Разное

Акцептация это в психологии: Акцептировать это

Содержание

2. Акцептация (принятие).S.Kratochvil называет этот фактор «эмоциональной поддержкой». Этот последний термин закрепился в нашей психотерапии.

При эмоциональной поддержке большое
значение имеет создание климата
психологической безопасности.
Безусловное принятие пациента наряду
с эмпатией терапевта и его конгруэнтностью
является одной из составляющих позитивного
отношения, которое стремится построить
терапевт. Эта «триада Роджера», о
которой уже говорилось, имеет огромное
значение в индивидуальной терапии и не
меньшее в групповой. В самой простой
форме эмоциональная поддержка индивида
проявляется в том, что терапевт (в
индивидуальной терапии) или участники
группы (при групповой психотерапии)
слушают его и пытаются понять. Далее
следует принятие и сочувствие. Если
пациент является членом группы, то его
принимают без оглядки на его положение,
его расстройства, особенности его
поведения и его прошлое. Он принимается
таким, каков есть, с собственными его
мыслями и чувствами. Группа позволяет
ему отличаться от других членов группы,
от норм общества, никто его не осуждает.

В известной степени механизм
«эмоциональной поддержки»
соответствует фактору «сплоченности»
по I.Yalom (1975). «Сплоченность» можно
рассматривать как механизм групповой
психотерапии, тождественной «эмоциональной
поддержке» как механизму индивидуальной
психотерапии. Действительно, только
сплоченная группа может предоставить
члену группы эмоциональную поддержку,
создать для него условия психологической
безопасности.

Другим близким к эмоциональной
поддержке механизмом является «внушение
надежды» (I.Yalom,1975). Пациент слышит
от других пациентов, что им стало лучше,
он видит изменения, которые с ними
происходят, это внушает ему надежду,
что и он сможет измениться.

3. АЛЬТРУИЗМ. Положительный
терапевтический эффект может оказывать
не только то, что пациент получает
поддержку и ему помогают другие, но
также и то, что он сам помогает другим,
сочувствует им, обсуждает вместе с ними
их проблемы. Пациент, который приходит
в группу деморализованным, неуверенным
в себе, с чувством, что ничего сам не
может предложить взамен, начинает
вдруг в процессе групповой работы
ощущать себя необходимым и полезным
для остальных. Этот фактор — альтруизм
— помогает преодолеть болезненную
направленность на самого себя, повышает
чувство принадлежности к остальным,
чувство уверенности и адекватной
самооценки.

Этот механизм специфичен для групповой
психотерапии. Он отсутствует в
индивидуальной психотерапии, ибо там
пациент находится исключительно в
позиции человека, которому помогают. В
групповой терапии все пациенты играют
психотерапевтические роли по отношению
к другим членам группы.

4. ОТРЕАГИРОВАНИЕ (КАТАРСИС). Сильное
проявление аффектов является важной
составной частью психотерапевтического
процесса. Однако считается, что
отреагирование само по себе не приводит
к каким-либо изменениям, но создает
определенную основу или предпосылки
для изменений. Этот механизм является
универсальным — он срабатывает и в
индивидуальной и в групповой психотерапии.
Эмоциональное отреагирование приносит
значительное облегчение пациентам и
всячески поддерживается и психотерапевтом,
и участниками психотерапевтической
группы.

По мнению I.Yalom, отреагирование грусти,
травматических переживаний и выражение
сильных, важных для индивида эмоций
стимулирует развитие групповой
сплоченности. Эмоциональное отреагирование
подкрепляется специальными приемами
в психодрамеи в «группах встреч»
(«энкаунтре-группах»). В «группах
встреч» часто стимулируют злость и
ее отреагирование путем сильных ударов
по подушке, символизирующей противника.

5. САМОРАСКРЫТИЕ (САМОЭКСПЛОРАЦИИ).
Этот механизм в большей степени
присутствует при групповой психотерапии.
Групповая психотерапия стимулирует
откровенность, проявление скрытых
мыслей, желаний и переживаний. В процессе
психотерапии пациент раскрывает самого
себя.

Для того чтобы лучше понять механизм
самоэксплорации и описываемый ниже
механизм конфронтации в групповой
психотерапии, обратимся к схеме J. Luft и
H.Ingham (1970), известной в литературе под
названием «окно Джогари» (от имен
авторов — Джозера и Гарри), которая
наглядно передает отношения между
сознательными и бессознательными
областями психики в интерперсональных
отношениях.

Окно Джогари (открытая арена
– см. Групповая психотерапия. Лапин
В.А., Редя Г.П.).

1. Открытая область («арена»)
включает поведение, чувства и молитвы,
которые известны как самому пациенту,
там и всем остальным.

2. Область слепого пятна — то, что
известно другим, но не известно пациенту.

3. Скрытая область — то, что известно
только пациенту.

4. Неизвестное, или бессознательное
— то, что не известно никому.

При самоэксплорации участник группы
принимает на себя ответственность, так
как идет на риск реализации чувств,
мотивов и поведения из своей скрытой,
или тайной области. Некоторые
психотерапевты говорят о «самораздевании»,
которое они считают первичным
механизмом роста в группе (O. Mowrer, 1964
и S.Jourard, 1964 — цит. по S.Kratochvil,1978).
Человек снимает маску, начинает откровенно
говорить о скрытых мотивах, о которых
группа едва ли могла бы догадаться. Речь
идет о глубоко интимной информации,
которую пациент не каждому бы доверял.
Кроме различных переживаний и отношений,
связанных с чувством вины, сюда
относятся события и поступки, которых
пациент просто стыдится. До «самораздевания»
дело может дойти только в том случае,
если все остальные члены группы реагируют
взаимопониманием и поддержкой.
Существует, однако, риск, что если
пациент раскроется и не получит поддержки,
то такое «самораздевание» окажется
для него болезненным и нанесет
психическую травму.

6. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ, ИЛИ КОНФРОНТАЦИЯ.
У R.Corsini этот механизм называется
«интеракцией». Обратная связь
означает, что пациенту становится
известным от других членов группы,
как они воспринимают его поведение и
как оно на них воздействует. Этот
механизм, понятно, имеет место и в
индивидуальной психотерапии, но в
групповой психотерапии его значение
во много раз увеличивается. Это,
пожалуй, главный лечебный фактор
групповой психотерапии. Другие люди
могут являться источником той информации
о нас самих, которая нам не совсем
доступна, находится в области слепого
пятна нашего сознания.

Для большей наглядности воспользуемся
снова окном Джогари. Если при самоэксплорации
пациент раскрывает что-то другим из
своей тайной, скрытой области, то при
обратной связи другие открывают ему
что-то новое о нем самом из области его
слепого пятна. Благодаря действию двух
этих механизмов — самоэксплорации и
конфронтации — уменьшаются скрытая
область и область слепого пятна, за счет
чего увеличивается открытая область
(«арена»).

В обыденной жизни мы часто сталкиваемся
с людьми, проблемы которых прямо написаны
у них на лице. И все, кто вступает с
таким человеком в контакт, не хотят
указать ему на его недостатки, т.к.
боятся показаться бестактными или
обидеть его. А ведь именно эта неприятная
для человека информация представляет
для него материал, с помощью которого
он мог бы измениться. В интерперсональных
отношениях таких щекотливых ситуаций
множество.

Например, человек, который имеет
обыкновение много говорить и не понимает,
почему люди избегают разговоров с
ним, в терапевтической группе получает
информацию о том, что его способ
вербального общения очень нудный.
Человек, который не понимает, почему
многие относятся к нему недружелюбно,
узнает, что его неосознаваемый
иронический тон раздражает людей.

Однако не всякая информация о
человеке, полученная от других, является
обратной связью. Обратная связь надо
отличать от интерпретации. Интерпретация
— это толкование, объяснение, это наши
мысли, рассуждения по поводу увиденного
или услышанного. Для интерпретации
характерно высказывания типа: «Я
думаю, что ты делаешь то-то и то-то»,
а для обратной связи: «Когда ты делаешь
то-то, я чувствую вот что…»
Интерпретации могут быть ошибочными
или могут представлять собственные
проекции интерпретатора. Обратная же
связь по сути не может быть неправильной:
она есть выражение того, как один человек
реагирует на другого. Обратная связь
может быть невербальной, проявляться
в жестах или в мимике.

Значительную ценность для пациентов
представляет и наличие дифференцированной
обратной связи. Не всякое поведение
можно оценить однозначно — отрицательно
или положительно,- оно воздействует
по-разному на разных людей. На основе
дифференцированной обратной связи
пациент может научиться дифференцировать
свое поведение.

Термин конфронтация часто применяют
для отрицательной обратной связи.
Г.Л.Исурина и В.А.Мурзенко (1976) считают
конфронтацию в форме конструктивной
критики очень полезным психотерапевтическим
фактором. Одновременно они указывают,

что при преобладании одной только
конфронтации критика перестает
восприниматься как дружелюбная и
конструктивная, что ведет к усилению
психологической защиты. Конфронтацию
необходимо сочетать с эмоциональной
поддержкой, которая создает атмосферу
взаимного интереса, понимания и доверия.

7. ИНСАЙТ (ОСОЗНАНИЕ). Инсайт означает
понимание, осознание пациентом
неосознаваемых прежде связей между
особенностями своей личности с
неадаптивными способами поведения.
Инсайт относится к когнитивному научению
и вместе с эмоциональным коррективным
опытом (см.ниже) и опытом нового поведения
объединяется I.Yаlom (1970) в категорию
интерперсонального научения.

S.Kratochvil (1978) различает три вида, или
уровня, инсайта:

Инсайт N1: осознание связи между
эмоциональными расстройствами и
внутриличностными конфликтами и
проблемами.

Инсайт N2: осознание собственного
вклада в возникновение конфликтной
ситуации. Это так называемое
«интерперсональное осознание».

Инсайт N3: осознание глубинных причин
настоящих отношений, состояний, чувств
и особенностей поведения, коренящихся
в далеком прошлом. Это «генетическое
осознание».

С психотерапевтической точки зрения
инсайт N1 является элементарной формой
осознания, которая сама по себе не
имеет лечебного значения: его достижение
является только предпосылкой эффективного
сотрудничества пациента в психотерапии.
Наиболее значительны в терапевтическом
отношении инсайты N2 и N3.

Предметом неустанного спора различных
психотерапевтических школ является
вопрос, достаточно ли одного только
генетического осознания или, наоборот,
только интерперсонального. S.Kratochvil
(1978), например, придерживается мнения,
что достаточно только интерперсонального
осознания. От него можно прямо перейти
к научению новым способам поведения.
Генетическое осознание, с его точки
зрения, может быть полезно в том, что
подводит пациента к отказу от детских
форм реагирования и замене их реакциями
и отношениями взрослого человека.

Генетическое осознание — это
исследование собственной истории
жизни, которое приводит пациента к
пониманию своих настоящих способов
поведения. Другими словами, это попытка
понять, почему человек стал таким,
какой он есть. I.Yalom (1975) считает, что
генетическое осознание имеет ограниченное
психотерапевтическое значение, в чем
сильно расходится с позицией
психоаналитиков.

С определенной точки зрения инсайт
можно рассматривать как следствие
психотерапии, однако о нем можно
говорить как о лечебном факторе, или
механизме, так как он прежде всего
является средством изменения малоадаптивных
форм поведения и устранения невротических
симптомов. При достижении этих целей
он, как правило, всегда оказывается
очень эффективным, но не обязательно
необходимым фактором. В идеальном
случае на основе глубокого осознания
могут исчезнуть симптомы и измениться
поведение. Однако отношения между
осознанием, симптомами и поведением в
действительности намного сложнее и
менее наглядны.

8. КОРРЕКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ.
Коррективный эмоциональный опыт
представляет собой интенсивное
переживание актуальных отношений или
ситуаций, благодаря которому происходит
коррекция неправильного обобщения,
сделанного на основе прошлых тяжелых
переживаний.

Это понятие ввел психоаналитик
F.Alexander в 1932 году. Alexander считал, что так
как многие пациенты перенести в детстве
психологическую травму в связи с плохим
отношением к ним родителей, то терапевту
необходимо создать «коррективный
эмоциональный опыт» для нейтрализации
эффектов первичной травмы. Терапевт
реагирует на пациента иначе, чем
реагировали на него родители в детстве.
Пациент эмоционально переживает,
сравнивает отношения, исправляет свои
позиции. Психотерапия проходит как
процесс эмоционального перевоспитания.

Наиболее яркие примеры можно взять
из художественной литературы: история
Жана Вальжана из «Отверженных»
В.Гюго и ряд историй из сочинений
А.С.Макаренко, например эпизод, когда
Макаренко доверяет все деньги колонии
одному парню, бывшему вору. Неожиданное
доверие, вступающее в контраст с более
ранней обоснованной недоброжелательностью
и недоверием, корректирует посредством
сильного эмоционального переживания
существующие отношения и меняет поведение
парня.

При эмоциональном корректировании
окружающие люди ведут себя иначе, чем
может ожидать пациент с неадекватными
формами поведения на основе своего
ложного обобщения (генерализации). Эта
новая реальность делает возможным
повторную дифференциацию, то есть
различение ситуаций, в которых данная
реакция уместна или нет. Благодаря
этому создаются предпосылки для разрыва
порочного круга.

Итак, сущность этого механизма состоит
в том, что пациент в условиях
психотерапевтической ситуации (будь
то индивидуальная или групповая
психотерапия) повторно переживает
эмоциональный конфликт, который он до
сей поры был не в состоянии разрешить,
но реакция на его поведение (психотерапевта
или членов группы) отличается от той,
которую он обычно провоцирует у
окружающих.

Например, можно ожидать, что пациентка
с сильным чувством недоверия и
агрессивностью к мужчинам, возникших
в результате ее переживаний и разочарований
в прошлом, принесет это недоверие и
агрессивность к пациентам мужского
пола в психотерапевтичской группе.
Эффективное воздействие здесь могут
оказать неожиданные проявления со
стороны мужчин: они не отстраняются от
пациентки, не выказывают раздражения
и недовольства, а, напротив, терпеливы,
обходительны, ласковы. Пациентка, которая
ведет себя в соответствии со своим
прежним опытом, постепенно начинает
осознавать, что ее первичные генерализованные
реакции неприемлемы в новой ситуации,
и она попытается изменить их.

Разновидностью коррективного опыта
в группе является предложенное I.Yalom
(1975) так называемое «коррективное
повторение первичной семьи»- повторение
семейных отношений пациента в группе.
Группа напоминает семью: ее члены в
значительной степени зависят от
руководителя; участники группы могут
соперничать между собой, чтобы снискать
«родительское» расположение.
Терапевтическая ситуация может вызвать
ряд других аналогий с семьями пациентов,
предоставить коррективный опыт и
проработать неразрешенные в детстве
отношения и конфликты. Иногда сознательно
группой руководят мужчина и женщина,
чтобы групповая ситуация как можно
точнее имитировала семейную. Малоадаптивным
отношениям в группе не дают «застыть»
в жестких стереотипах, как это случается
в семьях: они сравниваются, переоцениваются,
пациента побуждают к проверке нового,
более зрелого способа поведения.

Ступени человеческого становления. Взгляд глубинной психологии.

Аннотация: представленное исследование отражает ступени человеческого развития до гуманной личности во взаимосвязи с возрастными параметрами; каждый этап развития соответствует одному из направлений глубинной психологии, что и определяет основную функцию, посредством которой осуществляется реализация отдельного этапа. Ставится вопрос об интеграции направлений глубинной психологии в единую систему, в результате она будет охватывать все ступени человеческого развития.

Дебаты о сущности человека, начиная с философской мысли средних веков вплоть до 21 века, в котором чаще всего превалирует биологическая функция, не теряют своей актуальности; с ходом времени лишь видоизменяется предметная сторона полемики.

«Тип человека переплавляется в процессе своего развития». В.Дильтей

Философы видят развитие и становление человека в «просвете бытия». Взгляд глубинной психологии акцентирует внимание на том, как индивид становиться человеком. Однако способы и пути становления трансформируются и видоизменяются, исходя из возникновения различных направлений школ глубинной психологии. Представление о сущности человека радикально изменилось с открытием бессознательной области Зигмундом Фрейдом. Хотя категория бессознательного  была известна науке и до Зигмунда Фрейда, однако ранее это открытие не оказало значительного влияния на восприятие сущности человека.

Благодаря психоанализу Зигмунда Фрейда взгляд  на человеческую конструкцию значительно изменился, и расширилось понятие о сущности человека. Однако необходимо отметить, что этот факт несет в себе не только положительную сторону –  сублимацию и возможность духовного развития, что позволяет  не только осуществить самопознание, но  и достигнуть в процессе становления индивида как личности тех высот, которые до сих пор для человека были недоступны. С другой стороны, это угрожает психической жизни индивида, поскольку внезапное осознание своей бессознательной темной стороны может представлять опасность не только для отдельного индивида, но и для всего человечества.  

Осмысление своей «бессознательной сущности» приводит к расширению поля сознания индивида, а неожиданное расширение может привести как отдельного индивида, так и общество в целом, к  параноидизации и всевластию принципа удовольствия. Сам Зигмунд Фрейд писал об этой опасности.

Зигмунд Фрейд в психоанализе рассматривает человека, как подавляющую субстанцию  инцестуозной любви  – “homo repressor“. Он вытесняет опасные побуждения, что впоследствии  выражается в симптомах. Индивид может достичь развития и становления с помощью функции сублимации с точки зрения психоанализа.

Главной категорией в индивидуальной психологии А. Адлера является чувство неполноценности. Ребенок с самого детства испытывает чувство неполноценности по отношению к своим родителям и окружающей среде, чтобы спастись от этого, индивид формирует в противовес чувство превосходства, что перерастает впоследствии в иллюзию власти. Иллюзия власти и всезнания достигается  через «сверхкомпенсацию» чувства собственной неполноценности. Человека, достигшего иллюзорного всемогущества можно назвать «homo potentiator» (человек могущественный).

Аналитическая психология К.Г. Юнга строится на коллективном бессознательном, содержанием которого являются инстинкты и архетипы. Под архетипами понимаются изначальные архаичные образы, которые регулируют человеческую первоприроду. Они являются источниками культурного и духовного развития человека. Любой прогресс согласно учению К.Г. Юнга начинается с индивидуации, первичным этапом которого является осознание своей изолированности  и необходимости пройти свой путь в становлении и развитии. Поэтому в аналитической психологии человек рассматривается, как  «homo individuator» (человек индивидуализированный), который в сознательном уединении направляется к своей уникальной «Самости».

Согласно концепции Судьбоанализа сущность человека формируется, исходя из фигур предков, унаследованной им системы побуждений и структуры «Я». Изначальная, унаследованная судьба индивида является навязанной, поскольку формируется из выборов, которые продиктованы его предками. Индивид на этапах своего развития и становления должен преодолеть опасные противоположности своих побуждений; «Я» должно достичь такого уровня силы, чтобы быть способным выбрать вместо навязанной судьбы свободную, которая не продиктована предками. Субстанция, которая позволяет это сделать, получила название «Понтификс Я». Индивид в концепции судьбоанализа рассматривается как  «homo elector» (человек выбирающий).

Результаты фундаментальных исследований глубинной психологии в области проблем развития и становления индивида позволили выделить этапы последовательного пути развития человека. 

Согласно таблице № 1 путь становления и развития индивида до гуманного человека состоит из пяти этапов. 

Таблица №1 Ступени человеческого становления

Функция0IIIIIIIV-V    Гуманизация
Направленность

человеческого

становления

 

 

HOMO

Партиципация

проекция

 

 

 

 

 

0-participator

Сублимация

 

 

 

 

A-repressor

Компенсация

 

 

B-potentiator

Индивидуация

Инфляция

C-indivtduator

D-electorLiberator et

Humanisator

 

 

Homo

humanus

Историческая

последовательность

направлений в глубинной

психологии

0

Дж. Германн

Р. Шпитц

I

Психоанализ

(З. Фрейд)

II

Индивидуальная

Психология

(А. Адлер)

III
Аналитическая психология(К.Г. Юнг)
IV

Судьбоанализ

(Л. Сонди)

V

Гуманизм

Таблица № 2 Отношение этапов развития к возрастным группам, формам заболевания и направлениям глубинной психологии.

Этапы развития0

Homo participator

I

Homo

repressor

II

Homo

potentiator

III

Homo

indivtduator

IV

Homo

elector

V

Liberator et

Humanisator

VI

Homo

repressor

 

Начало

В возрасте

До двух лет.

(Дж. Германн

Р. Шпитц)

3-4 года (первый эдипальный период)А) 9-12 лет(препубертат)

Б) арривация

А) 17-18 лет (второй инфлятивный пубертат)

Б) 40-50 лет (климакс)

А) 20-30 лет (выбор профессии)

Б) 30-40 лет (выбор брачного партнера)

После 40 лет

(выбор мировоззрения)

После 60-70 лет
Формы болезниПартиципативные

Неврозы акцептации и психозы (шизофрения, циркулярный психоз)

Неврозы переноса (невроз страха, конверсивная истерия, ННС)Интроективные

Аффекты: депрессия, тенденция к обладанию, фетишизм, садизм, бегство в болезнь.

Инфлятивные аффекты:

Стремление «быть», эрото- и теомания, кверулянтность,

Инфлятивный

Параноид.

Неврозы, связанные с выбором формы судьбы: выбор профессии, брачного партнера, вероисповедания; задержки в человеческом становлении.Регрессия на более низкие ступени человеческого становления.
Направления в глубинной психологииПитательная и партиципативная

Терапия ( Розен,

Шпитц, Бенедетти, Сехехайе)

Психоанализ

З. Фрейда

Индивидуальная

Психология

А. Адлера

Аналитическая психология

К.Г. Юнга

Судьбоанализ

Л. Сонди

Религиозный, аппелятивный психосинтез

А. Мэйдера

Нулевой этап развития индивида характеризуется дуальным союзом, когда мир ребенка и матери является единым целым. Бессознательно человек переносит силу бытия на другого человека, с которым хочет быть единым и равным, то есть партиципирует.

Первый этап развития начинается в возрасте 3-4 года, когда происходят первые вытеснения, которые являются основой формирования невротического человека, посредством в дальнейшем последующих вытеснений. Этот этап развития индивидом реализуется через сублимацию.

Второй этап становления индивида происходит в возрасте 9-12 лет, когда происходит компенсация комплекса неполноценности посредством чувства превосходства и притязаний на власть. Отмечается, что именно этот этап является наиболее часто точкой фиксации в развитии.

Третий этап становления характеризуется двумя возрастными отрезками жизни индивида: 17-18 лет и 40-50 лет. Во время первого возрастного отрезка закладываются зачатки, а в полной мере реализуется в возрасте 40-50 лет. На этом этапе человек становиться самостоятельным, приходит к сознательной индивидуации. Реализация этого этапа становления возможно посредством функции «Я» инфляция, однако возможны некоторые опасности, которые проявляются в различных видах маниях.

На четвертом этапе становления человек осознает возможные виды своей судьбы и осознанно делает выборы, в 20-30 лет – совершает выбор профессии, в 30-40 лет – выбор брачного партнера, после 40 лет – выбор мировоззрения. Ведущей функцией этого этапа является интеграция – объединение всех противоположностей. В результате человек выходит из узких рамок индивидуации и способен переносить любовь из своего «Я» на окружающих людей.

Последнюю стадию становления человека лучше всего опишут строки А . Мэйдера: «Источник любви к ближнему лежит не в чувственно-эмоциональных и побудительных тенденциях человека, а является дарованием трансцендентального происхождения, следствием и подарком веры».

Практическая значимость в контексте данной статьи представлена комплексным описанием ступеней становления человека с указанием возрастных рамок каждого этапа. Исследование показывает соответствие отдельного этапа одному из направлений глубинной психологии, поэтому взгляд на становление индивида отдельного направления в действительность является  лишь одним из этапов становления индивида, а не комплексным путем развития. Из контекста данной статьи становиться очевидным важный вопрос интеграции глубиной психологии как комплексного пути становления человека.

На пути становления индивид должен освободиться от тяжелого груза наследственности, побудительных стремлений, всепоглощающего эгоизма и перейти к любви к человечеству  в целом.

Список цитируемой литературы:

  1. Adler A. Praxis und Theorie der Individualpsychologie. J.F.Bergman, München und Wiesbaden, 1924. 
  2. Szondi L. Analysis of Marriages. An attempt at a theory of choice in love. The Hague, Martinus Nijhoff, 1937. Ferner: Schicksalsanalyse. Benno Schwabe, Basel, I. Aufl. 1944, II Aufl. 1948, III Aufl. 1963 .
  3. Maeder A. Psychosyntese, Psychagogik. Handbuch der Neurosenlehre und Psychotherapie. III. Urban u. Schwarzenberg, Münchenu. Berlin, 1959.
  4. Jung C. G. Psychologie und Alchemie. Rascher, Zürich 1944.
  5. Metapsychologie. Ges. Sehr. Bd. V.
  6. Смирнов А.В. Леопольд Сонди: биографический очерк, в книге: Липот Сонди, Судьбоанализ, М. , «Три квадрата», 2007 г.

 

Психологическое принятие — что это такое и как оно может помочь.

Что такое психологическое принятие?

Психологическое принятие относится к процессу принятия мыслей, эмоций и других внутренних переживаний без осуждения и без попыток их изменить. Чтобы хорошо понять психологическое принятие, полезно понять эмпирическое избегание.

 

Что такое эмпирическое избегание?

Если эти внутренние переживания неприятны, принятие или принятие их может показаться нелогичным и довольно трудным поначалу. Наиболее распространенной реакцией на неприятные субъективные переживания является избегание или подавление. Это совершенно инстинктивно и подобно отдаче нашей руки, если мы коснемся горячей поверхности; мы пытаемся убрать из головы неприятные эмоции и переживания.

Это описывается как «эмпирическое избегание» и определяется как «попытка изменить форму, частоту или интенсивность личных переживаний, таких как мысли, чувства, телесные ощущения или воспоминания, даже если это дорого обходится, неэффективными или ненужными» (Hayes, Levin, Plumb, Boulanger, and Pistorello 2013).

Эмпирическое избегание — это борьба, которая по-прежнему требует от нас энергии и часто оказывается неэффективной. Двигаясь к психологическому принятию, используя осознанность (сосредотачивая наше внимание на настоящем), мы развиваем нашу способность терпеть неприятные мысли и чувства.

 

Является ли психологическое принятие тем же, что и просто «сдаться?»

Важно отметить, что психологическое принятие — это не то же самое, что пассивное принятие вещей или отказ от них, или пассивное смирение с ситуацией, которая не устраивает . Принятие красноречиво объяснил Джон Зин Бат:

«Требуется огромная сила духа и мотивация, чтобы принять то, что есть, особенно когда вам это не нравится, а затем действовать мудро и эффективно, насколько это возможно в данных обстоятельствах. вы обнаруживаете, что в вашем распоряжении есть ресурсы, как внутренние, так и внешние, чтобы смягчить, исцелить, перенаправить и изменить то, что можно изменить». (Зин Бат 2005)

 

Как я могу развить практику психологического принятия?

  • Чтобы помочь в развитии этих навыков, мы можем использовать управляемые практики осознанности — есть много отличных (и бесплатных) приложений, доступных для загрузки (например, Smiling Mind или Insight Timer).
  • Еще один ключевой навык — развивать нашу способность быть благодарным. Так часто мы не замечаем позитива в нашей жизни. Было проведено множество исследований, подтверждающих преимущества практики благодарности (например, Ахор, 2011 г., Раск, Велл-Бродерик, Уотерс, 2016 г.; Сафронова и др., 2016 г.; Ляо и др., 2018 г.).

Чтобы замечать приятные моменты в течение дня, нам нужно замедлиться и не спешить с одного дела на другое. Я предлагаю записывать эти моменты, позволяя себе сосредоточиться на них и ценить их.

 

Каковы преимущества психологического принятия?

Многие исследования показывают, что замедление темпа, осознанность, а также переживание и выражение благодарности создают новые нервные пути, и эти связи укрепляются по мере того, как мы продолжаем практиковать эти навыки, гарантируя, что они с большей вероятностью возникнут в будущем. Со временем мы заметим, что стали счастливее, спокойнее и испытываем больше радости.

Автор:
Шерил Гейл,
Психолог,
Проактивное здоровье и движение

Принятие: определение, теория и советы

Принятие: определение, теория и советы​

Сара Спербер
Отзыв Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое принятие? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое принятие, теории о принятии, преимущества принятия и советы, как стать более восприимчивым.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Что такое принятие? (Определение)

У всех нас есть общее представление о том, что значит «принять» что-то: «терпеть без протеста или реакции» (Merriam-Webster, 2021). Но что означает принятие в контексте психологии и почему это такая популярная тема в мире здорового образа жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, наше определение может быть немного более конкретным. Концепция принятия, которую мы обсуждаем в этой статье, заключается в «занятии позиции непредвзятого осознания и активного принятия мыслей, чувств и телесных ощущений по мере их возникновения» (Hayes et al., 2004). Читайте дальше, чтобы узнать, почему мы используем это определение и что именно оно означает.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как

Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент 

Что означает принятие? (Психологическое принятие)

Есть много аспектов жизни, которые мы могли бы просто «принять» — финансовые обстоятельства, нездоровые отношения, неудовлетворительная работа и т. д. Но в психологии это не совсем то, что мы подразумеваем под принятием.

Психологическое принятие
Психологическое принятие обычно более конкретно относится к нашему переживанию мыслей и чувств в настоящий момент. Мы можем принять свой гнев, вину, разочарование, печаль, тревогу, стыд или другие негативные эмоции. Мы также можем принять мысли, которые способствуют этим эмоциям. Например, если мы чувствуем, что плохо справились с заданием, эти мысли могут способствовать беспокойству или ненависти к себе. Но если бы мы приняли мысли, эти эмоции ослабли бы.

Принятие не означает, что мы позволяем людям обращаться с нами плохо или использовать нас. Это просто означает, что мы не застреваем в мыслях и эмоциях, окружающих наш опыт. Таким образом, вместо того, чтобы признать, что с нами плохо обращаются, мы могли бы принять и, следовательно, быть в состоянии отпустить чувство гнева или грусти из-за плохого обращения с нами. Мы позволяем этим эмоциям существовать, а не только себя для них.

Различие между принятием обстоятельств и эмоций является важным, и мы обсудим его ниже, поскольку мы можем быть принимающим человеком, продолжая при этом действовать, чтобы изменить обстоятельства своей жизни.

Видео: ​Принятие: определение, теория и стратегии

Что является альтернативой принятию?

Одна из ключевых идей, лежащих в основе принятия в психологии, заключается в том, что тяжелые эмоции являются неизбежной частью жизни: в разное время мы оказываемся грустными, злыми, разочарованными, скучающими, расстроенными, огорченными, убитыми горем — список можно продолжить. Никто, даже самый уравновешенный человек, не свободен от этих эмоций. Когда эти эмоции неизбежно возникают, мы можем реагировать двумя способами: сопротивлением или принятием. Для многих из нас сопротивление является нашей стандартной реакцией. Ведь эти эмоции не обязательно «приятны» для переживания, и поэтому мы сознательно или, чаще, бессознательно пытаемся их избегать или сопротивляться им. Например, мы можем смотреть телевизор, листать страницы в социальных сетях, есть, пить или спать, чтобы отвлечься от этих неприятных ощущений.

Что такое принятие в психологии?

90–103 Психологи обнаружили, что попытки сопротивляться определенным трудным переживаниям или избегать их могут нанести дополнительный психологический вред (Hayes et al., 2006). Хорошим примером этого явления является бессонница. Вы когда-нибудь лежали в постели, не могли заснуть, все больше и больше нервничая из-за своей неспособности заснуть? Ирония, конечно, в том, что борьба с бессонницей — это активный процесс, который еще больше мешает заснуть.

Альтернативой сопротивлению нашему опыту является принятие: признать тяжелые чувства и сопровождающие их мысли и сидеть с ними вместо того, чтобы пытаться убежать от них. В примере с бессонницей, чтобы попрактиковаться в принятии, вы можете вместо этого признать, что чувствуете беспокойство, тревогу или тревогу, и позволить себе чувствовать это. Примите, что вы не засыпаете, и просто наблюдайте за своим опытом. Мысленное отпускание может успокоить систему и, в свою очередь, позволит вам заснуть. Это всего лишь один пример того, как принятие может изменить вашу повседневную жизнь.

Что такое радикальное принятие?

Радикальное принятие заключает в себе идею полного принятия собственного опыта, включая мысли, чувства и эмоции. Это широко популяризировалось как навык, которому обучают в диалектической поведенческой терапии (ДПТ), форме психотерапии, которая в первую очередь направлена ​​​​на то, чтобы помочь людям справляться с сильными и трудными эмоциями (Dimeff & Linehan, 2001). Выдающийся психолог и учитель медитации Тара Брач ​​также погружается в идею радикального принятия в своей книге 9.0069 Радикальное принятие: принять свою жизнь сердцем Будды (2004). Название и идея этой книги подчеркивают влияние некоторых восточных философских традиций, таких как буддизм, на нашу нынешнюю западную концепцию принятия.

Видео: Новый взгляд на радикальное принятие — Тара Брач ​​

См. ниже одно из выступлений Браха о силе радикального принятия.

Что такое самопринятие?

Тара Брах подчеркивает важность отношений с самим собой и то, как необходимо полностью принимать себя, чтобы жить в мире. Она пишет: «Вера в то, что с нами что-то не так, — это глубокое и упорное страдание» (2004). Ваш опыт самого себя в основном состоит из ваших эмоций, мыслей и действий, поэтому научиться принимать их (даже когда они кажутся трудными или нежелательными) — необходимый шаг на пути к полному самопринятию.

Работая над самопринятием, полезно подумать о своем обычном отношении к себе. Вы когда-нибудь резко говорили сами с собой о предполагаемой ошибке, которую вы совершили, или о неприятных вещах, которые вы сказали? Вы когда-нибудь чувствовали себя переполненными эмоциями и, вдобавок ко всему, разочарованы собой из-за того, что так себя чувствуете? Как вы могли бы стать более понимающим и мягким по отношению к себе?

Что такое терапия принятия и приверженности?​

Психологическое определение принятия, представленное в начале этой статьи, исходит от психолога, разработавшего терапию принятия и приверженности (ACT) в начале 1980-х, Стивена Хейса. Этот тип терапии основан на идее принятия в сочетании с обязательством действовать, улучшающим жизнь (Kashdan & Ciarrochi, 2013). АКТ успешно применялась для лечения широкого круга психологических проблем, таких как стресс, тревога и депрессия (Hayes et al., 2004).

На первый взгляд может показаться, что две концепции терапии принятия и приверженности противоречат друг другу. Если вы «принимаете» свое нынешнее состояние, зачем вам работать над улучшением своей жизни? Выдающийся психолог и один из основателей движения гуманистической психологии Карл Роджерс сформулировал это напряжение, написав: «Любопытный парадокс заключается в том, что когда я принимаю себя таким, какой я есть, я могу измениться» (1995). Здесь Роджерс подчеркивает силу принятия как необходимой основы для личностного роста — трудно начать позитивный рост с позиции самоотрицания.

Что значит быть принимающим человеком?

Важно отметить, что принятие — это не то же самое, что покорность, и быть принимающим человеком не значит быть «тряпкой» или «пустышкой». Например, принятие не означает, что мы должны радоваться неравенствам, которые затрагивают нас самих или других. Например, если вы обнаружите, что злитесь на социальные проблемы, принятие означает, что вы признаете и принимаете свой гнев. Затем из места осознания вы можете действовать.

Внимательность: сочетание осознания и принятия

Принятие тесно связано с концепцией внимательности. Чтобы принять свои обстоятельства, чувства и мысли, нужно полностью осознать их. Мы часто живем на автопилоте, не осознавая полностью свои мысли, чувства и реакции. Осознанность позволяет нам сделать паузу, сделать шаг назад и заметить наш опыт. Осознанность часто описывают как «непредвзятое осознание», указывая на две ключевые идеи, присущие этой концепции. «Осознание» относится к обращению внимания на наш опыт, а «непредвзятость» заключает в себе идею принятия, которую мы обсуждаем. Если вы принимаете свои мысли и чувства, вы не осуждаете их или себя за то, что они у вас есть.

Прежде чем попробовать, может быть трудно понять, как простое осознание и принятие негативных чувств помогает нам. Философ Алан Уоттс, наиболее известный как сторонник восточной философии на Западе, объясняет это явление в своей книге «Мудрость незащищенности: послание для эпохи беспокойства » (1951).

Кажется, что если я боюсь, то я «застрял» в страхе. Но на самом деле я прикован к страху лишь до тех пор, пока пытаюсь уйти от него. С другой стороны, когда я не пытаюсь уйти, я обнаруживаю, что в реальности момента нет ничего «застрявшего» или фиксированного. Когда я осознаю это чувство, не называя его, не называя его «страхом», «плохим», «негативным» и т. д., оно мгновенно превращается во что-то другое, и жизнь движется вперед свободно».

5 способов принять себя

1. Развивайте принятие, замечая свое сопротивление.
Как вы склонны сопротивляться своему опыту? Вы перекусываете, чтобы прогнать скуку, или смотрите телевизор, когда вам грустно? Большинство способов, которыми мы сопротивляемся нашему опыту, бессознательны — мы не обязательно собираем кусочки воедино и понимаем, почему мы делаем определенные вещи в определенное время. Таким образом, сопротивление стало привычным. Первый шаг к изменению любой привычки — это просто осознание ее существования.

2. Развивайте принятие, подвергая сомнению свои модели поведения.
Как только вы начнете замечать, когда и как вы склонны сопротивляться своему опыту, вы, возможно, сможете копнуть немного глубже, чтобы понять, почему эти шаблоны могут существовать. Когда вы были грустными или злыми в детстве, как реагировали взрослые в вашей жизни? Позволили ли они вам справиться с этими эмоциями, или они (возможно, из лучших побуждений) сказали вам сделать мужественное лицо или перестать закатывать истерики? Как вы думаете, мог ли этот опыт повлиять на то, как вы обрабатываете эмоции сегодня? Возможно, было бы полезно записать некоторые из этих размышлений, чтобы напомнить себе о своих привычных паттернах. Это также может быть хорошей возможностью для самопринятия, поскольку вы можете увидеть, что формирующий опыт, неподвластный вашему контролю, мог сформировать ваши нынешние паттерны. Хорошая новость заключается в том, что любой паттерн открыт для изменения, если вы осознаете его.

3. Развивайте принятие через осознанность.
Так как же мы вообще можем осознать наши привычные паттерны? Как мы видели выше, внимательность включает в себя как осознание, так и принятие нашего опыта. Традиционный метод практики внимательности — это медитация, которая включает в себя выделение периода времени простому беспристрастному наблюдению за происходящим. Однако вы можете привнести осознанные моменты в свою повседневную жизнь даже без медитации.

Чтобы показать пример некоторых из этих техник на практике, я приведу пример того, как я пытаюсь внедрить осознанность и принятие в свою жизнь. Иногда я ловлю себя на том, что полностью на автопилоте открываю разные приложения на своем телефоне — прокручиваю один сайт социальной сети, затем другой, затем, может быть, снова открываю первый, в цикле, пока не осознаю, что прошло 30 минут (или более). Когда я оказываюсь в этом цикле, я могу сделать паузу, сделать шаг назад и подумать — что я сейчас чувствую? Пытаюсь ли я отвлечься или избежать чего-то? Возможно, я откладываю задание, которое, как я ожидаю, будет трудным, или мне скучно. Что произойдет, если вместо того, чтобы избегать этих текущих или ожидаемых переживаний, я полностью осознаю и приму их как часть жизни?

4. Развивайте принятие, думая о своем внутреннем ребенке.
Мы сами себе самые суровые критики. Принятие себя может быть трудным, потому что мы, скорее всего, так привыкли осуждать себя за то, что мы думаем, чувствуем и действуем определенным образом. Редко бывает, чтобы вы осуждали любимого человека так же сурово, как самого себя — скорее всего, вы привыкли больше принимать других, чем себя. Хотя осознанность позволяет нам сделать шаг назад и взглянуть на себя более объективно, для достижения этой стадии может потребоваться много практики. Тем временем один полезный прием — подумать о себе как о ребенке. Это может помочь напомнить нам о нашей самой невинной и уязвимой личности, что может помочь нам быть добрыми и понимающими, когда нам тяжело.

5. Развивайте принятие через практику.
Принятие, как и любой другой навык, требует практики. Люди, которые принимают себя и других, сделали принятие своей умственной привычкой по умолчанию, постоянно выбирая более принимающее мышление снова и снова. Через некоторое время эти повторяющиеся мысленные выборы становятся привычными и естественными и не требуют больших усилий. В следующий раз, когда вы обнаружите, что боретесь со сложными эмоциями, попробуйте использовать это как возможность попрактиковаться в принятии. «Хорошо, сейчас я чувствую себя расстроенным. Разочарование — совершенно обычная и нормальная эмоция, и для меня это нормально». Посмотрите, как эта модель мышления может изменить то, как вы себя чувствуете.

Как стать более восприимчивым к другим

Вышеупомянутые методы также можно использовать, чтобы стать более восприимчивым к другим. Привнесение осознанности, размышлений и терпения в взаимодействие с другими людьми поможет вам распознать и принять их сложные паттерны точно так же, как вы это делаете для себя. Ключевым моментом здесь является то, что больше принимать других становится легче, когда мы начинаем больше принимать себя. Самопринятие может принести нам чувство покоя и уверенности, что, в свою очередь, улучшает наше взаимодействие и отношения с другими.

Принятие людей такими, какие они есть

Часто, особенно в романтических отношениях, мы пытаемся превратить человека в кого-то другого. Но мы действительно можем улучшить наши отношения, принимая людей такими, какие они есть. Опять же, это не означает, что мы должны терпеть плохое обращение — мы можем отделиться от этих людей, если они причиняют нам вред. Это просто означает, что гораздо меньше внутреннего сопротивления (внутри нас) и внешнего сопротивления (со стороны другого человека), когда мы принимаем, кто они есть в основе.

Принятие людей такими, какие они есть, также может помочь им почувствовать нашу большую поддержку и связь с нами. Принятие и осуждение — две стороны одного спектра, и для всех будет лучше, если мы не будем осуждать людей.

Принятие различий

Принимать людей такими, какие они есть, часто бывает труднее, когда они отличаются от нас. Может быть, они верят в другого бога, состоят в другой политической партии или придерживаются другой диеты. Если нам трудно принять различия между людьми, мы можем спросить себя, почему. Почему чужие убеждения могут повлиять на вас? Часто, если мы копнем глубже и честно посмотрим на себя, мы обнаружим, что наше неприятие людей, которые отличаются от нас, больше связано с нами, чем с ними. Возможно, мы чувствуем страх, злость или неуверенность в своих убеждениях. Но принятие различий других может помочь нам справиться со всеми этими негативными эмоциями.

Почему так важно быть принятым?

Вы когда-нибудь чувствовали, что кто-то вас не принимает? Это ужасно, правда? Смотрят ли они на вас с прищуром, говорят ли вам, что что-то в вас «не так», или исключают вас, результат один и тот же — вы не чувствуете себя принятым.​

Непринятие может привести к целому ряду проблем, таких как низкая самооценка, стыд и неуверенность в себе. Это потому, что социальные сигналы так важны для нас, людей. Принадлежность необходима для нашего благополучия, поэтому мы постоянно ищем информацию, которая поможет нам легче общаться с другими. Таким образом, принятие помогает нам чувствовать себя в безопасности и чувствовать, что мы принадлежим друг другу.

Другие статьи, которые могут помочь вам развить принятие

Вот еще несколько статей, которые могут помочь вам изменить образ мыслей и повысить уровень признания.

  • Радикальное принятие: определение, навыки и упражнения
  • Что такое внимательность?
  • Неосуждение​
  • Стыд: определение, причины и советы по избавлению от стыда
  • Самопринятие: определение, цитаты и практика

Книги, связанные с принятием

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь с этими книгами:

  • Радикальное принятие: принять свою жизнь сердцем Будды
  • Дары принятия: принять людей и вещи такими, какие они есть
  • Искусство и сила принятия: ваш проводник к внутреннему миру
  • Восстановите свою жизнь: терапия принятия и приверженности за 7 недель
  • Рабочая тетрадь осознанности и принятия для беспокойства: руководство по освобождению от беспокойства, фобий и беспокойства с помощью терапии принятия и приверженности

Последние мысли о принятии

Принятие — это не то же самое, что отставка. В психологии принятие относится к признанию и разрешению настоящего опыта — не обязательно нашей жизненной ситуации. Посредством осознания и практики у вас есть возможность увеличить признание в своей жизни и наслаждаться преимуществами, которые это может принести.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как

Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

Ссылки