Разное

Формирование самооценки у подростков: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Содержание

Формирование самооценки у подростков

Понятие и виды самооценки

Определение 1

Самооценка – это уровень понимания самого себя, оценивание своей личности, своих отрицательных и положительных качеств, часть Я-концепции.

У человека, который любит сам себя, самооценка будет выше и адекватнее. Самооценка является очень значимым показателем, оказывающим влияние на жизнь человека. Уверенность человека в собственных силах и своих достоинствах, помогает ему добиваться успеха и, наоборот, чувство вины и стыда, неоправданная стеснительность не дают проявляться и реализовываться внутренним потребностям.

В детстве идет формирование базовой самооценки, которая со временем изменяется и подлежит коррекции.

Самооценка оказывает влияние на поведение и развитие личности, на взаимоотношения с другими людьми, выполняя при этом регуляторную и защитную функции. Она создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха. Стабильность и автономность личности обеспечивает её защитная функция.

Как отмечает И.Я. Зимняя, самооценка развитой личности образует сложную систему – она определяет характер самоотношения человека и включает общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, принятие или непринятие себя, частные самооценки отдельных сторон своей личности.

Психология выделяет три вида самооценки:

  • адекватную,
  • неадекватную,
  • смешанную.

При адекватной самооценке человек трезво осознает свои слабые и сильные стороны, знает свои возможности и потребности, трезво определяет внутренний потенциал. Его самооценка совпадает с реальной действительностью. Личность с адекватной самооценкой способна к самокритике, устранению своих недостатков и культивированию сильных сторон.

Неадекватная, значит, искаженная самооценка, т.е. мнение человека о себе не совпадает с реальной действительностью. Самовосприятие при неадекватной самооценке может быть завышенным или заниженным. В первом случае, он полагает, что обладает не присущими ему качествами, а во втором случае, он не принимает себя совсем. В любом случае неадекватная самооценка мешает профессиональным достижениям и коммуникации.

Что касается смешанной самооценки, то в разные периоды жизни человек по-разному относится к себе – то проявляет уверенность, то становится слабым, закомплексованным. Например, можно быть уверенным в своей профессии и хорошо в ней реализоваться и считать себя в личной жизни недостойным своего партнера.

Поскольку самооценка закладывается с раннего детства, то большое значение при этом имеют родители, показывающие свою любовь ребенку. Безусловная любовь не зависит от хорошего поведения, ребенка любят за то, что он есть, а не потому что он убрал игрушки или получил хорошую отметку. В противном случае, будучи взрослым, он будет считать, что любить просто так нельзя, хорошее отношение надо заслужить.

В зрелом возрасте самооценка может упасть, например, человек много и хорошо работает, а карьерного роста не происходит. В этом случае, могут появиться сомнения в способностях. При нормальной изначально самооценке причина будет найдена, а если первоначально самооценка была невысокой, то она может упасть ещё ниже.

Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Как считает П. С. Немов, формирование самооценки зависит от особенностей конкретного возрастного периода.

В своем учебнике по психологии он отмечает, что активный процесс познавательного развития идет в детском и подростковом возрасте. Рост сознания и самосознания ребенка в эти годы становится особенно заметным.

Рисунок 1. Самооценка подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование самооценки рассматривается с различных точек зрения в целом ряде концепций.

Концепция Д.Б. Эльконина связывает подростковый возраст с возникающими новообразованиями из предшествующего периода. Особенности развития в этом возрасте проявляются в трудных отношениях с взрослыми – негативизм, упрямство, уход из школы, стремление в компанию сверстников.

Развитие самосознания выражается в изменении мотивации учения, общения, труда. «Детские мотивы» теряют свою побудительную силу, и на их место приходят новые «взрослые» мотивы. В результате происходит переосмысление содержания, целей и задач деятельности. На второй план отодвигаются или изживают себя те мотивы, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра. Начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте, с точки зрения М.А. Зимней, особое внимание уделяется самоконтролю деятельности. Сначала это контроль по результату, а затем процессуальный контроль, т.е. способность выбирать и избирательно контролировать любой шаг в деятельности. Способность планировать свою деятельность у многих ещё отсутствует, но есть стремление к саморегуляции и проявляется это в том, что интересная и захватывающая деятельность может удерживать внимание подростка в течение длительного времени и поддерживать высокий темп работы.

В подростковом возрасте, считает Л.И. Божович, развиваются процессы самосознания и самоопределения, ломаются и перестраиваются все отношения подростка к миру и к самому себе. В конечном итоге, подросток приходит к той жизненной позиции, которая будет началом его самостоятельной жизни.

Изменения в этом возрасте происходят в различных сферах психики, а кардинальные изменения касаются мотивации. На первом плане находятся мотивы, связанные с формированием мировоззрения.

Для структуры мотивов характерна иерархическая система. На основе ведущих, значимых, ставших для подростка ценными мотивами, есть определенная система соподчиненных различных мотивационных тенденций. В подростковом возрасте механизм действия мотивов возникает на основе цели, поставленной уже сознательно.

По мнению Л. И. Божович, главное новообразование подросткового возраста, который называют переходным, находится в мотивационной сфере, с которой связано нравственное развитие личности.

Особенности подросткового возраста, таким образом, обуславливают пути формирования самооценки в эти возрастные периоды.

Формирование самооценки в детском возрасте

Замечание 1

Важнейшим фактором развития личности ребенка является правильное формирование самооценки. На её формирование большое влияние оказывают окружение ребенка, его собственная деятельность и оценка результатов.

Когда ребенок свою деятельность не умеет анализировать, а со стороны взрослых оценка низкая, то возникают острые аффективные переживания, возникает много отрицательных форм поведения. Если ситуация сохраняется длительный период, то отрицательные формы поведения становятся устойчивыми качествами личности.

Активные действия ребенка, самонаблюдение и самоконтроль способствуют формированию самооценки.

Общение со сверстниками, игры и занятия ставят ребенка в ситуацию, когда он должен посмотреть на себя, оценить свои умения, проявить какие-либо свои качества.

На начальном этапе он оценивает свои физические возможности – «я большой», «я сильный», а затем начинает осознавать и оценивать поступки, практические умения, моральные качества.

До семилетнего возраста ребенок поступает в соответствии с переживаниями, которые для него являются в данный момент актуальными. Эта условная схема выглядит как «захотел-сделал».

Наивность и непосредственность говорят о том, что ребенок одинаковый как внешне, так и «внутри» и его поведение легко читается.

В старшем дошкольном возрасте в его поступки включаются интеллектуальные моменты, поведение становится осознанным. Он осознает, как окружающие относятся к нему и как он к ним, к самому себе.

Осознание своего социального «Я» – это важнейшее достижение старшего дошкольника. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать расхождение между своим положением среди других людей и реальными возможностями и желаниями. Возникает стремление занять более «взрослое» положение и выполнять важную деятельность для себя и других людей.

С осознанием своего места среди других начинает формироваться внутренняя социальная позиция, идет обобщение своих переживаний, формирование устойчивой самооценки.

В основе положительной самооценки лежит самоуважение, ощущение собственной ценности.

Отрицательная самооценка говорит о неприятии себя, негативном отношении к себе.

В старшем дошкольном возрасте видна способность анализировать свою деятельность, соотносить свое мнение с мнением окружающих, поэтому самооценка становится более реалистичной и приближается к адекватной.

Отклонением в развитии личности рассматривается заниженная самооценка у дошкольников.

У младших школьников учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью.

Учение с первых месяцев прихода ребенка в школу начинает корректировать формирование личности.

12 главных вещей, которые необходимо учесть при формировании правильной самооценки подростка

В этой статье мы рассказали, как формируется самооценка подростков. А как родители могут помочь в этом вопросе?

Вот 12 основных моментов, которые необходимо учесть:

1. Терпение

Промахи и оплошности воспринимайте как неизбежные, но временные трудности. Осознайте очевидный факт – ваш подросток обязательно вырастет, и научится убирать за собой посуду, заправлять постель, вежливо разговаривать, перестанет носить эту ужасную одежду и слушать такую бездарную музыку, и будет совсем как все остальные взрослые люди. Только благодаря вашим стараниям – с адекватной самооценкой. И хотя терпение необходимо всем родителям, пожалуй, родителям подростков его понадобится немного больше:)

2. Гордитесь своим ребенком и чаще говорите ему об этом

Замечайте его успехи (даже самые небольшие!), говорите, что именно у него хорошо получилось. Это поможет сформировать и поддерживать у него позитивное отношение к себе. Конечно, восхищения должны быть не на пустом месте. Хвалим за то, к чему ребенок приложил старание, усилие, труд.

3. Верьте в своего ребенка

Искренняя   уверенность в том, что подросток действительно умный, способный, добрый, заботливый, способен справиться с трудностями и стать достойным взрослым, делает чудеса — отпрыск действительно станет таким. Дети очень чутко реагируют на бессознательные импульсы. Подростки часто не верят в себя, зато ваша вера в них будет давать им силы двигаться вперед.

4. Научитесь замечать то, что получается хорошо

Мы все легко замечаем, что не получилось, и не замечаем обратного. Для этого напишите список позитивных качеств, умений, поступков подростка (как можно длиннее). Регулярно пополняйте список. Позитивная обратная связь работает эффективнее, чем негативная.

5. ·Отделяйте поступки от человека        

Важно, чтобы ценность личности и уважение не смешивалось с поступками. Оцениваются результаты деятельности, а не ребенок.

6. Умело поддерживайте сильные стороны характера, внешности, акцентируйте внимание на них

«Ты очень подвижный и не можешь усидеть на одном месте, зато стометровку ты бежишь быстрее всех». «На мой взгляд, дочка, тебе не очень идет короткая юбка. Но у тебя шикарные волосы и чудесная улыбка!».

7. Позвольте подростку ошибаться

Он имеет право ошибаться, потому что он растет и только учится все делать правильно.

8. Для этого родителям надо смириться все же с тем грустным фактом, что ребенок не идеален

Как не горько это осознавать, это так. Ну не может живой человек быть лучшим во всем, обладать полным комплектом «хороших» качеств и совсем не иметь недостатков. Иначе это был бы уже робот. Эту банальную истину легко понять, но о-о-очень трудно применить к своему ребенку. «Ну, это, конечно, так — для всех остальных детей! — ну уж мой то ребенок мог бы быть получше??!!»

9. А как же воспитание?

Что ж теперь, и замечание нельзя сделать? Конечно, можно и нужно. Ваша обратная связь очень важна. Но она должна быть корректной, без оскорбляющих высказываний, отмечать и то, что получилось хорошо, и то, что могло бы быть лучше. Учите подростка анализировать деятельность и синтезировать новые ее формы.

10. Важно различать воспитание и неконтролируемый выплеск эмоций

Воспитание – это когда мы объясняем чаду границы допустимого поведения и пресекаем попытки выйти за рамки, обучаем подростка новой деятельности, новым способам поведения, подсказываем решение в случае затруднений. Тут важен спокойный, доброжелательный тон, атмосфера сотрудничества и огромный запас терпения. А выплеск эмоций – это как раз все эти бесполезные раздраженные сетования на тему «плохой ребенок» и возмущенные окрики в случае промахов и неудач.

11. Используйте в повседневном общении приветливые фразы

Например, такие, как: «Я рада тебя видеть», «Мне нравится, как ты…», «Ты мой хороший», «Как хорошо, что ты у нас есть», «Давай побудем вместе», «Мне интересно твое мнение». Благодаря этим сообщениям ребенок чувствует, что родители любят и замечают его, ценят за то, что он просто есть.

12. Разрешите и себе ошибаться, и исправлять свои ошибки  

Вы не обязаны быть идеальным родителем! Что там у вас с самооценкой?:))  В конце концов, все мы несовершенны. Все мы стараемся стать намного лучше, но стать идеальным не удается никому. Самое важное, что нужно помнить –  это то, что и вы, и ваш ребенок в любом случае достойны любви и радости в этой жизни.

Верьте в своих детей! У них все получится!

 

Автор: Анна Привезенцева 

 

Формирование самооценки у молодежи | Огайолайн

Джейсон Хедрик, адъюнкт-профессор, преподаватель дополнительного образования, 4-H Youth Development

Самооценку ребенка можно рассматривать как набор картинок, которые он носит с собой и которые отражают его отношение к себе (ParentLink, 2007). ). Эти картины успехов и неудач формируются на протяжении всей жизни ребенка в результате его взаимодействия с миром. Они также служат мерилом самооценки. Затем в подростковом возрасте появляется самосознание (Brinthaupt & Lipka, 2002), и молодежь начинает видеть себя актерами в пьесе, когда они взаимодействуют с окружающей средой. То, как они «действуют» в мире, частично является результатом их развивающейся самооценки. Человек, у которого развилась здоровая самооценка, с большей вероятностью будет самомотивирован, самостоятелен и способен поддерживать уважительные и полноценные отношения с другими (Pummer, 2014). Родители, учителя, тренеры и лидеры 4-H вносят свой вклад в то, как эти образы формируются в сознании ребенка. Поскольку молодежь 4-H участвует в клубной деятельности на всех уровнях, лидеры 4-H могут оказать положительное влияние на то, как ребенок смотрит на себя и думает о себе, предпринимая преднамеренные шаги для формирования положительной самооценки у молодежи. Успех будет достигнут только в том случае, если взрослый лидер обеспечит поддерживающие отношения, которые характеризуются теплотой, близостью, связностью, хорошим общением, заботой, поддержкой, руководством, надежной привязанностью и отзывчивостью (Eccles & Gootman, 2002).

Строительные блоки самооценки

Думайте о самооценке как о небоскребе, сосредоточив внимание на «подземном фундаменте» здания и основании, на котором держится вся конструкция (Bailey, 2003). Для молодежи подпольная основа состоит из ментальных строительных блоков, формирующих развивающуюся самооценку и создающих жизненные ценности (Bailey, 2003).

Доверие

Доверие является основой всех человеческих отношений. Человек с хорошо развитым чувством доверия способен пойти на риск, связанный с обучением, чтобы стать счастливым, успешным человеком. Для того, чтобы человек развил доверие к другим, он/она должен иметь ряд позитивных встреч с людьми, которые разделяют его/ее мир.

Я

Дети рано начинают формировать свое представление о себе. Создавая среду, в которой дети могут чувствовать себя уверенно и развивать свои сильные стороны, взрослые могут помочь детям получить этот положительный опыт.

Принадлежность

Принадлежность — это чувство принятия другими. Люди обретают безопасность, когда чувствуют, что принадлежат к группе. Эти чувства безопасности и принятия помогают развивать самооценку.

Цель

Цель является важной частью развития самооценки. У каждого человека должно быть чувство цели или миссии в жизни.

Успех

Утверждение, что успех порождает успех, верно для развития у людей здоровой самооценки. Определив проблему или цель, разработав план действий и достигнув цели, дети развивают навыки решения проблем, а также чувство гордости. Это, в свою очередь, запускает интересную цепочку событий для детей.

Действия в клубной работе 4-H

Не сравнивайте — развивайте личные рекорды

Члены 4-H, особенно младшие школьники, всегда следят за тем, насколько они «соответствуют». Воспользуйтесь возможностью, чтобы подчеркнуть «личные достижения» участника — это может быть признание высокой посещаемости, дополнительного времени, потраченного на проект служения, прогресса в проектной книге, студенческой стипендии или риска, на который участник мог пойти (выбирался на должность офицера). или провел демонстрацию). Помогите участникам установить дополнительные цели. Постарайтесь помочь участникам увидеть, как они продвигались к этим целям в течение 4-х часов.

Путь к мастерству – это процесс, а не результат Однако мы часто концентрируемся на результатах (через конкуренцию). В 4-H эти две концепции иногда противоречат друг другу, если рассматривать их в контексте повышения самооценки. Мы оцениваем проекты и размещаем их, отбираем на Ярмарке штата и выставляем молодежь на шоу-ринг с проектами для участия в соревнованиях. В то время как конкуренция, безусловно, может повысить самооценку, она может так же легко и разрушить ее. Будьте осторожны. Лидеры должны сосредоточиться на том, чтобы помочь членам церкви развить «путь к мастерству». Предоставление членам возможности работать в комитетах, проектах общественных работ и изучении различных тем проектов может улучшить этот путь и помочь молодежи накопить опыт в интересующем вопросе.

Помочь молодежи найти свои увлечения

Как лидеры клуба 4-H, наша главная задача – помочь молодежи открыть для себя области, в которых они увлечены. Затем мы должны предоставить им возможность исследовать эти области. 4-H расположен таким образом, что обеспечивает уникальную среду, которая позволяет молодежи исследовать более 215 различных названий проектов, многочисленные возможности лидерства, специальные лагеря, тренинги и клиники.

Вывод

Лидеры волонтеров могут оказать сильное влияние на развитие самооценки ребенка. Детям нужны позитивные, заботливые взрослые лидеры, которые сообщают о чувстве собственного достоинства. Махатма Ганди однажды сказал, что люди часто становятся теми, кем они себя считают. Если я верю, что не могу что-то сделать, это делает меня неспособным это сделать. Но когда я верю, что могу, тогда я приобретаю способность делать это, даже если вначале у меня ее не было. Взрослые лидеры помогают молодежи, предоставляя возможности для участия и достижения.

Ссылки

  • Бейли, Дж., (2003). Основа самооценки. Журнал Национальной медицинской ассоциации, Vol. 95, № 5. 
  • Бринтхаупт, Т. и Липка, Р. (2002). Понимание себя и идентичности ранних подростков . Государственный университет Нью-Йорка Press.
  • Экклс, Дж., и Эпплтон, Дж., (2002). Общественные программы содействия развитию молодежи. National Academy Press, Вашингтон, округ Колумбия.
  • Пламмер, Д. (2014). Помощь подросткам и взрослым в повышении самооценки: фотокопируемый справочник, второе издание. Издательство Джессики Кингсли.
  • Родительская ссылка (2007 г.). Помощь детям в повышении самооценки. 4-H/Молодежное развитие, Университет Миссури, Колумбия. Получено с:  http://missourifamilies.org/features/parentingarticles/parenting12.htm
  • .

Первоначальные авторы: этот дополнительный информационный бюллетень Университета штата Огайо был пересмотрен на основе оригинальной работы Крайпа, Б. (1999), Клеон, С. и Уилсон, К. (2007).

 

Социальные сети и самооценка – процветание

Создание сайтов и приложений социальных сетей изменило способы взаимодействия, общения и обмена информацией между людьми. Возможно, дети и подростки больше всего страдают от этих технологических достижений. Подростки и подростки являются одними из самых активных пользователей социальных сетей. По мере увеличения количества сайтов и приложений социальных сетей дети и подростки чаще их используют (Anderson, 2018). Таким образом, возникают вопросы, касающиеся использования социальных сетей, например, может ли слишком много времени, проведенное в социальных сетях, повлиять на то, как дети видят себя? Может ли использование социальных сетей повлиять на самооценку молодежи?

Социальные сети могут быть положительными и отрицательными. Для детей полезно использовать социальные сети, поскольку эта платформа позволяет им делиться интересами или сообщениями о своих любимых видах спорта, знаменитостях, артистах и ​​талантах с разнообразной группой единомышленников. Однако социальные сети могут быть негативными, если дети используют социальные сети как меру своей привлекательности или популярности (Koutamanis, 2015). Родители должны помнить, что, хотя технологии быстро меняются, потребности детей в развитии остаются прежними (Orth, 2018).

Исследования продемонстрировали способность человека вербализовать чувство своей общей значимости, когда человек появляется в возрасте около 8 лет, что позволяет предположить, что этот период времени очень важен для развития самооценки (Orth, 2018). На этом этапе дети начинают открывать свои способности и характеристики и начинают свою эволюцию, чтобы узнать и отождествить себя с тем, что они узнали о себе. Дети в среднем и позднем детстве (т. е. в возрасте от 8 до 10 лет) способны понять, что успехи в областях личной важности способствуют высокой самооценке, тогда как неудачи в этих областях подрывают их чувство компетентности и сказываются на самооценке. уважение (Орт, 2018).

Когда дети переходят в поздний детский и ранний подростковый возраст, родительское одобрение продолжает влиять на самооценку, но не так сильно, как одобрение сверстников (Erol, 2011).

В подростковом возрасте (т. е. в возрасте 11–19 лет) молодежь проходит процесс развития личности, и самооценка является важной частью этого развития. В этот период развития на самооценку подростков, вероятно, будут влиять отзывы, которые они получают онлайн через сайты социальных сетей (Burrows, 2017). Подростки описывают платформы социальных сетей как ключевой инструмент для установления и поддержания отношений, творчества и получения новых знаний о других культурах и разных людях. Очевидно, что таким образом использование социальных сетей может быть положительным опытом; однако молодежь также подвержена негативным аспектам использования социальных сетей, таким как драма и издевательства или давление, чтобы представить себя определенным образом (Андерсон, 2018). Кроме того, подростки склонны переоценивать или недооценивать степень, в которой их оценивают другие, что может привести к озабоченности тем, как они выглядят в глазах других (Valkenburg, 2016). Было показано, что положительные отзывы, полученные в Интернете, повышают самооценку, а отрицательные отзывы имеют обратный эффект (Valkenburg, 2017).

Положительное влияние на самооценку может оказывать взаимодействие через социальные сети, если подростки чувствуют связь и поддержку, но некоторые онлайн-опыты могут оказать негативное влияние на самооценку. Негативное воздействие не всегда вызвано кибербуллингом или негативным комментарием. Когда ребенок не получает ожидаемой или желаемой обратной связи или чувствует необходимость «выступить» или опубликовать контент, правильный контент для «друзей», это давление или стресс могут вызвать тревогу и, вероятно, негативно повлиять на самооценку ребенка. почитать.

Сегодня родители должны найти баланс между снижением негативных рисков для самооценки подростка, которые могут возникнуть при использовании социальных сетей, и предоставлением детям возможности участвовать в социальных сетях. Осознание и соблюдение этого баланса может привести к спорам или чувству вины родителя за то, что его или ее ребенок является изгоем или «оставленным» в обществе, потому что ему или ей не разрешено постоянно находиться в социальных сетях.

Осведомленность о том, сколько времени ваш ребенок проводит в социальных сетях, и о том, какое значение он или она придает взаимодействию в социальных сетях, может быть показательным фактором того, как эти взаимодействия влияют на самооценку вашего ребенка (Brewer, 2015). Негативное воздействие социальных сетей на детей может способствовать нездоровому поведению, например изоляции или раздражительности, снижению успеваемости или потере интереса к деятельности (Verduyn, 2017). Чтобы справиться с этими неблагоприятными последствиями и помочь своему ребенку развить социальные навыки, родители могут воспитывать чувство цели, поощряя своего ребенка заниматься волонтерством, спортом, творчеством, клубами или другими личными видами деятельности.

Родители являются первыми учителями своих детей, и понимание того, как поощрять позитивное онлайн-взаимодействие вашего ребенка и повышать его самооценку, может быть достигнуто путем моделирования такого поведения. Например, родители могут тщательно обдумать, хотят ли они размещать фотографии своего ребенка в социальных сетях, а также подумать о содержании фотографий. «Милая» фотография вашего ребенка, принимающего ванну, может смутить вашего ребенка. Моделируйте этичное поведение, спрашивайте разрешения у своих детей, прежде чем публиковать в Интернете фотографии или мероприятия, в которых они участвуют, и учите своих детей уважать частную жизнь других.

Ссылки

Андерсон, М., и Цзян, Дж. (2018). Подростки, социальные сети и технологии, 2018 г. Pew Research. https://www.pewresearch.org/internet/2018/05/31/teens-social-media-technology-2018/

Брюэр, Г., и Керслейк, Дж. (2015). Киберзапугивание, самооценка, эмпатия и одиночество. Компьютеры в человеческом поведении , 48 , 255–260. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.01.073

Берроуз, А.Л., и Рейнон, Н. (2017). Сколько лайков я получил? Цель модерировать связи между положительными отзывами в социальных сетях и самооценкой. Журнал экспериментальной социальной психологии , 69 , 232–236. https://doi.org/10.1016/j.jesp.2016. 09.005

Эрол, Р.Ю., и Орт, У. (2011). Развитие самооценки в возрасте от 14 до 30 лет: лонгитюдное исследование. Journal of Personality и Социальная психология , 101 (3), 607–619. https://doi.org/10.1037/a0024299

Кутаманис, М., Воосен, Х.Г., и Валкенбург, П. (2015). Комментарии подростков в соцсетях: почему подростки получают негативные отзывы и кто больше всего рискует? Компьютеры в поведении человека , 53 , 486–494. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.016

Орт, У., Эрол Ю. и Лучано, К. (2018). Развитие самооценки в возрасте от 4 до 94 лет: метаанализ продольных исследований. Психологический бюллетень , 144 , 1045-1080. https://doi.org/10.1037/bul0000161

Валкенбург М., Кутаманис М. и Фоссен Х. Г. (2017). Одновременная и продольная взаимосвязь между использованием подростками сайтов социальных сетей и их социальной самооценкой. Компьютеры в поведении человека , 76 , 35–41.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *