с собой всю жизнь. Только смерть отца открывает герою глаза на его ценность.

Осмеянный, изгнанный из сознания взрослого героя, это отец возвращается к сыну, а не сын возвращается к отцу (как это происходит по сценарию). Но только со своей смертью. Обрести, принять, вернуться к отцу в кинофильме можно только через его смерть. Возвращение блудного сына — так бы я назвала метафорический смысл этой истории, но не надо забывать, что для этого отцу приходится умереть.

«Зеркало» Андрея Тарковского (1974 г.)

Кадр из х/ф «Зеркало»

В центре фильма — воспоминания об отце. Мальчик находится в самом ключевом, «том самом» возрасте. Именно тогда, когда в Эдиповом треугольнике должно произойти мирное разрешение, в его личной психической эволюции происходит разлом. Отец уходит из семьи и треугольник даёт трещину. С этого момента отношения будущего героя с женщинами, как и вся жизнь с её плодами и результатами, обречены на драматичность.

Мы видим, как герой смертельно болен в фильме, и, умирая, он страдает, вероятно, о том, что было сделано и прожито не так.

«Совестью» называет врач эту болезнь в фильме. Из фильма мы узнаём, что герой, став взрослым мужчиной, тоже покинул семью и тоже оставил мальчика с матерью, повторив поступок своего отца. Находясь в поисках ключевого момента, загадки всей своей жизни, он возвращается в то самое лето и в тот самый дом, из которого отец ушёл и не вернулся в семью.

Жена героя, роль которой исполняет Маргарита Терехова, по гениальной задумке автора фильма, выглядит так же, как и мать (Терехова играет обеих героинь). Нам иногда трудно отличить мать от жены. В этом гениальный намек мастера на эдипальное и неосознаваемое желание мальчик-ребёнка к матери.

Но мы узнаём, что герой в конфликте со своей матерью уже много лет. Ненавидеть мать одновременно означает иметь вытесненное желание к ней. Жена, так похожая на мать, указывает нам на это.

Янковский в роли отца — далёкая и недоступная фигура, недосягаемая, как бог. Недосягаемая для мести и для поклонения. Его невозможно настигнуть, повергнуть и затем ощутить истинное раскаяние. Одновременно трудно хотеть быть таким, как отец, когда он совершил что-то «такое» по отношению к матери. Это «что-то» кажется непонятным, неуяснимым, но не прощаемым. Отношения родителей — мучительный треугольник, в котором неминуемо будет возникать третий или третья. Не разрешённый в свое время в мирном сценарии, треугольник будет манить и затягивать в себя вновь,. как узел, как загадка сфинкса. Уход отца и ожидание отца — ключевой момент фильма и истории героя. Попытка вернуть себе отца внутри себя и примириться с матерью — вот на что обречён герой на всю свою жизнь. Он как будто хочет вернуться в детство и прожить жизнь ещё раз, но так, чтобы той драмы не произошло.

Драма Эдипова конфликта здесь в том, что победить отца, пройти сквозь эту фигуру не удаётся, отец ускользает из жизни мальчика, и задача треугольника остается неразрешимой. Желаемая мать превращается в отцовский суррогат: возьми, принеси, выучи, перестань дурить. Так женская фигура становится амбивалентной: и желанной, и ненавидимой. Так реальные женские фигуры в жизни станут участниками драмы: одну и ту же женщину невозможно любить постоянно, рано или поздно любимая женщина превратится в преследователя.

Хороший и тонкий человек мучается всю жизнь и умирает несчастным. Совесть, которая мучает его и которая, вероятно, несправедлива к нему (и которой, по словам Тарковского, мучается каждый творческий человек) — это тот бог, который слишком жесток и не может быть милосердным. И ключ, который отворяет дверь к разгадкам, — драма Эдипального треугольника.


Читайте также О любви и смерти: музыка из фильма «Зеркало» Андрея Тарковского

 

«Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса (2017 г.)

Кадр из х/ф «Убийство священного оленя»

Это даже не фильм про миф, а, собственно, почти пересказ мифа. «Ифигения в Авлиде» Еврипида рассказывает о мучениях отца по поводу необходимости принести в жертву дочь ради победы войска в войне. По мифу, дочь была заменена на лань богиней Артемидой в последний момент, а саму Ифигению услали служить жрицей в метафорическую жертву богам.

В центре фильма Лантимоса история об убийстве отрока отцом — жертвоприношение. Так бы, по-Тарковски, я озаглавила этот фильм.

Отцу приходится принести в жертву собственного сына. Это как будто не история про Эдипа, убивающего отца, а изнанка истории Эдипа. Это точка зрения отрока: почему бы он убил своего отца.

Принесение отрока в жертву — многочисленный и повторяющийся в истории и в культуре человечества ритуал. На костях младенцев строили реальные дома, закладывая кости для долговечности строения. Жертвы младенцев богам считались самыми угодными, когда это был единственный ребёнок или самый любимый.

Краеугольным камнем, на котором воздвигнута религия иудейско-евразийской культуры, была история о принесении Богом в жертву сына.

Главный герой фильма попадает, как Эдип, в замкнутое
пространство рока, когда выбора нет. Опять рок.

И про рок можно говорить много с точки зрения психоанализа. Что-то управляет нами, но не мы. Что-то имеет силу и власть над нами, и мы это пытаемся подчинить себе, смирить это. Можно назвать это бессознательным. Можно назвать это, пользуясь лексикой нейробиологов, программами поведения. Но что-то в нашей жизни проносит нас по вехам, по этапам, обогнуть которые невозможно.

Итак, история неумолима, а мировой порядок, как в первоистории об Эдипе, страдает. В мифе об Эдипе нам известно, что люди в городе гибнут, и это решение богов. Они будут гибнуть, пока мировой порядок не будет восстановлен.

Точно такую историю разворачивает перед нами сюжет из «Убийства священного оленя». Пострадал порядок бытия: отец ненарочно, ненамеренно, точно как Эдип в свое время,  убил «чужого» отца. Неважно, что чужого. Теперь будут умирать люди, пока порядок не будет восстановлен. Отцу приходится убить собственного сына, чтобы род смог продолжить свою жизнь, чтобы «мор прекратился». Сын устраняется для того, чтобы семья жила. Это ли не повод возненавидеть отца будущим сыновьям! Не для того ли записывается, заучивается и передаётся история в поколениях, чтобы сыны помнили её?

В истории человечества, запечатленной в других мифах и в религиозных обрядах, отец потенциально требовал жертвы от своих сыновей в обряде обрезания, дабы сыновья не посягали на имущество старшего в роду. Можно согласиться, что обряд заменил существовавшее ранее реальное оскопление или даже убийство. Эта жертва — жертва послушания.

Намекая тем самым на само право убить, отец как будто говорит: я здесь закон, я здесь порядок, и никто больше. Отец всегда готов принести отрока в жертву ради будущего рода, чтобы сохранить мать, имущество, власть и право продолжения рода себе единолично. «Убьем отрока, — говорит жена главного героя в фильме. — Мы ведь живы, сможем родить нового». В этом зерно Эдипова конфликта. Отец даёт жизнь, и отец как будто (!) имеет право её отнять. Кому принадлежит жизнь ребёнка? Родителям или ребёнку?

Вся история человечества про этот выбор. Сынов всю жизнь слали на жертву ради спасения отчизны. Каждый сын «помнит» это. В истории Авраама, убивающего своего сына, — начало религии о готовности отца к жертве сына и о принесении этой реальной  жертвы впоследствии в новозаветной истории.

Сейчас в истории отдельной семьи будущих детей приносят в
жертву ради благосостояния семейной пары.

Мир построен на костях своих детей. Эту метафору недавно
предложил Ларс Фон Триер в своем сенсационном фильме «Дом, который построил
Джек».

Этой же метафорой заканчивается фильм «Нелюбовь», где женщина, потерявшая сына (а, фактически, сделавшая всё так, чтобы он погиб) в символичном костюмчике от Боско с надписью на груди «Russia» шагает на тренажере под новость о разворачивающемся конфликте в Донецкой области. Возникает ассоциация «мать, посылающая на смерть своих детей»… Это финальная сцена фильма.

