Исследование самооценки подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»
Цель работы теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование самооценки подростков.
Методы эмпирического исследования: констатирующий эксперимент по методикам: «Определение самооценки по Р. В. Овчаровой»; Методика измерения уровня самооценки, разработанная Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн, методика С. В. Ковалева на определение уровня самооценки.
В результате выдвинутая гипотеза о том, что большинство подростков имеют неадекватную самооценку, была подтверждена.
Соответственно требуется проведение коррекционных мероприятий, направленных на приближение самооценку к адекватному уровню.
Работа посвящена изучению самооценки подростков ее влиянию на формирования образа «Я» у подростков. Самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком поведения и всей деятельности, как индивидуальная характеристика личности, ее центрующий компонент, формируется при активном участии самой личности и отражающий полноту разнообразия ее внутреннего мира.
Ключевые слова:
подростковый возраст, самооценка, психолого-педагогическая диагностика.
Актуальность темы связана с необходимостью осуществления психолого-педагогического сопровождения подростков в период обучения в девятом классе среднеобразовательной школы, в момент их выбора дальнейшего жизненного пути, места обучения, выбора профессии. Социальные изменения накладываются на время, когда происходят психофизиологические изменения в развитии школьников.Самооценка рассматривается как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции человеком поведения и всей деятельности, как индивидуальная характеристика личности, ее центрующий компонент, формируется при активном участии самой личности, отражающий полноту разнообразия ее внутреннего мира. Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками.
Обзор отечественной и
зарубежной литературы
Анализ литературных источников показал, что,феномен самооценки широко изучается и старательно описывается, но несмотря на это, до сих пор нет однозначного определения понятия «самооценка». Также отсутствует единство понимания природы этого явления и его особенностей. Учеными исследовались вопросы: онтогенеза самооценки, ее функции, структура, закономерности и возможности формирования.
Многие авторы акцентируют внимание на формировании самооценки в подростковом периоде и на факторах, которые могут способствовать ее становлению. Данную проблему исследовали следующие ученные: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, А. И. Липкина, А. А. Реан, А. Г. Стужин, Е. А. Соколова, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Р. Бернс, П. М. Якобсон, А. Адлер, Б. В. Зейгарник, К. Левин и 3игмунд Фрейд. Авторы пришли к мнению, что становление самооценки происходит непосредственно в подростковом возрасте. И на сегодняшний день основной задачей современной психологии в данной области, являются исследования по выявлению факторов, способствующих становлению самооценки подростков.
Подростковый период характерен резкими изменения всех сфер жизни человека. Несомненно, в этот период на формирование самооценки влияют успехи и неудачи в школьной жизни, как оценивают его окружающие, как складываются его отношения со сверстниками. Исследования межличностных отношений подростков проводились такими отечественными учеными как Н. П. Аникеева, Е. Л. Дубовская, Р. Л. Кричевский, Л. Р. Мадорский, Е. Н. Резников, Х. Ремшмидт, М. В. Смирноваи т. д. А. Н. Леонтьев, описывая проблему самосознания как дилемму важнейшего жизненного значения, возглавляющую психологию личности, расценивал её как нерешенную и уходящую от научного психоанализа. Психолог Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960гг) отмечал: «Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя самое в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к Я, то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, это вопрос о ее самосознании, о личности как Я, которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца».
Многие ученые отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем или иным показателям, которые представляются им самыми важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать самооценку собственных качеств. По мнению А. В. Гайфуллина, самооценка — это сложная система, формирующая характер самоотношения индивида и включающая как общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие либо непринятие себя, так и парциальные, иначе говоря, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, действиям, поступкам, успешности либо неспешности отдельных видов деятельности.
Таким образом, мы видим, что, мнение ученых разных стран сводится к одному выводу — подростковый период в онтогенезе человека имеет большое значение в формировании самооценки.
Материалы и
методы
Проведенное исследование состояло из следующих этапов:
- Теоретические — изучение отечественной и зарубежной литературы.
- Эмпирические — эксперимент констатирующий
- Математико-статистические.
Результаты
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки (
Р.
В.
Овчаровой
) были получены следующие результаты:
– 50 % имеют завышенную самооценку (15 человек)
– 33,33 % имеют заниженную самооценку (10 человек)
– 16,67 % имеют адекватную самооценку (5 человек)
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки (
Дембо-Рубинштейн
в модификации А. М. Прихожан) были получены следующие результаты:
– 56,6 % имеют завышенную самооценку (17 человек)
– 30 % имеют заниженную самооценку (9 человек)
– 13,34 % имеют адекватную самооценку (4 человека)
По результатам диагностики по методике нахождение количественного выражения уровня самооценки (
С.
В.
Ковалева
) были получены следующие результаты:
– 53,33 % (16 человек) учащихся испытывают высокийуровень самооценки,адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия других и трезво оценивают свои действия;
– 33,34 % (10 человек) учащихся испытывают средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают не объяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований, необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.
– 13,34 % (4 человека) учащихся испытывают средний уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости, не переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.
Рис. 1. Сравнительный анализ проведенных исследований самооценки подростков
Таким образом, подведя общий итог проведенных исследований, можно сделать вывод о том, что 53,3 % исследуемых школьников имеют завышенную самооценку, 32,2 % — заниженную самооценку и 14,5 % имеют адекватную самооценку. Итого 85,5 % учащихся имеют неадекватную самооценку, и нуждаются в ее корреляции.
Заключение
Проведенное исследование, в определенной степени дает подтверждение изученной теоретической базы в 1й главе, а также подтверждает, выдвинутую гипотезу о том, что большинство подростков имеют неадекватную (заниженную, завышенную) самооценку. По результатам тестирования школьников по трем методикам: Дембо-Рубинштейна, Овчаровой Р.В и Ковалева С.Дают примерно одинаковые цифры и говорят о том, что свыше 60 % учащихся нуждаются в корреляции уровня существующей самооценки. Завышенная самооценка имеет в своей природе выдвижение личности самому себе часто, нереалистичные требования, переоценивание своих возможности, и как следствие эта необоснованная уверенность в себе может раздражает других, вызывает конфликты, неудачи и что более важно — разочарования, при получении результата, отличающегося от задуманного. Заниженная самооценка, напротив может не дать личности сделать нужный шаг и как следствие, разочарование, раздражение, прокрастинирование и не получение желаемого, в виду отсутствия действий по его получению. Поэтому крайне важно человеку, особенно подростку иметь адекватный уровень самооценки.
Литература:
- Азимова Р. Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект [Текст]: / Р. Н. Азимова Известия АПАз ССР. — 1969. — № 3.- С. 95–104, с. 99
- Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды [Текст]: Педагогика / Борис Геннадьевич Ананьев — Том 2. Москва, 2009. — 134 с.: с ил.
- Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]: Практическая психология в образовании / Марина Ростиславовна Битянова — Москва: Совершенство, 2001. — 298 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.: пер. с англ / Роберт Бернес — Москва: Прогресс, 1986. — 1986.- 421с.
- Бернс Р. Я — концепция и Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности.: пер.с анг/ Роберт Бернс — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2009. 656 с
- Брызгалов, Н. В. Формирование и коррекция самооценки [Текст]: Молодёжь и наука / Брызгалов Н.В / Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, посвященной 50 -летию первого полета человека в космос — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011
- Божович Л. И. Личность и учение подростка [Текст]: Психологическая наука и образование / Лидия Ильинична Божович. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.: ил.
- Волков, Б. С. Психология подростка [Текст]: учебное пособие / Борис Степанович Волков. — Москва: — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: КНОРУС, 2018. — 266 с.
- Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: Анри Валлон. — Москва: Просвещение, 1997. — 190 с.
- Выготский Л. С. Психология [Текст]: Мир психологии / Лев Семенович Выготский — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Гайфулин, А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки [Текст]: Алексей Викторович Гайфулин — Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009 — № 1. 76 с.
- Гонина, О. О. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст]: Ольга Олеговна Гонина. — Москва: Флинта, 2014. — 542 с., с. 452
- Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки [Текст]: — Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. 120 с.
- В. И. Долгова, А. А. Кошелева //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №
- Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий [Текст]: учебник для вузов / Евгений Павлович Ильин. СПб.: Питер, 2014 190 с.
- Запорожец A. B. Психологическое развитие ребенка [Текст] / Александр Bладимирович Запорожец / Избр. психологические труды в 2 т. Москва: 1986. 360с.
- Кашкуш А. Специфика формирования самооценки [Текст]: Мир науки, культуры, образования/ Айман Кашкуш // Мир науки, культуры, образования № 2 (69): сб. науч. тр / Великий Новгород. Новгородский гос. ун-т — Великий Новгород 2018. — С- 70 -72.
- Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология [Текст]: учебник для вузов / Борис Дмитриевич Карвасарский. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 553 с
- Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Игорь Семенович Кон — Москва: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности [Текст] / Игорь Семенович Кон // Психологический журнал. — 1997. — № 4. — 126 с.
- Личко А. Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения [Текст]: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / Андрей Евгеньевич Личко// Возрастная и педагогическая психология — Москва: Академия, 2001. — 266 с.
- Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст]: учебное пособие. /Ольга Николаевна Молчанова — Москва: Наука, 2010. 392 с.
- Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: учебник / Людмила Филиповна — Москва: Роспедагентство, 1996. — 374 с.
- Пантилеев СР. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст]: Спецкурс / Сергей Рэмович Пантилеев Москва: Изд-во МГУ 1991 108 с.
- Прихожан A. M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития [Текст]: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Прихожан Анна Михайловна Москва: Юрайт 2016–480 с.
- Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во МГУ 1983–288с.
- Столин В. В. Самосознание личности [Текст]: учебник для вуза /Столин Владимир Викторович Москва: Изд-во: Академия, 2009. 284 с
- Савонько Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста [Текст] / Савонько Елена Ивановна,- Москва: 2004. № 4. 157 с.
- Сидоров К. Р. Самооценка в психологии [Текст]: Сидоров Константин Рудольфович // Мир психологии. 2006. № 2. 234 с.
- Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития [Текст]: Высшая школа /Слободчиков Виктор Иванович // Вопросы психологии — 1991. — № 2. — 49 с.
- Соколова Е. Т. Нормальные трудности подросткового возраста [Текст]: учителям и родителям о психологии подростка / Соколова Елена Теодоровна Москва, 1990. 66 с.
- Психологический словарь [Текст] / под ред. Зинченко В. П., Мещеряковой Б. Г. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Изд-во: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Умарова А. С., Белобрыкина О. А. Особенности самооценки современного подростка [Текст] Умарова А.С // Молодой ученый. 2014. № 3. 162 с.
- Хлебодарова О. Б. Взаимосвязь статусного положения в коллективе и самооценки подростка // Молодой ученый. 2010. № 1–2–2. 230 с.
- Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Психология развития и возрастная психология/ Шаповаленко Ирина Владимировна — Москва: Юрайт, 2013. 576 с
- Шаяхметова В. К. Исследование формирования самооценки младших подростков [Текст]: // Концепт. — 2015. -№ 03 (март).
Основные термины (генерируются автоматически): завышенная самооценка, заниженная самооценка, подростковый период, формирование самооценки, адекватная самооценка, количественное выражение уровня самооценки, подростковый возраст, результат диагностики, самооценка, уровень самооценки.
Изучение самооценки старших подростков
Аннотация. Статья посвящена изучению самооценки старших подростков; представлены результаты исследования самооценки старших подростков.
Ключевые слова: подростковый возраст, личность, констатирующий эксперимент, тестирование.
В нaстоящee врeмя исслeдовaния самooценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаютcя лучше, как меняетcя с возрастом уровень и критерии самooценок, какое значение придается внешности, а кaкoе умственным и моральным качествам [1].
Подростковый возраcт – это вaжный и трудный этап в жизни каждого человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую судьбу. Он знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этом возраcте формируется мировоззрение, происходит переосмысление ценностей, идеалов, жизненных перспектив. Для данного периода характерно становление сознания и самосознaния личности, а поведение человека регулируется его самооценкой, которая представляет собой центральное образование личности [2].
Caмосознание – сложный психический процecс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлeно само на cебя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.
Важной стороной самосознания и показатeлем достаточно выcокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.
Cамооценка, по определению Т.В. Барласа, – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Cамооценка формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания человека о сeбe, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк — oт вeры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оцeнить свои возможности способности [3].
Cамooценка – это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.
Cогласнo исследованиям психологов, в частности, И. В. Дубровиной, веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли [2].
Caмooценка, считает В.Н.Куницына, имеет ряд измeрeний: она мoжет быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой самооценки является дифференцированная самооценка: человек четко осознаёт и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны [2].
А.A.Реан считает, что на первой стадии подросткового периода, в 12 – 13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем пoлoжительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
На второй стадии этого возраста, в 14 – 15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности [3].
Как заметила И.В.Дубровина, подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.
Структура самooценки представлена двумя компонентам и – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот, ни другой не может быть представлен в чистом виде. Знания о себе человек приобретает через общение с другими людьми. Эти знания неизбежно обрастают эмоциями, сила, и напряженность которых зависит от того, насколько значима для личности полученная информация.
Качественное своеобразие когнитивного и эмоционально компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер, определяющий особенности развития каждого из них.
В.М. Мельниковым были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самooценки:
1. Наиболее выcокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественной ориeнтацией подростков и обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.
2. Cреднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3. Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах [4].
Многие иccледователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Oбъясняется это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.
В. Кваде, В. П. Трусов представили данные об индикаторах различных типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подрoстка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения [5].
Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самooценку – низкая психологическая устойчивость.
По мнению А.И. Кравченко, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Oбнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Пoдрocтки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения [5].
К.Р. Сидoров считает, что подрoстки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки хaрaктеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Подростки с низкой самooценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие – что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку [6, 7, 8, 9].
Иccледование А.И. Липкиной было направлено на выявление механизмов связи самооценки подростка и успешности его обучения. Автор предположила, что в основе механизма влияния самooценки на эффективность интеллектуальной деятельности ребенка лежат эмоциональные переживания, сопровождающие деятельность подростка.
Результаты исследований показали, что уровень самооценки подростков существенно влияет как на качественные показатели эффективности интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, если в ситуации присутствуют эмоциональные фактoры (например, стресс неуспеха, повышенная ответственность за качество деятельности и др.).
У подрoстков с низкой самооценкой показатели качества деятельности в эмоциогенных ситуациях ниже на статистически значимом уровне, чем у подростков с высокой самооценкой, а время выполнения деятельности больше. Эту тенденцию автор объясняет худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к эмоциогенным ситуациям, что и приводит к возникновению эмоциональной напряженности, отрицательно сказывающейся на качественных характеристиках времени выполнения деятельности [10, 11].
Было проведено экспериментальное исследование уровня самооценки старших подростков на базе МБОУ гимназии №63 г. Челябинска. В исследовании принимали участие ученики 9-го класса в количестве 24 человек (10 девочек, 14 мальчиков). Были проведены следующие методики: шкала самооценки уровня тревожности по Ч.Д.Спилбергу, Ю.Л.Ханину, методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.
Методика «Шкала самооценки уровня тревожности» по Ч.Д.Спилбергу, Ю.Л.Ханину. Целью данной диагностики заключалась в том, чтобы определить уровень личностной (ЛТ) и реактивной (РТ) тревожности. Ребятам раздали бланки с вопросами, где они должны были зачеркнуть цифру в зависимости от того, как они себя чувствовали в данный момент (1-20 вопросы) и как чувствуют обычно (21-40 вопросы). После обработки материала получились следующие результаты (рис. 1, рис. 2).
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что по уровню реактивной тревожности (ситуативной, в данный момент):
- · 2 человека – имеют низкую реактивную тревожность, которая требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
- · 17 человек – имеют умеренную реактивную тревожность: это определенный уровень тревожности, который является естественной и обязательной особенностью активной личности;
- · 5 человек – имеют низкую реактивную тревожность. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.
По уровню личностной тревожности (устойчивой характеристикой человека) можно сделать вывод:
- · 2 человека – имеют низкую личностную тревожность. Это означает, что требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
- · 16 человек – имеют умеренную личностную тревожность. Они могут воспринимать ситуацию как угрожающую, но при этом уровень сохраняется как «полезной тревоги».
- · 6 человек – имеют высокую личностную тревожность. Это может служить помехой в развитии личности, учебе.
Следующей проведенной методикой стала: методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку, предназначенная для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Ребятам предлагался описание различных психических состояний, которые нужно было оценить следующим образом: 2 балла – это состояние бывает, 1 балл – состояние бывает изредка и 0 баллов – этого состояния совсем не бывает. В ходе исследования были получены следующие результаты, которые нашли свое отражение на рис. 3.
Рис. 3 – Результаты методики диагностики психических состояний по Г. Айзенку
Из результатов видно, что по шкале «Тревожность» 18 человек имеют низкий уровень тревожности, 6 человек имеют средний уровень тревожности.
По шкале «Фрустрация» 19 человек имеют низкий уровень фрустрации. Эти подростки имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боятся трудностей. 5 человек имеют средний уровень фрустрации.
По шкале «Агрессивность» 10 человек имеют низкий уровень агрессивности. Они спокойны, выдержаны. 8 человек имеют средний уровень агрессивности, 6 человек имеют высокий уровень агрессивности, то есть они агрессивны, невыдержаны. Есть трудности в работе с людьми.
По шкале «Ригидность» 8 подростков не имеют ригидности, 14 человек имеют средний уровень ригидности, 2 человека имеют высокий уровень ригидности, что означает сильно выраженную ригидность.
Таким образом, системы отношени, которые складываются между подростком и учителем, подростков и одноклассником, подростком и взрослым играют существенную роль в формировании самооценки старших подростков.
Ссылки на источники:
- Ефимкина Р.П. Детская психология. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2010. — 470 с.
- Немова Р.С. Психология. – М.:Просвещение, 2007. – 192 с.
- Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения — М. : Наука, 2010. — 334 с.
- Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации // Вопр. теории и методов социологических исследований (по материалам науч.-теорет. конф.). — Вып. 3. — 2010. С. 57-58.
- Петровский А.В. Общая психология. — М.: Наука, 2012. — 220 с.
- Долгова В.И., Ордина И.П. Формирование позитивной я-концепции старших школьников // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. – № 4 (24). – С. 63-65.
- Долгова В.И., Ордина И.П. Одаренный старшеклассник как субъект социальных коммуникаций // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENTMaterials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 — December 10, 2012). Chief editor — Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 36-38.
- Долгова В. И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 — June 10, 2014). Chief editor — Pavlov V.V.. – London, 2014. – С. 62-65.
- Долгова В.И. Природа как фактор нравственного развития личности // В сборнике: Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее Рушанин В.Я.Р. – Челябинск, 2000. – С. 169-171.
- Петрова А.Е. Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: Светоч, 2010. — 484 с.
- Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в обществе. Философско-социологические проблемы. – Красноярск: Пресс, 2011. — 316 с.
Домашняя страница, Whole Person Associates, Книжный магазин, Здоровье и хорошее самочувствие
Whole Person Associates: Издательство о психическом здоровье и благополучии
Ведущий издатель профессиональных ресурсов и ресурсов самопомощи, которые позволяют людям создавать и поддерживать здоровый образ жизни, обращаясь к управлению стрессом, укрепление здоровья, проблемы со здоровьем и благополучием, а также вопросы психического здоровья.
Наша продукция намеренно ориентирована на человека в целом – на сложную смесь физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных и духовных составляющих, которые делают нас людьми. Ресурсы для профессионалов выходят за рамки теории и предлагают практические практические занятия для клиентов и участников. Наши продукты самопомощи для непрофессионалов поощряют самоанализ и предлагают конкретные решения, помогающие людям вести здоровый образ жизни.
Философия всего человека
Наши продукты намеренно ориентированы на человека в целом – на сложную смесь
физических, умственных, социальных, эмоциональных и духовных компонентов, которые делают нас людьми.
Мы включили все эти компоненты в наш логотип.
О компании Whole Person
Пропаганда здорового образа жизни для всех:
Whole Person Associates была основана в 1980 с основной целью публикации ресурсов, которые помогут практикующим врачам эффективно обучать управлению стрессом и укреплению здоровья. Каждый продукт должен был делать следующее: способствовать самопознанию, обеспечивать интерактивные действия, включать воспроизводимые рабочие листы и подходить к здоровью и благополучию с точки зрения «всего человека» — разума, тела и духа. С годами программа публикаций расширилась и теперь включает психическое здоровье и самопомощь, но основная цель и критерии продукта остались прежними.
Whole Person предлагает множество различных форматов продуктов, которые помогут вам достичь ваших целей:
Воспроизводимые рабочие тетради — этот тип продукта соответствует всем критериям, упомянутым выше. Каждая рабочая тетрадь включает в себя набор воспроизводимых раздаточных материалов, рабочих листов, оценок и действий по ведению дневника, которые гарантированно стимулируют самоанализ и обеспечивают платформу для оживленных дискуссий. Они затрагивают широкий спектр тем, которые охватывают здоровье и хорошее самочувствие от А до Я.
Колоды карт . Эти интерактивные игры были созданы в качестве дополнительных учебных пособий почти ко всем учебникам. Открытые вопросы помогают растопить лед с вашим клиентом или группой и стимулируют оживленную дискуссию.
Книги с управляемыми образами — Whole Person предлагает широкий выбор сценариев управляемых образов и визуализаций, которые помогут вам обучить ключевому навыку управления стрессом – расслаблению. Сценарии могут быть прочитаны вашим клиентам под успокаивающую фоновую музыку.
Компакт-диски для релаксации — Whole Person разработал более 30 компакт-дисков для релаксации, предлагающих различные техники, включая прогрессивную мышечную релаксацию, аутогенную релаксацию, управляемую медитацию и визуализацию. Компакт-диски для релаксации Whole Person используются и рекомендуются терапевтами, консультантами и практиками для решения проблем, связанных со стрессом и укреплением здоровья.
Книги для ледокола . Независимо от того, ведете ли вы собрание персонала, представляете семинар по обеду в коричневых пакетах, ведете класс или ведете терапевтическую группу, книги для ледокола, которые предлагает Whole Person, будут для вас неоценимы.
DVD — Whole Person предлагает четыре курса DVD. Каждый курс состоит из шести занятий, которые можно использовать как серию или по отдельности. Два посвящены управлению стрессом, один посвящен проблемам на рабочем месте, а четвертый призывает зрителей делать здоровый выбор, когда дело касается их образа жизни. Все они помогают людям освоить навыки, ведущие к оптимальному здоровью и хорошему самочувствию.
Самопомощь — Независимо от того, являетесь ли вы практикующим врачом, который хочет порекомендовать хороший ресурс для самопомощи, или человеком, который ищет материалы, которые помогут справиться со стрессом, улучшить самочувствие, справиться с тревогой, старением и т. д., Whole Person имеет некоторые большие ресурсы для вас.
Открытый доступ SCIRP
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и медико-биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Подача статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами