Популярное

5 стадий развития по фрейду: Стадии психосексуального развития по З. Фрейду

Стадии психосексуального развития ребенка. Оральная стадия — 14 ноября 2002

В современной психологии существует множество подходов к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Подход, который рассматриваю сегодня я, называется психоаналитическим. Почему именно он? Дело в том, что психоанализ является своего рода ’колыбелью’ многих психологических учений. Последователями Фрейда были такие известные ученые, как Адлер, Юнг, и многие другие. Каждый из них привнес в науку что-то свое, но все они начинали свою деятельность именно с психоанализа и на сегодняшний день это одна из самых зарекомендовавших себя и проверенных теорий.

Начнем с того, что наше поведение в значительной степени не осознается нами. По большей части это тот опыт, который мы получили в раннем детстве или даже младенчестве, реагируя на какие-то раздражители или стрессовые ситуации. Этот опыт был включен в систему наших ответных реакций и мы продолжаем пользоваться им всю свою жизнь. И если учитывать, что первый опыт имеет наиболее сильную эмоциональную окраску, становится понятно, почему именно это чувство продолжает руководить нами в критические моменты нашей жизни.

Каким образом происходит закладка таких типов реагирования? Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.

  • Оральная (0 — 18 мес.)
  • Анальная (18 мес. — 3 года)
  • Фаллическая (3 года — 6 лет)
  • Латентная (6 — 12 лет)
  • Генитальная (период полового созревания)

Сегодня мы поговорим об оральной стадии психосексуального развития.

В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально — зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама. Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:

  1. Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
  2. Сверхзаботливость — ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями.

В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде ’остаточного’ поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности.

Основными его чертами является: ожидает от окружающего мира ’материнского’ отношения к себе, постоянно требует одобрения, чрезмерно зависим и доверчив, испытывает потребность в поддержке и принятии, жизненная пассивность. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

В следующий раз мы продолжим рассмотрение психосексуальных стадий, предложенных З.Фрейдом, и перейдем к анальной стадии.

По теме

  • 14 ноября 2002, 16:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Генитальная стадия

  • 14 ноября 2002, 15:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Латентная стадия

  • 14 ноября 2002, 14:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Фаллическая стадия. Эдипов комплекс. Комплекс Электры

  • 14 ноября 2002, 13:31

    Стадии психосексуального развития ребенка. Анальная стадия

Татьяна Андреева

Практикующий психолог

ПсихологияРазвитие детейФрейд

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ1

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ0

Гость

Войти

Новости РЎРњР?2

Новости РЎРњР?2

Магистерская программа по коучингу, психологии и бизнес-консультированию — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

«Психоаналитическое исследование было вынуждено заняться также сексуальной жизнью ребенка, а именно потому, что воспоминания и мысли, приходящие в голову при анализе симптомов (взрослых), постоянно ведут ко времени раннего детства. То, что мы при этом от­крыли, подтвердилось затем шаг за шагом благодаря непосредст­венным наблюдениям за детьми». З. Фрейд

 


Теория психоанализа с ее акцентом на бессознательные и сознательные процессы, уходящие своими корнями в прошлое, предполагает рассмотрение сексуальнос­ти через призму инфантильных (детских) воспоминаний и переживаний. Практика психоанализа ориентирована на выявление истоков возникновения симптомов заболевания взрослых людей, психические расстройства которых чаще всего соот­носятся с их подавленной сексуальностью. Но понять истоки этого явления немыс­лимо без раскрытия травматических ситуаций, страхов и переживаний, имевших место в детстве и, возможно, возникших на начальных стадиях психосексуального развития ребенка.
Согласно Фрейду, прежде чем устанавливается примат гениталий, в сексуальной жизни ребенка существует особого рода неустойчивая прегенитальная организация, которая включает в себя несколько фаз развития.
Первой из них является оральная (ротовая). В этой фазе развития сексуальная деятельность ребенка тесно связана с принятием пищи, поэтому ее можно назватьтакже каннибальной. Данная фаза развития характеризуется поглощением пищи или сосанием груди, а также других частей тела, например пальцев рук и ног.
Вторая фаза прегенитальной сексуальной организации — анальная. Здесь основную роль эрогенной зоны начинает играть анус (задний проход). Ребенок получает удовольствие от раздражения слизистой оболочки ануса. Он не желает очищать свой кишечник насильно, когда его сажают на горшок, но испытывает сладостные ощущения, когда испражняется по собственному желанию. Он делает свои «боль­шие дела», когда сам этого захочет, и там, где хочет. Анальную фазу Фрейд назвал еще садистской, или садистско-анальной, организацией. Эта фаза включает в себя наслаждение ребенка от задержек кала и освобождения кишечника в самый непод­ходящий для родителей или воспитателей момент. Например, к родителям пришли гости, а их ребенок перепачкал свою одежду и с удовольствием играет с тем «подар­ком», который он преподнес сам себе.
В рамках анальной фазы развития возникает амбивалентное (двойственное) отношение ребенка к своей собственной деятельности, которое пронизывает собой всю сексуальную жизнь. Ребенок проявляет активность, связанную с овладением продуктами своей деятельности, и в то же время анус является органом пассивно­го характера. Продукты его деятельности являются частью его самого и в то же время становятся чем-­то внешним. Они воспринимаются им самим как приятный «подарок» родителям и воспитателям, но оказываются чем-­то таким, что вызыва­ет брезгливость и ассоциируется с грязью в глазах последних. Подобная амбива­лентность приводит к тому, что у ребенка могут возникать зародыши внутренних конфликтов между удовольствием и стыдом, садистско­анальной деятельностью и страхом. В свою очередь, все это может привести к кишечным расстройствам, оказывающим влияние на характер последующих симптомов невротических забо­леваний. Временной период анальной фазы психосексуального развития ребен­ка — приблизительно от двух до пяти лет.
В понимании Фрейда, ранний расцвет инфантильной сексуальности приходит­ся на период детства от двух до пяти лет. С трехлетнего возраста сексуальная жизнь ребенка очевидна и не вызывает сомнений. В это время у него начинают вызывать интерес гениталии, наступает период инфантильной мастурбации. У ребенка на­блюдается предпочтение в выборе отдельных лиц и более нежное отношение к од­ному из полов. Ребенок может проявлять агрессивность, выражать чувство ревно­сти. Его сексуальное исследование сопровождается переходом от аутоэротизма, то есть ориентации на собственное тело, к различению и выбору другого сексуально­го объекта и иной сексуальной цели.
В процессе своей исследовательской деятельности ребенок обращает внимание на гениталии. Интерес к гениталиям и пользование ими ведет к инфантильной ге­нитальной организации. Она отличается от взрослой тем, что для детей, как мальчиков, так и девочек, важное значение приобретают только гениталии мальчиков. При этом существует примат не гениталий как таковых, а фаллоса, как символи­ческого представителя мужского полового органа. Эту инфантильную гениталь­ную организацию сексуальной жизни детей Фрейд назвал фаллической фазой раз­вития.
В этой фазе отчетливо проявляется сексуальное любопытство ребенка, наблюдаются эксгибиционистские, то есть связанные с разглядыванием и подгляды­ванием, тенденции, а также агрессивные действия. Если в рамках анальной фазы развития наблюдается противоположность между активным и пассивным, то в период фаллической фазы развития противоположность сводится к наличию или отсутствию пениса, то есть к кастрации. Именно фаллическая фаза развития связана с кастрационным комплексом, и именно в этот период у ребенка возника­ют различного рода переживания, сопровождающиеся чувством страха, что впо­следствии может привести к возникновению невротических симптомов.
В возрасте примерно с шести до восьми лет у ребенка наблюдается спад в сексуальном развитии. Этот период психосексуального развития детей Фрейд назы­вает латентным (скрытым). Перед наступлением латентного периода, в течение которого сексуальная жизнь ребенка не прерывается, а характеризуется некоторым затишьем, большинство переживаний подвергается инфантильной амнезии. То есть забыванию, в результате которого первые годы жизни как бы выпадают из памя­ти. На протяжении всего латентного периода ребенок научается любить других лиц, находящихся рядом с ним и помогающих ему удовлетворить его потребнос­ти. Недостаток нежности со стороны родителей, особенно матери, сказывается на его чувствительности по отношению к другим людям. Переизбыток родительской нежности делает ребенка избалованным, неспособным в дальнейшей жизни отка­заться от родительской любви. Ненасытность в требовании родительской нежнос­ти становится одним из признаков будущей нервозности. Латентный период примечателен в том отношении, что в это время у ребенка наблюдается присоединение сексуальных компонентов к социальным чувствам: в его жизнь включаются нравственные требования, оказывающие позднее воздей­ствие на образование сексуальных ограничений. На протяжении этого периода в психике ребенка накапливаются силы, предназначенные для сдерживания сек­суального влечения. Их накопление осуществляется посредством перверсных сек­суальных переживаний и благодаря воспитанию ребенка. Но, повторюсь, в латентный период сексуальная жизнь ребенка, хотя и в ослабленном виде, все же проявляет­ся. Вследствие этого нарастает напряжение между формирующимися ограничени­ями и чувственными возбуждениями эрогенных зон, возникают душевные пережи­вания, отмеченные печатью склонности к неврозу. Возбуждения, возникающие на основе раздражения различных эрогенных зон, еще не объединены между собой. Частичные сексуальные влечения не имеют единой концентрации. С наступлением половой зрелости происходит интенсификация сексуального развития и подчинение всех источников сексуального возбуждения примату ге­ниталий. В этой фазе сексуального развития, названной Фрейдом генитальной, половые органы начинают играть ведущую роль в сексуальной жизни человека. В отличие от инфантильной генитальной организации, где господствующую роль играет фаллос как образное представление мужского полового органа, гениталь­ная фаза сексуального развития характеризуется окончательным приматом поло­вых органов. При этом ранняя сексуальная полярность, связанная с активностью и пассивностью (анальная фаза), наличием пениса и кастрированием (фалличес­кая фаза), обретает зрелые черты различия между мужским и женским.
Таковы представления Фрейда о сексуальном или, точнее, о психосексуальном развитии ребенка. В процессе этого развития не исключены различного рода фиксации, то есть задержки на той или иной фазе, что сказывается на сексуальной жизни взрослого человека. Возможна также регрессия, то есть возвращение к ин­фантильной сексуальности, к различным фазам ее развития. Все это может вести к отклонению от сексуальной деятельности взрослых, связанной с деторождени­ем. Фактически извращения, перверсии взрослых оказываются не чем иным, как проявлением инфантильной сексуальности, вызванной к жизни предшествующи­ми фиксациями или регрессиями. На основании своих представлений об инфантильной сексуальности Фрейд выдвинул предположение, что формирование характера человека тесно связано с прегенитальными фазами развития. В работе «Характер и анальная эротика» (1908) он провел параллели между анальной сексуальностью и такими чертами характера человека, как аккуратность, бережливость, упрямство. Аккуратность рассматривалась им не только как физическая чистоплотность, но и как добросовестность в исполнении различных, в том числе и мелких обязательств. Бережли­вость — как доходящая до крайности и превращающаяся в скупость. Упрямство — как нечто такое, что способно перейти в упорство, к которому присоединяется на­ склонность к гневу и мстительности. Все эти три свойства расценивались Фрей­дом как тесно связанные между собой составляющие одного целого, уходящего своими корнями в детство человека. Люди, обладающие подобными свойствами, относились, с его точки зрения, к той категории грудных младенцев, которые имели обыкновение не опорожнять кишечник, если их сажали на горшок, по­скольку акт дефекации и задерживание стула доставляли им удовольствие. По мере их инфантильного развития часть сексуальной деятельности подверглась отклонению от половых целей и направилась в сторону задач иного рода. Этот процесс отклонения от первоначальных сексуальных целей на социально прием­лемые Фрейд назвал сублимацией. Аккуратность, бережливость и упрямство как раз и представляют собой, на его взгляд, постоянные продукты сублимированной анальной эротики.
Размышления Фрейда о сексуальном развитии ребенка вызвали резкую кри­тику со стороны тех, кто усмотрел в них некий пасквиль на невинное детство. Психоаналитические представления о фазах сексуальной организации жизни вызва­ли неоднозначное отношение и среди ученых, которые (с учетом эмпирических данных, полученных в ходе этнографических, медицинских и психологических исследований) выявили иные возрастные периоды сексуального развития детей. Однако если первоначальная реакция на соответствующие взгляды Фрейда об ин­фантильной сексуальности характеризовалась резким их неприятием, сопровож­давшимся моральным осуждением, особенно со стороны педагогов, то со временем отношение к психоаналитической теории сексуального развития человека измени­лось.
Специалисты в различных областях естественнонаучного и гуманитарного знания стали более основательно подходить к вопросу о детской сексуальности. Это не означает, что идеи Фрейда получили всеобщее признание. Скорее напро­тив, они вызвали потребность в переосмыслении их. Однако в ходе их переос­мысления, часто довольно критического и продуктивного, многие исследовате­ли подтвердили правомерность по крайней мере двух выдвинутых Фрейдом психоаналитических положений. Во-­первых, генитальное действительно не покрывает собой полностью сферу сексуального. Во­-вторых, сексуальная организация жизни взрослых самым тесным образом связана с психосексуальным развитием ребенка и, следовательно, для понимания тех или иных отклонений в сексуальности взрослого человека, а также его психических заболеваний сле­дует обратиться к изучению его детства.
Фрейд инициировал дальнейшие исследования в области изучения сексуаль­ности человека. В рамках психоанализа и за его пределами вносились уточнения в содержание понятия инфантильной сексуальности. Проводились научные исследования с целью выявления периодов или фаз психосексуального развития в дет­ском и юношеском возрасте.
Так, К. Абрахам в рамках оральной стадии развития выделил две фазы: одну, связанную с желанием ребенка сосать; другую — с его желанием кусать. Дж. Садгер рассмотрел уретральную (уретра — проток, по которому моча выводится из мо­чевого пузыря) фазу, связанную с удовольствием, получаемым ребенком при мочеиспускании. С точки зрения М. Малер, в начальном периоде жизни ребенка можно выделить такие фазы, как аутическая, характеризующаяся отчуждением, отделением ребенка от матери, и симбиотическая, характеризующаяся единением, близостью между ребенком и матерью.
Если Фрейд уделял основное внимание рассмотрению эдипова комплекса, про­ являющегося на фаллической фазе инфантильной сексуальности и лежащего в ос­нове возникновения психических расстройств, то многие психоаналитики стали ис­следовать более ранние фазы психосексуального развития ребенка. Д. Винникотт, М. Кляйн, М. Малер, Р. Шпиц, Х. Кохут и другие обратились к изучению доэди­повых связей между ребенком и матерью. Они исследовали влияние материнских отношений на начало жизни ребенка, вредные последствия разлучения малень­ких детей с матерью, роль регрессивных процессов в детской психике.
Рассмотренная Фрейдом зависимость между анальной эротикой и специфическими чертами характера (анального характера) человека также подверглась даль­нейшему изучению и осмыслению.
Одни психоаналитики попытались более подробно, чем это сделал Фрейд, раскрыть особенности анальной эротики, оказывающей влияние на формирование характера человека. В частности, Э. Джонс рассмотрел анально­эротические чер­ты двух типов характера. Для первого типа характера свойственны раздражитель­ность, мелочность, властолюбие, упрямство; для второго — решительность, упор­ство, деловитость, надежность, любовь к порядку.
Другие психоаналитики выдвинули иное представление о типах характера. Так, В. Райх провел различие между генитальным и невротическим характером челове­ка. В рамках невротического характера он выделил истерический (фиксация в генитальной стадии инфантильного развития со склонностью к инцесту), компульсивный (основанное на анальном эротизме преувеличенное чувство порядка и педантизма) и фаллически-нарциссический (защита от регрессии к анальной стадии путем чрез­мерной самоуверенности, высокомерия, хвастовства) типы характеров. В свою оче­редь, Э. Фромм исходил из того, что основу характера составляют не различные типы прегенитальной сексуальной организации, а специфические отношения личности с миром, проявляющиеся в процессах ассимиляции (овладение вещами) и социализации (взаимодействие с людьми). В соответствии с этим он различал типы харак­тера, связанные с рецептивной (усматривающей источник всех благ жизни вовне, ноне проявляющей активности), эксплуататорской, стяжательской и рыночной ориентациями человека. Надо сказать, что по мере развития психоанализа Фрейд вносил добавления и исправления в различные свои теории. В 1905 году, когда он выдвинул психо­аналитические представления о прегенитальной и генитальной фазах сексуальной организации жизни ребенка, у него имелись лишь смутные представления об ин­фантильной генитальной организации. Несколько лет спустя особое внимание Фрейд уделил роли фаллоса и эдипова комплекса в психосексуальном развитии детей. На начальном этапе развития психоанализа Фрейд рассматривал прегени­тельную организацию сексуальности, выделив оральную и анальную фазы развития.

К списку статей по Коучингу и бизнес-консультированию
К списку статей по Клинической парадигме менеджмента
К списку статей по Истории и теории психоанализа
К списку статей А. В. Россохина в журнале «Psychologies»

Психосексуальная теория Фрейда и 5 стадий человеческого развития

Зигмунд Фрейд предположил, что развитие личности в детстве происходит в течение пяти психосексуальных стадий: оральной, анальной, фаллической, латентной и генитальной.

На каждой стадии сексуальная энергия (либидо) выражается по-разному и через разные части тела.

Они называются психосексуальными стадиями, потому что каждая стадия представляет собой фиксацию либидо (грубо говоря, как сексуальные влечения или инстинкты) на различных участках тела.

По мере того, как человек физически растет, определенные области его тела становятся важными источниками потенциальной фрустрации (эрогенные зоны), удовольствия или того и другого.

Фрейд (1905) считал, что жизнь строится вокруг напряжения и удовольствия. Фрейд также считал, что всякое напряжение возникает из-за накопления либидо (сексуальной энергии) и что все удовольствия приходят от ее разрядки.

Описывая развитие человеческой личности как психосексуальное, Фрейд имел в виду, что то, что развивается, — это способ накопления и высвобождения сексуальной энергии Ид по мере того, как мы биологически взрослеем. (Н. Б. Фрейд использовал термин «сексуальный» в очень общем смысле для обозначения всех доставляющих удовольствие действий и мыслей).

Фрейд подчеркивал, что первые пять лет жизни имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Ид должен контролироваться, чтобы удовлетворить социальные требования; это создает конфликт между неудовлетворенными желаниями и социальными нормами.

Эго и Суперэго развиваются, чтобы осуществлять этот контроль и направлять потребность в удовлетворении в социально приемлемые каналы. Центры удовлетворения находятся в разных частях тела на разных стадиях роста, что делает конфликт на каждой стадии психосексуальным.

Роль конфликта

Каждая из психосексуальных стадий связана с определенным конфликтом, который необходимо разрешить, прежде чем человек сможет успешно перейти к следующей стадии.

Разрешение каждого из этих конфликтов требует затрат сексуальной энергии, и чем больше энергии затрачивается на определенной стадии, тем более важные характеристики этой стадии сохраняются у индивидуума по мере его психологического взросления.

Чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с войсками на марше. По мере продвижения войск они встречают сопротивление или конфликт. Если они добьются больших успехов в победе в сражении (разрешении конфликта), то большая часть войск (либидо) сможет перейти к следующему сражению (этапу).

Но чем больше трудностей, с которыми приходится сталкиваться в какой-либо конкретной точке, тем выше потребность в войсках, которые должны оставаться позади для сражения, и, следовательно, тем меньше войск смогут перейти к следующему столкновению.

Вы можете запомнить порядок этих стадий, используя мнемонику : «старый (оральный) возраст (анальный) пенсионеры (фаллический) любят (латентный) виноград (генитальный).

В этой статье

Оральная стадия

(от рождения до 1 года)

На первой стадии психосексуального развития центр либидо сосредоточен во рту ребенка. На оральных стадиях младенец получает большое удовольствие от того, что кладет в рот всевозможные предметы, чтобы удовлетворить либидо и, таким образом, потребности своего Ид.

Которые на данном этапе жизни ориентированы на рот или рот, например, сосание, кусание и грудное вскармливание.

Фрейд говорил, что оральная стимуляция может привести к оральной фиксации в дальнейшей жизни. Мы повсюду видим вокруг себя оральных личностей, таких как курильщики, кусающие ногти, жующие пальцы и сосущие большой палец. Оральные личности участвуют в таком оральном поведении, особенно в состоянии стресса.

Анальная стадия

(от 1 до 3 лет)

На анальной стадии психосексуального развития

либидо фокусируется на анусе, и ребенок получает большое удовольствие от дефекации. Теперь ребенок полностью осознает, что он самодостаточная личность и что его желания могут привести его в конфликт с требованиями внешнего мира (т. е. его эго развилось).

Фрейд полагал, что этот тип конфликта достигает апогея при приучении к горшку, когда взрослые налагают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться. Природа этого первого конфликта с властью может определить будущие отношения ребенка со всеми формами власти.

Раннее или жесткое приучение к горшку может привести к тому, что ребенок станет анально-сохраняющей личностью, которая ненавидит беспорядок, одержимо опрятна, пунктуальна и уважает власть. Они могут быть упрямыми и скупыми со своими деньгами и имуществом.

Все это связано с удовольствием, полученным от удержания своих фекалий, когда они были малышами, а затем их мамы настаивали на том, чтобы они избавились от этого, посадив их на горшок, пока они не выступят!

Не так глупо, как кажется. С другой стороны, анальная экспульсия подвергалась либеральному режиму приучения к туалету во время анальной стадии.

Во взрослом возрасте анальный экспульсив — это человек, который хочет поделиться с вами вещами. Им нравится раздавать вещи. По сути, они «делятся своим дерьмом»!» Анально-экспульсивная личность также неряшлива, неорганизованна и непокорна.

Фаллическая стадия

(от 3 до 6 лет)

Фаллическая стадия — это третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от трех до шести лет, когда либидо (желание) младенца концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне.

Ребенок осознает анатомические половые различия, что приводит в движение конфликт между эротическим влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

Это решается в процессе идентификации, в ходе которого ребенок перенимает характеристики родителя того же пола.

Эдипов комплекс

Наиболее важным аспектом фаллической стадии является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Фрейда, которую многие люди категорически отвергают.

Название комплекса Эдипа происходит от греческого мифа, в котором молодой человек Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Обнаружив это, он выкалывает себе глаза и ослеп. Этот эдипальный термин является родовым (то есть общим) термином как для Эдипова комплекса, так и для комплекса Электры.

У маленького мальчика Эдипов комплекс или, правильнее сказать, конфликт возникает из-за того, что у мальчика появляются сексуальные (приятные) желания к матери. Он хочет обладать исключительно своей матерью и избавиться от отца, чтобы иметь возможность сделать это.

Иррационально мальчик думает, что если его отец узнает обо всем этом, его отец заберет то, что он любит больше всего. На фаллической стадии больше всего мальчик любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается страх кастрации .

Затем маленький мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и присоединяясь к мужскому поведению папы. Это называется отождествлением , и именно так мальчик в возрасте от трех до пяти лет разрешает свой Эдипов комплекс.

Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, взглядов и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую гендерную роль и принимает идеал эго и ценности, которые становятся суперэго.

Фрейд (1909) предложил случай Маленького Ганса как доказательство Эдипова комплекса.

Комплекс Электры

Для девочек комплекс Электры менее чем удовлетворительный. Короче говоря, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависть к пенису и желание быть мальчиком.

Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание отца и заменяя желание пениса желанием ребенка. В своем «кастрированном состоянии» девочка винит мать, и это создает большое напряжение.

Затем девочка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицирует себя с матерью, чтобы взять на себя женскую гендерную роль.

Латентная стадия

(6 лет до полового созревания)

Латентная стадия — это четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая период от шести лет до полового созревания. На этой стадии либидо бездействует 90,119 и никакого дальнейшего психосексуального развития не происходит (латентное означает скрытое).

Фрейд считал, что большинство сексуальных импульсов подавляется на латентной стадии, а сексуальная энергия может быть сублимирована на учебу, хобби и дружбу.

 

Большая часть энергии ребенка направляется на развитие новых навыков и приобретение новых знаний, а игра в основном ограничивается другими детьми того же пола.

Генитальная стадия

(от полового созревания до взрослой жизни)

Генитальная стадия является последней стадией психосексуальной теории развития личности Фрейда и начинается в период полового созревания.

Это время юношеских сексуальных экспериментов, успешное завершение которых заключается в установлении любовных отношений один на один с другим человеком в возрасте 20 лет.

Сексуальный инстинкт направлен на гетеросексуальное удовольствие, а не на самоудовлетворение, как на фаллической стадии.

Для Фрейда надлежащий выход полового влечения у взрослых был через гетеросексуальный половой акт. Фиксация и конфликт могут помешать этому, что может привести к развитию сексуальных извращений.

Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек будет получать сексуальное удовольствие прежде всего от поцелуев и орального секса, а не от полового акта.

Разочарование, баловство и навязчивость

Кажется, что некоторые люди не могут оставить одну стадию и перейти к следующей. Одна из причин этого может заключаться в том, что потребности развивающегося человека на каком-либо конкретном этапе могут быть неудовлетворены должным образом, и в этом случае возникает фрустрация.

Или, возможно, потребности человека могут быть настолько хорошо удовлетворены, что он/она не хочет отказываться от психологических преимуществ определенной стадии, на которой наблюдается чрезмерное потворство своим желаниям.

И фрустрация, и чрезмерное баловство (или любое их сочетание) могут привести к тому, что психоаналитики называют фиксацией на определенной психосексуальной стадии.

Фиксация относится к теоретическому представлению о том, что часть либидо человека постоянно «инвестируется» в определенную стадию его развития.

Критическая оценка

Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хороша для объяснения, но не для предсказания поведения (что является одной из целей науки).

По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, либидо трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.

Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, которая поддерживала его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.

Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепции Фрейда об оральной и анальной личности.

 

Фрейд против Эриксона

Ид, Эго и Суперэго Фрейда: определение и примеры

Теория личности Фрейда

Возможно, единственной наиболее устойчивой и важной идеей Фрейда было то, что человеческая психика (личность) имеет более одного аспекта .

Теория личности Фрейда (1923) рассматривала психику, структурированную на три части (т. е. трехчастную): Ид, Эго и Супер-Эго, которые развиваются на разных этапах нашей жизни. Это системы, а не части мозга или каким-либо образом физические.

Согласно психоаналитической теории Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — реалистическая часть, опосредующая между желаниями Ид и Супер-Эго.

Хотя каждая часть личности обладает уникальными чертами, они взаимодействуют, образуя единое целое, и каждая часть вносит относительный вклад в поведение человека.

В этой статье

Что такое идентификатор?

Ид — это примитивный и инстинктивный компонент личности.

Ид — это часть бессознательного, содержащая все побуждения и импульсы, в том числе то, что называется либидо, своего рода обобщенная сексуальная энергия, которая используется для всего, от инстинктов выживания до оценки искусства.

Ид также довольно упрям, поскольку реагирует только на то, что Фрейд называл принципом удовольствия (если это приятно, делай это), и ни на что другое.

Он состоит из всех унаследованных (т.е. биологических) компонентов личности, присутствующих при рождении, включая половой (жизненный) инстинкт – Эрос (который содержит либидо) и агрессивный (смертельный) инстинкт – Танатос.

Ид — это импульсивная (и бессознательная) часть нашей психики, которая прямо и немедленно реагирует на основные побуждения, потребности и желания. Личность новорожденного полностью состоит из Ид, и только позже у него развиваются Эго и Супер-Эго.

Ид остается инфантильным в своей функции на протяжении всей жизни человека и не меняется ни со временем, ни с опытом, так как не соприкасается с внешним миром.

Ид не зависит от реальности, логики или повседневного мира, поскольку он действует в бессознательной части разума.

Ид действует на основе принципа удовольствия (Фрейд, 1920), который состоит в том, что каждый желаемый импульс должен быть удовлетворен немедленно, независимо от последствий.

Когда Ид выполняет свои требования, мы испытываем удовольствие, когда ему отказывают, мы испытываем «неудовольствие» или напряжение.

Ид участвует в первичном процессуальном мышлении, примитивном, нелогичном, иррациональном и ориентированном на фантазии. Эта форма процессного мышления не имеет понимания объективной реальности и по своей природе эгоистична и исполнена желаемого за действительное.

Что такое Эго?

Эго — это «та часть Ид, которая была изменена прямым влиянием внешнего мира».

(Фрейд, 1923, стр. 25)

Эго — единственная часть сознательной личности. Это то, что человек осознает, когда думает о себе, и это то, что он обычно пытается проецировать на других.

Эго развивается, чтобы стать посредником между нереалистичным Ид и внешним реальным миром. Это компонент принятия решений личности. В идеале эго действует по разуму, тогда как Ид хаотично и неразумно.

Эго действует в соответствии с принципом реальности, вырабатывая реалистичные способы удовлетворения требований Ид, часто компрометируя или откладывая удовлетворение, чтобы избежать негативных последствий общества.

Эго принимает во внимание социальные реалии и нормы, этикет и правила, решая, как себя вести.

Подобно Ид, Эго ищет удовольствия (т. е. снижения напряжения) и избегает боли, но, в отличие от Ид, Эго занимается разработкой реалистичной стратегии для получения удовольствия.

Эго не имеет представления о правильном или неправильном; что-то хорошо просто в том случае, если оно достигает цели удовлетворения, не причиняя вреда себе или Ид.

Часто эго слабо по сравнению с упрямым Ид, и лучшее, что может сделать эго, — это оставаться, указывая Ид в правильном направлении и требуя в конце некоторого признания, как если бы действие было его собственным.

Фрейд провел аналогию с Ид в качестве лошади, а Эго — всадником. Эго «похоже на человека верхом на лошади, который должен сдерживать превосходящую силу лошади».

(Фрейд, 1923, стр. 15)

Если эго терпит неудачу в своей попытке использовать принцип реальности и возникает тревога, задействуются бессознательные защитные механизмы, помогающие отвратить неприятные чувства (т.

Эго занимается вторичным мышлением, рациональным, реалистичным и ориентированным на решение проблем. Если план действий не работает, то он продумывается заново, пока не будет найдено решение. Это известно как проверка реальности и позволяет человеку контролировать свои импульсы и демонстрировать самоконтроль за счет овладения эго.

Важной особенностью клинической и социальной работы является усиление функционирования эго и помощь клиенту в проверке реальности, помогая клиенту обдумывать свои варианты.

По мнению фрейдистов, некоторые виды ненормального воспитания (особенно при наличии холодной, отвергающей «шизогенной» матери) могут привести к слабому и хрупкому эго, чья способность сдерживать желания Ид ограничена.

Это может привести к тому, что эго будет «расколото» своей попыткой сдержать Ид, оставив Ид в полном контроле над психикой.

Что такое суперэго?

Суперэго включает в себя ценности и мораль общества, которым человек научился у своих родителей и других людей. Развивается в возрасте 3-5 лет на фаллической стадии психосексуального развития.

Суперэго рассматривается как поставщик наград (чувств гордости и удовлетворения) и наказаний (чувств стыда и вины) в зависимости от того, какая часть (эго-сделка или сознание) активирована.

Суперэго — часть бессознательного, голос совести (поступающий правильно) и источник самокритики.

Оно в какой-то степени отражает моральные ценности общества, и человек иногда осознает свою мораль и этику, но Суперэго содержит огромное количество кодов или запретов, которые отдаются в основном неосознанно в виде команд или «не заявления «т».

Функция Суперэго состоит в том, чтобы контролировать импульсы Ид, особенно те, которые запрещены обществом, такие как секс и агрессия. У него также есть функция убеждать эго обратиться к моралистическим целям, а не просто к реалистическим, и стремиться к совершенству.

Суперэго состоит из двух систем: совести и идеального я.

  • совесть — это наш «внутренний голос», который говорит нам, когда мы сделали что-то не так.

Совесть может наказать эго, вызывая чувство вины. Например, если эго уступает требованиям Ид, суперэго может заставить человека чувствовать себя плохо из-за вины.

Суперэго также несколько коварно, поскольку оно пытается изобразить то, что оно хочет от человека, в грандиозных, восторженных выражениях, то, что Фрейд назвал эго-идеалом, возникающим из первой большой любовной привязанности человека (обычно родитель).

  • идеальное я (или эго-идеал) представляет собой воображаемую картину того, каким вы должны быть, и представляет карьерные устремления, как относиться к другим людям и как вести себя как член общества.

Предполагается, что дети, воспитанные родителями, испытывают любовь условно (когда они делают что-то правильно), и ребенок усваивает этот опыт в виде серии реальных или воображаемых суждений.

Поведение, которое не соответствует идеальному я, может быть наказано суперэго через чувство вины. Супер-эго также может вознаграждать нас через идеальное «я», когда мы ведем себя «правильно», вызывая чувство гордости.

Чувство вины — очень распространенная проблема из-за всех побуждений и влечений, исходящих от Ид, и всех запретов и кодов Суперэго.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *