В дофаминовой петле: dpmmax — LiveJournal
О том, что такое дофамин и как этот нейромедиатор работает, я не так давно вам рассказывал. Есть, однако, один специфический феномен (вернее будет даже сказать — их группа), завязанный на физиологии с участием дофамина, о котором стоило бы поговорить отдельно. Поскольку именно он лежит в основе многих нюансов поведения человека. И эти нюанс особенно заметны в наше время, когда смартфоном мы учимся пользоваться едва ли не раньше, чем читать.
Одно из направлений, по которым работает дофамин, если выразиться проще — это процесс наведения на цель. Замаячило на горизонте что-то интересное, с потенциальными ништяками, каковыми бы они ни были для конкретного человека — включается в работу дофамин: подогревает интерес, отсекает или приглушает работу других отделов и систем, чтобы не мешали и не отвлекали. В общем, как в ракете с системой наведения: «вижу цель — не вижу препятствий». Дошли до цели, получили ништяки — начиная от просто информации и заканчивая другим лутом — получили дофаминовую конфетку: «да, да, я сделал это!» А заодно и опиоидную (ну или эндорфинную), поскольку эта система тоже активно включается в момент поощрения. Покрасовались на пьедестале почёта, покачались на пальме первенства, отлили себя в граните — всё, успокаиваемся и поглядываем по сторонам в поисках чего-нибудь ещё интересного и обещающего.
На самом деле всё сложнее, и работает не одна и даже не две системы нейромедиаторов, а также не стоит забывать и о неудачах в поиске, которые тоже играют свою роль, в том числе и конструктивно-обучающую. Но в самом схематичном варианте все выглядит примерно так. Ну, когда система работает без сбоев.
Один из сбоев, превращающий систему в ловушку, происходит, когда вместо нормальной обратной связи (цель достигнута — значит, всё делал правильно, цель ускользнула/дала по ушам/оказалась фублей — значит, вводи коррективы в следующие попытки, а то и ну её нафиг, поищем что-нибудь интереснее) возникает петля. В данной ситуации — дофаминовая петля. То есть, когда важна становится не цель, а сам процесс, и все телодвижения происходят ради него (хотя человек может и не отдавать себе в том отчёта, и так даже чаще всего бывает). Неважно, что там впереди замаячило: интересная незнакомка, новый манящий аромат чего-то вкусного, игра с обещанием приличных призовых — вперёд, погнали! За дофаминовой конфеткой! Ожидание чуда важнее чуда! И (важный момент!) чем быстрее можно достичь цели, чем быстрее с неё можно переключиться на поиск и достижение другой, тем крепче петля захлёстывает.
Между прочим, в процессе формирования той же игромании дофаминовая петля играет едва ли не опорную роль — плюс склад личности, конечно, плюс особенности формирования зависимости, но тем не менее. Кстати, об играх.
В наши дни стоимость (как субъективная, так и вполне себе реально оплачиваемая) времени и информации очень, очень возросла. Соответственно, и необходимость в экономии первого и лёгкого доступа ко второй сильно увеличились. А раз есть сформированная ниша потребности — найдутся те, кто сможет её занять. Это я об интернете и об устройствах, обеспечивающих получение информации с его помощью. Насчёт экономии времени всё понятно: сравните поиск нужной книги или методички у себя на полке или в библиотеке с поиском в сети. Насчёт информации — тоже: стоит набрать в поисковике тему — тут же хлынет целый поток, причем как по конкретной теме, так и по куче других. Удобно? Безусловно!
Вот только лёгкость и быстрота, с которой стало находиться всё требуемое, сыграли со всеми нами злую шутку. Они, а также люди, знающие (или интуитивно догадывающиеся), как обернуть дофаминовую петлю себе на пользу. Как это работает? Вот навскидку несколько типичных ситуаций.
1. Поиск информации. Допустим, вы решили поглядеть в сети что-то по конкретному интересующему вас вопросу. Поглядели. Потом поглядели по соседней теме, которую выдал поисковик. Потом — прошли по ссылке. Ещё по одной. В итоге вместо планируемых минут пяти провисели в инете полчаса-час, а то и больше. Ну интересно же было. Прикольно. И даже, предположительно, полезно. Вот только не забывайте, что это «интересно»- это был в том числе и дофаминовый крючок, на который вы попались.
