Экзистенциальная тревога и становление идентичности — Моноклер
Рубрики : Последние статьи, Психология
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование:
Donate
Что такое экзистенциальная тревога и почему она у нас возникает? Как она связана с нашим бессознательным и аутентичностью? Почему и какими способами мы избегаем ее, успокаиваемся, делая вид, что ее не существует? В конце концов, к чему может привести такое успокоение? Рассказывает практикующий врач-психотерапевт Максим Пестов.
Психотерапия часто задается вопросом о качестве присутствия человека в своей жизни. Эта необычная формулировка вопроса — как будто бы человек и его жизнь не тождественны друг другу — подчеркивает неочевидность ответов из субъективной позиции. Вспомним, например, широко известное определение некоторых музыкальных стилей. Известно, что блюз это когда хорошему человеку плохо, а рэп — когда плохому человеку хорошо. Не задевая ничьих музыкальных предпочтений, рискну сделать вывод о том, что субъективный опыт всегда включен в более широкий контекст. Хочется сразу добавить — и глубокий. Что это за контекст? Предположим, что это контекст экзистенциального измерения, то есть пространства, где разворачиваются предельные жизненные обстоятельства. Те, которые касаются каждого из нас и которые обнаруживаются на изнанке любого индивидуального события.
Читаем по теме:
— Абрахам Маслоу: «Экзистенциальная психология — что в ней есть для нас?»
— «Несчастнейший»: Сёрен Кьеркегор о незавидной участи человека
Одним из важных экзистенциалов (то есть тем самым обстоятельством), оказывается состояние экзистенциальной тревоги. Ее очень трудно описать, не используя другие конструкты, такие как бессмысленность, неопределенность, безнадежность и прочие, выражающие отсутствие каких бы ни было опор за пределами личности. Другими словами, сущность этой тревоги в том, что человек может опираться только на самого себя, и это совершенно не дает ему успокоения. Экзистенциальная тревога это тревога, которая не исчерпывается, она бездонна и ее можно «победить» только одним способом, о котором я скажу ниже. Экзистенциальная тревога выражает одну простую идею — ни один выбор не оказывается абсолютно правильным и окончательным, ни одна позиция не дает совершенных гарантий и преференций. В состоянии этой тревоги возникает ощущение, что жизнь катится в тартарары и не за что уцепиться, чтобы прервать это неизбежное падение. Это состояние невозможно отменить, поскольку оно оказывается предельной данностью нашего бытия.
Что же остается делать в этой ситуации и можно ли вообще что-то поделать, если это падение неизбежно? Конечно, можно, более того, мы владеем этим искусством практически в совершенстве. Для избавления от парадокса, который грозит в это мгновение образоваться, вспомним о том, с чего мы начали — с мнимой тождественности субъекта и его жизни. На самом деле моя жизнь и то, что я о ней думаю, как правило, совершенно разные вещи. В этом нет ничего страшного, более того, это является нормальной формой организации психической жизни. А все оттого, что у человека есть бессознательное и поэтому мое Эго или Самость всегда меньше меня самого, потому что Я — это Эго плюс бессознательное. Поэтому психической нормой являются невротики, которые признают наличие у себя бессознательного, которые позволяют своему бессознательному быть.
Оттолкнемся от этой формулировки и придем к следующему допущению — люди, считающие себя психически здоровыми, стремятся слиться со своим представлением о себе и тем самым исключить бессознательное из своего опыта. Вступая таким образом на путь отождествления себя и своей жизни. Но не это ли является благом, к которому следует стремиться? Давайте попробуем разобраться, что здесь «хорошо», а что «плохо». С одной стороны, равность своему представлению о себе очень полезна — человек становится полностью понятным и прозрачным для себя, веселым и социально активным, он всегда знает о своих желаниях и совершает только полезные поступки. С другой — это понимание становится его же ограничением, поскольку не остается места, откуда может прийти вопрос. В итоге он становится скучным для самого себя, а скука, как известно, является преддверием тревоги, которая тем не менее не наступает, поскольку навык борьбы со скукой оказывается одним из первых искусств, которым он овладевает. Похоже, что человек нуждается в некотором разрыве сознательного и зиянии невосполнимой нехватки, которую невозможно компенсировать до конца, но благодаря которой развитие становится возможным.
Экзистенциальную тревогу можно либо претерпевать, то есть жить с ней, каждодневно имея ее в виду, или успокаиваться, делая вид, что ее не существует. Лучше всего это осуществляется с опорой на что-то внешнее, то есть с помощью идентификации. Мы идентифицируемся с чем-то одобряемым, становимся тем, у кого, как нам кажется, есть необходимые качества, и фиксируем себя в виде пазла, состоящего из этих присвоенных сравнений. Цена, которую мы платим — это цена экзистенциальной тревоги, которая неизбежно снижается, потому что через идентификацию с чем-то внешним мы отдаляемся от этого переживания. Мы перестаем испытывать тревогу, так как наш идентифицированный образ отчужден от того, что способно переживать приближение к экзистенциальным пределам. Здесь уместно вспомнить Хайдеггера, который говорил о том, что успокоение тревоги означает переход из аутентичного бытия в неаутентичное.
В этой истории бессознательное оказывается тем самым маяком, который не позволяет уйти от себя слишком далеко. Бессознательное — это то, что неотчуждаемо от нас в отличие от того, что мы привыкли называть сознательным представлением о себе. Это, можно сказать, сердцевина нашего бытия. Тревога, в свою очередь, оказывается его пульсацией в измерении сознательного, поскольку тревога — это то, что ускользает от символизации, что всегда напоминает о неустойчивости и незаконченности любой определенности, за которую мы цепляемся. Тревога проявляется как безобъектный феномен, у нее нет адресата; также можно сказать, что у тревоги нет заземленности, она как бы подвешивает нас в воздухе и заставляет искать точки опоры. Через тревогу что-то важное просится наружу, тревога перетряхивает привычную ткань бытия, ища в ней складки и разрывы.
Тогда получается интересная штука. Вполне логичное желание успокоиться раз и навсегда и тем самым обрести устойчивость на деле оказывается способом отказаться от себя в пользу воображаемого прибежища, в котором нет ничего, кроме неаутентичных идентификаций. Чаще всего это вполне удается. Здесь дела обстоят так же, как в случае с зависимостью, когда смерть наступает быстрее, чем неизбежное разочарование в избегании тревоги. При этом награды за отказ от подобной попытки нет никакой, во всяком случае, в области сознательного. Поэтому ничего не остается, кроме как довериться тому, что не имеет никакого рационального обоснования, поскольку именно это указывает на приближение к центру индивидуального бытия. Возвращаясь к названию текста — экзистенциальная тревога создает зазор между идентичностью и тем, что находится за ее бэкграундом, для того, чтобы окончательность не была достигнута. Тревога как землетрясение разрушает сооружения идентичности и обнуляет все результаты и достижения, призывая создавать сущее заново и с нуля.
Впервые статья была опубликована на портале Пси-помощь.рф.
Обложка: Эдвард Мунк «Крик» (1893 г.) / Wikimedia Commons.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
идентичностьпсихологияпсихотерапияэкзистенциализм
Похожие статьи
Экзистенциальная тревога – неизбежный ресурс — психологический центр, помощь психотерапевта, консультация психолога
- В экзистенциальном понимании тревога относится к универсальным онтологическим характеристикам человека. По словам М. Хайдеггера, тревога указывает на то, что реально есть — свободу, неизбежность смерти и фундаментальное одиночество.
Пауль Тиллих, в свою очередь, выделил три области, в которых небытие угрожает бытию человека и, соответственно, три типа экзистенциальной тревоги:
— тревога судьбы и смерти,
— тревога пустоты и утраты смысла,
— тревога вины и осуждения. - П.Тиллих пишет: «Судьба не могла бы быть источником неотвратимой тревоги, если бы за ней не скрывалась смерть. А смерть стоит за судьбой и ее случайностями не только в самое последнее мгновение, когда нас выбрасывает из существования, но и во всякий момент существования. Небытие вездесуще, оно порождает тревогу даже там, где непосредственная угроза смерти отсутствует. Небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки. Небытие стоит за ненадежностью и бесприютностью нашего социального и индивидуального существования. Небытие стоит за теми ударами, которые слабость, болезни и несчастные случаи наносят по нашей телесной и душевной силе бытия. Судьба актуализируется во всех этих формах, и через них тревога небытия овладевает нами. Мы пытаемся превратить тревогу в страх и мужественно встретить объекты, таящие в себе угрозу. Иногда нам это удается, однако мы осознаем, что тревогу порождают не объекты, с которыми мы боремся, а человеческая ситуация как таковая».
- Второй тип тревоги, по Тиллиху, тревога пустоты и отсутствия смысла вызвана тем, что небытие угрожает также духовному самоутверждению человека. Духовное самоутверждение связано с творческим восприятием и преобразованием реальности.
Тревога необходима для духовной жизни человека, так как способным «слышать» свои состояния может служить очевидным сигналом, что в жизни не все в порядке.
Р. Мэй тревогу определяет как «боязнь, посылающую сигнал об угрозе ценностям, которые человек считает существенными в своей жизни».
Если духовной жизни не свойствен опыт творчества (в широком смысле) и соучастия, то ей угрожает небытие. Угроза духовному бытию — это угроза всей полноте бытия человека. Тревога отсутствия смысла — это тревога по поводу утраты предельного интереса, утраты смысла существования. - П.Тиллих пишет о том, что человек обязан дать ответ на вопрос о том, что он из себя сделал. Тот, кто задает ему этот вопрос, есть его судья: этот судья есть он сам, который в то же время противостоит ему. Такая ситуация порождает тревогу, которая в относительном смысле есть тревога вины, а в абсолютном смысле – тревога отвержения себя и осуждения.
Экзистенциальная тревога, или Ангст, — это то базовое ощущение неловкости или боли, — пишет Э.ван Дорцен, — которое люди испытывают, осознавая себя. Это чувство, которое складывает воедино самосознание и осознание собственной уязвимости, когда сталкиваешься с возможностью собственной смерти. Это же чувство является и непременным условием бытия и поиска себя.
Р.Кочюнас пишет об источниках экзистенциальной тревоги в жизни каждого человека. Кроме осознания конечности жизни, он выделяет:
1. Осуществление свободы путем постоянного выбора между разными возможностями без гарантий его правильности и успешности.
2. Отсутствие целостной и определимой самости из-за постоянного ее становления. - Тревога, следовательно, может быть и индикатором уровня самоосознанности человека. В конечном итоге, эта самоосознанность есть, в сущности, реализация той базовой свободы, которой человек располагает.
Несомненно, быть или не быть — наиболее фундаментальный человеческий вопрос, и задавать себе его означает ввергнуть себя в переживание тревоги. Тем людям, кто пытается устранить осознание такого фундаментального выбора, жизнь дарит острую тревогу, которая приходит независимо от того, угрожает что-либо их базовой защищенности, или нет.
Тем, кто выбирает жизнь в осознании фундаментального выбора, обеспечена каждодневная борьба с тревогой. Они четко осознают, что жизнь основана на смерти, и что они будут продолжать жить только до тех пор, пока будут создавать и защищать свое существование. Если люди воспринимают свои жизненные выборы осознанно, то переживание экзистенциальной тревоги неизбежно. (Э.ван Дорцен)
Страх и тревога
Страх – это ожидание чего-то определенного, тревога – неопределенного, но ситуативного, «одноразового», а «Angst» — ожидание постоянного присутствия в жизни непредвиденных событий. Дм.Леонтьев
Мы явственно ощущаем тревогу в ситуациях угрозы жизни (например, тяжелая болезнь), ситуациях потери свободы, смысла (уход на пенсию) или в ситуациях угрозы нашим ценностям (например, любви – потеря близкого человека, или успеха – крах карьеры и т. п.).
Сквозь каждодневные тревоги и страхи «слышно» тревогу бытия, которая «говорит» с нами о смерти. Тут вспоминаются слова Адриана ван Кама: «…человек умирает в каждый момент своего существования. Жизнь — это путешествие к смерти. Расставаясь с вещами, становясь другим, человек умирает. Надо освоить искусство ежедневного умирания».
Экзистенциальное понимание тревоги делает понятным различение тревоги и страха. Разница не в качественном выражении или в степени интенсивности состояния, а в характере переживания угрозы. Тревога всегда оказывает воздействие на сердцевину самости, она отражается на переживании безопасности своего существования. Страх же является материализацией, предметным выражением тревоги; это объективированная тревога. На страх можно посмотреть со стороны, он угрожает периферии человеческого существования. Очевидность объекта страха может помочь его избежать, тем временем, как избежать тревоги невозможно.
Та же Э.ван Дорцен говорит: «Человеческое существо может тратить уйму энергии на попытки исправить то, что не может быть исправлено, и на установление безопасности там, где опасность неминуемо появится вновь».
Итак, в экзистенциальной традиции тревога рассматривается не как патологическое состояние. Хотя, мы понимаем, что ее безобъектность, неопределенность, парализующая целенаправленную активность, сила способны вызвать разнообразные психические и психосоматические симптомы. Это не состояние, которое необходимо устранить любыми способами, а скорее неизбежный модус человеческого существования.
Виды
Различают нормальную (экзистенциальную) и невротическую тревогу. Нормальная тревога порождается самой жизнью, ее событиями и кризисами (например, отделение от родительской семьи, выбор профессии, создание семьи, профессиональный и карьерный рост, угроза потери близких, беспокойство по поводу собственного здоровья и жизни и т.д.). Ее проявление соответствует объективным характеристикам жизненных ситуаций и угроз.
Невротической тревоге свойственно несоответствие характера жизненных ситуаций и степени вызываемого ими напряжения. Такая тревога человека делает пассивным, подавляет способность осознавания, вызывает психосоматические симптомы и болезненные психические состояния.
Практически невозможно выделить четкие критерии разделения нормальной и невротической тревоги. Условная граница может быть проведена лишь в душевном пространстве конкретного человека, с учетом его эмоциональной реактивности, общего уровня тревожности, особенностей стратегий реагирования и т.п.
Спасение от тревоги
Есть два основных способа ухода от экзистенциальной тревоги, порожденной базовой уязвимостью человеческого положения.
Первый состоит в полном отказе от жизни (пораженчество). Реализован он может быть путем суицида, или путем поэтапного ухода от бытия. Когда люди понимают, насколько велики усилия и риск, которым подвергает себя человек, активно живущий, они считают, что это не та жизнь, ради которой стоит напрягаться. Как правило, такое случается, если у них нет особой надежды на выигрыш, который можно приобрести за счет этих усилий и риска. Поэтапный отказ от жизни и уход от нее может привести к наркотической зависимости, алкоголизму и другим формам ухода. В конечном счете, эти стратегии ведут к изоляции и растворению. Идущие по этой дороге обычно заканчивают полным погружением в пучину отчаяния, которое приносит сумасшествие и жизненный крах.
«Некоторые преуспевают в поддержании бестревожного состояния, механически переходя от одной своей каждодневной обязанности к другой. Они притворяются, будто такое Движение и есть жизнь, что эта жизнь и их сделала такими, каковы они есть, и что в этом ничего нельзя изменить. Когда нет мнения, нет и тревоги» — пишет Э.ван Дорцен.
С.Мадди называет такой не-выбор выбором прошлого, выбором сохранения статус кво — это выбор ухода от осознания, выбор попытки законсервироваться, которая все равно не может привести, в конечном счете, к успеху.
Бессмысленное, неосознаваемое погружение в бытие может лишь ненадолго заглушить тревогу. Если же жить так, будто ты представляешь собой некий объект, прочный и с предрешенной судьбой, то появление экзистенциальной тревоги может быть лишь отложено до тех пор, пока эта псевдоопределенность не докажет свою ложность на деле.
В статье «О значении страха смерти для развития личности» С.Мадди отмечает, что в жизни, помимо реальных ситуаций смерти, нам приходится сталкиваться со многими «малыми смертями». Смертью в каком-то смысле являются все те случаи, когда что-то прекращает свое существование внезапно и нежелательно для нас, когда внезапно прекращаются какие-то значимые отношения, когда неожиданно прекращаются какие-то события, дела, не обязательно связанные с гибелью человека. Самый типичный пример — несчастливая любовь, разрыв отношений. Это переживание оказывается во многом подобно переживанию смерти. Именно в таких «малых смертях», говорит С.Мадди, прежде всего, отрабатывается отношение человека вообще к жизни в целом, его жизненная философия.
Экзистенциальная вина часто переживается теми людьми, которые чувствуют, что прячутся от экзистенциальной тревоги бытия, делая что-то, что дает им временную передышку, но остается при этом, как они чувствуют, сущностно ложным. Это может проявляться в виде скуки, когда не сделано ничего плохого, но и ничего хорошего для того, чтобы достойно встретить вызовы жизни. Такой тип ухода от бытия ведет к интенсивному переживанию бессмысленности.
Второй способ избежать тревоги состоит в таком восприятии жизни, как будто выбора не было и вовсе (фатализм). Экзистенциальная тревога рождается из осознания человеческой способности активно участвовать в бытии. Выбор и ответственность — глубочайшие корни всякой тревоги. Таким образом, избежать тревоги можно, если начнешь считать, что ни выбора, ни ответственности нет в принципе. Это — путь самообмана, или маловерия.
Люди могут жить так, будто их жизни полностью предопределены, и исключить, таким образом, свою ответственность (конформизм). Они воображают, что они в безопасности, потому что они — Ивановы, и удачно устроились с местом жительства и семьей, или потому, что они — водители такси, или почтальоны, или личные помощники, или зубные доктора. Их жизни организованы вокруг множества привычек и стандартных моделей, которые они как раз и считают самой жизнью. И хотя они жаждут почувствовать вкус свободы, их жизнь будет поставлена под угрозу одной лишь мыслью о том, чтобы отказаться от этой размеренности «с девяти до шести» и выйти раз навсегда из накатанной колеи. Их осторожные экскурсии в свободу под названием отпуск или выходные, как правило, ничуть не хуже организованы и ограничены их собственными ожиданиями, связанными с тем собственным образом, который они для себя создали. Это — значительные люди, живущие значительной жизнью, защищающие себя от опасностей реальности защитным колпаком. Они осознают, что выбрать свободу значит выбрать тревогу, и выбирают поэтому долг.
Эта стратегия работает, поскольку культура, продукт такого отношения, обладает разветвленной сетью разделенных иллюзий и реальностей, поддерживающих личность в такой игре. Такая стратегия терпит крах, когда личность теряет свое безопасное место и обнаруживает, что эта система радикально неспособна защитить ее от ее собственной внутренней пустоты, защитить ее от жизни и смерти. Это случается рано или поздно с каждым человеком. Существование редко бывает так хорошо организовано, чтобы человеку удалось миновать все жизненные невзгоды. Смерть любимого, потеря работы или состояния, которое человек привык уже считать неотъемлемой частью своей жизни, — все это может разрушить его защитный колпак.
Когда это происходит, часто возникает паника, поскольку, кажется, что теперь не для чего жить. Уходит иллюзия, а вместе с ней уходит внутренняя сила Я, которое разом теряет свою значимость и впадает в депрессию. Люди сравнивают себя с пустой оболочкой или заявляют, что не чувствуют себя больше собой. Они считают практически невозможным привыкнуть к ощущению пустоты, которого они так счастливо избегали до сих пор. Иногда система предоставляет им новые способы защиты. Однако чаще люди сталкиваются с жизненным кризисом, не имея возможности отступить на рубежи уже приготовленных решений. Когда люди поставлены перед фактом, что им больше не удастся поддерживать иллюзию защищенности, они заболевают или ищут помощи каким-либо иным способом. Они могут даже обратиться к выбору стратегии «жизни вне бытия», которая описана выше. Другими словами, стратегия, которая состоит в том, чтобы притворяться, будто человек защищен и будто бы у него не было выбора в жизни, вовсе необязательно хоть чем-то лучше стратегии ухода.
В исследованиях Тэйлора выявлено, что большинство взрослых здоровых людей пребывают в так называемых позитивных иллюзиях о себе, других людях и о мире в целом. Мы можем этого совершенно не осознавать, но обычно мы пребываем в иллюзии собственной неуязвимости и контроля над внешним миром, а также придерживаемся позиции нереалистичного оптимизма. В свою очередь, у человека, пережившего глубокую психологическую травму, формируются совсем иные, деструктивные убеждения о себе и о жизни. Сравните:
- «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого» — «Жизнь несправедлива».
- «Если что-то плохое и случается, то это бывает, в основном, с теми людьми, которые делают что-то не так» — «Мир опасен, а я одинок, никто не может мне помочь».
- «Я хороший человек, следовательно, я могу чувствовать себя защищенным от бед» — «Я недостаточно хорош для этой жизни, неценен и незначим».
- «Ничего плохого со мной не может случиться» — «Жизнь не стоит того, чтобы жить долго».
Терапия
Первоочередной задачей при столкновении с тревогой клиента в экзистенциальной терапии является помощь в лучшем знакомстве со своим состоянием, в его понимании и раскрытии смыслов тревоги.
Как только люди осознают те выборы, в которые жизнь их вовлекает, они обречены на переживание тревоги. И это нормально.
Как только приходит осознание базового недостатка сущностности и безопасности человеческого положения, человек вновь приходит к переживанию чистой экзистенции, которое порождает тревогу.
Выбор будущего, выбор неизвестности и тревоги, сопровождающей ориентацию в будущее, создает определенный потенциал, перспективы для развития личности.
«Тревога – не только враг, но и учитель: она может указать путь к аутентичному существованию». И.Ялом.
Тревога является не только проявлением слабости человека, но и его потенциальной силой, если он учится принимать ее как неотъемлемую часть жизни. Экзистенциальная терапия не ставит перед собой цели делать жизнь клиента более безопасной и легкой. Она скорее стремится помочь лучше подготовиться к встрече с постоянно появляющимися трудностями, быть более смелым, мужественным в принятии бесконечных вызовов жизни.
Экзистенциальный подход не пытается устранить тревогу, а скорее воодушевляет людей на встречу с ней. Лечение людей от их способности тревожиться может стать лечением от самой жизни. И задача не в том, чтобы подавить, замаскировать или отрицать тревогу, а в том, чтобы понять ее значение и набраться сил для того, чтобы конструктивно жить, переживая ее. Смелость, нужная для того, чтобы жить, приходит только тогда, когда возможность смерти встречаешь с решительностью. Экзистенциальная терапия ставит своей задачей помочь людям обрести эту смелость. И, следовательно, начинается она с того, чтобы набраться смелости и извлечь на поверхность все тревоги, и прямо взглянуть на жизнь. Тревога дает все те необходимые ресурсы, которых достаточно для встречи со своей ответственностью.
Роль экзистенциального консультирования и терапии, в этом случае, состоит в том, чтобы помочь людям достигнуть соглашения с теми рисками и тревогой, которые сопровождают активное бытие, и прекратить погибать от отчаяния, которое несет с собой пассивный отказ ото всего этого. В таких случаях жесткая логика может принести гораздо больше пользы, чем понимание и поддержка. После того, как варианты станут им окончательно ясны, жизнь в борьбе, со всей ее несправедливостью и угрозами, становиться единственной альтернативой стратегии избегания, которая приносит одну лишь гибель и отчаяние.
«На какое-то мгновение он словно поднялся над случайностями своего существования и почувствовал, что ни счастье, ни горе уже никогда не смогут влиять на него так, как прежде. Все, что с ним случится дальше, только вплетет новую нить в сложный узор его жизни, а, когда наступит конец, он будет радоваться тому, что рисунок близок к завершению. Это будет произведение искусства, и оно не станет менее прекрасным оттого, что он один знает о его существовании, а с его смертью оно исчезнет». С.Моэм.
Что такое экзистенциальная тревога?
Экзистенциальная тревога — это чувство страха или паники, которое возникает, когда человек сталкивается с ограничениями своего существования. Мысли о смерти, бессмысленности жизни или незначительности самого себя могут вызвать экзистенциальную тревогу.
Люди могут чувствовать себя подавленными, безнадежными и беспомощными. Однако, хотя экзистенциальная тревога может усложнить жизнь, она также может стать катализатором роста и изменений.
В этой статье рассматривается экзистенциальная тревога и то, как человек может справиться с ней и восстановить душевное спокойствие.
Экзистенциальные мысли сосредоточены на смысле и цели жизни и смерти. Они могут быть положительными или отрицательными. Однако люди могут воспринимать их как отрицательные, потому что они подчеркивают уязвимость жизни.
У многих людей в какой-то момент жизни возникают экзистенциальные мысли. Однако некоторые останавливаются на них больше, чем другие. Некоторые могут даже пережить экзистенциальный кризис, период интенсивных размышлений и беспокойства о цели жизни.
Экзистенциальные мысли являются естественной частью человеческого опыта. Хотя они могут быть неприятными, они также могут быть источником утешения.
Некоторым они могут дать ощущение цели или смысла в хаотичном и непредсказуемом мире. Другие могут найти утешение в том факте, что всем однажды придется столкнуться со смертью.
Узнайте больше об экзистенциальных кризисах здесь.
Экзистенциальная тревога — это форма тревоги, возникающая в результате размышлений о существовании и о себе. Человек может испытывать чувство незащищенности, страха, изоляции и одиночества. Люди также могут испытывать чувство пустоты или бессмысленности.
У человека может развиться экзистенциальная тревога из-за прошлых действий или решений, которые вызывают экзистенциальную вину или сожаление из-за упущенных шансов.
Некоторые эксперты предполагают, что экзистенциальная тревога затрагивает всех и имеет три характеристики:
- тревога о судьбе и смерти
- тревога пустоты и бессмысленности
- тревога о вине и несоответствии моральным нормам Экзистенциальная тревога как экзистенциальный кризис.
Беспокойство — это естественная реакция на стресс. Это чувство беспокойства, беспокойства или страха по поводу будущего события. Каждый хоть раз в жизни испытывает чувство тревоги. Однако, если кто-то испытывает регулярные и непропорциональные уровни тревоги, у него может быть тревожное расстройство.
Человек может испытывать тревогу из-за определенных событий. Примеры могут включать тревогу разлуки, социальную тревогу или специфические фобии объектов или ситуаций.
Для сравнения, экзистенциальная тревога более абстрактна и менее привязана к конкретным событиям или ситуациям. Вместо этого это более общее чувство беспокойства или страха перед всем человеческим существованием.
Узнайте больше о различных видах беспокойства здесь.
Люди могут испытывать экзистенциальную тревогу по-разному. Признаки и симптомы могут быть незаметны для окружающих, поскольку человек усваивает их.
Внешне человек, испытывающий экзистенциальную тревогу, может казаться совершенно спокойным. Однако их разум может быть в смятении.
Некоторые признаки экзистенциальной тревоги могут включать:
- трудности с принятием решений
- ощущение, что жизнь — это борьба
- болезненные эмоции, такие как отчаяние или сожаление
- отказ от общественной деятельности или близких
- сомнение в убеждениях
- панические атаки
Специального лечения экзистенциальной тревоги не существует. Чтобы уменьшить симптомы, нужно исследовать и исследовать чувства и признать, что они являются нормальной частью жизни.
Терапевт может помочь людям справиться со своими эмоциями и экзистенциальной тревогой.
Работа с психотерапевтом помогает людям больше узнать о себе и понять весь спектр своих мыслей и чувств. Это может помочь уменьшить беспокойство и улучшить самочувствие человека.
Люди могут найти экзистенциальную терапию особенно полезной. Эта форма терапии помогает людям осознать и принять свою свободу и вызовы человеческого состояния.
Логотерапия — еще один вариант. Этот терапевтический подход помогает людям найти смысл жизни. Основное внимание уделяется будущему и способности человека переносить трудности в поисках цели.
Психиатр и психотерапевт Виктор Франкл разработал терапию после выживания в нацистских концентрационных лагерях. Он считал, что главной мотивацией человека является стремление найти смысл жизни.
Терапевта можно найти, обратившись за рекомендациями к лечащему врачу.
Специального теста для диагностики экзистенциальной тревожности не существует. Вместо этого врач может основывать свой диагноз на симптомах, мыслях и чувствах человека. Они также могут спросить о семейном анамнезе человека и соответствующих психических заболеваниях.
Врач или психиатр может также провести медицинский осмотр и назначить различные анализы крови, чтобы исключить другие потенциальные состояния, которые могут вызывать симптомы. Например, у человека может быть тревожное расстройство или депрессия.
Экзистенциальное беспокойство является частью жизни большинства людей. Это результат осознания людьми своей смертности и осознания того, что жизнь в конечном счете неопределенна.
Хотя экзистенциальная тревога может временами подавлять человека, она не обязательно должна контролировать жизнь человека. Терапевт может помочь кому-то понять и справиться с тревогой.
Благодаря терапии человек может научиться находить смысл в своей жизни и справляться с трудностями человеческого бытия.
Экзистенциальная тревога — это чувство беспокойства, страха или опасения, связанное с мыслями о смерти или несуществовании себя.
Это нормальная часть человеческого состояния, и большинство людей в какой-то момент испытывают экзистенциальную тревогу. Это происходит потому, что люди осознают свою смертность и осознают, что жизнь в конечном счете неопределенна.
Люди могут испытывать экзистенциальную тревогу по-разному. Некоторыми признаками экзистенциальной тревоги могут быть трудности с принятием решений, ощущение, что жизнь — это борьба, уход от социальной деятельности и сомнения в убеждениях.
Специального лечения экзистенциальной тревоги не существует. Чтобы уменьшить симптомы, нужно исследовать и исследовать чувства и признать, что они являются нормальной частью жизни. Работа с психотерапевтом может помочь.
Экзистенциальный кризис: симптомы, причины и лечение
Большинство людей в какой-то момент жизни испытывают тревогу, депрессию и стресс. Для многих эти эмоции кратковременны и не слишком мешают качеству их жизни.
Но для других негативные эмоции могут привести к глубокому отчаянию, заставляя их сомневаться в своем месте в жизни. Это известно как экзистенциальный кризис.
Идея экзистенциального кризиса изучалась психологами и психиатрами, такими как Казимеж Домбровски и Ирвин Д. Ялом, в течение десятилетий, начиная с 1929 года. может быть незнаком с этим термином или не понимать, чем он отличается от обычной тревоги и депрессии.
Вот что вам нужно знать об экзистенциальном кризисе, а также о том, как преодолеть этот переломный момент.
«У людей может возникнуть экзистенциальный кризис, когда они начинают задаваться вопросом, что означает жизнь и какова их цель или цель жизни в целом», — объясняет Кэти Лейкам, лицензированный терапевт из Декейтера, штат Джорджия, специализирующаяся на работе с тревогой. , стресс в отношениях и гендерная идентичность. «Это может быть разрыв в шаблонах мышления, когда вы внезапно хотите получить ответы на важные вопросы жизни».
Нередки поиски смысла и цели в жизни. Однако при экзистенциальном кризисе проблема заключается в невозможности найти удовлетворительные ответы. Для некоторых людей отсутствие ответов запускает личный внутренний конфликт, вызывая разочарование и потерю внутренней радости.
Экзистенциальный кризис может коснуться любого человека в любом возрасте, но многие переживают кризис перед лицом сложной ситуации, возможно, в борьбе за успех.
Причины
Повседневные трудности и стрессы не могут спровоцировать экзистенциальный кризис. Этот тип кризиса, вероятно, следует за глубоким отчаянием или значительным событием, таким как серьезная травма или серьезная потеря. Несколько причин экзистенциального кризиса могут включать:
- чувство вины за что-то
- потерю любимого человека в результате смерти или столкновение с реальностью собственной смерти
- чувство социальной неудовлетворенности
- неудовлетворенность собой
- история сдерживания эмоций
Различные типы экзистенциальных кризисов включают: ваша жизнь к лучшему или к худшему. Большинство людей предпочитают эту свободу, а не то, чтобы кто-то принимал решения за них.
Но эта свобода подразумевает и ответственность. Вы должны принять последствия сделанного вами выбора. Если вы используете свою свободу, чтобы сделать выбор, который не заканчивается хорошо, вы не можете винить кого-то еще.
Для некоторых эта свобода слишком подавляющая и вызывает экзистенциальную тревогу, то есть всеобъемлющую тревогу о смысле жизни и выборе.
Кризис смерти и смертности
Экзистенциальный кризис может разразиться и после достижения определенного возраста. Например, ваш 50-й день рождения может заставить вас столкнуться с реальностью того, что ваша жизнь наполовину закончилась, что заставит вас усомниться в фундаменте своей жизни.
Вы можете задуматься о смысле жизни и смерти и задать такие вопросы, как «Что происходит после смерти?» Страх того, что может последовать за смертью, может вызвать тревогу. Этот тип кризиса может также возникнуть после того, как диагностировано серьезное заболевание или когда смерть неизбежна.
Кризис изоляции и связи
Даже если вам нравятся периоды изоляции и одиночества, люди — социальные существа. Крепкие отношения могут оказать вам психологическую и эмоциональную поддержку, принося удовлетворение и внутреннюю радость. Проблема в том, что отношения не всегда постоянны.
Люди могут расходиться физически и эмоционально, и смерть часто разлучает близких. Это может привести к изоляции и одиночеству, заставляя некоторых людей чувствовать, что их жизнь бессмысленна.
Кризис смысла и бессмысленности
Наличие смысла и цели в жизни может дать надежду. Но, поразмыслив над своей жизнью, вы можете почувствовать, что не добились ничего существенного и не изменили ситуацию. Это может заставить людей сомневаться в самом их существовании.
Кризис эмоций, переживаний и воплощения
Не позволять себе испытывать негативные эмоции иногда может привести к экзистенциальному кризису. Некоторые люди блокируют боль и страдание, думая, что это сделает их счастливыми. Но это часто может привести к ложному ощущению счастья. А когда вы не испытываете истинного счастья, жизнь может казаться пустой.
С другой стороны, воплощение эмоций и признание чувства боли, недовольства и неудовлетворенности может открыть путь к личному росту и улучшению взглядов на жизнь.
Испытывать тревогу и депрессию, когда ваша жизнь идет не по плану, не всегда означает, что вы переживаете экзистенциальный кризис. Эти эмоции, однако, связаны с кризисом, когда сопровождаются потребностью найти смысл жизни.
Экзистенциальный кризис, депрессия
Во время экзистенциального кризиса вы можете испытывать нормальную депрессию. Эти симптомы могут включать потерю интереса к любимым занятиям, усталость, головные боли, чувство безнадежности и постоянную грусть.
В случае экзистенциальной депрессии у вас также могут появиться мысли о самоубийстве или конце жизни или ощущение, что ваша жизнь не имеет цели, говорит Лейкам.
Безнадежность при этом типе депрессии глубоко связана с ощущением бессмысленной жизни. Вы можете задаться вопросом о цели всего этого: «Только ли работать, оплачивать счета и, в конце концов, умереть?»
Экзистенциальная кризисная тревога
«Экзистенциальная тревога может выражаться в озабоченности загробной жизнью, расстроенности или нервозности по поводу своего места и планов в жизни», — говорит Лейкам.
Эта тревога отличается от повседневного стресса в том смысле, что все может вызвать у вас дискомфорт и тревогу, включая само ваше существование. Вы можете спросить себя: «Какова моя цель и где я вписываюсь?»
Экзистенциальное обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Иногда мысли о смысле жизни и вашей цели могут сильно давить на ваш разум и вызывать скачки мыслей. Это известно как экзистенциальное обсессивно-компульсивное расстройство, и оно может возникнуть, когда вы одержимы или имеете навязчивые идеи относительно смысла жизни.
«Это может проявляться в необходимости задавать вопросы снова и снова или в невозможности отдохнуть, пока у вас не будет ответов на ваши вопросы», — говорит Лейкам.
Поиск цели и смысла жизни может помочь вам вырваться из экзистенциального кризиса. Вот несколько советов, как справиться с ситуацией:
Возьмите под контроль свои мысли
Замените негативные и пессимистичные мысли на позитивные. Говорить себе, что ваша жизнь бессмысленна, может стать самоисполняющимся пророчеством. Вместо этого предпримите шаги, чтобы жить более осмысленной жизнью. Следуйте за страстью, станьте волонтером в деле, в которое вы верите, или практикуйте сострадание.
Ведите дневник благодарности, чтобы преодолевать негативные чувства.
Возможно, ваша жизнь имеет больше смысла, чем вы думаете. Запишите все, за что вы благодарны. Это может включать вашу семью, работу, таланты, качества и достижения.
Напомните себе, почему жизнь имеет смысл
Потратив время на самопознание, вы также можете преодолеть экзистенциальный кризис, говорит Лейкам.
Если вам трудно увидеть в себе хорошее, попросите друзей и семью определить ваши положительные качества. Какое положительное влияние вы оказали на их жизнь? Каковы ваши самые сильные, самые замечательные качества?
Не надейтесь найти ответы на все вопросы
Это не значит, что вы не можете искать ответы на главные вопросы жизни. В то же время, поймите, что на некоторые вопросы не будет ответов.
Чтобы преодолеть экзистенциальный кризис, Лейкам также предлагает разбивать вопросы на более мелкие ответы, а затем работать над тем, чтобы получить удовлетворение от изучения ответов на более мелкие вопросы, которые составляют большую картину.
Возможно, вам удастся преодолеть экзистенциальный кризис самостоятельно, без помощи врача. Но если симптомы не проходят или ухудшаются, обратитесь к психиатру, психологу или терапевту.
Эти специалисты по психическому здоровью могут помочь вам справиться с кризисом с помощью разговорной терапии или когнитивно-поведенческой терапии. Это тип терапии, направленный на изменение моделей мышления или поведения.
Немедленно обратитесь за помощью, если у вас есть суицидальные мысли. Имейте в виду, однако, что вам не нужно ждать, пока кризис достигнет этой точки, прежде чем поговорить с врачом или другим поставщиком медицинских услуг.
Даже если у вас нет мыслей о суициде, терапевт может помочь с тяжелой тревогой, депрессией или навязчивыми мыслями.