И жертвоприношение не надуманная жертва, она происходит в каждом человеке в процессе его взросления. Принести в жертву свои желания во имя порядка, во имя разума, во имя своего будущего — не с этим ли выбором мы сталкиваемся ежедневно много раз. Эдипов конфликт — не только конфликт отдельного человека, человечество в целом его проживает постоянно.

P.S. Истории о прохождении Эдипова конфликта женщинами потребуют отдельного рассказа, но самые яркие фильмы про это, на мой вкус:

  • «Орландо» — яркий фильм о негативном разрешении конфликта  «в тело», а именно в гендерный вопрос.
  • «Алиса в стране чудес» — в версии Тима Бёртона. Это совершенно другой талантливый рассказ про «тело» девочки, волшебный пирожок и трансформацию в большую «Я» в Эдипальной истории.
  • Классическая история про итальянскую мафию с Анастасией Кински «Крестная мать» — версия с мужским типом конфликта в исполнении женщин, где опять отрока приносит в жертву сам рок.
Обложка: The Illinois State University School of Theatre and Dance «Oedipus» (2017)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

psyобзоркинопсихологияФрейд

Похожие статьи

Эдипальное определение и значение — Merriam-Webster

oe·​di·​pal

ˈe-də-pəl ˈē- 

часто пишется с большой буквы

: из, относящегося к эдиповому комплексу или являющегося его результатом

эдипальный

ˈe-də-pə-lē

ˈē-

наречие
часто пишется с заглавной буквы

Знаете ли вы?

В греческой мифологии царь Фив, в ответ на страшное пророчество, бросил своего малолетнего сына Эдипа, которого тогда воспитывали пастухи. Повзрослев, Эдип почти случайно убил своего отца, не узнав его, а затем женился на его матери. Когда позорная правда открылась, мать покончила жизнь самоубийством, а Эдип ослепил себя и отправился в изгнание. Психиатр Зигмунд Фрейд изобрел термин Эдипов комплекс означает сексуальное желание, которое ребенок обычно испытывает к родителю противоположного пола, наряду с ревнивыми чувствами к родителю того же пола. Согласно теории Фрейда (сегодня не принятой всеми), затяжные эдипальные чувства являются важным источником расстройства личности взрослого человека и могут привести к выбору супруга, очень похожего на вашего отца или мать.

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете

эдипальные намеки широко распространены.

— Дэвид Л. Коддон, San Diego Union-Tribune , 6 марта 2022 г.

Как только Шари был назначен в MGM, последовала классическая эдипальная -поколенческая битва чувств.

— Томас Доэрти, The Hollywood Reporter , 5 марта 2022 г.

Однако его собственные эмоциональные проблемы означают, что Мальчики не единственная жертва, поскольку Хоумлендер в конечном итоге убивает своего собственного босса и эдипальная фигура матери, Мадлен Стиллвелл (Элизабет Шу), одно время вице-президент Vought International.

— Рози Найт, , refinery29.com , 7 сентября 2020 г.

Элементарно эдипальный нарратив Моргана извлекает выгоду из незамысловатого сюжета, который подчеркивает сложность эмоциональных конфликтов персонажей.

— Джастин Лоу, The Hollywood Reporter , 16 мая 2017 г.

И что его собственное отчуждение (состояние ума, разделяемое многими главными героями Делилло) имеет корни в этом Эдипов конфликт .
Описание г-ном Делилло комплекса «Конвергенция» вызовет у читателя всевозможные ассоциации.

— Митико Какутани, New York Times , 25 апреля 2016 г.

Это невероятно арт-режим Эдипов рассказ с множеством длинных пауз.

— Джордан Кручиола, WIRED , 24 сентября 2015 г.

Узнать больше

Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать современное использование слова «эдипальный». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.

История слов

Первое известное использование

1939, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование эдипальный был
в 1939 году

Посмотреть другие слова того же года
Эдикнемус

эдипальный

Эдипов

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись0003

«Эдипов». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www. merriam-webster.com/dictionary/oedipal. Доступ 5 мая. 2023.

Копия цитирования

Медицинское определение

Эдипов

прилагательное

oe·​di·​pal

ˈed-ə-pəlˈēd-

часто пишется с заглавной буквы

: из Эдипова комплекса, относящегося к нему или являющегося его результатом

эдипальный

-pə-lē

наречие
часто пишется с большой буквы

Последнее обновление:

— Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

Можете ли вы решить 4 слова сразу?

одноименный

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Эдипов комплекс | Определение и история

Зигмунд Фрейд

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд
Эрнест Джонс
Похожие темы:
психологическое развитие
Комплекс Электра
сложный
фаллическая стадия
кастрационная тревога

См. весь соответствующий контент →

19 апреля 2023 г., 13:57 по восточному времени (AP)

Вопросы и ответы: Астер, Феникс пытаются обсудить «Бо боится»

В новом фильме Ари Астера «Бо боится» Хоакин Феникс играет встревоженного человека в гнилом мире, который отправляется в дико странное путешествие, гомеровское и эдипальное, к дому своей матери

Лучшие вопросы

Что такое Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс — это психоаналитическая теория, предполагающая, что дети испытывают собственнические сексуальные влечения к своим родителям противоположного пола, рассматривая однополых родителей как соперников, и что комплекс разрешается, когда дети преодолевают свои инцестуозные и соревновательные эмоции и начинают рассматривать своих однополых родителей как образец для подражания. Основана психоаналитиком Зигмундом Фрейдом в 189 г.9, теория спорна.

Кто теоретизировал Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс был предложен психоаналитиком Зигмундом Фрейдом как часть его теории о том, что детское развитие можно разделить на психосексуальные стадии, отличающиеся предполагаемой сексуальной фиксацией детей на разных частях тела.

Почему это называется Эдипов комплекс?

Эдипов комплекс назван в честь греческого мифа об Эдипе, фиванском царе, который невольно убил своего отца и женился на своей матери. Зигмунд Фрейд использовал этот миф как параллель со своей теорией о том, что детей привлекает родитель противоположного пола и они испытывают ненависть к родителю своего пола.

Присущ ли Эдипов комплекс девочкам?

Хотя Зигмунд Фрейд обычно рассматривал Эдипов комплекс в мужском контексте, он считал, что он проявляется как у мальчиков, так и у девочек. Для девочек Фрейд предложил уникальное явление, известное как «зависть к пенису», при котором девочки испытывают обиду на своих матерей за то, что они не предоставили им пенис. В качестве альтернативы бывший сотрудник Фрейда Карл Юнг ввел термин «комплекс Электры», чтобы описать привязанность девочки к отцу и неприязнь к матери.

Эдипов комплекс реален?

Многие аспекты Эдипова комплекса подвергались критике. Критики утверждают, что теория была создана с минимальными доказательствами, что затрудняет обоснование ее как универсального явления без учета различных культурных и социальных факторов. Некоторые критики Зигмунда Фрейда сосредоточили свое внимание на более широком значении его теории гендера и сексуальности — например, на его идее, которая сильно оспаривается, что гомосексуальность проистекает из ненормального разрешения эдипова комплекса. Узнать больше.

Эдипов комплекс , в психоаналитической теории желание сексуальных отношений с родителем противоположного пола и сопутствующее чувство соперничества с родителем того же пола; важный этап нормального процесса развития. Зигмунд Фрейд представил эту концепцию в своем « толковании сновидений » (1899 г. ). Этот термин происходит от фиванского героя Эдипа из греческой легенды, который по незнанию убил своего отца и женился на своей матери; его женский аналог, комплекс Электры, назван в честь другого мифологического персонажа, который помог убить ее мать.

(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)

Britannica Quiz

44 вопроса из самых популярных викторин Britannica о здоровье и медицине

Фрейд приписывал Эдипов комплекс детям в возрасте от трех до пяти лет. Он сказал, что стадия обычно заканчивается, когда ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола и подавляет свои сексуальные инстинкты. Если прежние отношения с родителями были относительно любящими и нетравматичными, а родительские установки не были ни чрезмерно запрещающими, ни чрезмерно стимулирующими, этап проходит гармонично. Однако при наличии травмы возникает «инфантильный невроз», являющийся важным предтечей подобных реакций во взрослой жизни ребенка.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *