Популярное

Боуэн теория: Теория семейных систем Мюррея Боуэна

Теория семейных систем Мюррея Боуэна

Год издания и номер журнала: 

2005, №4

Один из самых ярких системных семейных психотерапевтов ХХ века — американский психиатр Мюррей Боуэн.

М.Боуэн (31.01.1913-09.11.1990) родился в г. Веверли (штат Теннеси). Этот небольшой городок насчитывал в 1913 году приблизительно 1000 жителей. В семье Мюррей был старшим из пяти детей.

Начальную и среднюю школу он заканчивал в Веверли, затем поступил в Ноксвиллский Университет Штата Теннесси, по завершении которого в 1934 г. получил степень бакалавра. В 1937 г. Мюррей Боуэн заканчивает Медицинскую Школу в Мемфисе, затем следует интернатура по хирургии в Белевильской и в Грасландской больницах в Нью-Йорке (1938-1941).

Всю Вторую Мировую Войну, с 1941 по 1946 гг., Боуэн прослужил в США и Европе, пройдя путь от лейтенанта до майора. Опыт, полученный на войне, способствовал тому, что область его интересов все больше смещалась от хирургии к психиатрии. И когда после окончания военной службы его пригласили в качестве практикующего хирурга в клинику Мейо, Боуэн принял решение специализироваться в области психиатрии.

В 1954 г. он на базе Национального Института Психического Здоровья начинает уникальную пятилетнюю научно-исследовательскую работу по изучению семей с ребенком-шизофреником.

В 1959 г. Боуэн переходит на Медицинский Факультет Джорджтаунского Университета, где становится клиническим профессором и возглавляет программы психиатрической помощи семьям.

В 1975 году Мюррей Боуэн основал Джорджтаунский Семейный Центр, бессменным директором которого оставался до самой своей смерти. Руководство институтом не мешало ему вести частную практику. Кроме того, все эти годы он чрезвычайно активно занимался преподавательской деятельностью и как приглашенный профессор преподавал в ряде медицинских школ, включая Университет в Мэриланде (1956-1963) и Медицинский Колледж в Вирджинии (1964-1978).

Мюррей Боуэн активно участвовал в работе профессиональных организаций, будучи членом: Американской Психиатрической Ассоциации, Американской Ассоциации Онтопсихологии и Группы Продвижения Психиатрии. В течение двух сроков он возглавлял Американскую Ассоциацию Семейной Психотерапии.

Благодаря усилиям М. Боуэна и смелости, с которой он воспротивился господствующей в те годы тенденции рассматривать все аспекты человеческого поведения, опираясь только на теорию Фрейда, мир был вознагражден новой психологической теорией и радикально новым методом в психотерапии. Он разработал теорию семейных систем, которая отличается от классического системного подхода рядом существенных черт.

В любой из школ семейной психотерапии, идентифицирующих себя с системным подходом, утверждается, что семья — это социальная система, закономерности функционирования которой лежат в основе ее нормы и патологии, и, соответственно, нормы или патологии людей, входящих в эту семейную систему. Однако, если в классическом системном подходе выделяются прежде всего информационно-коммуникативные особенности функционирования семьи, то теория Мюррея Боуэна сосредотачивается на ее эмоциональном функционировании. Он вводит понятие эмоциональной системы, которую толкует как сложный чувственно-поведенческий комплекс, свойственный почти всему животному миру, по крайней мере, начиная с эволюционного уровня рептилий и птиц. Пищевое и брачное поведение, выращивание потомства, поведение в социальной группе и у людей и у животных определяется эмоциональной системой. «В широком смысле слова, термин эмоция может относиться ко всем процессам, которые автоматически управляют поведением живого существа в его окружении. Эмоциональная регуляция поведения включает в себя генетические факторы, механизмы приспособления к среде, закрепленные в индивидуальном опыте и функциональное состояние живого существа, свойственное ему в каждый данный момент.» 1).

Человеческая семья может быть описана как эмоциональное поле. Термин «поле» указывает на сложность эмоциональных стимулов, передаваемых и воспринимаемых членами семьи на разных уровнях взаимодействия. «Эмоционально детерминированное функционирование членов семьи создает эмоциональную атмосферу, или поле, которое, в свою очередь, влияет на каждого. Это — аналог гравитационного поля солнечной системы, где каждая планета и солнце своей массой уравновешивают самое поле, а оно, в свою очередь, регулирует отношения в системе. Никто не может «увидеть» гравитацию, как никто не может увидеть эмоциональное поле. О существовании гравитации и эмоционального поля можно судить по тому, что пути планет предсказуемы, а люди строят свое поведение в зависимости от реакций друг на друга»2). Эмоциональная система регулируется двумя противоположно направленными силами: стремлением к совместности, в пределе — к слиянию с другими, и стремлением к индивидуальности, в пределе — к полному одиночеству. Человек, живущий по законам эмоциональной системы, характеризуется импульсивностью и реактивностью, преобладанием аффекта над интеллектом.

В теории семейных систем Мюррея Боуэна выделяются два параметра — уровень тревоги и дифференциация «Я». Тревога — базовая характеристика эмоциональной системы. Индивиды, пребывающие в высоко тревожной системе, развивают множество поведенческих паттернов, направленных на снижение тревоги. Среди них наиболее распространены четыре: дистанцирование, супружеский конфликт, проекция проблем на ребенка, симптоматическое поведение одного из супругов. Несмотря на кажущееся различие в стилях проявления каждого из них, цель у всех этих процессов общая — снижение тревоги. Уровень тревоги — своего рода наследственная характеристика системы, получаемая ядерной семьей от своих родительских семей. Дифференциация следующая характеристика семейной системы, так же как и индивидуального функционирования. В последнем случае М.Боуэн употреблял термин «Дифференциация»Я». Это базовое понятие описывает уровень функционирования, степень успешности и социальной адаптации семьи и человека. Чем более слиты эмоции и интеллект, тем ниже уровень дифференциации, и уровень функционирования. У животных уровень функционирования целиком определяется эмоциями. Человек, в отличие от животных, способен широко использовать свой интеллект, что позволяет вести себя разумно даже в эмоционально-напряженных ситуациях, при оценке действительности опираться на факты, а в условиях, когда требуется принять решение, руководствоваться своими принципами и целями. Боуэн утверждает, что «чем выше дифференциация, тем лучше функционируют люди. Они более гибки, адаптивны к стрессам и более свободны от всех видов проблем. По степени дифференциации Я люди образуют континуум»3).

 

Боуэн полагал, что всех людей, в соответствии с присущей им степенью диффиренцированности между эмоциональным и интеллектуальным функционированием, можно расположить на одном континууме.

На одном конце континуума располагаются те, кто не видит различий между эмоциями и интеллектом. Эмоции и интеллект у них настолько спаены, что жизнь этих людей подчинена эмоциональной системе. При этом, независимо от качеств их интеллекта он подчиняется эмоциям. Эти люди могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями. Они менее гибки и адаптивны, более эмоционально зависимы от всех и от всего, легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются.

Хотя Боуэн всегда подчеркивал относительность, с которой эмоции и интеллект могут быть разделены друг с другом, тем не менее индивиды, которых можно отнести к противоположному концу континуума, более гибки и способны к адаптации, более независимы в эмоциональном плане и в большой степени свободны от проблем любого рода. В периоды стресса функционирование интеллектуальной сферы у них может быть относительно автономным. Однако, встречаются люди с высоким уровнем слияния, но которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов и выглядят нормальными. И все же, они плохо адаптируются к жизни, а если у них возникают дисфункции, то это состояние может стать хроническим (в отличие от хорошо дифференцированных людей, которые в случае дисфункции быстро восстанавливаются).

Работая с семьями шизофреников, Боуэн заметил, что родители, чьи дети страдают шизофренией, с трудом различали чувства и мысли, субъективную истину и объективный факт. Более того, чувства и мысли часто использовались ими как синонимы. Дальнейшие исследования этого феномена привели его к выводу, что в семьях всех видов (от самых дисфункциональных, характеризующихся глубокими нарушениями, до великолепно функционирующих) существует слияние чувств и интеллекта.. Различия отмечаются лишь в способах и степени, с которой эти стороны психической жизни спаяны или отделены, дифференцированы друг от друга. Данный вывод лег в основу концепции дифференциации Я. Таким образом, ученый обнаружил, что жизнь индивидума значительно в большей степени регулируется эмоциональной системой, чем мы склонны признавать. Степень дифференцированности человека будет определяться сообразно тому, в какой степени он в состоянии различать процессы, связанные с чувствами, и интеллектуальные процессы. Чем меньше уровень дифференциации Я, тем менее он способен делать такие различения.

Далее Боуэн полагает, что «все эмоциональные расстройства — часть одного измерения: от самого низшего уровня функционирования человека до самого высокого ( то же с семьями: нельзя говорить о нормальной или ненормальной семье, можно говорить о ее месте на континууме)… Шизофрения, психозы и неврозы — части одного континуума. Разница между шизофренией и неврозом скорее количественная, чем качественная»4).

 

Способность разделять интеллектуальное и эмоциональное функционирование, как уже отмечалось выше, относительна. Стоит тревоге достигнуть определенного уровня, и автоматическое реагирование эмоциональной системы происходит независимо от степени интеллектуальной активности. Даже высоко дифференцированная личность при достаточно высоком уровне тревоги испытывает трудности в интеллектуальном управлении поведением. С другой стороны, личность с низким базовым уровнем дифференциации может утратить способность к нормальному интеллектуальному функционированию даже при небольшой тревоге. Нужно отметить, что чем выше тревога, тем в большей мере поведение становится автоматическим, или инстинктивным.

В теорию Мюррея Боуэна входит восемь концепций:

1. Дифференциация Я. Как уже говорилось выше, здесь дается описание эмоциональной и интеллектуальной системы человека, разрабатывается понятие дифференциации и составляется шкала дифференциации. Кроме того, здесь вводятся еще два чрезвычайно важных понятия: «псевдо Я» (или ложного Я, легко изменяемого, подверженного влияниям извне, конформного, не имеющего убеждений и принципов, содержание которого определяется либо стремлением соответствовать ожиданиям других, либо бессмысленным бунтом) и твердого, истинного Я (мало подверженного внешним влияниям, определяемого ценностями и внутренней этикой).

2. Триангуляция. Имеется в виду эмоциональный процесс между двумя людьми или группами, который в ситуации повышенной тревоги имеет тенденцию вовлекать в отношения третьего. Цель, остающаяся неосознаваемой, — снижение тревоги в социальной системе (семье или организации) В схематичном виде процесс выглядит так: жена, поссорившись с мужем, эмоционально обьединяется со своей матерью, жалуется ей на мужа, получая от нее эмоциональную поддержку. Затем в какой-то момент ссорится с матерью, мирится с мужем, начинает дружить с ним «против» матери. Другим примером может служить появление симптоматического поведения у ребенка при возрастании напряжения в родительской диаде.

3. Эмоциональные процессы ядерной семьи. Концепция описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Человеческая семья может быть рассмотрена как эмоциональное целое, или целостная эмоциональная система. Человек, погруженный в это поле, живет по его законам, реагируя на тонкие изменения в балансе отношений. Эта эмоциональная реакция обычно совершается автоматически. Например, в ответ на отвержение автоматически следует реакция увеличения дистанции — от перехода на формальное общение вплоть до физического ухода. Эмоциональная реактивность является медиатором в отношениях. Степень и способ эмоционального реагирования супругов определяются уровнем дифференциации Я. Стрессовые ситуации могут вызывать появление симптомов в трех областях , а именно: 1) супружеский конфликт, 2) дисфункция у супруга, 3) проекция тревоги на одного или более детей. Какая-либо одна из этих трех областей или их сочетание должны «вместить» определенное количество недифференцированности, свойственной супругам.

4. Проективные процессы в семье. Рассматриваются механизмы «триангулирования», посредством которых родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей. «Триангулированный» ребенок — тот, на ком проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени. Обычно такие дети бывают чрезмерно включены в родительские взаимоотношения, в ущерб решению стоящей перед ними важной задачи — построения собственной идентичности. В результате, они плохо адаптируются к жизни и в итоге имеют более низкий, по сравнению с сиблингами, уровень дифференциации Я.

Пример. Деловые отношения между мужем и его братом постоянно «подпитывают» атмосферу тревоги в семье. По мнению жены, ее шурин имеет в бизнесе ряд преимуществ перед мужем. И она все чаще начинает «давить» на мужа, требуя, чтобы тот «взял верх» над своим братом. Подобные «разговоры» приводят к периодам напряженного молчания и взаимного дистанцирования супругов. Напряженность отражается на состоянии ребенка: он страдает энурезом.

5. Наследование внутрисемейных паттернов отношений. Одна из важнейших концепций в теоретической системе Боуэна, описывающая проективные процессы, в результате которых различные уровни недифференцированности передаются не только от родителей к детям, но повторяясь в семье из поколения в поколение. Определенные базисные способы отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят история отношений прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих. Таким образом, все мы выносим из родительских семей определенный «багаж». Множество симптоматических паттернов, таких как алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие и суициды, повторяются из поколения в поколение. Зная о передаче определенных паттернов в предшествующей истории семьи, можно предугадать воспроизводство тех же самых процессов в жизни и отношениях будущих поколений. В свою очередь, учитывая детали жизни текущего поколения и тщательно изучая историю семьи, можно с большой точностью восстановить способы функционирования прошлых поколений. Узнавание и исследование таких паттернов дает возможность семье понять, какие способы адаптации она использует, и тем самым избежать повторения пагубных моделей в настоящем и их перехода в будущее, освоив другие, плодотворные способы совладания с ситуацией.

6. Эмоциональный разрыв.  Концепция эмоционального разрыва создает представление о паттернах, определяющих, как люди обращаются со своими привязанностями. Мюррей Боуэн анализирует разные случаи эмоциональных разрывов в семьях и социальных группах. Одни из них связаны с социальной ситуацией, когда, например, жена репрессированного разрывает со своим мужем все отношения, не поддерживая с ним никаких контактов ни в то время, когда он находился в тюрьме и лагере, ни даже, когда он уже вышел на свободу. Дети считают отца умершим или без вести пропавшим. Он становится фигурой умолчания, а вся связанная с ним история — семейным секретом. В других случаях это — «унаследованный» эмоциональный разрыв, когда, скажем, между бабушкой и ее сестрой (обе уже покойницы) давным-давно произошла ссора, и они прервали всякие отношения, и теперь их потомки тоже не общаются друг с другом, испытывают взаимные негативные эмоции, не понимая, почему. Выразительная иллюстрация эмоционального разрыва в социальной группе — отсутствие контактов между студентами Анны Фрейд и Мелани Кляйн, длящееся в течение более двадцати лет уже после того, как оба их профессора умерли. Наиболее часто причиной эмоционального разрыва становится невозможность соответствовать ожиданиям другого. Так случается с детьми, которые, имея идеализированные представления о своих родителях, испытывают чувство вины, что не оказались «достойными» сыном/дочерью. При встрече с ними, он/она изо всех сил стремится соответствовать тому фантазийному образу, который, якобы, соответствует их представлениям и более всего успокоит и поддержит их, и тогда, может, он и сам начнет чувствовать себя спокойнее. Но стремление быть тем, кем на самом деле не являешься, которому человек следует, чтобы избежать разочарований и напряжения во взаимоотношениях, все-таки не спасает эти отношения и неизбежно приводит к печальному финалу.

7. Позиция сиблингов. Данный концепт описывает корреляцию между базисными характеристиками личности и сиблинговой позицией, то есть порядком рождения детей в семье. Эмоциональная система любой семьи порождает конкретные функции, которые выполняются конкретными людьми. Когда один член семьи берет на себя те или иные функции, другие уже не будут их выполнять. Появляясь на свет в определенной сиблинговой позиции, ребенок невольно принимает на себя и те функции, которые связаны с данной позицией. В определенной мере личность индивида формируется самой функциональной позицией, которую он занимает в семье. Характер и тип его функционирования формирует развитие его личности, в то же время личность — по мере своего развития — оказывает обратное влияние на смысл и содержание его функционирования. Например, отнюдь не все старшие братья (своих сестер и братьев) похожи друг на друга по своим личностным качествам. По настоящему зрелый старший брат легко принимает на себя функции лидера и ответственность и вместе с тем не пытается контролировать дела других детей, подавлять их, позволяя им в чем-то брать ответственность на себя. В отличие от этого, незрелый старший брат может оказаться догматичным и властным лидером, не способным уважать права других. В подобных случаях рядом с ним может оказаться младший брат, который в реальности становится «функциональным» старшим братом. Этот «функциональный» старший ребенок имеет больше характеристик именно старшего, сравнительно с тем, кто является старшим по времени рождения. Степень, в которой профиль личности соответствует «нормальному», выявляет уровень дифференциации данной семьи и, кроме того, позволяет предсказать, какая степень слияния будет у будущих супругов в браке и какие эмоциональные процессы в их ядерных семьях будут преобладать.

8. Социальная регрессия. Согласно этой концепции, эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. В обществе, так же как и в семье, могут возникать периоды повышенной тревоги. И существуют те же механизмы снижения тревоги, что и в семье, например, с помощью слияния, объединения, конформизма и затем — тоталитаризма. Чем дольше и сильнее присутствует тревога в обществе, тем явственнее наблюдается социальный регресс — аналог низкого уровня дифференциации в семье. Популизм во внутренней политике, агрессивность во внешней, варварское отношение к экологии, рост числа экстремистских группировок — все это признаки социального регресса. Россия на рубеже XIX-XX веков, Гитлеровская Германия, Америка времен Вьетнамской войны — примеры регрессивных социумов.

Теория М.Боуэна развивается. Существуют профессиональные объединения его последователей и обучающие центры. Одни из крупнейших, осуществляющих обучающие тренинговые программы — Западно-Пенсильванский Семейный Центр, находящийся в Питтсбурге, и Массачусеттский Теоретический Боуэновский Центр.

В Москве в течение двух лет работал практический семинар по изучению теории семейных систем Мюррея Боуэна. Семинар был организован Обществом семейных консультантов и психотерапевтов. Преподаватели — Кэтрин Бэйкер5) и Питер Тайтельман6), ученики Мюррея Боуэна.

Некоторые российские коллеги продолжили обучение в Западно-Пенсильванском Семейном Центре в Питтсбурге.

В издательстве Когито-Центр издан сборник переводов основных трудов Мюррея Боуэна и его ближайших сотрудников и учеников. Это первые публикации его работ на русском языке. Приятно отметить, что теория Боуэна находит применение в Российской клинической практике. ( См. статью С.Э. Медведева).

 

 

 

1) Papero D.V. «»The Family as a Unit» in Bowen Family Systems Theory». Сh. 2. — Boston, Allyn and Bacon, 1990, pp.21-36.

2) Kerr M.E., Bowen, M. «The Emotional System» in Family Evaluation. N-Y: Norton & Company, 1988.

3) Bowen M. Family Therapy in Clinical Practice. NY: Jason Aronson, 1978. (рр???)

4) Bowen M. A Family Concept of Schizophrenia. 1957.

5) Katharine Gratwick Baker, DSW, is a senior New England consultant for The Metropolitan Group, based in Cresskill, New Jersey, and Co-Director of the Massachusetts Center for Bowen Theory. She is in private practice in Williamsburg, Massachusetts.

6) Peter Titelman, Ph. D., practices clinical psychology in Northampton, Massachusetts. He is a founding member of the New England Seminar on Bowen Theory. He is also a Co-Director of the Massachusetts Center for Bowen Theory

Читать онлайн «Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика» — Коллектив авторов — RuLit

Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика

Под редакцией К. Бейкер, А. Я. Варги

Эта книга посвящается российским и американским семьям, семьям всего мира. Теория Мюррея Боуэна помогает нам понять, что все мы – одна человеческая семья.

Перевод с английского под общей редакцией

В. И. Белопольского

Переводчики:

А. Боковиков, Е. Дайчик, Т. Драбкина, И. Меркулова, А. Мирер, В. Соснин, Е. Стишова, И. Хамитова, А. Харитонов

Благодарности

Выражаю большую признательность Борису Мастеровому, автору идеи организовать в Москве двухлетний обучающий семинар по теории Мюррея Боуэна, Эдуарду Бурчаганову, предоставившему тексты статей для перевода и терпеливо, на протяжении многих месяцев ждавшему их возвращения, поэту и переводчику Марине Бородицкой, помогавшей разбираться с особо трудными для перевода местами, Марине Хазановой и Татьяне Драбкиной за организацию переводов части статей. Хотела бы поблагодарить Кэтрин Бейкер и Питера Тайтельмана, которые два года в любую погоду прилетали в Москву и преподавали теорию Боуэна в Москве. Они были строгими учителями, внушавшими нам необходимость много читать. Тексты М. Боуэна и его коллег не переводились на русский язык. Для обучения пришлось заняться переводом. Так возникла идея этого сборника.

Я выражаю глубокую и искреннюю благодарность Кэтрин Бейкер, научному соредактору этого сборника, за энтузиазм и заинтересованность, колоссальную работоспособность, неоценимую помощь в уточнении терминов и русского написания фамилий авторов.

А. Я. Варга

Мюррей Боуэн. Биографическая справка

Мюррей Боуэн (31 января 1913 – 9 октября 1990) родился в небольшом городке Ваверли, штат Тенненси. Он был старшим из пяти детей. После окончания школы учился в университете штата Теннеси, где в 1937 г. получил свою докторскую степень по медицине. Затем в течение нескольких лет вплоть до 1941 г. стажировался в различных клиниках штата Нью-Йорк.

После окончания интернатуры Мюррей Боуэн пять лет (1941–1946) служил в армии США, пройдя путь от лейтенанта до майора. После военной службы он был принят на должность хирурга в клинику Майо, но область его интересов резко сместилась от хирургии в сторону психиатрии.

Его стажировка по психиатрии началась в 1946 г. в Фонде Меннингера (Топека, штат Канзас), и после ее окончания он работал там штатным врачом вплоть до 1954 г. Затем он участвовал в уникальном пятилетнем проекте, проводившемся Национальным институтом психического здоровья в г. Бетсезда, штат Мэриленд. Этот проект был посвящен длительному наблюдению за семьями со вэрослымребенком, страдающим шизофренией.

В 1959 г. Боуэн поступил на отделение психиатрии медицинского центра Джорджтаунского университета. Он получил там звание профессора клинической психиатрии, основал направление по консультированию семьи и в 1975 г. основал Джоржтаунский семейный центр. Доктор Боуэн оставался директором этого Центра вплоть до своей смерти. Кроме того, он имел обширную частную практику в своем домашнем офисе в Шеви Чейз, штат Мэриленд.

Он читал лекции, консультировал и проводил исследования в ряде крупных медицинских центров и университетов. Работая по совместительству в Медицинской школе г. Ричмонда, штат Виржиния, Боуэн впервые в практике семейной терапии применил телевизионную запись терапевтических встреч для их последующего совместного с пациентом просмотра и обсуждения (метод замкнутой телевизионной системы).

Мюррей Боуэн был исследователем, клиницистом, преподавателем и автором многих научных работ. Он без устали трудился, чтобы создать новую науку о человеческом поведении. Он принимал активное участие в работе профессиональных организаций, стараясь оказать им посильную помощь. Два срока он был президентом Американской ассоциации семейной терапии. Его деятельность и многочисленные научные труды были отмечены различными наградами и отличиями. Фонд Меннингера в 1985 г. признал его лучшим ученым года, а в 1986 г. за выдающиеся научные достижения его наградил университет Теннеси-Ноксвилл.

Он обладал достаточно редкой способностью – генерировать новые идеи. Он имел смелость идти против основного течения в психиатрии и социологии, горячо отстаивать свои взгляды на природу человеческого поведения. Благодаря его усилиям мир узнал новую теорию человеческого поведения, способную потеснить психодинамический подход, а также основанный на этой теории новый метод психотерапии.

Теория Боуэна в России

Треугольники — Центр изучения семьи Боуэна

Треугольник — это система отношений, состоящая из трех человек. Он считается строительным блоком или «молекулой» более крупных эмоциональных систем, потому что треугольник — это самая маленькая система стабильных отношений. Система из двух человек нестабильна, потому что она допускает небольшое напряжение, прежде чем вовлекается третье лицо. Треугольник может содержать гораздо больше напряжения без участия другого человека, потому что напряжение может перемещаться вокруг трех отношений. Если напряжение слишком велико для одного треугольника, оно распространяется на ряд «сцепленных» треугольников. Распространение напряжения может стабилизировать систему, но ничего не решается.

Действия людей в треугольнике отражают их усилия по обеспечению своей эмоциональной привязанности к важным другим, их реакции на слишком сильную привязанность и их принятие чьей-либо стороны в чужих конфликтах. Как это ни парадоксально, хотя треугольник более стабилен, чем диада, треугольник создает лишнего человека, что является трудной позицией для людей. Тревога, вызванная тем, что вы или ожидание того, что вы станете лишним, является мощной силой в треугольниках.

Узоры в треугольнике меняются с увеличением напряжения. В спокойные периоды два человека — комфортно близкие «свои», а третий — неудобный «аутсайдер». Инсайдеры активно исключают аутсайдера, а аутсайдер может чувствовать себя отвергнутым и стараться сблизиться с одним из них. Кому-то всегда некомфортно в треугольнике и подталкивает к переменам. Инсайдеры укрепляют свою связь, выбирая друг друга, а не менее желательного аутсайдера.

Если между инсайдерами возникает легкое или умеренное напряжение, наиболее неудобный из них переместится ближе к аутсайдеру. Один из первоначальных инсайдеров теперь становится новым аутсайдером, а первоначальный аутсайдер теперь инсайдером. Новый аутсайдер предпримет предсказуемые шаги, чтобы восстановить близость с одним из инсайдеров. При умеренном уровне напряженности треугольники обычно имеют одну конфликтующую сторону и две гармоничные стороны. Конфликт не присущ отношениям, в которых он существует, а отражает общее функционирование треугольника.

При высоком уровне напряжения наиболее желательным становится внешнее положение. Если между инсайдерами вспыхивает серьезный конфликт, один инсайдер выбирает позицию снаружи, заставляя текущего аутсайдера драться с другим инсайдером. Если маневрирующий инсайдер успешен, он занимает более удобную позицию, наблюдая, как сражаются два других человека. Когда напряжение и конфликт утихнут, аутсайдер попытается вернуть себе позицию внутри.

Треугольники в значительной степени способствуют развитию клинических проблем. Например, если вас подталкивают изнутри к внешней позиции, это может спровоцировать депрессию или, возможно, даже физическое заболевание, или два родителя, интенсивно сосредотачивающиеся на том, что не так с ребенком, могут вызвать у ребенка серьезный бунт.

Майкл и Марта были очень счастливы в течение первых двух лет их брака. Майклу нравилось принимать важные решения, а Марту успокаивала «сила» Майкла. После некоторых трудностей с беременностью Марта зачала на третьем году брака, но это была тяжелая беременность. В первом триместре ее очень тошнило, а по мере развития беременности у нее развилось высокое кровяное давление и прибавка в весе. Она часто говорила с Майклом о своей неуверенности в том, что она мать. Майкл был терпелив и успокаивал, но также начал критиковать Марту за то, что она «по-детски».

Анализ

Беременность оказывает большее давление на Марту и на супружеские отношения. Майкл внешне поддерживает Марту, но реагирует на ее тревоги. Он считает ее проблемой.

После длительных родов родилась девочка. Они назвали ее Эми. Марта была истощена и не была готова покинуть больницу, когда ее выписал врач. В течение следующих нескольких месяцев она чувствовала себя все более подавленной и чрезвычайно беспокоилась о благополучии маленького ребенка. Она искала поддержки у Майкла, но он возвращался из офиса позже. Марта чувствовала, что он критически относился к ее трудностям, с которыми она справлялась, и что он отмахивался от ее беспокойства о ребенке. Только Майкл и Марта проводили вместе гораздо меньше времени. Когда было время, Майкл размышлял о рабочих проблемах. Марта все больше заботилась о том, чтобы у ее растущего ребенка не развилась неуверенность, которая была у нее в детстве. Она пыталась добиться этого, проявляя к Эми как можно больше внимания и постоянно подчеркивая ее достижения. Марте было легче сосредоточиться на Эми, чем разговаривать с Майклом. Она бурно реагировала на его реальную и воображаемую критику в ее адрес. Майкл и Марта проводили все больше и больше времени вместе, обсуждая Эми, а не говоря о своем браке.

Анализ

Марта больше всего чувствует себя некомфортно из-за возросшего напряжения в браке. Растущая эмоциональная дистанция с Майклом уравновешивается чрезмерной увлеченностью Марты Эми и чрезмерной увлеченностью Майкла своей работой. Майкл находится снаружи родительского треугольника, а Марта и Эми — внутри.

По мере того, как Эми росла, она требовала от матери все больше времени. Марта чувствовала, что не может уделять Эми достаточно времени и что Эми никогда не будет удовлетворена. Майкл согласился с Мартой в том, что Эми была слишком эгоистичной, и возмущался ее истериками, когда она не добивалась своего. Однако, если Майкл станет слишком критиковать Эми, Марта защитит ее, сказав Майклу, что он преувеличивает. Однако всякий раз, когда между Мартой и Эми возникали трения, Марта требовала от Майкла проводить больше времени с Эми, чтобы заверить ее, что ее любят. Он уступил мольбам Марты, но внутренне чувствовал, что их умиротворение Эми делает ее более требовательной. Майкл чувствовал, что если бы Марта достигла его зрелости, Эми была бы меньшей проблемой, но, несмотря на такое отношение, Майкл обычно следовал примеру Марты в отношениях с Эми.

Анализ

Когда между Мартой и Эми нарастает напряжение, Майкл встает на сторону Марты, соглашаясь, что проблема в Эми. Затем конфликтная сторона треугольника смещается от Марты и Эми к Майклу и Эми. Если конфликт между Майклом и Эми становится слишком напряженным, Марта встает на сторону Эми. Затем конфликт переходит в брак, и Эми получает более удобное положение снаружи.

Эмоциональная отсечка — Центр изучения семьи Боуэна

Концепция эмоционального отключения описывает, как люди решают свои нерешенные эмоциональные проблемы с родителями, братьями, сестрами и другими членами семьи, уменьшая или полностью прекращая эмоциональный контакт с ними. Эмоциональный контакт можно уменьшить, отдаляясь от семьи и редко возвращаясь домой, или его можно уменьшить, оставаясь в физическом контакте с семьей, но избегая деликатных вопросов. Отношения могут выглядеть «лучше», если люди перестанут ими управлять, но проблемы остаются бездействующими, не решенными.

Когда люди снижают напряженность в семейных отношениях, прерывая общение, они рискуют сделать свои новые отношения слишком важными. Например, чем больше мужчина отдаляется от своей родной семьи, тем больше он обращается к своей супруге, детям и друзьям для удовлетворения своих потребностей. Это делает его уязвимым для давления на них, чтобы заставить их вести себя определенным образом или приспосабливаться к их ожиданиям от него из-за страха поставить под угрозу отношения. Новые отношения, как правило, поначалу складываются гладко, но шаблоны, от которых люди пытались избавиться, в конце концов проявляются и вызывают напряженность. Отрезанные люди могут пытаться стабилизировать свои интимные отношения, создавая замещающие «семьи» в социальных и рабочих отношениях.

У каждого есть некоторая степень неразрешенной привязанности к своей изначальной семье, но хорошо дифференцированные люди имеют гораздо большую решимость, чем менее дифференцированные люди. Неразрешенная привязанность может принимать разные формы. Например, (1) человек больше чувствует себя ребенком, когда он дома и обращается к своим родителям за решениями, которые он может принять сам, или (2) человек чувствует себя виноватым, когда он больше контактирует со своими родителей и чувствует, что он должен решать их конфликты или бедствия, или (3) человек чувствует ярость из-за того, что его родители, кажется, не понимают или не одобряют его. Неразрешенная привязанность связана с незрелостью как родителей, так и взрослого ребенка, но люди обычно обвиняют себя или других в проблемах.

Люди часто с нетерпением ждут возвращения домой, надеясь, что все будет по-другому, но старые отношения обычно всплывают в течение нескольких часов. Это может принять форму поверхностной гармонии с мощными эмоциональными подводными течениями, а может вылиться в крики и истерику. И человек, и его семья могут чувствовать себя истощенными даже после краткого визита. Родителям может быть проще, если взрослый ребенок будет держаться на расстоянии. Когда она дома, они становятся настолько беспокойными и реактивными, что испытывают облегчение, когда она уходит. Братья и сестры сильно отрезанного члена часто приходят в ярость, когда он дома, обвиняя его в том, что он расстроил родителей. Люди не хотят, чтобы это было так, но чувствительность всех сторон исключает удобный контакт.

Ни Майкл, ни Марта не хотели жить рядом со своими семьями. Когда Майкл получил хорошее предложение о работе на Восточном побережье, оба очень хотели туда переехать. Они сказали своим семьям, что уезжают из-за работы Майкла, но приветствовали физическую дистанцию ​​со своими семьями. Майкл чувствовал себя виноватым из-за того, что живет далеко от родителей. Его родители, особенно мать, были расстроены этим. Майкл звонил домой каждые выходные и умудрялся совмещать командировки с краткими визитами к ним. Он не ждал телефонных звонков и после них обычно чувствовал себя подавленным. Он чувствовал, что его мать умышленно вызывала у него «путешествие с чувством вины», подчеркивая, как плохо она себя чувствует и как сильно скучает по нему. Она всегда спрашивала, может ли его компания перевести его поближе к дому. Разговаривать с отцом для Майкла было менее угнетающе, но в основном они говорили о работе Майкла и о том, чем занимается его отец на пенсии.

Анализ

Майкл винил свою мать в проблемах в их отношениях и, несмотря на свою вину, считал себя вправе дистанцироваться от нее. Люди обычно имеют более «липкую» неразрешенную эмоциональную привязанность к своим матерям, чем к своим отцам, из-за того, как обычно действует родительский треугольник, когда мать слишком вовлечена в ребенка, а отец находится в стороне.

В первые годы Марта иногда принимала участие в телефонных звонках Майкла домой, но по мере того, как ее проблемы нарастали, она обычно оставляла звонки Майклу. Майкл мало говорил своим родителям о пьянстве Марты или напряженности в их браке. Он докладывал, как дела у детей. Майкл, Марта и дети обычно навещали родителей Майкла один раз в год. Они не ждали этих четырех дней, но мать Майкла обрадовалась, когда они были. Марта никогда не говорила с родителями Майкла о своем пьянстве или напряженности в браке, но она подробно говорила об Эми с матерью Майкла. У Эми часто развивались инфекции среднего уха во время или вскоре после этих поездок.

Анализ

Часто один или несколько членов семьи заболевают накануне, во время или вскоре после поездки домой. Эми была более уязвима из-за тревожного внимания к ней.

Марта следовала примеру Майкла в отношениях со своей семьей. Одно отличие заключалось в том, что ее родители довольно часто приезжали на восток. Когда они приходили, мать Марты больше беспокоилась о Марте и критиковала как ее пьянство, так и то, как она воспитывала Эми. Марта боялась этих разговоров с матерью и жаловалась Майклу в течение нескольких дней после того, как ее родители вернулись домой. Однако в глубине души Марта чувствовала, что мать была права насчет ее недостатков. Мать Марты выпытывала у Майкла информацию о ее дочери, когда Марта отказывалась говорить.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *