Популярное

Умные дети как их называют: 100 к 1. Как называют очень умного человека? (интерактивная игра)

Содержание

Дети-вундеркинды и синдром саванта: почему люди с высоким IQ сходят с ума и не умеют дружить

Гениальность считается и даром, и проклятием. Известно достаточно много случаев, когда дети-вундеркинды страдали психическими заболеваниями и не умели налаживать дружеские связи. Но есть ли на самом деле связь между высоким IQ и проблемами в жизни?

Винсент Ван Гог был склонен к депрессии и эпилептическим припадкам, а гениальный математик Джон Нэш страдал от параноидальной шизофрении и галлюцинаций. Мы привыкли слышать о том, что гениальность — тяжелое бремя. Но есть немало примеров, которые опровергают этот стереотип. Лев Ландау поступил в университет в 13 лет, а Бобби Фишер в 15 стал самым молодым гроссмейстером в истории. Оба они прожили долгую и яркую жизнь. Так можно ли говорить о связи гениальности и душевных расстройств?

Кто такие гении и вундеркинды

Слово «вундеркинд» в переводе с немецкого значит «чудесное дитя». Несколько этимологических словарей указывают, что раньше так называли Иисуса Христа, но достоверных данных о происхождении термина нет. Так или иначе, сейчас вундеркиндами называют детей, которые с юных лет опережают в развитии сверстников. Они могут обладать феноменальными способностями к математике, музыке, иностранным языкам, творчеству и спорту и быть гениальными как в одной сфере, так и сразу в нескольких. Есть и дети, которые невероятно успешны в какой-то одной дисциплине, а по другим отстают от сверстников, — это называют синдромом саванта, от французского idiot savant («ученый идиот»). Генетики считают, что гениальность — это не присутствие каких-то особых генов (например, гена гениальности), а их уникальное сочетание, случайная комбинация.

Таким образом, гениальность не наследуется и не повторяется в поколениях

Феномен гениальности изучается давно, но остается одной из самых больших загадок науки. Понятие «гений» встречается в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля (правда, древнегреческий «гений» считался чем-то вроде чувства вдохновения), его изучали философы Гегель, Кант, Фрейд, Шеллинг и Юнг. Считать гениальность высшей степенью одаренности начали с подачи математика Альфреда Уайтхеда, который назвал XVII век «веком гениев»: тогда жили Шекспир, Фрэнсис Бэкон, Гарвей, Кеплер, Галилей, Декарт, Паскаль, Ньютон, Локк, Спиноза, Лейбниц и другие выдающиеся деятели.

Альфред Уайтхед, около 1924 г.

Одни ученые, как древние греки, считали гениальность божественным подарком, неким иррациональным озарением, которое снисходит на человека. Другие заявляли, что это врожденное качество человека, особенность ума.

Гениальный — значит сумасшедший?

Систематизировать знания о гениях первым попытался английский писатель Исаак Дизраэли. В 1795 году он выпустил книгу «Литературный характер, или История гения», в которой проанализировал характеры известных писателей. Среди прочих признаков гениальности он выделил меланхолию, внутреннее беспокойство и даже помешательство. Благодаря ему научное сообщество заметило, что между гениальным человеком и патологически сумасшедшим есть немало точек соприкосновения.

В 1863 году итальянский психиатр Чезаре Ломброзо издал книгу «Гениальность и помешательство», в которой заявил, что гениальность порой может зависеть от психопатологии, но считать всех гениальных людей помешанными, а всех помешанных гениальными неверно.

Современные психологии и педагоги к признакам гениальности (одаренности) относят:

  • Раннее развитие речи;
  • Точность выполнения умственных операций;
  • Высокую познавательную активность;
  • Отличную память;
  • Способность к классификации;
  • Раннюю увлеченность, любознательность;
  • Стремление к творчеству, нестандартное мышление;
  • Отставание моторной координации от познавательных способностей.

Пока одни размышляли о природе гениальности, другие подходили к вопросу с прикладной точки зрения. Долгое время педагоги и психологи составляли рекомендации и инструкции о том, как вырастить из ребенка гения. По их представлениям, нужно было лишь создать правильную внешнюю среду. На волне популярности этой темы для измерения гениальности было разработано множество тестов: тесты Айзенка, Векслера, Гилфорда, Равена и другие.

Прорыв в изучении одаренности сделал известный психолог Льюис Термен из Стэнфордского университета. В 1921 году Термен решил исследовать одаренных детей. Он провел собственные тесты на IQ в нескольких школах Калифорнии и отобрал полторы тысячи учеников, которые набрали выше 140–170 баллов (средний IQ детей находится в диапазоне от 90 до 110). На протяжении 30 лет он следил за судьбой «термитов» (так прозвали участников исследования): их успехами на работе, в семейной жизни и других сферах.

Льюис Термен, 1923 год

Но определение гения по высокому показателю интеллекта не оправдало себя: выяснилось, что многие люди с высоким IQ не совершают никаких особенных открытий. Даже среди наиболее успешных «термитов» никто не показал достижений, сравнимых с Шекспиром, Ньютоном или Паскалем. Зато исследование Термена развенчало миф о том, что у вундеркиндов есть проблемы в социализации: повзрослев, дети не превращались в болезненных одиноких неудачников, а, наоборот, становились хорошо приспособленными, здоровыми и очень успешными взрослыми. В целом уровень разводов, алкоголизма и самоубийств в группе Термена был равен среднему по стране.

Брин, Цукерберг и Леди Гага

В 1955 году лонгитюдное исследование Льюиса Термена завершилось. Стало ясно, что тесты на IQ, возможно, не лучший показатель одаренности. Тогда к 1972 году профессор Джулиан Стэнли из Университета Джонса Хопкинса решил взять за основу результаты математической части теста SAT (тест для приема в высшие учебные заведения в США).

Он отобрал 450 подростков в возрасте 12–14 лет, которые набрали больше всего баллов, и стал следить за их судьбой. Через пять лет после тестирования первых детей профессор начал расширять выборку: к 1992 году общее количество «испытуемых» достигло пяти тысяч человек. На протяжении жизни эти дети проходили опросы в возрасте 18, 23, 33, 50 и 65 лет. Стэнли пришел к тому же выводу, что и Термен: в большинстве своем одаренные дети были успешны в жизни, вероятность получить докторскую степень, опубликовать научную работу, получить патент или высокий денежный доход у них оказалась выше, чем у их среднестатистических ровесников.

Джулиан Стэнли основал Центр талантливой молодежи, через который прошло много детей. В том числе Марк Цукерберг (основатель компании Facebook), Сергей Брин (основатель Google), певица Стефани Джерманотта (выступает под псевдонимом Lady Gaga), а также выдающиеся математики Теренс Тао и Ленард Ын. Все они — живые примеры одаренных детей, которые стали успешными взрослыми.

Дети Центра талантливой молодежи

Умные дети чаще носят очки

Параллельно с исследованием Джулиана Стэнли в Великобритании начала работу Джоан Фримен, профессор психологии из Лондона. В 1974 году она отобрала 70 детей в возрасте от 5 до 14 лет. У нее было две контрольные группы: экспериментальная (с детьми, у которых был высокий результат по тесту Равена) и контрольная (одноклассники такого же возраста, пола, социального происхождения, что и испытуемые).

В 2001 году, спустя 27 лет, Фримен подвела итоги. Она сообщила, что интеллект никак не связан с эмоциональными проблемами, адаптацией и числом друзей в школе. Также она не выявила связи умственной одаренности с физическим развитием.

Впрочем, один стереотип все же подтвердился — о том, что умные дети чаще носят очки

Публикация результатов вызвала недовольство: оказалось, что многим людям нравится считать, что одаренные дети обречены на трудную жизнь. «Мне казалось странным, что мои результаты о нормальном эмоциональном развитии одаренных были столь неблагожелательно встречены», — писала Фримен.

Последующие исследования других ученых тоже не обнаружили статистически значимой разницы между количеством проблем у обычных и гениальных детей. Они, наоборот, подтвердили, что высокий интеллект помогает людям адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам. Научное сообщество пришло к выводу о том, что чувство одиночества и ментальные расстройства, которые порой сопутствуют гениальности, — это следствие не одаренности, а воспитания.

Родители маленьких гениев фокусируются на их профессиональной реализации, а не на социализации. Они радуются академическим достижениям ребенка и забывают о том, что ему нужно развиваться и в других областях жизни. Кроме того, частой проблемой становятся завышенные ожидания родителей: одаренные дети бывают особенно чувствительны к одобрениям и критике, и во взрослом возрасте они могут испытывать недостаток внимания, разочарование и тревогу.

Действительно ли существует «проклятие гениальности»?

Представление о том, что вундеркинды не способны жить полной жизнью и обречены на страдания, оказалось ложным. Почему же люди до сих пор верят в «проклятие гениальности»?

У ученых на этот счет есть несколько гипотез. Одна из них объясняет эту демонизацию гениальности завистью. Одаренность — особо ценное качество, но большинство людей не может отнести себя и своих детей к числу одаренных, поэтому им проще наделить гениев негативными характеристиками (чтобы было не так обидно). По этой же аналогии живет стереотип о том, что красивые девушки глупы.

По другой версии, людям проще принимать собственные недостатки, если даже у гениев бывают проблемы в жизни

Поэтому, например, так популярны истории об успешных людях, которые бросили школу, но стали богатыми и знаменитыми. Кроме того, многие считают, что гении и вундеркинды — это пассионарии, которые развивают мир, и их доля должна быть тяжела (есть тенденция считать, что за любой дар приходится платить).

Причины гениальности остаются неизученными. Одна из последних гипотез связывает одаренность с особенностями развития мозга. В 2006 году Филип Шоу и его коллеги из Национального института психического здоровья (штат Мэриленд, США) исследовали более 300 детей в возрасте от 6 до 19 лет.

Раз в два года дети проходили магнитно-резонансную интроскопию, с помощью которой измерялся размер внутренних частей мозга. Так, оказалось, что кора головного мозга у вундеркиндов начинала сокращаться позже, чем у всех остальных детей: не в 9 лет, а в 11. Самые большие различия при этом наблюдались в предлобных участках коры, которые отвечают за составление планов и выработку суждений. К 19 годам все различия нивелировались и кора мозга у всех выглядела одинаково.

Эта задержка может предполагать высокие умственные способности, ведь одаренный ребенок обрабатывает более сложные операции, хотя кора мозга продолжает формироваться. Однако эксперимент ученых поставил вопрос о том, с чем связана эта задержка. По одной из версий, c формированием и устранением связей между клетками головного мозга.

«Вундеркинд — это человек, чье будущее остается в прошлом»

Виктория Юркевич, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л. Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ: Вундеркинд — это ребенок, значительно опережающий своих сверстников по какой-либо характеристике. Чаще всего этим словом обозначается уровень умственного развития, превышающий уровень ровесников.

Но иногда весьма значительное опережение у вундеркинда связано не столько с подлинной одаренностью (то есть с умственным развитием), сколько, скажем, с исключительной памятью. С точки зрения усвоения знаний блестящая память — это неплохо, но знания сами по себе, без критического мышления, без яркой познавательной мотивации сейчас уже мало что значат.

Именно поэтому будущее таких детей бывает крайне неопределенным, а чаще всего — весьма драматичным

Одаренность раньше рассматривалась главным образом как высокий интеллект. Сейчас большинство специалистов считает, что в одаренность обязательно входит ярко выраженная познавательная мотивация — страсть к познанию, яркая увлеченность какой-либо областью знания или практики.

Впрочем, в большинстве случаев высокого интеллекта без познавательной мотивации и не бывает, но вот страсти, поглощенности конкретной познавательной деятельностью может и не быть. Кроме того, некоторые специалисты в понятие одаренности вкладывают и наличие нестандартного мышления. И это логично: высокий интеллект даже с высокой познавательной мотивацией сам по себе в наше время мало что значит. Для высоких достижений в любой области науки и практики необходимо нестандартное (творческое) и еще критическое мышление. Если этого нет, то все достоинства такого одаренного человека пригодятся разве что для составления энциклопедий или успешного участия в конкурсе знатоков («синдром Анатолия Вассермана»).

И наконец, самый «дорогой» термин: «гениальность». Гениальность — это прежде всего высочайшая реализация одаренности в социально ценных достижениях. Гений — это тот, кто много сделал для человечества. Надо понимать: если взять всех одаренных людей, то гениев среди них будет меньше одного процента. А вундеркиндов — исчезающая доля процента. Иначе говоря, вундеркинды гениями бывают, но достаточно редко. Для большинства из них актуально замечательное определение «Вундеркинд — это человек, чье будущее остается в прошлом».

Конечно, вундеркиндов Гаусса, Моцарта или великого психолога Жана Пиаже из списка гениев не выкинешь

Но при этом, например, Ньютон никаким вундеркиндом категорически не был, даже сначала несколько отставал от других одноклассников. А уж что касается Эйнштейна или, скажем, Дарвина, то там ситуация еще отчетливей: учителя считали их слабыми учениками, а Дарвина даже безнадежно отстающим.

Альберт Эйнштейн в 14 лет, 1894 год

Интересно, что в России было два великих поэта по имени Александр Сергеевич. Один из них, Пушкин, относился явно к антивундеркиндному типу развития: он только в 15 лет начал активно писать стихи, но они были очевидно слабыми (найдите в интернете и убедитесь сами). Неуспешен он был и в обучении (исключая, конечно, французский). Настолько неуспешен, что директор Лицея Егор Антонович Энгельгардт при его выпуске дал ему уничтожающую характеристику, предсказывая ему незавидное будущее. И это «солнцу русской поэзии»!

Другой, тоже великий русский поэт Александр Сергеевич, был именно вундеркиндом. Он в 11 лет (был немножко старше Алисы Тепляковой) поступил в Московский университет, блестяще его окончил, стал потом знаменитым поэтом, драматургом, композитором, дипломатом. Да, это Грибоедов Александр Сергеевич.

«Бродский умудрился стать второгодником в 7-м классе»

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, надо ввести новое понятие — «высокая интеллектуальная норма». Для одаренности, как уже говорилось выше, мало высокого интеллекта: нужна познавательная страсть, глубокая поглощенность каким-либо занятием. Если этого нет, то это все-таки не совсем одаренность — это именно «высокая норма». Для хорошей адаптации и высокой социальной успешности совсем неплохо, но для ярких достижений, особенно в науке и технике, всё-таки маловато.

Подлинно одаренные школьники редко бывают во всем обычными. Они меньше времени проводят со сверстниками, меньше интересуются разного рода молодежными направлениями и модами, меньше подчиняются социуму. Для хорошей адаптации это, как правило, не очень хорошо. Кроме того, эти дети не всегда ровно и не всегда хорошо учатся в школе, да и потом их путь сильно отличается от обычного успешного представителя «высокой нормы».

Посмотрите биографию, скажем, Иосифа Бродского. Он умудрился стать второгодником в 7-м классе. В 15 лет он уходит из школы и потом никогда и нигде больше не учится. Он успел поработать и сторожем, и санитаром в морге, потом несколько лет был в ссылке, а через 25 лет стал лауреатом Нобелевской премии.

Это что, нормальное развитие? И такие «экстримы» — почти со всеми одаренными людьми

Что уж говорить о вундеркиндах. Сам факт резкого опережения ровесников уже не позволяет говорить о нормальности развития. У этих детей по понятным причинам хуже социализация, часто бывают проблемы с саморегуляцией, с эмоциональным интеллектом, с критическим мышлением и так далее. По этим причинам чаще всего академической успешностью все и ограничивается, а собственно серьезные достижения, важные для общества, отмечаются редко.

Что касается описанных в статье лонгитюдов, то у Термена в его знаменитом исследовании 1921 года участники были главным образом из числа «высокой интеллектуальной нормы» и даже в исследовании Джоан Фримен была примерно та же ситуация. Дело в том, что в исследовании Термена входной порог включения в группу испытуемых был именно и только интеллект — 140 единиц IQ и ни одной единицей меньше. Всё, и никаких других характеристик уже не требовалось.

Еще важная деталь: так называемых одаренных детей в тот эксперимент «поставляли» учителя

А учителя и тогда, и даже сейчас любят прежде всего академически успешных учеников. Работая в самых престижных школах, я довольно часто (слава богу, не всегда) встречалась со следующим заявлением: «Да какой же он одаренный: у него по трём предметам сплошь тройки» (особенно любят одаренные дети получать тройки по географии и литературе — при врожденной грамотности, кстати говоря). А во времена Термена, в 1921 году, это было еще очевидней.

Некоторым подтверждением того, что набиралась в этот эксперимент именно «высокая норма», служит обстоятельство, которое далеко не всегда упоминается: ни один из подростков, принявших участие в лонгитюде, потом не стал выдающимся человеком (хотя, действительно, практически все были очень успешными). При этом два подростка, которых не взяли в этот эксперимент, так как им не хватило нескольких баллов до заветных 140, стали лауреатами Нобелевской премии.

Большинство фактов, особенно в таких науках, как психология, при ближайшем рассмотрении перестают быть фактами и становятся материалом для серьезного и критического анализа. К сожалению, не только в психологии.

Фото на обложке: Shutterstock / frantic00

Кто такие дети индиго и существуют ли они

30 марта 2022

Ликбез

Жизнь

Говорят, они намного умнее и талантливее обычных людей.

Кто такие дети индиго

Так называют детей, которые якобы обладают невероятными способностями. Например, несвойственным для их возраста интеллектом, чрезвычайной чувствительностью или паранормальными умениями.

Впервые термин использовала американский экстрасенс Нэнси Энн Тэпп в 1970‑х годах. Так она назвала детей, у которых, по её мнению, аура цвета индиго. Тэпп заявляла, что видит ауры самых разных цветов, но именно индиговые якобы окружали одарённых детей.

По словам Тэпп, свечение примерно такого цвета исходит от детей индиго. Изображение: Emoji One contributors / Wikimedia Commons

Широко известным термин стал в 1990‑е и 2000‑е годы после выхода книги американских мистиков Ли Кэрролла и Джен Тоубер «Дети индиго: новые дети уже пришли», имевшей большой успех. С того момента об этом феномене вышло множество книг, документальных и художественных фильмов, телепередач и материалов в СМИ.

Какие черты и способности приписывают детям индиго

Люди, которые верят в их существование, выделяют следующие особенности таких малышей и подростков.

Высокие интеллектуальные и творческие навыки

Предполагается, что дети индиго духовно более развиты, чем остальные люди. Им приписывают большой творческий потенциал и не по годам высокий интеллект. Такие дети якобы стремятся познавать мир самостоятельно и быстро осваивают любые новые технологии.

Эти представления напрямую связаны с нью‑эйдж-движением. Сторонники этого религиозно‑мистического учения заявляют, что талантливых и нестандартных (то есть индиго) детей с каждым годом становится всё больше. Ньюэйджеры уверены, что появление таких вундеркиндов предзнаменует скорое наступление новой эпохи и приход новой расы.

Паранормальные способности

Но высоким интеллектом и разными талантами дело не ограничивается. Индиго приписывают и экстрасенсорные умения.

Так, эти дети якобы обладают очень развитой интуицией, способны обнаруживать и лечить болезни касанием руки, видеть будущее, смотреть сквозь стены и рассказывать о своих прошлых жизнях. А ещё определять ауры других людей и общаться с существами потустороннего мира. Благодаря своей психической чувствительности индиго понимают, что человек чувствует, когда тот сам этого никак не показывает.

Поэтому некоторые даже считают детей индиго творениями высшего разума и верят, что в будущем они спасут планету от глобальной катастрофы.

Сложный характер

За свои уникальные способности дети индиго якобы расплачиваются тяжёлым нравом. Например, они:

  • имеют чересчур высокое самомнение и уверены в собственной исключительности;
  • не признают авторитеты и отказываются действовать по инструкции;
  • не могут заниматься рутинными вещами, например писать под диктовку или убираться;
  • не отличаются скромностью;
  • пренебрегают дисциплиной;
  • замкнуты и могут общаться только с себе подобными, из‑за чего редко находят друзей среди сверстников;
  • ранимы и склонны к депрессиям.

Поэтому сторонники теории верят, что к детям индиго нужен особый подход.

Что говорит наука о детях индиго

Увы, но она никак не подтверждает их существования. И вот почему.

Нет никаких доказательств паранормальных способностей

Учёные ещё со времён Ньютона ищут доказательства существования духовной энергии, которую можно чувствовать и передавать. Но все их старания оказались тщетными. Например, попытки объяснить сверхчувствительность «рационально» с помощью квантовых или торсионных полей только вызывали недоумение и негодование физиков.

Телепатия и экстрасенсорика, перерождение душ и энергия жизни остаются выдумками. Как и паранормальные способности детей индиго.

По сути, нью‑эйдж, экстрасенсорика, дети индиго — это лишь способы заработка сомнительных личностей на доверчивости людей. Так рекламируют и продают книги, фильмы, тренинги и услуги специальных центров.

Дети индиго не такие уж уникальные

В целом описания очень расплывчаты, поэтому под характеристики может подойти любой ребёнок. Да и люди с нетипичным характером и типом мышления были всегда. Замкнутость или нонконформизм — это просто черты личности. А раннее или ускоренное развитие вовсе не гарантирует, что в будущем ребёнок станет гением.

Однако и отдельные особенные черты, которые приписываются детям индиго, давно известны психологам и психиатрам. Так, все малыши до трёх лет, а иногда и старше, проявляют эгоцентризм и могут считать себя исключительными. Например, думать, что любой, кто приходит в гости, навещает именно их. Неправильное воспитание же будет только подстёгивать у таких детей чувство собственного превосходства над всеми остальными.

Кроме того, нетипичные черты в психическом развитии иногда указывают на наличие нарушений. Например, недисциплинированность и неспособность справляться с утомительными и трудоёмкими задачами, а также следовать инструкциям считаются симптомами СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Детей с этим диагнозом действительно становится больше с каждым годом, но их к числу особо одарённых почему‑то никто не относит.

Другие личностные признаки, которые приписывают детям индиго, могут говорить о расстройстве аутистического спектра. Например, нетипичный образ мыслей, холодность с окружающими или отсутствие привязанностей. Некоторые родители принимают эти особенности за признаки экстрасенсорного дара и даже пытаться его развивать. В результате дети вовремя не получают необходимой помощи.

Чаще всего именно родители относят своих детей к индиго

Родители, которые не особо разбираются в психологических тонкостях, записывают детей в индиго по самым разным причинам. Например, если ребёнок плохо учится, не слушается учителей или не может усидеть на месте.

Часто взрослые просто не хотят признавать, что у их детей есть проблемы с обучаемостью или психические расстройства. Таким родителям может быть сложно смириться с тем, что их ребёнок эгоистичен, плохо воспитан или нуждается в помощи специалистов.

Из‑за нежелания видеть проблему люди убеждаются в избранности малыша или подростка и ведут себя соответствующе. Например, прощают шалости или не обращают внимания на жалобы учителей. Тем самым родители только укрепляют негативные черты характера ребёнка.

Так образуется замкнутый круг, который напоминает самосбывающееся пророчество. Родители считают, что их ребёнок — индиго, и всячески пытаются убедить его в этом. Он же начинает делать всё, чтобы соответствовать их представлениям.

Читайте также 👻🙌🔮

  • «Вижу, какая-то боль идёт давняя…»: как экстрасенсы умело обманывают людей
  • Почему даже умные люди верят в знаки зодиака и гадают на Таро
  • Как эниологи обманывают людей и почему у них до сих пор получается
  • Синергетика: правда ли существует закон, объясняющий всё на свете
  • «Позолоти ручку»: почему хиромантия — это обман

Одаренный ребенок | Определение, характеристики и факты

Льюис Терман

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Льюис Терман
Похожие темы:
человеческий интеллект

Просмотреть весь связанный контент →

одаренный ребенок , любой ребенок, который от природы наделен высокой степенью общих умственных способностей или экстраординарными способностями в определенной сфере деятельности или знаний. Определение одаренности в значительной степени является вопросом административного удобства. В большинстве стран преобладающим определением является коэффициент интеллекта (IQ) 130 или выше. Однако школы все чаще используют множественные измерения одаренности и оценивают широкий спектр талантов, включая вербальные, математические, пространственно-визуальные, музыкальные и межличностные способности.

В странах, в которых особое внимание уделяется обучению одаренных учеников, преобладающим методом отбора являются письменные тесты. Хотя стандартные тесты IQ являются наиболее часто используемыми средствами выявления одаренных детей, также используются и другие тесты как на интеллект, так и на креативность. Тесты сильно различаются по своей достоверности и надежности для разных возрастов и культур; следовательно, справедливые процедуры идентификации всегда принимают во внимание широкий спектр моделей поведения, которые могут быть признаками одаренности.

Принято считать, что одаренные дети отличаются от своих сверстников не только интеллектуальными способностями. Доказательства этого были обнаружены американским психологом Льюисом М. Терманом, который в 1921 году инициировал исследование более 1500 одаренных детей с коэффициентом интеллекта выше 140. Следуя за участниками исследования по мере их взросления, Терман наблюдал усиление стремления к достижениям, наряду с большая психическая и социальная адаптация среди одаренных детей по сравнению с неодаренными детьми. В другом исследовании, проведенном в начале 20-го века, которое было сосредоточено на детях с IQ выше 180, психолог Лета Холлингворт обнаружила, что люди в этой группе очень чувствительны к тому, чем они отличаются от других, и часто страдают от таких проблем, как скука и неприятие со стороны окружающих. их ровесники. Изменчивость развития — еще одна характеристика, наблюдаемая у одаренных детей. В конце 20 века термин асинхронность использовалась для описания особенностей развития одаренных детей; то есть их умственные, физические, эмоциональные и социальные способности могут развиваться с разной скоростью.

Теоретически существует три способа обучения детей, которые интеллектуально и академически более развиты, чем их сверстники: (1) ускоренное обучение, при котором одаренный ребенок может изучать материал в более быстром темпе или быстрее продвигается по классам; (2) обогащение, при котором одаренный ребенок учится в обычных классах в обычном темпе, но с учебной программой, дополненной различными культурными мероприятиями; и (3) дифференциация, посредством которой одаренные дети ускоряются или обогащаются в обычном классе.

Специальные школы или классы позволяют одаренным детям развиваться ускоренными темпами. Инструкции, метод и материалы могут быть адаптированы к потребностям каждого ученика, и, поскольку дети работают и учатся вместе с другими способными учениками, каждый мотивирован приложить все усилия. Несмотря на возражения многих педагогов в отношении особых условий для одаренных детей, исследования показывают, что лучше всего для них группировать одаренных детей вместе, что это не наносит вреда обычным детям и что ускорение в этих группах дает больше возможностей для решения задач и интеллектуального развития, чем только обогащение. См. также творчество; гений; вундеркинд

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Стоит ли называть своего ребенка «умным»?

Почти все родители хотят вырастить уверенных в себе детей, которые твердо верят в свои способности. Но как именно вы поощряете своих детей считать себя умными и компетентными? Поможет ли назвать своих детей «умными» в повышении самооценки? К счастью для родителей, существует ряд исследований, посвященных именно этому вопросу.

Называние ребенка «умным» может иметь негативные последствия

Исследования ясно показывают, что похвала детей за то, что они «умные», связана с более негативными последствиями, чем похвала детей за их усилия. Во-первых, исследования показывают, что, когда детей хвалят за то, что они «сообразительны», они, как правило, менее заинтересованы в обучении как таковом и больше интересуются своими успехами и достижениями других по сравнению с детьми, которых хвалят за их усилия. Столкнувшись с неудачей, дети, которых хвалят за то, что они «умны», склонны винить в своих неудачах то, что они недостаточно умны, и тогда у них появляется больше искушения просто сдаться9.0003

Дети, которых хвалят за «усердную работу», обычно заключают, что им просто нужно работать усерднее, когда они терпят неудачу. Таким образом, они, скорее всего, были настойчивыми. Дети, которых хвалили за то, что они «умные», также, как правило, считали интеллект чем-то, что они не могли изменить, в то время как дети, которых хвалили за «тяжелую работу», были более мотивированы продолжать учиться или стараться работать лучше (так называемая «установка на рост»). .

Восхваление детей за их «сообразительность» может даже способствовать обману. Исследования показывают, что дети, которых называют «умными», чаще обманывают, чем дети, которых хвалят за их действия («На этот раз ты очень хорошо справился») или не хвалят вообще. Исследователи предположили, что дети, которых называют «умными», чувствуют давление, чтобы поддерживать эту репутацию, поэтому они обманывают, чтобы убедиться, что их действия соответствуют тому, чтобы быть «умными». Исследования также показывают, что маленькие дети даже чаще обманывают, когда просто слышат, как кого-то называют умным.

Советы для родителей

  1. Старайтесь не называть своего ребенка «умным» или любым ярлыком, относящимся к его способностям («спортивный», «талантливый», «творческий» и т. д.). Исследования постоянно показывают, что этот тип «похвала человека» негативно влияет на мотивацию и настойчивость.
  2. Вместо этого хвалите детей за их тяжелую работу и усилия. Вы также можете похвалить их за сосредоточенность на задаче, настойчивость в чем-то сложном или за стратегию, которую они использовали. Поэтому вместо того, чтобы говорить: «Вау, ты такой умный», попробуйте сказать: «Какая замечательная идея построить прочную основу для своей башни, прежде чем вы начнете строить». Вместо того, чтобы говорить: «Ты так хорош в математике», скажи: «Мне очень нравится, как ты концентрируешься на этой математической задаче». Вместо того, чтобы говорить: «Ты талантливый читатель», скажи: «Мне нравится, как ты бросаешь себе вызов в чтении и не сдаешься, когда становится трудно».
  3. Будьте осторожны, используя термин «умный» по отношению к другим людям в присутствии вашего ребенка. Исследования показывают, что даже слышать термин, относящийся к другим, может иметь негативные последствия.
  4. Не навешивайте на своих детей ярлыки «одаренные» или «талантливые», которые могут иметь аналогичный эффект. Если они участвуют в программе «одаренных», приложите дополнительные усилия, чтобы похвалить их усердную работу и настойчивость, когда сможете.

Подводя итог, исследования показывают, что, вопреки общепринятым советам родителей, существуют серьезные недостатки в том, чтобы называть вашего ребенка «умным», и что вы, возможно, захотите избежать этого ярлыка или любой похвалы, которая фокусируется на стабильных чертах, которые они не могут изменить. Вместо этого попробуйте похвалить усилия, стратегию, настойчивость и сосредоточенность.

Ссылки

Mueller, C.M., & Dweck, C.S. (1998). Похвала за интеллект может подорвать мотивацию и успеваемость детей.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *