Акцентуация характера — Психологос
01 января 2010 г., 18:28
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»
Акцентуация характера — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.
Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». А. Е. Личко уточнил этот термин, изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий.
Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:
- Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Проблемные черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, в ситуациях и проблемных, и благополучных. Явная акцентуация в быту называется – Психопат (не путать с Психопатией как расстройством личности).
- Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Проблемные черты характера этого типа проявляются в основном в трудных жизненных ситуациях, в стрессе и конфликтах, хотя в благополучных обстоятельствах перед нами может быть вполне милый человек.
Акцентуация – особенности личности, более выраженные, чем рисунок личности, но не так выпирающие, как в психопатии. Акцентуация характера – следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. К факторам воспитания, провоцирующим и закрепляющим акцентуации, относят гиперопеку, потворствующее воспитание, эмоциональное отвержение, жестокое или противоречивое воспитание, воспитание в условиях «культа болезни».
Акцентуации характера имеют характерные типы, такие как шизоидный, истероидный, эпилептоидный и другие типы.
Заметим, что разговор об акцентуациях личности – это всегда разговор о негативе, о проблемных особенностях личности. Разбираться в себе, кто я – более шизоид или параноик, не более воодушевляюще, чем в окружающих видеть то тяжелого эпилептоида, то истероидную даму. В кругу проблемных людей разговор об акцентуациях уместен, в кругу развитых, воспитанных, благополучных и душевно здоровых людей разглядывать акцентуации уже неуместно. А что уместно? Отмечать направленность личности и конкретный этикотип (Потребитель или Творец?), кому близка соционика – социотип, присматриваться, каков преимущественный стиль влияния (Силовик? Душка? Тактик?), развитость важных для дела или взаимоотношений черт и особенностей: уровень энергичности, степень порядочности, развитость позитива, конструктива и ответственности.
- Акцентуация
- +
- Автор Н.И. Козлов
Комментарии (13):
Гость, 11 ноября 2014 г. , 01:55
Отличное описание! Правда, без некоторых факторов.
1
ответ
Гость, 08 января 2020 г., 23:07
В двух словах: акцентуация характера — это свойства психики человека «в норме», на основании которых можно сделать прогноз в отношении его будущего психического расстройства. Меня 10 лет в Гёттингене наблюдала моя знакомая – главврач Ленинградской психиатрической клиники с 30-летним стажем. Так вот она прогнозировала мне такое расстройство психически в будущем: «Ты умрёшь весёлым идиотиком!». Такой прогноз мне понравился: я умру счастливым!
1
ответ
Гость, 11 марта 2020 г., 19:18
Ваша знакомая главврач далеко не господь Бог, а всего лишь человек, который может ошибаться. А вы поверили и запрограммировали себя неизвестно на что. Кроме того, психиатры мыслят очень однобоко, часто ставя психиатрические диагнозы, там, где их и в помине нет. Для них важна картина наблюдаемых симптомов, а что причина этих симптомов кроется в ваших отношениях с родителями в раннем детстве, и, следовательно, эти отношения в психотерапии могут быть пересмотрены и переосмыслены, это их совершенно не волнует. Хочется вам оправдать шаблонные взгляды вашей врачихи, так кто ж вам запрещает.
Гость, 25 августа 2018 г., 05:22
Мне такой диагноз поставили в военкомате после того как я честно ответил на вопросы психиатра. Я мог соврать, но зачем. В итоге из-за этого я в армию не попал. На мою жизнь это не повлияло никак. Я езжу за рулем, есть разрешение на оружие. Я абсолютно добрый, отзывчивый и порядочный человек. Но есть одно но. Я не терплю несправедливости ни по отношению к себе, ни к окружающим. А в случае оскорбления моей чести или достоинства вполне осознанно могу лишить человека жизни не задумываясь об угрызениях совести абсолютно. Единственное что будет беспокоить это что возможно придется посидеть потом в тюрьме. Кстати я не один такой. У меня есть друг с таким же диагнозом. Он всегда очень вежливый и учтивый. В конфликтных ситуациях как и я постоянно пытается всё сгладить и всех успокоить. Короче хороший парень. Однажды его бывшая жена чрезвычайно подло с ним поступила. Он избивал её пока не упал сам от потери сознания из-за стресса. Пришел в себя и думал что это был кошмарный сон. Но разбитые руки и милиция возле двери говорили об обратном. Жесть конечно. Но в той ситуации он был прав. И я так понимаю что ей просто повезло что осталась живая. Немного опасный диагноз конечно. Но проявляется как я понял только в стрессовых ситуациях.
