Разное

Условия предъявляемые к личностному подходу: Требования, предъявляемые к принципам воспитания

Содержание

что это такое, для чего он нужен, и как его применять

Конфликт поколений существовал всегда. Это давно известно еще благодаря Тургеневу. Но в современном мире проблема усилилась.

Многие педагоги винят новые технологии в неудачных попытках достучаться до детей. Однако проблема часто кроется в другом. Взрослые обычно не понимают, что дети – тоже личности, хоть и формирующиеся.

Содержание

  • 1 Функции образования
  • 2 Что такое личностный подход
  • 3 Цели личностного подхода в педагогике
  • 4 Отличия личностного подхода от традиционного
  • 5 Примеры личностного подхода в педагогике
  • 6 Минусы личностного подхода

Функции образования

Образование играет важную роль в жизни общества

Образование представляет собой целую систему, играющую важную роль в развитии общества.

Поэтому оно касается разных аспектов жизни и обладает множеством функций:

  1. Познавательная. С самых малых лет ребенок познает мир. Сначала ему помогают родители и детский сад, где он получает начальные знания и опыт, потом школа, в которой ученики изучают точные и естественные науки, затем идет профессиональное образование.
  2. Статусная. Быть образованным престижно в современном мире. Большинство учащихся после школы стараются поступить в более статусное учебное заведение. Отличники штурмуют ВУЗы, расположенные на первых строчках в рейтингах. Для повышения своего статуса в обществе нужно что-нибудь закончить. В глазах людей такой человек смотрится выше, чем тот, который не имеет среднего специального или высшего образования.
  3. Ценностная. В учебных заведениях довольно часто проводятся мероприятия для прививания ценностей, которые должны быть у каждого порядочного гражданина страны.
  4. Мировоззренческая. Во время обучения в школе у детей закладываются основные взгляды на жизнь. Потом они могут меняться. Но встречается это не всегда.
  5. Социальный контроль. Формирующаяся личность нуждается в постоянном контроле. В процессе развития (особенно в переходном возрасте) ребенок впитывает как губка все, что вокруг него происходит. Система образования старается делать так, чтобы он избежал попадания в плохие ситуации.
  6. Экономическая. Это больше подойдет к профессиональному образованию. В этом случае готовится человек, который в будущем займет место на работе и будет влиять на экономику.
  7. Социальная. Система образования старается помочь детям найти свое место в мире и в социуме.

Но у образования не всегда получается исправно выполнять свои функции. Для решения этой проблемы создается множество вариантов. Один из них – это личностный подход в педагогике.

Что такое личностный подход

Личностный подход в педагогике – это отношение к человеку, как к личности, понимание, что он обладает индивидуальными качествами. Педагог, применяющий эту методику в работе, понимает, что у каждого его воспитанника есть свои мысли, взгляды, мечты, интересы.

Также преподаватель осознает, что у каждого они различны. В этом случае учитель лучше коллег и других людей способен понять каждого учащегося. Он может его выслушать, помочь, поддержать, дать совет. К сожалению, таких педагогов мало.

Большинство учителей, говоря простым языком, являются людьми «старой или советской закалки». У них в голове сохранились установки того времени, согласно которым ученик есть ученик, не больше.

Также многие отказываются применять личностный подход, потому что он предполагает сотруднические отношения между учителем и учеником. Но только благодаря сотрудничеству можно достичь наивысшего результата в любой деятельности.

Однако любой педагог, любящий свою профессию и желающий развиваться, может освоить принципы личностного подхода и научиться применять их:

  1. Хорошо знать индивидуальные особенности характера воспитанника, его вкусы, предпочтения, интересы.
  2. Знать мировоззрение ученика, его взгляды на важные аспекты жизни, мнения по существенным вопросам.
  3. Обеспечивать воспитанника деятельностью, которая будет развивать его и положительно на него влиять.
  4. Выявлять и устранять причины, мешающие развитию и достижению целей. Научить самостоятельно справляться с этими задачами.
  5. Помогать в формировании положительных качеств в личности подопечного. Научить его самовоспитанию, совести, выявлению отрицательных качеств и их устранению.
  6. Обучить самостоятельности. Научить принимать решения и брать за них ответственность. Не принимать все руководство на себя, а направлять подопечных. Помогать в организации их деятельности.

Но мало чего можно будет добиться в этом деле, если, опять же, не понять и не принять, что каждый человек является личностью, сколько бы ему не было лет.

Важно узнать индивидуальные особенности ученика

Очень важно понимание, что способности к определенному предмету у школьников разные.

Кто-то схватывает все на лету, а кто-то может понять не сразу.

Иногда в случае со вторыми преподаватель даже не пытается объяснить им предмет более подробно, сразу занеся их в разряд плохих учеников.

Хотя немного терпения к таким детям помогло бы им достичь успехов.

Многие школы с каждым годом все больше способствуют проявлению индивидуальных качеств у учеников. Хороший пример – образование классов с профильным уклоном.

Цели личностного подхода в педагогике

Развитие каждой личности — цель личностного подхода

Личностный подход является одним из лучших инструментов в работе с подопечными.

Его цели направлены исключительно на благо обучающихся:

  1. Развитие личности. При индивидуальной работе с ребенком намного легче выявить пробелы в его развитии и устранить их.
  2. Сохранение неповторимой индивидуальности. В системе образования часто применяется один подход ко всей группе. Это «стирает» разницу между ними, делая похожими друг на друга. Личностный же подход предполагает сохранение и развитие в человеке тех качеств, которые присущи лишь ему.
  3. Заинтересованность ребенка в обучении. Здесь важную роль играет возможность выбора. Почему большинство учеников в школах не хотят учиться? Ответ очень простой — потому что их заставляют это делать, даже не спрашивая, что им интересно. Взрослые любят решать все за детей. Они уверены, что знают как лучше. Однако этим иногда можно даже покалечить психику ребенка. Если детям дать возможность выбрать род занятий самим, результат получится ошеломляющий. Большинство из них проявят такое рвение, которое никто еще в них не видел. Даже у самых заядлых лентяев есть свои увлечения.
  4. Повышение уровня самооценки подопечного. Личностный подход ставит перед наставником задачу помочь ребенку осознать его важность, значимость; преодолеть страхи и неуверенность; повысить уровень самоуважения.
  5. Прививание добросовестности. Цель состоит в том, чтобы не дать ребенку встать на неправильный путь.
  6. Психологическая поддержка. Личностный подход иногда представляет форму психологической помощи. Это нужно для того, чтобы ребенок не чувствовал, что он совсем один.

Проще говоря, личностный подход нужен для того, чтобы воспитанник не потерялся в этом мире.

Отличия личностного подхода от традиционного

Традиционный подход принимает несколько иные формы:

  1. Построение процесса обучения. В традиционном подходе это жестко регламентированный процесс. Любое отклонение недопустимо. Обучающийся должен усвоить предмет, несмотря ни на что, иначе последует строгое наказание.
  2. Развитие осуществляется в заданном направлении. Не учитываются особенности каждого учащегося.
  3. Единый для всех вектор психического развития. Не учитываются разные особенности психики каждого человека, формирующейся на основе пережитого опыта.
  4. Вектор развития строится от обучения к ученику. Это значит, что учащийся должен усвоить предметы, заданные программой. Но не учитываются его способности и склонности.
  5. Формирование личности происходит с заданными свойствами. То есть ученик подстраивается под условия, теряя при этом индивидуальность.

    В традиционном методе любое отклонение недопустимо

Личностный подход, как правило, имеет противоположные формы.

Процесс обучения, развитие формируются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Соответственно для них могут быть заданы разные формы обучения, векторы развития.

Также учитывается то, что и психика подопечных может развиваться по-разному.

Например, на состояние ребенка могут влиять перенесенные психологические травмы.

Примеры личностного подхода в педагогике

Мудрый педагог может изменить жизнь ученика к лучшему

В настоящее время личностный подход развит не во всех сферах образования и обучения.

Например, в школах и институтах достаточно проблематично уделять максимум внимания каждому.

Но можно хоть иногда применять личностный подход для повышения эффективности обучения.

Простые примеры того, как преподаватели заинтересовали детей в обучении:

  1. Учитель заметил, что дети не проявляют интереса к теме на уроке литературы. Он принял во внимание возраст учеников и перевел разговор в форму дискуссии. Дети почувствовали себя в своей стихии и стали проявлять активность.
  2. На уроке истории учитель рассказывал о сражении. Для того, чтобы ученикам было проще усвоить информацию, он предложил сдвинуть парты и разыграть битву в классе. После урока ученики признались, что так они гораздо больше поняли материал, чем при обычном рассказе.
  3. Учитель обществознания объяснял тему психологии подростков. Во время рассказа он неожиданно бросил линейку в угол. Класс засмеялся. После чего преподаватель сказал, что сделал это для того, чтобы наглядно продемонстрировать подростковую реакцию.
  4. Психолог-преподаватель работал с классом трудных подростков, которые к тому же состояли на учете за совершенные преступления. Учитель принял во внимание то, с кем он имеет дело. Он предлагал им задачи, начиная с вопросов наподобие: «А чтобы вы сделали, если бы пришлось украсть что-то, имея при себе лишь деревянную доску?». Ученики проявили невероятную смекалку. Психолог уверял, что это вовсе не значит, что они немедленно пойдут совершать преступления. Это значит, что не нужно «браковать» их. Необходимо лишь направить их ум и энергию в нужное русло. Тогда эти подростки смогут добиться больших успехов, не прибегая к преступлениям.

Возможно, эти мудрые учителя изменили жизнь своих подопечных, помогли им, направили и не дали потеряться.

Минусы личностного подхода

В личностном подходе есть и недостатки:

  1. Переоценка интересов ученика. Иногда чрезмерное предоставление свободы оказывает негативное влияние на становление личности, так как дети еще не имеют полного представления о жизни. Ребенок может вырасти эгоистом, не уважающим старших. Предоставление выбора и небольшой свободы действий важно, но в меру.
  2. Сложность применения. В классах, где около 30-ти учеников, сложно найти подход к каждому. Поэтому применение личностного подхода в обычных школах затруднительно.
  3. Не всегда правильная подготовленность к будущему. Ребенок может так и не понять, что не всегда в жизни его интересы будут на первом месте у других людей. И, выходя из-под опеки, он может оказаться неподготовленным к условиям социума.
  4. Несоответствие некоторым стандартам. Это во многом ограничивает компетентность учителей. Заметить это можно по самой обычной школе. Там почти никогда предпочтения ребенка не ставятся на первый план.

Но большинства минусов можно избежать, если преподаватель хорошо знает свое дело. Применения личностного подхода в педагогике направлено на творение добра, созидание, милосердие, успех. Главное хорошо разбираться в этом деле, иначе можно только навредить ребенку.

В этом видео вы узнаете об индивидуальном подходе в обучении:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ УЧИ-ТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профессиональное становление занимает важное место в жизни каждого человека. Данный процесс предполагает непрерывное развитие личности и на разных возрастных этапах имеет разное содержание, преследует разные цели. В современных социально-экономических условиях существенно видоизменяется профессиональная подготовка будущих учителей. Набирает популярность проблема профессионального становления, развития личности учителя и его самосовершенствование. В статье представлен анализ научной литературы, посвященной проблеме профессионального становления учителя. Теоретическую основу составили методология педагогики и педагогических исследований, работы, посвященные профессионально-личностному развитию, педагогические исследования по проблемам профессионального образования. Использованы следующие теоретические методы: теоретико-методологический и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме. В результате раскрыто понятие «профессионального становления», описаны основные элементы профессионального становления, а так же условия, оказывающие влияние на данный процесс. Представлены стадии профессионального становления учителя, основанием для выделения которых выступает социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, ее ориентированности на вхождение в мировое образовательное пространство.

В соответствии с этим российское образование должно иметь направленность на подготовку специалистов не только приспосабливаться (адаптироваться) к современному обществу, но и быть конкурентоспособными на рынке труда, готовыми к дальнейшей жизнедеятельности в мировом обществе, едином информационном образовательном пространстве.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

В современных социально-экономических условиях существенно видоизменяется профессиональная подготовка будущих учителей. Сегодня все больше школ объединяются в учебные центры, появляются гимназии, лицеи, авторские школы и т.п. Именно с появлением учебных заведений различных типов возрастают и требования, предъявляемые к профессиональной подготовке учителя. Деятельность учителя сегодня носит многофункциональный характер. Данное условие и служит той движущей силой, которая подталкивает систему высшего профессионального образования и, в частности, профессиональную подготовку быть более личностно-ориентированной. Личностно-ориентированный подход в системе педагогического образования рассматривается нами как ориентация, направленная на развитие индивидуальных способностей и особенностей личности будущего учителя, формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя, так же его творческой индивидуальности. Ведь именно творчески индивидуальная, неординарная, имеющая свой стиль преподавания личность учителя способна воспитывать и обучать самостоятельных и успешных учеников.

Педагог, как считают многие исследователи, должен вдохновлять своих учеников на творчество, создание нового, оригинального, на формирование того, что необходимо обществу на данном этапе его развития, а учитель личным примером может вести за собой детей, ежедневно показывая им пример во всем, а для этого он должен быть профессионалом, которому постоянно необходимо постигать новые вершины знаний совместно со своими учениками.

Вследствие этого считаем, что в процессе профессиональной подготовки важным элементом в вузе должна стать не только передача знаний, формирование компетенций будущих специалистов, приоритетным должны быть становление, развитие личности учителя и его самосовершенствование. При рассмотрении процесса профессиональной подготовки педагогов в условиях современного образования, прежде всего следует провести анализ понятия «профессионального становления учителя».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Не требует доказательства тот факт, что профессиональное становление занимает важное место в жизни каждого человека. Данный процесс предполагает непрерывное развитие личности и на разных возрастных этапах имеет разное содержание, преследует разные цели. Особенности профессионального становления во многом определяются и выбранной профессией. Педагогическая профессия в этом плане не является исключением. Согласно классификации предложенной Е. А. Климовым [3, с.3-4], педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых выступает другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Понятие «профессиональное становление учителя» состоит из двух основных понятий «становление» и «становление личности». Трактовка понятия «становление» весьма неоднозначна, связано это с тем, что многие ученые отождествляют  понятия «становление» и «развитие» или пытаются найти отражение одного в другом.

В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «становление» трактуется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [5]. Таким образом, исходя из данного определения, процесс становления, на наш взгляд,  является составной частью процесса развития.

Такой же точки зрения придерживается В. И. Слободчиков [8], который рассматривает процесс становления как часть процесса развития, аргументируя это тем, что категория «развитие» одновременно содержит в себе как минимум три процесса: становление, формирование, преобразование (рис.1). 

                         

Антропологический смысл процесса становления человека В.И. Слободчиков видит в становлении его субъектности т.е. субъекте, способном не только реализовывать деятельность, но и «рефлектировать ее основания и средства во всей полноте ее нормативной структуры».

С.В. Попов как представитель системо-мыследеятельностной методологии считает, что более обоснован термин «становление», а не «развитие». Процесс становления, который проявляется посредством смены ситуаций, вызывается естественными процессами и искусственными воздействиями: «становление предполагает сочетание как естественных, так и искусствен­ных составляющих процесса, со-организованных в исторической рамке» [6, с.4].

Под естественными процессами подразумеваются сложившиеся условия, ситуации, содействующие и препятствующие факторы. Искусственные процессы, в свою очередь, задаются субъектами искусственного воздействия (преобразователями). На процесс становления одновременно оказывают воздействие несколько преобразователей, а также естественный ход событий (закономерности). Исходя из этого, становится понятно, почему продукт преобразования не соответствует в точности представлениям, которые имеются по поводу его становления у конкретного субъекта.

Л.М. Митина рассматривает  профессиональное развитие как «рост, становление и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное — активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности» [3].

Принципиальное различие между профессиональным развитием и профессиональным становлением она видит в том, что доминирующими в профессиональном развитии являются внутренние факторы, в профессиональном становлении — внешние. Искусственно-техническое воздействие на профессиональное становление учителя может оказывать через организацию самоидентификации и рефлексии. А профессиональное образование является одним из основных внешних условий профессионального становления педагога.

Профессиональное становление учителя предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала. Важными составляющими этого процесса являются адаптация своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. В основе профессионального становления лежит сложная система мотивов и источников активности.

В ходе учебно-профессиональной деятельности в вузе студенты овладевают компетенциями с целью достижения необходимого профессионального уровня, у них развиваются значимые качества личности, приходят в соответствие профессиональные намерения личности и требования со стороны профессии. Под профессиональной адаптацией будем понимать процесс постепенного приспособления еще в период обучения в вузе к приобретаемой профессии, овладение профессиональными навыками, умениями, компетенциями, формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, появления и углубления интереса к получаемой специальности в период обучения в вузе.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов говоря о профессиональном становлении учителя, используют термин «профессиональное самовоспитание учителя».  Основной движущей силой и источником самовоспитания выступает потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Данная потребность не возникает сама по себе. К внешним источникам активности можно отнести требования и ожидания общества, предъявляемые к учителю. Перечисленные факторы либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В основе деятельности учителя лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечение смещения мотива на цель и вызывает истинную потребность в самовоспитании, которая в дальнейшем поддерживается личными источниками активности. К таким источникам можно отнести личные убеждения, чувство долга, ответственность и т.п. Другими словами, в тот момент, когда педагогическая деятельность  в сознании учителя обретает личную ценность и проявляется потребность в самосовершенствовании. Таким образом, процесс профессионального самовоспитания учителя носит индивидуальный характер.

ЛИЧНОСТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Личностную форму профессионального развития можно представить следующим образом. Вместе с личностным ростом специалиста происходят изменения и в структуре профессиональной деятельности и в ее содержании. Развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности.

Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер и др. рассматривают профессиональное становление учителя как последовательность взаимосвязанных временных стадий.

Климов Е.А.  выделяет следующие фазы профессионального становления представленные на рис. 2.

Становление профессионализма учителя подчиняется универсальным и специфическим закономерностям. Универсальные закономерности представляют возможности обеспечения эффективной деятельности, независимо от ее содержания и специфики (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, И.Н. Семенов,  А.П. Ситников и др). Специфические закономерности, которым подчиняется процесс становления профессионализма специалистов в области образования, исследовались Н.А. Аминовым, М.Р. Битяновой, А.А. Деркачом, И.И. Зарецкой, Н.В. Кузьминой, А.А. Мироедовым, А.А. Реаном, В.В. Рубцовым, В.А. Сластениным,  В.Д.Шадриковым и др.

Согласно Э.Ф. Зееру  профессиональное становление учителя состоит из 4 стадий [2]. Основанием для выделения данных стадий выступает социальная ситуация развития и уровень реализации профессиональной деятельности.  Таким образом, Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального становления (рис.3).

                               

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Процесс профессионального становления начинается с момента формирования профессиональных намерений. Данный процесс обусловлен противоречием, возникающим между необходимостью выбора профессии и недостаточностью знаний и представлений о профессии. На данном этапе внутри личности возникает разногласие между профессионально-техническим устремлением личности и педагогической ориентацией избираемой профессией. Решением данного противоречия выступает общее понимание, профессиональное устремление, мировоззрение и потребность в  самоутверждении.

Далее происходит переход от учебно-познавательной к учебно-профессиональной деятельности. Следствием, которого является переход к реальной профессиональной деятельности. Результатом данного этапа является формирование профессионально важных качеств, а именно:

— профессиональной направленности;

— педагогических умений и способностей;

— психологической готовности к профессиональной деятельности;

— социальной зрелости.

После окончания ВУЗа у личности наступает стадия профессионализации. Исходным фактором выступает несоответствие между творческим характером педагогической деятельности и сформированными в процессе обучения в ВУЗе репродуктивными способами ее осуществления и недостаточной сформированностью профессиональной позиции. Результатом

данного этапа выступают получение профессионального опыта, профессионально-ценностные ориентации, формирование профессиональной позиции, профессионально важных качеств  и профессиональное самоопределение.

Заключительный этап профессионального становления − стадия мастерства. Главное противоречие данного этапа- несоответствие между новаторским выполнением профессиональной деятельности и традиционно сложившимися способами осуществления ее на практике. Как результат идентификация личности с профессией, интеграция профессионально важных качеств в индивидуальный стиль деятельности, профессиональная зрелость и творческая активность.

Таким образом, в процессе профессионального становления учителя условно можно выделить три основных этапа:

  1. освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов;
  2. решение профессиональных задач на основе моделирования инновационной образовательной среды;
  3. выстраивание собственной траектории профессионального движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всего вышеизложенного и существующих исследований известных педагогов и психологов В.И. Слободчикова, Л.М. Митиной, Е.А. Климова и Э.Ф. Зеера, а также трудов, которые раскрывают содержание, структуру педагогической деятельности, закономерности и особенности формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (Т.В. Лисовский, А.А. Деркач, Ф.Н. Гоноболина, А.Н. Сергеев, И.Л. Федотенко, Н.А. Шайденко и др.) сформулируем общее понятие профессионального становления. Профессиональное становление учителя — это длительный и непрерывный процесс совершенствования профессионально значимых качеств учителя, происходящий под влиянием внешних воздействий, и профессиональной деятельности, а также  собственных усилий личности.

Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, А. Маслоу; анализу деятельности молодого учителя в процессе его социально-­профессионального становления – работы Т. А. Аксаковой, Г.В. Кондратьевой, Т.С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого учителя в процессе его профессионального становления, исследуют А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, И.А. Хоменко, Е.И. Рогов.

Профессиональное становление продуктивный процесс, вследствие  которого личность педагога осваивает особенность профессиональной деятельность, формирует способность к проектированию собственной траектории профессиональной деятельности, определяет свое место в профессии и способы реализации себя в ней.

Таким образом, профессиональное становление личности учителя является частью онтогенеза человека, берущее свое начало в период профессиональной подготовки в вузе и длящееся до окончания активной профессиональной деятельности.

Новые требования к школьному образованию, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, предполагают изменения в содержании, технологиях и методах профессиональной подготовки студентов по направлению «Педагогическое образование

Сегодня в связи с новой образовательной парадигмой приоритетной целью является направленность на развитие активности и самостоятельности студентов в учебном процессе. Основная цель внедрения личностно-ориентированных инновационных технологий − формирование активной личности учителя, самостоятельно строящего и корректирующего свою учебно-познавательную и будущую профессиональную деятельность.

Сущность процесса профессионального становления личности учителя мы видим в совершенствовании ряда значимых характеристик учителя, таких как профессионально-личностные качества, а также повышение уровня знаний, умений и профессиональных компетентностей, которые необходимы для успешного выполнения педагогической деятельности.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что проблема становления профессионализма учителя в современных условиях развития общества и образования хотя, и признана значимой и важной, тем не менее, по-прежнему требует пристального внимания как со стороны учёных, так и педагогов-практиков.

 

Шесть необходимых и достаточных условий [PDF- Цитаты о назначении)

Перейти к содержимому

Карл Роджерс заявил, что «для конструктивного изменения личности необходимо, чтобы эти [шесть] условий существовали и сохранялись в течение определенного периода времени». Условия:

  1. Психологический контакт между консультантом и клиентом
  2. Клиент неконгруэнтен (встревожен или уязвим)
  3. Советник конгруэнтен
  4. Клиент получает сочувствие от консультанта
  5. Консультант демонстрирует безусловное положительное отношение к клиенту
  6. Клиент воспринимает принятие и безусловное положительное отношение

Шесть необходимых и достаточных условий — это «гипотетические условия, с помощью которых терапевт способствует конструктивному изменению личности» (Tudor and Merry, 2006: 23–24).

Происхождение термина

Карл Роджерс впервые использовал этот термин в статье, опубликованной в 1957 году Journal of Consulting Psychology .

Он перечислил шесть состояний следующим образом:

  1. Два человека находятся в психологическом контакте.
  2. Первый, которого мы назовем клиентом, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости или беспокойства.
  3. Второй человек, которого мы назовем терапевтом, конгруэнтен или интегрирован в отношения.
  4. Терапевт испытывает безусловное положительное отношение к клиенту.
  5. Терапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы взглядов клиента и пытается передать этот опыт клиенту.
  6. В минимальной степени достигнута передача клиенту эмпатического понимания и безусловного положительного отношения со стороны терапевта».

Он продолжил:

«Никаких других условий не требуется. Если эти шесть условий существуют и сохраняются в течение определенного периода времени, этого достаточно. Последует процесс конструктивного изменения личности». (Rogers, 1957: 95–96)

Основные условия

Термин «основные условия» не использовался Роджерсом. Скорее, это было придумано в 1970-х и 1980-х годов британского движения, ориентированного на человека, для обозначения состояний 3, 4 и 5.

Другие используемые термины: « благоприятствующие условия » или « условия терапевта ».

Эти условия могут быть выражены на простом английском языке следующим образом:

  1. Консультант конгруэнтен (подлинный).
  2. Консультант испытывает безусловное положительное отношение (UPR) — безоценочное тепло и принятие — по отношению к клиенту.
  3. Консультант сочувствует клиенту.

Kelly (2017: 18) пишет:

«Вместе основные условия создают глубокое взаимопонимание и доверие в отношениях. А при глубоком взаимопонимании и доверии мы можем работать на глубине отношений (Mearns and Cooper, 2005). ) — именно здесь происходит настоящее движение».

Скачать бесплатный раздаточный материал

Шесть условий терапевтического изменения личности