2. Лайки и подписчики. Если провести хотя бы поверхностный анализ, то выяснится, что доля участников соцсетей, которые реально зарабатывают на своём аккаунте, очень невелика по сравнению с общим количеством пользователей. Тогда откуда этот постоянный интерес, это стремление срубить побольше лайков, комментариев? Да всё тот же самый дофамин. Всё то же ощущение достижения чего-то там такого, пусть даже на самом деле незначительного — но достижения. А главное — ожидание, что вот-вот оно будет.
3. Игры. О, это целый мир. Фактически, вторая жизнь. В которой ты каждый день чего-то да достигаешь. От самого простенького, вроде очков за прохождение очередного уровня с Инди-Котом, до более вдумчивого, вроде прокачки навыков у Геральта в «Ведьмаке» или у ГГ в «Фоллауте». Причём затягивает даже самая простенькая тупилка — ведь там ты достигаешь! А потом ещё уровень, и ещё…
4. Красивые, яркие, сочные картинки. Почему, как вы думаете, фуд-блогеры не теряют своей популярности? А фитоняшки? Так ведь и те, и те дают нам предвкушение. Вкусной еды. Намёка (нет-нет, не предложения, ни в коем случае, с этим — на другие сайты) на секс или потенциальную возможность самому стать сексуально привлекательным. То есть, то самое дофаминовое, которое даже слаще, чем сам факт…
5. Новинки. Где бы и в чём бы они ни проявлялись: новый аромат, новый вкус, новые рецепты, новые формы — неважно. Тут, главное, соблюдать тонкий баланс: постоянная новизна и слишком частая смена имиджа пугает и отталкивает, зато железобетонная стабильность когда-нибудь да наскучит.
6. Приятные нежданчики. Ну, почему приятные — это понятно. Из мест, где вас за углами поджидают с пыльными мешками и звездюлями, вы первыми сбежите, роняя тапки. А вот если за углом да с конфетами, а за другим — с пряниками, да никогда не угадаешь, какая приятность и когда именно случится — это же другое дело!
7. Риск потери. Да, дофамин — это не только приятное предвкушение приобретения, но и мандраж с боевой готовностью, если есть риск потерять. Потому и работают распродажи, горящие туры, чёрные пятницы и последние дни «патрясных скидок» (с). И синдром упущенной выгоды — он тоже тут как тут, подогревает. ..
И это не считая (поскольку это уже вне сетей) манящих ароматов (тот же кофейный, сдобный или шашлычный вспомните), бесплатных дегустаций и многого, многого другого, запускающего нашу дофаминовую систему. Того, на что нас и ловят. Ага, в ту самую дофаминовую петлю.
Дофаминовая петля: как Facebook и Instagram заставляют нас возвращаться и как использовать это в собственных продуктах | by Nadezhda Chernyakevich
Как связаны биохимия мозга и продуктовый менеджмент? И что общего между съеденным шоколадным батончиком и постоянным желанием проверить Instagram? Использование приложение и потребление вкусной еды связаны с процессом получения удовольствия, которое становится возможным благодаря выделению в мозге дофамина. А это значит, что понимание того, как работает система подкрепления может помочь продуктовым менеджерам и продуктовым дизайнерам создавать такие продукты, которые будут приносить положительные эмоции, и пользователю захочется чаще к ним возвращаться.
Почему дофамин? Дофамин — это химическое соединение, которое участвует в передаче сигнала между нервными клетками. Освобождение дофамина нейронами активирует лимбическую систему, которая выполняет роль центра удовольствия, что дает человеку ощущение комфорта и хорошего настроения. Дофамин является ключевым веществом в системе мотивации, поэтому как только в перспективе появляется награда — мозг реагирует на нее выбросом дофамина, который среди прочих функций в том числе помогает сфокусироваться на цели и на том, чтобы получить желаемое.
Лимбическая система — одна из самых древних систем нашего организма, она формировалась, когда больше всего человека беспокоили вопросы выживания: продолжение рода, добыча еды, примитивная социальная принадлежность и борьба с нападающими хищниками. Поэтому активнее всего она откликается на те стимулы, которые в обстоятельствах древнего мира мозгом трактовались как опасные или, наоборот, самые желанные. Например, на еду, которая содержит много сахара и жиров, так как именно такая еда в условиях древности была редкостью, наполняющей человека наибольшим количеством энергии. Сюда же относится продолжения рода с желанным партнером и борьба с конкурентами.
В 60-х годах Роберт Хит из Тулейнского университета провел не самый этичный эксперимент: своим подопытным он вживил электрод в часть мозга и позволил им самостоятельно стимулировать его. Подопытные занимались самостимуляцией до 40 раз в минуту без перерыва на сон и еду. Один из испытуемых простимулировал себя 1500 раз за трехчасовую сессию, объясняя это своими эйфорическими переживаниями. Сессию прервали, несмотря на его возражения. Другие испытуемые коротко сообщали, что ощущают нечто приятное, однако компульсивное нажатие кнопки и тревога, что ток отключат, навели исследователей на мысли, что дело не в получаемом удовольствии. Выяснилось, что если мозг лишить дофамина, он по-прежнему продолжит получать удовольствие от поедания сладкой пищи. Однако, человек не будет ничего предпринимать, чтобы получить пищу, так как если подавить молекулу радости, то привлекательность любых вознаграждений исчезнет. Дофамин отвечает за предвкушение удовольствия и за мотивацию совершать эволюционно верный выбор, способствующий выживанию. Он вынуждает искать удовольствие и предвкушать его, но не испытывать его.
Термин «дофаминовая петля» впервые использовал бывший сотрудником Facebook Чамат Палихапития, который упомянул его во время встречи со студентами Стэнфорда. Принцип дофаминовой петли строится на системе обратной связи, то есть на данных, которые система получает спустя какой-то отрезок своей работы, чтобы ее скорректировать. В случае с дофаминовой петлей, система замкнута сама на себе. Например, этот механизм часто используется в играх, когда действие вызывает определенный результат и реакцию игрока, затем цикл повторяется. Игра приводит к компульсивным действиям, когда каждый момент кажется неподходящим для перерыва, потому что цикл не завершен. При этом финальной точки в игре нет.
Дофаминовая петля
Эта же модель в более подробном варианте была описана в книге Нира Эяля «На крючке». Он разделил цикл на 4 повторяющихся этапа:
- Внешний, постепенно переходящий во внутренний, триггер
- Действие
- Переменное вознаграждение
- Инвестиция
Во время повторения этих этапов по кругу раз за разом, формируется привычка, которая «подсаживает» пользователя на продукт. Разберем по пунктам, что происходит во время каждого этапа.
Внешний триггер. Внешним триггером выступает призыв к действию: это значит, что в триггеры встроена информация, которая подсказывает пользователю, как поступить дальше. Триггеры бывают нескольких типов: платные (реклама), бесплатные (PR и СМИ), триггеры отношений (рекомендации друзей) и встроенные (иконки и уведомления). Если первые три типа служат в первую очередь для привлечения пользователя, то именно последний тип способствует тому, чтобы его удержать и перевести внешнюю мотивацию во внутреннюю.
Действие. Это простейший тип поведения, направленный на получение вознаграждения. Для совершения действия необходим ясный триггер, а также мотивация и возможности. Чтобы пользователь совершил действие, для него нужно обеспечить триггер, возможность легко выполнить этот шаг, а также предложить правильный мотиватор.
Переменное вознаграждение. В ходе эксперимента профессор Стэнфордского университета Брайан Кнутсон выяснил, что к действию нас толкает не удовлетворение, полученное от вознаграждение, а стремление избавиться от сильного желания вознаграждение получить. Он с помощниками наблюдал, в какой момент активизируется центр удовольствия у подопытных, делающих ставки, и оказалось, что наибольшая активность наблюдается не в момент денежной выплаты, а процессе ее ожидания. Продукты, которые способны обеспечить бесконечную изменчивость и непредсказуемость вознаграждения, не теряют интерес пользователей.
Инвестиция. Это последний, завершающий этап модели крючка. Этот этап позволяет создать эмоциональную привязанность к продукту, так как людям свойственно переоценивать свои усилия и то, во что они вложились. В отличие от этапа действия, он связан не с немедленным вознаграждением, а с ожиданием вознаграждения в будущем. Также в отличие от этапа действия, инвестиция требует небольших усилий –– именно благодаря приложенным усилиям, появляется дополнительная ценность.
Модель крючка
Как Instagram и Facebook подсаживают вас на крючок
Секрет успеха Instagram и Facebook — это способность понимать триггеры пользователей и применять их. Создатели популярных приложений хорошо понимают психологию пользователей. Например, они знают, что мозг — очень ленивая штука, а значит нужно помочь пользователю минимизировать количество принимаемых решений, ведь именно они тратят огромное количество когнитивных ресурсов.
- Бесконечная прокрутка. Позволяет не совершать пользователю лишних действий: раньше для перехода на следующую страницу нужно было кликать мышкой, а теперь можно бесконечно тонуть в полотне контента.
- UCG-контент. Чем больше пользователь инвестирует в продукт, тем больше значения он ему придает. Это особенность человеческой психологии: мы намного больше ценим то, на что потратили свои ресурсы и время. Именно этот принцип используется в Facebook, Instagram и других популярных социальных сетях. Продукт предоставляет площадку для пользовательского контента, и чем чаще мы выкладываем фотографии, пишем посты и репрезентируем себя на площадках, тем больше места эта площадка занимает в нашей жизни.
- Социальное одобрение. Лайки, комментарии и другие элементы социального одобрения. До сих пор нет единого мнения о коннотации лайков: это и проявление симпатии, сочувствия, а также солидарности и поддержки. По сути, лайк — это единица внимания, и именно это важно для пользователя. Лайки запускают наши дофаминовые механизмы и позволяют почувствовать себя micro celebrity. Социальное подкрепление относится к одному из трех основных типов переменного вознаграждения — социальному вознаграждению. Наш мозг настроен на стремление к одобрению, которое позволяет нам чувствовать себя привлекательными, важными и вовлеченными.
- Уведомления. Постоянные уведомления на экране смартфона и письма на почте работают как внешний триггер и стимулируют зайти в приложение, чтобы посмотреть, какое обновление опубликовал ваш знакомый. Уведомления сформулированы так, что от вас требуется только кликнуть на него или на кнопку в письме, чтобы перейти в приложение. Как и с бесконечной прокруткой, это избавляет вас от бремени решения о том, какое действие совершить.
- Интеграция с другими приложениями. В FB вы можете поделиться практически чем угодно: понравившейся статьей, фотографией или результатом теста. Как правило, для этого есть специальная кнопка, а значит все дороги ведут в Facebook. Кроме того, сейчас практически невозможно представить сервис, в котором не было бы упрощенной регистрации через Facebook.
Все эти методы работают не только в Instagram и Facebook, они есть и в других приложениях, но именно эти продукты среди тех, которые чаще связываются с зависимостью. Почему? Как уже было сказано раньше, они работают с триггерами. И самое важное, что они эффективней других переводят внешний триггер во внутренний, то есть формируют привычку. Это происходит благодаря эмоциям, которые связываются с продуктом. Чаще всего это связано с негативными эмоциями, страхом — обычно про это говорят, что приложение помогает решить пользовательскую проблему. Например, человек боится пропустить какое-то события или почувствовать себя одиноким, и тогда на помощь приходит Facebook. Страх забыть памятный момент заставляет человека чаще выкладывать фотографии в Instagram. Но это имеет и обратный эффект, поэтому соцсети часто винят в создании феномена FOMO — fear of missing out — синдрома упущенной выгоды: страха пропустить какое-то событие или возможность.
Какие метрики можно улучшить при помощи модели крючка?
- Retention –– коэффициент удержания –– является ключевой метрикой бизнеса, определяет потенциал его роста и влияет на монетизационные метрики. Большинство пользователей продукта теряются в течение первых дней использования продукта. Спустя какое-то время Retention rate выравнивается –– это означает, что в продукте остались пользователи, у которых сформировалась привычка. Если продукт способен сформировать привычку, это значит, что пользователи будут постоянно возвращаться. Очень важно, чтобы продукт частично решал проблему пользователя, но не закрывал ее полностью. Иначе потребности в продукте не будет, и пользователь быстро уйдет.
- LTV –– вторая ключевая метрика, количество денег, потраченных одним пользователем на протяжении всего времени использования продукта. На эту метрику в свою очередь влияет Retention: для того, чтобы пользователи совершили несколько покупок в продукте, необходимо, чтобы они продолжали пользоваться им на протяжении длительного времени, а не бросали продукт через месяц или день.
- CAC –– стоимость привлечения клиента. Для привлечения пользователей большинство продуктов поначалу используют рекламу. Однако, если бы Facebook и Instagram ориентировались только на платные триггеры, они быстро стали бы банкротами. Новые пользователи появляются благодаря виральности продуктов, которую обеспечивают триггеры отношений. Если у одного пользователя сформирована привычка и продукт плотно вошел в повседневность, это значит, что он охотнее будет рассказывать о продукте своим друзьям. Это можно обеспечить при помощи кнопок “Поделиться” и реферальной программы.
петель обратной связи, управляемых дофамином: что это такое?
Вы когда-нибудь закрывали приложение на телефоне, чтобы через две секунды открыть его снова? Или, скорее, вы снова и снова выполняете одни и те же систематические движения на разных экранах вашего телефона? Вероятно, вы попали в петлю дофаминовой обратной связи.
Петля обратной связи, управляемая дофамином, — это «самовоспроизводящаяся цепь, подпитываемая тем, как нейротрансмиттер работает с системой вознаграждения мозга. Петли обратной связи, как правило, представляют собой схемы, которые возвращают выходные данные в качестве входных данных для данной системы для управления будущими операциями и, в данном случае, поведением», — сообщает WhatIs.com.
Погоня за дофамином включает в себя выполнение задач, которые, как мы подозреваем, принесут нам некоторую спешку, даже если на очень небольшом уровне. Колесо тяги на временных шкалах социальных сетей, таких как Twitter и Instagram, напоминает игровой автомат, где вы опускаете рычаг в надежде получить что-то взамен. Хороший результат или плохой, по крайней мере, в социальных сетях это бесплатно. Вытаскивание столько, сколько вы хотите, означает, что оно нормализуется, а поиск той части контента, которую вы боялись упустить, — это бесконечное путешествие.
В течение многих месяцев подряд вы можете застрять в определенном цикле, когда вы открываете Instagram, открываете вкладку обновления, открываете личные сообщения, открываете эту вкладку обновления, а затем закрываете приложение. Примерно через полчаса или около того вы почувствуете желание открыть приложение и снова завершить цикл.
Вы хорошо знаете, что у вас не было новых сообщений. Если бы вы это сделали, вы бы получили гудение со своего телефона и уведомление с домашнего экрана, но по какой-то причине вы застревали в этом цикле снова и снова, постоянно в течение дня.
Я лично разорвал петлю дофаминовой обратной связи, когда пришло время обновить мой телефон, и я получил новый другого размера. Это было странно в моей руке, и я заметил, что мой большой палец был в немного другом положении, когда я пытался завершить петлю. Мои приложения также были полностью перемешаны и не соответствовали их старому местоположению на моем предыдущем телефоне.
Это зажгло во мне искру, и я поклялся сопротивляться желанию завершить петлю. Посоветовавшись с мозгом и сопротивляясь желанию удовлетворить искушение, я смог разорвать петлю.
Чамат Палихапития, бывший вице-президент Facebook по развитию пользователей, признался перед аудиторией студентов Стэнфорда, что они чувствуют «огромную вину» за свою роль во влиянии на мозг и образ мыслей пользователей. «Краткосрочные петли обратной связи, управляемые дофамином, которые мы создали, разрушают то, как работает общество».
«Технологические компании понимают, что вызывает всплески дофамина в мозгу, и они добавляют в свои продукты «методы захвата», которые заманивают нас и создают «петли принуждения», — пишет обозреватель The New York Times Дэвид Брукс.
«В Snapchat есть функция Snapstreak, которая вознаграждает друзей, снимающих друг друга каждый божий день, тем самым поощряя привыкание», — продолжил Брукс. «Новостные ленты устроены как «бездонные чаши», так что просмотр одной страницы приводит к другой, следующей и так далее до бесконечности. Большинство сайтов социальных сетей создают вознаграждения нерегулярно по времени; вам приходится навязчиво проверять свое устройство, потому что вы никогда не знаете, когда может произойти всплеск социального одобрения от лайка в Facebook».
Кажется, что эти проблемы будут сохраняться только по мере роста социальных сетей. Все, на что когда-то можно надеяться, это то, что реальная жизнь будет просто мешать, медленно удаляя людей от услуг. Устранение использования социальных сетей, корня этих петель обратной связи, шаг за шагом необходимо для полного контроля над вашими когнитивными искушениями.
ИЗОБРАЖЕНИЕ СДЕЛАНО С Pexels.com
Цикл поиска дофамина и вознаграждения | Психология Сегодня
Мы все были там. Вы заглядываете в Instagram (или в свою ленту Twitter, или в ленту LinkedIn, или в Facebook, или в приложение для газеты). Вы смотрите на первую запись, затем на следующую, а затем проводите пальцем или большим пальцем, чтобы увидеть, что будет дальше, а затем еще, и, прежде чем вы это узнаете, прошло 15 минут.
Вы только что стали частью дофаминовой петли поиска награды.
Вот видео, которое я недавно записал о дофаминовой петле поиска вознаграждения и о том, что с этим делать. А ниже текстовая аннотация видео.
В 2012 году я написал статью о дофамине и о том, как он помогает вам стать «зависимым» от текстов, а также от поиска. Это был 2012 год, и к настоящему времени стимуляция дофаминовой петли стала повсеместной и задействована почти во всем, что вы делаете на своем смартфоне. Итак, давайте вернемся к дофаминовой петле.
Дофамин был «открыт» в 1958 году Арвидом Карлссоном и Нильсом-Аке Хилларпом в Национальном институте сердца Швеции. Дофамин вырабатывается в различных частях мозга и имеет решающее значение для всех видов функций мозга, включая мышление, движение, сон, настроение, внимание и мотивацию.
Химическое вещество, «ищущее» мозг
Первоначально считалось, что дофамин играет важную роль в системе «удовольствия» мозга. Считалось, что дофамин заставляет вас чувствовать наслаждение и удовольствие, тем самым побуждая вас искать определенные виды поведения, такие как еда, секс и наркотики. Но затем исследования начали показывать, что дофамин также имеет решающее значение в поиске. Дофамин заставляет вас хотеть, желать, искать и искать. Это повышает общий уровень возбуждения и целенаправленное поведение. Дофамин вызывает у вас любопытство к идеям и стимулирует поиск информации.
Две системы
По словам исследователя Кента Берриджа, существуют две системы: «желание» и «нравится», и эти две системы дополняют друг друга. Дофамин является частью системы желания. Это побуждает вас к действию. Система лайков заставляет вас чувствовать себя удовлетворенным и поэтому приостанавливает ваши поиски. Но система желаний дофамина сильнее, чем система симпатий. Вы склонны искать больше, чем вы удовлетворены. Вы можете попасть в дофаминовую петлю. Если ваш поиск не отключается хотя бы ненадолго, то вы начинаете бегать по бесконечному циклу.
Прокручивающаяся дофаминовая петля
Когда вы запускаете ленту в одном из ваших любимых приложений, включается дофаминовая петля. С каждой фотографией, которую вы просматриваете, заголовком, который вы читаете, или ссылкой, по которой вы переходите, вы подпитываете петлю, которая просто заставляет вас хотеть большего. Требуется много времени, чтобы достичь насыщения, и на самом деле вы никогда не будете удовлетворены. Скорее всего, вас останавливает то, что кто-то прерывает вас. Оказывается, в дофаминовую систему не встроено ощущение сытости.
Упреждающее вознаграждение и павловские сигналы
Дофаминовая система особенно чувствительна к «сигналам» того, что вознаграждение приближается (помните Ивана Павлова?). Если есть небольшой специфический сигнал, означающий, что что-то должно произойти, это запускает нашу дофаминовую систему. Поэтому, когда есть звук (слуховой сигнал) или визуальный сигнал о получении уведомления, этот сигнал усиливает эффект привыкания. Не само вознаграждение поддерживает работу дофаминовой петли; это ожидание награды. Роберт Сапольски говорит об этой связи ожидания/дофамина в своем исследовании.
Можете ли вы выйти из петли?
Сочетание высвобождения дофамина в мозге и условной реакции с моторным движением (проведение пальцем или большим пальцем) затрудняет остановку этой дофаминовой петли. Один из способов получить некоторый контроль — это создать встречное движение — физическое движение, которое вы делаете, и которое становится его собственной обусловленной реакцией. Например, моя условная реакция на встречное движение заключается в том, что когда я понимаю, что нахожусь в дофаминовой петле, я немедленно нажимаю кнопку «Домой» и кладу телефон лицевой стороной вниз. Если вы можете придумать физическое движение, которое становится условной реакцией, вы можете, по крайней мере, разорвать дофаминовую петлю поиска награды, как только она началась.