| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: |
Сократический диалог | Студент-Сервис
Опыт проведения программ обучения практическим навыкам показал, что самым сложным делом для начинающих юристов является задавание вопросов. При этом затруднения возникают и с содержанием вопроса (что спрашивать? о чем спрашивать?), и с формулированием вопроса (как спрашивать? как построить вопрос?), и с целью задавания вопроса (для чего спрашивать?).
В учебной аудитории или в тренинговой группе задавание вопросов часто является основным приемом работы. Преподаватель (инструктор) и участники все время задают друг другу вопросы. При индивидуальной или коллективной подготовке к занятиям есть возможность не только повторить материал, но и потренироваться в постановке вопросов.
Ведь готовность правильно сформулировать вопрос и показывает высокий уровень владения материалом независимо от предмета. При этом можно поставить себя на место преподавателя и задать самому себе или коллеге вопросы «от имени преподавателя». В юридических вузах и в программах повышения квалификации западных юристов особенно популярен такой метод, как «сократический диалог» («сократов диалог», «сократический семинар», «метод Сократа»).
Конечно, он отличается от диалогов, которые вел Сократ, неизменно приводивший собеседника к противоречию путем задавания закрытыхвопросов, на которые собеседник был вынужден отвечать положительно.
На занятиях обычно нет цели поймать кого-то в логическую ловушку.Смысл «сократова диалога» в разработке цепочки вопросов, приводящих отвечающего к какому-либо выводу. При этом правила такого диалога предполагают, что один человек все время только задает вопросы, адругой только отвечает на них (ситуация аналогичная допросу в суде).
В соответствии с целями «сократова семинара» вопросы разного типа обычно направлены на прояснение позиции собеседника по какой-то проблеме:
- Как вы считаете, надо ли соглашаться с клиентом при определении стратегии? Почему вы так считаете? (Вводные вопросы.)
- Что вы имели в виду? Как вы можете по-другому сформулировать свою позицию? (Прямые уточняющие, проясняющие вопросы.)
- Что дало вам основание сделать такой вывод? Какие аргументы вы можете привести в подтверждение своей позиции? (Вопросы, вскрывающие аргументацию.)
- Не похоже ли будет тогда положение юриста на положение врача, который без раздумий выписывает рецепт по просьбе пациента? (Вопросы с использованием аналогий. )
- А что бы сказали по этому поводу сами клиенты? (Вопросы, помогающие встать на другую точку зрения.)
- Не означает ли это, что юрист должен обеспечить уход от ответственности за планируемое правонарушение? (Вопросы с использованием псевдовыводов или крайних позиций.)
«Сократов диалог» приучает не просто грамотно задавать вопросы, но планировать ход диалога, составлять его алгоритм: предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов. Так появляется «дерево вопросов» (аналогичное «дереву решений»).
Сократический диалог | University of Illinois Springfield
Преподаватель задает хорошо сформулированный вопрос, требующий личного ответа от студентов. Эти ответы вызывают дополнительные вопросы и так далее. Иногда его называют обучением через вопросы.
Соответствующие области содержания
Типично для изучения этики в любой учебной программе, политики, психологии, социальных наук, математических концепций высшего порядка и права.
Цели и задачи
Целью сократовского диалога обычно является достижение консенсуса или множественного понимания по моральным, этическим или социальным вопросам. Студенты повышают свои способности критического и этического мышления и приходят к более глубокому пониманию данной проблемы.
После завершения сократовского диалога учащиеся:
- придут к общему решению по заданному вопросу
- научатся критически ставить под сомнение данное понятие
- разовьют способность задавать вопросы и отвечать
при успешном выполнении 80% требований.
Материалы и ресурсы
Что необходимо подготовить заранее учителю? Учителю необходимо подготовить наводящий вопрос. Также следует заранее сформулировать дополнительные вопросы, чтобы ускорить обсуждение в синхронных диалогах.
Что ученик должен принести на урок? Студенты должны быть готовы к активному участию.
Наводящие вопросы к этому уроку
Могут ли учащиеся достичь более высокого уровня понимания данного вопроса с помощью управляемых вопросов, ведущих к определенной философской мысли?
План урока и процедура
- Начните с вопроса, который является конкретным и основан на конкретном опыте, который может быть полезен всем учащимся. Учащимся необходимы предварительные знания, чтобы начать обсуждение, или же обсуждение может первоначально превратиться в объяснение необходимых предварительных знаний.
- Ответами учащиеся проверяют свое понимание вопроса.
- Учащиеся дают возможные ответы или решения на вопрос. Часто ответы должны основываться на личном опыте.
- Дополнительные вопросы изучаются на основе ответов.
- Каждый второстепенный вопрос изучается до тех пор, пока не будет достигнуто общее согласие относительно его значения и решения.
- Окончательное решение по первоначальному наводящему вопросу принимается на основе дополнительных ответов.
Оценка обучения
Первичная оценка включает качество обсуждения, происходящего во время занятия. После выполнения задания от учащихся может потребоваться составить резюме, в котором подчеркивается их понимание первоначального вопроса, ключевых аспектов и проблем, изученных в отношении этого вопроса, а также их понимание окончательного консенсуса и всех подрезолюций.
Стратегии преподавания и основные моменты
- Существует опасность того, что инструктор будет доминировать в обсуждении, если каждый наводящий вопрос должен быть задан инструктором; однако для небольших курсов это может быть уместно.
- При первоначальном использовании синхронного метода можно продолжить обсуждение в асинхронном форуме, а не тратить слишком много времени на синхронную настройку.
- Метод Сократа представляет собой очень активную стратегию обучения. Оценка должна включать участие.
Условия проживания
- Учащиеся должны иметь физическую возможность активно участвовать в обсуждении или им должны быть предоставлены условия для выполнения этих требований.
- Для текстового обсуждения могут потребоваться некоторые приспособления.
- В некоторых синхронных событиях технология должна обеспечивать возможность участия, и учащимся с ограниченными возможностями может потребоваться дополнительное время для составления ответов.
Временная шкала
Сколько времени потребуется обычному онлайн-студенту для завершения такого урока? Как правило, от 20 до 30 минут в рамках синхронного сеанса может потребоваться для выполнения действия по сократовскому методу, но также может потребоваться целый час в зависимости от возникающих дополнительных вопросов. Трех дней будет достаточно для асинхронного метода, при условии, что учащиеся должны войти в систему и отправить сообщение как минимум четыре раза. Студенты должны активно участвовать в обсуждении для эффективного обучения, поскольку философская природа обсуждения постоянно меняется, и каждое дополнительное обсуждение требует, по крайней мере, множественного согласия студентов, прежде чем переходить к новым темам.
Идеи для оценки урока и размышления учителя
Как ученикам понравился урок? Оценки в конце семестра должны задавать вопрос о полезности и обучении, достигнутом в результате таких занятий. Возникшие трудности следует решать для текущих и будущих курсов и студентов. Преподаватель должен размышлять об уровне участия студентов и качестве их ответов. Дополнительные инструкции по методу могут потребоваться, если эти элементы низки.
Дополнительные ресурсы
- Общество содействия развитию критической философии. Сократический диалог, с сайта http://www.sfcp.towerwebdesign.co.uk/socratic-dialogue-2/
- MacKnight, CB (2000). Обучение критическому мышлению через онлайн-дискуссии. Educause Quarterly, 23 (4), 38-41. с http://www.educause.edu/ir/library/pdf/EQM0048.pdf
- Морс, Дж. М. (1998), Сократовы вопросы для двадцать первого века. Исследование: Критическое мышление в разных дисциплинах, 18 (2), 9-23.
- Пол, Р. В. (1993). Сократический вопрос. В Критическое мышление: как подготовить учащихся к быстро меняющемуся миру (стр. 335–365). Санта-Роза, Калифорния: Фонд критического мышления.
- Сазерленд, Т. Е. и Бонвелл, К. С. (1996). Использование активного обучения на занятиях в колледже: набор возможностей для преподавателей . Новые направления преподавания и обучения № 67. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Предыдущий
Моделирование
Домашний
OIAI
Следующий
Веб-квест
«Диалоги Платона и Сократа» – Classical Academic Press
11,95 $
11,95 $
Количество
1
Уже в наличии!
«Сократ: если ты убежден мной и мало думаешь о Сократе и гораздо больше об истине, ты должен согласиться со мной, если тебе покажется, что я говорю правду; а если нет, то вы должны напрягать против меня все доводы, которые у вас есть, заботясь о том, чтобы я от рвения не ушел, обманув и себя, и вас, как пчела, оставившая свое жало. .»
—Платон ФедонИзучите традицию сократовской беседы, чтобы сохранить ее в будущем!
Сократическая беседа раскрывает естественную связь между великими философскими диалогами и искусством философской беседы в поисках истины. Три части книги разными, но дополняющими друг друга способами наводят мост между философскими диалогами Платона и других и современной практикой сократовской беседы как педагогического метода.
Часть 1: Чтобы построить этот мост, автор Джеффри Леман исследует некоторые из самых известных и любимых диалогов Платона. Каждая глава в части 1 посвящена тем аспектам диалогов, которые помогают увидеть связь между тем, как Платон создал свои философские диалоги, и его надеждой на то, что их чтение вызовет у его читателей желание самим участвовать в философских беседах.
Часть 2: Присоединяйтесь к автору в путешествии от времен Платона к нашим. Попутно автор рассматривает особенно яркие примеры философского диалога и показывает, как они продолжают дело, начатое Платоном.
Часть 3: В последнем разделе основное внимание уделяется сократовскому разговору в наше время! Проинформированный исследованием примеров философских диалогов во втором разделе, читатель находится в лучшем положении, чтобы понять и оценить вызовы и прелести сократовской беседы как педагогического метода. Попутно автор показывает, насколько сократическая беседа замечательно подходит для классического образования, и рассматривает некоторые из основных принципов эффективной сократовской беседы.
«Эта книга нам давно нужна! Джеффри Леман представляет сократовские беседы, восходящие к самому Платону, как иллюстративные педагогические драмы, призванные восхищать, наставлять и вдохновлять учителей, чтобы они могли также применять сократовский метод. Lehman помогает нам погрузиться в суть вещей, приглашая нас участвовать в сократовских беседах и философских изысканиях во время чтения. Приглашение сделано с изяществом, ясностью и ощутимой интеллектуальной страстью. Педагоги, которые хотят, чтобы педагогика Сократа была чем-то большим, чем идеал или программа, а чем-то вроде образа жизни, захотят прочитать и узнать эту книгу».
—Филлип Кэри, профессор философии и научный сотрудник, Темплтонский колледж с отличием Восточного университета«В этом коротком тексте д-р Леман вносит свой вклад как в наше исследование Великого диалога, так и в наши очень практические беседы о педагогика классической школы. В эпоху, когда искусство подлинного диалога в поисках истины может казаться утерянным искусством, Lehman помогает восстановить великие модели и поощряет нас восстанавливать наши собственные практики этого самого гуманного стремления».
— Джерилин Олсон, вице-президент по профессиональному развитию, Great Hearts Academy«Наконец-то я понимаю суть учения Сократа. Джеффри Леман детально продумывает успехи, неудачи, вариации и особенно цели и ожидания от участия в диалогическом сократовском обучении. Эта книга предлагает практический путь к тому, как вести дискуссии с правильными целями, в частности, с множеством человеческих добродетелей, которые оттачиваются в хороших сократовских дискуссиях. Любой учитель получит пользу от чтения и применения мудрости Lehman на своих занятиях, не говоря уже о общении с людьми».
— Майкл Ван Хек, президент Института католического гуманитарного образования«Я очень рад возможности прочитать эту замечательную новую книгу Джеффри Лемана. На самом деле, он был настолько хорош, что я читал отрывки из него студентам моего курса Сократической педагогики, чтобы стимулировать вопросы и дискуссии. Я планирую сделать это основным чтением для этого курса. На каждой странице я узнавал замечательные вещи, которые помогут мне в обучении, даже после почти трех десятилетий практики. Каждый, кто прочитает его, получит одинаковую выгоду. Его не должен пропустить ни один человек, связанный с классическим образованием».
— Грант Хорнер, профессор исследований эпохи Возрождения и Реформации, Магистерский университет«В Сократическая беседа Джеффри Леман, как и сам Сократ, ведет души своих читателей к философской жизни. Эта книга представляет собой не просто руководство по сократовскому методу, она знакомит читателей с самыми глубокими человеческими вопросами, предоставляя разумное руководство, которое одновременно является философским и практическим. Учебные пособия и конкретные педагогические советы Lehman чрезвычайно полезны для всех, кто стремится к развитию подлинного диалога».
— Пол Вайнхольд, директор непрерывного образования, академии Great Hearts«Поощряя учителей постоянно помнить о целях обучения — формировании интеллектуальных добродетелей и воспитании нравственных добродетелей, которые подготовят молодежь к жизни, предписанной счастье и лидерство — эта книга поможет учителям научиться использовать беседу, чтобы извлечь максимум пользы из своих учеников».
— Эндрю Сили, преподаватель Колледжа Фомы Аквинского, а также соучредитель и директор Института католического гуманитарного образованияДжеффри С. Леман имеет степень бакалавра библейской литературы и философии Университета Тейлора, степень магистра философии религии и этики Университета Биола, а также степень магистра и доктора философии Университета Далласа. Он является профессором Университета Далласа и преподавал гуманитарные науки и Великие книги посредством бесед о Сократе в таких колледжах и университетах, как Институт Торри Хонорс Университета Биола, Колледж Фомы Аквинского и Колледж Хиллсдейл. Он читал, преподавал и писал диалоги Платона и более поздние философские диалоги в западной традиции более 25 лет. Леман является директором Высшей программы классического образования в Университете Далласа, а также директором-основателем проекта «Искусство свободы», который предлагает ресурсы для преподавателей и студентов гуманитарных наук и гуманитарного образования (artsofliberty.