Меланхолик

Смысл колобка: Смысл сказки «Колобок» — Nochdobra.com

Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

1. Астрономическая

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришёл волк — весь народ умолк» — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.
  • Встреча с медведем — это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его — в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

2. Юнгианская интерпретация

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

  • Заяц — это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность.
  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

3. Мистическая

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

5. Личностного роста

Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»

«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!“»

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.


Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

Источники:

  • Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  • Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  • Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  • Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  • Цивьян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Скрытый смысл «Колобка» и других известных сказок: читаем их между строк

На прямой линии 30 июня Владимир Путин назвал сказку «Колобок» одним из важных для себя произведений искусства. И призвал чиновников не забывать о судьбе ее главного героя. Филолог, преподаватель РАНХиГС, просветитель, автор лекций о литературе Леонид Клейн предлагает в целом внимательнее взглянуть на привычные всем нам детские сказки. И задуматься о смысле прочитанного.

Проблема восприятия текстов — будь то сказки или просто художественная литература — заключается в том, что мы не привыкли их анализировать, этому по разным причинам все еще не учат в школе. А ведь умение читать незамыленным взглядом, использовать прочитанное (даже не напрямую) — это очень ценный и необходимый гуманитарный и человеческий навык. Не нужно специально ничего домысливать, иногда следует просто задуматься о смысле прочитанного. И читать между строк тоже совсем не обязательно, порой достаточно внимательно прочитать сами строки.

Зачем Колобок ушел от дедушки и бабушки

Мы с детства знаем «Колобка». Это сказка о ключевых этапах жизненного пути человека, которые подаются через судьбу главного героя. В начале произведения Колобка вообще не было, а потом он возник: «По амбару метён, по сусечкам скребён». Когда бабушка его приготовила, она оставила его греться на окошке. Именно оно стало границей между домом и большим миром, куда Колобок выскочил и обрел свободу. В тексте это закрепляет рефрен: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». Далее в сказке герой познакомился с Зайцем, Волком, Медведем и Лисой, которая его съела. То есть заключительным этапом произведения стала смерть Колобка. Сказка про «Колобка» рассказывает о рождении, сепарации от родителей, самостоятельной жизни человека, его пути и смерти — зачастую случайной.


Почему старуха осталась у разбитого корыта

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке»

Теперь рассмотрим другой знакомый нам с детства пример, «Сказку о рыбаке и рыбке». Ее очень удобно анализировать после «Колобка», потому что сюжет также состоит из нескольких этапов. О чем это произведение?

Во-первых, это сказка о власти и о том, кому она принадлежит. Пушкин намекает читателям, что властью обладал именно старик, потому что произведение называется «Сказка о рыбаке и рыбке». Хотя мы прекрасно понимаем, что главным действующим лицом в нем являлась старуха.

К. Д. Ушинский в своем учебнике для младшей школы заметил, что Пушкин мог написать: «Жили старик и старуха». Тогда все было бы по-другому: однородным подлежащим стало «старик и старуха». Однако автор сочинил: «Жил старик со своею старухой». Это очень важно. Здесь «старик» — подлежащее, а «со старухой» — дополнение в прямом и переносном смысле слова. Но по сюжету произведения старик не использовал ту власть, которая была ему дана, и он фактически стал дополнением старухи.

Во-вторых, это сказка о напрасности желаний старухи, ведь героиня в конце осталась у разбитого корыта. Так вышло по двум причинам:

  • Старуха желала иметь блага без старика. Хотя ей досталось корыто, избушка и социальный статус (а сам старик остался черным крестьянином), она каждый раз была недовольна и все время бранила героя. Вскоре старуха и вовсе захотела убрать старика в качестве посредника и стать владычицей морскою. Но это было невозможно, поскольку исполнение ее желаний напрямую зависело от ее мужа, это, в свою очередь, злило героиню, и круг замыкался.
  • Следующая причина связана с тем, что старуха стремилась получить большее, но не ценила то, что имела. Именно поэтому быть владычицей морскою для нее в каком-то смысле тупик. Владычица морская — тот персонаж, у которого уже все есть и которому ничего не нужно. То есть в любом случае исполнение желания стало бы концом для старухи, ведь, приобретая этот статус, она лишилась бы возможности хотеть чего-то еще. Проблема не в том, что старуха хотела большего, ведь часто человек хочет большего, но здесь важно, что она ни разу не смогла насладиться тем, что у нее было.

Есть еще один важный момент: а почему старуха вообще должна получать эти блага? Они со стариком тридцать лет и три года ничем не занимались: она пряла свою пряжу, а он ловил в море рыбу. Но как только возник ресурс, взявшийся из ниоткуда, сразу появилась обида на мир, и героиня начала пользоваться подневольностью мужа. Здесь, конечно, поднимается тема власти.

В конце произведения герои возвратились в исходное состояние. Сказка закончилась, но читателям не очень понятно, помнят ли герои, что с ними происходило. Это означает, что либо Пушкин говорит о череде каких-то изменений и напрасности этих желаний, либо о том, что старуха, которая сидела перед стариком, всегда в потенциале являлась столбовой дворянкой или даже царицей. Она всегда была готова унизить, оскорбить, наказать и использовать мужа. За злобу и безмерные желания старуха получила наказание, но и старик был наказан, потому что, возможно, он видел, кто перед ним находился, но передал ей власть. Таким образом, эта сказка гораздо глубже и объемнее, чем просто сказка про жадность.


Как Гвидон боролся за внимание отца

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о царе Салтане»

В «Сказке о царе Салтане» вместо возвращения блудного сына фактически есть возвращение блудного отца. Лишившись родителя, Гвидон создал свое царство и сделал все возможное, чтобы получить признание Салтана.

Главный герой находился под властью многих обстоятельств. Он испытывал тоску по отцу («Видеть я б хотел отца»), искал благословения матери, чтобы жениться на Царевне Лебеди. Кроме того, Гвидон до определенного момента зависел и от самой Царевны. Она была для него поставщиком чудес и важнейшим ресурсом волшебства. Благодаря Царевне Лебеди Гвидон мог тайно навещать Салтана.

Героиня помогла царевичу: подарила белочку, грызущую орешки, и 33 богатырей. Вскоре от Бабарихи Гвидон узнал о прекрасной Царевне и захотел на ней жениться.

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит».

Речь шла о самой Царевне Лебеди: «Знай, близка судьба твоя, / Ведь царевна эта — я». Она сделала очень интересный шаг, приняв предложение Гвидона. Героиня была готова лишиться своего волшебства, выйти замуж и потерять власть над царевичем. Затем пара просила благословения у матери Гвидона, таким образом передав ей власть:

«Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья:

Ты детей благослови

Жить в совете и любви».

Над главою их покорной

Мать с иконой чудотворной

Слезы льет и говорит:

«Бог вас, дети, наградит».

Князь не долго собирался,

На царевне обвенчался;

Стали жить да поживать,

Да приплода поджидать.

После женитьбы Гвидон не расставался с супругой и не навещал отца, и вскоре Салтан сам приехал к сыну. Царевич стал главным и перестал зависеть от других героев. На протяжении сюжета видно, как властью обладали разные персонажи: Салтан, Царевна Лебедь, княгиня и в конце царевич Гвидон.

Мы видим, что на самом деле это сказка прежде всего про получение независимости от отца и приобретение собственной власти.

Пушкина всегда волновал вопрос власти. Когда королевич Елисей в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» обратился в поисках своей невесты к ветру, он сказал:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного».

В тексте есть четкая субординация: всегда будет кто-то выше. Никто не может стать морской владычицей или богом. Волшебство в сказках Пушкина функционально: оно не нарушает субординацию власти. Его можно обменять: герой либо свободный могучий волшебник, либо женат по любви.

Свобода потеряна, но вместо нее приобретается что-то другое. Поэтому эти сказки управленческие. Они описывают вертикаль власти, рассказывают про субординацию и про то, кто главный.

Какой из этого можно сделать вывод? Содержание всегда больше, чем сюжет. Художественная литература, фольклор — это всегда образ, который запоминается.

Иллюстрация на обложке: Иллюстрация: Shutterstock / Alina Samorokova6

чему учит, психология – Здоровое питание рядом со мной

Все дети не любят, когда их учат. Гораздо интереснее и эффективнее рассказать забавную историю. Такой сказкой для детей является «Колобок», которая несет в себе психологический и сакральный смысл.

Эта сказка таит в себе педагогический подтекст не только для малышей, но и для взрослых. Его сюжет очень прост и легко запоминается. Поэтому, когда ребенок подрастет, он неосознанно будет использовать выводы из сказки как обыденный опыт. Ведь уже во взрослом возрасте ему предстоит столкнуться с людьми, наделенными качествами быстрого зайца, злого волка, сильного медведя и хитрой лисы.

Скрытый смысл сказки о колобоке — понять последствия непослушания.

Все, чему учит Колобок, можно разделить на следующие уроки:

  • последствия непослушания;
  • способность избегать неприятностей;
  • распознавание добра и зла.

Разберем каждый пункт подробнее.

Обычно дети всегда идентифицируют себя с главным героем. Колобок – жизнерадостный ребенок, у которого есть семья. Он еще не вырос и не приобрел никакого жизненного опыта, но уже решил покинуть отчий дом. Важно отметить тот факт, что его «родители» не дали своего согласия, потому что колобок убежал от старика со старухой. Кроме того, он нарушил запрет на общение с незнакомцами. В итоге колобок был съеден. Если в семье актуальна проблема непослушания, в конце сказки можно добавить: «Вот что бывает с детьми, которые убегают от родителей и разговаривают с незнакомцами».

Еще один скрытый смысл сказки заключается в умении главного героя избегать неприятностей. На протяжении всей истории колобок сталкивается с различными опасностями, но ему удается вовремя спрятаться. Для этого главный герой спел песню, чтобы отвлечь врага, и, благодаря округлой форме своего тела, быстро укатился. Эта история учит совсем маленьких слушателей различать добро и зло. В сказке есть положительные и отрицательные персонажи. К первым относятся старик, старуха и главный герой, но все животные плохие, потому что хотят съесть колобока.

Изначально у наших предков была другая версия истории. В нем главный герой предстал круглой луной. Зверей, символизирующих созвездия, было больше, и все они откусили часть колобока. Конец обеих сказок одинаков, только во втором случае лисе досталась совсем небольшая часть главного героя.

Используйте эту версию «Колобка», чтобы познакомить ребенка с лунным циклом и звездными созвездиями.

Когда вы читаете ребенку сказку, обязательно подумайте, какой в ​​ней смысл. Ведь гораздо интереснее и проще воспитывать малыша, рассказывая на ночь полезную сказку.

Колобок (Литература) — TV Tropes

http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/literature/kolobok

Следующий

Перейти к

Иллюстрация издания 1913 г.

«Меня соскоблили с ящика для муки
И выметали из закрома
И пекли в печи
И охлаждали на подоконнике
3
3
3
3 ,
Я убежал от бабушки,
И я убегу от тебя, сию минуту убегу!»

Колобок ( русский : колобо́к ) или Колобок — русская сказка, опубликованная Александром Афанасьевым в его сборнике ( Народные русские сказки ). Колобок — это русская лепешка, приготовленная по аналогии со шведской едой.

Старая, бедная бабка печет колобок для себя и мужа, но круглый хлеб вдруг оживает, выпрыгивает из окна и катится по дороге.

Колобок натыкается последовательно на нескольких зверей (кролика, волка и медведя), которые собираются его съесть, но кругляк ускользает от них, отвлекая одной песней. Затем Колобок сталкивается с лисой, и она тоже пытается ускользнуть от нее, напевая. Однако лиса хвалит свою песню и, сожалея, что слишком плохо слышит, чтобы правильно ее понять, спрашивает, может ли Колобок подойти поближе и снова спеть. Колобок лезет к ней на лицо, начинает петь, и лиса его съедает.

Можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь. Оригинальный русский текст здесь.

В указателе Аарне-Томпсона-Утера он классифицируется как Тип 2025, «Убегающий блин», очень распространенная сказка, распространенная в скандинавских, славянских и германских странах. Варианты включают немецкую сказку «Толстый толстый блин» ( «Der dicke fette Pfannkuchen» ; ссылка), норвежскую сказку «Блин» ( «Pannekaken» ), собранную Асбьрнсеном и Мо, и английскую «The Пряничный человечек». Некоторые из этих сказок можно прочитать здесь.


  • Антропоморфная еда: Главный герой — разумный поющий убегающий круглый хлеб.
  • Плохой парень побеждает: Колобок съеден лисой.
  • Медведи — плохие новости: голодный дикий медведь пытается сожрать колобока.
  • Головогрудь: Колобок нарисован в основном в виде желтой сферической головы с конечностями.
  • Название персонажа: История названа в честь главного героя.
  • Хитрость как лиса: Лиса — единственное животное, которое достаточно умно, чтобы поймать и съесть колобока.
  • Даунер Концовка: Колобок съеден лисой, и старикам нечего есть.
  • Фатальный недостаток: Гордость Колобка съедается. Он мог бы уйти от четвертого животного, но лиса, намазавшая его маслом (каламбур), убедила его остаться.
  • Заяц-волосы дыбом: Один голодный кролик пытается съесть Колобка.
  • Убито на полуслове: Лиса проглатывает колобка, когда заканчивается вторая строфа.
  • Заголовок из одного слова: Заголовок равен Колобок .

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *