Популярное

Стереотипия в психологии это: Стереотипия это

Стереотипии у детей с расстройством аутистического спектра и аутизмом

Что такое «стереотипия»? Этот термин часто употребляется, когда мы говорим об аутизме или расстройствах аутистического спектра.

Стереотипия — это любое бесцельное повторяющееся движение, звуки или слова.

Стереотипии есть у каждого из нас. Например, накручивание волос на палец во время разговора, привычка постукивать пальцами по столу или грызть ногти от скуки или переживаний. Кто-то хрустит костяшками или кусает губы, пальцы.

При аутизме они присутствуют в подавляющем большинстве случаев. Пятая редакция Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям включает стереотипии как один из диагностических критериев для расстройства аутистического спектра: «Стереотипные или повторяющиеся моторные движения, использование предметов или речь». Также в руководстве говорится, что диагностическими критериями считаются: «Симптомы, которые вызывают клинически значимые трудности в социальной сфере, трудовой занятости и других важных областях функционирования в данный момент».

В этом и есть разница между аутистическими стереотипиями и обычными стереотипиями. Это симптом аутизма только в тех случаях, когда стереотипии мешают выполнению повседневных задач и обучению.

 Часто стереотипии у детей с РАС привлекают чрезмерное внимание окружающих, либо причиняют ребенку дискомфорт и родителям хочется их прекратить. Нужно ли это делать?

Во-первых, у всех людей есть самостимулирующее поведение, так что полностью прекратить его в принципе невозможно. Во-вторых, даже если избавится от одной стереотипии, ей на смену придет другая — и есть риск, что следующая стереотипия будет гораздо более проблемной.

И самое важное — попытки прекратить стереотипии могут вызвать стресс у ребенка и нежелание общаться.

Важно разобраться, почему ребенок прибегает к такому поведению, найти причины появления стереотипий.

Существует несколько возможных причин и гипотез, объясняющих стереотипии:

  • Чрезмерная стимуляция: стереотипии помогают блокировать лишнюю сенсорную информацию из окружающего мира и избежать перегрузки.
  • Недостаточная стимуляция: стереотипии могут предоставлять дополнительную сенсорную стимуляцию, когда это необходимо.
  • Уменьшение боли: повторяющиеся удары головой или по телу могут уменьшить общее чувство боли. Существует гипотеза, что стереотипии освобождают бета-эндорфины, которые действуют как анестезия или вызывают удовольствие.
  • Управление эмоциями: как отрицательные, так и положительные эмоции могут вызвать «всплеск» стереотипий. Мы все видели такие реакции на радость или восторг как прыжки или тряска кистями рук. Недовольство или злость могут усилить стереотипии до такой степени, что они могут стать опасными.
  • Саморегуляция: некоторые стереотипии являются способом утешить себя или успокоиться. Так многие младенцы сосут пальцы, чтобы расслабиться.

Пример положительной функции стереотипии: ребенок начал закрывать уши, когда вокруг было слишком шумно, и это его успокаивало. В дальнейшем он начал закрывать уши каждый раз, когда ему нужно было успокоиться, в том числе, когда он засыпал.

В каком случае нужно уменьшать стереотипии?

Стереотипия может мешать обучению, общению и негативно влиять на социальные ситуации. Некоторые типы стереотипий причиняют физический вред и могут вызвать воспаления или потребовать хирургических операций.

Стереотипии могут быть результатом какой-то медицинской проблемы, например, мигреней у человека с инвалидностью, который не может рассказать о своей боли.

Как уменьшить стереотипии?

  • Можно разнообразить среду ребенка, его обстановку, «насытить» ее, чтобы у него появилось больше возможностей занять себя чем-то.
  • Отвлекать ребенка, если заметили появление стереотипий, переключать его внимание на что-либо другое.
  • Чаще обнимать, говорить приятные слова.
  • Физические упражнения, спорт, подвижные игры, прыжки на батуте уменьшают стереотипии.

Люди с аутизмом воспринимают окружающий мир скорее через ощущения и действия, а нейротипичные люди скорее через мысли и язык. Если понять это различие, то стереотипии становятся более осмысленными. Не надо пытаться остановить стереотипии ребенка, достаточно просто вовлекать его в занятие. Постепенно совместное занятие станет для ребенка более привычным и привлекательным, и это естественным образом уменьшит стереотипию.

Один из способов использовать стереотипию для процесса обучения — это разрешать стереотипии как поощрение или награду после короткого периода совместной игры или работы. Если выделять запланированное время на стереотипию после общения, то это позволит ребенку быть собой, мотивирует его чаще общаться, и при этом общее время, которое он проводит за стереотипиями, уменьшится.

Чтобы наладить общение с ребенком с расстройством аутистического спектра, присоединяйтесь к стереотипии! Например, если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается, начните тоже раскачиваться рядом с ним. Затем добавьте к вашему взаимодействию что-то новое, например, жесты, с помощью которых ребенок сможет попросить то, чего он хочет. Основной принцип в том, чтобы предложить ребенку опыт, который вызовет похожие на стереотипию ощущения, но который является более функциональным и будет способствовать большей саморегуляции.

 

 

 

 

 

Материал подготовила

Веснина Н.Н. – психолог отделения

психолого-педагогической помощи

Стереотип — Психологос

Cтереотип — («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.

Западная традиция У. Липпман

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Экономия усилий

Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.

Разметка мира

Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.

Стереотипы и предрассудки

В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.

Динамика стереотипов

Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.

Архетипы и стереотипы

Отечественная традиция

В 20–30-е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе, легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.

Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову ) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.

Осознание необходимости, концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.

Источники

  • Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
  • Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
  • Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.

Психология персервативного и стереотипного поведения

Обзор

. 1994 г., октябрь; 44 (2): 221–31.

doi: 10.1016/0301-0082(94)

-6.

Р М Ридли
1

принадлежность

  • 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембридж, Великобритания
  • PMID:

    7831478

  • DOI:

    10. 1016/0301-0082(94)

    -6

Обзор

Р. М. Ридли.

Прог Нейробиол.

1994 Октябрь

. 1994 г., октябрь; 44 (2): 221–31.

дои: 10.1016/0301-0082(94)

-6.

Автор

Р М Ридли
1

принадлежность

  • 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембридж, Великобритания
  • PMID:

    7831478

  • DOI:

    10.1016/0301-0082(94)

    -6

Абстрактный

Многие формы психопатологии у высших животных и человека включают в себя неадекватное, повторяющееся поведение. Поведение, которое является одновременно повторяющимся и чрезмерным по количеству, может быть описано как стереотипное, тогда как поведение, которое представляет собой ограничение поведенческих возможностей без чрезмерного производства, может быть описано как персеверативное. Оба типа повторения могут быть результатом патологии нервных механизмов, которые контролируют либо производство двигательной продукции, либо организацию поведения на более высоком уровне. Ряд форм повторяющегося поведения может быть вызван окружающей средой. Заключение во взрослом возрасте приводит к функциональному расстройству, которое быстро проходит, когда восстанавливаются нормальные условия, но заключение в младенчестве может оказывать постоянное влияние на способность организма гибко и творчески взаимодействовать с окружающей средой. Постоянство этих расстройств предполагает, что окружающая среда может влиять на то, как развивается нервная система. Повторяющееся поведение также является признаком психических заболеваний, включая шизофрению, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство, зависимость и некоторые неврологические расстройства, включая поражения лобных долей, синдром Туретта и болезнь Паркинсона. В экспериментальных исследованиях на животных стереотипное поведение, по-видимому, связано в основном с избыточной дофаминергической активностью в базальных ганглиях, в то время как персервативное поведение может быть вызвано поражением лобных долей. Предполагается, что уровень дофаминовой активности в базальных ганглиях влияет на исходный уровень поведенческой активации таким образом, что избыточная активация приводит к чрезмерному выполнению наиболее вероятной реакции на окружающую среду с исключением других возможностей (например, стереотипии), а недостаточная активация приводит к производству только нескольких ответов, которые могут превышать необходимый уровень активации (т.е. настойчивость). В любом случае поведение «связано со стимулом», оно определяется только наиболее характерной чертой окружающей среды. Симптомы БП возникают из-за неадекватного уровня дофамина в базальных ганглиях, в то время как стимулирующие психозы возникают из-за избыточной доступности дофамина. Лобные доли оказывают модулирующее влияние на (i) активацию двигательной активности базальными ганглиями, (ii) на генерацию самоинициируемого поведения, т. функцию (например, восприятие, запоминание или мышление), которую необходимо идентифицировать. Сбои в этих трех функциях могут привести к чрезмерной и повторяющейся двигательной активности, стимулированному поведению, недостатку волевого и творческого поведения, перцептивным и эмпирическим симптомам психоза.

Похожие статьи

  • Последовательная суперстереотипия инстинктивного фиксированного паттерна действия у гипердофаминергических мутантных мышей: модель обсессивно-компульсивного расстройства и синдрома Туретта.

    Berridge KC, Aldridge JW, Houchard KR, Zhuang X.

    Берридж К.С. и др.
    БМС Биол. 2005 14 февраля; 3:4. дои: 10.1186/1741-7007-3-4.
    БМС Биол. 2005.

    PMID: 15710042
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Стереотипы у попугаев в клетках, шизофрения и аутизм: свидетельство общего механизма.

    Гарнер Дж. П., Михан К. Л., Менч Дж. А.

    Гарнер Дж. П. и др.
    Поведение мозга Res. 2003 17 октября; 145 (1-2): 125-34. doi: 10.1016/s0166-4328(03)00115-3.
    Поведение мозга Res. 2003.

    PMID: 14529811

  • Характеристики обсессивно-компульсивных симптомов при синдроме Туретта, обсессивно-компульсивном расстройстве и болезни Паркинсона.

    Мюллер Н., Путц А., Катманн Н., Леле Р., Гюнтер В., Штраубе А.

    Мюллер Н. и соавт.
    Психиатрия рез. 1997 г., 5 мая; 70 (2): 105–14. doi: 10.1016/s0165-1781(97)02658-9.
    Психиатрия рез. 1997.

    PMID: 9194204

  • Психопатология лобной доли: мания, депрессия, конфабуляция, кататония, персеверация, навязчивые навязчивые идеи и шизофрения.

    Джозеф Р.

    Джозеф Р.
    Психиатрия. 1999 Лето; 62(2):138-72. дои: 10.1080/00332747.1999.11024862.
    Психиатрия. 1999.

    PMID: 10420428

    Обзор.

  • Нейробиология повторяющегося поведения: …и мужчины.

    Langen M, Durston S, Kas MJ, van Engeland H, Staal WG.

    Ланген М. и соавт.
    Neurosci Biobehav Rev. 2011 Jan; 35(3):356-65. doi: 10.1016/j.neubiorev.2010.02.005. Epub 2010 12 февраля.
    Neurosci Biobehav Rev. 2011.

    PMID: 20153769Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Максимальное вознаграждение оценивали с помощью задачи последовательного истощения пластыря на большой выборке разнородных крыс.

    Gancarz AM, Mitchell SH, George AM, Martin CD, Turk MC, Bool HM, Aktar F, Kwarteng F, Palmer AA, Meyer PJ, Richards JB, Dietz DM, Ishiwari K.

    Ганкарц А.М. и соавт.
    Научный представитель 2023 29 апр.;13(1):7027. doi: 10.1038/s41598-023-34179-8.
    Научный представитель 2023.

    PMID: 37120610
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Максимизация вознаграждения, оцененная с помощью последовательной задачи по истощению пластыря в большой выборке гетерогенных крыс.

    Gancarz AM, Mitchell SH, George AM, Martin CD, Turk MC, Bool HM, Aktar F, Kwarteng F, Palmer AA, Meyer PJ, Richards JB, Dietz DM, Isiwari K.

    Ганкарц А.М. и соавт.
    Рес пл. 3 февраля 2023 г .:rs.3.rs-2525080. doi: 10.21203/rs.3.rs-2525080/v1. Препринт.
    Рес пл. 2023.

    PMID: 36778344
    Бесплатная статья ЧВК.
    Обновлено.

  • Влияние программы терапевтической верховой езды на социальные и коммуникативные навыки у детей с расстройством аутистического спектра: систематический обзор и метаанализ.

    Чен С., Чжан И., Чжао М., Ду С., Ван Ю., Лю С.

    Чен С. и др.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 4 ноября; 19 (21): 14449. дои: 10.3390/ijerph292114449.
    Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022.

    PMID: 36361327
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

  • Повторяющиеся паттерны: предиктивная обработка предполагает эстетическую обучающую роль базальных ганглиев в повторяющемся стереотипном поведении.

    Spee BTM, Сладкий Р., Фингерхут Дж., Лацини А., Краус С., Карлс-Диаманте С., Брюке С., Пеловски М., Тревен М.

    Спи БТМ и др.
    Фронт Псих. 2022 8 сент.; 13:930293. doi: 10.3389/fpsyg.2022.930293. Электронная коллекция 2022.
    Фронт Псих. 2022.

    PMID: 36160532
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Механическая задача для измерения отслеживания знаков и целей у людей: исследование, подтверждающее концепцию.

    Коуп Л.М., Гейди А., Марц М.Е., Дюваль Э.Р., Халил Х., Аллертон Т., Морроу Д.Д.

    Коуп Л.М. и др.
    Поведение мозга Res. 2023 5 января; 436:114112. doi: 10.1016/j.bbr.2022.114112. Epub 2022 14 сентября.
    Поведение мозга Res. 2023.

    PMID: 36115435
    Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

  • 9 0139

Стереотипное поведение | Психология Вики

в:
Статьи с утверждениями без источников, Благополучие животных, Этология,

и
еще 2

Посмотреть источник

Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |

Когнитивная психология:
Внимание ·
Принятие решений ·
Обучение ·
Суждение ·
Объем памяти ·
Мотивация ·
Восприятие ·
Рассуждение ·
Думая  —
Когнитивные процессы
Познание —
Контур
Индекс
9 или стереотипное поведение или стереотипное поведение ивные дискинезии и стереотипные двигательное расстройство. Стереотипы могут быть простыми движениями, такими как раскачивание тела, или сложными, такими как ласки себя, скрещивание и разведение ног, марширование на месте. [1] Было высказано предположение о нескольких причинах стереотипии, и доступно несколько вариантов лечения.

Содержимое

  • 1 Пример человека
  • 2 Отличие от тиков
  • 3 Предлагаемые причины
  • 4 Лечение
  • 5 У животных
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера

Пример человека

  • Раскачивание тела
  • Самостимуляция

Отличие от тиков

В отличие от тиков, стереотипии обычно появляются в возрасте до трех лет, сохраняются без частых изменений в течение многих лет и являются более сложными, чем типичные первичные тики. Они возникают чаще, когда ребенок взволнован или эмоционален. Примерами ранних тиков являются такие вещи, как моргание и прочищение горла, в то время как взмахи руками — более распространенная стереотипия. Некоторые дети могут использовать стереотипы в качестве приятного побега. Стереотипы не имеют постоянно меняющейся, нарастающей и ослабевающей природы тиков и могут оставаться постоянными годами. [2]

Предполагаемые причины

Существует несколько возможных объяснений стереотипии, и разные стереотипы поведения могут иметь разные объяснения. Популярным объяснением является стимминг, который предполагает, что определенное стереотипное поведение имеет функцию, связанную с сенсорным вводом. Другие объяснения включают гипотезы о том, что стереотипия снимает напряжение или выражает разочарование, что она сообщает о потребности во внимании, подкреплении или сенсорной стимуляции, что она является усвоенной или невропатологией, или комбинацией того и другого, или что это нормальное поведение, не требующее особого объяснения. [3]

Лечение

Варианты лечения включают замену повторяющегося поведения более социально приемлемым поведением, упражнениями или лекарствами. При нарушении сенсорной интеграции можно использовать терапию сенсорной интеграции. Некоторые специалисты по поведению позволяют ребенку проявлять самостимулирующее поведение в качестве положительного подкрепления в таких вмешательствах, как прикладной анализ поведения. [Как ссылаться и ссылаться на резюме или текст]

У животных

Стереотипы также встречаются у нечеловеческих животных. Это считается ненормальным поведением и иногда наблюдается у содержащихся в неволе животных, особенно у тех, которые содержатся в небольших вольерах, у которых мало возможностей вести себя более нормально. Такое поведение может быть неадекватным, включая самоповреждение или снижение репродуктивного успеха. [4]

Они могут быть вызваны лишением свободы; например, кошки бегают по клеткам в зоопарке. [5] Беременные свиноматки, кормление которых ограничено, кусают за барной стойкой своих стойл и ничего не жуют во рту. [6] У лабораторных крыс и мышей груминг является наиболее распространенным занятием, помимо сна, и стереотипы груминга использовались для исследования нескольких животных моделей тревоги и депрессии. [7] Примеры стереотипного поведения включают хождение взад-вперед, раскачивание, плавание кругами, чрезмерный сон, членовредительство (в том числе ощипывание перьев и чрезмерный уход за собой) и кусание прутьев клетки. Стереотипы наблюдаются у многих видов, включая приматов, птиц и хищников. До 40% слонов в зоопарках демонстрируют стереотипное поведение. [8] Стереотипное поведение жирафов также распространено; они прибегают к чрезмерному использованию языка на неодушевленных предметах из-за подсознательной реакции на грудное молоко своей матери, чего не испытывают многие выращенные людьми жирафы и другие животные, содержащиеся в неволе. [9]

Считается, что стереотипное поведение в конечном счете вызвано искусственной средой, которая не позволяет животным удовлетворять свои нормальные поведенческие потребности. Вместо того, чтобы называть поведение ненормальным, было предложено описывать его как «поведение, свидетельствующее о ненормальной среде». [10] Стереотипы коррелируют с измененным отбором поведенческих реакций в базальных ганглиях. [4]

Стереотипное поведение лабораторных животных может затруднить поведенческие исследования. [4] Это также считается признаком психологического расстройства у животных и, следовательно, является проблемой благополучия животных.

Стереотипное поведение иногда может быть уменьшено или устранено за счет обогащения окружающей среды, включая более крупные и более стимулирующие вольеры, обучение и введение стимулов (таких как предметы, звуки или запахи) в окружающую среду животного. Обогащение должно быть разнообразным, чтобы оставаться эффективным в течение любого периода времени. Также полезно содержать социальных животных, таких как приматы, с другими представителями их вида. Но как только поведение установлено, иногда его невозможно устранить из-за изменений в мозге. [10]

См. также

  • Этология животных
  • Первазивные нарушения развития

Ссылки

  1. Jankovic J (2001). Дифференциальный диагноз и этиология тиков. Adv Neurol 85 : 15–29.
  2. Гилберт Д. (август 2006 г.). Лечение детей и подростков с тиками и синдромом Туретта. Журнал детской неврологии 21 (8): 690–700.
  3. Нинд М., Келлетт М. (2002). Реакция на людей с серьезными трудностями в обучении и стереотипным поведением: вызовы инклюзивной эры. Eur J Spec Needs Educ 17 (3): 265–82.
  4. 4.0 4.1 4.2 Гарнер, Джозеф; и Мейсон, Джорджия (2005-04). Доказательства связи между стереотипиями клетки и поведенческой расторможенностью у лабораторных грызунов.
  5. Swaisgood RR, Sheperhdson DJ (2005). Научные подходы к обогащению и стереотипы у зоопарковых животных: что сделано и куда двигаться дальше? Zoo Biol 24 (6): 499–518.
  6. Лоуренс А.Б., Терлоу Э.М. (1993). Обзор поведенческих факторов, участвующих в развитии и сохранении стереотипного поведения у свиней.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *