Популярное

Типа поведения человека: Четыре типа поведения человека в организации

Виды поведения — Психологос

01 октября 2022 г., 21:52

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

Существует много классификаций поведения. Различают социальное и индивидуальное поведение, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем – творческое), намеренное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное.

Подробнее:

Социальное поведение

– действия человека среди людей и относительно людей (Я и ты, Я и мы). Это не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих. «Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!» – это значимые обстоятельство, поэтому такие действия относятся к социальному поведению.

У социального поведения множество разновидностей: поведение адекватное и нет, конфликтное и синтонное, правильное и ошибочное, девиантное и делинквентное… В повседневном жизни людям важно различать намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы). Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция ответственность его не снимается, но снижается. «Это не я начал обзываться, он первый начал!».

Другое важное различение – это поведение осознанное (сознательно управляемое человеком) и поведение неосознанное. Неосознанное поведение – самое распространенное, и оно же – источник большинства человеческих проблем. Свое неосозненное поведение мы обычно не замечаем, а окружающие замечают сразу и на это реагируют – к сожалению, часто так же неосозанно.

Заметьте, если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, но это все равно их поведение. Они могут этого не замечать, это отрицать и это спорить, но если некоторые факты фиксируются адекватными окружающими, скорее всего, правы окружающие.

Роль – социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Хотя все поведение человека – социально, в некотором контексте оказывается уместным говорить об индивидуальном поведении: такое поведение происходит в парадигме «Я и предметы». Оно бывает целесообразным и нет, эффективным или нет (ошибочным, неадекватным), но не может быть конфликтным или девиантным.

Врожденное и выученное поведение

По другому основанию выделяют поведение врожденное (инстинкты и выученное в первые часы после рождения), приобретенное (сформированное в результате научения, обучения и воспитания) и творческое (созданное самим человеком). Врожденное поведение – поведение, которое запрограмированно генетически или выучено в первые часы после рождения (импринтинг). Выученное поведение – поведение, возникшее в результате научения.

Надо заметить, что противопоставлять поведение врожденное и поведение выученное – не вполне корректно. Почему? При внимательном рассмотрении оказывается, что большое число выученного поведения является результатом созревания врожденной готовности, где внешний фактор учебы выполнял роль инициатора. Более корректно врожденному поведению противопоставлять приобретенное поведение.

Поведение, которое было выучено в первые часы жизни (разновидность импринтинга) – считается врожденным.

Приобретенное поведение формируется в результате научения, обучения и воспитания. Частью приобретенного поведения являются приобретенные программы – набор действий и реакций, которые были вложены в человека обществом в процессе его жизни. Это язык и лексика, понятия и нормы, все-все знания и навыки, которые в него вложили.

Частью приобретенного поведения является заученное поведение: поведенческая модель, возникшая на раннем этапе от родителей и других близких людей. ​Заученное поведение – это поведенческая модель, возникшая на раннем этапе от родителей и других близких людей.

Например, арахнофобия.

Похоже, что заученным поведением являются большинство из привычных эмоций. Противоположностью заученного поведения является творческое, самостоятельно рожденное (найденное, сделанное) поведение.

  • Виды поведения
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (4):

Гость, 26 ноября 2014 г., 19:52

Спасибо!

Гость, 17 марта 2017 г., 09:48

Довольно полезно, спасибо. Без вас я бы не смог сделать упражнение из русского языка)

Гость, 05 марта 2020 г., 11:39

Добрый день. У человека нет инстинктов. Кто автор? Исправьте материал, либо поясните, что понимаете под этим термином. «Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного АВТОМАТИЧЕСКОГО (без вариантов и для всех без исключения) поведения. Инстинкты составляют основу поведения животных». «Оппоненты возражают: без инстинктов все люди давно бы вымерли — взять хотя бы способность младенцев громко и долго плакать или чихать из-за пушинки в носу! Однако это всего лишь рефлекс — очень простой (или чуточку усложненный) сигнал организма на раздражение. В общем виде схема выглядит так: рецептор — нейроны — исполнитель (например, мышца)». «Так что, если услышите про чей-то небывало развитый «инстинкт самосохранения», знайте, что, скорее всего, у этого человека просто отлично работает рефлекторная дуга, а такого «инстинкта» у людей нет. Точнее, нет его ни у одного животного в мире. «Инстинкт самосохранения» — это собирательный образ множества действий, которые совершают представители фауны для выживания. К нему можно отнести и способность к длительным сезонным перелетам у птиц, и рефлекторное отдергивание руки от горячего предмета». То же самое касается так называемого «материнского инстинкта». Если бы он был, то поведение матерей было бы автоматическим и одинаковым у всех особей без права выбора и контроля. А не так, что мы сейчас всем обществом тебе объясним, как должен работать твой инстинкт, и он заработает. Это как раз далеко от того, как работают инстинкты в природе.

1

ответ

Гость, 07 февраля 2021 г., 14:41

Вы сами далеки от того о чем говорите. Инстинкт в том смысле, как вы его трактуете т.е механистичный и безотлагательный, не встречается нигде в природе в таком появлении. Не существует терминальной дефиниции термина инстинкт, лишь варианты значений.

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Эпатаж

Эпата́ж — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, обычно рассматриваемое большинством в данном обществе, как предосудительное, недостойное или недопустимое.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Поведение

Поведение человека — направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Правильное — ошибочное — конформное — нестандартное

Ось «адекватное — неадекватное» и ось «к желаемой человеком цели — в сторону» в пересечении дают удобную типологию.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Социальное поведение и его виды

У социального поведения множество разновидностей. Говоря об объективных последствиях социального поведения, в первую очередь говорят об адекватном или неадекватном поведении.

0Подробнее

4. Типы поведения личности

Вышеуказанные
теории свидетельствуют о том, что на
личность в процессе ее формирования
оказывают воздействие многообразные
факторы, которые невозможно не учитывать.
В результате возникают различные типы
личности. В зависимости от того, как
личность оценивает себя в социальной
структуре общества, формируется ее
поведение. Принято выделять четыре
базисных типа поведения: конформизм,
негативизм, индивидуализм и коллективизм
(или коллективистское самоопределение).

Конформизм
– это такой тип поведения, когда личность
некритически принимает и следует
господствующим в обществе или в группе
ценностям, нормам, стандартам. Основной
принцип конформиста: поступай как все,
не высовывайся. В обществе конформизм
часто выступает в качестве основы
авторитаризма и тоталитаризма.
Конформистское поведение личности в
группах свидетельствует либо об
отсутствии у нее индивидуальности, либо
о сознательном выборе стратегии и
тактики поведения. Для одних людей
конформизм может быть чертой характера,
для других – способом избежать
нежелательного воздействия со стороны
других людей, отстоять свою независимость
или получить какие-либо выгоды.
Тоталитарное общество стремится насадить
абсолютный конформизм. В его формировании
решающую роль могут играть страх,
пропаганда, вера в обладание высшей и
единственной истиной, групповая
солидарность, бездумное следование
групповым стандартам. Рабская зависимость
от властей или общественных стереотипов
конформист может воспринимать как
вынужденное или как естественное,
должное и даже единственно возможное
состояние. Но во всех случаях конформизм
означает отсутствие свободы.

Конформизм
как социальное и социально-психологическое
явление изучался многими учеными. Модель
его исследования была впервые разработана
американским ученым С. Ашем. В 1951 г. он
провел эксперимент. Он раздал студентам
карточки, на которых были нарисованы
три линии разной длины. Их надо было
сравнить с эталоном. Все испытуемые
успешно справились с определением,
какая из линий равна эталонной. Затем
исследователь договорился с частью
группы, что они будут давать заведомо
неверный ответ при опросах других
испытуемых, которые не участвовали в
договоре. Результат оказался ошеломляющим.
Из 123 испытуемых 37% согласились с мнением
группы и дали ошибочные ответы, т. е.
продемонстрировали конформизм, хотя в
первом опыте давали правильные ответы.
Все говорили, что очень трудно устоять
перед мнением большинства, кажется, что
ошибаешься именно ты. Тем самым
подтвердилось, что конформизм может
быть чертой характера личности. Затем
социологи пришли к выводу, что конформность
зависит от характера групп и общества
в целом.

Негативизм,
в отличие от конформизма, такой тип
поведения, в основе которого лежит
абсолютное отрицание общественных или
групповых ценностей, норм, стандартов,
авторитетов, традиций. Для негативиста
нет ценностей, он отрицает все нормы и
стандарты, не верит в том, что общество
может выражать и защищать интересы
личности (принцип негативиста: «Баба
Яга против»). Социологи считают, что
негативизм – это «конформность
наизнанку». Такой тип поведения, как и
конформизм, характерен для авторитарных
обществ.

Индивидуализм
– поведение, основанное на приоритете
личных ценностей и норм перед общественными
или групповыми. Это не означает, что
индивидуалист вообще не признает,
отрицает общественные и групповые
ценности и нормы. Он их считает вторичными,
то есть действует по принципу: что хорошо
для человека, то должно быть и на пользу
обществу. Мы не можем согласиться с
широко распространенной в литературе
и общественном мнении позицией, что
индивидуализм – противопоставление
интересов отдельной личности интересам
общества, предпочтение личных,
своекорыстных интересов общественным,
коллективным. Подобное поведение можно
рассматривать как крайний случай
индивидуализма – эгоизм. Но полностью
сводить индивидуализм к эгоизму, было
бы ошибкой.

Коллективизм
(коллективистское самоопределение) –
тип поведения, предполагающий критическое
осмысление ценностей и норм общества
или группы с целью выявления их
действительной значимости и действие
в соответствии с этим. Коллективист тем
отличается от конформиста, что он не
принимает слепо, на веру (по принципу:
коллектив всегда прав) требования
общества, группы, а пытается их рационально
осмыслить и выработать свою позицию на
то, какими должны быть реальные ценности,
цели групповой (коллективной) или
общественной деятельности. Ценность
коллективизма заключается в том, что
личность выбирает способ своего поведения
свободно и творчески действует,
преодолевая социальный контроль и
социальные стандарты и открывая тем
самым для общества и социальных групп
новые пути цели развития.

Подводя
итог сказанному, следует еще раз
подчеркнуть, что процесс формирования
самоопределения, на основе чего интересы
личности преобразуются в цели
деятельности.  

типов человеческого поведения в психологии

Понимание человеческого поведения может стать простым, если мы сможем понять, как они ведут себя в определенных ситуациях. Другими словами, понимание человеческого поведения имеет решающее значение для понимания психического состояния людей. Чтобы упростить задачу, исследование человеческого поведения выявило четыре основных типа личности. В данной статье рассматриваются различные типы поведения человека по мнению психологов. Если вы хотите узнать о различных типах человеческого поведения, эта тема для вас.

Источник изображения: Обои HD.

Что такое поведение человека?

Согласно одному определению; «Поведение можно определить как действия или реакции человека в ответ на внешнюю или внутреннюю раздражительную ситуацию». Чтобы понять поведение человека, мы должны понять, что этот человек будет делать, если что-то случится.

Одобрение или неодобрение человеческого поведения называется оценкой поведения. Многие из нас оценивают других по их действиям и реакциям на различные раздражители. Поведение в основном зависит от характера человека и характера ситуации.

Чтобы узнать больше о человеческом поведении и добиться положительных изменений в своем поведении, вам следует связаться с практическими решениями по тревоге, которые помогают пользователям понять психологию под пристальным вниманием.

Классификации человеческого поведения

В зависимости от того, как люди действуют или ведут себя в различных ситуациях и в ответ на различные стимулы, человеческое поведение можно разделить на различные типы. Давайте обсудим ниже некоторые известные и важные типы человеческого поведения.

Вот распространенные типы поведения людей:

1. Молекулярное и моральное поведение

Молекулярное поведение : Это неожиданное поведение, которое происходит без размышлений. Одним из примеров является внезапное закрытие глаз, когда что-то собирается этим глазам.

Moler Behavior : В отличие от молекулярного поведения, этот тип поведения возникает после размышлений. Например, человек меняет свой путь, когда видит вредную вещь.

2. Открытое и скрытое поведение

Открытое поведение : Это видимый тип поведения, который может проявляться вне людей. Прием пищи, езда на велосипеде и игра в футбол — вот некоторые примеры.

Скрытое поведение : В отличие от явного поведения, этот тип поведения невидим. Мышление — хороший пример скрытого поведения, потому что никто не может видеть, как мы думаем.

3. Добровольное и непроизвольное поведение

Добровольное поведение : Это тип поведения, который зависит от желания человека. Мы можем охарактеризовать ходьбу, речь и письмо как произвольное поведение.

Непроизвольное поведение : В отличие от произвольного поведения, этот тип происходит естественным образом и без размышлений. Дыхание воздухом — прекрасный пример непроизвольного поведения.

4 Популярные типы личностей

Важное исследование человеческого поведения разделило человеческие личности на четыре типа: «оптимистичный», «пессимистичный», «доверчивый» и «завистливый». К сожалению, завистливый — самый распространенный тип. По мнению экспертов, более 90% людей могут быть отнесены к этим категориям. Кажется, что в разных типах личности существует некоторый баланс.

1. Оптимист:

Считается, что около 20% людей, живущих в этом мире, обладают этой личностью. Оптимистичный человек сохраняет надежду в любых ситуациях и продолжает пытаться, какими бы трудными ни были обстоятельства. Кроме того, эти люди могут быть пессимистичны в некоторых ситуациях.

2. Пессимистичный:

Похоже, что у разных типов личности существует некоторый баланс. По оценкам, около 20% людей в мире имеют эту личность. Пессимистичный человек может сомневаться во всем, что его окружает. Более того, эти люди могут быть оптимистичны в некоторых ситуациях.

3. Доверие:

Считается, что около 20% людей, живущих в этом мире, обладают этой личностью. Одна из главных черт доверия людям — доверять другим. Этим людям не нужна веская причина, чтобы верить другим. Бывают ситуации, когда эти люди могут не доверять людям.

4. Завистливые:

Количество людей с таким типом личности варьируется от общества к обществу. Согласно исследованию, которое мы здесь обсуждаем, около 30% людей в мире обладают этой личностью. Завистники не всегда такие; они также могут оказать поддержку.

Важно отметить, что одинокий человек может стать оптимистом, пессимистом, завистливым и доверчивым. Это связано с тем, что эти черты существуют у всех людей. Люди, способные легко доверять другим, известны как доверчивые и так далее.

Подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту по психическому здоровью, если вы хотите преодолеть психическую проблему.

Понимание человеческого поведения: итоговый результат

В этой статье обсуждаются различные типы человеческого поведения с точки зрения психологов. Теперь вы знаете разные типы человеческого поведения. Эта тема могла бы помочь вам понять, что такое человеческое поведение и как мы можем его понять.

В конце концов, мы можем сказать, что понимание человеческого поведения может помочь нам эффективно справляться с разными людьми. Лучший психиатр или психолог знает это очень хорошо. У вас могут возникнуть дополнительные вопросы по этой теме, и психолог или психиатр могут вам помочь.

Поведение человека | Определение, теории, характеристики, примеры, типы и факты

унаследованный рефлекс

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Маршалл Б. Клинард
Леон Фестингер
Стэнли Милгрэм
Пол Самуэльсон
Грэм Уоллас
Похожие темы:
сексуальная активность человека
мотивация
восприятие
личность
эмоция

См. весь связанный контент →

человеческое поведение , потенциал и выраженная способность к физической, умственной и социальной активности на разных этапах жизни человека.

Люди, как и другие виды животных, имеют типичный жизненный путь, состоящий из последовательных фаз роста, каждая из которых характеризуется определенным набором физических, физиологических и поведенческих особенностей. Этими фазами являются пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность и взрослость (включая старость). Человеческое развитие, или психология развития, — это область исследования, которая пытается описать и объяснить изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих способностях и функционировании человека на протяжении всей жизни, от плода до старости.

Большинство научных исследований развития человека сосредоточено на периоде от рождения до раннего подросткового возраста, что обусловлено быстротой и масштабностью психологических изменений, наблюдаемых в эти фазы, а также тем фактом, что кульминацией этих изменений является оптимальное психическое функционирование в раннем взрослом возрасте. Основная мотивация многих исследователей в этой области заключалась в том, чтобы определить, как на предыдущих этапах были достигнуты высшие умственные способности взрослой жизни. Поэтому данное эссе будет сосредоточено на развитии человека в течение первых 12 лет жизни.

В этой статье обсуждается развитие человеческого поведения. Для лечения биологического развития см. человеческого развития. Для дальнейшего рассмотрения конкретных аспектов поведенческого развития см. эмоции; теория обучения; мотивация; восприятие; личность; и сексуальное поведение человека. Различные расстройства со значительными поведенческими проявлениями обсуждаются при психических расстройствах.

Теории развития

Систематическому изучению детей не более 200 лет, и подавляющее большинство его исследований было опубликовано с середины 1940с. Основные философские разногласия по поводу фундаментальной природы детей и их роста занимали психологов на протяжении большей части 20 века. Наиболее важные из таких противоречий касались относительной важности генетических данных и окружающей среды, или «природы» и «воспитания», в определении развития в младенчестве и детстве. Однако большинство исследователей пришли к выводу, что именно взаимодействие врожденных биологических факторов с внешними факторами, а не взаимоисключающее действие или преобладание той или иной силы, направляет и влияет на развитие человека. Прогресс в познании, эмоциях и поведении, который обычно происходит в определенные моменты жизни, требует как взросления (то есть генетически обусловленных биологических изменений в центральной нервной системе), так и событий, переживаний и влияний в физической и социальной среде. Как правило, созревание само по себе не может вызвать появление психологической функции; однако он допускает такую ​​функцию и устанавливает ограничения на самое раннее время ее появления.

В 20 веке возникли три выдающиеся теории человеческого развития, каждая из которых касается различных аспектов психологического развития. Оглядываясь назад, можно сказать, что эти и другие теории не были ни логически строгими, ни способными объяснить как интеллектуальный, так и эмоциональный рост в одних и тех же рамках. Таким образом, исследования в этой области, как правило, носят описательный характер, поскольку в психологии развития отсутствует тесная сеть взаимосвязанных теоретических утверждений, которые надежно допускают удовлетворительные объяснения.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Психоаналитические теории

Ранние психоаналитические теории человеческого поведения были сформулированы, прежде всего, австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом. На идеи Фрейда повлияла теория эволюции Чарльза Дарвина и физическая концепция энергии применительно к центральной нервной системе. Самая основная гипотеза Фрейда заключалась в том, что каждый ребенок рождается с источником основной психологической энергии, называемой либидо. Далее либидо каждого ребенка последовательно фокусируется на различных частях тела (помимо людей и предметов) в ходе его эмоционального развития. В течение первого года после рождения либидо изначально сосредоточено на рту и его деятельности; кормление грудью позволяет младенцу получать удовлетворение за счет приятного уменьшения напряжения в области рта. Фрейд называл это оральной стадией развития. Считается, что на втором году жизни источник возбуждения смещается в анальную область, и начало приучения к туалету заставляет ребенка вкладывать либидо в анальные функции. Фрейд назвал этот период развития анальной стадией. В период от трех до шести лет внимание ребенка привлекают ощущения от половых органов, и Фрейд назвал эту стадию фаллической стадией. Полдюжины лет до полового созревания называются латентной стадией. На последней, так называемой генитальной стадии развития зрелое удовлетворение ищется в гетеросексуальных любовных отношениях с другим человеком. Фрейд считал, что эмоциональные проблемы взрослых являются результатом либо лишений, либо чрезмерного удовлетворения на оральной, анальной или фаллической стадиях. У ребенка с либидо, зафиксированным на одной из этих стадий, во взрослом возрасте будут проявляться специфические невротические симптомы, такие как тревога.

(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)

Фрейд разработал влиятельную теорию структуры личности. По его мнению, полностью бессознательная психическая структура, называемая Ид, содержит врожденные, унаследованные побуждения и инстинктивные силы человека и тесно отождествляется с его или ее основной психологической энергией (либидо). В младенчестве и детстве эго, которое является ориентированной на реальность частью личности, развивается, чтобы сбалансировать и дополнить ид. Эго использует различные сознательные и бессознательные психические процессы, чтобы попытаться удовлетворить инстинкты Ид, а также пытается поддерживать комфорт человека по отношению к окружающей среде. Хотя импульсы Ид постоянно направлены на получение немедленного удовлетворения своих основных инстинктивных влечений (секс, привязанность, агрессия, самосохранение), функция Эго ограничивает этот процесс. Говоря языком Фрейда, по мере того, как ребенок растет, принцип реальности постепенно начинает контролировать принцип удовольствия; ребенок узнает, что окружающая среда не всегда допускает немедленное удовлетворение. Таким образом, развитие ребенка, по Фрейду, в первую очередь связано с появлением функций эго, которое отвечает за направление разрядки фундаментальных влечений и за контроль интеллектуальных и перцептивных функций в процессе реалистических переговоров с внешним миром.

Хотя Фрейд внес большой вклад в психологическую теорию — особенно в его концепции бессознательных побуждений и мотиваций — его элегантные концепции невозможно проверить с помощью научных экспериментов и эмпирических наблюдений. Но его концентрация на эмоциональном развитии в раннем детстве повлияла даже на те школы мысли, которые отвергли его теории. Вера в то, что на личность влияют как биологические, так и психосоциальные силы, действующие в основном в семье, причем основные основы закладываются в раннем возрасте, продолжает доказывать свою плодотворность в исследованиях развития младенцев и детей.

Акцент Фрейда на биологических и психосексуальных мотивах в развитии личности был изменен американским психоаналитиком немецкого происхождения Эриком Эриксоном, чтобы включить психосоциальные и социальные факторы.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *