Способности человека
Способности человека — индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
Когда люди в одинаковых обстоятельствах достигают различных успехов в освоении и выполнении какой-либо деятельности, говорят о наличии соответствующих способностей у одних людей и их отсутствии у других. Успешность овладения деятельностью и ее выполнение зависит также и от мотивов, знаний, умений и навыков. Но способности не сводятся ни к мотивам, ни к знаниям, ни к умениям, ни к навыкам. Вместе с тем все они выступают как условия реализации способностей.
Способности человека, как и любые другие личностные образования, имеют двойственную психологическую природу. С одной стороны, в любой способности имеются индивидные компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Большинство из них предопределены генетически. Кроме врожденных, у человека существуют также приобретенные задатки, которые оформляются в процессе созревания и развития ребенка в первые годы жизни. Такие задатки называются социальными. Сами по себе природные задатки еще не определяют успешной деятельности человека, то есть не являются способностями. Это только естественные условия или факторы, на основе которых происходит развитие способностей.
Другое важное условие их становления — социальная среда, представители которой в лице родителей и педагогов включают ребенка в различные виды деятельности и общения, вооружают необходимыми способами их выполнения, организуют систему упражнений и тренировок. Причем возможности развития способностей во многом определяются тем потенциалом, который заложен в задатках. Этот потенциал может быть реализован в соответствующих условиях, но чаще всего он остается неосуществленным в силу неблагоприятных условий развития большинства людей.
Существуют различные мнения о том, в какой степени способности определяются наследственностью, а в какой -воздействием окружающей социальной среды. Многочисленные факты свидетельствуют о доминировании как наследственности, так и социальных условий. Подтверждением того, что наследственность оказывает большое влияние на формирование способностей, являются факты раннего возникновения способностей у многих одаренных людей.
Виды способностей. Способности человека всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить следующие виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные («вообразительные»), мнемические, аттенционные («внимающие»), эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру профессиональных способностей разных специалистов. Например, психомоторные способности необходимы хирургу, часовому мастеру, артисту балета и др. Сенсорно-перцептивные — составляют основу профессионального мастерства повара, дегустатора, парфюмера и т. д.
В социальной жизнедеятельности человека существуют две стороны: предметная деятельность и общение. Это деление позволяет выделить два вида способностей: предметные и социально-психологические. Предметные способности обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности. Социально-психологические способности необходимы для общения с людьми. Общение принципиально отличается от взаимодействия с объектами: оно диалогично по сущности и требует отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. Общение строится в расчете не только на свои собственные интересы и возможности, но и на интересы и возможности партнера. Поэтому его успешность будет определяться тем, способен ли субъект понять другого человека, мысленно стать на его место, спланировать и реализовать наиболее разумные способы психологического воздействия, произвести нужное впечатление и др. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям. Большинство социально-психологических способностей очень специфичны и не работают в контексте предметной деятельности. То же самое характерно и для предметных способностей. Иначе говоря, они почти не пересекаются между собой. Поэтому вполне объяснимы многочисленные факты, когда специалисты, имеющие высокий уровень профессионализма в какой-то предметной области, обнаруживали полную несостоятельность в работе с людьми, и наоборот.
В зависимости от уровня обобщенности выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся, например, интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.п. Специальные способности определяют успехи в специфических видах деятельности. Они работают лишь в пределах соответствующих деятельностей. К ним можно отнести музыкальные, математические, литературные и другие способности. Общие и специальные способности чаще всего сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Успешность выполнения любой конкретной и специфической деятельности зависит не только от специальных, но и от общих способностей. Поэтому в ходе профессиональной подготовки специалистов нельзя ограничиваться формированием только специальных способностей.
В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные и творческие способности. Репродуктивные способности влияют на успешность овладения деятельностью, на умение усваивать знания, умения и навыки, то есть на эффективность обучения. Они являются необходимыми для овладения специальным опытом и, следовательно, для развития человека как субъекта и как личности. Благодаря им происходит не создание, а только сохранение и воссоздание в последующих поколениях накопленного человеческого опыта. Творческие способности определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный прогресс.
В зависимости от уровня развития способностей человека выделяют одаренность, талант и гениальность. Совокупность ряда способностей, обусловливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц, выполняющих данную деятельность в тех же условиях, называется одаренностью. Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, называют талантом. Талант — это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется характером требований, предъявляемых личности деятельностью. Гениальность -это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в количественном, сколько в качественном плане. Гений создает целую эпоху в области своей деятельности. Так, гениальными можно считать Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, И. Ньютона в физике и т.д.
Чем сильнее выражены способности, тем меньше людей ими обладают. По уровню развития способностей большинство людей ничем не выделяются. Одаренных не так много, талантливых значительно меньше, а гениальных можно встретить в каждой области примерно один раз в столетие. Это просто уникальные люди, составляющие достояние человечества. Именно поэтому они требуют самого бережного обращения. В действительности же талантливые и, особенно гениальные личности, редко признаются современниками. Подлинную оценку их творческого вклада в общественную культуру дают последующие поколения.
Формирование способностей. По своей генетической сущности способности представляют собой усвоенные индивидом и преобразованные в устойчивые личностные свойства общественно выработанные обобщенные способы обращения с предметами, явлениями и людьми, способы действия (содействия) в различных жизненных ситуациях. Поэтому формирование способностей должно быть направлено на организацию необходимых видов и способов деятельности и общения и преобразование их в соответствующие личностные образования. Однако его нельзя отождествлять с методикой формирования знаний, умений и навыков.
Исходным естественным условием развития способностей являются задатки. Именно от них прежде всего зависит то, насколько успешно ребенок может овладеть заданными ему обществом способами деятельности и общения. Они могут благоприятствовать или препятствовать этому, что необходимо учитывать при построении формирующей методики. В ходе соответствующих упражнений происходит их преобразование и интеграция с усваиваемыми способами действия (содействия). В результате возникает своеобразный сплав природного и социального, индивидного и личностного.
Важное значение в формировании способностей человека имеют возрастные сроки обнаружения задатков и организация самого процесса. Чем раньше он начинается, тем легче и быстрее удается добиться максимального результата. Однако следует иметь в виду так называемые сензитивные периоды, на протяжении которых создаются наиболее благоприятные психофизиологические условия для формирования тех или иных способностей. Например, сензитивный период развития лингвистических способностей — ранний дошкольный возраст, артистических — старший дошкольный возраст.
Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении.
Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию.
Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы.
Способности в психологии и их виды
Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Что такое способности
- 2 Происхождение способностей и их структура
- 2.1 Задатки – природная основа способностей
- 2.2 Социальный фактор
- 2.3 Что такое склонности
- 3 Виды способностей
- 4 Уровни развития способностей
Что такое способности
Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.
Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.
Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?
Происхождение способностей и их структура
Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.
Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.
Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.
Задатки – природная основа способностей
Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.
- Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
- К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
- Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, — необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.
Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.
Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.
Социальный фактор
Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.
- Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
- Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое мышление.
- Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.
Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.
Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.
Что такое склонности
К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.
- Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
- Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.
Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.
Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.
Виды способностей
В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.
- Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
- Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.
А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.
К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.
А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.
Уровни развития способностей
Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.
- Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
- Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа мышления – творческого, нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.
Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.
Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.
Способности человека: значение и природа
Статьей поделились
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о значении и природе человеческих способностей.
Значение человеческих способностей:
Человеческая способность представляет собой союз естественного процесса (или процессов) в людях и содержания (или содержания), выводимого из относительно постоянных изменений в поведении. Способности бывают двух видов: когнитивные и психомоторные. Когда ребенок понимает значение высказывания при овладении языком или понимании слова, его понимание означает процесс или операцию, а также определенное содержание, т. е. слова или их значение.
Психомоторные способности, с другой стороны, помогают человеку приобрести определенный навык для конкретной работы, например ловкость рук требует приобретения навыков, а также хорошо управляемых движений рук при манипулировании объектом. Люди с высоким уровнем этой способности способны выполнять любую конкретную задачу, требующую ловкости рук.
РЕКЛАМА:
Как когнитивные, так и психомоторные способности являются продуктами взросления и обучения. В свою очередь, обладание той или иной способностью облегчает дальнейшее обучение. Обширные исследования человеческих способностей дали полезные результаты, так что теперь можно легко идентифицировать и классифицировать различные человеческие способности.
Как следствие, в этой области исследований были достигнуты важные успехи и получен ряд новых сведений об интеллектуальных способностях и способностях к обучению. Существенные знания о человеческих способностях получены в результате напряженной работы различных исследователей в этой области.
Было установлено, что способности развиваются довольно медленно с годами, но однажды развитые, они позволяют человеку более эффективно справляться со своим физическим и социальным миром.
Природа способностей человека :
Выявление способностей с помощью научных методов — сложный процесс. Способность – это, по сути, конфигурация способностей, выявленная в результате корреляционных и экспериментальных исследований. Любая отдельная способность требует согласованности между отдельными действиями, включающими эту способность. В этом смысле способность является посредником, который помогает человеку интерпретировать идеи и действия других, а также действовать самостоятельно.
РЕКЛАМА:
Флейшман и Бартлетт (1969) во всесторонней работе о человеческих способностях определили пять важных атрибутов способностей:
1. Способности являются продуктом взросления и обучения. Для понимания концепций и принципов любого предмета требуется много практики и обучения. Уровень взросления отдельного ребенка ограничивает то, чему он может научиться. Таким образом, способности развиваются и созревают с разной скоростью от рождения до подросткового возраста. Например, в раннем детстве словесное понимание развивается быстрее, чем арифметическое мышление.
2. Способности, развитые в годы становления, проникают во взрослую жизнь и сохраняются на протяжении всего периода.
3. Существующие способности человека влияют на скорость, с которой он усваивает связанные с ним новые задачи. Таким образом, учащийся с высокими способностями к пространственному мышлению и арифметическому мышлению добивается более высоких результатов по физике, чем учащийся с низкими обоими показателями при равных мотивациях и других факторах. Не менее важно и то, что изучение физики, вероятно, будет способствовать дальнейшему развитию обеих способностей. Они дополняют друг друга.
4. Способности варьируются от частных к общим, и чем более общая способность, тем выше ее передача. Например, арифметические вычисления — это способность, которая облегчает изучение только новых задач, связанных с вычислениями, тогда как пространственная способность облегчает изучение широких классов задач в математике, естественных науках, технике и других технических областях.
5. Способности важнее навыков. Термин «навык» относится к уровню владения отдельной задачей или набором задач.
Базовые способности в основном используются для выполнения каждого навыка. Подводя итог, можно сказать, что способность это:
(a) Продукт взросления и обучения;
(b) Развивается в годы становления, сохраняется во взрослом возрасте;
РЕКЛАМА:
(c) что нынешние способности человека влияют на скорость, с которой он изучает связанные новые задачи;
(d) что одна способность может лежать в основе выполнения более конкретных задач, чем другая;
(e) Более фундаментальный, чем навык.
Напротив, Кронбах (1970) показывает, что между способностями, навыками и достижениями очень мало различий — одно дополняет другое. Люди развивают навыки и достигают с помощью базовых способностей посредством практики. Теперь, по мере того как они развивают свои навыки и последующие достижения, основные способности также совершенствуются — навыки и достижения, следовательно, считаются синонимами.
Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Способности человека
Связь между образованием и психологией
Педагогическая психология: значение, область применения и методы
Десять человеческих способностей и четыре типа интеллекта для использования ориентированного на человека ИИ | АнандСрао | Стартап
Начало работы над вашей стратегией автоматизации, аналитики и искусственного интеллекта
Источник: Этот робот собирает кубик Рубика за рекордное время, Cubastic, YouTube
В первой части серии «Цифровая революция» я рассмотрел, как данные, автоматизация , аналитика и искусственный интеллект — четыре неотъемлемые части революции — непобедимый квартет. В то время как все мы можем наслаждаться музыкой непобедимого квартета, большинству из нас будет сложно создать его. Многие из нас не знали бы, с чего начать.
Ситуация не слишком отличается, когда речь идет о создании конкурентного преимущества с помощью данных, автоматизации, аналитики и искусственного интеллекта. Мы видели организации, которые разработали свою стратегию работы с большими данными, создали озеро данных и теперь ищут несколько хороших вариантов использования в бизнесе. Есть и другие, которые сосредоточились на RPA, добились хороших успехов на раннем этапе, но теперь борются с проблемой управления «ботами». У некоторых других есть разрозненные центры передового опыта по аналитике и автоматизации, которые конкурируют за расширение в области ИИ. Мы также видели стратегии ИИ на крупных предприятиях, которые спекулируют, не опираясь на доступные данные или на то, что было сделано на сегодняшний день в более традиционной аналитике.
Некоторые компании не слишком заботятся о таких стратегиях и сразу же начинают действовать. Бизнес-руководители хотят начать с бизнес-вариантов использования в конкретном бизнес-подразделении, функциональной области или общей области обслуживания. ИТ-организации рассматривают квартет просто как расширение программных технологий. Аналитика и ИИ — это просто дополнительные функции, которые должны быть реализованы в программном обеспечении (см. мою серию статей о специалистах по данным с Марса и о разработчиках программного обеспечения с Венеры, чтобы узнать об опасностях этого взгляда). Организации, занимающиеся наукой о данных и аналитикой, обычно сосредотачиваются на конкретных методах или алгоритмах — машинном обучении, глубоком обучении, компьютерном зрении, НЛП и т. д.
Варианты использования в бизнесе, технологические функции и методы аналитики/ИИ не являются объединяющими парадигмами для создания долгосрочных стратегий. Мы считаем, что фундаментальное понимание человеческих способностей и то, как мы планируем автоматизировать или расширять человеческие способности, является подходящим подходом к квартету.
Business Lens
Наиболее популярным механизмом разработки стратегии автоматизации, аналитики или искусственного интеллекта являются сценарии использования в бизнесе. Эти варианты использования относятся к отраслевому сектору, а также к функциональным областям. Сценарии использования охватывают все отрасли промышленности: от первичных отраслей, таких как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, нефть и газ, горнодобывающая промышленность и т. д., до вторичных отраслей, таких как производство, энергетика, химическая промышленность, строительство, пищевая промышленность и т. д., до третичных отраслей, таких как финансовые услуги, здравоохранение, путешествия. и транспорт, логистика, средства массовой информации, телекоммуникации и т. д. Кроме того, варианты использования также охватывают различные элементы цепочки создания стоимости от исследований и разработок, разработки продуктов, маркетинга, продаж, обслуживания клиентов, операций, финансов, управления персоналом и т. д.. буквально сотни, если не тысячи бизнес-прецедентов, которые были нанесены на карту, поставлены и их рентабельность инвестиций реализована за последние 3–4 года.
Технологическая линза
В то время как руководители предприятий, естественно, начинают с вариантов использования в бизнесе — отраслевого сектора и функциональной области, руководители технологий начинают со стека ИТ. Они рассматривают данные, аналитику, автоматизацию, стратегию искусственного интеллекта в первую очередь с точки зрения создания технологических возможностей для хранилищ данных, озер данных, потоковой передачи данных для стороны данных; облачное хранилище и вычисления, архитектура микросервисов, поставщики технологий для роботизированной и интеллектуальной автоматизации процессов, а также облачные решения AI/ML для аналитики и областей искусственного интеллекта. Технологическая группа должна помочь гарантировать, что при реализации бизнес-вариантов они также обеспечивают согласованность с существующей технологической архитектурой или улучшают архитектуру по мере необходимости разработки и развертывания новых возможностей. Например, технологическая архитектура, которая обеспечивает не только непрерывную интеграцию и непрерывную доставку (CI/CD) с точки зрения программного обеспечения, но и непрерывное обучение (CL) с точки зрения модели. Точно так же содействие конвергенции Интернета вещей (IoT), 5G и ИИ (например, интеллектуальных датчиков или федеративного обучения) может привести к усовершенствованию существующего стека ИТ.
Technique Lens
Руководители бизнеса и ИТ научились сосуществовать и наводить мосты между двумя совершенно разными образами мышления, способностями, квалификациями и проблемами. Теперь у нас есть третья группа руководителей — специалисты по обработке и анализу данных, аналитики и специалисты по искусственному интеллекту, которые привносят другую точку зрения в варианты использования. Основная проблема этой группы заключается в том, какие методы можно использовать для извлечения информации из данных для принятия более эффективных решений или какие методы можно использовать для автоматизации задач. Эта группа рассматривает варианты использования с точки зрения типа методов, которые можно использовать, например, машинное обучение, глубокое обучение, НЛП, компьютерное зрение, анализ процессов и т. д. Например, различные методы аналитики и ИИ могут быть сопоставлены с отраслям промышленности или функциональным областям.
Рис. 1. Линзы бизнеса, технологий и техники (Источник: анализ PwC)
Хотя все эти линзы полезны для разработки уникальных методов (т. е. линза техники), они масштабируемы (т. т. е. деловая линза), они не соответствуют одному важному параметру. Они не отвечают на фундаментальные вопросы — какие задачи и решения выполняют люди и как мы можем сделать их более эффективными и действенными. Это требует, чтобы мы повернули часы назад почти на 35 с лишним лет, чтобы изучить таксономию человеческих способностей.
В 1984 году Флейшман и Куайнанс в своей книге « Таксономии человеческой деятельности: описание человеческих задач » задокументировали 52 различные способности человека. Эти человеческие способности охватывают широкий спектр перцептивных, когнитивных и двигательных способностей человека. Например, под перцептивными способностями они рассматривают зрение вблизи, зрение вдаль, ночное зрение, скорость восприятия, визуальное различение цветов и т. д. Под когнитивными способностями они рассматривают дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение, математическое рассуждение, устное/письменное понимание, устное/ письменное выражение и т. д. до 9 лет0109 двигательные способности они учитывают ловкость рук, время реакции, точность управления и множественную координацию.
Почему нас интересуют эти человеческие способности, когда мы говорим о данных, автоматизации, аналитике и искусственном интеллекте? Как мы видели в предыдущем посте, мы определили ИИ с точки зрения чувства , мышления и действия , которые соответствуют перцептивным, когнитивным и двигательным способностям человека. Мы считаем, что, начиная с человеческих способностей, которые мы хотим автоматизировать, помогать и улучшать, мы можем обеспечить согласованную основу для интеграции трех различных линз, которые мы видели ранее. Вместо того, чтобы начать с пятидесяти двух человеческих способностей, мы рассмотрим небольшую группу из десяти человеческих способностей.
- Сбор, систематизация и обобщение: Способность собирать, систематизировать и суммировать структурированные и неструктурированные данные — текст, аудио, изображения и видео.
- Восприятие, запрос и общение : Способность воспринимать, искать, запрашивать структурированные базы данных, текст, аудио, изображения и видеоданные. Способность общаться и разговаривать с машиной на естественном языке.
- Распознавание, идентификация и классификация: Способность распознавать, идентифицировать, классифицировать, понимать и визуализировать структурированные данные, естественный язык, аудиоданные, изображения и видеоданные.
- Тенденции, прогнозирование и прогнозирование: Способность определять тенденции на основе прошлых данных, прогнозировать будущее на основе прошлых данных, прогнозировать и проектировать по нескольким сценариям.
- Диагностика, принятие решений и рекомендации : Способность диагностировать первопричины, принимать решения, основанные на рассуждениях, и давать рекомендации на основе исторических моделей.
- Рассуждение — дедуктивное, индуктивное и абдуктивное: Способность следовать логическому процессу, чтобы прийти к заключению, основанному на дедукции, индукции или абдукции.
- Обучение — под наблюдением, без присмотра и подкрепление: Способность повышать производительность с течением времени или с помощью дополнительных данных или информации об окружающей среде.
- Оптимизация — непрерывная или дискретная, неограниченная и ограниченная, детерминированная или стохастическая, а также отсутствие, одна или множество целей: Способность найти «лучшее» решение с учетом пространства решений и ряда ограничений.
- Моделирование, воображение и адаптация: Способность моделировать сценарии, выдвигать новые гипотезы, действовать автономно, учиться на основе данных и со временем адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.
- Открытие, создание и изобретение: Способность обнаруживать новые гипотезы или факты, генерировать или создавать новые артефакты, такие как ответы на вопросы, поэзия, оригинальное искусство или музыка.
Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим списком человеческих способностей, подобных тому, что предоставили Флейшман и Куайнтанс. Мы решили не включать некоторые двигательные способности, которые будут более актуальны для робототехники; Точно так же мы не включили возможности, с которыми уже хорошо справляются компьютеры текущего поколения, такие как обработка чисел, документирование или запоминание. Этот список отражает некоторые из ключевых человеческих способностей, которые мы видели в вариантах использования. Он охватывает большинство вариантов использования в бизнесе, а также многие методы, используемые сегодня в аналитике и искусственном интеллекте.
Смысл рассмотрения человеческих способностей заключается в разработке ориентированного на человека подхода к тому, как мы можем заменить, дополнить или улучшить эти человеческие способности с помощью расширенной аналитики и ИИ. Когда мы рассматриваем подход к ИИ, ориентированный на человека, мы сочли полезным рассмотреть два различных аспекта: (а) как люди взаимодействуют с ИИ и (б) как ИИ взаимодействует с окружающей средой.
По оси абсцисс у нас есть две крайности, где на одном конце ИИ самостоятельно предпринимает действия и принимает решения; а на другом конце у нас есть система «человек в цикле», где человек в конечном итоге несет ответственность за решения и действия, но использует ИИ для информирования своих решений и действий.
По оси Y у нас есть один крайний случай, когда ИИ фиксирован и не адаптируется к изменениям окружающей среды; а на другом конце у нас есть адаптивная система, которая меняется в зависимости от окружающей среды.
Когда мы объединяем эти две оси, у нас есть четыре различных способа использования ИИ сегодня и использовался в прошлом:
- Автоматизированный интеллект: Ручные или когнитивные задачи, которые повторяются или не повторяются при достаточном количестве упрощенные и стандартизированные могут быть автоматизированы. Это случаи, когда задачи настолько просты, что мы не хотим никакого участия человека, например, копирование текста с одного экрана на другой, а также задачи, которые относительно статичны и не будут меняться в течение месяцев или даже лет, и существует большое количество операций. время, которое в настоящее время затрачивается на такие задачи внутри фирмы.
- Вспомогательная разведка: Существует ряд действий и/или решений, которые требуют человеческого суждения. Хотя алгоритм ИИ может обрабатывать числа, находить закономерности, прогнозировать и т. д., нам по-прежнему требуется, чтобы люди принимали окончательное решение или действовали на основе рекомендаций. Это особенно верно для решений или действий, связанных с нашим здоровьем, финансами и другими критическими чрезвычайными ситуациями. Этот тип вспомогательного интеллекта не нов — со времен цифровой революции и появления компьютеров. Мы использовали компьютеры таким образом. Конечно, некоторые могут оспорить мнение, что обработка чисел и выполнение вычислений — это не ИИ. Но в использовании технологий мы находимся в одном континууме с ИИ, являющимся наиболее передовым типом интеллекта. Еще один ключевой аспект вспомогательного интеллекта заключается в том, что люди учатся у машин и лучше используют их суждения. Однако любое изменение рекомендаций ИИ требует переоценки и перепрограммирования. Следовательно, мы говорим, что они фиксированы в своем взаимодействии с окружающей средой, а не адаптивны.
- Расширенный интеллект: Более поздняя волна расширенной аналитики и ИИ была сосредоточена на машинном обучении . Поскольку люди выносят суждения, часто непоследовательные и часто иррациональные, алгоритмы могут узнавать о человеческих суждениях и учитывать их в своих собственных рекомендациях. Например, кредитный эксперт с десятилетним опытом может использовать свое суждение (основанное на его прошлом опыте) совершенно иначе, чем кредитный эксперт, имеющий менее года опыта. Системы машинного обучения могут учиться у опытных кредитных специалистов, чтобы адаптировать их рекомендации. Поскольку эти системы приспосабливаются к своему взаимодействию с людьми, а также к меняющимся обстоятельствам (например, в периоды рецессии, вероятно, будет увеличение случаев невыполнения обязательств), они являются адаптивными. Мы говорим, что они усиливают процесс принятия решений людьми.
- Автономный интеллект: Наконец, есть некоторые ситуации, когда мы хотим, чтобы ИИ адаптировался к окружающей среде, а также работал без участия людей. Мы классифицируем эти типы использования как автономный интеллект. Отличным примером автономного интеллекта являются поиски автономных автомобилей. Мы хотим, чтобы автомобили вели себя сами в любых условиях — сильном снегу, дожде или дорожных условиях — без вмешательства человека. Это относится к квадранту адаптивных систем без участия человека.
По мере того, как мы проходим через эти четыре типа интеллекта — от автоматизированного до вспомогательного, дополненного и автономного, — нам требуется все более пристальное внимание, управление и надзор. Риски значительно возрастают по мере того, как мы переходим к этим четырем типам. Переход от расширенного интеллекта к автономному интеллекту требует как технического скачка, так и общественного признания.
Рисунок 2. Четыре типа интеллекта (Источник: анализ PwC)
Десять человеческих навыков, которые мы видели ранее, могут быть заменены (в автоматизированном и автономном интеллекте) или улучшены (в вспомогательном и дополненном интеллекте) с помощью расширенной аналитики и ИИ. Возьмем такой простой навык, как организация. Сегодня искусственный интеллект может помочь вам автоматически организовать вашу электронную почту в стандартные папки (например, основные, социальные, обновления и т. д.). Он может помочь вам, выполняя сложные поиски, извлекая цепочку разговоров и т. д., чтобы облегчить ваши действия. Более сложные респонденты по электронной почте могут составлять ответы на электронные письма на основе ваших прошлых разговоров и представлять их вам перед отправкой. Это будет расширенный интеллект. Лично я бы не стал доверять этим автоответчикам, чтобы они делали это автономно без моего вмешательства. Так что в данном случае мы действительно не достигли стадии автономного интеллекта. Стандартные автоответчики по электронной почте «вне офиса» статичны и могут больше подпадать под автоматизированную аналитику.
Мы можем взять каждый из человеческих навыков, которые мы видели в предыдущем разделе, и пройтись по всем четырем типам интеллекта. Именно этот факт делает их мощным инструментом, который мы можем использовать при разработке нашей стратегии.
Большинство организаций начинают свой путь к данным, автоматизации, аналитике или искусственному интеллекту с разработки вариантов использования с точки зрения бизнеса, технологий или техники. Учитывая, что то, что мы ищем, — это способность заменить, помочь или усилить человеческие навыки, мы считаем, что лучше начать с десяти человеческих навыков и четырех типов интеллекта. Проиллюстрируем это аналогией.
Допустим, у вас есть восьмилетняя дочь, и вы хотите, чтобы она преуспела во многих областях — хорошо училась, преуспевала в музыке, танцевала балет и занималась спортом. Способ, которым вы могли бы помочь ей развиваться в этих областях, заключается не в том, чтобы заставить ее сосредоточиться только на чем-то одном, например, на балете, спорте или музыке. Вы бы заставили ее практиковать несколько навыков в течение определенного периода времени и постепенно приобретать опыт. Маловероятно, что вы бы хотели, чтобы она 24 часа в сутки 7 дней в неделю занималась балетом, а когда освоила его, переходила к музыке, потом к спорту и так далее.
Когда мы выбираем бизнес-варианты использования исключительно на основе функциональной области, мы часто пытаемся преуспеть только в одной области и не полностью используем инвестиции в нескольких функциональных областях и бизнес-вариантах использования. Это как если бы ваша дочь стала лучшей балериной до того, как она начала играть в теннис!
Точно так же, если мы подходим к этому в первую очередь с точки зрения технологий, мы создаем возможности, не видя, как преимущества проявляются в бизнесе. Это похоже на то, как если бы ваша дочь овладела моторными навыками с точки зрения растяжки, прежде чем дать ей первый урок балета. Хотя растяжка важна для балета, ее нужно делать вместе. Мы часто видим, как организации создают свои хранилища данных или озера данных, а затем начинают беспокоиться о поиске правильных вариантов использования в бизнесе.
Если мы подходим к вариантам использования с точки зрения техники — скажем, глубокого обучения — мы часто заканчиваем тем, что разрабатываем «лучший молоток в мире», постоянно рассматривая все как гвоздь, по которому нужно бить. Организация разрабатывает интересные методы и становится широко известной в академической среде благодаря своему вкладу в академическую дисциплину, но это не приводит к доходам фирмы. Конечно, если задача группы состоит в том, чтобы преуспеть в учебе, это будет правильной стратегией. Это было бы похоже на то, как ваша дочь развивает силу и выносливость для серьезных упражнений. Хотя это было бы чрезвычайно полезно для продолжительного теннисного матча — наличие силы и выносливости само по себе не гарантирует, что вы выиграете.
Таким образом, один из лучших способов начать свое путешествие — рассмотреть десять навыков и четыре типа интеллекта с точки зрения бизнеса, технологий и техники. Начиная с подхода , ориентированного на человеческие навыки и интеллект, может помочь нам получить ясность в отношении того, когда и как внедрять данные, автоматизацию, аналитику и ИИ в различные бизнес-/функциональные области, использовать соответствующие технологии и методы и добиваться результатов.