Разное

Керна йирасека википедия: Суть ориентационного теста школьной зрелости Керна – Йерасека

Произвольность. Справочник школьного психолога

Произвольность

(по Л. И. Божович) психологическая характеристика высшей нервной деятельности, отражающая результат опосредствования непосредственной потребности интеллектуальным планом, в силу чего происходит интеллектуализация побудительных сил поведения человека. В. А. Иванников считает, что произвольные процессы человека формируются на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредствования. Г. Г. Кравцов определяет произвольность, как осмысленную инициативность, а Л. А. Кожарина включает в компоненты произвольности инициативность личности, осмысление ситуации и осознание себя в этой ситуации.

Традиционно в отечественной психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, «личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения» (1983, т. 3, с. 326), и соответственно развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами. Д. Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А. Н. Леонтьев полагал, что формирование общей произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка.


С точки зрения онтогенеза формирование произвольности является центральным новообразованием младшего школьного возраста. Физиологически это связано с тем, что к 6–7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, функционально отвечающих за контроль и осуществление целенаправленного поведения, в связи с чем появляется возможность регулирования и планирования своих действий и поступков, а также их программирование. Произвольность является зачаточной формой рефлексии.

Способность ребенка к произвольному управлению сказывается на всех высших психических функциях. Развиваются произвольное внимание, память, мышление, произвольной становится организация деятельности. Происходит это довольно медленно, в то время как школа с первых дней предъявляет требования к достаточно высокому уровню развития произвольности. Причем на протяжении практически всей начальной школы эти требования не меняются по своей жесткости. Большая часть детей, имеющих низкий уровень развития произвольности, оказываются в «группе риска» потенциальных слабоуспевающих с первых дней обучения. Таким детям требуются специальные занятия по формированию и развитию произвольности, а также овладению общеучебными умениями и навыками, обеспечивающими техническую способность ребенка к контролю, планированию и управлению своей учебной активность. Наиболее эффективным способом в этом случае является поэтапное формирование умственных действий.

Для диагностики уровня сформированности произвольности можно использовать следующие психодиагностические методики (Костромина, 2007): «Корректурная проба» (произвольность внимания), «10 слов» (произвольная память), «Графический диктант» Д. Б. Эльконина (умение действовать по правилу), «Домик» (субтест из теста Керна – Йирасека, умение действовать по образцу), «Узор» Л. И. Цеханской (умение ориентироваться на систему требований).

Образцы заданий из диагностических методик могут служить примерами для использования подобных упражнений в качестве коррекционно-развивающих при формировании произвольности у школьников.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тест семейных отношений Бене и Антони

Часто трудности ребёнка связаны с взаимоотношениями в семье, поэтому проведение диагностики детско-родительских отношений является неотъемлемой частью исследования проблемы ребёнка. В этом плане мне очень нравится «Тест семейных отношений Бене и Антони». Он в отличие от проективной методики «Рисунок семьи» не требует от ребёнка даже элементарных навыков рисования. К тому же не все дети умеют рисовать, очень часто отказываются, ссылаясь на не умение это делать.

Содержание

  1. Цели методики: 
  2. Что необходимо для методики
  3. Вопросы теста
  4. Описание методики
  5. Методика Бене и Антони имеет две формы:
  6. Вариант для детей 4 – 6/8 лет содержит следующие отношения:
  7. Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
  8. Процедура проведения теста
  9. Этап 1. Выяснение состава семьи ребенка.
  10. Этап 2. Установление семейного круга ребенка.
  11. Этап 3. Проведение теста.
  12. Обработка результатов теста
  13. Интерпретация теста
  14. Относительная психологическая значимость члена семьи.
  15. Эгоцентричные ответы
  16. Амбивалентность
  17. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им
  18. Защиты
  19. Отсутствие нормальной защищённости

Цели методики: 

  • изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей;
  • определение позиций ребёнка в семье;
  • оценка чувств, которые ребёнок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе;
  • выявление психологических защит, используемых ребёнком.

Что необходимо для методики

  • 20 фигур людей.
  • 1 фигура безликая – господин «Никто».
  • Карточки высказывания с положительными и отрицательными чувствами.
  • 10 коробочек с прорезями.

Вопросы теста

Детям 4-6/8 лет предъявляется 28 вопросов, а детям 6/8 — 10 лет и подросткам — 99 вопросов.

Описание методики

Методика Бене и Антони имеет две формы:

  1. для детей 4-6/8 лет;
  2. для детей 6/8 — 10 лет и подростков.
Вариант для детей 4 – 6/8 лет содержит следующие отношения:
  • положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  • отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  • зависимость от других.
Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
  • двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с  переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
  • двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
  • родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
  • родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».

Процедура проведения теста

Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик (старушка), грудной ребенок и «Никто».

Этап 1.

Выяснение состава семьи ребенка.

После установления контакта с ребёнком психолог переходит к выяснению состава семьи ребёнка. На этом этапе психологу необходимо выяснить концепцию семьи. Для этого можно использовать следующие вопросы:

  • Расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме?
  • Расскажи мне, кто входит в твою семью?

Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги.

Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать полная или неполная семья у ребенка, не умерли ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах, если они есть. Данную информацию можно уточнить у воспитателя или учителя.

Включение ребенком в список семьи собаки, канарейки или других четвероногих или пернатых любимцев семьи не учитывается и не оценивается.

Этап 2.

Установление семейного круга ребенка.

На этапе установления семейного круга ребёнка психолог предлагает ему среди фигур женского пола выбрать маму, среди фигур мужского пола — папу, среди детей — себя и т.д. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не выберет всех членов семьи. Также ребёнку в ходе выбора фигур разрешается включать забытых братьев, сестёр, бабушек, дедушек. Все фигуры ставятся перед ребёнком на стол.

После того, как семейный круг составлен психолог вводит в игру фигуру господина «Никто» и ставит его рядом с фигурами членов семьи.

Этап 3. Проведение теста.

Ребенок усаживается за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры членов семьи в определенном порядке, ему разрешается это сделать.

Вопросы теста Бене и Антони психолог размещает кучкой перед собой и говорит:

«Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“. Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре „Никто“; если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне».

Далее психолог переходит к тесту семейных отношений, зачитывая карточки и передавая их одну за другой ребёнку. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, психолог записывает на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону.

Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов рядом.

Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие 8 вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то экспериментатор подбирает четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из другого вида. Он должен подобрать две последних карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.

Для того, чтобы решить вопрос о том, какую форму тестирования (форму для меленьких детей или форму для старших детей) выбрать, исследователь должен в ходе предыдущих этапов тестирования установить, насколько ребенок взросл и сообразителен. Линия границы проходит где-то между 6−8 годами.

Если кажется, что ребенок сам бы хотел читать вопросы и к этому нет никаких препятствий, то психолог прекращает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребенка, не хочет ли он прочитать послания сам. При утвердительном ответе исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется.

Проведение теста семейных отношений Бене и Антони занимает не более 25 минут и не вызывает у ребёнка затруднений.

Обработка результатов теста

Когда ребенок закончит задание, психолог забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказалась адресована каждая карточка (помечая в столбике номер карточки).

Таблица для фиксации результатов диагностики с детьми 4-6/8 лет

Члены семьиИсходящие позитивные чувства. Сумма.Исходящие негативные чувства. Сумма.Получаемые позитивные чувства. Сумма.Получаемые негативные чувства. Сумма.
Мама
Папа
Я
…….
Никто

Таблица для фиксации результатов диагностики с детьми 6/8 — 10 лет и подростками.

№ вопросаМамаПапаЯБрат….Никто
1
2
….
99

Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько каждого «вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.

Интерпретация теста

Относительная психологическая значимость члена семьи.

Выстраивается диаграмма относительного (ожидаемого) распределения вопросов. Важно установить, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей.

Эгоцентричные ответы

Они содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они указывают на чрезмерную занятость собой. Высокий уровень любви часто наблюдается у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний, а высокий уровень ненависти к себе — у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.

Амбивалентность

Амбивалентность (двойственность) имеет место, если члену семьи было направлено положительных пунктов не более, чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных не более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.

Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им

Исходящие — это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка можно ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, не способный выразить свои чувства в реальной ситуации, возможно сможет это сделать в тестовой ситуации, но он может быть также сдержан в обеих ситуациях. Выраженные ребенком получаемые чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты.

Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка — реальность «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел и в каких он нуждался. Чувства, которые ребенок направляет другим, тесно соотносятся с чувствами, которые направляются ему.

Защиты

Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему «защиты» против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Здесь могут быть обнаружены следующие защитные механизмы:

  1. отказ, т. е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов «Никому»;
  2. идеализация, т. е. ребенок отдает преимущественно положительные вопросы членам семьи, в то время как отрицательные — «Никому»;
  3. смещение, т.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *