Популярное

Темная ночь души это: Депрессия или духовный кризис? 7 признаков Темной ночи души

Депрессия или духовный кризис? 7 признаков Темной ночи души

Содержание:

Что такое Темная ночь души?

7 признаков темной ночи души

Депрессия VS Темная ночь души

Зачем человеку страдания?

Каждый из нас в какой-то момент переживает явление, известное как Темная ночь души. Мы пытаемся убежать от него, пытаемся игнорировать это состояние. Каждый борется в одиночку и как может. Одни ищут передышку в религиозных текстах, другие окунаются в духовную философию или психологию, а третьи забываются в зависимостях и отупляющих внешних занятиях.

Темная ночь души опустошает. Остается самое важное

Хотя мы все рождаемся с душами, не все из нас знают, как полностью воплотить их и интегрировать в наш человеческий опыт. Правда в том, что в нашем современном мире мы живем скорее эгоцентрично, чем душецентрично. Мистики, святые и шаманы на протяжении всей истории по-разному относились к этой эгоцентрической человеческой борьбе. Но единственное, что их всех объединяло — это акцент на необходимости нашего сознательного роста до уровня Божественного потенциала.

Саморазвитие — естественный выход из духовного кризиса

Темная ночь души — это период полного духовного опустошения и тотального одиночества, когда человек чувствует себя полностью отделенным от Божественного. Те, кто переживает Темную ночь, ощущают себя полностью потерянными, безнадежными, поглощенными меланхолией.

Даже обычное одиночество в мегаполисе переноситься очень тяжело

О Темной ночи души известно давно, первые упоминания обнаруживаются в XVI веке, когда поэт и католический мистик Святой Иоанн Креста написал стихотворение под названием «La noche oscura del alma» («Темная ночь души»). Там есть простые, но поражающие глубиной строки: «Если человек хочет быть уверенным в дороге, по которой он идет, он должен закрыть глаза и идти в темноте».

Духовный кризис поможет наконец познакомиться с самим собой

Современное понимание Темной ночи души, однако, не является исключительно религиозным. Зачастую у нерелигиозных людей это состояние проявляется потерей всякого смысла в жизни, ощущение отсутствия связи с источником, чувством предательства или покинутости Жизнью. Некоторые из самых тяжелых вопросов, которые мы задаем в этот период, включают, например, «Почему я жив?», «Почему хорошие люди страдают?», «Что такое истина?», «В чем мое предназначение?», «Есть ли бог или загробная жизнь?» и «В чем смысл жизни?».

Темная ночь души подобна поиску дороги домой в ночном лесу

Симптомы Темной ночи души мало чем отличаются от депрессии. Но в то время как депрессия — психологическое (неврологическое/биологическое) расстройство, Темная ночь души — это глубокие изменения, происходящие внутри нас, известные как духовная трансформация. Вот 7 признаков, указывающих на то, что вы, возможно, переживаете Темную ночь души:

  1. Вы испытываете глубокое чувство грусти, часто граничащее с отчаянием (эта печаль часто вызвана состоянием вашей жизни, человечества и/или мира в целом).
  2. Вы испытываете острое чувство недостойности, оцениваете себя со знаком «минус».
  3. У вас постоянное чувство потерянности или «обреченности». Жизнь видится как полная страданий или пустоты.
  4. Вы испытываете болезненное чувство бессилия и безысходности.
  5. Ваша воля и самоконтроль ослабевают, что затрудняет ваши действия. Внутренних ресурсов почти ни на что не хватает.
  6. Интерес ко многим ранее важным вещам утерян, и вы не находите радости в том, что ранее когда-то волновало.
  7. Возникает острая потребность вернуть что-то неосязаемое и вернуть давно забытое. Глубокая тоска по далекому месту или желание «вернуться домой».

По завершению духовного кризиса понимаешь: страдания были обоснованы и даже полезны

Основное различие между обычной депрессией и Темной ночи души заключается в том, что обычная депрессия обычно эгоцентрична, тогда как кризис Темной ночи духовный и носит философский характер. Депрессия проходит на фоне сожалений, обид и вопросов «За что мне это?», в то время как Темная ночь души сопровождается экзистенциальными размышлениями, такими как «Почему я здесь?» и «Какова моя цель?».

Мало найти дорогу, нужно пройти свой путь полностью

Темную ночь души нельзя вылечить с помощью лекарств или предписаний психолога. Поэтому те из нас, кто переживает Темную ночь, часто могут испытывать растущее чувство безнадежности, беспокойства и отчаяния, когда обнаруживают, что никто не может спасти нас, кроме нас самих. Это неизбежно заставляет человека чувствовать себя еще более одинокими, разочарованными и сбитыми с толку.

Кажется, что маятник застрял на негативе? После тьмы всегда наступает рассвет

Это очень тяжело — испытывать полное психологическое и духовное опустошение. И хотя это чувство кажется бесконечным, в конце туннеля все же есть свет, стоит только помнить об этом и знать, куда смотреть. Кроме того, когда депрессия заканчивается, в жизни мало что меняется с точки зрения ваших убеждений, ценностей и привычек. Однако, когда завершается Темная Ночь Души, то все в вашей преображается. И жизнь становится чудесней прежней.

Никто не останется прежним после Темной ночи

Польский психолог Казимеж Домбровский, автор термина «позитивная дезинтеграция», уверен: стрессы и кризисы необходимы для духовного и психологического созревания. Другими словами, именно внутренние метания делают зеркало нашей Души достаточно прозрачным, чтобы мы могли увидеть свою Истинную Природу.

Темная ночь обязательно закончится, и связь с Источником восстановится

Настоящая Темная ночь души оставляет неизгладимое впечатление — она полностью преображает человека. Когда вы выйдете из Темной ночи, вы обнаружите, что у вас всегда что-то отнимается (к лучшему), например, ваши убеждения, ваше восприятие, ваш прежний смысл жизни или даже, в редких случаях, низвергается эго.

У всего есть цена и последствия. Духовный кризис не исключение

Вы когда-нибудь видели, как бабочка начинает выходить из своего кокона? Она вынуждена бороться, прилагать усилия, чтобы укрепить свои крылья. Если кто-то преждевременно освободит бабочку из кокона, она не сможет летать, потому что ее критическая стадия закалки была пропущена. То же верно и для деревьев. Их должен трепать ветер, чтобы деревце стало прочным и сильным, чтобы выжило в конце концов.

Такие полотна создают люди, пережившие Темную ночь

Ваша Темная Ночь Души — ваш ветер, ваш кокон. Это смерть эго, которое мешает трансформации души и проявлению Духа. Если человек пытается избежать тяжелой психологической работы или будет бояться разрушения старых ограничивающих структур, то у него не появится ни ресурсов, ни условия для проявления своей высшей духовной природы.

Темная ночь души — Союз ЕХБ

Интерпретируя для себя события жизни, кто из нас не испытывает порой затруднения в подборе способа толкования? Наиболее проблемно даются нам эмоциональные состояния, этические вопросы и Провидение. Одним из самых сложных для объяснения феноменов в духовной жизни христианина является ощущение, будто Бог покинул нас.

Интерпретируя для себя события жизни, кто из нас не испытывает, порой, затруднения в подборе способа толкования? Наиболее проблемно даются нам эмоциональные состояния, этические вопросы и провидение. Одним из самых сложных для объяснения феноменов в духовной жизни христианина является ощущение, будто Бог покинул нас. Вскоре после обращения, на смену торжества от обретения веры в Господа, открывающегося смысла Библии, ответов на молитвы, радости в добродетелях, присоединения к сообществу христиан, сначала эпизодически, а потом и чаще, приходят трудности. Ощущения присутствия Бога куда-то пропадают, при чтении Писания возникают трудности и, порой, сомнения, ответы на просьбы к Богу приходят не так быстро, для добрых дел уже требуется стимул, в церкви у христиан обнаруживаются недостатки. Так или иначе, мы можем описать внешние признаки того, как начинаем входить в реализм христианской жизни с ее борьбой, искушениями и недопониманием. Внутренние же причины остаются глубоко спрятанными и недоступными для объяснений.

Одним из наилучших, на мой взгляд, способов объяснить себе это «чувство оставленности Богом» можно при помощи известного в европейском христианстве понятия «Темная ночь души». Прочно это понятие вошло в словарь верующих в конце XVI века, когда испанский христианин, католик, Хуан де ла Крус, или как его еще знают в англоговорящем мире, Иоанн Креста, написал «Темную ночь души» и «Восхождение на гору Кармил». С тех пор «Темная ночь души» в христианстве – это феномен, касающийся опыта или ощущения, будто Бог удаляется от Своего народа. Кто-то называет это «опытом странствования в пустыне», сокрытием лица Господня, засухой и «отнятием от груди».

Безусловно, речь идет об ощущении, а не о самой «оставленности», которой никогда не будет. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20) и «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). Однако диктатура эмоций может быть настолько сильна, что обращение к этим текстам не помогает. Пророк Илия возле горы Синай после великой победы веры в Господа над идолопоклонством в Израиле сильно сдал позиции, впал в угнетенное состояние, когда начал жаловаться Богу на то, что остался один. Ни сошедший с неба огонь на его жертвенник, ни исповедание народа «Господь есть Бог» не оказались сильнее угроз Иезавели. Иногда и наши ожидания того, что Бог всегда благосклонен к нам и постоянен в подаянии благ, подводят нас. Иногда христианин просто не чувствует, что Бога рядом.

Можно пытаться объяснить эти ощущения по-разному. Например, слабой верой и нехваткой духовного опыта. Однако от христианина требуется не «передвижение гор», а преданность, верность и доверие Богу в том, что Он говорит истину, обеспечит лучший и совершенный путь для его жизни. Но и доверяя Богу, верующий все равно переживает «сухой сезон». Может, совершен грех, в чем-то не угодил Богу? И хотя это серьезная причина, будем помнить, что она не единственная (друзья Иова в этом и ошибались, пытаясь ему доказать, что грех был причиной его страданий). Интересно, что феномен «темной ночи души» переживают и те, кто не может обнаружить, в чем именно они согрешили или не угодили Богу.

Кто-то скажет, что не та церковь или неверное богословие являются источником дефицита присутствия Божия. Те, для кого христианская жизнь сводится к «верному» богословскому восприятию (часто исключительно с их точки зрения), «сухому сезону» находят объяснение в неадекватном богословии. Нужно принадлежать к церкви с «правильным богословием», и тогда этого не будет. Но проблема такого подхода состоит в том, что верующие в церкви с «правильным богословием» также переживают «отнятие от груди».

Может быть, это связано с малым познанием Бога и Его Слова? Но верующие с серьезным познанием также переживают «пустыню». А может, всё дело в слабой молитве? Действительно, когда человек не стремится к общению с Богом, он не может иметь многих благословений от Него. Но верующие с достаточно развитой молитвенной жизнью тоже переживают «Сокрытие лица Господня». Может, двоедушие? Да, это может быть очень веской причиной. Оно не связано, как прежние возможные причины, с действиями верующих, а с их внутренней и слаборазличимой позицией и мотивацией. Человек желает быть ближе к Богу и, одновременно, сторонится и прячется от Него по разным причинам. Но самым, пожалуй, труднообъяснимым является то, что и искренние и стремящиеся к Богу от всего сердца верующие переживают «сухой сезон».

Отзывая чувство Своего присутствия, Бог порой приглашает нас к новым отношениям с Ним и дает нашему служению новый импульс. Хуан де ла Крус придает ощущению «ночи» совершенно позитивный смысл. Для Иоанна Креста мы неисцелимо беспокойны, постоянно в поиске, в смятении стремимся к красоте, благу, истине и единству, часто не подлинно духовным. Для него это беспокойство есть не что иное, как ностальгия по определенной и врожденной устремленности объять все и стать частью всего. Это приводит к напряженности внутри нас как сознаваемым образом, так и несознаваемым. Как ни странно, мы приходим не к довольству, а воспламеняемся еще большими желаниями, болезненными переживаниями. Нашей же истинной нуждой является союз с Богом, и пока человек его не достигнет, он остается в беспокойстве и смятении.

Но проблема еще и в том, что, даже стремясь к лучшему, мы можем быть успешны только отчасти. Мы «смотрим сквозь тусклое стекло, гадательно». Это порождает в нас еще большее смятение. Собственно, для Иоанна Креста то, как мы относимся к этому и двигаемся ли к Богу или от Него и от ближних, и есть духовность. Иногда эта дилемма приводит к разрушительному поведению и сильно вредит духовной жизни. Иными словами, для него духовная жизнь – это то, как мы содержим, направляем этот огонь внутри нас.

Иоанн Креста предлагает двигаться к более близкому союзу с Богом, удаляя «три завесы», каждую из которых приходится проходить через «темную ночь». Эти три завесы таковы: завеса чувств, завеса духа, завеса жизни.

Завеса чувств – это наш инстинкт удовольствия. Если кто-то живет этим инстинктом, то он не видит других. К примеру, дитя, идя на поводу у инстинкта питания, не замечает мать, ее трудности, усталость и переживания. Другим примером можно назвать сексуальные желания, ведь они часто таковы, что их удовлетворение не дает видеть личности партнера. Вспомните Амнона и Фамарь (2 Цар.13) По Иоанну Креста, человек действует, исходя из инстинктов, и это часто единственный мотив его деятельности, его удовольствия. Из-за этого люди не видят ничего другого. В «темной ночи чувств» удаляется связь между удовольствием и нашей мотивацией. И так мотивация «очищается». Когда ощущений присутствия Бога нет, Иоанн советует проводить время в размышлении о жизни Христа, о том, как Он не искал Себе благ и удовольствия.

Также Иоанн советует принимать «сухой сезон» в ощущениях. Это отучает верующего от поиска удовольствия, даже от поиска возвышенных чувств в молитве и прагматичности в отношениях с другими. Если мы научимся молиться Богу и служить другим, не ища удовольствия и наслаждений, то мы начнем действовать с новой Христовой мотивацией. Связь между нашей мотивацией действовать и удовольствием разрывается, и это приведет нас к новой осведомленности. Мы обратим внимание на других, оценим их уникальность, трудности и достоинства и нужду в спасении. В «темной ночи чувств» наше восприятие очищается от нездорового «нарциссизма», переразвитого прагматизма, необузданного беспокойства, все это мешает нам видеть мир таким, какой он есть.

Однако, все это лишь описание «завесы». Но как нам войти в эту фазу духовного опыта? Иоанн Креста дает совет, как это сделать… Если у человека не хватает серьезности, глубины, стойкости, есть нравственное безразличие, или велика привязанность к мирскому, то он будет не готов к переосмыслению своей жизни, так как она его устраивает. «Сухое» чувство и появляется, чтобы обратить внимание верующего на все эти качества. Иоанн предлагает некоторые аскетические, нравственные практики. Нужно иметь пусть даже небольшое желание пересмотреть свое отношение к удовольствию. Иоанн советует достичь его через усиление молитвенных и церковных практик. Нравственная дряблость и слабость молитвенной жизни прочно держит человека привязанным к удовольствиям и наслаждению. Из-за этого человек перестает что-то «знать» вокруг себя. Иоанн советует: конкретней ставьте перед собой нравственные задачи, укрепляйте свою молитвенную жизнь, найдите себя в церковном служении, не увлекайтесь собой, не разрушайте свою жизнь тем, что живете поверхностным восприятием. Чтобы войти в «ночь чувств», Иоанн советует размышлять о характере Христа, вникать в то, какие мотивы руководили Его делами. Иоанн Креста дает и другие советы: думайте, как поддержать единство, как жизнь Божья может светить через вас. Будьте к себе взыскательны и даже подозрительны и постоянно спрашивайте себя о том, каковы ваши мотивы. Соотносите то, что вы думаете о себе, с тем, что думают о вас другие. Думайте о том, как Христос согласился пройти через страдания для исполнения воли Отца. Думайте не о своих интересах и похвале в свой адрес. Не огорчайтесь из-за того, что «о вас не вспомнили», не оценили. Полюбите ждать и терпеть. Иоанн советует протерпеть «сухой сезон», возможно, даже очень продолжительный. Во время него нужно продолжать жить в молитве, любви, служении, несмотря на недостаток эмоционального стимула.

Итак, прохождение первой завесы сводится к тому, что христианин приобретает неэгоистичную мотивацию Иисуса Христа как основу своих действий. Так мы перестанем действовать, исходя из собственных интересов, удовольствия и прочих видов собственного блага. В итоге мы воспримем других не как участников нашего личного блага, а самих себя как участников блага других. Это начало подлинного служения. Вторая завеса – это «темная ночь» духа. Согласно Иоанну Креста, эта фаза духовной жизни еще более болезненна, чем «темная ночь» чувств. Он касается не чувств, а того, на что мы полагаемся в своем знании, что мы любим и что составляет нашу безопасность. Иоанн считает, что человек в своей личности имеет три главных центра: волю, разум и память. Через них человек вступает в контакт со всем, что в мире. По естественному положению дел, воля, разум и память взаимодействуют в нас так: интеллект нуждается в образах, чтобы понять и соотнести реальность с самим собой; воля самопроизвольно пытается обладать всем, что любит; а память имеет врожденную склонность к безопасности, она всегда пытается контролировать и соотнести реальность с собой так, чтобы гарантировать свою безопасность. К примеру, вы «обожглись» в общении с кем-то. Теперь вы сторонитесь отношений вообще. Ваше служение раскритиковали, теперь вы вовсе отказываетесь от служения. Это безопасность. Если вам что-то понравилось, то вы захотели это иметь. Так обычно мы любим. Потому вся наша жизнь – это жизнь по своим понятиям, с обладающей любовью и контролем, который гарантировал бы нам безопасность. Таков «слой» между нами и окружающим нас миром. Этот же «слой» является защитой от него. Наши интеллект, воля и память создают еще одну завесу, препятствие, которые затрудняют общение и полное восприятие. Но в «ночи духа» наши мысли очищаются так, что ко всему, к чему мы имеем отношение, мы подходим не для того, чтобы просто понять, обладать и обезопасить себя, а через веру, надежду и добродетель.

Задача «темной ночи духа» состоит в том, чтобы очистить нас для другого образа понимания любви и отношений. Наши естественные качества нужно сделать оптимальными, то есть не сосредоточенными на себе. На практике это выглядит так. Наш интеллект перестает уповать на свои понятия для того, чтобы познавать новым способом, посредством веры. Воля уходит от обладающей любви к добродетели. Наше «я» покидает естественную склонность к безопасности и достигает уверенности и надежды. Таким образом, по Иоанну, мы обретаем новое полное восприятие, и оно, будучи новым, является весьма болезненным преобразованием, потому что наше знание, любовь и память проходят отсоединение от естественного их способа действия, и для них это своего рода «темнота».

Теперь о том, как это преобразование происходит… Начинается все с того, что мы хотим жить по вере, как Авраам, не всегда зная, куда идём, а доверяя Слову Божьему. «Ночь духа» наступает тогда, когда мы начинаем понимать через веру, любить через добродетель, относиться через надежду, а Бог делает остальное. Здесь мы переживаем увядание нашего понимания, желания и утешения в безопасности, которые исходили из естественных способностей и порой вели нас к опустошению. На этом этапе «ночи» ощущения у нас такие, как будто «наша душа с отвращением брошена во тьму». Но если мы проходим это испытание, то обретаем новый взгляд, которым будем смотреть на жизнь. Мы более не смотрим на всё через свои интеллектуальные образы, которые сами же и создали. Мы более не видим мир через обладающую любовь, а желание обладать, страсть и ревность отступают. На их место приходит восхищение тем, что вокруг нас, мы также начинаем ценить окружающих и их взгляды. Приходит понимание того, как сложен мир и что мы не можем в нем контролировать всё и всегда чувствовать свою безопасность. Здесь открывается надежда на Бога с новой силой.

Иоанн Креста советует дойти до «темной ночи духа» так: как слепой должен полагаться на слепую веру для своего водительства, то примите веру и не полагайтесь исключительно на то, что вы понимаете, чувствуете и воображаете. Все эти достоинства на самом деле уводят вас в сторону, в заблуждение. Вера действует там, где вы не понимаете, не чувствуете и не воображаете. И если вы не «ослепите» себя в этих ваших «достоинствах» и не пребудете в полной темноте, вам не достичь вершин веры. Третья завесой является «завесой жизни». Согласно Иоанну Креста, сама естественная жизнь мешает нам видеть реальность. Человек довольно «близорук» и не всегда понимает, что наша жизнь имеет «врожденную» недостаточность в самой себе. Пройдя темные ночи чувств и духа, всякий из нас доходит до того, что ему остается только «разорвать тонкую завесу естественной жизни, в которой мы путаемся, связаны, пленены, и поскольку мы хотим раствориться во Христе, мы вынуждены плакать о том, что наша жизнь так слаба. Это очень созвучно апостолу Павлу (Фил.1:20-25).

Многие современники Иоанна Креста полагали, что задача верующего сводится к избавлению от физического тела, так как считали его греховным. Но сам он избегает этого заблуждения и считает, что человеческая природа хороша, просто во всём ограничивает нас. Смерть делает нас не просто бестелесными духами, подобными ангелам, но открывает нам жизнь и мироздание таким, какое оно есть на самом деле перед Богом. Для Иоанна эти «три ночи» на самом деле являются одной «ночью», когда мы проходим преобразования своего «я», разочарования, жертвуем чем-то, страдаем. Очистившись в этой ночи, мы смотрим на всё, свободные от искажения, принесенного самолюбованием, прагматизмом и необузданным беспокойством.

При таком очищении Бог нам открывается теперь в духовном союзе, в понимании, какого мы еще не встречали в жизни. Это и есть «знание» в библейском смысле слова. В этом знании человек уже не интеллектом ловит всё, что происходит на уровне ощущений. Раньше лишь только его мышление давало ему чувство сознания и безопасности того, что Бог реален. Теперь по вере у него появилось понимание того, что каждый наш миг и вздох направляется Богом, Кого понять умом невозможно, а пережить и коснуться в отношениях любви – реально.

Психиатрия и темная ночь души

TomWang/AdobeStock

«Существует множество способов не быть счастливым, которые не равны депрессии». — Томас Мур 1

Кристиану Роббинсу было 16 лет, когда он покончил с собой во время первый месяц пандемии. Согласно The Washington Post 2 и отцу мальчика, Кристиан понес ряд потерь, связанных с пандемией, включая закрытие его школы; отмена семейного отдыха; и изоляция от друзей. Вполне понятно, что его скорбящего отца не дает покоя вопрос: «А что, если бы пандемии никогда не было? Будет ли мой сын жив?»

Конечно, это невозможно узнать. Центры по контролю за заболеваниями сообщили, что в период с 24 июня 2020 г. по 30 июня 2020 г. примерно каждый четвертый молодой человек (в возрасте от 18 до 24 лет) серьезно думал о самоубийстве в течение 30 дней до завершения опроса CDC. 3 Но приписывание законченного самоубийства в первую очередь пандемии, вероятно, является значительным упрощением. Например, в случае с Кристианом Роббинсом, В отчете Washington Post отмечается, что молодой человек «в течение нескольких месяцев боролся с депрессией и ранними симптомами биполярного расстройства». Более того, Кристиан рассказал отцу о «внутреннем голосе, который шептал, какой он бесполезный, как все его ненавидят». 2  

Заманчиво предположить, что самоубийство Кристиана было в значительной степени результатом (биполярного) большого депрессивного эпизода, возможно, осложненного психотическими особенностями. Пандемия и сопутствующие ей потери, вероятно, стали непосредственными причинами. Но недавние исследования предлагают другие возможности и вынуждают нас рассматривать психические и эмоциональные состояния, которые, насколько мне известно, вообще не обсуждаются в DSM-5, и могут приводить к высокому риску самоубийства, даже если человек не соответствует полным критериям DSM. для большого депрессивного эпизода. 4

Более того, иногда есть веские причины смещать нашу точку зрения от чисто клинической к наиболее духовной; в частности, к тому, что некоторые мистики и богословы назвали «темной ночью души». Однако сначала нам нужно изучить два тесно связанных понятия, которые не являются частью нозологии DSM.

Деморализация и отчаяние

Деморализация кратко описана в недавнем итальянском исследовании пациентов с трансплантированной почкой 5 :

Деморализация — синдром, клинически отделенный от депрессии. Для него характерно сочетание дистресса и субъективной некомпетентности; потеря смысла и цели в жизни; отсутствие воспринимаемой социальной поддержки; чувство загнанности в угол и личная неудача; когнитивное отношение пессимизма и безнадежности/беспомощности. Более того, это психологическое состояние играет значительную роль в негативном влиянии на качество жизни пациента, его стили совладания и достоинство. Это связано с [суицидальными] мыслями; высшее желание скорейшей смерти; и ухудшение прогноза у пациентов, пострадавших от соматического заболевания.

Более экзистенциальное описание деморализации дает психолог Джон Ф. Шумейкер: деморализация — это «всеобъемлющий психо-духовный кризис, при котором жертвы чувствуют себя в целом дезориентированными и неспособными найти смысл, цель или источники удовлетворения потребностей». 6

Обратите внимание, что оба описания связаны с потерей смысла и цели жизни. Мы можем легко представить многих людей, страдающих эмоционально во время нынешней пандемии, которые могут не соответствовать критериям DSM-5 для большого депрессивного расстройства, но которые подходят под эти описания деморализации — и которые вполне могут стать склонными к суициду из-за этого психического и эмоционального состояния.

Отчаяние

В недавней статье под названием «Умереть без мечты» 7 психиатр Кеннет Гилберт, доктор медицинских наук, описал черту, которую он наблюдал у многих людей с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, которые заканчивались фатальной передозировкой опиоидов. Он высказал мнение, что эти люди, похоже, не «чувствуют, что их собственные жизни стоит защищать» или что «их собственные жизни стоят того, чтобы жить». Гилберт далее описал такие смертельные исходы как смерть от отчаяния и задался вопросом, «без чувства смысла или участия у [этих людей] может не быть причин защищать свою жизнь».

Отчаяние в широком смысле понимается как «полное отсутствие надежды». 8 Я считаю, что Гилберт правильно понимает это как экзистенциальную проблему, имеющую важные последствия для психиатрии. Действительно, исследование, проведенное Уильямом Э. Коуплендом, доктором философии, и его коллегами, связывает отчаяние с более высоким уровнем злоупотребления психоактивными веществами и суицидальными наклонностями среди молодых людей. 9 Используя данные структурированных интервью, Коупленд и соавт. выделили 7 индикаторов отчаяния: чувство безнадежности, беспомощности, чувство нелюбви или бесполезности, переживания беспокойства, жалости к себе и одиночества.

Важно отметить, что хотя многие участники с депрессией также сообщали об отчаянии, большинство людей, сообщивших об отчаянии, не соответствовали формальным критериям депрессивного расстройства. 9 Суть исследования Коупленда и его коллег заключается в следующем: мы должны выйти за рамки категорий депрессии по DSM, если мы хотим распознать молодых людей (и, возможно, других), которые действительно страдают и подвержены риску злоупотребления психоактивными веществами и самоубийства.

Темная ночь души

Фраза «темная ночь души» часто используется неформально для описания крайне тяжелого и болезненного периода в жизни, например, после смерти близкого человека; расторжение брака; или диагноз опасного для жизни заболевания. Для многих одиночество, изоляция и страх, связанные с коронавирусной болезнью 2019Пандемия — это действительно темная ночь души. В этих неформальных употреблениях нет ничего плохого, и они имеют очевидную связь с понятиями деморализации и отчаяния, как мы их определили. Но они значительно отличаются от первоначального значения и контекста фразы, впервые придуманной испанским мистиком Иоанном Креста (1541-1597 гг. н.э.).

Джон был членом религиозного ордена кармелитов, который он пытался реформировать. В благодарность он получил заключение своих братьев-кармелитов, во время которого Иоанн написал свою замечательную поэму «Темная ночь души». 10 (Канадская певица Лорина МакКеннитт очень красиво положила стихотворение на музыку. 11 ) Стихотворение начинается:

Темной ночью,
Вспыхнула от любви тоской – о, счастливый случай! –
I ушел незамеченным,
Мой дом сейчас в покое.

Поэма Иоанна — это, по сути, духовная одиссея. В нем рассказывается о «путешествии души из ее телесного дома к ее союзу с Богом». 12 Эта мистическая концепция может показаться слишком эзотерической, чтобы иметь отношение к клинической психиатрии; но, как мы увидим, темная ночь может быть понята более экзистенциально, что имеет большое значение для нашей профессии.

Пережить темную ночь

В своей книге Темные ночи души психотерапевт и бывший католический монах Томас Мур делает важное наблюдение. Он пишет: «Темная ночь требует духовного отклика, а не только терапевтического». Темная ночь призывает затронутого человека «остаться в настоящем, не быть связанным или обманутым прошлым и не заключенным в навязчивую и защитную идею о будущем… единственное освобождение от давления темной ночи». 1

К сожалению, не все переживут темную ночь души. Некоторые из упомянутых Муром, например, поэтесса Энн Секстон, умрут от собственной руки. Те, кто выжил, осознали, как выразился Мур, что «жизнь никогда не бывает такой яркой, успешной и значимой, как вы можете себе представить». 1 И все же эти выжившие нашли — или, скорее, создали — новый смысл в своей жизни.

Мур приводит в пример пианиста Леона Флейшера, недавно умершего в возрасте 9 лет.2. В возрасте 36 лет Флейшер страдал загадочным неврологическим недугом, который по существу парализовал его правую руку и чуть не положил конец его карьере. Ни одно из лечений, которые он получил, не помогло, и Флейшер впал в двухлетний период отчаяния, вплоть до мысли о самоубийстве. Но затем прозрение: как выразился Флейшер, «я внезапно осознал, что моя связь с музыкой была больше, чем просто двуручный пианист». 13 Флейшер, по сути, заново изобрел себя, став педагогом, дирижером и исполнителем фортепианного репертуара для левшей. По словам Мура, «его спасло расширение его музыкального видения». 1

Акушерка и темная ночь души

Как терапевты, мы, прежде всего, должны ценить и признавать темную ночь души, когда она поражает и преображает наших пациентов. Нам также необходимо распознавать и оценивать степень деморализации и отчаяния, которые могут испытывать наши пациенты, поскольку они имеют последствия для злоупотребления психоактивными веществами и суицидальных наклонностей.

В то же время нам нужно отличать темную ночь души от различных состояний болезни и расстройства, таких как большое депрессивное расстройство, которое в некоторых неудачных случаях может быть результатом неудачного духовного путешествия. Темная ночь сама по себе не болезнь, а часть цены, которую мы платим за то, что мы уязвимы.

Нам не нужно быть строго религиозными, чтобы помочь нашим пациентам пережить темную ночь, и нам не нужно входить в мистический мир Иоанна Креста. Скорее, мы можем действовать как акушерки во внутренней трансформации наших пациентов, поддерживая и ободряя их, когда они изо всех сил пытаются родить, часто болезненно, новый смысл своей жизни. Как выразился философ Питер Уилберг, этот вид исцеления: «больше не отождествляется с ментальным, эмоциональным или телесным «выздоровлением», а скорее с самопознанием — рождением нового телесного ощущения себя… [и] метафора maieusis – врач как повивальная бабка». 14 Термин maieusis происходит от греческого слова «maieutikos», что означает «акушерство». В одном из «Диалогов» Платона ( Theaetatus ) Сократ — сын повивальной бабки — применяет термин maieutikos к своему методу порождения новых идей посредством рассуждений и диалогов. Он думал, что эта техника «аналогична той, которую акушерка использует при родах». 15 Майевтическая концепция помощи не требует, чтобы мы отказывались от нашей медицинской подготовки или биологических знаний, которые являются неотъемлемой частью нашей идентичности как врачей-психиатров. Скорее метафора акушерки расширяет наше понимание медицинского исцеления, включая наше служение душе, особенно в ее самую темную ночь.

Д-р Пайс   — почетный профессор психиатрии и лектор по биоэтике и гуманитарным наукам Медицинского университета штата Нью-Йорк; клинический профессор психиатрии Медицинской школы Университета Тафтса; и главный почетный редактор  Psychiatric Times TM .

Что вы думаете? Поделитесь комментариями с коллегами по электронной почте [email protected]. Комментарии могут быть опубликованы в Интернете в ожидании проверки и редактирования для стиля.

Список литературы

1. Мур Т. Темные ночи души. Книги Готэма; 2004.

2. Ван В. В течение нескольких месяцев он помогал своему сыну сдерживать суицидальные мысли. Затем пришла пандемия. Вашингтон Пост . 23 ноября 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г.

https://www.washingtonpost.com/health/2020/11/23/covid-pandemic-rise-suicides/

3. Czeisler MÉ, Lane RI, Petrosky Э и др. Психическое здоровье, употребление психоактивных веществ и суицидальные мысли во время COVID-19пандемия — США, 24–30 июня 2020 г. MMWR Morb Mortal Wkly Rep. 2020;69:1049–1057.

4. Бауэр Б. «Смерти от отчаяния» растут. Пришло время дать определение отчаянию. Новости науки. 2 ноября 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.sciencenews.org/article/deaths-of-despair-depression-mental-health-covid-19-pandemic

5. Battaglia Y, Zerbinati L , Пьяцца Г и др. Использование шкалы деморализации у итальянских реципиентов почечного трансплантата. Дж. Клин. Мед .2020;9,2119.

6. Шумейкер Дж. Деморализованное сознание. Новый интернационалист. 1 апреля 2016 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://newint.org/columns/essays/2016/04/01/psycho-spiritual-crisis

7. Гилберт К. Умереть без сна. Психиатрические времена. 24 ноября 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.psychiatrictimes.com/view/dying-dream

8. «Отчаяние, н.» Оксфордский словарь английского языка . Издательство Оксфордского университета; 2020.

9. Copeland WE, Gaydosh L, Hill SN, et al. Ассоциации отчаяния с суицидальными наклонностями и злоупотреблением психоактивными веществами среди молодых людей. Открытие сети JAMA . 2020;3(6):e208627.

10. Святой Иоанн Креста. Темная ночь. Собрание сочинений св. Иоанна Креста . Транс. Киран Кавана и Отилио Родригес. Публикации ICS; Пересмотренное издание, 1991 г.

11. Лорина МакКеннит. Темная ночь души. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.youtube.com/watch?v=MclLF473XtA

12. Темная ночь души. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://makeheaven.com/st-john-of-the-cross.html

13. Huizenga T. Leon Fleisher, пианист, который заново изобрел себя, умер в возрасте 92 лет. National Public Radio . По состоянию на 2 декабря 2020 г.

14. Уилберг П. Феноменологическая медицина и органическая терапия. По состоянию на 3 декабря 2020 г. https://existentialmedicine.wordpress.com/phenomenological-medicine-and-organismic-therapy/

15. Майевтика. Словарь Мерриам-Вебстер. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.merriam-webster.com/dictionary/maieutic

Для дальнейшего чтения:

Pies RW: Забота о душе во время Covid-19. Психиатр Таймс . 23 марта 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г. https://www.psychiatrictimes.com/view/care-soul-time-covid-19

Pies RW. Страна переживает пандемию психического здоровья? Психиатрические времена. 13 октября 2020 г. По состоянию на 2 декабря 2020 г.

https://www.psychiatrictimes.com/view/are-we-really-witnessing-mental-health-pandemic

Темная ночь души: понимание среди отсутствия смысла | Джошуа Пресс

Фото Грега Ракози на Unsplash

Вы когда-нибудь чувствовали себя одинокими в бессмысленной вселенной, не в силах выносить движения, не имея чувства направления и чувствуя, что потеряли всякую надежду? Вы можете пройти через Темную ночь души .

Цель этой статьи — пролить свет на этот глубоко жалкий процесс роста, чтобы выйти из него более сознательной и зрелой личностью.

Темная ночь души — этап в развитии личности, когда человек переживает сложный и значительный переход к более глубокому восприятию жизни и своего места в ней. Это расширенное осознание сопровождается болезненным отказом от прежних концептуальных рамок, таких как идентичность, отношения, карьера, привычка или система убеждений, которые ранее позволяли им создавать смысл своей жизни.

Темная ночь души может показаться незнакомой, но она имеет различные относительные концепции в религии, мифологии и психологии. Некоторые обычно связанные состояния, такие как «экзистенциальный кризис» и формы депрессии, более узнаваемы.

Другие родственные концепции включают «Положительную дезинтеграцию» в психологии, «Потерю души» или «Спуск в подземный мир» в шаманизме, «Катабасис» в греческой мифологии и «Нигредо» — как Карл Юнг символически понимал это в алхимии.

«Темная ночь души», также известная как «Oscura Noche», однако, ссылается на название, данное задним числом безымянному стихотворению римско-католического священника и мистика XVI века; св. Иоанна Креста, где он описывает муки разлуки души человека с Богом в заключении за свои нетрадиционные религиозные убеждения.

Так что же означает темная ночь души?

«Темная ночь» символизирует омрачение, а «душа» обычно относится к истинной сущности человека. Другими словами: темная ночь души — это затемнение истинного «я». Обскурация может состоять из предыдущего представления о том, что человек думает о себе или о мире, которое ставится под сомнение.

«Не может быть возрождения без темной ночи души, полного уничтожения всего, во что вы верили и думали, что вы были». — Хазрат Инайят Хан

По мере того, как мы растем на разных этапах жизни, на нас влияют многие аспекты нашего окружения. С самого рождения семья внушает ребенку имя, во что семья верит, что допустимо и что неприемлемо.

Система образования дополнительно влияет на ребенка. В старшей школе подросток стремится к принятию сообщества, а также усваивает или отвергает его ценности, на работе есть роль, которую нужно играть, и дома, многие включают новости или посещают общественные собрания, где темы разговора могут переключаться между средствами массовой информации. , экономика или неудачи и успехи их сверстников.

Личные цели могут быть целями всех остальных: иметь красивую одежду, красивую машину, удобный дом, привлекательного партнера и т. д., не задумываясь о том, почему, что или как их личное существование.

Человеку, купившемуся в ритмах современного общества, может показаться, что жизнь идет на автопилоте; руководствуясь эго и привычками, основанными на произвольной и субъективной обусловленности окружающей культуры.

Однако для многих наступает грубое пробуждение. Это может быть трагедия, переживание неординарного состояния сознания, «мерцания веры» человека, как выражается Рам Дасс, потеря чувства объективности, недоверие к авторитету, несчастный случай, смена карьеры, болезнь или осознание что вы не знаете, кто вы на самом деле или что вы хотите делать в своей жизни — или, может быть, у вас есть все, что вы когда-либо хотели, и вы все еще несчастны. В конце концов что-то вытряхивает вас из вашего повседневного ограниченного восприятия жизни.

«Единственный способ приблизиться к этому — понять, что когда мы получим полную обусловленность нашего общества и достигнем физической зрелости, возможно, мы сможем на мгновение остановиться и попытаться узнать немного больше. о себе. Однако обычно этот момент паузы наступает только тогда, когда физические или эмоциональные неудачи разрушают структуру так называемого физически-материально-промышленного плана жизни.

Почти всегда кризис, большое разочарование, душевная боль, отчаянная болезнь. Это своего рода давление, которое, возможно, было оказано здесь, чтобы напомнить нам, что у нас есть индивидуальное существование и что это существование должно быть выражено, иначе жизнь, которой мы живем, останется неполной».

― Мэнли Холл

Темной ночью души человек может бороться со своим чувством смысла в мире. Все может казаться бесцельным и кажется, что нет места, где они должны быть.

Довольно легко неохотно поддаться унылому нигилизму, когда кто-то плавает в лиминальном пространстве, своего рода чистилище. Очарование жертвы, комфорта и избегания ответственности обитают в этом месте, но за это приходится платить страданиями… но, по крайней мере, это знакомо.

Неудивительно, что люди выбирают этот вариант, потому что, к сожалению, в быстро меняющемся современном мире не так много убежища для этого, что может вызвать давление, превышающее возможности человека — порог, за которым может пройти темная ночь души от появления до экстренных, с сопутствующими суицидальными мыслями или апокалиптическими галлюцинациями смерти и разрушения в крайних случаях.

Обычно это сильные чувства печали, разочарования, безнадежности, бессмысленности и хирэт — тоски по месту, которого никогда не было.

«Мы редко находим людей, которые достигают великих целей, не сбиваясь с пути».
― Мейстер Экхарт

Понимать «ночь» буквально было бы ошибкой. Как и любой духовный кризис, он очень своеобразен. Нет заранее определенного времени, нет «нормального» опыта, поскольку он зависит от каждого человека.

Эта ночь больше похожа на полярную ночь , где из-за наклона земли (условия жизни) область находится во мраке намного дольше, чем обычные ночь и день (счастье и печаль) остального мира ( человек) привык. Однако этот опыт, каким бы жалким он ни казался, скрывает в себе исключительный потенциал. Терпение необходимо, так как любая попытка принудительно ускорить процесс неизбежно будет ему мешать.

Вы можете отсрочить темную ночь души в мире, который может удовлетворить все ваши чувства с захватывающим удовольствием, или заняться чрезмерным анализом, но начало выхода из этого тоскливого подземного мира — это осознание того, где вы были когда-то наивными, а также отпустить старые части себя, которые были обусловлены, предполагаемы или привычны и которые на самом деле не соответствуют тому, кто вы есть. Обычно это должно сопровождаться личной реализацией, которая может прийти только через созерцание, медитацию и расслабление.

Надлежащее созерцание должно происходить в контексте радикальной честности. Вы больше не можете лгать себе о том, что вы чувствуете, или говорить себе, что вы должны чувствовать; медитация помогает с отвлечениями и иллюзиями ума; расслабление требуется, потому что напряжение не покажет то, что вы чувствуете, только то, что вы отказываетесь чувствовать.

Расслабление позволит открыться и сдаться — без этих вещей давление попыток разобраться во всем просто с неутомимым размышлением может легко сжечь вас, заставить чувствовать себя еще более безнадежным и наполнить вас чувством страха и подавления.

Темная ночь души может убедить вас, что это только потому, что вы недостаточно делаете. Ваши сверстники, безусловно, могли бы реализовать эту идею. Они не понимают, что есть чувства, которые вам нужно испытать, и комплексы, которые вам нужно преодолеть, чтобы снова быть функциональным. Принуждение себя к подчинению не сработает, так как психологическое давление, которое вы уже испытываете, быстро приведет к выгоранию. Здесь нужно помнить одну вещь: на данный момент вам не нужно «быть больше», вам нужно « быть 9».0010 ’ больше . Вы должны быть в состоянии отключиться от всего внешнего и вернуться к базовому переживанию того, что вы живы в настоящий момент.

Самая трудная часть темной ночи души — это встретиться лицом к лицу со своей тенью, которая содержит подавленные части вас самих, такие как ваши страхи, желания, травмы и убеждения. За темной ночью души скрывается сокровище подземного мира. Его охраняет дракон, но вы должны войти в чрево этого зверя. Если вы отвернетесь, он будет медленно пожирать вас.

Поскольку это очень сложно, существует риск. Один из самых больших рисков состоит в том, чтобы принять крайнюю идеологию или другой патологический комплекс. Вместо того, чтобы ломать границы внутри себя, вы укрепляете их и пытаетесь разрушить границы в физическом мире.

В продаже имеется множество заманчивых расфасованных идеологий. Религиозные догмы, конспирологический фанатизм или крайняя активность продвигаются вперед, извращая ход страдания.

Вполне естественно, что кто-то ищет мудрости в это время страданий, и это помогает разрушить прежние идеи, но эти группы соблазняют людей своей полуправдой и ведут по пути ошибочных планов. Та самая ловушка, которая является частой причиной темной ночи души — неуместная идентичность.

Понимание процесса, через который вы проходите, и того, что вы не одиноки, — это отличный первый шаг к поиску фрагментов смысла, за которые можно снова ухватиться. Как только возвращается небольшое количество смысла, это дает надежду, в свою очередь, воздействуя на разочарование и печаль, создавая ощущение большей непринужденности в этом процессе.

Каким бы ни был природный темперамент человека, существует интерпретация, которая может позволить ему начать извлекать смысл из этого опыта, чтобы увидеть свет в конце туннеля, из «темнейшего перед рассветом».

Ситуация разрешается сама собой в случае реинтеграции восприятия за пределы первоначальной обусловленности индивидуума. Некоторые события могут заставить вещи щелкнуть и разбудить этого спящего внутри, или, возможно, потребуется полное уединение внутри без внешней стимуляции. Обусловленность, которую человек получил, если ее анализировать по частям, может занять больше жизни, чтобы деконструировать на уровне ума, но, к счастью, изменение должно произойти на фундаментальном уровне восприятия. Время должно быть потрачено на этот фундаментальный уровень.

Во время этого опыта медитация и тишина будут полезной практикой, чтобы встретить жизнь на уровне, находящемся за пределами шума и хаоса расколотого разума. Все больше и больше вы начнете видеть мир таким, какой он есть, а не таким, каким вас учили или каким вы хотели бы его видеть. Из места спокойствия вы можете быть достаточно честными с собой, чтобы перестроить свою жизнь в соответствии с тем, кто вы есть, или стремиться быть .

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *