Золотые слова русской речи
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Классическая
гимназия №54 «Воскресение»»
городского
округа Самара
Из
опыта работы с детьми учителя
начальных
классов высшей категории,
Почетного
работника образования
МБОУ
гимназия №54
«Воскресение»
г.о. Самара
Сметановой
Клавдии Александровны
по
созданию проекта «Золотые слова русской речи»
г.
Самара,
2015г.
«Золотые
слова русской речи»
В начале было Слово,
и Слово было у Бога,
и Слово было Бог.
Евангелие от Иоанна
Много
веков люди пытаются проникнуть в тайну этих слов, где СЛОВО поставлено превыше
всего. Словом не только обозначают предмет, действие, событие, явление,
но и называют саму речь со всеми ее словами и языковым богатством. Постигнуть и
освоить это богатство нам помогают поэты и писатели, хранители нетленного
русского СЛОВА на уроках литературного чтения. Курс
литературного чтения в начальной школе направлен на овладение осознанным, правильным,
беглым и выразительным чтением, на совершенствование всех видов речевой
деятельности, на развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, на обогащение нравственного опыта младших школьников, на
становление духовного мира. В
начальной школе учащиеся знакомятся с текстами житийной литературы, с былинами,
с классикой, с отрывками из «Начальной русской летописи». Учителю
предоставляется возможность на уроках в рамках школьного учебника раздвинуть
границы интерпретации изучаемого произведения. В
каждом возрасте и на каждом новом витке духовного и интеллектуального развития
мы, взрослые и дети, вычитываем из знакомых, казалось бы, строк то, что не
замечали ранее и не могли ощутить – не было опыта. Это подтверждение я нашла
при создании с детьми проекта «Золотые слова русской речи», где ключевым словом
было слово «благословение». К
созданию проекта детей привело желание узнать, что означает это слово. На
уроках литературного чтения в 3 классе мы читаем страницы русской классики: «Сказку
о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Дети
отвечают на вопросы: —
Прежде, чем начать княжить, у кого Гвидон попросил разрешение на это? — У кого
Гвидон просил разрешения, чтобы царевна-лебедь стала его женой? —
У матери он просил разрешения в обоих случаях, — отвечают дети. —
А что такое разрешение? – спрашиваю я. —
Разрешение – это материнское благословение, — отвечают дети после обсуждений,
высказываний, предположений.
—
Значит, о чем мы сегодня будем говорить? – спрашиваю я.
— Мы будем говорить о благословении, — отвечают дети.
— Правильно. А что же такое благословение? Что означает это слово? – спрашиваю
я (учитель) у детей, создав тем самым проблемную ситуацию, но с ответом их не
тороплю, даю время подумать и оформить свой ответ письменно.
За
детьми остался выбор –
форм работы: индивидуальная, парная, групповая,
– и средств: учебная литература, дополнительная литература. Конечно
же, в своей поисковой деятельности они могут использовать электронные
справочники, Интернет. *
* * Цель данной
работы: формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных и
регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной
учебной деятельности.
— ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:
формирование мотивации к обучению, к целенаправленной познавательной деятельности;
— ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: формирование умений находить необходимую информацию
(извлекать из прочитанных, из прослушанных текстов), анализировать, строить
логическую цепь рассуждений, делать выводы; —
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, формирование умения слушать и вступать в диалог, строить
продуктивное взаимодействие, составлять план; — РЕГУЛЯТИВНЫЕ
УУД: формирование умений высказывать свое предположение, оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей, проговаривать предстоящую
работу, осуществлять рефлексию. В
новом ФГОС процесс образования понимается не только как процесс усвоения
системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу
учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия
духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Задача
данной работы: создать условия для развития личности и формирования
ценностных ориентиров. *
* * —
Итак, что же такое благословение? «Благословение
– это обращенная к Богу просьба о благодати, помощи», — читают дети в «Словаре
русского языка» С.И. Ожегова. Слово «благословение»
имеет в русском языке два корня: благ-, слов-. «Благо, — читают дети в «Православном
словаре школьника» (автор священник Ярослав Шипов), — добро, доброе дело».
«Благо, — читают дети в «Толковом словаре русского языка» (современная
версия для школьников) В. Даля, — добро; все доброе, полезное, служащее к
нашему счастию».
«Благо, —
читают дети в «Школьном этимологическом словаре русского языка» (авторы:
Шанский Н.М. и Боброва Т.А.), — заимствовано из старославянского, означает добро.
«Благословение» — благое слово, то есть доброе слово. В русском языке
много добрых, светлых, ласковых слов с этим чудесным славянским корнем благо:
благость, благодать, благополучие, благодарность, благовест, благочестие,
благоговение. Без
Божьего благословения, без благословения родителей никогда на
Руси ничего не делалось. О
родительском благословении мы читаем в 4 классе в литературной сказке Сергея
Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»: «Думал, думал купец думу
крепкую и придумал так: «Лучше мне с дочерьми повидаться, дать им свое
родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не
захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к
лесному зверю, чуду морскому». Трижды купец благословлял меньшую дочь, и
всякий раз его благословение помогало ей. Изучая «Житие Преподобного Сергия
Радонежского» (4 класс), говорим о том, что святой Сергий жил в очень тяжелое
для Руси время. По его благословению благоверный князь Димитрий Донской
выступил на Куликовскую битву с монголо-татарами в 1380 году. Благословляя
князя, святой Сергий Радонежский напутствовал Димитрия Донского: «Господь Бог
да будет твой Помощник и Заступник. Он победит и низложит супостатов твоих и
прославит тебя. . .».
*
* *
— Представляем «продукт»
нашей деятельности – сочинения – рассуждения учащихся 3 класса.
«Благословение».
Благословение
просят у духовного отца или у родителей перед битвой,
дальней поездкой, началом какого-то дела (учебой, строительством, посевом или
сбором урожая и так далее). Человек, который получил БЛАГОСЛОВЕНИЕ,
принимается за дело с легким сердцем, с чистой душой. Он уверен в успехе, смел,
честен, добр. Он чувствует, что Бог рядом с ним.
Ученица
3 «Б» класса Столярова Веста.
«Благословение».
Благословение
священника бывает разное. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма,
говорим: “Батюшка, благословите на дорогу!” Батюшка нас благословит, как-то
теплее нам станет. А еще бывает, что мы просим благословение, когда не знаем,
как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном или в том, которое
может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать
своеволия, поступить не так, как нам нравится, а как Богу угодно.
Ученик
3 «Б» класса Беляев Илья.
«Благословение».
Благословение
дает огромную силу и защиту. Получить благословение можно в храме у батюшки и
дома у мамы. Во время благословения ребенок получает защиту Богородицы, и его
будут обходить стороной все трудности. Когда мама благословляет своего ребенка,
она говорит ему свои пожелания с иконой Богородицы в руках, потом целует и
передает
эту икону в подарок.
Ученик
3 «Б» класса Дубровин Иван.
«Благословение».
Благословение
– это благо, приносимое словом в молитвенной форме, которое сообщает
благословляемому о защите и помощи от Бога. Каждый раз, когда батюшка нас
благословляет, он дает нам благодать Божию.
Ученик
3 «Б» класса Куликов Иван.
«Благословение».
В
моем понятии это благое, доброе слово, пожелание успеха в начинании какого-то
дела или трудном пути. Так, родительское благословение – это напутствие детям с
пожеланиями успеха, добра, благополучия.
Ученик
3 «Б» класса Трубников Максим.
Я
люблю свою школу!
При
школе есть храм во имя Царственных страстотерпцев. Храм – это маленький
островок любви и доброты. Каждое школьное утро для всех желающих начинается с
общей молитвы в нашем храме. После молитвы отец Иоанн,
наш любимый батюшка, мудрый пастырь, добрый наставник, благословляет
всех вместе и каждого в отдельности. Его благословение для нас, как
глоток свежего воздуха, как залог успеха во всех делах и начинаниях, и, конечно
же, благословение и молитва отца Иоанна помогают нам учиться и
расти здоровыми.
Ученица
3 «Б» класса Рыбачева Арина.
«Благословение».
Слово
благословение связано у нас с чем-то хорошим: с прекрасным настроением,
здоровьем или процветанием. И это правильно, потому что еще мудрый Соломон в
притчах сказал: «Благословение Господа обогащает и печали с собой не
приносит».
Ученик
3 «Б» класса Гаранин Егор.
«Благословение».
Благословение
– это помощь и защита от Бога. В церкви батюшка благословляет людей,
касаясь рукой их головы. Родители благословляют своих детей и говорят: «Бог
с тобой»!
Ученик 3 «Б» класса Вальков Юрий.
«Благословение».
Благословение
– это когда Батюшка благословляет нас после утренней молитвы на учебу. Через
него сам Бог благословляет нас. Но еще по просьбе любого человека он благословляет
его на хорошие дела.
Ученица
3 «Б» класса Шадчнева Ольга.
«Благословение».
Преподобный
Сергий Радонежский родился в семье ростовских бояр Кирилла и Марии и был назван
Варфоломеем. С раннего детства
любил молиться и посещать церковь. Перенес много неприятностей из-за того, что
грамота ему не давалась. Наконец, Господь услышал его горячую молитву. Раз,
разыскивая потерявшихся лошадей, он увидел в поле старца, молившегося под
одиноким дубом. Отрок подошел к нему под БЛАГОСЛОВЕНИЕ и рассказал о
своих скорбях. Старец БЛАГОСЛОВИЛ его и сказал: «Отныне Бог даст тебе уразуметь
грамоту» (событие это изображено на картине художника Нестерова «Видение отроку
Варфоломею»). С тех пор учение стало легко даваться Варфоломею, и он погрузился
в изучение Божественных книг.
Преподобный
Сергий Радонежский почитается как особенный покровитель детей, желающих успехов
в школьном учении.
Ученица
3 «Б» Сазонова Елизавета.
Из
молитвы Оптинских старцев.
«Господи,
благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления,
удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя,
ибо Ты благословен еси во веки веков. Аминь».
Ученик
3 «Б» класса Шувалов Денис.
«Благословение».
В
старые времена без благословения люди не начинали новых дел, молодые люди не
женились, не строились новые храмы и жилые дома. Сейчас эта традиция не
соблюдается таким большим количеством людей, как в былые времена. А жаль. В
храмы приходят только верующие люди или люди, у которых что-нибудь случилось в
жизни. Но во все времена люди просят Бога
о самом главном: о милости, о благополучии для своих близких.
Ученица
3 «Б» Гавриленко Арина.
«Благословение».
Я
прочитал замечательную книгу «Преподобный Сергий Радонежский»
(автор-составитель Ольга Касаткина). Попечением и по молитвам преподобного
Сергия прирастала (расширялась и укреплялась) Русская Земля. Когда царь Иоанн
Грозный подступил к Казани, ее жители наблюдали необыкновенное видение: старец
в монашеском одеянии ходил по крепостным стенам, осенял весь город крестом и
кропил его водою, то есть БЛАГОСЛОВЛЯЛ. Это был великий святой Русской
Земли – Сергий Радонежский, чудотворец. Его БЛАГОСЛОВЕНИЕ в этом случае
и во многих других помогало и простым людям, приходившим к святому Сергию за
советом и помощью, помогал и воинам, отправлявшимся на поле брани. Его БЛАГОСЛОВЕНИЯ
просим и мы, дети и взрослые, в трудную минуту жизни. Мы стараемся благодарить
его в минуты счастья и радости.
Ученик
3 «Б» класса Тихонов Артём.
«Благословение».
Благословение
– это благо, приносимое словом, это сильное духовное действие, передаваемое в
молитвенно-словесной форме, которое сообщает благодать, благонапутствие, помощь
и защиту от Бога. Просящий благословения у Бога, тем самым,
проявляет надежду на помощь Божию и нужду в ней. Благословение Божие призывается
на здоровье, дружбу, семью, детей, работу и т.д. Находиться под Божьим
Благословением
– значит находиться под Его (Божьим) покровом.
Ученица
3 «Б» класса Лакаева Софья.
Великое
дело – Божие благословение!
«Господи
Иисусе Христе, Спаситель наш!
Ниспошли
десницу Твою с высоты
небесного
престола Твоего и благослови
малый
труд сей. Даруй мне, немощному и
грешному,
чистоту сердца и ясность
слова,
да всякий читающий обрящет
пользу
и назидание. Не осуди меня,
Господи,
недостойного, беседовать с
Тобою,
но благослови, ибо Ты всякое
благое намерение исполняешь и начатое
возводишь
к совершенству ради славы
имени Твоего. Аминь».
Протоиерей
Артемий Владимиров
Слово
«благословение» начинается со второй буквы алфавита – Бб. Буква Бб
(буки) с церковнославянского языка переводится на русский язык как буква.
С буквы Бб начинаются очень важные святые слова: Бог –
Творец всего, что нас окружает. Богородица
– Матерь Божия.
Библия – Божия книга, великая книга человечества.
Боже – так мы обращаемся к Богу.
Ученица
3 «Б» класса Елизарова Анфиса.
«Благословение».
Благословение
– это не просто слово – предмет – часть речи – имя
существительное, как обычно мы говорим на уроках русского языка. Оно
в то же время, на мой взгляд, означает и действие, а точнее равнозначно
действию. Благословение
– Божье Слово. Гармония Божьего Слова отзывается в нашей душе переживанием
счастья.
Ученица 3 «Б» класса Беридзе София.
«Благословение».
Благословение
– волшебное слово, я бы так его назвала, так как оно помогает принять какое-то
нужное решение, предпринять какое-то необходимое действие, полезное на тот
момент, когда мы обращаемся за благословением.
Ученица 3 «Б» класса Пенина Юлия.
«Благословение».
Важно
прислушаться к словам благословляющего и «вслушаться» в самого себя. К
благословению, а точнее за благословением, нужно подходить серьезно, обдуманно,
со всей ответственностью. Получив благословение, и благополучно исполнив все
задуманное, на что просил благословение, нужно поблагодарить Бога, батюшку,
родителей и всех, кто в этом помогал.
Ученица 3 «Б» класса Бобкова Светлана.
«Благословение».
Благословение
– доброе слово, полезное и нужное. Преподобный Сергий
Радонежский (в крещении Варфоломей) хотел стать иноком и уйти в монастырь, а
родители просили его этого пока не делать, а поухаживать за ними (два других их
сына жили уже отдельно, создав свои семьи). А вот когда их не станет,
осуществить свое желание уже с их благословения. И,
конечно же, он не мог их ослушаться, оставить без своего попечения (без своей
заботы и помощи) и без разрешения (без благословения) родителей уйти в
монастырь. Так и
случилось. Преподобный Сергий Радонежский ушел в монастырь после того, как не
стало его родителей.
Ученица 3 «Б» класса Семенюк Полина.
«Благословение».
Божие
БЛАГОСЛОВЕНИЕ и БЛАГОСЛОВЕНИЕ последнего русского царя – мученика Николая II
пребывают с нами и по сей день. Это благословение ощущает сердцем каждый
христианин, живущий на русской земле. Милостью
Божией и по молитвам Императора Николая II
стоит Русь на страже христианских ценностей.
Ученики
3 «Б» класса:
Кушнарь
Кирилл, Торопыгин Андрей.
*
* *
В
4 классе работа над проектом «Золотые слова русской речи» продолжилась. Изучая
то или иное произведение, я стремилась, чтобы дети «читали сердцем». Наша
копилка «золотых слов» пополнилась вот такими мудрыми высказываниями детей.
«Как
слово наше отзовется?…»
Словом
можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
В.
Шефнер
Личность
каждого из нас своеобразна и неповторима. Все имеют душу и тело, черты сходства
и различия. Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны.
Индивидуальны и наш язык, наша речь, наше слово. «…Наше слово волей – неволей
обнаруживает то, что сокрыто глубоко в сердце, или, как сказано в Евангелии, «от
избытка сердца говорят уста». (Протоиерей Артемий Владимиров).
Ученик 4 «Б» класса Торопыгин Андрей.
Слова
действуют не только на того человека, который их слышит, но также и на того,
кто их произносит. Нужно помнить слова Иисуса: «Исходящее из уст – из сердца
исходит».
Ученица
4 «Б» класса Семенюк Полина.
Церковь
(храм) – это дом Господа, но мы его там не видим. Он присутствует незримо: в
Своих святых таинствах, в благодати, которую мы можем ощутить, находясь в Его
храме. А СЛОВО? Оно живет везде: в речи простых людей и на эстраде, в рукописях
и книгах, в словарях и справочниках, в журналах и газетах. Как Бог, оно
вездесуще и всемогуще. Все народы берегут и охраняют свой язык от разрушения и
искажения.
Ученица
4 «Б» класса Пенина Юлия.
О
великой силе дарованного Богом СЛОВА так сказал русский поэт Николай Гумилев в
стихотворении, которое так и называется «Слово».
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к Луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осия́нно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это — Бог…
Ученица
4 «Б» класса Беридзе София.
Мы
будет учиться у наших замечательных писателей и поэтов бережно и с любовью
относиться к самому дорогому нашему достоянию – родному русскому слову. Ведь
именно они сохранили и донесли до нас не потускневшее и не растраченное золото
русской речи. Как замечательно об этом (о русской речи, о «великом русском
слове») написала Анна Ахматова в стихотворении «Мужество»!
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Ученица
4 «Б» класса Рыбачева Арина.
Систематическая
работа подобного рода вытеснит со временем из речевого пространства детей все
ненужное, лишнее. Они познают цену слова, а слово облагораживает поступки.
Доброе слово рождается только из доброго. Доброе, мудрое слово, нашедшее отклик
в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь
из поколения в поколение, от отцов и матерей – к детям и детям детей их.
Литература.
1. Л.П.
Гладких «Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления
духовно-нравственного здоровья семьи и детей». «Дошкольное воспитание» — 2006г.
№1.
2. А.Я.
Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тимков «Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России». Стандарты второго поколения. –
М.: Просвещение, 2011г.
3. «Добротолюбие»
в 5 т. М.:
1992г.
4. С.Ф.
Иванова «Введение во храм слова». –
М.: Школа-пресс, 1994г.
5. Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
«Литературное чтение». 3 класс. Часть 1. – М.:
Просвещение, 2013г.
6. Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина
«Литературное чтение». 4 класс. Часть 1. – М.:
Просвещение, 2013г.
7. Н.И.
Малышева «Методические рекомендации по развитию духовно-нравственных качеств у
детей дошкольного и младшего школьного возраста». –
Самара: СГУ, 2007г.
8. С.И.
Ожегов «Толковый словарь русского языка». –
М.: Оникс, Мир и образование, 2007г.
9. Под
ред. Георгия Студёнова «Преподобный Сергий Радонежский». – М.: Круг
чтения, 2004г.
10. О.Б.
Ушаков «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» (Начальная
школа). Стандарты второго поколения. –
Самара: ЦРО, 2009г.
11. Федеральный
Закон «Об образовании».
12. Н.М.
Шанский, Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка». –
М.: Дрофа, 1997г.
13. Я.
Шипов «Православный словарь школьника». –
М.: РОСМЭН, 2004г.
Золотые слова. Михаил Зощенко
Подпишись на новости
огда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестрёнка Лёля тоже любила такие ужины не меньше, чем я.
Во-первых, на стол ставилась разнообразная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.
Во-вторых, взрослые всякий раз рассказывали интересные факты из своей жизни. И это нас с Лёлей тоже забавляло.
Конечно, первые разы мы вели себя за столом тихо. Но потом осмелели. Лёля стала вмешиваться в разговоры. Тараторила без конца. И я тоже иной раз вставлял свои замечания.
Наши замечания смешили гостей. И мама с папой сначала были даже довольны, что гости видят такой наш ум и такое наше развитие.
Но потом вот что произошло на одном ужине.
Папин начальник начал рассказывать какую-то невероятную историю о том, как он спас пожарного. Этот пожарный будто бы угорел на пожаре. И папин начальник вытащил его из огня.
Возможно, что был такой факт, но только нам с Лёлей этот рассказ не понравился.
И Лёля сидела как на иголках. Она вдобавок вспомнила одну историю вроде этой, но только ещё более интересную. И ей поскорее хотелось рассказать эту историю, чтоб её не забыть.
Но папин начальник, как назло, рассказывал крайне медленно. И Лёля не могла более терпеть.
Махнув рукой в его сторону, она сказала:
— Это что! Вот у нас во дворе одна девочка…
Лёля не закончила свою мысль, потому что мама на неё шикнула. И папа на неё строго посмотрел.
Папин начальник покраснел от гнева. Ему неприятно стало, что про его рассказ Лёля сказала: «Это что!»
Обратившись к нашим родителям, он сказал:
— Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми. Они меня перебивают. И вот я теперь потерял нить моего рассказа. На чём я остановился?
Лёля, желая загладить происшествие, сказала:
— Вы остановились на том, как угоревший пожарный сказал вам «мерси». Но только странно, что он вообще что-нибудь мог сказать, раз он был угоревший и лежал без сознания… Вот у нас одна девочка во дворе…
Лёля снова не закончила свои воспоминания, потому что получила от мамы шлепок.
Гости заулыбались. И папин начальник ещё более покраснел от гнева.
Видя, что дело плохо, я решил поправить положение. Я сказал Лёле:
— Ничего странного нету в том, что сказал папин начальник. Смотря какие угоревшие, Лёля. Другие угоревшие пожарные хотя и лежат в обмороке, но всё-таки они говорить могут. Они бредят. И говорят сами не зная что. Вот он и сказал — «мерси». А сам, может, хотел сказать — «караул».
Гости засмеялись. А папин начальник, затрясшись от гнева, сказал моим родителям:
— Вы плохо воспитываете ваших детей. Они мне буквально пикнуть не дают — всё время перебивают глупыми замечаниями.
Бабушка, которая сидела в конце стола у самовара, сердито сказала, поглядывая на Лёлю:
— Глядите, вместо того чтобы раскаяться в своём поведении, эта особа снова принялась за еду. Глядите, она даже аппетита не потеряла — кушает за двоих…
Лёля не посмела громко возразить бабушке. Но тихо она прошептала:
— На сердитых воду возят.
Бабушка не расслышала этих слов. Но папин начальник, который сидел рядом с Лёлей, принял эти слова на свой счёт.
Он прямо ахнул от удивления, когда это услышал.
Обратившись к нашим родителям, он так сказал:
— Всякий раз, когда я собираюсь к вам в гости и вспоминаю про ваших детей, мне прямо неохота к вам идти.
Папа сказал:
— Ввиду того что дети действительно вели себя крайне развязно и тем самым они не оправдали наших надежд, я запрещаю им с этого дня ужинать со взрослыми. Пусть они допьют чай и уходят в свою комнату.
Доев сардинки, мы с Лёлей удалились под весёлий смех и шутки гостей.
И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми.
А спустя два месяца мы с Лёлей стали упрашивать нашего отца, чтобы он нам снова разрешил ужинать со взррслы- ми. И наш отец, который был в тот день в прекрасном . настроении, сказал:
— Хорошо, я вам это разрешу, но только я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом. Одно ваше слово, сказанное вслух, — и более за стол не сядете.
И вот в один прекрасный день мы снова за столом, ужинаем со взрослыми.
На этот раз мы сидим тихо и молчаливо. Мы знаем папин характер. Мы знаем, что, если мы скажем хоть полслова, наш отец никогда более не разрешит нам сесть со взрослыми.
Но от этого запрещения говорить мы с Лёлей пока не очень страдаем. Мы с Лёлей едим за четверых и между собой пересмеиваемся. Мы считаем, что взрослые даже прогадали, не позволив нам говорить. Наши рты, свободные от разговоров, целиком заняты едой.
Мы с Лёлей съели всё, что возможно, и перешли на сладкое.
Съев сладкое и выпив чай, мы с Лёлей решили пройтись по второму кругу — мы решили повторить еду с самого начала, тем более что наша мать, увидав, что на столе почти что чисто, принесла новую еду.
Я взял булку и отрезал кусок масла. А масло было совершенно замёрзшее — его только вынули из-за окна.
Это замёрзшее масло я хотел намазать на булку. Но мне это не удавалось сделать. Оно было как каменное.
И тогда я положил масло на кончик ножа и стал его греть над чаем. А так как свой чай я давно выпил, то я стал греть это масло над стаканом папиного начальника, с которым я сидел рядом.
Папин начальник- что-то рассказывал и не обращал на меня внимания.
Между тем нож согрелся над чаем. Масло немножко подтаяло. Я хотел его намазать на булку и уже стал отводить руку от стакана. Но тут моё масло неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.
Я обмер от страха.
Я вытаращенными глазами смотрел на масло, которое плюхнулось в горячий чай. Потом я оглянулся по сторонам. Но никто из гостей не заметил происшествия.
Только одна Лёля увидела, что случилось.
Она стала смеяться, поглядывая то на меня, то на стакан с чаем.
Но она ещё больше засмеялась, когда папин начальник, что-то рассказывая, стал ложечкой помешивать свой чай. Он мешал его долго, так что всё масло растаяло без остатка. И теперь чай был похож на куриный бульон.
Папин начальник взял стакан в руку и стал подносить его к своему рту.
И хотя Лёля была чрезвычайно заинтересована, что произойдёт дальше и что будет делать папин начальник, когда он глотнёт эту бурду, но всё-таки она немножко испугалась. И даже уже раскрыла рот, чтобы крикнуть папиному начальнику: «Не пейте!» Но, посмотрев на папу и вспомнив, что нельзя говорить, смолчала.
И я тоже ничего не сказал. Я только взмахнул руками и не отрываясь стал смотреть в рот папиному начальнику.
Между тем папин начальник поднёс стакан к своему рту и сделал большой глоток.
Но тут глаза его стали круглыми от удивления. Он охнул, подпрыгнул на своём стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться.
Наши родители спросили его:
— Что с вами произошло?
Папин начальник от испуга не мог ничего произнести.
Он показывал пальцами на свой рот, мычал и не без страха поглядывал на свой стакан.
Тут все присутствующие стали с интересом рассматривать чай, оставшийся в стакане.
Мама, попробовав этот чай, сказала:
— Не бойтесь, тут плавает обыкновенное сливочное масло, которое растопилось в горячем чае.
Папа сказал:
— Да, но интересно знать, как оно попало в чай. Ну- ка, дети, поделитесь с нами вашими наблюдениями.
Получив разрешение говорить, Лёля сказала:
— Минька грел масло над стаканом, и оно упало.
Тут Лёля, не выдержав, громко засмеялась.
Некоторые из гостей тоже засмеялись. А некоторые с
серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы.
Папин начальник сказал:
— Ещё спасибо, что они мне в чай масло положили. Они могли бы дёгтю влить. Интересно, как бы я- себя чувствовал, если бы это был дёготь?.. Ну, эти дети доведут меня до сумасшествия.
Один из гостей сказал:
— Меня другое интересует. Дети видели, что масло упало в чай. Тем не менее они никому не сказали об этом. И допустили выпить такой чай. И вот в чём их главное преступление.
Услышав эти слова, папин начальник воскликнул:
— Ах, в самом деле, гадкие дети, почему вы мне ничего не сказали? Я бы тогда не стал пить этот чай…
Лёля, перестав смеяться, сказала:
— Нам папа не велел за столом говорить. Вот поэтому мы ничего не сказали.
Я, вытерев слезы, пробормотал:
— Ни одного слова нам папа не велел произносить. А то бы мы что-нибудь сказали.
Папа, улыбнувшись, сказал:
— Это не гадкие дети, а глупые. Конечно, с одной стороны, хорошо, что они беспрекословно исполняют приказание. Надо и впредь так же поступать — исполнять приказания и придерживаться правил, которые существуют. Но всё это надо делать с умом. Если б ничего не случилось — у вас была священная обязанность молчать. Масло попало в чай или бабушка забыла закрыть кран у самовара — вам надо крикнуть. И вместо наказания вы получили бы благодарность. Всё надо делать с учётом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд.
Мама сказала:
— Или, например, я не велю вам выходить из квартиры. Вдруг пожар. Что же вы, дурацкие дети, так и будете торчать в квартире, пока не сгорите? Наоборот, вам надо выскочить из квартиры и поднять переполох.
Бабушка сказала:
— Или, например, я всем налила по второму стакану чаю. А Лёле я не налила. Значит, я поступила правильно?
Тут все, кроме Лёли, засмеялись. А папа сказал:
— Вы не совсем правильно поступили, потому что обстановка снова изменилась. Выяснилось, что дети не виноваты. А если и виноваты, то в глупости. Ну, а за глупость наказывать не полагается. Попросим вас, бабушка, налить Лёле чаю.
Все гости засмеялись. А мы с Лёлей зааплодировали.
Но папины слова я, пожалуй, не сразу понял. Зато впоследствии я понял и оценил эти золотые слова.
И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во всех случаях жизни. И в личных своих делах. И на войне. И даже, представьте себе, в моей работе.
В моей работе я, например, учился у старых великолепных мастеров. И у меня был большой соблазн писать по тем правилам, по которым они писали.
Но я увидал, что обстановка, изменилась. Жизнь и публика уже не те, что были при них. И поэтому я не стал подражать их правилам.
И, может быть, поэтому я принёс людям не так уже много огорчений. И был до некоторой степени счастливым.
Впрочем, еще в древние времена один мудрый человек (которого вели на казнь) сказал: «Никого нельзя назвать счастливым раньше его смерти».
Это были тоже золотые слова.
Письмо в «Лукошко»
Искать на сайте:
Полезности
Развивающие игры
Детский сервер «KID»
Детские сайты
Благодарность
Светлане Вовянко из Киева, предоставившей для сканирования личную библиотеку.
Андрею Никитенко из Минска, приславшему более 100 сказок.
5 золотых слов, которые мы должны сказать нашим родителям | Совместная семья, братья и сестры, стиль воспитания | Сообщение в блоге Видхи Дуггал
Видхи Дуггал
Мы всегда стараемся научить наших детей золотым словам. Золотые слова вежливости: Спасибо, извините, могу я, пожалуйста, извините. Золотые слова, которые вызывают улыбку на каждом лице. Говорили ли мы когда-нибудь их своим родителям? Должно быть много раз, когда мы были неразумны с ними в годы нашего взросления, о чем мы никогда не задумываемся. Теперь, когда мы сами стали родителями, мы понимаем, насколько правильными были их советы. Пока не стало слишком поздно, мы должны сказать нашим родителям эти золотые слова, которым мы продолжаем учить наших детей. Вот те пять золотых слов, которые, прежде чем учить наших детей, мы должны сказать нашим родителям, пока не стало слишком поздно.
1. Спасибо
Спасибо маме и папе за то, что воспитали меня в меру своих способностей. Вы, ребята, проделали большую работу, теперь я знаю, как трудно растить ребенка. Спасибо за все жертвы, которые вы принесли для меня, потому что я знаю, как трудно это сделать сейчас. Я не могу отблагодарить тебя за то, что ты был таким терпеливым и любящим со мной, потому что теперь я знаю, как это раздражает, когда ребенок закатывает истерику. Спасибо, что всегда приносил мне подарки, за которые я никогда не благодарил тебя тогда.
2. Прости
Мне очень жаль, что я не был для тебя идеальным ребенком. Я хочу извиниться за те времена, когда ты приносил мне еду в тарелке, а я говорил тебе подождать, пока разговаривал со своим другом. Мне очень жаль все те моменты, когда я сравнивал с сестрой, потому что теперь я знаю, как сложно создать баланс и принять и оценить индивидуальные различия в детях. Я хочу извиниться за все те моменты и случаи, когда я придавала значение другим людям в своей жизни и заставляла вас отступать в толпе, когда вы должны были стоять рядом со мной.
3. Позвольте мне
Я знаю, что вы всегда будете говорить «нет», но я хочу сказать: «Могу ли я быть тем, кто позаботится о вас в старости и будет сидеть рядом с вами, когда вы нездоровы? Могу я помочь вам, когда почувствуете усталость, и позволить вам отдохнуть? Могу ли я просыпаться для вас ночью, как вы просыпались для меня, когда я болел или когда у меня был экзамен на следующий день?»
4. Пожалуйста,
Пожалуйста, всегда будь на моей стороне. Пожалуйста, потерпите, что я веду себя с вами неблагоразумно, а я знаю, что иногда так и делаю. Пожалуйста, всегда будь моей твердой опорой, какой ты всегда была. Пожалуйста, никогда не старей, потому что я не смог бы сделать для тебя так много, как ты сделал для меня. Пожалуйста, будь моим родителем в каждом моем рождении. Пожалуйста, помоги мне стать таким же хорошим родителем, каким ты всегда был для меня.
5. Простите
Простите меня за мое невежество, зрелость пришла ко мне только тогда, когда я столкнулась с миром самостоятельно. Извините меня за мое нетерпение, терпение пришло ко мне после того, как я стал родителем своих детей. Простите меня за все те случаи, когда я прерывал вас во время разговора с вашими друзьями. Прости меня за все те дни, когда я опрометчиво заходил в комнату и мешал тебе спать. Извините меня за то, что я был невнимателен и мешал вам в ваших молитвах.
В наших сердцах должна быть тысяча слов и тысяча других вещей, тысяча слов благодарности нашим замечательным родителям, которых мы им никогда не говорили. Прежде чем учить наших детей, мы должны сказать это нашим родителям, пока не стало слишком поздно.
Отказ от ответственности: Мнения, высказанные в этом посте, являются личными взглядами автора. Они не обязательно отражают точку зрения Momspresso.com. Любые упущения или ошибки принадлежат автору, и Momspresso не несет за них никакой ответственности.
Опубликовано: 23 ноября 2016 г.
- Совместная семья
- Братья и сестры
- Стиль воспитания
Список волшебных слов для детей0001
Мягкая речь и использование вежливых слов — это качество, которое ценят все, особенно когда это делают маленькие дети, все довольны и благодарны им. Это общественное признание так же важно для психологического развития ребенка, как и для родителей, чтобы заверить их в том, что они прекрасно справляются с воспитанием своих детей. Частью вежливой речи являются «волшебные слова» или «золотые слова», которые должны выучить все дети. Продолжайте читать, чтобы узнать все, что вам нужно знать об этом и о том, как научить этому своих детей.
Почему каждый ребенок должен выучить «Волшебные слова» или «Золотые слова»?
Слова обладают большой силой в установлении доброй воли и нас самих как благонамеренных людей в любом социальном окружении. Если вы когда-либо наблюдали за самыми популярными, самыми любимыми или самыми харизматичными людьми в своей жизни, они прекрасно владеют языком и словами. Волшебные слова, такие как «Спасибо», «Пожалуйста», «Можно мне», «Извините», могут мгновенно вызвать улыбку на любом лице. Эти слова создают положительное восприятие вас среди другого человека.
Когда дети используют эти слова, они всем нравятся, и их приглашают участвовать в общественной деятельности. Это увеличивает их социализацию и развивает их навыки межличностного общения, которые абсолютно необходимы для их роста и развития в здоровых, уважаемых взрослых. Золотые слова также вызывают положительный отклик у другого человека, что в целом приведет к улучшению разговора или взаимодействия.
Что такое 5 золотых слов?
Вот пять основных волшебных слов, которые дети должны выучить:
1. Спасибо
Спасибо — это слово, которое они должны сказать, чтобы выразить благодарность за щедрость и любую помощь, которую они получили от других без просьбы или нет. Говоря это слово самостоятельно в социальных ситуациях, вы формируете важность этого слова в их сознании, где они узнают, что благодаря вам они выражают свою благодарность. Выражение благодарности также помогает детям вырасти скромными взрослыми без менталитета прав. «Спасибо» — это также слово, которое дети должны говорить, даже когда они платят за услуги, которые они получают. Это продуктивная привычка учить их быть благодарными за все хорошие вещи и людей, которые есть в их жизни каждый день.
2. Извините
Все неизбежно совершают ошибки, часто непреднамеренные, и детей нужно учить брать на себя ответственность за свои действия и извиняться, когда они кого-то обидели или обидели. Честное извинение предлагает прощение и мир в большинстве ситуаций, и дети должны понимать, что извинение — это не признак слабости, а проявление их ответственности. Признание своего поступка, будь то хороший или плохой, показывает их силу характера, а привычка извиняться, извиняясь, когда они виноваты, поможет завоевать доверие их сверстников и социальных кругов.
3. Извините
Дети начинают быть в центре внимания в своих семьях и везде, куда бы они ни пошли. Когда они становятся старше, они начинают понимать, что мир не вращается вокруг них, и люди могут обидеться, если они все время перебивают или требуют внимания. Пока до них постепенно доходит, что мир намного больше и им приходится ждать своей очереди во всем, научиться использовать слово «извините» — это один из способов направить их на теоретический курс вежливости. Слово приобретает большее значение, когда они сопереживают другим и понимают, что их перебивают так же раздражает других, как и их самих.
4. May I
«Можно я» — это термин, похожий на «извините», и испрашивает разрешение на выполнение задачи или прерывание. В детстве использование слов «можно я» вырабатывает привычку уважать авторитет или старших и поддерживает ее до тех пор, пока они не смогут принимать решения самостоятельно. «Можно я» — это также вежливый способ попросить о чем-то или стать частью деятельности, не производя впечатление грубости и навязчивости. Эти слова внушают детям чувство ответственности уважать частную жизнь других или даже искать разрешения на действия, которые от них не ожидают.
5. Пожалуйста,
Научиться обращаться с просьбой — это один из основных навыков, которые необходимо развивать детям. Поскольку маленькие дети являются центром вселенной в каждой семье, им сходит с рук все, что они хотят. По мере того, как они становятся старше, им нужно научиться просить то, что они хотят, поскольку вещи больше не доступны для них или люди не желают давать им все, что они хотят. Именно здесь слово «пожалуйста» становится важным в словарном запасе каждого ребенка. Просьба словами «пожалуйста» также является хорошим уроком воспитания в детях смирения
Как научить детей волшебным словам
Вот несколько способов научить родителей золотым словам:
1. Развлекайтесь
Сначала волшебные слова могут показаться детям скучными и они могут даже почувствовать, что их вынуждают говорить это, так что используйте их с удовольствием. Используйте песни и игры с волшебными словами и рассказывайте истории с людьми, используя слова в них, чтобы познакомить их с ними. Хорошими примерами историй с золотыми словами являются «Гвозди и любовь» и «Волшебное дерево».
2. Поощряйте хорошие манеры и волшебные слова с друзьями
Это прекрасная возможность познакомить детей дошкольного возраста с волшебными словами без необходимости их использования. Дети чувствуют себя более комфортно с другими людьми своего возраста и с готовностью используют золотые слова, если это сделает их более привлекательными и принятыми в группе сверстников. Начните с того, что научите их говорить «привет», «доброе утро», когда они встречаются, и «пожалуйста» во время игры, когда им приходится делиться игрушками.
3. Не заставляйте их использовать слова
Позвольте своим детям привыкнуть к идее золотых слов посредством поощрений, а не наказаний. Отвечайте им похвалой и большей теплотой, когда они используют золотые слова, а не осуждайте их, когда они не используют их. Скажите им, что людям нравится, когда они используют волшебные слова, и они понравятся еще больше. Также не договаривайтесь с ребенком о том, чтобы ожидать физического вознаграждения за использование золотых слов; не рекомендуется привязывать к нему какую-либо физическую валюту.
4. Ставьте реалистичные цели и проводите практические занятия
Выработайте привычку использовать волшебные слова дома с семьей и родственниками. Когда они встречаются с соседями и друзьями, тренируйтесь говорить «извините», «спасибо», «извините» и другие слова, когда общаются с ними.
5. Будьте терпеливы
Чтобы научить вашего ребенка использовать золотые слова, потребуются месяцы практики, так как его язык развивается, поэтому важно сохранять терпение и исправлять их на протяжении всего времени. Если они забудут, аккуратно подтолкните слова обратно, не будучи настойчивыми, чтобы они не забыли использовать их в соответствующей ситуации. Используйте их в своем разговоре с друзьями, соседями и во взаимодействии с ребенком, чтобы сделать слова частью повседневного разговора.
6. Объясните им преимущества вежливости
Покажите им, что использование золотых слов и вежливость имеют последствия и делают людей счастливыми. «Бабушка была очень рада, что вы сегодня сказали спасибо» — пример последствий вежливости. Призовите их заметить, что когда они ведут себя вежливо, они получат в ответ вежливость и любовь.
Золотые слова закладывают основу вежливости и вежливости в детях, которые помогут им вырасти скромными и уверенными в себе людьми.