Разное

Кбт подход в психологии: Когнитивно-бихевиоральная психотерапия — Психологос

возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.

Попытки систематически применить принципы теории научения для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х — началу 60-х годов (Айзенк, техника жетонов в США, Лазарус и Вольпе в Африке).

Однако в это время бихевиоризм как объяснительная модель человеческого поведения подвергается резкой критике за свой механицизм и игнорирование внутренней жизни человека.

В это же время происходит когнитивная революция в психологии, доказавшая роль так называемых внутренних переменных, или внутренних когнитивных процессов, в человеческом поведении, появляются информационные модели человеческой психики, которые описывают человека как активно перерабатывающего поступающую извне информацию и создающего различные модели реальности, а не просто пассивно реагирующего на стимулы извне. Тогда человеческий мозг был уподоблен компьютеру, а коммуникация между людьми уподоблялась обратной связи (Норберт Винер).

Бихевиоризм был значительно видоизменен, а возникшая на его основе психотерапия была уже не бихевиоральной, а бихевиорально-когнитивной.

Итак, КБТ = Успехи Бихевиоризма + Когнитивно-Информационная Революция.

Сегодня можно говорить лишь об отдельных техниках, базирующихся преимущественно на стимульно-реактивной схеме, которые активно применяются и по сей день. В настоящее время можно говорить о существовании различных когнитивно- бихевиоральных подходов, которые различные авторы объединяют в группы по различным основаниям. Нам представляется возможным выделить три блока когнитивно- бихевиоральных подходов:

1. Методы, более близкие классическому бихевиоризму.

2. Методы, основанные преимущественно на теории информации.

3. Методы, основанные на интеграции принципов теории научения и теории информации.

Основные положения.

Резюме:

В любой ситуации можно выделить А – стимул; В- эмоции, установки и когниции человека и С –реакцию человека.

Если звено В искажено, то реакции (С) тоже искажаются. Следовательно, задача терапевта – исправить звено В (например, доказать человеку, что ему не обязательно быть самым лучшим) и через это исправить звено С.

Здоровый человек в теории КБТ – это человек, стоящий на позиции реализма и релятивизма. Следовательно, и его поведенческие реакции адекватны.

А теперь длиннее…

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет
стоимостиГарантииОтзывы

Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности.

Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни.

Когнитивно-бихевиоральный подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат. Когнитивно-бихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы.

Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, как склонное рождать ошибочные идеи, так и способное отучиться от них или исправить их, определив ошибки собственного мышления. Виднейшие представителями современного когнитивно-бихевиорального подхода являются А. Т. Бек, Д. Майхенбаум.

Вклад КБТ.

Вклад КБТ состоял в привнесении чёткой схемы помощи, которой можно было быстро обучить терапевта, значительном удешевлении и укорочении процесса терапии.

Когнитивно-бихевиоральный подход работает со следующими нарушениями:

Тревожность

Фобии

Нарушение пищевого поведения

Личностные расстройства (депрессия)

Методики.

Когнитивные

Выявление автоматических мыслей (Я должен…).

Выявление когнитивных ошибок (Приписывание своих неудач другим).

Анализ проблем (Какая ситуация заставляет меня много есть?)

Поведенческие

Закрепление полезных привычек

Формирование копинг-навыков.

Конфронтация (помещение человека в ту ситуацию, которой он больше всего боится)

Парадоксальная интенция (делать наоборот, напр. человек старается покраснеть)

Положительное и отрицательное подкрепление

Ролевые модели

Десенситизация (привет белому кролику J)

Эмоциональные

Формирование безусловного самопринятия.

Критика.

Механицизм (формально-логическое мышление; психика сводится к набору реакций на стимулы).

Объясняет только простые состояния.

Не работает с целостной личностью (набор установок не есть личность)

Недостаток теоретического фундамента.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

  • Реферат

    Когнитивно-бихевиоральный  подход в клинической психологии: возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.

    От 250 руб

  • Контрольная
    работа

    Когнитивно-бихевиоральный  подход в клинической психологии: возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Когнитивно-бихевиоральный  подход в клинической психологии: возникновение, основные положения, вклад в развитие, критика.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Когнитивно поведенческая терапия, 10 упражнений КПТ для самостоятельной работы, книги

Автор Психолог Ася Рахович Просмотров 686 Опубликовано Обновлено

Содержание

  1. Основные цели и задачи когнитивно-поведенческой терапии
  2. Фундаментальные принципы подхода
  3. Методы когнитивно-поведенческой терапии
  4. Популярные техники КПТ
  5. Этапы
  6. Как проходят сеансы КПТ
  7. Плюсы и минусы КПТ
  8. Кому подходят упражнения
  9. Противопоказания
  10. Сравнение с другими психологическими подходами
  11. Литература

Найти счастье хотят многие. Когнитивно-поведенческая терапия – это один из эффективных способов найти ключ к счастью. При этом человеку не придется коренным образом перекраивать себя, подавлять в себе те или иные черты характера.

Основные цели и задачи когнитивно-поведенческой терапии

Теоретическая база когнитивного подхода была разработана Аароном Беком и Альбертом Эллисом. Cognitive behavioral therapy (CBT) базируется на идеях бихевиоризма. В ней есть элементы когнитивной психологии и поведенческой психотерапии. Когнитивная терапия основана на методах, позволяющих людям повысить собственную эффективность в разных сферах жизни. Поведенческий когнитивный подход помогает изменить свое отношение к стрессовым ситуациям, неудачам и конфликтам.

Главная цель КПТ – изменить когниции клиента, касающиеся его личности и взаимодействию с окружающими.

В задачи когнитивно-бихевиоральной терапии входят:

  • снижение уровня ситуативной и личностной тревожности;
  • повышение самооценки клиента;
  • устранение причин возникновения панических атак;
  • борьба с вредными привычками;
  • формирование здорового образа жизни;
  • формирование уверенного стиля поведения;
  • лечение фобий;
  • лечение аддиктивного поведения;
  • купирование депрессии;
  • формирование эффективной поведенческой модели;
  • разрешение психологических проблем и комплексов;
  • работа по развитию коммуникативных способностей клиента.

Фундаментальные принципы подхода

Схема формирования эмоций и мыслей, которые определяют его реакции на те или иные жизненные происшествия

Когнитивно-поведенческое направление в психокоррекции базируется на следующих принципах:

  1. Эмоциональные переживания – это субъективное видение индивидом сложившейся ситуации, которое не имеет никакого отношения к его прошлому опыту.
  2. Приложив усилия, можно изменить свое отношение к ситуации, в результате чего поменяются и внутренние установки.
  3. Если человек воспринимает ситуацию как негативную, совсем необязательно, что она действительно таковой является.
  4. Чтобы получать от жизни удовольствие, нужно научиться воспринимать одну и ту же ситуацию с разных позиций.

Концептуальная основа когнитивно-поведенческого подхода в психологии

Методы когнитивно-поведенческой терапии

Основными методами бихевиоральной терапии являются:

  • метод падающей стрелы;
  • метод авторитетного мнения и фактов статистики;
  • методы развития самоконтроля;
  • метод изменения структуры мышления клиента;
  • АВС-метод;
  • сократовская беседа;
  • оценка плюсов и минусов в конкретной ситуации;
  • дневниковый метод;
  • домашнее задание.

Примерная форма для дневниковых записей, позволяющая фиксировать и анализировать нерациональные мысли

Популярные техники КПТ

Когнитивные психотерапевты, являясь последователями бихевиористского направления в психологии,  используют в работе такие техники, как:

  1. Техника психотерапевтических вопросов. С помощью наводящих вопросов специалист помогает клиенту обнаружить противоречия в его жизненных принципах.
  2. Техника метафор и притч. Иногда людям легче понять собственные ошибки, если психолог проводит аналогии, использует поучительные истории, метафоричные сравнения.
  3. Техника «Назад в прошлое». Суть техники состоит в том, что на сеансе обсуждается волнующая ситуация с вымышленным собеседником, который «видел» произошедшее со стороны. Техника помогает обнаружить свои ошибки, найти способы, с помощью которых можно исправить ситуацию.
  4. Техника Бека. Во время психологической работы специалист задает серию простых вопросов, анализирует ответы и помогает клиенту выявить причины психологического дискомфорта. Техника эффективна в работе с тревожными и депрессивными индивидами.
  5. Рационально-эмоциональная техника Эллиса. Она направлена на коррекцию неэффективных мыслей и поведения клиента. РЭТ избавляет клиента от чувства вины за свои неудачи.
  6. Техника трансформации негативных переживаний в позитивные эмоции. Цель — научить использовать приемы релаксации, когда подступает волна гнева. Эта техника гармонизирует психическую сферу.
  7. Техника «Стоп». Часто депрессия формируется в результате того, что человек утопает в негативных мыслях. Психолог учит отслеживать застревание в негативе и говорить себе: «Стоп! Хватит!» Эта техника помогает людям научиться переключать внимание с паники на что-то более ценное и важное.
  8. Релаксационная техника. Она направлена на создание благоприятной психологической атмосферы в процессе консультации.
  9. Техника целеполагания. Психолог учит ставить достижимые цели и поэтапно достигать их. Также психолог учит выбирать правильные методы достижения цели, представлять ожидаемый результат и прогнозировать последствия тех или иных действий.
  10. Техника парадоксальной интенции. Суть е1 сводится к тому, чтобы расширять диапазон социального реагирования клиента. Если исход какой-то ситуации человеку не нравится, нужно воссоздать ее заново, но выбрать совершенно другую тактику поведения, чтобы закрыть гештальт. К примеру, если мучает бессонница и перепробованы все возможные способы, но сна все равно нет, стоит оставить попытки заставить организм погрузиться в сон. Лучше найти интересное занятие, которое поможет скоротать ночь.

Да

100%

Не знаю

0%

Проголосовало: 3

Этапы

Поведенческая психотерапия состоит из таких этапов, как:

  1. Установление контакта с клиентом посредством психологического просвещения и создания атмосферы доверия.
  2. Глубокий анализ привычных жизненных убеждений клиента. Выделение неэффективных установок.
  3. Проверка сомнительных установок и ложных убеждений.
  4. Выработка альтернативных стратегий поведения и реагирования. Закрепление их на практике.

Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, поиску себя.

Задать вопрос

Как проходят сеансы КПТ

КПТ-сессии проходят в краткосрочном или долгосрочном форматах. Продолжительность курса обсуждается с клиентом на первой встрече. Обычно сеанс длится 60 минут.

На первой встрече клиент рассказывает суть проблемы, с которой он решил обратиться к психологу. Терапевт задает ему уточняющие вопросы, чтобы проранжировать проблемы по степени значимости. Задача психолога – понять, какие убеждения формируют мировоззрение клиента.

Примеры вопросов, которые психолог задает клиенту в процессе сессии

После первой встречи психолог дает клиенту домашние задания:

  1. Записывать мысли, которые приходят в голову в течение дня (это ключ к пониманию доминирующих мотивов деятельности).
  2. Вести дневник (это необходимо для определения тех вопросов, которые больше всего волнуют).

На второй встрече психолог вместе с клиентом анализирует записи, сделанные клиентом дома. Все мысли, появляющиеся в голове клиента, делятся на рациональные и иррациональные. Затем начинается работа с нерациональными мыслями, нужно найти их корневой период. Психолог помогает клиенту понять, кем и когда была навязана эта мысль. В процессе работы клиент осознает, что он сам эту мысль не разделяет, он придерживается другого мнения.

Дальше психолог помогает избавиться от прочих стереотипных мыслей, которые не позволяют клиенту делать то, что ему действительно нравится. К каждому стереотипному убеждению клиент придумывает аргументы, которые его подтверждают, и аргументы, оспаривающие его. Эти аргументы нужно будет каждый день перечитывать. Через несколько дней в сознании укрепятся только те аргументы, которые для данного убеждения являются истинными. Отношение человека к этому убеждению изменится.

В межсессионный период клиент продолжает фиксировать свои мысли в тетради, самостоятельно классифицируя их на рациональные и нерациональные.

Если есть необходимость, психолог помогает клиенту научиться самостоятельно делать выбор. Для этого клиент взвешивает все плюсы и минусы возможных вариантов действий и выбирает тот, который сопряжен с большей выгодой и меньшими рисками.

Борьба с эмоциональными блоками на консультациях ведется с помощью элементов психодрамы. Методика помогает понять, как будут реагировать окружающие на ту или другую модель поведения.

Чтобы закрепить промежуточные позитивные сдвиги, психолог обучает клиента методам самопрограммирования. Суть их состоит в том, что перед деловой встречей или неприятным разговором с начальством человек говорит себе позитивные фразы, подбадривает себя, приводит аргументы в пользу того, что взаимодействие будет позитивным. В результате его мышление становится продуктивным.

Плюсы и минусы КПТ

Когнитивизм как направление психокоррекционной работы имеет свои достоинства и недостатки:

Это краткосрочный вид терапии

Фронт работ определяется на первой встрече

Терапевт разговаривает с клиентом на простом языке

Стойкий позитивный результат

Происходит преображение всех сфер жизни

Низкая вероятность рецидива депрессивных приступов и панических атак

Клиент осваивает приемы самопсихотерапии

Методика опирается не только на нейрокогнитивные концепции, но и на смежные с психологией дисциплины

Если между клиентом и психологом не сформировались доверительные отношения, эффект от сеансов КПТ будет слабый

Психолог не может заставить человека жить по-новому, пока клиент сам этого не захочет

Часто клиенты не выполняют домашних заданий, либо выполняют их по формальному признаку, что снижает эффективность лечения

Кому подходят упражнения

  • тревожные клиенты;
  • люди, склонные к асоциальному поведению;
  • люди, желающие избавиться от фобий;
  • люди с различной степенью выраженности депрессии;
  • клиенты с различными типами аддиктивного поведения;
  • клиенты с расстройством пищевого поведения;
  • клиенты с бессонницей;
  • люди, у которых хронические заболевания находятся в стадии обострения;
  • люди, страдающие психосоматическими расстройствами.

Медики говорят о том, что методики когнитивно-поведенческой терапии являются важным дополнением для реабилитации больных с гипертонией, астмой, острым психозом, расстройствами пищеварительного тракта.

Противопоказания

  • страдает шизофренией;
  • страдает острым психическим расстройством;
  • состоит на учете в психиатрической клинике.

Сравнение с другими психологическими подходами

Параметр сравнения КПТ Психоанализ Арт-терапия Телесно-ориентированная терапия
Тип краткосрочная долгосрочная краткосрочная краткосрочная или долгосрочная
Методы континуум мышления, тренинг ассоциативный метод творческие, художественные методы Физические упражнения
Протокол работы со случаем есть схема работы есть протокол есть схема работы протокола нет
Форма работы очно и онлайн очно очно очно
Результат вскрываются ложные убеждения, изменяются жизненные установки вскрываются глубинные слои бессознательного, прорабатываются детские психотравмы прорабатываются и трансформируются негативные эмоции устраняются мышечные зажимы

Клиенты, которые работали с психологами именно в КПТ-подходе, оставляют положительные отзывы и рекомендуют своим знакомых КПТ-терапевтов как ведущих специалистов по повышению качества жизни.

Литература

  1. Владимир Ромек «Поведенческая психотерапия». Это учебник по психотерапии, которая базируется на принципах бихевиоризма. Достоинством учебника является то, что положения теории излагаются простым и доступным языком, а практические задания адаптированы к российскому менталитету.
  2. Владимир Роме «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». В учебнике описаны новые подходы краткосрочной психотерапии, подробно описаны поведенческие методы психологической помощи. Пособие является настольной книгой начинающего когнитивного психотерапевта.
  3. Джудит Бек «Когнитивно-поведенческая терапия». В учебнике 2 раздела. Сначала автор знакомит читателя с теоретическими положениями, а затем приводит схемы проведения психологических консультаций с использованием методов и техник данного направления психологии.
  4. Ричард Бендлер «Используйте свой мозг для изменения». Книга является настольным пособием для тех, кто хочет не просто существовать, выполняя навязанные кем-то задачи, а действительно получать удовольствие от жизни.
  5. Ричард Бендлер «Из лягушек – в принцы». В этой книге описывается вариация бихевиоральоной терапии, основанная на нейролингвистическом программировании.
  6. Кристиан Шрайнер «30 способов улучшить свое самочувствие». Это учебник, в котором содержатся практические рекомендации по формированию стрессоустойчивости и эффективному поведению в затруднительных ситуациях.
  7. Дунс Скотт «Рациональное богословие». Д. Скотт – психолог, которые проводил параллели между эффективностью мыслей людей и их верой в бога. Религиозные истины помогут трансформировать мышление и изменить самовосприятие читателя.

Таким образом, КПТ помогает человеку найти источник тревожности, научиться воспринимать неожиданности спокойно, самостоятельно формировать рациональные жизненные убеждения и контролировать свои мысли.

Читайте далее:

  • Об авторе
  • Недавние публикации

Психолог Ася Рахович

Психолог со стажем более 8 лет. Консультант по вопросам межличностных и супружеских отношений, гармонизации детско-родительских отношений и поиску себя.

Я могу Вам помочь улучшить отношения с супругом, детьми, родителями или найти себя и повысить свою самооценку.
Консультации по тел.: +7 (964) 291-32-38 (звоните или пишите whatsapp, telegram)

Психолог Ася Рахович недавно публиковал (посмотреть все)

Когнитивно-поведенческая терапия: достижения и проблемы

  • Список журналов
  • Рукописи авторов HHS
  • PMC3673298

Психическое здоровье на основе Evid. Авторская рукопись; доступно в PMC 2013 5 июня.

Опубликовано в окончательной редакции как:

Психическое здоровье на основе Evid. 2008 г., февраль; 11(1): 5–7.

doi: 10.1136/ebmh.11.1.5

PMCID: PMC3673298

NIHMSID: NIHMS474811

PMID: 18223042

, Ph.D. 1, 2

Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензии Заявление об ограничении ответственности

В 1976 году психиатр Аарон Бек задал вопрос о новой форме терапии, которая делала акцент на изменении дисфункциональных когнитивных функций пациентов: «Может ли новая психотерапия бросить вызов гигантам в поле — психоанализ и поведенческая терапия?» (стр. 333) [1]. С тех пор когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — более общий термин, который включает в себя конкретный вариант Бека, называемый когнитивной терапией, — стала одной из наиболее доминирующих модальностей психотерапии. Что ответственно за стремительный рост этого подхода за последние три десятилетия? В этой статье я кратко расскажу о факторах, ответственных за нынешнюю популярность КПТ, рассмотрю некоторые критические замечания, высказанные по поводу лечения, и опишу недавние новаторские работы, которые могут в конечном итоге изменить саму природу КПТ в ближайшие десятилетия.

В последние годы когнитивно-поведенческая терапия становится все более популярной среди врачей и широкой общественности. Опросы терапевтов показывают, что когнитивно-поведенческая терапия быстро становится ориентацией большинства практикующих психологов [2]. Частично из-за здравого смысла и четких принципов книги по самопомощи, основанные на подходах КПТ, также стали доминировать на рынке [3]. Даже статьи в СМИ часто превозносят достоинства этой формы психотерапии. В недавней статье Washington Post провозглашалось: «К лучшему или к худшему, когнитивная терапия быстро становится тем, что люди имеют в виду, когда говорят, что «получают терапию»» (стр. HE01) [4].

Чем объясняется устойчивая и растущая популярность КПТ? Краткосрочный, структурированный характер лечения сделал его особенно поддающимся эмпирическому исследованию, и оно накопило впечатляющую исследовательскую базу. Батлер и др. [5] сообщают, что в настоящее время проведено более 325 клинических испытаний когнитивно-поведенческой терапии для различных клинических групп, включая расстройства настроения, тревожные расстройства, семейные бедствия, гнев, детские расстройства и хроническую боль. При изучении 16 отдельных метаанализов исследований когнитивно-поведенческой терапии при различных состояниях Butler et al. сообщили, что лечение привело к значительному улучшению размера эффекта по сравнению с контрольными условиями для эмоциональных расстройств у взрослых и подростков. Кроме того, результаты показали, что КПТ несколько превосходит антидепрессанты и не уступает по эффективности поведенческой терапии при лечении депрессии у взрослых. В последние годы было показано, что КПТ даже является эффективным методом лечения при добавлении к лекарствам для пациентов с шизофренией.

Из-за такого впечатляющего объема эмпирической поддержки неудивительно, что когнитивно-поведенческая терапия нашла свое место в большинстве руководств по лечению различных психических состояний, в том числе разработанных Национальным институтом здоровья и клинического совершенства Великобритании (http: //www.nice.org.uk/) и Американской психиатрической ассоциации (http://www.psych.org/psych_pract/). Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия в настоящее время является одним из видов психотерапии, преподаваемой в качестве обязательной части учебной программы резидентуры по психиатрии [6]. Из-за своего разнообразного характера КПТ легче распространять и внедрять, чем другие подходы, из-за разработки строго определенных, ручных протоколов лечения, рассчитанных на более короткие сроки (например, 12–20 сеансов). Учитывая эти факторы, можно предсказать, что когнитивно-поведенческая терапия стала излюбленным выбором компаний управляемого медицинского обслуживания в США, которые ищут экономически эффективные альтернативы традиционной психотерапии. Также неудивительно, что многие традиционные психотерапевты, обученные долгосрочным подходам, жаловались на растущее давление, которое они чувствуют, чтобы преждевременно сократить лечение (с их точки зрения), учитывая нынешнюю ситуацию в области здравоохранения.

При нынешней популярности этого подхода можно предположить, что определить КПТ будет относительно просто. Хотя основные методы и принципы этого подхода довольно просты, существует множество конкретных методов лечения, которые можно более или менее отнести к категории подпадающих под действие когнитивно-поведенческой терапии, включая когнитивную терапию, терапию решения проблем, диалектическую поведенческую терапию, метакогнитивную терапию. терапия, рационально-эмоциональная поведенческая терапия, когнитивная обработка, когнитивная терапия, основанная на внимательности, система психотерапии с когнитивно-поведенческим анализом и схема-ориентированная терапия [7]. Таким образом, правильнее говорить о когнитивно-поведенческой терапии во множественном числе, поскольку они фактически представляют собой семейство связанных вмешательств, следующих определенным основополагающим принципам и предположениям. Хотя можно описать основные элементы КПТ, следует признать, что фактическое применение на практике может несколько отличаться. Таким образом, далее следует более общее описание типичных и наиболее отличительных черт классической КПТ (см. также Ресурсы).

Таблица 1

Модель общей когнитивно-поведенческой терапии

1

Этиологическая теория Стратегии и стратегии Механизм действия Желаемые результаты
.


  • Психопатология является результатом неправильной обработки информации

  • Искаженные и дисфункциональные когниции вызывают негативные аффективные состояния и неадекватное поведение

  • Каждое расстройство характеризуется различными, но предсказуемыми паттернами искажений обработки информации

  • Активный, целенаправленный подход к решению проблем

  • Терапевт и пациент участвуют в «совместном эмпиризме»

  • Выявление, оценка, изменение и замена искаженных поведенческих когнитивных процессов более точными и адаптивными

    4

    3

    1

    3 эксперименты, используемые для проверки искаженных предсказаний и их исправления

  • Другие «классические» поведенческие техники, включенные в лечение (например, воздействие раздражителей, вызывающих страх)

  • Начальное симптоматическое улучшение

  • Позднее функциональное улучшение

Открыть в отдельном окне

Адаптировано из Forman and Herbert [9].

Бек утверждает, что когнитивный подход к психотерапии «лучше всего рассматривать как применение когнитивной модели конкретного расстройства с использованием различных техник, предназначенных для изменения дисфункциональных убеждений и ошибочной обработки информации, характерных для каждого расстройства» (стр. 194) [8]. В частности, Форман и Герберт [9] описывают фундаментальные аспекты модели на основе ее: а) теории этиологии (т. е. психопатологических процессов, которые, как считается, вызывают расстройство), б) терапевтических стратегий/методов, в) предполагаемых механизмов действия (т. е. процессы, посредством которых лечение дает свои эффекты), d) и желаемые результаты. Во-первых, модель когнитивно-поведенческой терапии предполагает, что психопатология является продуктом ошибочной обработки информации, которая проявляется в искаженном и дисфункциональном мышлении, что напрямую приводит к негативным эмоциям и неадекватному поведению. Таким образом, когнитивно-поведенческий терапевт помогает пациенту идентифицировать, оценить, а затем изменить искаженные познания, чтобы получить более реалистичные и адаптивные оценки. Как правило, сначала это достигается с помощью рациональных техник диспута, применяемых терапевтом во время сеанса, за которыми следуют поведенческие эксперименты, предназначенные для проверки достоверности предположений и прогнозов пациента. Например, терапевт может сначала помочь пациенту с социальной фобией проанализировать доказательства за и против представления о том, что ее начальник считает ее «неудачницей». Затем, между сеансами, терапевт может попросить пациентку запросить прямую обратную связь от своего начальника о ее работе и сравнить эту информацию с ее прогнозом о том, что скажет ее начальник. Предполагается, что коррекция искаженных когнитивных функций пациентов таким образом приведет к прямому улучшению как настроения (например, пациент будет чувствовать себя менее тревожным), так и поведения (например, пациент будет лучше работать и будет более общителен с коллегами). Хотя основное внимание уделяется когнитивным методам, когнитивно-поведенческая терапия также включает в себя множество других поведенческих стратегий, включая планирование активности при депрессии и воздействие раздражителей, вызывающих страх, при тревоге. Тем не менее, предполагается, что основным теоретическим механизмом действия КПТ являются когнитивные изменения, которые, как ожидается, приведут к улучшению других симптомов за счет каскадных и реципрокных эффектов. Таким образом, самое непосредственное внимание КПТ уделяется уменьшению симптомов; хотя улучшение функционирования также является долгосрочной целью лечения.

Учитывая преобладание когнитивно-поведенческой терапии в определенных условиях, неудивительно, что этот подход получил свою долю критики. Оппоненты часто утверждали, что этот подход слишком механистичен и не решает проблем «всего» пациента. Однако в последние годы некоторые из наиболее резких критических замечаний возникли внутри самого сообщества КПТ [10–12]. Во-первых, специфические когнитивные компоненты когнитивно-поведенческой терапии часто не могут превзойти «упрощенные» версии терапии, содержащие только более простые поведенческие стратегии. Это понимание исходит из особого типа исследования лечения, называемого анализом компонентов или исследованиями разборки, в которых определенные компоненты когнитивно-поведенческой терапии экспериментально манипулируются. Например, Якобсон и др. [13] показали, что состояние пациентов с большой депрессией улучшилось точно так же после лечения, которое содержало только поведенческие стратегии и явно исключало методы, предназначенные для прямого изменения искаженных когнитивных функций, по сравнению с полным пакетом когнитивно-поведенческой терапии, включающим как когнитивные, так и поведенческие элементы.

Во-вторых, у когнитивно-поведенческой терапии не было прочной связи с когнитивной психологией и неврологией, по крайней мере, до недавнего времени. Несмотря на то, что КПТ была официально кодифицирована в 1970-х годах, когда экспериментальная когнитивная психология также зарождалась как важная новая наука, КПТ развивалась в основном на основе клинических наблюдений, полученных в терапевтическом кабинете, а не в лаборатории. Таким образом, теоретическая основа КПТ не была хорошо связана с зарождающейся наукой о человеческом познании. Это привело к необходимости изменить основные аспекты теории когнитивно-поведенческой терапии с годами, чтобы лучше соответствовать экспериментальным знаниям, накапливаемым учеными-когнитивистами.

Наконец, сторонники КПТ не спешили экспериментально исследовать предполагаемые механизмы действия КПТ, которые при проверке часто не соответствовали предсказаниям, изложенным в модели. Например, Бернс и Спенглер [14] не смогли подтвердить ни одной из предсказанных причинно-следственных связей между дисфункциональными установками и результатами лечения в выборке из 521 пациента, получавших КПТ. Эти наблюдения заставили некоторых задать любопытный вопрос после того, как уже было проведено 325 исследований когнитивно-поведенческой терапии: «Нужно ли нам бросать вызов мыслям в когнитивно-поведенческой терапии?» (стр. 187) [11].

Основываясь на этих и связанных с ними жалобах на традиционную КПТ, многие видные исследователи и клиницисты начали предлагать модифицированные подходы, основанные на последних исследованиях в области психотерапии и психопатологии. Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) при пограничном расстройстве личности является примером одного из первых эмпирически подтвержденных подходов КПТ нового поколения, который пытается сбалансировать стратегии, основанные на принятии и изменении [15]. Хейс [16] ввел термин «третья волна» для описания появления новых подходов, которые сводят к минимуму или полностью исключают прямой когнитивный диспут, полагаясь вместо этого на более косвенные методы обращения к предположительно искаженным знаниям (например, стратегии, основанные на принятии), если это делается. вообще. Причина использования термина «третья волна» заключается в том, что эти методы лечения можно рассматривать как связанные с классическим движением поведенческой терапии 19-го века.50-х годов (например, систематическая десенсибилизация), или так называемая первая волна, а также ко второй волне или «когнитивной революции» 1960-х и 70-х годов, из которой возникла традиционная КПТ.

Методы, предназначенные для прямого изменения когнитивных функций, могут быть ни необходимыми, ни достаточными для улучшения, а в некоторых случаях могут вызывать парадоксальные эффекты. Например, исследования показали, что в определенных лабораторных условиях субъекты, пытающиеся контролировать или подавлять мысли, с большей вероятностью испытают их позже, в процессе, называемом «эффектом отдачи после подавления» [17]. Вместо этого Хейс [16] выступает за новый подход, называемый терапией принятия и приверженности (ACT), который делает упор на принятие (в отличие от контроля) тревожных мыслей и чувств и фокусируется на использовании инновационных стратегий для непосредственного изменения поведение в соответствии с личными ценностями и целями пациентов. Хотя исследования АКТ все еще находятся на начальных этапах, предварительные исследования 21 клинического испытания показали, что лечение эффективно при различных клинических состояниях, включая расстройства настроения и психотические расстройства, и весьма выгодно отличается от традиционной когнитивно-поведенческой терапии [10]. Кроме того, первоначальные исследования механизмов действия лечения показали, что АСТ работает больше за счет модификации поведенческих паттернов избегания (как и предполагалось), чем за счет изменения искаженных когнитивных функций (которые не являются прямыми мишенями).

В когнитивно-поведенческой терапии появилось несколько новых тем, которые открывают захватывающие новые возможности для будущего доказательной психотерапии. Во-первых, будет продолжаться компонентный анализ КПТ, и это, вероятно, приведет к более точному пониманию наиболее важных и эффективных стратегий, содержащихся в подходе. Например, поведенческая активационная терапия, появившаяся в результате основополагающего исследования Jacobson et al. [13], так же эффективен, но его легче обучить клиницистам. Кроме того, недавнее клиническое исследование показало, что поведенческая активация была более эффективной, чем когнитивно-поведенческая терапия, но только у пациентов с более тяжелой депрессией [18]. Таким образом, в дополнение к выявлению эффективных компонентов когнитивно-поведенческой терапии, детальное изучение подхода также может быть полезным для выявления возможных противопоказаний, подобно тому, как клинические испытания психотропных препаратов систематически сообщают данные о побочных эффектах и ​​безопасности в дополнение к эффективности.

Во-вторых, больше внимания уделяется фундаментальным исследованиям в области психопатологии, что приводит к модификации традиционных подходов КПТ. Например, Кларк и его коллеги [19] протестировали модифицированную форму когнитивно-поведенческой терапии, направленную на самофокусировку внимания у пациентов с социальной фобией, на основе новых исследований ключевых когнитивных процессов, связанных с расстройством. Они обнаружили, что модифицированный протокол когнитивно-поведенческой терапии превосходит флуоксетин в сочетании с инструкциями по воздействию, направленными пациенту.

В-третьих, исследователи, такие как Барлоу и его коллеги [20], разрабатывают новые вмешательства когнитивно-поведенческой терапии, которые сосредоточены на основных принципах, которые оказались эффективными при различных психических состояниях, что делает их полезными для пациентов с различными эмоциональными расстройствами. Эти более оптимизированные подходы могут помочь уменьшить проблему, связанную с обучением клиницистов отдельным руководствам по КПТ для каждого состояния, что до этого момента было дорогостоящим и создавало логистические проблемы для усилий по распространению лечения. Тем не менее, исследования таких «унифицированных» подходов все еще находятся в зачаточном состоянии, и окончательный успех в этой области остается во многом открытым эмпирическим вопросом.

Наконец, такие подходы, как АКТ и ДПТ, становятся эмпирически подтвержденными альтернативами традиционной КПТ, и это меняет ландшафт психотерапии. Теперь можно задать новый вопрос: «Могут ли эти молодые методы лечения «третьей волны» бросить вызов гигантам в этой области — поведенческой терапии и когнитивной терапии?» На самом деле, эти методы лечения уже исследуются и распространяются удивительно быстрыми темпами. По мере роста их популярности будут заданы аналогичные вопросы об их конкретной эффективности и механизмах действия; надеюсь, на гораздо более ранней стадии по сравнению с их предшественниками. Только дальнейшие исследования подтвердят их окончательное влияние на поле и добросовестный статус «третьей волны». Но чтобы традиционная когнитивно-поведенческая терапия выдержала все эти новые вызовы, ее сторонники должны стремиться проводить более качественные исследования, а для этого может потребоваться модификация некоторых центральных принципов подхода. В конечном счете, когнитивно-поведенческая терапия должна будет соответствовать этой зарождающейся науке, чтобы сохранить свои прочные позиции, иначе этому подходу может быть суждено исчезнуть в ближайшие десятилетия на пути бывших гигантов, таких как психоанализ.

Я хотел бы поблагодарить следующих коллег за полезные отзывы о предыдущей версии рукописи: Кристи Далримпл, Гэри Эпштейн-Лабов, Кэтлин Палм и Лизу Убелакер.

Эта работа была частично поддержана грантами Национального института психического здоровья США (MH076937) и NARSAD: Ассоциация исследований психического здоровья.

1. Бек А.Т. Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства. Нью-Йорк: Издательство международных университетов; 1976. [Google Scholar]

2. Norcross JC, Karpiak CP, Santoro SO. Клинические психологи на протяжении многих лет: отдел клинической психологии с 1960 по 2003 год. J Clin Psychol. 2005;61:1467–83. [PubMed] [Google Scholar]

3. Реддинг Р.Е., Герберт Д.Д., Форман Э. М., Гаудиано Б.А. Популярные книги по самопомощи при тревоге, депрессии и травмах: насколько они научно обоснованы и полезны? Проф. психологической помощи. под давлением. [Google Scholar]

4. Саймон СС. Изменение мнения. Разд. Вашингтон Пост; 3 сентября 2002 г. с. НЕ01. [Академия Google]

5. Батлер А.С., Чепмен Дж.Е., Форман Э.М., Бек А.Т. Эмпирический статус когнитивно-поведенческой терапии: обзор метаанализов. Clin Psychol Rev. 2006; 26:17–31. [PubMed] [Google Scholar]

6. Судак Д.М., Бек Дж.С., Райт Дж. Когнитивно-поведенческая терапия: схема достижения и оценки психиатрической компетентности. Академия психиатрии. 2003; 27: 154–9. [PubMed] [Google Scholar]

7. Kuehlwein KT, Rosen HE. Когнитивные терапии в действии: развитие инновационной практики. Сан-Франциско: Джосси-Басс; 1993. [Google Scholar]

8. Бек А.Т. Когнитивная терапия: прошлое, настоящее и будущее. J Consult Clin Psychol. 1993; 61: 194–8. [PubMed] [Google Scholar]

9. Форман Э. , Герберт Дж. Терапия принятия и приверженности: сходства и различия с когнитивной терапией. 2006 г. Доступно по адресу: http://www.scientist-practitioner.com.

10. Hayes SC, Luoma JB, Bond FW, Masuda A, Lillis J. Терапия принятия и приверженности: модель, процессы и результаты. Behav Res Ther. 2006; 44:1–25. [PubMed] [Академия Google]

11. Лонгмор Р.Дж., Уоррелл М. Нужно ли нам бросать вызов мыслям в когнитивно-поведенческой терапии? Clin Psychol Rev. 2007; 27: 173–87. [PubMed] [Google Scholar]

12. Гаудиано Б.А. Поведенческая терапия «третьей волны» в контексте. Cog Behav Pract. 2006; 13:101–4. [Google Scholar]

13. Jacobson NS, Dobson KS, Truax PA, Addis ME, Koerner K, Gollan JK, et al. Компонентный анализ когнитивно-поведенческой терапии депрессии. J Consult Clin Psychol. 1996; 64: 295–304. [PubMed] [Академия Google]

14. Бернс Д.Д., Спэнглер Д.Л. Опосредуют ли изменения в дисфункциональных установках изменения депрессии и тревоги при когнитивно-поведенческой терапии? Поведение тер. 2001; 32: 337–69. [Google Scholar]

15. Линч Т.Р., Трост В.Т., Салсман Н., Линехан М.М. Диалектическая поведенческая терапия пограничного расстройства личности. Annu Rev Clin Psychol. 2007;3:181–205. [PubMed] [Google Scholar]

16. Hayes SC. Терапия принятия и приверженности, теория фреймов отношений и третья волна поведенческой и когнитивной терапии. Поведение тер. 2004;35:639–65. [PubMed] [Google Scholar]

17. Wenzlaff RM, Wegner DM. Подавление мысли. Анну Рев Психол. 2000; 51: 59–91. [PubMed] [Google Scholar]

18. Dimidjian S, Hollon SD, Dobson KS, Schmaling KB, Kohlenberg RJ, Addis ME, et al. Рандомизированное исследование поведенческой активации, когнитивной терапии и антидепрессантов при неотложном лечении взрослых с большой депрессией. J Consult Clin Psychol. 2006; 74: 658–70. [PubMed] [Google Scholar]

19. Clark DM, Ehlers A, McManus F, Hackmann A, Fennell M, Campbell H, et al. Когнитивная терапия по сравнению с флуоксетином при генерализованной социальной фобии: рандомизированное плацебо-контролируемое исследование. J Consult Clin Psychol. 2003;71:1058–67. [PubMed] [Академия Google]

20. Барлоу Д.Х., Аллен Л.Б., Чоут М.Л. К единому лечению эмоциональных расстройств. Поведение тер. 2004; 35: 205–30. [Академия Google]

«Доверие, основанное на знаниях» (KBT): Google стремится предоставить нам факты.

(Первоначально опубликовано на Активация TOK) Кому нужно критическое мышление, когда у нас есть Google? Команда компьютерных ученых, работающих в Google, предложила улучшить то, что появляется, когда мы вводим наши термины в окне поиска. Они предлагают метод расчета «показателя надежности» для веб-страниц на основе их фактического содержания: «Мы называем рассчитанную нами оценку надежности доверием, основанным на знаниях (KBT)». Я сам заядлый гуглер, меня переполняют восхищение и веселье. Что наши студенты, многие из которых также являются непревзойденными гуглерами перед выполнением эссе, ответили бы на мгновенно возникающие вопросы о природе фактов, истине и надежных источниках?

Надежность: непротиворечивость заявлений о знаниях в Хранилище знаний

Предлагаемая система, кратко описанная в New Scientist («Google хочет ранжировать веб-сайты на основе фактов, а не ссылок») подталкивает веб-источники вверх в рейтинге Google больше не , подсчитывая количество ссылок на них во взаимосвязанной сети, , а вместо этого , внутренне проверяя их факты и понижение «оценки достоверности» тех страниц, информация которых противоречит тому, что иным образом установлено в сети.

Но как Google может оценить фактическую точность информации и утверждений о знаниях веб-сайтов? Google не проводит независимых исследований и не имеет метода установления надежного источника, независимого от заявлений о знаниях, повторяющихся в Интернете.

Он может проверять только внутри Интернета, в том, что он называет своим хранилищем знаний , огромной компиляцией информации, извлеченной из Интернета ботами и алгоритмами. И именно это хранилище данных будет использовать предлагаемое программное обеспечение для установления согласованности между источниками информации. Он установит достоверность через согласованность – то есть внутреннюю согласованность и свободу от противоречий. (См. проверку на соответствие, Учебник IB TOK, глава 3.)

В какой степени вы предоставите Google собственный KBT (Knowledge-Based Trust)?

Мы можем представить обширную компиляцию электронной информации, используя множество различных метафор: например, сеть, Хранилище или автономный пузырь. Возможно, метафора (язык ТОК), которую мы выбираем, может повлиять на то, какие вопросы мы задаем о степени достоверности Google, и использование метафоры «эхо-камеры» должно спровоцировать некоторых!

Предлагаю поделиться короткой статьей от New Scientist со своими учениками, чтобы узнать, какие вопросы они могут захотеть задать, прежде чем предоставить Google собственное доверие. Я поделюсь несколькими своими собственными вопросами о знаниях, которые я считаю чрезвычайно важными, поскольку, как и многие студенты, я ищу информацию в Интернете. («Гугли» — один из моих самых активных глаголов!)

Несколько вопросов о знаниях — о согласованности, надежных источниках и циклическом мышлении

Во-первых, я склонен отступить от согласованности как способ установления истины:

  • Если все источники согласны с информацией, является ли она правдой?
  • Если информация, предоставленная меньшинством источников, противоречит информации, предоставленной большинством, является ли она ложной?
  • Вероятность точности источника надежно измеряется степенью соответствия другим источникам?
  • Что такое «факт»?

Как могли заметить студенты, мы часто используем когерентность как способ проверки истинности утверждений о знании не только в повседневных знаниях, но и в методологиях наших областей знаний. Математические доказательства нацелены на свободу от внутренних противоречий и совершенную логическую непротиворечивость (причина ТОК) в рамках утверждений. История, работая с очень разными предметами, по-прежнему использует последовательность в качестве критерия истины: она стремится, как меру точности, найти соответствие между документами, чтобы установить, что на самом деле произошло в прошлом. (Историки, конечно, рассчитывают найти человеческие непоследовательности и всю изменчивость наших ограничений и взглядов.)

Учитывая, что внутренняя непротиворечивость является широко используемой и часто уместной проверкой на истинность, мы можем быть вынуждены решить еще несколько вопросов о знаниях, поскольку на данный момент мы утаиваем от Google наш KBT. Эти вопросы более тесно связаны с надежными источниками , и являются теми, над которыми наши студенты наверняка уже задумывались:

  • Все ли источники информации одинаково надежны? Почему или почему нет? Все ли веб-сайты в равной степени способствуют точному пониманию проблемы?
  • Что такое «эксперт»? В какой степени наши ожидания от источника-эксперта различаются в зависимости от области знаний?
  • Если источник является экспертом в одной теме, обязательно ли этот же источник надежен в несвязанных темах?

Как могут заметить студенты, мы должны выбирать, кого спрашивать, в зависимости от темы, и мы должны взвешивать наше доверие в соответствии со знанием наших источников. Если мы хотим знать, безопасна ли медицинская процедура, мы должны обращаться к врачам, а не к демократическому голосованию наших друзей. Точно так же было бы разумно прислушаться к консенсусу ученых-климатологов относительно изменения климата, а не искать наиболее частые утверждения в СМИ.

(Или… по крайней мере, мы, вероятно, признаем, что мы должны доверять соответствующим экспертам. На практике, по мнению ученых-когнитивистов, мы ужасающе склонны верить анекдотическим фактам, включая истории наших друзей! И мы также, к сожалению , склонны подвергаться предвзятости подтверждения , фильтруя информацию, чтобы принимать только то, что подтверждает то, во что мы хотим верить. )

Исследовательская группа Google предложила способ решения этой проблемы многочисленных ненадежных источников. Они будут присваивать источнику более высокий вес как надежный в своей системе оценки, если он имеет более высокий балл за фактическую точность. Ах. Звучит как хорошая идея, Google. Но если учащиеся не сразу задают вопросы о знаниях о круговые рассуждения , вы можете предложить им сделать это:

  • В какой степени мы можем оценить достоверность источника по достоверности его информации?
  • В какой степени мы можем оценить достоверность информации по достоверности ее источника?
  • Можем ли мы одновременно оценить качество источника по точности его информации, а точность информации по качеству источника?

Я несправедлив к Google?

Боюсь, я упустил что-то действительно важное в этом предложении изменить методы поиска Google. Я, конечно, не понимаю всю вспомогательную методологию, и я призываю вас попробовать самостоятельно прочитать уравнения и диаграммы. Это не мое поле! Я бы приветствовал ответ от кого-то более знающего, чтобы прокомментировать мои комментарии и то, что я пропустил.

В целом, однако, я остался доволен тем, что Google стремится сделать, внося это изменение. Если он отходит от рейтинга веб-сайтов в поиске по тому, сколько других сайтов ссылаются на них со ссылками, он отходит от рейтинг по популярность – популярность, которую можно получить по причинам, не имеющим ничего общего с надежностью. Однако я обеспокоен тем, что то, что происходит в рейтинге по надежности , гораздо сложнее и может вызвать доверие — KBT! — имеет шаткое основание.

Итак, несмотря на то, что я высоко оцениваю цели Google, я также еще больше оцениваю то, что ускользает от сбора данных ботами и внутреннего анализа алгоритмами: то есть критическое мышление и человеческое суждение. Мы можем быть рады получить более качественную информацию при поиске в Google, но мы по-прежнему хотим провести критическую обработку самостоятельно, поскольку мы занимаемся вопросом знаний, который чрезвычайно важен в рамках теории знаний IB и имеет отношение к студенческим исследованиям в рамках теории знаний. весь диплом IB: Как мы можем лучше определить вероятность того, что источник заслуживает доверия?

Ссылки

Хэл Ходсон, «Google хочет ранжировать веб-сайты на основе фактов, а не ссылок», New Scientist.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *