Опросник Кеттелла: 187 вопросов, которые расставят все точки над «і»
Опросник Кеттелла – это, по сути, анкета-тест, где человек отвечает на вопросы о самом себе и выполняет несложные задания на сообразительность и общую эрудицию. Подобная компоновка вопросов позволяет выявить наиболее устойчивые личностные характеристики человека, а также мобильность и пластичность его мышления, способность быстро ориентироваться и улавливать закономерности различных процессов и явлений. Тест доказал свою эффективность, выдержал проверку временем и по сей день используется для психодиагностики, хотя формы опросника претерпели изменения с момента первой публикации.
Из истории возникновения опросника Кеттелла
Способ проверки личностных характеристик человека при помощи многофакторного опроса предложил британский и американский психолог Реймонд Бернар Кеттелл в 1949 году. Этому предшествовали годы исследовательской работы, в ходе которой Кеттелл смог привести все основные характеристики человека к некому «общему знаменателю», а именно к 16 факторам, предопределяющим суть личности.
Работая над составлением опросника, Кеттелл взял за основу труды своих коллег Гордона Уилларда Олпорта и Генри Одберта, которые проанализировали актуальные на тот момент словари английского языка и выбрали 18 тысяч слов, так или иначе описывающих личность. Из них 4,5 тысячи слов – это прилагательные, которые относились к постоянным характеристикам человека. Таким образом, они пришли к выводу, что среднестатистический человек описывает себя и других вполне конкретным набором слов.
Реймонд Кеттелл упорядочил выявленный список слов по группам, и вывел сначала 12, а потом еще 4 фактора, к которым сводятся все слова из этого списка. К слову, справиться с анализом такого большого массива данных Кеттеллу помогли наработки профессора Чарльза Эдварда Спирмена, чьей основной специализацией была разработка методов математической статистики.
В ходе применения методики 16-факторный опросник Кеттелла претерпел определенные изменения и дополнения. Так, в 1956-1957 годах вышло дополненное издание, а в 1961-1962 годах тест был дополнен вновь. К 1970 году опросник имел шесть форм, адаптированных под разные образовательные уровни испытуемых. В дальнейшем эти формы также были расширены, и теперь тест имеет варианты, адаптированные, в том числе, под особенности детского восприятия.
Личностный опросник Кеттелла – модификации:
- Тест 16 PF, формы А и В – полные версии на 187 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
- Тест 16 PF, формы C и D – сокращенные версии на 105 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
- Тест 16 PF, формы E и F версии – на 128 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
- Тест 13 PF – сокращенная версия на 79 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
- Тест 14 PF, форма HSPQ – на 142 вопроса для подростков 12-16 лет.
- Тест 12 PF, форма CPQ – на 120 вопросов для детей 8-12 лет.
Обратите внимание, что группировка по 16 факторам в ходе тестирования применяется только для лиц, достигших совершеннолетия. Для детей и подростков группировка характеристик ведется по меньшему количеству факторов, поэтому применяется 12-факторный или 14-факторный опросник Кеттелла. Во всех случаях нужно выбрать один из трех вариантов ответа на поставленный вопрос. Есть вопросы, на которые можно просто ответить «да», «нет» или «не уверен».
Сокращенные версии для взрослых обычно используются, когда время на тестирование ограничено или же проводится групповое тестирование. Сегодня есть возможность пройти любой из тестов Кеттелла онлайн. Верхней возрастной границы тест не имеет, однако на некоторых онлайн-ресурсах, предлагающих пройти опрос, есть технические ограничения, не позволяющие указать возраст старше 70 лет.
Суть метода и группировка факторов по Кеттеллу
Итак, что и как выявляет 16 PF опросник Кеттелла и по какому принципу группирует факторы? За каждый ответ присваивается определенное количество баллов от 0 до 2. Далее набранные баллы по специальным формулам переводятся в так называемые «стены». Получается значение от 1 до 10, каждое из которых, согласно методике Кеттелла, имеет свою интерпретацию и обозначает степень выраженности того или иного качества.
В отличие от большинства тестов большее итоговое значение не означает лучший результат. Здесь, в принципе, нет правильных или неправильных ответов. Любой ответ является не более чем отличительной особенностью испытуемого, поэтому особенность личности не может быть оценена как правильная или неправильная. Вряд ли можно однозначно сказать, что для человека лучше быть серьезным, чем веселым. Или лучше быть жестким реалистом, чем сентиментальным романтиком. Или что консерватизм лучше, нежели стремление к новому и неизведанному. Или наоборот.
Полученное цифровое значение указывает лишь на то, что у человека более выражен тот или иной фактор личности. Для удобства диапазон значений от 1 до 4 обозначается знаком «-», от 7 до 10 – знаком «+». Значения 5 и 6 указывают на то, что человеку примерно в равной степени свойственны исследуемые характеристики.
16 PF опросник Кеттелла – группы факторов:
№ | Фактор | Расшифровка |
1 | A + | Открытость – готовность к новым знакомствам, приветливость, внимательность к людям, уживчивость |
A — | Замкнутость – склонность к уединению, концентрация на своих мыслях, скептицизм | |
2 | В + | Гибкое мышление – сообразительность, способность анализировать, обобщать, сопоставлять, быстро усваивать новую информацию |
В — | Ограниченное мышление – сложности в обучении, умении анализировать, обобщать материалы, сопоставлять | |
3 | С + | Эмоциональная стабильность – спокойствие, зрелость, уверенность, готовность к решению проблем |
С — | Эмоциональная неустойчивость – неуверенность, раздражительность, тревожность, прокрастинация | |
4 | Е + | Независимость – пробивные способности, желание лидировать, неуступчивость |
Е — | Податливость – мягкость, готовность уступать, вероятность попасть в зависимость | |
5 | F + | Беспечность – беззаботность, оптимизм, готовность проявлять чувства, веселиться и радоваться |
F — | Озабоченность – серьезность, сдержанность, рассудительность, склонность к пессимизму | |
6 | G + | Сознательность – выдержка, решимость, обязательность, ответственность, следование социальным нормам |
G — | Беспринципность – небрежность, легкомыслие, непостоянство, нежелание связывать себя обязательствами | |
7 | Н + | Смелость – склонность к авантюризму, готовность к новым знакомствам, предприимчивость |
Н — | Застенчивость – нерешительность, желание избегать ответственности и нежелание рисковать | |
8 | I + | Чувственность – сентиментальность, стремление к прекрасному, склонность к боязливости и ипохондрии |
I — | Твердость – реализм, практичность, готовность брать на себя ответственность, самостоятельность, склонность к цинизму и скептицизму | |
9 | L + | Подозрительность – замкнутость, ревность, раздражительность |
L — | Доверчивость – спокойствие, снисходительность, милосердие, умение ладить с людьми | |
10 | M + | Мечтательность – богатое воображение, склонность к теоретическим знаниям, отсутствие хозяйственной жилки |
M — | Практичность – склонность к практическим действиям, нацеленность на результат, хозяйственность | |
11 | N + | Утонченность – эстетическая разборчивость, честолюбие, склонность к светскому образу жизни |
N — | Простота – открытость, спонтанность, отсутствие излишних притязаний в жизни | |
12 | О + | Чувство вины – тревожность, боязливость, сильное чувство долга, склонность к депрессии |
О — | Самоуверенность – бесстрашие, нечувствительность к мнению окружающих, в том числе о себе, склонность к упрямству | |
13 | Q1 + | Радикализм – готовность сомневаться в общепринятых нормах, скептицизм, стремление к экспериментам |
Q1 — | Консерватизм – стремление «оставить все как есть», сомнение во всем новом и незнакомом | |
14 | Q2 + | Самостоятельность – независимость взглядов и мнений, самостоятельность в решениях и действиях |
Q2 — | Зависимость от группы – конформизм, оглядка на чужое мнение, стремление «не выделяться» | |
15 | Q3 + | Самоконтроль – дисциплина, точное следование социальным требованиям, забота о репутации |
Q3 — | Индифферентность – отсутствие самодисциплины, спонтанность в поведении, следование своим страстям | |
16 | Q4 + | Внутренняя напряженность – нетерпеливость и раздражительность |
Q4 — | Внутренняя расслабленность – флегматичность, легкая лень, склонность к релаксу, часто отсутствие мотивации что-либо делать |
Кроме того, 16-факторный опросник Кеттелла дает возможность оценить адекватность человека и выяснить, какая у него самооценка: адекватная, заниженная или завышенная. Разумеется, большинство людей стремятся давать социально ожидаемые ответы, поэтому каждый фактор перепроверяется группой вопросов, завуалированных под вполне невинные жизненные ситуации.
Например, ответ на первый же вопрос относительно того, понял ли испытуемый инструкцию к опроснику, которую прочитал только что, можно отнести как к характеристике интеллекта, так и к показателю тревожности, когда человек постоянно сомневается, все ли он правильно сделал, понял и т.д. Для уточнения показателей в тесте будут даны другие вопросы и ситуации, чтобы уточнить и уровень интеллекта, и уровень тревожности.
А, к примеру, ответ на вопрос о предпочитаемом месте жительства – в большом городе или глухом лесу – может свидетельствовать как о степени замкнутости, так и об уровне самостоятельности. Эти факторы также перепроверяются другими вопросами. Чтобы лучше понять, где вопросы «пересекаются», нужно знать, что каждый исследуемый фактор условно входит в блок тех или иных характеристик личности.
Блоки характеристик личности в опроснике Кеттелла:
- Коммуникативные характеристики (факторы А, Н, Е, L, N, Q2).
- Интеллектуальные характеристики (факторы В, М, N, Q1).
- Эмоциональные характеристики (факторы С, F, H, I, O, Q4).
- Регуляторные характеристики (G, Q3).
Также тест дает возможность оценить человека по дополнительным факторам: F1 (тревожность), F2 (экстраверт или интроверт), F3 (чувствительность к различным раздражителям), F4 (конформность). Что дает такая модель личности Кеттелла? Где можно применять личностный опросник Кеттелла? Сфера применения, на самом деле, достаточно широка.
Сфера применения опросника Кеттелла
Как уже говорилось ранее, тест Кеттелла применяется в целях психодиагностики. Этот опросник полезен для оценки личностного потенциала, лидерских качеств, стрессоустойчивости, творческих способностей, умения коммуницировать, готовности рисковать.
Таким образом, тест Кеттелла можно использовать для профессиональной ориентации детей и школьников, первичного профотбора поступающих в учебные заведения, требующие особых личных качеств (летные и военные училища), а также на работу в силовые структуры.
Еще тест Кеттелла можно использовать при найме сотрудников на работу, требующую усидчивости и выполнения однообразных монотонных операций. Тут даже не важно, что ответит кандидат на конкретные вопросы. Гораздо важнее его готовность отвечать на 187 вопросов, а не просто сразу перейти к рассмотрению следующей вакансии, где работодатель не увлекается тестированием.
Есть и обратная сторона медали: такой длинный тест может отпугнуть подходящего кандидата, склонного к активной практической деятельности и принятию быстрых решений. Поэтому данную анкету лучше не использовать при отборе менеджеров по продажам и представителей любых других профессий, требующих активности, мобильности, креативности и творчества.
Также 16-факторный опросник Кеттелла не рекомендован для выявления патологий в психиатрической практике. Подборка вопросов не ориентирована на поиск психических отклонений и, как говорилось выше, тут нет деления ответов на правильные и неправильные. Разумеется, ярко выраженные патологии опросник выявит, однако и в этом случае он не будет самодостаточным инструментом психодиагностики.
Собственно, любую психологическую диагностику лучше проводить с применением нескольких инструментов, релевантных поставленной задаче. И обязательно обращать внимание на дату составления теста. Мы помним, что в последний раз тест дорабатывался в 20 веке, а сейчас уже позади два десятилетия 21-го столетия, прошедших в условиях все ускоряющегося темпа жизни.
Вполне возможно, что у самого Реймонда Бернара Кеттелла, будь он жив сегодня, возникло бы желание доработать тест и поставить новые вопросы, соответствующие сегодняшнему темпу жизни и миру цифровых технологий. Но, так или иначе, личностный опросник Кеттелла по-прежнему актуален, что подтверждается стабильным интересом к нему психологов всех мастей, HR-менеджеров, родителей и людей, ищущих себя. Мы желаем, чтобы вы обязательно нашли себя, а все стороны вашей личности были в гармонии!
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание
Тест Кеттелла — Психологос
Кеттелл Рэймонд Бернард (1905-1998) — англо-американский ученый-теоретик в области изучения личности.
Опросник (метод психодиагностики личности) Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности, он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.
Основой теста Кеттелла служит «теория личностных черт». Согласно этой теории, личность описывается как состоящая из стабильных, устойчивых, взаимосвязанных элементов (свойств, черт), определяющих ее внутреннюю сущность и поведение. Различия в поведении людей объясняются различиями в выраженности личностных черт. При этом предполагается, что порядок субъектов на шкале выраженности личностных черт остается одним и тем же в разных ситуациях. В ходе тестирования при таком подходе личность соотносится с готовой системой координат, в рамках которой измеряется выраженность заранее заданных свойств.
Несмотря на широкое распространение, теория личностных черт встречает ряд критических замечаний, наиболее существенные из которых сводятся к следующему.
- В данной теории человек предстает пассивным субъектом, «марионеткой» личностных черт (так как выраженность черт механически определяет поведение).
- Критиками ставится под сомнение стабильность проявления личностных черт в различных ситуациях. По мнению А. Анастази, эмпирические данные показывают, что «во многих неинтеллектуальных областях поведения (таких как агрессивность, конформизм, честность и т. д.) люди обычно проявляют ситуационную специфичность: человек может быть открытым и общительным на работе, но застенчивым и замкнутым на дружеской вечеринке».
- Оспаривается положение рассматриваемой теории о том, что сферы проявления выделенных личностных черт являются одинаковыми для всех индивидов.
Исследования Р. Кеттелла в рамках теории личностных черт отличаются выраженным эмпиризмом, так как он не опирался на исходные теоретические представления о содержании и количестве определяемых свойств личности. Своеобразие подхода Р. Кеттелла состояло также в том, что метод факторного анализа использовался им как инструмент для выявления «основных исходных свойств личности», а не для упорядочивания полученных данных. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, Р. Кеттелл начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся либо в словарях типа составленного Г. Олпортом и X. Одбертом, либо в психиатрической и психологической литературе. Полученный список названий (4500 характеристик) за счет объединения явных синонимов был сокращен до 171 свойства личности. Для дальнейшего сокращения списка Р. Кеттелл воспользовался услугами большой группы экспертов, которые оценивали друг друга по предложенным спискам личностных свойств. Оценки экспертов подвергались корреляционному и факторному анализу. Таким образом, Р. Кеттелл показал, что личностное пространство может быть сведено к 12-16 факторам. Как и ожидалось, факторы были биполярными, т. е. содержали пары признаков, имеющих высокие отрицательные корреляции. Выделенные факторы позволили определить то, что Р. Кеттелл называл «основными первичными свойствами личности».
Свойства (черты) личности, выделенные Р. Кеттелом, представляют собой некоторые интегральные характеристики, т. к. они объединяют в себе несколько тесно связанных признаков и обобщают их содержание.
А. Анастази отмечает, что несмотря на обширные исследования, проводившиеся свыше тридцати лет Р. Кеттеллом и его коллегами, к предложенным им чертам личности лучше относиться как к предварительным. Хотя некоторые уязвимые места подхода Р. Кеттелла подвергаются критике, он имеет многих последователей. Исследования личности в этом направлении продолжаются.
Первичные факторы теста
- Фактор А: «замкнутость — общительность»
- Фактор В: интеллект
- Фактор С: «эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность»
- Фактор Е: «подчиненность-доминантность»
- Фактор F: «сдержанность — экспрессивность»
- Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»
- Фактор Н: «робость — смелость»
- Фактор I: «жесткость – чувствительность»
- Фактор L: «доверчивость — подозрительность»
- Фактор М: «практичность — мечтательность»
- Фактор N: «прямолинейность — дипломатичность»
- Фактор О: «спокойствие — тревожность»
- Фактор Q1: «консерватизм — радикализм»
- Фактор Q2: «конформизм — нонконформизм»
- Фактор Q3: «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»
- Фактор Q4: «расслабленность — напряженность»
- Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»
Вторичные факторы теста
- F1. Тревога
- F2. Экстраверсия — интроверсия
- F3. Чувствительность
- F4. Конформность
Тест 16 личностных факторов (16PF)
Основанный на работе психолога Рэймонда Кеттелла, 16PF представляет собой широко используемый личностный тест, основанный на 16 научно обоснованных личностных чертах. Тест иногда сравнивают с многофазным опросником личности (MMPI), где 16PF измеряет здоровые черты человека, а MMPI измеряет нездоровые черты.
На что похож ваш профиль 16 PF? Для каждого из следующих утверждений укажите, насколько хорошо оно описывает вас ниже.
Тест IDRlabs 16 PF (IDR-16 PFT) был разработан IDRlabs. IDR-PFT основан на работе доктора Рэймонда Кеттелла, который разработал Анкету шестнадцати личностных факторов (16PF). IDR-16 PFT не связан с какими-либо конкретными исследователями в области психологии личности, психопатологии или какими-либо аффилированными исследовательскими учреждениями.
Тест измеряет следующие черты:
Теплота: Люди с высокими баллами ищут близости и связи из-за своих искренних чувств сострадания, симпатии и заботы. Они редко бывают сдержанными и отстраненными; они редко становятся независимыми и бесстрастными. Они склонны быть теплыми, общительными, внимательными к другим, добрыми, покладистыми, участвующими и общительными. Люди с низкими баллами более сдержанны, замкнуты, осторожны, необщительны и замкнуты.
Обоснование: Обладатели высоких результатов склонны мыслить абстрактно. Их часто описывают как академических, концептуальных и быстро обучающихся. С другой стороны, те, у кого низкие показатели рассуждений, склонны мыслить конкретно. Их когнитивные способности больше приспособлены к реальным проблемам, таким как управление самолетом, продвинутая хирургия или раскрытие преступления.
Эмоциональная стабильность: Люди с высокими показателями, как правило, сосредоточены на практических, прагматичных и реалистичных решениях. При столкновении с проблемами они обычно адаптивны, зрелы и спокойны. Для сравнения, люди с более низкими баллами эмоционально нестабильны, обычно реактивны и изменчивы; они легко впадают в панику из-за невзгод и легко расстраиваются.
Доминирование: Люди с высокими показателями, как правило, напористы, напористы и агрессивны. Они часто склонны к соперничеству, упрямы и властны. Люди с низкими баллами часто почтительны, покорны, скромны, послушны и готовы к сотрудничеству. Обычно они избегают конфликтов и любят идти навстречу другим.
Жизнерадостность: Обладатели высоких результатов, как правило, энергичны, веселы и беззаботны. Им нравится спонтанно взаимодействовать с другими в оживленной и стимулирующей манере. Люди с низкими баллами часто описываются как серьезные и сдержанные. Они склонны быть осторожными, неторопливыми и предусмотрительными.
Сознание правил: Люди с высокими показателями, как правило, исполнительны, добросовестны, подчиняются, моралистичны и соблюдают правила. Люди с низкими показателями, как правило, целесообразны, не соответствуют требованиям и склонны игнорировать правила и положения.
Социальная смелость: Обладатели высоких показателей уверенно и бесстрашно участвуют в социальных взаимодействиях. Они склонны получать удовольствие от испытаний, рисков и быть в центре внимания. Люди с низкими показателями часто застенчивы и робки; они обычно воспринимаются как скромные и избегающие риска.
Чувствительность: Обладатели высоких результатов, как правило, артистичны, сентиментальны и нежны. Они также часто интуитивны и изощренны. Люди с низким баллом, как правило, практичны, объективны и несентиментальны. Их обычно считают упрямыми, самостоятельными и грубыми. Те, у кого очень низкие баллы, могут считать чувства или эмоции бессмысленными или неважными.
Бдительность: Люди с высокими показателями обычно бдительны, бдительны, пылки и бдительны. Они также часто подозрительны, скептичны, недоверчивы и оппозиционны, подозревая опасность или возможность на каждом шагу. Что касается людей с низкими баллами, то они склонны быть доверчивыми, ничего не подозревающими, принимающими, невинными и милыми.
Абстрагированность: Обладатели высоких показателей склонны к воображению, рассеянности и непрактичности. Они обычно поглощены своими идеями и, как правило, не обращают внимания на то, что происходит вокруг них. Те, у кого низкие баллы, как правило, приземлены, практичны, прозаичны, ориентированы на решение, устойчивы и традиционны.
Скрытность: Люди с высокими показателями, как правило, осторожны, не разглашают информацию, проницательны, дипломатичны и безупречны. Они часто способны точно оценивать людей или ситуации и обращать такие оценки в свою пользу. Что касается людей с низкими баллами, то они, как правило, прямолинейны, искренни, бесхитростны, открыты, бесхитростны, наивны, неприхотливы и вовлечены.
Опасения: Люди с высокими показателями обычно сомневаются в себе, беспокоятся, склонны к чувству вины и неуверенны в себе. Они часто беспокоятся о мелочах и винят себя за то, что выходит из-под их контроля. Люди с низким баллом, как правило, уверены в себе, не беспокоятся, самодовольны, защищены, не испытывают чувства вины, уверены в себе и самодовольны.
Открытость к изменениям: Люди с высокими показателями, как правило, свободомыслящие, склонные к исследованиям и поиску новых подходов и новаторских решений. Они часто экспериментальны, либеральны, аналитически, критичны и гибки. Что касается людей с низкими баллами, то они, как правило, традиционны, привязаны к знакомым, консервативны и уважают традиции.
Уверенность в себе: Люди с высокими показателями часто одиноки, находчивы, индивидуалистичны и самодостаточны. Они часто предпочитают полагаться на собственные силы и ресурсы, а не на чужие. Люди с низкими показателями, как правило, ориентированы на группу, аффилиативны и зависимы.
Перфекционизм: Люди с высокими показателями склонны принимать и добросовестно следовать принятым в обществе стандартам поведения. Они самодисциплинированы, хорошо организованы, тщательны, внимательны к деталям и целеустремленны. Их также можно охарактеризовать как компульсивных, социально корректных и обладающих требовательной силой воли. Что касается людей с низкими баллами, то они, как правило, терпимы к беспорядку, и их часто называют гибкими, недисциплинированными, вялыми, импульсивными, небрежными к социальным правилам и неконтролируемыми.
Напряженность: Люди с высокими показателями, как правило, напряжены, нетерпеливы, целеустремленны, разочарованы и переутомлены. Они обладают высокой энергией и часто быстро двигаются, чтобы уложиться в сроки или в соответствии с графиком. Люди с низким баллом, как правило, расслаблены, умиротворены, спокойны, апатичны, терпеливы и собраны.
Как издатели этого теста 16 личностных факторов (16PF), который позволяет вам проверить себя на наличие признаков этих 16 черт, мы стремились сделать тест максимально надежным и достоверным, подвергнув его статистическому контролю и Проверка. Однако бесплатные онлайн-викторины, такие как нынешний тест Примадонны, не дают профессиональных оценок или рекомендаций любого рода; тест предоставляется полностью «как есть». Для получения дополнительной информации о наших онлайн-тестах и викторинах ознакомьтесь с нашими Условиями обслуживания.
Что такое Анкета 16PF? И как вы его используете?
Опросник шестнадцати личностных факторов, или сокращенно 16PF, представляет собой самоотчетный личностный тест, который помогает раскрыть центральные измерения в нормальной сфере личности. Чтобы уточнить, мы можем описать эти измерения, используя подмножество прилагательных английского языка.
Основанный на исследованиях лексического и факторного анализа, тест представляет собой анкету с несколькими вариантами ответов и оценивает 16 основных факторов личности с точки зрения адаптации и эмоциональной устойчивости. В то же время он проливает свет на потенциальные проблемы с тревогой и другие поведенческие проблемы.
Всемирно известная анкета Кеттелла 16PF сегодня широко используется профессионалами во всем мире; от психологов и экспертов в области психического здоровья до консультантов по вопросам карьеры, рекрутеров и других специалистов по персоналу.
Немного истории
В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл и его команда начали поиск основных черт личности, составляющих человека. После нескольких десятилетий исследований с использованием нескольких научных исследований и методов, таких как метод факторного анализа и психолексические исследования, они разработали тест 16PF, который измеряет 16 фундаментальных черт личности.
Каким бы радикальным это ни казалось тогда, исследование Кеттелла прямо показало, что сущность личности закодирована в языке; в частности, прилагательных . Начав со списка прилагательных английского языка Олпорта и Одберта, Кеттеллу и его команде удалось сузить их до таксономии из 16 наблюдаемых и факторно-анализируемых измерений, которые предлагают всеобъемлющее описание характера человека.
Более того, количественный подход Кэттела и фундаментальное исследование черт способствовали формированию более поздних моделей черт личности, таких как модель «большой пятерки»; один из самых распространенных методов оценки личности.
Что измеряет 16PF?
По сути, тест личности 16PF оценивает личность по двум уровням черт. По мнению создателей 16PF, структура личности носит иерархический характер, разворачиваясь на взаимосвязанные первичные и вторичные черты. Мы называем их Первичными шкалами и Глобальными шкалами соответственно.
Первичные Весы
А. Теплота: общительный, заботливый, внимательный к другим против сдержанный, безличный, отстраненный
B. Рассуждение: абстрактное мышление, более высокие умственные способности против конкретное мышление, более низкие умственные способности
C. Эмоциональная устойчивость: зрелые, адаптивные, эмоционально устойчивые против реактивные, изменчивые, подверженные эмоциям
E. Доминирование: доминантный, сильный, напористый, конкурентный против дифференцированный, уступчивый, послушный, кооперативный
F. Живучесть: живой, спонтанный, восторженный, веселый, экспрессивный, импульсивный против серьезный, сдержанный, неразговорчивый, осторожный, интроспективный
Г. Сознание правил: сознательный по правилам, послушный, добросовестный, конформный, моралистичный, уравновешенный, связанный правилами против целесообразный, несоответствующий, пренебрегающий правилами, потворствующий своим желаниям
H. Социальная смелость: социально смелый, предприимчивый, раскованный против застенчивый, чувствительный к угрозам, робкий, нерешительный
И. Чувствительность: чувствительный, эстетичный, интуитивный, изысканный против утилитарный, объективный, несентиментальный, самоуверенный, грубый
Л. Бдительность: бдительный, подозрительный, скептический, оппозиционный против доверчивый, принимающий, безоговорочный, легкий
М. Абстрагированность: абстрактный, творческий, рассеянный, непрактичный, поглощенный идеями против приземленный, практичный, прозаический, ориентированный на решение, конвенциональный
N. Скрытность: частный, сдержанный, изысканный, светский, дипломатический против прямолинейный, искренний, бесхитростный, открытый, наивный, непритязательный, вовлеченный
O. Опасения: опасливый, неуверенный в себе , обеспокоенный, неуверенный, беспокоящийся, самообвиняющий против уверенный в себе, не беспокоящийся, самодовольный, безопасный, уверенный в себе, самодовольный
Q1. Открытость к изменениям: открытый (к изменениям), экспериментальный, либеральный, аналитический, свободомыслящий, гибкий против традиционный, привязанный к привычному, консервативный, уважающий традиционные идеи
Q2. Уверенность в себе: самостоятельный, одинокий, находчивый, индивидуалистичный, самодостаточный против ориентированный на группу, аффилиативный, зависимый
Q3. Перфекционизм: перфекционист, организованный, компульсивный, самодисциплинированный, точный, сентиментальный против терпимый к беспорядку, абстрактный, гибкий, недисциплинированный, импульсивный, небрежный
Q4. Напряжение: напряженный, возбужденный, нетерпеливый, ведомый, разочарованный против расслабленный, спокойный, терпеливый, собранный, немотивированный
Глобальные шкалы
Мы можем сгруппировать первичные шкалы в кластеры следующих вторичных черт, известных как Глобальные масштабы:
- Экстраверсия: Экстравертированная, исходящая, социально участвующая против интровертированных, затворнических, социально ингибируемых
- Тревога: . Тревожный, напряженный, возмущенный,
- .0007 по сравнению с спокойный, невозмутимый, собранный, уравновешенный
- Жесткий ум: твердый, решительный, неэмпатичный по сравнению с восприимчивый, открытый, интуитивный 90 212
- Независимость: независимый, убедительный, своевольный против уступчивый, приятный, бескорыстный
- Самоконтроль: самоконтроль, сдерживает побуждения против необузданный, следует побуждениям
Оценка 16PF дает оценку вышеупомянутых черт, что в сумме дает обзор профиля личности человека. Кроме того, Глобальные шкалы представляют основные черты, которые, по сути, также доступны в модели Большой пятерки — с некоторыми вариациями.
Приложения 16PF
Анкета 16PF в основном используется профессионалами, которые стремятся оценить характер человека, для различных целей. Например, при использовании психологами и другими учеными в области психического здоровья 16PF служит клиническим инструментом для диагностики, прогноза и, конечно же, терапии проблем психического здоровья.
Кроме того, опросник 16PF является ценным инструментом для специалистов по кадрам, которые максимально используют свои знания для оценки и фильтрации кандидатов; в попытке найти идеальное совпадение для конкретных рабочих ролей. 16PF также широко используется советниками и консультантами. Они могут предоставить профессиональную ориентацию и помочь предсказать, подходит ли личность человека для профиля работы; и наоборот.
Насколько надежен тест 16PF?
В качестве научного инструмента 16PF отображает длинный список подтверждающих данных. Кроме того, это подтверждается более чем 60 опубликованными исследованиями; и с годами оригинальное исследование уточнялось и обновлялось.
В частности, первый выпуск пересматривался четыре раза и повторно стандартизировался в 2002 году. Тем не менее, первоначальный список личностных черт, описывающих профиль личности человека, оставался неизменным на протяжении последних 50 лет исследований.
Тест признан во всем мире как инструмент объективной оценки личности; и широко используется как таковой во всем мире. На самом деле, она была переведена и адаптирована в культурном отношении более чем на 35 языков.
Преимущества метода оценки 16PF
Тест личности 16PF представляет собой простой в использовании инструмент оценки личности как для администраторов, так и для испытуемых. С одной стороны, с точки зрения испытуемых, простой и недвусмысленный язык анкеты облегчает их понимание; таким образом, предлагайте четкий и относительный ответ в каждом разделе.
С другой стороны, администраторы могут легко анализировать созданные отчеты и использовать их для своих целей. Благодаря своей ясности и простоте отчеты 16PF также могут оказаться полезными для руководителей предприятий.
Еще одна важная характеристика теста личности 16PF заключается в том, что желаемые черты никогда не очевидны для испытуемого; следовательно, трудно направить результаты в определенном направлении.
Вместо того, чтобы просить людей описать свою личность с помощью прилагательных, 16PF требует, чтобы они описали, например, как бы они реагировали в повседневных гипотетических сценариях. Более того, он может попросить их высказать свое мнение и даже заявить о своих интересах.
Таким образом, он побуждает респондентов раскрывать аспекты своей личности тонким, косвенным образом. Из-за непредвзятых декларативных вопросов, которые можно использовать на протяжении всего теста, респонденты не отвечают в обороне; напротив, они не стесняются отвечать открыто и внятно. Таким образом, тест помогает раскрыть черты, которые формируют уникальную личность каждого человека.
16PF на рабочем месте
Хотя 16PF разработала и, по крайней мере первоначально, использовала 16PF, сегодня она также приносит пользу консультантам по вопросам карьеры и менеджерам по персоналу. Фактически, в последние годы многие научно аккредитованные инструменты оценки личности, такие как 16PF, завоевали популярность в деловом мире как эффективные способы нанять нужного человека на работу через свои процессы управления персоналом.
Прежде всего, 16PF раскрывает основные черты человеческой личности, помогая рекрутерам и специалистам по персоналу принимать решения, основанные на данных и, в некотором смысле, безопасные для риска. Иными словами, они могут нанять подходящих кандидатов, основываясь на их личных качествах.
Добиваясь наилучшего соответствия человека работе — по крайней мере, в большинстве наймов — специалисты по персоналу могут помочь компании снизить текучесть кадров, повысить производительность сотрудников и улучшить командную работу; в долгосрочной перспективе даже повысить рентабельность компании, улучшив ее чистую прибыль.
Более того, менеджеры по персоналу могут использовать 16PF для предоставления целевых консультаций и планирования индивидуальных программ обучения; способствует развитию не только личности, но и бизнеса.
Процесс оценки
Оставив позади старомодный бумажный и ручной метод, онлайн-версия теста 16PF помогает рекрутерам проводить процесс оценки проще и быстрее. В результате они могут:
- Автоматизировать процесс
- Отправлять уведомления экзаменуемым
- Более эффективно оценивать результаты; и
- Сохраните их для дальнейшего использования
Чаще всего испытуемым приходится сдавать тест 16PF без каких-либо ограничений по времени. Однако в большинстве случаев среднее время прохождения этого самостоятельного теста составляет 30-45 минут.
Что касается этапа интерпретации, существует множество отчетов, также доступных в Интернете, которые предлагают полезную информацию для эффективной интерпретации результатов.