1
ответ
Гость, 10 ноября 2018 г., 20:21
Если мужчина избивает женщину даже в состоянии стресса — он не может быть «хорошим паренем».
1
ответ
Гость, 12 декабря 2018 г., 21:46
Если мужчина избивает женщину — это уже не мужчина.
1
ответ
Гость, 25 мая 2019 г., 04:35
Не могу согласиться, так как получается, что женщина может делать всё, а мужчине это запрещается. Захотела устроить подлость — пожалуйста, а мужчине — «Ты же мужчина, как тебе не стыдно?». Весьма странные устоявшиеся мнения.
1
ответ
Гость, 29 мая 2019 г., 05:11
Мужчина тоже может устроить подлость в ответ. Физическое насилие незаконно и аморально. Особенно в отношении того, кто не сможет дать отпор. Есть куча других цивилизованных способов мести и воздействия. Рукоприкладство к ним не относится.
1
ответ
Гость, 04 июня 2019 г., 02:33
То есть, вы утверждаете что женщины — слабый пол и не могут дать мужчинам отпор? В стрессовых ситуациях, а данная ситуация подходит под это определение, женщина с легкостью может прибить и не заметить. У меня мама, миниатюрная женщина ростом 165, перекинула через себя отчима с ростом 180 и весом под 90.
1
ответ
Гость, 17 января 2020 г., 11:11
Похоже, что эта ситуация с мужчиной, избившим свою жену, явно свидетельствует о том, что сила была на его стороне. А избивать противника, не равного тебе по силе, какого бы он ни был пола — по меньшей мере низко и омерзительно.
1
ответ
Гость, 22 февраля 2020 г., 23:52
А подло поступать с человеком, доверяющим тебе, ещё более низко и омерзительно.
1
ответ
Гость, 29 мая 2020 г., 08:01
Ну так и поступил бы подло в ответ. Но нет — решил кулаками помахать, потому что точно знал о том, что перевес в физической силе на его стороне. А на здоровенного бугая хрен бы замахнулся, ибо мгновенно получил бы такой ответ, что мама не горюй. Правильно ребята выше написали — это не мужик. И подозреваю, что никто по отношению к нему подло не поступал, а просто поставили его на место.
Гость, 16 декабря 2019 г., 14:41
Я узнал, что у меня диагноз такой! Признать этот факт легко. Я живу хорошей жизнью Я Добрый и отзывчивый Диагноз проявляется только в стрессовых ситуациях И от окружения людей
Материалы по теме:
01 янв. 2016 г.
Дистанция – система пошагового развития личности
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
12Подробнее
01 янв. 2006 г.
Классификация психотипов
Классификации, которыми пользуются деловые люди для решения практических задач, насчитывают, по наблюдениям, не более четырёх-пяти типажей. Спроси даже любителей знаков Зодиака, какие конкретные знаки (типы людей) есть в данном коллективе – четыре-пять типажей назовут бойко, а затем начинают запинаться. Забывают… Классификации в более чем 4-5 персонажей обычно используются лишь их фанатами и больше не для практики, а для теорий и рассуждений.
18Подробнее
01 окт. 2022 г.
Типы акцентуаций
Разные исследователи выделяют разные акцентуации. Наибольшее распространение получили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко, другие классификации можно встретить у А.П.Егидеса, Е. А. Некрасовой и В. В. Пономаренко, Н.И Козлова и других авторов. В работе «Акцентуированные личности» Карл Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Выраженность характера
Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров.
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Результатник, умеющий наслаждаться
- Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
- «Зима и котик», стихотворение
- Что завещал Черчилль своей супруге
- Критика в адрес мужа
Популярные статьи:
- Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
- Вербальное общение
- Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
- На вас обиделись: как реагировать?
- Вопросник Основы семейного договора
Хиты недели:
- Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
- Вербальное общение
- Вопросник Основы семейного договора
- Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
- На вас обиделись: как реагировать?
понятие и причины проявления, виды
Приветствую Вас, друзья!
Акцентуация – это понятие, применяемое в психологии для обозначения специфических особенностей личности. Данным термином обозначают совокупность черт характера, которыми человек заметно выделяется на общем фоне. Сегодня мы подробно разберём, что представляют собой акцентуации, какими они бывают, почему появляются и как меняются в течение жизни.
Что такое акцентуация характера?
Акцентуацией характера называется такая его особенность, при которой отдельные черты выражены наиболее сильно, а сама личность при этом очень уязвима к одним психогенным воздействиям, но устойчива к другим. С точки зрения психологии, акцентуации имеют общую природу с расстройствами психики. Но они не являются таковыми, а считаются особенностями характера, находящимися в пределах нормы.
Акцентуация характера – это отчётливо проявляющаяся дисгармоничность, при которой отдельные черты на фоне других выражены чрезмерно сильно. Для окружающих поведение акцентуированной личности нередко выглядит странным, из-за чего могут возникать сложности в общении. Акцентуация характера обычно причиняет немало неудобств, делая человека склонным к депрессиям и неврозам. В перспективе это может приводить даже к реальным психическим расстройствам.
Как появился термин?
История данного термина начинается в 1964 году. Тогда немецкий психиатр Карл Леонгард опубликовал работу под названием «Нормальные и патологические личности». В ней он впервые использовал термин «акцентуация личности», а также перечислил несколько акцентуаций, которые ему удалось выделить на тот момент. Несмотря на то, что это была научная работа, Леонгард для наглядности сопоставил каждый тип акцентуации с известным литературным персонажем.
В 1968 году он опубликовал окончательный вариант классификации, который к тому моменту успел существенно переработать и дополнить. Он разделял все акцентуации на три группы, локализуя их по характеру, темпераменту и типу личности. В 1977 году советский психиатр Андрей Личко опубликовал свою классификацию, дополнив работу Леонгарда. Сегодня она считается более точной, кроме того, общепринятым стал предложенный им термин «акцентуация характера» (а не личности, как у Леонгарда).
Классификация акцентуаций по Леонгарду
Оригинальная классификация Карла Леонгарда, составленная им в 1964 и уточненная в 1968 году, насчитывает 12 типов акцентуации характера:
- Демонстративный. Такой человек жаждет внимания и одобрения, всегда старается произвести приятное впечатление на окружающих. У него завышенное ЧСВ, поэтому ему нравится ощущать себя незаменимым, и он не упускает повода намекнуть на это или даже сказать прямо.
- Застревающий. У таких людей долго держится эмоциональная реакция на происходящие события. Они довольно злопамятны, поскольку им свойственно долго обдумывать обидные ситуации.
- Педантичный. Люди с таким типом акцентуации обычно опрятны и аккуратны, не терпят беспорядка. Они склонны к перфекционизму и очень медлительны, потому что подолгу обдумывают каждое решение. Также им свойственно бояться перемен.
- Гипертимический. У такого человека почти всегда хорошее настроение. Он активен, постоянно стремится получить яркие впечатления и эмоции, любит общаться и легко справляется с житейскими неприятностями.
- Дистимический. Данный тип акцентуации личности представляет собой противоположность предыдущего. Настроение у его обладателей обычно довольно мрачное, они весьма пессимистичны и замкнуты, болезненно воспринимают даже мелкие неприятности.
- Циклотимический. Достаточно распространена ситуация, когда дистимический и гипертимический тип акцентуации уживаются в одном человеке, периодически сменяя друг друга.
- Возбудимый. Людям с таким типом акцентуации личности свойственна чрезмерная импульсивность. Они часто действуют инстинктивно, не успев толком обдумать поступок.
- Экзальтированный. Главная особенность обладателей данного типа акцентуации заключается в крайне эмоциональность реакции на многие мелочи. Незначительная радость может привести такого человека в состояние экзальтации, а маленькая неприятность – сильно опечалить.
- Тревожный. Люди с таким типом акцентуации склонны постоянно тревожиться из-за ближайших планов и трудностей, которые потенциально могут возникнуть. Также им свойственно подолгу обдумывать ошибки и неловкие ситуации из прошлого. Как правило, они довольно робкие и нерешительные.
- Интровертированный. Это люди, ориентированные на свой внутренний мир и предпочитающие руководствоваться в делах собственным опытом, вместо того чтобы спрашивать чьего-то совета. Свои поступки они обычно обдумывают дольше, чем следовало бы. Они склонны к рефлексии, поэтому часто уединяются и «выпадают» на некоторое время из жизни.
- Экстравертированный. Такой человек большое значение придаёт общению с окружающими, всегда интересуется чужим мнением, спрашивает советов. Он склонен действовать импульсивно, не обдумывая поступки и решения слишком долго.
- Эмотивный. Такие люди обычно весьма чувствительны, добры и восприимчивы. Они ранимы и обидчивы, однако простить обидчика готовы практически мгновенно, стоит тому только извиниться.
Классификация акцентуаций по Личко
Советский психиатр Андрей Личко несколько иначе понимал, что такое акцентуация характера. Он относил её только к характеру, поскольку считал, что личность – слишком комплексное понятие для этого. В 1977 году он опубликовал свою классификацию, существенно отличающуюся от предложенной Леонгардом. Она включает следующие типы:
- Гипертимный. Обладатели такой акцентуации обычно активны и оптимистичны, любят общаться, постоянно пребывают в поиске новых увлечений. Их интересы часто меняются, поэтому они склонны бросать дела незавершенными.
- Циклоидный. У таких людей настроение меняется в широком диапазоне. Сначала они ведут себя так, будто у них гипертимный тип акцентуации, но потом погружаются в состояние дисфории. Обычно такие фазы длятся по 1-2 недели, иногда наступают продолжительные перерывы.
- Лабильный.Таким людям свойственны частые перепады настроения. Они весьма чувствительны, привязаны к близким, добры, отзывчивы и альтруистичны.
- Сенситивный. Обладатели данного типа акцентуации обычно весьма самокритичны, из-за чего часто страдают от избытка комплексов и низкой самооценки. В подростковом возрасте они часто подвергаются буллингу, но всё равно сохраняют доброту.
- Астено-невротический. Такие люди обычно раздражительны и склонны к ипохондрии. Любые сложности вызывают у них чрезмерное напряжение, поэтому они очень тяжело переносят экзамены, испытания и состязания. При этом они довольно дисциплинированны, аккуратны и педантичны.
- Шизоидный. Люди с таким типом акцентуации не особо общительны, много времени проводят в одиночестве. Они замкнуты на собственных эмоциях, поэтому не склонны к сопереживанию. При этом они отличаются преданностью и очень ценят тех немногих людей, с которыми сближаются.
- Психастенический. Обладатели данного типа акцентуации обычно долго колеблются перед принятием решений и избегают ответственности. Они склонны к рефлексии, подолгу обдумывают свои поступки и высказывания, которые кажутся им ошибочными или излишне неловкими.
- Эпилептоидный. Этим людям свойственна импульсивность и повышенная возбудимость. Они часто делают преждевременные выводы, при малейшем подозрении могут допустить вспышку гнева и наброситься на человека с упреками. Они очень требовательны не только к окружающим, но и к себе, поэтому обычно аккуратны, ответственны и пунктуальны.
- Истероидный. Обладателям данного типа акцентуации свойственен эгоцентризм, они любят пребывать в центре внимания, но при этом постоянно боятся разоблачения. Они очень инициативны и достаточно настойчивы, однако легко меняют свои увлечения.
- Конформный. Такой человек обычно стремится максимально соответствовать своему окружению, придаёт большое значение мнению авторитетных для него личностей. Конформизм проявляется во всех сферах его жизни. Даже его вкусы, увлечения и сексуальные предпочтения полностью подчинены нормам, принятым в его окружении.
- Неустойчивый. Такие люди обычно довольно ленивы. Они не ставят перед собой целей и не строят планов. Им нравится отдыхать и развлекаться, они часто меняют интересы и увлечения.
Степень выраженности акцентуаций
Стараясь дать более точное определение того, что такое акцентуация характера, Андрей Личко выделил две группы (или две стадии) акцентуаций:
- Скрытая акцентуация. В данном случае специфические черты характера практически не заметны, но могут проявляться в стрессовых ситуациях и при конфликтах.
- Явная акцентуация. Все специфические и проблемные черты характера выражены довольно сильно и проявляются во многих жизненных ситуациях. Явная акцентуация считается крайним случаем нормы.
Акцентуация характера – это сумма наследственных особенностей психики, воспитания и накопленного жизненного опыта. Обычно наследственная составляющая при нормальных условиях воспитания формирует лишь скрытую форму акцентуации, а под влиянием различных внешних факторов она может переходить в явную.
Причины возникновения акцентуаций
Тип акцентуации, свойственный конкретному человеку, определяется в основном генетическими факторами. А вот её дальнейшее развитие и усиление определяются уже всевозможными внешними причинами, среди которых наиболее значимыми являются такие факторы как:
- Воспитание. Любые крайности, будь то недостаток внимания или гиперопека, могут спровоцировать развитие акцентуации.
- Количество свободы в детстве. Здесь подразумевается то, как ребенок учится, насколько свободным или авторитарным является процесс образования.
- Барьеры в общении. Если подросток испытывает проблемы в общении со сверстниками, это может приводить к нервным срывам, из-за которых проявляется акцентуация.
- Внутренняя дисгармония. Это может быть заниженная самооценка или комплекс неполноценности. Чем больше на человека давят такие переживания, тем сильнее проявляется акцентуация его характера.
Также к усилению и проявлению скрытых акцентуаций характера могут приводить недостаток общения и продолжительное пребывание в одиночестве, неудовлетворенность личных потребностей, различные заболевания центральной нервной системы и хронические болезни.
Развитие акцентуаций
Исследуя природу акцентуаций характера, Личко уделял значительное внимание тому, в каком возрасте и под влиянием каких факторов они заостряются. Ему удалось обнаружить, что разные типы акцентуаций проявляются в разное время. Так в случае сенситивного типа заострение обычно происходит приблизительно в 19-летнем возрасте. Шизоидный тип акцентуации заостряется в раннем детстве, а гипертимный обычно проявляется у подростков.
Современные исследования показывают, что акцентуации проявляются примерно у 80% подростков. Но их природа при этом непостоянна, и в дальнейшем они часто исчезают. Некоторые типы акцентуаций могут периодически проявляться и исчезать в течение всей жизни. Другие же при неблагоприятном стечении обстоятельств могут закрепиться, привести к развитию неврозов и стрессов или даже переходить в серьезные расстройства психики.
Заключение
Акцентуация характера – это набор специфических особенностей поведения и восприятия, свойственных отдельной личности. В современной психологии используется классификация А. Е. Личко, насчитывающая 11 различных типов акцентуации. Все они рассматриваются как нормальные состояния психики. Однако если акцентуация мешает нормальной жизни – это повод обратиться к психотерапевту, чтобы тот помог ослабить её влияние.
От группировки к соединению: новая организация восприятия в зрении, психологии и биологии
. 2016 14 июля; 7:1051.
doi: 10.3389/fpsyg.2016.01051.
Электронная коллекция 2016.
Баинджио Пинна
1
, Даниэле Порчедду
2
, Катя Дейана
1
Принадлежности
Принадлежности
- 1 Факультет гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари Сассари, Италия.
- 2 Факультет экономики и бизнеса, Университет Сассари Сассари, Италия.
PMID:
27471483
- PMCID:
PMC4943963
DOI:
10.3389/fpsyg.2016.01051
Бесплатная статья ЧВК
Baingio Pinna et al.
Фронт Псих.
.
Бесплатная статья ЧВК
. 2016 14 июля; 7:1051.
doi: 10. 3389/fpsyg.2016.01051.
Электронная коллекция 2016.
Авторы
Баинджо Пинна
1
, Даниэле Порчедду
2
, Катя Дейана
1
Принадлежности
- 1 Факультет гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари Сассари, Италия.
- 2 Факультет экономики и бизнеса, Университет Сассари Сассари, Италия.
PMID:
27471483
PMCID:
PMC4943963
DOI:
10. 3389/fpsyg.2016.01051
Абстрактный
В этой работе перцептивная организация изучалась в том же духе и феноменологическими методами, что и гештальт-психологи. Это было достигнуто за счет новых условий, которые нельзя объяснить с точки зрения классических принципов группировки. Перцептивная группировка представляет собой способ, с помощью которого наша зрительная система строит интегрированные элементы на основе максимальной однородности компонентов стимульного паттерна. Наши результаты продемонстрировали несостоятельность организации по группировке и, что более важно, несостоятельность принципа подобия. Наоборот, они предполагали уникальную роль принципа непохожести между элементами, который ведет себя как акцент или визуальный акцент в целом. Принцип акцентуации здесь рассматривался как придание направленной структуры элементам и всему предмету, создавая тем самым новые явления. Яркость результирующих явлений показывает превосходство несходства над сходством и тот факт, что оно принадлежит к дальнейшей организационной динамике, которую мы назвали «сцеплением». В биологии сцепление и его принцип акцентуации очень тесно связаны с разрушительным камуфляжем. Более того, они являются источником сексуального влечения. Они рекламируют присутствие и вызывают идентификацию / общение видов. У человека акцентуация нужна, чтобы показать себя другим, понять, как мы одеваемся, выбираем и создаем одежду или изобретаем моду, как мы изменяем свое тело, подчеркивая одни части и скрывая другие, как используем макияж. Само существование макильяжа вытекает из потребности что-то подчеркнуть с целью усиления сексуального влечения, демонстрации физической силы и красоты, демонстрации или сокрытия социального статуса (например, быть королем, воином, священником и т. . И последнее, но не менее важное: акцентуация также играет основную роль в облегчении или затруднении чтения и понимания написанных слов.
Ключевые слова:
гештальт-психология; перцептивная связь; перцептивная группировка; перцептивная организация; восприятие формы; зрительные иллюзии.
Цифры
Рисунок 1
Роль центра…
Рисунок 1
Роль центра фигуры в теории Арнхейма (A–C) .…
Рисунок 1
Роль центра фигуры в теории Арнхейма (A–C) . Диск усиливает и подчеркивает различные компоненты квадрата (D–E) .
Рисунок 2
Иллюзия квадрата/ромба Маха (A–B) . …
Рисунок 2
Иллюзия квадрата/ромба Маха (A–B) . «Повернутый квадрат» (C) и «ромб» (D)…
фигура 2
Иллюзия квадрата/ромба Маха (A–B) . «Повернутый квадрат» (C) и «ромб» (D) .
Рисунок 3
Условия, показывающие гештальт-группировку…
Рисунок 3
Условия, демонстрирующие принцип подобия гештальт-группировки . Маленькие квадраты группируются вместе…
Рисунок 3
Условия, демонстрирующие принцип подобия гештальт-группы . Маленькие квадраты объединяются в большой квадрат (А) . Сходство отвечает за группировку компонентов элементов в строках (B) . Сходство отвечает за группировку компонентов элементов в столбцах (C) . Только один круг отделен от остальных (D) .
Рисунок 4
Восприятие отсутствия…
Рисунок 4
Восприятие отсутствия (А), неправильного положения в пространстве (Б),…
Рисунок 4
Восприятие отсутствия (А), неправильного положения в пространстве (Б), чужака (В–Г) 90–100 .
Рисунок 5
Непохожий элемент определяет и…
Рисунок 5
Непохожий элемент определяет и акцентирует направления группировки…
Рисунок 5
Непохожий элемент определяет и акцентирует направления группировки пустых кругов . Условия (C,D) иллюстрируют направления группировки фигур (A,B) . Условие (E) является контрольным. Непохожий элемент действует как вектор, и его расположение заставляет фигуру менять свое направление (Ф-К) .
Рисунок 6
Группирующая организация меняет свою силу…
Рисунок 6
Групповая организация меняет свою силу по мере того, как изменяется значимость разнородного элемента…
Рисунок 6
Групповая организация меняет свою силу по мере изменения значимости разнородного элемента . Расположение разнородного акцента влияет на группировку элемента в направлении верхней правой стороны (A–C) . Расположение разнородного акцента влияет на группировку элемента в направлении верхнего угла (D–F) . Разнородный акцент вводится внутри группы пустых кружков (Г) , как просвет (Н) , как амодальное завершение части всего массива кругов (I) , как перекрывающийся прозрачный слой (Дж) .
Рисунок 7
Увеличение расстояния…
Рисунок 7
Увеличение расстояния между двумя компонентами муфты не…
Рисунок 7
Увеличение расстояния между двумя компонентами сцепления существенно не ослабляет результирующие эффекты: (ср. A,B с C,D с E,F) группирование и акцентирование односторонности/повернутого квадрата (A,C, E) или заостренность/ромб (B,D,F) .
Рисунок 8
Сравнивая все условия,…
Рисунок 8
Сравнивая все условия, оба разнородных элемента [квадрат в (A)…
Рисунок 8
При сравнении всех условий как разнородный элемент [квадрат в (A) и ромб в (B)], так и набор кругов влияют друг на друга в воспринимаемой группировке (кружки см. в тексте) и в форме [как для массива кругов, так и для разнородного элемента, например, большая черная фигура воспринимается как квадрат в первом столбце (A) и во втором столбце (B), и как ромб во втором столбец (A) и в первом из (B)] .
Рисунок 9
Несмотря на принадлежность…
Рисунок 9
Несмотря на принадлежность всех кругов к одному большому массиву…
Рисунок 9
Несмотря на принадлежность всех окружностей к одному большому массиву (см. контроль Б), наличие акцентирования по разным направлениям реорганизует два вложенных массива по акценту (вертикальный для большого массива и косой для врезки один в A,C,D,E,F,G или наклонный для большого массива и вертикальный для врезки в H) .
Рисунок 10
Эффект конфигурации ориентации (первый ряд)…
Рисунок 10
Конфигурационный эффект ориентации (первый ряд) . Акцентуация противопоставляется эффекту конфигурационной ориентации…
Рисунок 10
Эффект конфигурации ориентации (первый ряд) . Акцентуация противопоставляется эффекту конфигурационной ориентации (второй ряд). Узоры кажутся повернутыми в разные стороны в зависимости от расположения каждого акцента (третий ряд). Тот же результат, что и (третий ряд), когда акцентирование противопоставляется принципу связности элементов (четвертый ряд).
Рисунок 11
Принцип сходства против акцентуации…
Рисунок 11
Принцип подобия против принципа акцентуации .
Рисунок 11
Принцип подобия против принципа акцентуации .
Рисунок 12
Рассмотрен принцип подобия…
Рисунок 12
Принцип подобия рассматривается и как группировка, и как связь…
Рисунок 12
Принцип подобия, рассматриваемый как принцип группировки и как принцип связи (А) . Постепенный переход от несхожего акцента к принципу сходства, рассматриваемому как принцип сцепления (B) .
Рисунок 13
Акцентуация играет важную роль…
Рисунок 13
Акцентуация играет очевидную роль в облегчении (C,D,E,F,G,I, ср. с…
Рисунок 13
Акцентуация играет очевидную роль в облегчении (C,D,E,F,G,I, сравните с элементами управления A,B,H) чтения цитаты Арнхейма . Это также ускоряет чтение или вызывает задержку, а также улучшает или ухудшает понимание текста. Эти феноменологические результаты подтверждаются результатами задачи оценки величины [ F (8, 13) = 8,2, P < 0,01].
Рисунок 14
Биологические последствия акцентуации и…
Рисунок 14
Биологические последствия акцентуации и сцепления: маскирующие и демаскирующие эффекты у животных…
Рисунок 14
Биологические последствия акцентуации и сцепления: маскирующие и демаскирующие эффекты у животных, обусловленные принципом акцентуации .
Рисунок 15
Основная роль…
Рисунок 15
Основная роль принципа акцентуации и сцепления в различных контекстах…
Рисунок 15
Основная роль принципа акцентуации и сопряжения в различных контекстах и аспектах жизни человека .
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Сходство и несходство в организации восприятия: о сложности гештальт-принципа сходства.
Пинна Б., Порчедду Д., Скилтерс Дж.
Пинна Б. и др.
Видение (Базель). 2022 28 июня; 6(3):39. doi: 10.3390/vision6030039.
Видение (Базель). 2022.PMID: 35893756
Бесплатная статья ЧВК.Принцип акцентирования сегрегации фигуры и фона и мрачная иллюзия.
Пинна Б., Сиригу Л.
Пинна Б. и др.
Acta Psychol (Амст). 2016 окт.; 170:32-57. doi: 10.1016/j.actpsy.2016.06.004. Epub 2016 23 июня.
Acta Psychol (Амст). 2016.PMID: 27343861
Новый принцип разделения фигуры и фона: Акцентуация.
Пинна Б., Ривз А., Кендеринк Дж., Ван Доорн А., Дейана К.
Пинна Б. и др.
Видение Рез. 2018 фев; 143:9-25. doi: 10.1016/j.visres.2017.08.009. Epub 2017 21 декабря.
Видение Рез. 2018.PMID: 29246450
Акцентуационный принцип зрительной организации и иллюзия музыкальной подвески.
Пинна Б., Сиригу Л.
Пинна Б. и др.
Видеть Воспринимать. 2011;24(6):595-621. дои: 10.1163/187847611X603747.
Видеть Воспринимать. 2011.PMID: 22353538
Век гештальт-психологии в визуальном восприятии: I. Перцептивная группировка и организация фигура-фон.
Вагеманс Дж., Элдер Дж. Х., Кубови М., Палмер С. Е., Петерсон М. А., Сингх М., фон дер Хейдт Р.
Вейгеманс Дж. и соавт.
Психологический бык. 2012 ноябрь; 138(6):1172-217. doi: 10.1037/a0029333. Epub 2012 30 июля.
Психологический бык. 2012.PMID: 22845751
Бесплатная статья ЧВК.Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
О роли цвета в задачах чтения и понимания у детей и взрослых с дислексией.
Пинна Б., Дейана К.
Пинна Б. и др.
Восприятие. 2018 9 июня; 9 (3): 2041669518779098. дои: 10.1177/2041669518779098. eCollection 2018 май-июнь.
Восприятие. 2018.PMID: 35145618
Бесплатная статья ЧВК.Предельный случай амодального завершения: феноменальная значимость и роль контрастной полярности.
Пинна Б, Конти Л.
Пинна Б. и др.
наук о мозге. 2019 24 июня; 9 (6): 149. doi: 10.3390/brainsci49.
наук о мозге. 2019.PMID: 31238584
Бесплатная статья ЧВК.
Рекомендации
Антонуччи Г., Фанзон Д., Спинелли Д., Зокколотти П. (1995). Визуальные факторы, влияющие на иллюзию стержня и рамы: роль размера зазора и компонентов рамы. Восприятие 24, 1119–1130. 10.1068/p241119
—
DOI
—
пабмед
Арнхейм Р. (1954). Искусство и визуальное восприятие: психология творческого взгляда. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет.
Арнхейм Р. (1971). Энтропия и искусство: эссе о беспорядке и порядке. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет.
Арнхейм Р. (1974). Искусство и визуальное восприятие: психология творческого взгляда. Новая версия. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет.
Арнхейм Р. (1982). Сила центра: исследование композиции в изобразительном искусстве. Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет.
Принцип акцентирования сегрегации фигуры и фона и иллюзия мрачного ритма
. 2016 окт.; 170:32-57.
doi: 10.1016/j.actpsy.2016.06.004.
Epub 2016 23 июня.
Баинджио Пинна
1
, Лука Сиригу
2
Принадлежности
- 1 Факультет гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Кафедра гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия.
PMID:
27343861
DOI:
10.1016/j.actpsy.2016.06.004
Baingio Pinna et al.
Acta Psychol (Амст).
2016 Октябрь
. 2016 окт.; 170:32-57.
doi: 10.1016/j.actpsy.2016.06.004.
Epub 2016 23 июня.
Авторы
Баинджо Пинна
1
, Лука Сиригу
2
Принадлежности
- 1 Факультет гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия. Электронный адрес: [email protected].
- 2 Кафедра гуманитарных и социальных наук, Университет Сассари, Италия.
PMID:
27343861
DOI:
10.1016/j.actpsy.2016.06.004
Абстрактный
Пинна и Сиригу (2011) продемонстрировали новый принцип группировки, называемый принципом акцентуации, утверждая, что при прочих равных элементы имеют тенденцию группироваться в одном и том же ориентированном направлении прерывистого элемента, помещенного в целый набор непрерывных/однородных компонентов. Прерывистый элемент ведет себя как акцент, то есть визуальный акцент в целостности компонентов, как показано в следующем разделе. В этой работе принцип акцентуации был распространен на новые визуальные области. В частности, показано, как этот принцип влияет на восприятие формы. Кроме того, выделяются несколько атрибутов визуального объекта, среди которых ориентация, пространственное положение, внутренняя динамика и кажущееся движение, которые определяют так называемую органическую сегментацию и, кроме того, имеют тенденцию вызывать сегрегацию фигуры и фона. На основании результатов экспериментальной феноменологии акцентуацию можно рассматривать как комплексный принцип господствующей группировки, выделения фигуры и фона, образования формы и значения. Через новую музыкальную иллюзию сильного ритма также показано, что этот принцип влияет на организацию восприятия не только в пространстве, но и во времени и, таким образом, как в визуальной, так и в музыкальной областях. Эту иллюзию можно услышать в восьми тактах Pagodes, сольной фортепианной музыки Клода Дебюсси (1862-1919).18), где в обоих нотоносцах отчетливо ощущается сильное физико-перцептивное несоответствие в отношении инверсии сильных и сильных долей.
Ключевые слова:
сегрегация рисунок-фон; Музыкальные иллюзии; Перцептивная организация; Восприятие пространства и времени; Зрительные иллюзии.
Copyright © 2016 Elsevier B.V. Все права защищены.
Похожие статьи
Акцентуационный принцип зрительной организации и иллюзия музыкальной подвески.
Пинна Б., Сиригу Л.
Пинна Б. и др.
Видеть Воспринимать. 2011;24(6):595-621. дои: 10.1163/187847611X603747.
Видеть Воспринимать. 2011.PMID: 22353538
Переосмысление организации восприятия в свете иллюзии акварели: проблема восприятия отверстий и эффект предметного отверстия.
Пинна Б., Танка М.
Пинна Б. и др.
Дж. Вис. 2008 г., 23 мая; 8(7):8.1-15. дои: 10.1167/8.7.8.
Дж. Вис. 2008.PMID: 19146241
Новый принцип разделения фигуры и фона: Акцентуация.
Пинна Б., Ривз А., Кендеринк Дж., Ван Дорн А., Дейана К.
Пинна Б. и др.
Видение Рез. 2018 фев; 143:9-25. doi: 10.1016/j.visres.2017.08.009. Epub 2017 21 декабря.
Видение Рез. 2018.PMID: 29246450
Иллюзии в действии: последствия непоследовательной обработки пространственных атрибутов.
Смитс Дж. Б., Бреннер Э., де Грав Д. Д., Куиджперс Р. Х.
Смитс Дж. Б. и соавт.
Опыт Мозг Res. 2002 г., ноябрь; 147 (2): 135–44. doi: 10.1007/s00221-002-1185-7. Epub 2002, 28 сентября.