Разное

Индивидуально типологический опросник ито л н собчик: Недопустимое название — Psylab.info

Индивидуально-типологический опросник (ИТО)

 

Методика ИТО представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Она позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. В основе методики лежит разработанная Л.Н. Собчик теория ведущих тенденций, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающих разные уровни развития личности — от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, — к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным «Я» (самосознание, самооценка, самоконтроль). Ведущие тенденции определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов.

Применяется для психодиагностических исследований личности взрослых людей с целью профконсультации, выявления направлений психологической помощи, комплектования групп, самопознания и т. п

По результатам обследования легко понять, насколько уравновешенным является индивид, какие особенности его характера акцентуированы, в благоприятной ли он находится ситуации или дезадаптирован. Поэтому тест может успешно использоваться в профориентации, при отборе и расстановке кадров, в семейном консультировании, в сфере образования в целях индивидуализации подхода к отдельной личности.

Инструкция

Прочитав каждое утверждение, отметите «ДА» (верно) перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением, или «НЕТ» (неверно), если не согласны.

Тест

Ваше Имя: ________________

Пол: ______ Возраст: __________ Ваше образование: _____________

) Я постараюсь отнестись к исследованию ответственно и быть максимально искренним.

Да Нет

) У меня очень сложный и трудный для окружающих характер.

Да Нет

) Я лучше справляюсь с работой в тиши и одиночестве, чем в присутствии многих людей или в шумном месте.

Да Нет

) Решая серьезные проблемы, я, как правило, обхожусь без посторонней помощи.

Да Нет

) Я очень редко заговариваю первым с незнакомыми людьми.

Да Нет

) Для меня важно, что подумают другие о моих высказываниях и поступках.

Да Нет

) Если будет нужно, я разрушу все преграды на пути к достижению цели.

Да Нет

) Я часто тревожусь по пустякам.

Да Нет

) В моих неудачах виноваты определённые люди.

Да Нет

) Для меня важно иметь общее мнение с теми людьми, с которыми я часто общаюсь.

Да Нет

) Меня мало касается всё, что случается с другими.

Да Нет

) Мне интересны яркие, артистичные личности.

Да Нет

) Мне нет дела до чужих страданий: хватает своих.

Да Нет

) В шумной компании я чаще всего — в роли только наблюдателя.

Да Нет

) Для меня невыносимо наблюдать страдания других людей.

Да Нет

) Я — человек абсолютно правдивый и искренний.

Да Нет

) Все мои беды связаны с собственным неумением ладить с людьми.

Да Нет

) Меня часто тянет к шумным компаниям.

Да Нет

) Принимая важное решение, я всегда действую самостоятельно.

Да Нет

) Мне всегда приятно заводить новых знакомых.

Да Нет

) Берясь за какое-нибудь дело, я не стану долго раздумывать, прежде чем начать действовать.

Да Нет

) Меня раздражают люди, пытающиеся изменить мое мнение, когда я уверен в своей правоте.

Да Нет

) Я часто волнуюсь за близких мне людей даже без серьезного повода.

Да Нет

) Я не могу терпеть, когда кто-нибудь меняет заведенный мною порядок.

Да Нет

) Я умею привлекать к себе внимание окружающих меня людей.

Да Нет

) В жизни я твердо придерживаюсь определенных принципов.

Да Нет

) Люблю посещать компании, где можно танцевать или петь.

Да Нет

) Я чрезвычайно чувствителен к изменениям в настроении окружающих меня людей.

Да Нет

) Я могу не смущаясь дурачиться в веселой компании.

Да Нет

) Я спокойно отношусь к тому, что кто-то рядом переживает по поводу своих неприятностей.

Да Нет

) Я никогда не поступаю как эгоист.

Да Нет

) Часто бывает так, что из-за меня у окружающих портится настроение.

Да Нет

) Интересные идеи приходят мне в голову чаще, когда я один, а не в присутствии многих людей.

Да Нет

) Я могу взять на себя ответственность за целую группу людей для пользы дела.

Да Нет

) Мне трудно преодолевать застенчивость, когда нужно говорить перед группой людей.

Да Нет

) Мнение старших по возрасту или положению большого значения для меня не имеет.

Да Нет

) Мне не трудно заставить других людей действовать так, как я считаю нужным.

Да Нет

) Я так сильно переживаю неудачи, что у меня ухудшается самочувствие.

Да Нет

) Я всегда бываю упрям в тех случаях, когда уверен в своей правоте.

Да Нет

) Если в компании я не нахожусь в центре внимания, мне становится скучно и неинтересно.

Да Нет

) Никто не может навязать мне своё мнение.

Да Нет

) Мне нравится путешествовать с разными, каждый раз новыми попутчиками.

Да Нет

) Я могу изменить своё мнение под давлением окружающих.

Да Нет

) В поезде я с удовольствием провожу время в беседе с попутчиками.

Да Нет

) Я никогда не вру.

Да Нет

) Я никогда не откладываю на завтра то, что следовало сделать сегодня.

Да Нет

) Я вечно ни чем не доволен.

Да Нет

) Я люблю одиночество, позволяющее мне сосредоточиться на своих мыслях.

Да Нет

) Я умею заинтересовать людей и повести их за собой.

Да Нет

) Мне нравится командовать другими.

Да Нет

) Я умею дать отпор тем, кто вмешивается в мои дела.

Да Нет

) Мне бывает неловко за высказывания и поступки моих близких.

Да Нет

) Мне нередко приходилось в драке защищать свои права.

Да Нет

) Я испытываю чувство вины (или даже стыда), если меня преследуют неудачи.

Да Нет

) Моё настроение находится в сильной зависимости от настроя тех, кто меня окружает.

Да Нет

) Я добиваюсь своего упорством и настойчивостью.

Да Нет

) Мне часто бывает скучно, когда вокруг все веселятся.

Да Нет

) Моё грустное настроение легко исправляется, если я смотрю в кино или по телевизору комедийное представление.

Да Нет

) Ради сохранения добрых отношений я могу отказаться от своих намерений.

Да Нет

) Я всегда придерживаюсь общепринятых правил поведения.

Да Нет

) Меня любят все мои друзья.

Да Нет

) У меня трагичная судьба.

Да Нет

) У меня много близких друзей.

Да Нет

) Я самый несчастный человек на свете.

Да Нет

) Мне проще надеяться на других, чем брать на себя ответственность, даже если речь идёт о моих проблемах.

Да Нет

) Я стараюсь быть таким «как все», не выделяться среди других.

Да Нет

) Я — человек спокойный, уравновешенный.

Да Нет

) Я могу долго не реагировать на чьи-то шутки, но потом «взорваться» гневной реакцией.

Да Нет

) Я очень чувствителен к изменениям погоды.

Да Нет

) Я не люблю присутствовать на шумных застольях.

Да Нет

) Я могу проявить безалаберность в делах, а потом понемногу приводить их в порядок.

Да Нет

) Я люблю ходить в гости.

Да Нет

) Мне все равно, что обо мне думают окружающие.

Да Нет

) Я волнуюсь только по поводу очень больших неприятностей.

Да Нет

) Я никогда не испытываю желания выругаться.

Да Нет

) Я никого никогда не обманывал.

Да Нет

) Мне никто не нужен и я не нужен никому.

Да Нет

) Я — человек застенчивый.

Да Нет

) Мне ужасно не везёт в жизни.

Да Нет

) Я часто стараюсь следовать советам более авторитетной личности.

Да Нет

) Я бы очень переживал, если бы кого-то задел или обидел.

Да Нет

) Меня ни чем не испугать.

Да Нет

) Я часто пользуюсь чужими советами при решении своих проблем.

Да Нет

) В своих неудачах я в первую очередь виню самого себя.

Да Нет

) Я совершенно не обращаю внимания на свой стиль одежды.

Да Нет

) Я не стараюсь планировать свое ближайшее будущее и работу.

Да Нет

) Когда меня зовут в гости, я чаще всего думаю: «Лучше бы мне остаться дома».

Да Нет

) Я ничего не знаю о личных проблемах окружающих меня людей.

Да Нет

) Малейшая неудача резко снижает моё настроение.

Да Нет

) Я никогда не сержусь.

Да Нет

Десткий опросник Собчик

Десткий опросник Собчик

Методика направлена на выявление личностных качеств у испытуемых. Черты характера определяют тип переживаний, силу и направленность побуждения, стиль общения, а также присущие познавательные алгоритмы. Тест позволит выяснить, насколько ребёнок понимает самого себя, уровень его адаптации в обществе, ладит ли он со своими сверстниками.

Кому подойдёт опросник?

Индивидуально типологический опросник Собчик разработан специально для детей и подростков от десяти до пятнадцати лет. Именно в этом возрасте у мальчиков и девочек особенно сильно могут проявляться акцентуации характера. Поэтому, важно вовремя обнаружить проблему и помочь ребёнку ее преодолеть.

Собчик Людмила Николаевна

Родилась 24 декабря 1930 года. Российский психолог, имеет ученую степень доктора психологических наук. Является специалистом в области психодиагностики и психологии индивидуальности. Представленная методика была описана в кандидатской диссертации Людмилы Николаевны. Докторскую диссертацию защитила на кафедре психологии личности МГУ по монографии «Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики».

Инструкция

Испытуемому предстоит ответить на 60 вопросов. Для этого просто нужно кликнуть мышкой рядом с правильным ответом.

Результаты

Полученные данные интерпретируются по следующей шкале:

  • Гипоэмотивность – слабая выраженность. Возможно, ребёнок не понимает глубинных мотивов своего поведения и мироощущения, или он был не откровенен, отвечая на вопросы.
  • Норма – показатель гармоничной личности.
  • Умеренность – наличие акцентуированных качеств.
  • Избыточная выраженность – состояние напряжения, затруднительной адаптации.

Ложь

Если по этой шкале набрано баллов свыше нормы, то результат недостоверный. Это свидетельствует о неискренности испытуемого, либо о его чрезмерной замкнутости.

Аггравация

Состояние, при котором индивид склонен переоценивать значимость своей болезни или какого-нибудь болезненного симптома. Он очень переживает за свое здоровье, может обнаруживать у себя признаки недуга, которого на самом деле нет. Гармоничная личность адекватно оценивает состояние своего организма и не склонна переоценивать недомогания. При избыточной выраженности в характере присутствует и ипохондрия.

Экстраверсия

Психологическая система приспособления, при которой линия поведения направлена на активное взаимодействие с социумом. Экстраверты — общительные и энергичные люди. Они доброжелательны и уверенны в себе. Их поведение в большей степени определяется внешними факторами. Избыток — зависимость от мнения окружающих, повышенная внушаемость. Такие дети смешливы, болтливы, не могут сконцентрироваться, могут привирать.

Спонтанность

Способность действовать, руководствуясь своими побуждениями. Высокий показатель говорит о стремлении к независимости и свободе. Неприятие ограничений и рамок. Есть склонность к бродяжничеству, уходу из дома. Индивид в раннем возрасте может попробовать сигареты и алкоголь.

Агрессивность

Качество характерно уверенным в себе ребятам, стремящимся к самовыражению, самостоятельности и неподчинению. При его избытке наблюдаются импульсивность поведения, прогулы, хулиганство. Описанное поведение, чаще всего, свойственно мальчикам из неблагополучных семей.

Ригидность

выражается в упорстве при достижении цели. Личность обеспокоена своим статусом и стремится всегда его поддерживать. Болезненно относится к чужим успехам, завистлива, может проявлять агрессию, яро отстаивает своё мнение. Сочетание с повышенными показателями по шкале «спонтанность» и «экстраверсия» свойственно гипертимному типу – лидеру с нестандартным образом мыслей, склонному к необдуманным поступкам.

Интроверсия

Психологический способ приспособления, при котором наблюдается сосредоточенность на своём внутреннем мире. При высоком результате это замкнутые, необщительные дети, которым очень сложно устанавливать контакты. Они больше любят слушать, предпочитают остаться в одиночестве и погрузиться в свои мысли. Склонны к заниженной самооценке.

Сензитивность

Проявляется в чувствительности, впечатлительности и эмоциональной неустойчивости. Чем выше показатель, тем больше склонность к депрессии, преувеличению своей вины и обидчивости. Предпочитают быть ведомыми, нежели занимать лидерскую позицию.

Тревожность

Очень высокий уровень может свидетельствовать о наличии психических нарушений. Индивид чувствует угрозу и испытывает беспокойство даже в тех обстоятельствах, которые к этому не располагают. Он очень не уверен в себе. Ему трудно учиться, общаться с одноклассниками и учителями, он может даже проявлять агрессию по отношению к ним. Необходимо выяснить причину столь сильного беспокойства, чтобы предотвратить возможное развитие психических расстройств и помочь ребёнку адаптироваться в обществе.

Эмотивность

Избыток отражает выраженную эмоциональную неустойчивость, при котором настроение постоянно меняется. Смены могут быть резкими: от чрезмерной веселости, болтливости до сильного огорчения и слёз. Они, часто, сопровождаются повышением температуры, учащением сердцебиения, покраснениями кожи и другими физическими проявлениями. Такие дети обладают богатым воображением и склонностью к фантазированию, любят привлекать внимание. Охотно принимают участие в различных кружках, поют, танцуют, рисуют или проявляют актёрский талант в школьных театральных постановках.

Изображение в шапке — Andrea Tummons, Unsplash.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Абельская Е. Ф. (2006) Типоведческое исследование психического склада личности. Автореф. дис…канд. психолог. наук 19.00.01. Екатеринбург

Ананьев Б.Г. (1968). Человек как предмет познания. Ленинград: Ленинградский университет.

Ильин Е. П. (2011). Психология индивидуальных различий. Санкт-Петербург: Питер.

Мерлин, В. С. (1986). Очерк интегрального исследования индивидуальности. Москва: Педагогика.

Собчик Л. Н. (1998). Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Теория и практика

Юнг, К.Г. (1997). Психологические типы. Санкт-Петербург: Ювента

Олпорт, Г.В., и Одберт, Х.С. (1936). Названия черт: психолексическое исследование. Психологические монографии, 47(1), i-171. DOI: 10.1037/h0093360

Биби, Дж. (2004). Понимание сознания через теорию психологических типов. В аналитической психологии. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.

Биби, Дж. (2016). Энергии и закономерности в психологическом типе: Резервуар сознания. Лондон: Рутледж.

Мясник, Дж. Н. (ред.). (1996). Международная адаптация MMPI-2: Исследования и клиническое применение. Миннеаполис, Миннесота, США: University of Minnesota Press.

Кеттелл, Х. Е. П., и Мид, А. Д. (2008). Опросник шестнадцати личностных факторов (16PF). В GJ Boyle, G. Matthews и DH Saklofske (Eds.), Справочник SAGE по теории и оценке личности, Vol. 2. Измерение и тестирование личности (стр. 135-159).). Таузенд-Оукс, Калифорния, США: Sage Publications, Inc. DOI: 10.4135/9781849200479.n7

Eysenck, HJ (1947). Размеры личности. Оксфорд, Англия: Кеган Пол.

Голдберг, Л. Р. (1990). Альтернативное «описание личности»: факторная структура Большой пятерки. Journal of Personality and Social Psychology, 59(6), 1216-1229 DOI:10.1037/0022-3514.59.6.1216

Hathaway, S.R., & Meehl, PE (1951). Атлас клинического использования MMPI. Оксфорд, Англия: U. Minnesota Press.

МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т., младший (1996). На пути к новому поколению теорий личности: теоретические контексты пятифакторной модели. В JS Wiggins (Ed.), Пятифакторная модель личности: теоретические перспективы (стр. 51-87). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Guilford Press.

МакКрей, Р. Р., и Коста, П. Т., младший (2008). Пятифакторная теория личности. В О. П. Джон, Р. В. Робинс и Л. А. Первин (ред.), Справочник по личности: теория и исследования (стр. 159–181). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: The Guilford Press.

Майерс, И. Б., и Майерс, П. Б. (1995). Дары разные: понимание типа личности. Пало-Альто, Калифорния: Паб Davies-Black.

Русалов В.М. (1989). Предметные и коммуникативные аспекты темперамента человека: Новый опросник структуры темперамента. Личность и индивидуальные различия, 10(8), 817-827.

Трофимова И. (2017). Интеграция результатов пограничных наук для разработки классификаций DSM/ICD. Европейская психиатрия, 41, S78. DOI: 10.1016/j.eurpsy.2017.01.249

Трофимова И. и Роббинс Т. В. (2016). Системы темперамента и возбуждения: новый синтез дифференциальной психологии и функциональной нейрохимии. Нейронаука и биоповеденческие обзоры, 64, 382-402. DOI:10.1016/j.neubiorev.2016.03.008

Наталья Кривцова. Психологические детерминанты самореализации личности исследователя

(2016) Наука и образование, 2-3, 196-206. Одесса.


DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2016-2-3-35

Кривцова Наталья ,
аспирант, кафедра национальной философии, 060, Одесса, 060 биоэтики Медицинский университет,
, Украина, г. Одесса, пер. Валиховский, 2


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ


РЕЗЮМЕ:

В статье представлены результаты теоретического обзора эволюции взглядов на проблему психологических детерминант самореализации личности исследователя. Проведен анализ условий трансформации самореализации личности как сопутствующего явления в развитии субъекта исследовательской деятельности в процесс творческой сознательной самореализации личности исследователя. Проведено эмпирическое исследование в рамках постнеклассической парадигмы с участием 114 респондентов (студентов и аспирантов Одесского национального медицинского университета), для которых значима интенсивность исследуемого компонента. Для проведения качественного анализа условий трансформации самореализации личности как сопутствующего явления в развитии субъекта исследовательской деятельности в сознательную самореализацию личности исследователя выборка была разделена на четыре группы по следующим критериям: 1) активное участие в научно-исследовательской работе, 2) выраженность исследуемого компонента в структуре личности исследователя. Использовались такие методы, как наблюдение, беседа, а также следующие стандартизированные методы: тест самоактуализации (Ю. Алешиной, Л. Гозман и др.), опросник доминирующих инстинктов (В. Харбузов), опросник Профессиональные предпочтения (Дж. Холланд), тест «Способность к самоуправлению» (Н. Пейсахов), методика О. Елисеева «Мотивационная конструктивность», индивидуально-типологический опросник (Л. Собчик), методика оценки проявления инновационного потенциала личности (по Ю. Власенко). Анализ полученных результатов позволяет предположить, что трансформация уровня самореализации и переход от репродуктивного типа исследования к инновационному связана не столько с заинтересованностью исследователя в данном виде деятельности, его профессиональными навыками и опыта, но с уровнем гармонии, согласованности и соразвитости систем «человек – профессия» и «личность – исследовательская деятельность».


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

 психологические детерминанты, личность исследователя, самореализация, самоорганизация, постнеклассика.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ:

 


ЛИТЕРАТУРА:

1. Асеев В.Г. (1978). Мотивация поведения и формирование личности. Москва: Мысль.
2. Балымова И.В. (2008). Самоопределение становления субъекта научно – исследовательской деятельности в вузовском обучении. Расширенный автореферат кандидатской диссертации. Казань.
3. Вівчарик Т. П. (2000). Психологические механизмы самореализации женщины (на примере женщин, вовлеченных в творческую профессиональную деятельность). Расширенный автореферат кандидатской диссертации. Киев [на украинском языке].
4. Власенко Ю.В. А. (1998). Психологическая феноменология инновационного потенциала личности. Наука и освіта – Наука и образование, 4-5, 41-45.
5. Галажинский Е.В. (2002). Системная детерминация самореализации личности. Докторская диссертация. Томск.
6. Елисеев О.П. (2004). Практикум по психологии личности. 2-е изд. обр. Санкт-Петербург: Питер.
7. Ершова-Бабенко И.И. В., Кривцова Н.В. (2013). Взаимосвязь показателей инновационного потенциала и направленности на научно-исследовательскую деятельность. Материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Проблемы сложной психологии особенности» от 23-х месяцев – Материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Проблемы современной психологии личности». Одесса [на украинском языке].
8. Ильин Е.П. (2008). Дифференциальная психология профессиональной деятельности – Дифференциальная психология профессиональной деятельности. Санкт-Петербург: Питер.
9. Клочко В.Е. (1991). Инициация мыслительной деятельности. Расширенный автореферат докторской диссертации. Москва [на русском языке].
10. Клочко В.Е., Галажинский Е.В. (2000). Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Том. ун-та [на русском языке].
11. Клочко В.Е. (2005). Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет.
12. Князева Е.Н. (2004). Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего. Вызов познанию. Стратегия развития науки в современном мире – Вызов познанию. Стратегия развития науки в современном мире Удумян Н.К. (ред.). Москва: Наука.
13. Лукьянец В.С. (2012). Индустрия научных знаний: НБИКС — технологическое расширение окна в будущем. Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 6: Свобода и ответственность: Сборник статей – Философские проблемы биологии и медицины: Выпуск 6: Свобода и ответственность. Москва: изд-во «Принтберри».
14. Лукьянов А.С. (2011). Самореализация творческого потенциала человека и инноваций: методологические проблемы исследования. Ярославский педагогический вестник – Ярославский педагогический вестник, 1, 219-221.
15. Маслоу, А. Г. (1999). Дальние пределы человеческой психики. Татлыбаева А. М., пер. Акулина Н. Н. (ред.). Санкт-Петербург: Евразия.
16. Пономарев Я.В. А. (1983). Методологическое введение в психологию. Москва: Наука.
17. Рубинштейн С.Л. (1957). Бытие и сознание – Бытие и сознание. Москва: Изд-во АН СССР.
18. Собчик Л.Н. (2003). Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Изд-во «Речь».
19. Сонин В.А. (2004). Психодиагностическое понимание профессиональной деятельности: учеб. пособие Психодиагностическое осмысление профессиональной деятельности: учеб.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *