Тест «Рисунок человека» (К.Маховер) — Лидия Панькова
Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Цель: определение индивидуальных особенностей личности.
Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе.
Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?
Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке.
Краткая версия обработки графической информации.
Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам:
У человека нарисована голова.
У него две ноги.
Две руки.
Туловище достаточно отделено от головы.
Длина и ширина туловища пропорциональны.
Плечи хорошо прорисованы.
Руки и ноги соединены с туловищем правильно.
Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены.
Шея ясно просматривается.
Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы.
У человека нарисованы глаза.
У него нарисован нос.
Нарисован рот.
Нос и рот имеют нормальные размеры
Видны ноздри.
Нарисованы волосы.
Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову.
Человек нарисован в одежде.
По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка).
Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована.
Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов.
На руках изображены пальцы.
На каждой руке пять пальцев.
Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены.
Большой палец достаточно хорошо выделен.
Хорошо прорисованы запястья.
Прорисован локтевой сустав.
Прорисован коленный сустав.
Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу.
Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза.
Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног.
Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое.
Длина и ширина конечностей пропорциональны.
На ногах можно различить пятки.
Форма головы правильная.
Форма тела в целом правильная.
Очертания конечностей переданы правильно.
Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют.
Уши хорошо различимы.
Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры.
На лице прорисованы ресницы и брови.
Зрачки расположены правильно.
Глаза пропорциональны размерам лица.
Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону.
Четко различимы лоб и подбородок.
Подбородок отделен от нижней губы.
Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки.
5 лет – 10 очков
6 лет – 14 очков
7 лет – 18 очков
8 лет – 22 очк
9 лет – 26 очков
10 лет – 30 очков
11 лет – 34 очка
12 лет – 38 очков
13 лет – 42 очка
14 лет – свыше 42 очков
В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина).
Анализ рисунка.
Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.
Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.
Символическое значение фигуры человека.
Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее.
Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание.
Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица — негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я».
Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) – компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении.
Брови. Аккуратные брови – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность, высокомерие.
Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам.
Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям.
Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение.
Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у подростка) – наличие нарциссических тенденций.
Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности.
Шея – связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея – зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея – естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости.
Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости.
Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические нарушения.
Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки) – проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности.
Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др.).
Откровенное изображение гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий – нарушение поведения, агрессия, фобия.
Т.к. нарисованная фигура тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его, следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции.
Размер и расположение.
Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность.
Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.
Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения.
Другие особенности изображения. Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен).
Необязательные детали. Сигарета, трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука, шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность мастурбацией.
Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией.
Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе.
Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства.
Рисунки без людей. Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм.
Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок.
Стирания. Факты стирания – выражение тревоги и неудовлетворенности.
« Предыдущая запись
Тест «Рисунок человека».
Следующая запись »
Психологи и Я
Проективная методика «Человек под дождем»
Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.
Тест подходит как для детей 9-12 лет, так и для взрослых, выполняется по выбору обследуемого в черно-белом варианте (простым карандашом) или в цвете (например, цветными карандашами).
Инструкция
Для выполнения теста понадобится два листа бумаги, которые необходимо расположить вертикально, простой карандаш (или цветные карандаши), ластик. Попросите тестируемого нарисовать два рисунка на этих листах. Первый рисунок должен отображать фигуру человека, а второй – человека под дождем. Задание выполняется последовательно, а именно: после того как будет нарисован человек, предложите нарисовать на другом листе человека под дождем. При этом следует пояснить, что рисунки могут быть объединены общим сюжетом, но могут быть и абсолютно разными, не связанными между собой по смыслу.
Интерпретация рисунка
Первый рисунок отражает представление человека о себе в обычной ситуации, а второй – в неблагоприятной.
ПОКАЗАТЕЛЬ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Нажим
Слабый нажим – пассивность, депрессия.
Сильный нажим – импульсивность.
Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Добивается своей цели.
Особенности линий
Легкие линии – недостаток энергии, скованность.
Линии с нажимом – агрессивность, властность, настойчивость, тревожность.
Неровный нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНИЙ, КОТОРЫМИ РИСУЕТСЯ КОНТУР ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
Разрыв контура – сфера конфликта.
Неотрывные линии – изоляция.
Много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.
Двойные линии – тревога, страх, подозрительность.
Штриховка – зона тревожности.
РАЗМЕЩЕНИЕ РИСУНКА
1. Если рисунок расположен в верхней части листа, это может означать высокую самооценку человека, недовольство своим положением в обществе, нехватку признания.
2. Когда в верхней части листа располагают очень маленькую фигуру человека, это говорит о том, что тестируемый считает себя своего рода непризнанным гением.
3. Расположение рисунка преимущественно в нижней части листа указывает на низкую самооценку, подавленность, страхи, неуверенность в себе, незаинтересованность своего положения в обществе.
4. Если рисунок расположен больше в левой части листа, то это говорит о том, что в своих действиях автор рисунка чаще опирается на прошлый опыт, пассивен.
5. Если большая часть рисунка располагается в правой стороне листа, то это указывает на человека действия, энергичного и активного, который акцентирует свое внимание на будущее.
ЧЕЛОВЕК
Поза, ракурс
Если человек повернут влево – внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом.
Если человек повернут вправо – автор рисунка устремлен в будущее, активен.
Человек изображен спиной – проявление замкнутости, конфликтность, иногда негативизм.
Человек идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо.
Человек на рисунке стоит неустойчиво – это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.
Человек лежит или сидит – пассивность.
Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении.
Занимается какой-нибудь работой – высокая активность.
Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике.
Голова
Непропорционально большая голова – высокая значимость интеллекта.
Маленькая голова – низкая значимость интеллекта
Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность.
Глаза
Большие заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду.
Маленькие глаза-точки (палочки) – погруженность в себя, избегание визуальных стимулов.
Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов.
Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи.
Подведенные глаза с ресницами – демонстративность.
Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности.
Нос
Нос выдающийся с горбинкой – презрение, ирония.
Нос особенно большой – недовольство своей внешностью.
Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию.
Рот
Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм.
Впалый рот – пассивность.
Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию.
Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы.
Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия.
Уши
Уши очень большие – подозрительность.
Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику.
Волосы
Волосы сильно зашрихованы – тревожность.
Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность.
Фигура
Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью.
Длинная, худощавая – астения.
Уродливая – негативизм, импульсивность.
Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуальной сфере.
Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе.
Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние.
Фигура с татуировкой – негативизм.
Руки
Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения.
Руки расположены близко к телу – напряжение.
За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность.
Руки расставлены в разные стороны – общительность.
Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости.
Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности.
Кисти рук отсутствуют или укорочены – недостаток в общении.
Очень большие кисти – потребность в общении.
Кисти рук зачернены – конфликтность.
Большой кулак, острые ногти – агрессивность.
Большие пальцы – грубость, агрессия.
Ноги
Ноги широко расставлены – потребность в общении.
Ступни ног отсутствуют – пассивность.
Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях.
Ступни ног большие – потребность в опоре.
Средства защиты от дождя
Зонт, головной убор, плащ и т.д. – это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями.
Очень большой зонт – желание в трудной ситуации получить поддержку от авторитетных лиц.
Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите.
Шляпа на голове – потребность в защите от вышестоящих людей.
Изображена фигура в профиль или со спины — испытуемый старается отрешиться от действительности (так проявляется самозащита). Соответственно, это говорит о том, что у испытуемого сложности с установлением контакта с другими людьми.
ФОН, ОКРУЖЕНИЕ
Дождь
По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде.
Уравновешенные, одинаковые, в одну сторону, штрихи говорят о сбалансированной окружающей среде.
Беспорядочные штрихи – окружающая среда тревожная, нестабильная.
Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности.
Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывают на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.
Лужи, грязь
Символизируют нерешенные проблемы, отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя».
Если лужа находится слева, значит, человек видит проблемы в прошлом.
Если справа – предвидит их в будущем.
Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.
Тучи
Косматые, темные и многочисленные тучи говорят о том, что человек склонен заранее ожидать неприятности.
Молния
Молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека.
Радуга
Нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Одежда
Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность.
Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость.
Другие дополнительные детали и предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т. д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.
Когда персонаж одет во много вещей, то это позволяет сделать вывод о том, что испытуемый нуждается в опеке; если же человек на изображении раздет (или тело прикрыто незначительным количеством предметов гардероба), значит, испытуемый импульсивен, отвергает определённые стереотипы поведения в тех или иных ситуациях.
Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТА В РИСУНКЕ
Обедненная цветовая гамма (использование простого карандаша или одного-двух цветов) – пассивность, астения, депрессия.
Пониженная плотность цвета (слабый нажим, незакрашенный контур) – астения или отрицательное отношение к обследованию.
Преобладание холодных тонов – снижение настроения, субдепрессия.
Преобладание темных тонов (особенно сочетание черного с коричневым или синим) – депрессия, повышенная напряженность.
Много красного цвета указывает на тревогу, эмоциональное напряжение, иногда агрессивность.
Много красного цвета в сочетании с темными тонами – депрессия.
Анализ рисунков
Светлана, 38 лет
Молодая женщина после развода живет одна, воспитывает двух дочерей. Много работает, занимается саморазвитием, но одиночество иногда тяготит. На рисунке «человек» она нарисовала мужчину, стоящего на горе с поднятой рукой. Когда женщина отображает на рисунке человека в тесте «человек» мужчину, а не женщину, это говорит о преобладании у нее мужской энергии, что вполне естественно для женщины, проживающей в одиночестве. Ведь всю мужскую работу по дому часто приходится делать ей самой. Стоящий на горе человек – это стремление женщины создать семью, и в то же время показатель ее успешности в деловой сфере. Если сравнить этот рисунок с другим, нарисованным к тесту «Человек под дождем», то можно наиболее полно узнать об эмоциональном состоянии женщины. Например, здесь она себя нарисовала шагающей с зонтом под дождем (движение – это всегда хорошо, но зонт указывает на потребность в защите). Дождь изображен в виде не очень больших капель, которые падают с неба вертикально, что указывает на решимость женщины к действиям и готовность к переменам.
Оля, 13 лет
Девочка выглядит не на свой возраст, вполне взрослой. Стала привирать, не хочет жить вместе с мамой в одной комнате, кроме этого, у девочки возникли проблемы со здоровьем, судороги в левой руке. В этом и проблема – мама не знает, что делать, по этому поводу и обратилась. На рисунке «Человек» Оля очень точно изобразила себя, передав через рисунок многие особенности своей личности. Длинные ресницы, высокие каблуки, яркие рыжие волосы, брюки красного цвета – все это признаки демонстративности, свойственные девочкам-подросткам. Обратите внимание: на проблемной левой руке (случаются судороги) два пальца почти не видны, то есть энергетика руки ослаблена, что также отразилось в рисунке. Как на первом, так и на втором рисунке фигура девочки зависла в воздухе, что указывает на неуверенность и отсутствие опоры в жизни. На втором рисунке дождь идет стеной, а это указывает на тревожность и переживания девочки, которые на настоящий момент ею ощущаются особенно остро. А зонт, такой яркий, по словам девочки, должен ее защитить от всего плохого.
Арина, 21 год
Девушка по характеру оптимист, только сейчас она очень переживает из-за того, что ее парень уехал и должен вернуться только через год. Девушка пытается уйти в работу, немного замкнулась. На рисунке видно, что у парня, которого она нарисовала, обе руки в карманах, а это замкнутая позиция, то есть нежелание общаться и делиться своими переживаниями с близкими. Ноги с большими ступнями широко расставлены, что указывает на потребность в опоре. Второй рисунок очень хорошо раскрывает ее позитивное настроение принимать такую ситуацию: на лице улыбка, в руках хотя и зонт, но зато рука спокойно подставлена под дождь, как бы говоря: «Дождик пройдет, и все будет хорошо!»
Неля, 67 лет
Пришла на консультацию по тревожащему ее вопросу здоровья, проблемы возникли с суставами и позвонком. Из-за чего стала много нервничать и переживать. На просьбу нарисовать человека вроде бы и согласилась это сделать, но было очевидно и ее скрытое внутреннее сопротивление. В результате за минуту был «выдан» рисунок человечка, просто схематично нарисованного линиями. Такой рисунок человека как раз и показал очевидное внутреннее сопротивление женщины к обследованию таким методом. Второй рисунок был нарисован тоже без энтузиазма, но было понятно – женщина хочет уйти от возникших проблем.
Проективный тест «Человек под дождём» — возможность узнать, как испытуемый (ребенок или взрослый) привык взаимодействовать с окружающим миром. Результаты диагностики помогут определить, какие качества необходимо развить испытуемому, чтобы заложить основы хороших отношений с другими людьми и научиться справляться со стрессом.
Источник: Шевченко М. А. «Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей»
проективная методика, Человек под дождем, рисуночный тест, психодиагностика, адаптация, тесты
Подробное руководство по рисованию человека (видеоуроки)
4 марта
- Художественное произведение
- Tutorial
Знаете ли вы, что в человеческом теле 206 костей и более 600 мышц?
Хотя эти цифры могут показаться пугающими, когда дело доходит до рисования человека, мы здесь, чтобы разбить и упростить процесс для таких начинающих художников, как вы!
Мы попросили художника BioWars Гонсало Лопеса создать видеоурок, который поможет вам научиться легко рисовать человека.
Чтобы лучше следовать инструкциям Гонсало, обязательно загрузите этот лист с инструкциями по рисованию человека.
И если вы хотите узнать, как нарисовать своего персонажа в 3D , как только вы освоите основы, ознакомьтесь с этим руководством:
Кроме того, мы также создали пошаговое руководство с иллюстрациями. объясняя процесс рисования человека. Изучение того, как это сделать, может пригодиться при создании собственных персонажей комиксов, будь то полностью люди или гибридные существа со сверхспособностями.
Мы рассмотрим пошаговый процесс рисования человека, а также поделимся необходимыми инструментами и советами экспертов, которые помогут вам в этом.
Начнем!
Прочитай комикс Biowars!
Как рисовать человека: инструменты, которые вам понадобятся
Хотя карандаш является основным инструментом любого художника, обычного карандаша недостаточно, чтобы нарисовать реалистичного человека.
Почему?
Потому что обычный карандаш ограничивает вашу способность к растушевке и позволяет достичь лишь определенной темноты.
Вот инструменты, которые вам понадобятся для рисования человека:
- Карандаш H: Используется для рисования самых легких линий, таких как основные формы и контуры
- Карандаш HB: Используется для простых набросков или при рисовании более сложных деталей
- Карандаш 4B: Отличный выбор для более темных теней или когда вам нужно сделать рисунок более реалистичным
- Ластик-замешивание: Используется для выделения и размытия краев при стирании выделенных материалов, таких как графит
- Линейка: Используется для рисования прямых линий
- Бумага для рисования: Перфорированная бумага, используемая для занятий рисованием – более легкая версия бумаги для рисования
Знакомьтесь с персонажами Биовселенной!
Использование метода сетки для получения точных пропорций
Создание и поддержание точных пропорций тела может быть самой сложной частью рисования человека.
На самом деле, исследование 2016 года показало, что люди, не являющиеся художниками, рисуют глаза слишком высоко, когда они основывают позицию только на наблюдении.
Вы можете использовать метод сетки, чтобы получить правильные пропорции, даже если вы только начинаете работать художником.
Метод сетки
Метод сетки состоит из вертикальных и горизонтальных линий на бумаге, которые образуют сетку с равными пропорциями.
Сетка позволяет вам видеть пропорции вашего рисунка в режиме реального времени и разбивает ваш рисунок на более мелкие сегменты. Сетка гарантирует, что область, над которой вы работаете, будет помещена в правильную часть холста.
Например, сетка может помочь вам определить, длиннее ли одна рука другой.
Метод сетки состоит из горизонтальных и вертикальных линий, которые гарантируют, что ваш рисунок достигнет всех правильных пропорций.
Как нарисовать человека за 9 шагов
От обеспечения точных пропорций тела до добавления последних штрихов — вот девять шагов, которые необходимо выполнить при рисовании человека.
Шаг №1: Измерьте рост человека
Чтобы определить рост и размеры вашего человека, нарисуйте вертикальную линию с помощью линейки, затем разделите ее на восемь равных частей.
Например, предположим, что фигура, которую вы хотите нарисовать, имеет высоту 16 см.
Чтобы найти середину фигуры, отметьте с помощью линейки 8 см. Оттуда вы можете начать делить вертикальную линию на восемь горизонтальных частей, которые будут через каждые 2 см.
Когда у вас будет восемь одинаковых секций, вы можете начать выделять части тела каждой секции:
- Секция 1: Голова
- Секция 2: Руки, туловище, плечи и грудная клетка
- Раздел 3: Оружие
- Секция 4: Руки и таз
- Раздел 5: Бедра
- Секция 6: Колени
- Секция 7: Голени
- Секция 8: футов
Такое разделение помогает добиться реалистичности пропорций тела.
Разделите свою фигуру на восемь равных частей, чтобы получить точные пропорции для каждой части тела
Шаг #2: Нарисуйте голову и наметьте черты лица
Теперь, когда вы наметили каждую часть, вы можете начать рисовать свое лицо. Начните сверху и двигайтесь вниз.
Нарисуйте на бумаге форму перевернутого яйца и разделите его на четыре части, проведя вертикальную линию по центру головы, которая разделит две половины лица вашего человека.
Затем проведите горизонтальную линию посередине между макушкой головы и подбородком. Вы можете нарисовать глаза здесь позже.
Чтобы обозначить брови, добавьте линию посередине над глазами.
Чтобы обозначить нос и уши, добавьте еще одну горизонтальную линию посередине между линией, разделяющей лицо на две части, и нижней частью подбородка.
Для рта добавьте еще одну горизонтальную линию между носом и подбородком.
Хотите научиться рисовать лицо? Посмотрите наш учебник!
Шаг №3: Нарисуйте грудную клетку и таз
После того, как голова нарисована и каждая часть тела выделена, пришло время нарисовать грудную клетку и таз.
Сначала нарисуйте грудную клетку вашей фигуры, нарисовав яйцевидную форму, которая простирается от плеча до пупка.
В верхней части грудной клетки оставьте небольшое отверстие для шеи, нарисовав небольшой эллипс или плоский овал. Внизу сформируйте дугу грудной клетки, нарисовав перевернутую букву «V».
На одной трети пути вниз по грудной клетке нарисуйте таз в форме, похожей на ведро, с той же длиной, что и грудная клетка. Нарисуйте U-образную форму в передней части таза, чтобы обозначить живот, над которым вы будете работать позже.
Шаг #4: Нарисуйте ноги
Нарисуйте короткую линию, идущую вниз с каждой стороны таза, чтобы сформировать тазобедренные суставы. Для бедер продолжайте рисовать линии с наклоном вниз с каждой стороны, слегка сходясь друг с другом.
Нижняя часть колен должна заканчиваться чуть выше седьмой секции. Седьмая часть должна состоять из голеней, включая икры.
Для ног нарисуйте равнобедренные треугольники в качестве основы. Рисуя пальцы ног, нарисуйте букву «U» сбоку, чтобы обозначить каждый палец. Только помните, что большой палец должен быть больше остальных!
Шаг #5: Нарисуйте руки
Начните с рисования плеч с перевернутыми прямоугольными треугольниками, соединенными с грудной клеткой. Вы можете определить плечи и сделать их более реалистичными, затемнив края линий.
Далее руки. Нарисуйте линию от плеча, которая соединяется и опускается к локтю, расположенному внизу третьей секции.
Для предплечий продолжайте рисовать линию от локтя до запястья, которое должно располагаться внизу четвертой секции.
Соедините руки с предплечьями, используя продолговатые формы, которые образуют пальцы и ладонь.
Нужна помощь в рисовании персонажей комиксов? Прочтите это руководство!
Шаг #6: Нарисуйте конечности
Начните рисовать ноги с области бедер.
Чтобы нарисовать бедро, нарисуйте кривую, обращенную вниз, и сформируйте трубку, которая достигает середины между секциями пять и шесть, чуть выше коленных чашечек.
Убедитесь, что бедра толще, чем нижняя часть ног или икры.
Далее идут коленные чашечки, которые будут служить границей между бедром и икрами.
Заполните коленные чашечки, используя продолговатые формы, и по мере спуска к икрам следите за тем, чтобы трубки сужались к лодыжке.
Убедитесь, что руки становятся тоньше по мере приближения к запястьям.
Шаг №7: Заполните черты лица
На втором шаге вы создали основу для каждой черты лица. Теперь пришло время их нарисовать!
Начните с глаз, затем приступайте к носу, бровям, рту, ушам и волосам.
Шаг № 8. Добавьте детали
Используйте тонкие линии, чтобы выделить костные ориентиры тела, такие как коленные чашечки и ключицы, и кривые, чтобы подчеркнуть мышцы или жир.
Нарисуйте мышцу внутренней поверхности бедра, чтобы указать, что она пересекается с другими мышцами в области ноги.
Добавьте кривые на внутренней стороне икр, чтобы показать мышцы, и добавьте кривые снаружи для лодыжек, чтобы подчеркнуть структуру кости.
Шаг 9. Удалите ненужные линии и тени на чертеже
С помощью ластика-замешивания удалите горизонтальные и вертикальные линии, которые вы использовали в первом шаге, чтобы разделить тело на восемь частей.
Когда вы закончите рисовать, заштрихуйте кожу (например, внутреннюю часть икр и рук) и волосы с помощью карандаша 4B, чтобы человек выглядел более реалистично.
Хотите узнать, что нужно для создания комикса? Узнайте здесь!
Как нарисовать человека: советы и рекомендации
Вот пять советов и рекомендаций от наших художников комиксов, которые помогут вам создать реалистичный рисунок человека.
1. Начните с основных поз
Перед тем, как перейти к более сложным позам, вы можете начать рисовать человека в его основных позах, таких как стоя или сидя.
Если вы готовы к более сложным позам, вы можете начать с изучения того, как люди держат свое тело естественным образом или как их волосы падают определенным образом. Для этого наблюдайте за людьми, когда они ходят, сидят или выполняют другие позы. Это может помочь вам понять позу, выражение лица и многое другое.
2. Практикуйте свои навыки рисования с помощью портретов
Практика с портретом поможет вам отточить свои навыки, потому что неподвижная ссылка позволяет вам изучать предмет столько, сколько вам нужно .
Портрет также помогает научиться эстетически привлекательным позам, которые можно реализовать, когда вы будете готовы рисовать человека самостоятельно.
3. Используйте базовые формы в качестве отправной точки
Используйте треугольники, цилиндры и сферы, чтобы создать основы человеческого тела. Это может помочь вам точно разместить части тела и контролировать размеры и пропорции, пока вы не сможете вернуться и заполнить черты.
4. Набросок перед рисованием
Набросок может помочь вам ознакомиться с различными положениями тела, а также помочь вам уловить настроение и общее ощущение желаемой позы.
Вы хотите, чтобы человек на вашем рисунке махнул рукой? Или выражение лица вашего человека должно быть грустным и несчастным?
Этот метод потребует много проб и ошибок (и стирания, но это часть процесса!
Хотите создать своего собственного персонажа? Эти 7 программ для создания персонажей для вас!
Основные выводы о том, как рисовать человека
Чтобы сделать реалистичный и точный рисунок человека, важно сосредоточиться на правильных пропорциях, прежде чем сосредоточиться на более мелких деталях, таких как определение мышц.
Секрет рисования человеческого тела, которым вы гордитесь? Не торопитесь осваивать каждый шаг и будьте последовательны в практике.
Мы надеемся, что этот урок поможет вам продвинуться вперед в создании собственного оригинального персонажа из комиксов!
Как нарисовать человека
Каким бы художником вы ни были, понимание того, как рисовать человека, является фундаментальным навыком. Освойте человеческую форму, и когда придет время приступить к созданию собственного дизайна персонажей, вы сможете использовать эти знания, чтобы изменить пропорции тела, но при этом сохранить его структурность и правдоподобность.
В этом уроке вы научитесь рисовать человека, начав сначала с определения пропорций с помощью простой структуры кадра, затем создав объем и форму и объединив все воедино, прорисовывая более мелкие детали, включая тонкие перекрытия и кривые. В уроке также будет рассказано, как легко сделать фигуру более женственной, изменив области определенных частей тела. Этот урок основан на очень простых пропорциях человеческого тела, поэтому в зависимости от того, какой тип тела вы хотите нарисовать, вы всегда можете просто отрегулировать пропорции соответствующим образом.
Настоятельно рекомендуется изучать анатомию человека, чтобы углубить свое понимание структуры мышц и костей человеческого тела, если вы хотите получить очень правдоподобное художественное представление. Если вам нужна помощь в определенных областях человеческого тела, обязательно ознакомьтесь с нашим постом о том, как рисовать мышцы (откроется в новой вкладке), мы сосредоточимся на сложных областях, таких как как рисовать руку (откроется в новой вкладке ), или множество других наших руководств по рисованию (открывается в новой вкладке).
01. Блок в головке
Чтобы получить правильную пропорцию тела, сначала нужно установить голову.
Блок в голове с кругом, разделенным на четверти. Линия роста волос начинается на 1/3 вниз от макушки. Взяв расстояние от линии роста волос до половины круга, мы можем найти основание носа и подбородок.
02. Измерьте высоту фигуры
Измерения помогут найти каждую часть тела
Измерьте высоту головы и сложите их, чтобы измерить восемь голов. Это послужит ориентиром для определения пропорций различных частей тела. Плечи выровнены на 1/3 пути вниз во второй части, туловище заканчивается в четвертой части, пупок в третьей части и нижняя часть колена в шестой части.
03. Блок в основных формах
Общая грудная клетка имеет яйцевидную форму от плеча до пупка
Общая грудная клетка имеет яйцевидную форму от плеча до пупка. В нижней части отрежьте кусок, чтобы сформировать арку в грудной клетке. Вверху прорежьте небольшое отверстие для шеи. Таз в форме ковша находится на одной трети четвертой секции. Наклоните ведро вперед, чтобы вы могли видеть внутреннюю часть. Вырежьте переднюю часть большой буквой «U», чтобы брюшная полость могла располагаться между грудной клеткой и тазом.
04. Прикрепите раму для ног
Убедитесь, что рама для ног сужается и не идет прямо вниз
Каркас для ног выходит из таза, затем сгибается прямо вниз, слегка приближаясь друг к другу. Нижняя часть колена останавливается прямо в нижней части шестой секции и продолжается вниз к стопам. Заблокируйте стопы в виде простых треугольников.
05. Прикрепите каркас рук
Убедитесь, что руки не слишком далеко от тела
Нарисуйте плечи большими треугольными массами, соединенными с грудной клеткой. От плеча рука соединяется и опускается к локтю в нижней части третьей секции, где предплечье продолжается вниз к запястью в нижней части четвертой секции. Для рук нарисуйте две длинные треугольные фигуры, которые представляют собой ладонь и пальцы.
06. Сконструируйте тело
Ищите едва заметные выпуклости и изгибы мышц и костей.
Плечевая мышца выходит из-за цилиндрической шейки, которая соединяется с краем плечевого каркаса. Прямо под второй секцией грудь перекрывает руки и верхнюю часть туловища. Остальная часть туловища будет следовать за костлявой грудной клеткой, но изгибается, указывая на жир вокруг области живота.
07. Заполните конечности
Упростите конечности до цилиндров, это поможет нам нарастить мышцы сверху
Следуя за рамой, нарисуйте ноги в виде сужающихся трубок. Там будет два удара, чтобы сформировать коленную чашечку. И когда вы спускаетесь по икрам, убедитесь, что трубка становится тоньше по мере приближения к лодыжке. То же самое относится и к рукам, следя за тем, чтобы рука сужалась к запястью.
08. Нарисуйте черты лица
Используя отметки, созданные на голове, будет легче найти каждую черту лица.
Детализируйте черты лица, следуя нижнему рисунку. Уши начинаются от бровей к носу, а рот опускается на одну треть до подбородка от носа.
09. Нарисуйте более детализированные перекрытия и кривые
Оденьте этого человека в обтягивающую одежду, чтобы мы могли видеть форму тела под ним
Имейте в виду, что области, в которых есть костные ориентиры, будут более заметными и нарисованными больше резко по сравнению с областью, которая покрыта мышцами или жиром.
10. Нарисуйте плавные изгибы ног
Две красные линии указывают, где должны быть нарисованы кривые
Когда мы формируем ногу, внутренняя часть бедра имеет мышцу, которая перекрывает другие мышцы в нижней части. Нарисуйте тонкие светлые линии, чтобы обозначить костлявые коленные чашечки. Для икр внутренняя сторона мышцы будет ниже внешней. Для лодыжки все наоборот; внутренняя кость расположена выше внешней кости.
11. Нарисуйте мышцы рук
Руки заканчиваются на две трети в пятой секции
Мышца плеча охватывает руку и вокруг нее, тогда как бицепс идет из-под груди вниз к предплечью. Нарисуйте предплечье, сужающееся к запястью, и детализируйте пальцы и суставы.
Окончательный рисунок мужской фигуры
12. Используйте ту же рамку, чтобы нарисовать женскую фигуру
Используйте эталонные фотографии, чтобы увидеть, какая часть женского тела стройнее/круче
Если вы хотите нарисовать женский персонаж, есть несколько ключевых моментов, которые нужно изменить, не меняя многое из того, что мы сделали.
Если вы нарисуете такие области, как талия, конечности, плечи и шея, чтобы сделать их стройнее и пышнее, это может означать более женственную фигуру.