Разное

Пример сократовского диалога: Ведение диалога по методу Сократа: пример

Содержание

Сократовский диалог: понятие, особенности, применение

Прекраснейший способ обучения был изобретен еще в далеком V веке до н. э. философом Сократом. Он считал: чтобы человек сказал умную вещь, его необходимо подвести к данному выводу специальными наводящими вопросами. За последние тысячелетия метод Сократа совершенно не утратил своей актуальности.

Сократовским диалогом принято называть ситуацию, когда истина рождается в процессе общения между двумя субъектами, ни один из которых не уверен заранее, какие ответы — верные. Но при этом оба из них готовы приводить различные аргументы и факты и задавать определенные вопросы, чтобы в итоге прийти к правильным выводам.

Именно по этой причине некоторые ученые любили называть Сократа первым психоаналитиком. Ведь психоаналитики также не стремятся разъяснять пациентам, что правильно, а что нет. Они лишь подталкивают человека к тому, чтобы он обнаружил важные для себя вещи. В процессе ведения беседы Сократ задавал вопросы в определенном порядке, так, чтобы ответы собеседника образовывали между собой связный рассказ, где один факт логически вытекает из другого. Собеседник же при этом самостоятельно облекает в слова те идеи, которые до этого были ему неведомы, но к которым он пришел в процессе сократовского диалога при помощи рассуждений.

Цель техники

Что было основным в процессе обучения для самого Сократа? Он считал, что главное – это подойти к верному решению посредством индуктивного диалогического рассуждения. При этом необходимо сомневаться во всем. Как известно, Сократ говорил:

Я знаю, что ничего не знаю, но они не знают даже этого…

Главная цель сократовского диалога – это не рассказать, а заставить своего слушателя догадаться, сделать важное для себя открытие. Та истина, которая зарождается в процессе беседы, в действительности уже и определяет сам разговор. Скрытым образом дедуктивное понятие предшествует индуктивному.

Акушер мудрых высказываний

Основной способ сократовского диалога принято называть майевтикой. Сам философ определял его в качестве тонкого искусства «родовспоможения». Мать Сократа по имени Фенарета была повитухой. И философ нередко говорил, что его работа похожа на данное ремесло. Только если повитуха помогает женщинам родить ребенка, то Сократ помогает мужчинам породить умные идеи (в те времена дамы-философы встречались очень редко).

Вот о чем пишет философ в своем диалоге «Теэтет» касательно своего метода, попутно развивая мысль о том, что «учит других людей тот, кто не способен сделать сам» (в исполнении Сократа данная мысль вряд ли будет обидной для педагогов – ведь философ подчеркивает, что умение обучать также является важным мастерством):

В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, – отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен, и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве – то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод. К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, – что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, – это правда. А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.

Методы Сократа

Обычно Сократ применял в своих диалогах два приема. Первый из них – ирония. Заключался он в том, чтобы показать собеседнику, насколько он невежествен. Философ специально подводил оппонента к совершенно абсурдным выводам, позволял ему следовать за ложными идеями в рассуждениях. Изначально предполагалось, что человек, когда увидит, что сам себя загнал в ловушку, осознает свои ошибки, и это вызовет у него улыбку.

Второй прием – «обличие» – предполагает возникновение у собеседника интереса к своему же мышлению. Именно данному вопросу посвящен один из важнейших философских афоризмов – «Познай себя». Данная фраза была начертана на стене древнего храма Апполона, расположенного в Дельфах. Сократ считал эти слова очень важными, ведь все его мастерство философа было направлено на особую цель: помочь людям разрешать теоретические трудности силами своего ума.

Также следует отметить, что, с точки зрения логического построения диалога, Сократ использовал метод индукции. Иными словами, его рассуждение ведется от частного к общему. То или иное понятие получало в процессе сократовского диалога определение посредством серии уточняющих его границы вопросов.

Три «да» в сократовском методе

Данный способ только недавно стал называться принципом трех «да». Но до нашего времени он дошел, не меняя своей основной идеи. В процессе построения сократовского диалога с собеседником важно соблюдать главные правила и составлять вопросы так, чтобы другой человек без сомнений отвечал «да». При помощи данного метода можно предотвратить агрессивные споры, в которых люди преследуют цель утвердить за собой последнее слово, а не доказать при помощи очевидных фактов свою правоту. В процессе словесной перепалки возникает два вида общения – диалог и монолог. Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее.

Пример

Рассмотрим пример сократовского диалога.

— Сократ, любая ложь является злом!

— Скажи, случается ли так, что дитя болеет, но не желает принимать горькое лекарство?

— Да, безусловно.

-Бывает ли так, что его родители обманом заставляют принять это лекарство в виде пищи или питья?

— Конечно, бывает.

— То есть такой обман поможет спасти чаду жизнь?

— Да, может.

— И никому эта ложь не причинит вреда?

— Конечно, нет.

— В данном случае будет ли такой обман считаться злом?

— Нет.

— Так всякую ли ложь можно считать абсолютным злом?

— Выходит дело, что не всякую.

Как научиться методу сократовского диалога?

Для этого необходимо придерживаться следующих правил.

  • Предварительно логически продумать свою речь, тщательно ее проанализировать. Чтобы оппонент понял и затем принял идею, необходимо и самому ее очень хорошо понимать. А для этого необходимо изложить все свои мысли на листе бумаги. Затем выделяют главные тезисы и логическую аргументацию к ним. Только так можно полностью разобраться в теме, четко и ясно донести ее до своего собеседника.
  • Затем написанные на бумаге тезисы следует переформулировать в вопросы. Этими понятными наводящими вопросами и можно подвести собеседника к нужному умозаключению.
  • Увлечь своего собеседника. Есть такой тип людей, которые не склонны даже вступать в диалог, не говоря уже о том, чтобы выслушивать своего оппонента. Поэтому начало беседы следует продумать особенно тщательно.
  • Стараться проявлять инициативу – не следует дожидаться, когда собеседник сам начнет говорить.

Главные плюсы метода

Основные достоинства технологии сократовского диалога заключаются в следующем:

  • Человек приходит к выводу сам, без какого-либо давления или внешнего принуждения. А это значит, что и оспаривать его он не будет.
  • Если на собеседника не оказывается давления, то от него не будет исходить противодействия.
  • Собеседник, вовлеченный в разговор, будет более внимательно слушать высказывания, нежели в случае простого монолога.

Где применяется техника сейчас?

Данный метод может применяться в самых разных областях человеческой деятельности, в процессе анализа всевозможных проблем и поиска их изначальных причин. Вопросы позволяют исследовать причинно-следственные связи, лежащие в основе определенной проблемы.

В настоящее время сократовский диалог нередко используется в продажах. Он является одной из техник манипулирования сознанием потенциального покупателя, которому задаются заранее искусно спланированные вопросы. Цель таких вопросов – вызвать у клиента намерение купить вещь.

Положительной целью применения сократовской техники может быть сфера обучения и психологического консультирования. В таком случае человек приходит к пониманию определенных истин, которые раньше были ему недоступны, но с осознанием которых его жизнь становится более яркой, разносторонней.

Беседа является одним из основных психотерапевтических инструментов, при этом широко применяется в консультировании и сократовский диалог. Психотерапевт тщательно готовит вопросы клиенту, чтобы научить его новым моделям поведения. Цели вопросов сводятся к следующему:

  • Прояснить имеющиеся затруднения.
  • Помочь пациенту обнаружить свои неправильные психологические установки.
  • Исследовать значимость тех или иных событий для пациента.
  • Оценить последствия, которые порождает поддержание негативных мыслей.

При помощи техники сократовского диалога психотерапевт не спеша подводит своего клиента к определенному выводу, который им уже заранее запланирован. Данный процесс основывается на применении логических аргументов, в которых и заключается смысл этой методики. Во время беседы с клиентом терапевт задает вопросы так, чтобы пациент отвечал только положительно. Тем самым он подходит к принятию определенного суждения, которое изначально было для него абсолютно неприемлемым.

Сократовский диалог: пример в консультировании

Рассмотрим диалог психотерапевта и клиента. Пациенту 28 лет, он работает программистом в одной из крупных компаний. Он устроился в нее недавно, но в течение всего времени работы его не покидают мысли об увольнении. Хотя его работа ему нравится, конфликты с коллегами не прекращаются. Одну из сотрудниц он довел до слез, пытаясь принизить ее умственные способности в отношении пользования компьютером. Рассмотрим беседу данного клиента с терапевтом в качестве примера сократовского диалога в психотерапии.

Терапевт: Вы стараетесь доказать другим сотрудникам свою правоту для того, чтобы ваша работа была более эффективной?

Пациент: Да.

Т.: А другие сотрудники говорят, что изначально они привыкли работать совершенно по-другому?

П.: Именно.

Т.: Эта ситуация похожа на поговорку о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят

П.: Приблизительно так.

Т.: Я припоминаю, как мне пришлось приехать в гости из столицы к своим родственникам за город, и то разительное отличие в обычаях, общении между жителями крупного города и деревни. И это несмотря на тот факт, что городок находится всего лишь в 120 км от мегаполиса.

П.: Что здесь говорить, меня в детстве отправляли в городок в 10 км от столицы, где дверь в подъезд люди открывали исключительно ударом ноги. Тогда мы недолюбливали жителей больших городов… Погодите, так что же это, для своих коллег я похож на горожанина, приехавшего погостить в провинцию?

Использование данного метода полезно как для психологов и педагогов, так и для людей, далеких от этих сфер. При помощи метода сократовского диалога можно подвести собеседника к определенному выводу, склонить его принять свою точку зрения.

Сократовские вопросы | Уличная эпистемология

Сократовские вопросы — это метод ведения диалога, при котором вместо того, чтобы приводить аргумент, мы помогаем собеседнику самому прийти к этому аргументу. Сократовские вопросы являются одной из основных частей уличной эпистемологии. Чаще всего мы их используем, когда исследуем надежность оснований собеседника придерживаться убеждения, т.е. они относятся к категории вопросов «как». Если у вас появляется подозрение, что собеседник ошибается, то подобные вопросы могут помочь ненасильственно указать на это и вместе задуматься над надежностью рассуждений.

Стоит отметить, что Сократ применял свой метод чтобы подтолкнуть собеседника к тому, чтобы он открыл в себе знание, которое, по задумке, у него уже есть, «помочь родиться знанию» (такой вид сократовского диалога называется майевтикой), либо чтобы указать собеседнику на его невежество, прикидываясь невежественным сам (тогда диалог называется иронией). В уличной эпистемологии целью ставится, как правило, совместный поиск наиболее надежных способов рассуждения. Получается, что УЭ, с одной стороны, сильно пересекается с сократовским методом – в той части, где мы внимательно рассуждаем о том, что мы уже знаем. Но также есть и различия – в той части, где мы рассуждаем о том, что еще нам нужно было бы узнать, чтобы скорректировать свою позицию.

Вопросы могут быть эффективнее аргументов по следующим причинам:

  1. Люди лучше усваивают информацию, когда пришли к ней сами, а не узнали из какого-либо источника. Это явление называется эффектом генерации.
  2. При ответе на вопрос собеседник может сказать что-то, о чем вы сами не подумали, что поможет продвинуть диалог. По этой причине сократовские вопросы можно задавать в том числе тогда, когда вы не знаете, действительно ли у убеждения есть слабое место, но приблизительно представляете, где это слабое место может оказаться.
  3. Задавая вопрос, вы проверяете свое предположение: может оказаться, что на самом деле у собеседника нет ошибки там, где вы думали. Другими словами, так вы оставляете себе возможность ошибиться, не потеряв при этом раппорта с собеседником.
  4. Такие вопросы помогают не вступать в конфронтацию – у собеседника не будет складываться ощущение, что его хотят переубедить и, следовательно, будет меньше шанс, что он начнет защищать свое убеждение и что диалог перерастет в спор .

Приведем несколько примеров сократовских вопросов:

  • Какие свидетельства нам нужно узнать, чтобы уменьшить уверенность в Х?
  • Может ли быть так, что мы видим свидетельство Х, но Y при этом неверно? (например, «может ли быть так, что у нас есть ощущение, что Бог есть, но на самом деле его нет?»)
  • Можем ли мы использовать метод познания Х и ошибиться?
  • Если вы узнаете, что Y неверно, повлияет ли это на вашу уверенность в Х?
  • Есть ли у Х какие-то минусы/плюсы?

Примеры сократовского метода в юридической школе

Примеры сократовского метода в юридической школе

Юридическая школа и сократовский метод идут рука об руку. Сократовский метод, обычно называемый «холодным звонком», восходит к Сократу. Этот метод основан на том, чтобы задавать вопросы и отвечать на них, чтобы стимулировать критическое мышление. Вы не сбежите из юридической школы без холодного звонка, и вы должны быть готовы к тому, что вас поставят на место. Профессора часто используют этот метод для гипотетического применения закона или для рассмотрения дела.

Примеры использования метода Сократа в юридической школе

Кроме того, вы, вероятно, уже знакомились с методом Сократа в юридической школе из телепередач или фильмов. Почти все смотрели сериал «Блондинка в законе» и знают, что вопросы профессора права могут решить или сломать вас. Лучшее поп-культурное объяснение метода Сократа исходит от Paper Chase 1973 года. Посмотрите этот клип, и вы поймете, что и почему в методе Сократа.

Что вы должны ожидать от метода Сократа в юридической школе

Каждый профессор по-своему подходит к методу Сократа в юридической школе. Некоторые преподаватели будут называть имена наугад или придерживаться одного и того же человека на протяжении всего класса. У других будет список студентов или схема рассадки, которой они будут следовать, чтобы вызвать студентов. Независимо от стиля, мы гарантируем, что вам будут звонить в юридическом институте, и это то, к чему вы должны привыкнуть.

Отличный способ лучше познакомиться с методом Сократа в юридическом вузе — это посидеть на реальном занятии. Приемная комиссия юридического факультета часто может организовать для вас наблюдение за классом, но вы также можете напрямую связаться с профессорами. Мы рекомендуем вам пройти курс первого года обучения, чтобы лучше подготовиться к началу работы. Это могут быть такие классы, как Правонарушения, Контракты, Гражданский процесс, Уголовное право или Недвижимость. Тем не менее, вы можете быть лучше осведомлены о правонарушениях и уголовном праве до поступления в школу и, следовательно, иметь больше шансов быть более вовлеченными.

Если вы не можете попасть в класс до поступления на юридический факультет, посмотрите это видео Inside the Classroom!

Юридический факультет Университета Вирджинии: контракты с профессором Джорджем Коэном
Примеры сократовского метода на юридическом факультете

Вы можете найти отличные примеры сократовского метода на юридическом факультете на YouTube. Вот пример метода Сократа, который призывает студентов наугад аргументировать обе стороны дела.

Юридический факультет Университета Джорджии — класс доказательств

Вот пример с точки зрения профессора.

Это также отличная возможность уверить вас, что почти у всех время от времени бывают плохие холодные звонки. Ваш первый холодный звонок будет новой территорией, и вы не должны слишком волноваться. Следует помнить одно замечание: никто не вспомнит, что вы сказали на следующий день. Так что делайте все возможное и продолжайте двигаться вперед. Кроме того, лучшее обучение на юридическом факультете происходит после беспорядочного холодного звонка. Вы никогда не забудете, что искал профессор!

Как подготовиться к сократовскому методу на юридическом факультете

Не переусердствуйте! Помните, что оцениваются не ваши холодные звонки, а ваш экзамен. Это означает, что вы хотите, чтобы подавляющее большинство ваших учебных планов было ориентировано на ваш план и тестовый день. Однако не пренебрегайте речью в классе. Устная проработка материала — отличный инструмент обучения. Тем не менее, не поддавайтесь искушению кратко излагать каждое дело. Ознакомьтесь с нашими причинами, почему мы считаем, что брифинг по каждому делу переоценен!

Вам захочется узнать основные факты дела, ход дела до вынесения решения этого суда (процессуальная позиция), аргументацию и решение. Метод Сократа призван заставить вас мыслить критически, поэтому рассмотрите аргументы случая. Их можно записать в краткой форме, чтобы активировать вашу память в классе.

Опять же, неудачный холодный звонок — это не конец света. Мы все переживаем их, и все мы выздоравливаем. Делайте свои чтения и следите за днем ​​экзамена, и вы обязательно добьетесь успеха!

Ознакомьтесь с этими советами о том, как пережить холодный звонок!

  • Ищете помощь в юридической школе?

    • Бесплатно! Загрузите наше бесплатное руководство о том, как добиться успеха в юридической школе, здесь!
    • Бесплатно! Получите доступ к нашему бесплатному курсу подготовки к юридической школе здесь!
    • Ищете репетиторство в юридической школе? Преподаватели нашей юридической школы проводят индивидуальные занятия один на один!
    • У нас также есть НОВЫЕ и высоко оцененные учебные пособия для юридических вузов, которые вы можете попробовать здесь бесплатно!

Что является примером сократовского диалога? – Gzipwtf.com

Полезные советы

Диана Монтгомери

Что является примером сократовского диалога?

Фактический процесс, который следует за введением универсального вопроса в диалоге Сократа, включает в себя участников, которые рассказывают о своем жизненном опыте. Например, ведущий задает вопрос: «Что такое грусть?» Затем первый участник может сказать: «Однажды, X, мне стало очень грустно.

Как написать сократовский диалог?

Советы по диалогу Сократа

  1. Используйте серию вопросов для анализа конкретной мысли.
  2. Избегайте интерпретаций мыслей и ответов как «правильных» или «неправильных»
  3. Формулируйте вопросы на языке клиента.
  4. Запрос о противоречиях и несоответствиях.
  5. Узнайте о других возможных интерпретациях и значениях.

Что является примером метода Сократа?

Метод Сократа был получен от греческого философа Сократа. Чтобы вникнуть во взгляды своих учеников, он задавал им вопросы до тех пор, пока не обнаруживались какие-либо противоречия. Например, профессор может случайным образом выбрать студента и задавать ему вопросы (скорострельно) в течение всего занятия.

Каковы четыре вопроса диалога Сократа?

Позвольте мне посмотреть, понимаю ли я вас; ты имеешь в виду или? Как это связано с нашим обсуждением/проблемой/вопросом? Как вы думаете, что имел в виду Иоанн своим замечанием? Что, по вашему мнению, имел в виду Джон?

Сколько существует диалогов Сократа?

Платон написал примерно 35 диалогов, в большинстве из которых Сократ является главным героем. Строго говоря, этот термин относится к произведениям, в которых Сократ является персонажем.

Что такое сократический диалог в обучении?

Сократовский метод, разработанный греческим философом Сократом, представляет собой диалог между учителем и учащимися, спровоцированный постоянными наводящими вопросами учителя, в согласованных усилиях по изучению основных убеждений, формирующих взгляды и мнения учащихся.

Какие есть примеры сократовских вопросов?

15 Примеры сократовских вопросов

Тип вопроса Примеры
Разъяснение Что вы имеете в виду, когда говорите Х? Не могли бы вы пояснить этот момент дальше? Можете ли вы привести пример?
Сомнительные предположения Есть ли другая точка зрения? Какие предположения мы здесь делаем? Вы говорите, что…?

Из чего состоит хороший сократовский диалог?

«Диалог Сократа» или «Диалог Платона» обычно начинается с заявления Сократа о незнании предмета.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *