Психокатализ — метод Андрея Федоровича Ермошина
Уважаемые пациенты и коллеги, психокатализ как метод активной регуляции и саморегуляции психического состояния человека выверен в практике и предлагается вам!
Его автор – московский врач, психотерапевт Андрей Федорович Ермошин уже два десятилетия успешно использует его. Это метод психотерапии, официально признанный Профессиональной психотерапевтической лигой с 2001 года. С его помощью возможно лечение фобий, панических атак, алкоголизма, наркомании, депрессий и всего спектра психотерапевтической проблематики.
Запись интервью автора метода в программе «Взрослые игры» на канале «Здоровое телевидение» в 2008 году. Ведущий — Семен Чайка.
О методе в более краткой форме.
— Является средством скорой психологической помощи, быстрым путем к психосоматическому исцелению.
— Опирается на присущую человеку способность глубоко осознавать своё состояние и разумно участвовать в его улучшении решениями своей личности, что помогает процессам самоисцеления организма. Простые вопросы психотерапевта служат катализатором внутренней работы клиента. Сила разума и глубинная мудрость организма действуют вместе в этом процессе.
— Он вобрал в себя многочисленные пласты знаний – от опыта древнего целительства до практики и теории современной психологии.
— Отличается недирективностью, полной включенностью сознания пациента в процесс терапии. Он решает вопросы, традиционно относившиеся к компетенции наиболее сильных методов психотерапии, по-новому, как будто «играючи» и побуждая человека «проснуться», а не «спать».
— Является экологичной и «мягкой» по воздействию на клиента психотерапией, т.к. эмоции и ощущения находятся в приемлемом для человека диапазоне и могут им сознательно регулироваться. Психокатализ прост, понятен и надёжен, он следует законам живой природы.
— Подходит для клиентов, которым нужны быстрые изменения состояния, а не только анализ проблемной ситуации; анализ в психокатализе является начальной фазой работы, от результатов анализа осуществляется быстрый переход к оценке сложившейся ситуации и собственно изменениям.
— Позволяет достичь максимального результата в улучшении эмоционально-психологического состояния за минимальное время (часто помогает всего одна консультация).
— Учитывает конституциональные особенности человека, а также использует для диагностики тест «Конструктивный рисунок человека», как проекцию самоощущения человека, что помогает быстро выходить на наиболее существенные темы для проработки.
— Применим к разным клиентам независимо от возраста, пола, статуса, национальности, религиозной принадлежности, мировоззрения консультанта и мировоззрения клиента.
— Эффективен для работы с широким кругом проблем.
Для специалистов в области обучения, спортивной психологии, социальной и профессиональной адаптации в психокатализе выработаны подходы к повышению чувства компетентности. Есть уникальный опыт использования метода при усвоении новых знаний, для повышения эффективности в спорте, профессиональной деятельности, а также для снятия языковых и социо-культурных барьеров.
Ермошин А.Ф. проводит семинары в разных странах мира, щедро делится своим опытом, открыт для восприятия опыта коллег.
Мы будем рады проявлению заинтересованности психологов и психотерапевтов в овладении ре-креативным психокатализом.
SocButtons v1.5
Психокатализ
Ермошин А.Ф.
Психокатализ — это метод, предназначенный для решения всего спектра психотерапевтических задач: от быстрой проработки травм и напряжений, психосоматических расстройств, зависимостей до повышения успешности человека в учебе и самореализации, отличающийся тем, что работа в этом методе ведется по выработанному алгоритму с опорой на внутренние и пространственные ощущения человека на трех уровнях: нео-, палео — и протопсихики (голова, тело, иммунная система и память тканей), что позволяет регулировать не только умственные процессы, но и работу вегетативной нервной системы, а также идти глубже и выше, включая как уровень психосоматических расстройств, так и уровни, которые относят к духовной жизни человека. Психокатализ показал себя особенно эффективным в проработке фобий, последствий психических травм, панических атак и других расстройств, сопровождающихся вегетативными дисфункциями. Пациенты особенно ценят психокатализ за максимальную простоту, естественность, быстроту достижения терапевтического эффекта. Психокатализ может также использоваться как метод саморегуляции человека.
Расширенное определение модальности
Психокатализ — это метод регуляции психических процессов и восстановления эффективной саморегуляции организма через погружение внимания человека в телесные и пространственные ощущения, позволяющий регулировать процессы не только на уровне интеллекта, но и на уровне вегетативной нервной системы и иммунитета.
Историческая справка. Автором метода является А.Ф. Ермошин. Метод активно формировался с 1986 года по 1991 год. С 1991 года используется в своем теперешнем виде. Первая публикация о методе относится к 1996 году. В 1999 году вышла первым изданием книга «Вещи в теле: психотерапевтический метод с ощущениями», где подробно изложена методология работы с многочисленными примерами ее применения. В последующем книга неоднократно переиздавалась. С 2001 года психокатализ признан Комитетом по модальностям Профессиональной психотерапевтической лиги как оригинальный метод психотерапии.
С 2001 года ведется постоянная подготовка специалистов по методу на курсах по соматопсихологии и психокатализу в России и за рубежом.
Автором осуществлена серия публикаций о методе в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе серия больших статей на английском языке в Журнале Европейской ассоциации психотерапии.
В 2008 году вышла книга «Геометрия переживаний: конструктивный рисунок человека в психотерапевтической практике». В 2010 году вышло первое издание книги «Фобии, разочарования, утраты: саморегуляция после травм». В 2015 году — «Иностранный язык с легкостью и удовольствием: приемы саморегуляции для быстрого усвоения знаний». В 2017 году — «Загадочный синдром: панические атаки и как их лечить». Создана компьютерная программа «Психосканер», позволяющая анализировать данные Конструктивного рисунка человека, теста, активно используемого в работе по методу психокатализа.
Функционируют сайты www.psychocatalysis.ruwww.psychoscanner.com, где доступна разносторонняя информация о методе.
Теоретические основы психокатализа:
а) эволюционный взгляд на человека;
б) теория саморегуляции;
в) наблюдения соматопсихологии.
Метод отвечает на проблему «несовершенства» человеческой натуры. Она многослойна и, в сочетании с эволюционно новыми, хранит в себе эволюционно древние элементы (уровень вегетативной нервной системы, уровень иммунитета). Они включаются в экстремальных ситуациях. К таким, биологическим по своей сути, реакциям относятся на психическом уровне — гнев, страх и другие; на психосоматическом уровне — аллергия и др. Их включение приводит к разрушительным последствиям и для социальной жизни, и для здоровья человека, поскольку им свойственно фиксироваться в нейро-соматическом контуре и стереотипно повторяться, самопроизвольно они не проходят.
Свойство и приспособительных напряжений, и травм — накапливаться. Однажды возникнув, чтобы спасти человека в трудной ситуации, они не проходят самостоятельно, как не убирается самостоятельно сработавшая подушка безопасности в автомобиле. Именно это требует осознанного регулирования состояния.
Миссия метода: успокоение и расформирование стихийных, эволюционно-древних, недозированных, шаблонных психических реакций, которые «всколыхнулись» в стрессовых ситуациях и стали порождать проблемы в поведении человека, в его психосоматическом состоянии; выработка цивилизованных, мудрых, «взрослых», зрелых, эволюционно-новых, культурных, тонких, дифференцированных, осознанных реакций человека на события. Выращивание культурного, зрелого человека на основе расформирования стихийного и формирования осознанного поведения.
Диапазон применения психокатализа: весь спектр невротических расстройств, зависимости, психосоматические расстройства, включая аллергии, проблемы в обучении, содействие успешной самореализации. Особенно эффективно, уникальным образом решаются проблемы проработки психических травм и фобий, настройки на быстрое усвоение знаний. Психокатализ применим для решения проблем пациента, независимо от его возраста, пола, социального статуса, национальности, религиозной принадлежности, мировоззрения.
Задачи, решаемые психокатализом:
1. «Медицинская» часть работы: проработка последствий психического травмирования (детравматизация), уменьшение общего уровня напряженности (деневротизация), — работа с натурой.
2. «Педагогическая» часть работы: помощь человеку в усвоении культуры, знаний, опыта, важных для формирования зрелого поведения, — работа с культурой.
3. «Духовная», «экзистенциальная» часть работы: помощь в самореализации человека как существа, наделенного уникальной идентичностью и реализующего собственный проект жизни в согласии с велениями «внутреннего Я» и проектами жизни других существ.
В работе два главных компонента: отработка, расформирование старого, стихийно сформировавшегося контура с поражением вегетативной нервной системы и формирование нового, основанного на опыте и спокойствии.
Наряду с работой в пользу здоровья и самореализации разработаны компоненты работы с целью преодоления зависимостей и других форм разрушительного поведения.
Основные формы осуществления метода: индивидуальная психотерапия, психотерапия в группе, обучающие семинары, работа в режиме самопомощи.
Наблюдения, на которых построен метод
Для каждого переживания, для каждого психического процесса есть своя конфигурация характерных ощущений.
Еще Карл Ясперс (1883-1969) отмечал: «Интенсивная концентрация на собственных соматических ощущениях — наподобие той, которая описана Шульцем в связи с аутогенной тренировкой, — приводит к «открытию органических переживаний», не зависящих от внушения и являющихся не плодом иллюзорного развития нормальных ощущений, а доступным тестированию расширением действительного соматического восприятия» (Ясперс К., 1997, с. 283). Он называл область знания, исследующую ощущения в теле, соматопсихологией. Более раннее название психокатализа — «соматопсихотерапия».
1) Каждое переживание имеет свой телесный эквивалент. При этом локализация ощущений в теле обладает специфичностью. Беспокойство ощущается во лбу, раздражение — в висках, «контроль» — в затылке, чувство ответственности — на плечах, тревога, злость — в груди, страх, гнев — в животе и т.д. Во многих случаях переживания состоят из «пар»: фактор, вызывающий реакцию организма, и собственно реакция организма. В ответ на ощущение недостаточной компетентности — неуверенность; на нерешенную проблему — беспокойство; на неопределенность будущего — тревога; на испуг — страх. На докучливые нравоучения — раздражение; на разочарование, обман ожиданий — обида; на агрессию, оскорбление — злость, гнев; на предательство, измену, — жажда мести, ревность и т.д.
Рисунок 1. Голова: во лбу беспокойство, в висках раздражение, в затылке контроль; на плечах нагрузки: ответственность; горло — обида, жалость к себе в ответ на разочарование, обман; грудь — тревога, злость; живот — страх, гнев.
Рисунок 2. Направления ударов, получаемых при психическом травмировании.
2) В ряде случаев пациенты спонтанно описывают ощущения при переживаниях как объемные образования в составе ощущаемого внутреннего пространства. Застарелое беспокойство может ощущаться во лбу как камень, раздражение в висках — как металлические блестящие шары, привычное напряжение в затылке — как стальная пластина, последствия разочарования — в груди как осколки стекла и т.п., страх в животе — как просто комок или как медуза, осьминог, еж. Груз проблем может ощущаться на плечах как тяжелый мешок.
Эмоциональные травмы ощущаются нередко как стрелы, копья, пронзившие сердце.
3) С другой стороны, клинические наблюдения показывают, что на сеансах неспецифического расслабления вроде аутотренинга, некоторые пациенты описывают спонтанно возникающие у них ощущения растворения «камней», выхода из состава их ощущаемого тела инородных предметов. При этом наблюдается характерное распределение ощущений тепла и тяжести в теле с заполнением периферии и ощущением освобождения зоны переживания.
4) Когда человек закрывает глаза и осознанно подключает внимание к внутренним ощущениям, он получает возможность осознанно регулировать свое состояние. В психокатализе целительные эффекты организуются по разработанному алгоритму и становятся закономерным результатом осознанно проходимых шагов внутренней работы человека, а не делом случая или чуда.
Психологические механизмы психокатализа, лежащие в основе личностных изменений пациента
Ощущения обладают свойством достоверности, работа на их уровне дает человеку чувство реальности происходящих изменений.
На каждом этапе работы принимая осознанные решения по поводу того, что встречает внутри себя, вокруг себя в процессе исследования пространства собственного сознания, пациент сам управляет процессом, он является соавтором изменений. При этом он непосредственно ощущает, как симптом подвергается обратному развитию, а новое наполнение питает тело.
Когда сигналы, которые держали напряжение уходят, новое знание ощутимо наполняет организм, человек получает в свое распоряжение освободившиеся ресурсы и, будучи более компетентным, но-новому, более эффективно решает свои жизненные задачи.
Осознанное внимание человека помогает глубинной мудрости организма, и исцеление даже многолетних страхов и других неприятных состояний происходит в кратчайшие сроки.
Слои, уровни сознания, которые при этом задействуются, вовлекаются в работу:
1) неопсихика: мозговое, головное, логическое и образное сознание — ум, интеллект;
2) палеопсихика: ганглионарное, телесное, «вегетативное», до-образное сознание, оперирующее ощущениями света или темноты — интуиция;
3) протопсихика: уровень иммунной системы, память тканей и клеток.
Если разум («новая психика») оперирует идеями и образами, то вегетативный уровень нашего существа («древняя психика») оперирует ощущениями: здесь потоки, субстанции, предметы, «вещи в теле». Если для головного мозга это просто «ассоциации», то для древней части нашей психики это реальность, переживаемая буквально, и с этим можно работать.
Используемые модальности психотерапии: технически метод близок к аутотренингу и гипнотическим практикам, идеологически близок к клинической психотерапии. Однако стилистически отличается от других известных методов.
Смещение внимания на телесные и пространственные ощущения сопровождается полным контактом пациента с терапевтом и сохранением нормальной ориентировки пациента в окружающей обстановке, человеку предлагается расширить, а не сузить бодрствование сознания.
В работе сочетаются аналитические и медитативные практики в очень компактном виде. Решающим моментом в терапии является фаза принятия решений человеком в отношении того, что он обнаруживает в процессе исследования своего состояния.
Сущность метода
Человек находит в поле своего сознания факторы, которые травмируют его или держат в напряжении, и решает их судьбу.
Если неприятные сигналы, при испуге, например, «добили» до уровня солнечного сплетения, следует дойти вниманием до крайней точки, где они «осели», сказать про себя: «Стоп, назад!» — и наблюдать как субстанция, напоминающая черный дым или что-то в этом роде, выходит вон из организма по обратной траектории: через что вошло, через то и уходит туда, откуда пришло.
А новое знание найти и дать ему «сходить в тело».
Пример из практики
Татьяна, успешный предприниматель, чувствует большое напряжение в животе вплоть до боли. По мере того, как она успокаивается, напряжение спадает, она ощущает, что черная субстанция уходит через ноги. Живот отпускает и вскоре наполняются силой ноги, они как будто оживают, она с удовольствием растирает их руками. Тут она вспоминает, она — внучка репрессированных, «раскулаченных» и по отцовской, и по материнской линии. А ведь она тоже стала «кулаком». Осознание того, что сейчас риск раскулачивания не столь велик, пропитывает ее, приходит комфортное самочувствие. А на следующий день занятий на семинаре остаточная тревога в груди — в виде скопища красных червей — рассосалась, спокойствие Татьяны укрепилось.
Технология психокатализа
Большое значение в психокатализе придается диагностике исходного состояния человека. В контексте работы с ощущениями находят интересное применение и новую интерпретацию данные теста «Конструктивный рисунок человека» [2; 5]. Тест, как проекция самоощущения человека, подтверждает наличие феноменов самоощущения человека и дисбалансных, и деформационных контуров, как универсальных феноменов сознания человека, существующих «независимо от психокатализа».
Вот как выглядит сводный алгоритм работы по методу психокатализа. По нему можно судить, как большая задача обновления состояния решается через маленькие действия, каждое из которых осуществить нетрудно.
Фазы и этапы психокатализа | Направленность фаз и этапов психокатализа | Осуществляемые действия на различных этапах психокатализа |
1.1. Диагностическая фаза | Определяем мотив для работы с помощью теста «Конструктивный рисунок человека». Диагностируем ощущения, связанные с переживаниями, уточняем их локализацию в организме. | 1.Нарисуйте человека из элементов прямоугольной, треугольной и округлой формы, общее количество элементов в фигурке — 10. Подпишите возраст персонажа. 2. Происходило ли что-то особенное в вашей жизни в возрасте, который указан рядом с персонажем рисунка? Слишком много подробностей не требуется. |
3. Какие ощущения оставило это событие или этот период жизни? Ощущения могут быть приятными или неприятными. Если они исключительно позитивные, то прочувствуйте их во всей полноте. После этого вы можете нарисовать новый рисунок или просто задаться вопросом: «Что было после?» Если ощущения связаны с негативным опытом, перейдите к следующему пункту. Нередко бывает, что возраст персонажа — это граница между благополучным и неблагополучным периодами жизни. | ||
4. Где обнаруживаются эти ощущения: — вне организма, на расстоянии от вас? — на уровне головы? — на уровне груди, живота или еще где-либо? Если это жизненное затруднение, которому вам удается противостоять, то, ощущения, связанные с ним, будут выявляться на отдалении от вас или в голове. Если это более серьезная проблема, давления которой вы не выдержали, то связанные с ней ощущения могут оказаться внутри тела. Может обнаружиться сразу несколько мест в организме или пространстве, которые «сигналят» в связи с исследуемым переживанием. | ||
«Опредмечиваем» ощущения — уточняем их форму, размер, консистенцию и т.д. | 5. Что представляют собой ощущения? Это что-то… — большое или маленькое? — тяжелое или легкое? — свет, газ, жидкость, масса? — острое или тупое? Спокойно выявите эти и другие характеристики всех компонентов переживания. В составе ощущений могут быть компоненты, связанные с действием фактора, провоцирующего напряжение или травму, и компоненты, связанные с реакциями вашего организма на эти воздействия. В первую очередь нужно работать с фактором, причиняющим расстройство, «инородной субстанцией», где бы он ни находился. | |
Различаем травму и реакцию организма на неё | 6. Что собой представляет фактор, который вызывает напряжение? Этот предмет «висит в виде темного облака» перед вами, «торчит» в теле как что-то инородное, попал туда в виде «пыли» или ощущается еще как-то? Могут быть разные варианты ощущений. | |
7. Как ощущается реакция на это вторжение? Здесь вы более детально различаете то, что попало в поле вашего сознания извне как инородная субстанция или предмет и то, что образовалось внутри организма как его реакция на внешнее воздействие. | ||
Определяем, какому переживанию соответствуют эти ощущения | 8. Какому состоянию или переживанию соответствует это сочетание ощущений: — жизненному затруднению и беспокойству по поводу него? — неопределенности будущего и тревоге в связи с этим? — испугу и страху, который он спровоцировал? — агрессии и раздражению в ответ? — разочарованию и обиде? — злости/гневу в ответ на предательство или измену? — утрате и горю? — чувству вины из-за совершенной оплошности — ощущению перегруженности из-за давления обстоятельств — еще чему-либо? Теперь вы лучше понимаете природу переживания, с которым работаете. При этом важно иметь в виду, что ощущения бывают разной природы, в том числе вызванные состоянием позвоночника, внутренних органов или нервной системы. В данном алгоритме эти ощущения мы не рассматриваем. | |
1.2. Фаза оценки и решения | Оцениваем сложившееся состояние, решаем, требует ли оно переработки | 9. Сколько процентов энергии это переживание держит на себе? Бывает, что оно поглощает почти все силы человека. |
10. Служит ли это интересам жизни? Не настало ли время дать состоянию обновляться? От этой оценки зависит то, какие решения вы примете и в отношении фактора, вызвавшего расстройство и в отношении стихийно возникшей реакции. | ||
1.3. Терапевтическая фаза | Наблюдаем за восстановлением целостности и равновесия. Помогаем организму очиститься от чужеродных «вещей в теле» и успокоиться | 11. Если речь идет о болезненной реакции организма — дайте энергии возвращаться в жизненный оборот. Если это попало извне, дайте этой «вещи» уходить из организма, туда, откуда пришла, через то, через что вошла. — при испуге черный дым уходит из солнечного сплетения через верх головы — при разочаровании обломки мечты «перевариваются в душе» — нож предательства выпадает из спины и т. п. Работает глубинная мудрость организма, осознанное внимание помогает ей. В это время происходит обратное развитие болезненных симптомов. |
12.Наблюдайте процесс «очищения» организма до конца. Освободившиеся силы распределяются по организму в виде света, тепла или другой приятной субстанции. Уделите этому процессу столько времени, сколько необходимо. Обычно это занимает 5-10 минут. | ||
2.1 Диагностика обновляющего ресурса | Сопровождаем знание-опыт в телесность. Находим знания, необходимые для дальнейшей жизни и заботимся о том, чтобы они заняли оптимальное место в организме | 13. Теперь, когда организм ближе к равновесию и наполнен освободившейся силой, подумайте, в чем состоит опыт той ситуации, которую вы пережили. Сформировалось ли у вас понимание, как можно эффективно действовать в обстоятельствах, которые когда-то представлялись трудными или даже тупиковыми? Если опыта в какой-то сфере у вас недостаточно, обратитесь за консультацией к профильным специалистам (педагогам, психологам, медикам, юристам и т.д.). |
14. Где у вас знание, как можно «по-взрослому» вести себя в подобных случаях? Оно находится… — в пространстве около головы? — в голове? — ещё где-либо? Часто это знание, по ощущениям, находится в пространстве около головы («на подходе») или в самой голове, но не в теле. | ||
15. Что напоминает эта субстанция знания? — свет, «солнышко»? — облачко? — еще что-либо? Иногда знания предстают в виде плотных субстанций (например, смолы). В данном случае такой их внешний вид не является негативным признаком, а говорит о высокой концентрации накопленных знаний. По мере продвижения в тело они будут становиться менее плотными и хорошо усвоятся организмом. Может сходить мед, может ссыпаться серебряный песок и др. | ||
2.2 и 2.3 Оценка-решение и наблюдение за реализацией решений по поводу обновляющего знания (терапевтическая фаза 2) | 16. Если знание уже в голове — в виде света, газа, жидкости, массы или даже кристалла — может быть, дать ему сходить в тело, туда, где больше места: в грудь и живот? Наблюдайте за процессом до конца. Голова становится легче, тело наполняется. Нередко знание в виде света, воды или более густой субстанции входит через верх головы и затем сливается в организм. Какая-то часть может впитываться всей поверхностью тела. Бывают и другие пути движения полезных знаний. Приоритетным «местом хранения» компетентности является область солнечного сплетения. Все тело может стать носителем знания. | |
3.1-3.3. Диагностика вторичных образований и решения по поводу них. | Наблюдаем, как растворяются последние остатки напряжения | 17. Проверьте, не осталось ли вокруг головы или другой, ранее переполненной, части тела что-то, причиняющее дискомфорт (например, повязка, обруч или каска)? Нужно поблагодарить этот «предмет» за службу и дать ему растворяться. Наблюдайте за ощущениями: куда они отходят, в виде чего. Это так называемое вторичное образование, которое оберегало переполненную часть тела от «разрыва». Теперь оно стало лишним. |
3.3. Терапевтическая фаза 3. | 18. Голова возвращается в свои естественные границы. Иногда этот процесс сопровождается легким головокружением. После чего голова становится ясной. | |
4. | Моделируем новое поведение | 19. Прочувствуйте итоговое состояние целостности, сбалансированности и наполненности опытом. Сохраняя это ощущение, представьте, как именно вы можете жить по-новому, и на что вы направите освободившуюся энергию. Теперь вы можете вести себя по-новому в тех ситуациях, которые ранее были трудными для вас. |
5. | Развиваем успех | 20. Используйте этот алгоритм столько, сколько необходимо, чтобы полностью обновить свое состояние и поддерживать его в хорошем виде. |
Позитивные личностные изменения, происходящие в результате воздействия посредством метода психокатализа.
1. Психокатализ сочетает краткосрочность с глубиной проработки в ситуации, когда временные рамки — узкие, проблемы — выраженные, а эффект нужен заметный. Метод способен работать в режиме «скорой помощи», в том числе при очень выраженных состояниях психической травмированности. Быстрота, компактность работы позволяет человеку получить опыт изменений, добиться восстановления своего энергетического потенциала без чрезмерных затрат времени.
2. Наряду с отработкой травм и адаптационных напряжений, метод позволяет прорабатывать фундаментальные проблемы личности, к которым относятся проблемы характера, стиля жизни, установления новых отношений с окружением. После проработки базового состояния формируется программа действий на будущее, вырабатывается новый стиль поведения в проблемной ситуации, встреча с которой вызывала сбой в состоянии пациента.
3. Психокатализ помогает человеку понять, что именно его позиция по отношению к своим «незакрытым переживаниям» решает исход его страдания. Психокатализ реализует возможность успокоения, обратного развития симптомов без усиления их, без ретравматизирования и, что очень важно, воздерживается от истеризирования пациента.
4. Психокатализ позволяет успешно работать с пациентами, которым трудно объяснить свои чувства словами. Он может осуществляться у алекситимичных пациентов столь же успешно, как и у способных хорошо идентифицировать свои эмоциональные состояния.
5. Психокатализ дает возможность работать с проблемой без раскрытия конкретного содержания фактов, с которыми связаны переживания пациента. Психокатализ прежде всего работает с состоянием человека, сам пациент о знает о фактах своей жизни — и этого достаточно. Метод позволяет получить помощь самому широкому кругу лиц без риска раскрытия сведений, являющихся тайной, не подлежащих распространению.
6. Психокатализ наполняет оптимизмом психотерапевта и пациента, благодаря улучшению состояния пациента уже после первого психотерапевтического сеанса. Дает возможность психотерапевту зримо участвовать в процессах восстановления энергетического потенциала пациента, ощущать себя причастным к процессам выздоровления.
Литература
1. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
2. Ермошин А.Ф.Геометрия переживаний: конструктивный рисунок человека в психотерапевтической практике. — М.: ФОРУМ, 2008.
3. Ермошин А.Ф. Фобии, разочарования, утраты: как исцелиться от психологических травм. — М.: ФОРУМ, 2010.
4. Ермошин А.Ф. Иностранные языки с легкостью и удовольствием: Приемы саморегуляции для быстрого усвоения знаний. — М.: ФОРУМ, 2015.
5. Ермошин А.Ф. Загадочный синдром: панические атаки и как их лечить. — М.: Институт консультирования и системных решений. 2017. — 352 с.
6. Ermoshin Andrey Phobias, Disappointments and Grief: A Fast Remedy. — Издательские решения Under lisence from Ridero, 2017.
7. Ermoshin Andrey Learn Languages Easily: Methods In Self-regulation For Successful Learning. — Издательские решения Under lisence from Ridero, 2018.
8. Либин А.В., Либин В.В. Особенности предпочтения геометрических форм в конструктивных рисунках (психографический тест предпочтений ТиГР). — М: Институт психологии РАН, 1994.
В.В. Макаров Психотерапия в России
Психотерапия в России: прошлое, настоящее, будущее
Макаров Виктор Васильевич — Президент Всероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов» », вице-президент Всемирного совета по психотерапии и Азиатской федерации психотерапии, заведующий кафедрой психотерапии и сексологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, д.м.н., профессор. Москва, Россия.
Сводка: В.М. Школа психотерапии Бехтерева возникла в царской России. В советское время в Москве, Ленинграде и Харькове сформировались три лояльные тоталитарному режиму психотерапевтические школы. В 1970-е годы в рамках диссидентского движения начало развиваться восточное направление психотерапии. В отличие от трех вышеупомянутых школ психотерапии восточное направление было нацелено не на советское государство, а на его людей. На сегодняшний день в России признаны 47 модальностей и методов психотерапии. По оценкам специалистов, в нашей стране психотерапевтической практикой занимаются около 45 000 специалистов. Работаем над законопроектом «О психотерапевтической практике». Профессиональная деятельность психотерапевтов, работающих вне учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения, регулируется Саморегулируемой организацией Национальная ассоциация развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов».
Наша страна является одним из мировых очагов развития психотерапии. Мы осознаем этот факт во время подготовки к проведению IX Всемирного психотерапевтического конгресса летом 2020 года.
История психотерапии в России уходит корнями в царские времена. Зарождение отечественной психотерапии связано с основанием В.М. Бехтерева, ставшая впоследствии школой Бехтеревского института в Санкт-Петербурге. С нашей точки зрения, не совсем корректно называть эту школу ленинградской, так как она формировалась под влиянием европейской психотерапии и способствовала ее развитию.
Позднее, в советское время, возникли еще две российские психотерапевтические школы — московская и харьковская. Оба они изначально были лояльны к советской власти, тогда как ученики и последователи В.М. Бехтереву нужно было прилагать постоянные усилия для поддержания их лояльности. Все три школы были ориентированы на требования Советского государства и выполняли все требования цензуры.
В 1970-х и 1980-х годах начало развиваться восточное направление психотерапии. Корни его можно найти в советском диссидентском движении, особенно широко представленном в новосибирском Академгородке. Позднее эти идеи проникли в умы молодых психиатров и психологов Новосибирска и мало-помалу распространились на восток Советского Союза. В отличие от трех советских школ психотерапии восточное направление не было ориентировано на советское государство; он был нацелен на простых людей, которые в наши дни отражают ростки гражданского общества.
Таким образом, в нашей стране были: школа, основанная до революции, две школы, образовавшиеся в советское время, и одна школа, которая начала расти в конце советской эпохи и развивается до сих пор. Мы называем последнюю «Новой школой».
По экспертным оценкам, на рубеже 1990-х годов в России насчитывалось около 600 психотерапевтов, в основном психоневрологов, неврологов и психиатров. Мы с энтузиазмом обогащали свое образование и практику новыми теориями и технологиями из западных методов и модальностей психотерапии, которые заполнили нашу страну в постсоветские годы.
В начале 1990-х годов впервые в истории нашей профессии психологи стали массово заниматься психотерапией. По мере широкого внедрения зарубежных методов психотерапии в России молодые психологи стали с большим энтузиазмом осваивать эти новые методы и широко их пропагандировать. по всей стране. Иностранные методики, развивавшиеся самостоятельно и в конкуренции друг с другом, принесли с собой невиданное ранее соперничество и взаимную критику между российскими психотерапевтами. В то время интерес к психотерапии стремительно возрастал.С 91 по 1996 год только город Красноярск посещало не менее 2500 специалистов в год, которые приезжали для обучения психотерапии и обмена профессиональным опытом. Эти люди посещали многочисленные конференции и декадники (десятидневные мастер-марафоны), организованные в живописных пригородах Красноярска и на теплоходе «А.Матросов» во время круизов Красноярск-Дудинка-Красноярск; прошли программы повышения квалификации в Красноярской государственной медицинской академии.
Потребность в психотерапии была настолько велика, масштабы психотерапии были настолько очевидны, а психотерапевтическое обучение было настолько доступным, что к нашей профессии присоединилось большое количество психологов. Из-за запрета на профессию психотерапевта для психологов, изданного государственными медицинскими органами, психологи занимались психотерапией, но называли ее подавляющим большинством названий: психологическая коррекция, практическая/прикладная психология, психологическое консультирование, психологическая практика и т. д. Вновь придуманное название «немедицинская психотерапия» возникла только после того, как практикующие врачи ввели понятие медицинской психотерапии. Разумеется, вышеперечисленные немедицинские направления практики законодательно не регламентированы. Непонятно даже, какому министерству должны подчиняться эти направления.
С середины 1990-х годов выросло и количество практикующих врачей-психотерапевтов. Максимальное количество психотерапевтов, работающих в учреждениях Минздрава, в нашей стране, по оценкам специалистов, достигало 5000 человек, из них 3000 врачей-психиатров. мы не можем привести статистические данные, так как значительная часть психотерапевтических должностей занята врачами-психиатрами, которые, как известно, еще не являются психотерапевтами. Здоровье неуклонно приближается к показателям середины 1990-е.
Итак, первая линия развития российской психотерапии лежит на государстве, в рамках учреждений Минздрава РФ. Государственная (преимущественно психиатрическая) психотерапия считалась отдельной специальностью, позже (и сейчас) — подспециальностью психиатрии. В последнее десятилетие эта область испытывает значительные организационные трудности в связи с повсеместным сокращением психотерапевтических должностей и низкой заработной платой в государственных учреждениях.
В последние годы неврологи с возрастающей интенсивностью и интересом занимаются психотерапией, и это очень полезно для самой психотерапии. Ведь работа психиатра основана на психике, которую мы считаем функцией мозга, а работа невролога опирается на саму структуру мозга, связывая ее с функциями мозга.
Кроме того, более 25 лет в России развивается негосударственная психотерапия. Быстрая эволюция частной психотерапии происходит в отдельных методах и модальностях психотерапии. По разным данным, существуют сотни и даже тысячи психотерапевтических методов. Развитие негосударственной психотерапии в нашей стране происходит очень стихийно; она, как взрыв, охватила большинство регионов нашей страны. Каждая модальность психотерапии развивается в своей собственной обстановке и условиях. Европейская ассоциация психотерапии имеет большой опыт объединения таких индивидуальных, разрозненных модальностей психотерапии. В Российской Федерации уже двадцать лет объединением и сотрудничеством различных модальностей и методов психотерапии занимается Всероссийская профессиональная психотерапевтическая лига (ППЛ, или Лига). Перечень методов психотерапии и консультирования по состоянию на июнь текущего года приведен в таблице ниже:
Таблица.
Методы психотерапии и консультирования
Подходы, модальности (методы) психотерапии и психологического консультирования, получившие профессиональное признание в Российской Федерации:
1 9005 2 | Гипнотерапия | Рашит Тукаев | Москва |
2 | Мультимодальная психотерапия | Виктор Макаров | Москва |
3 | Системная семейная психотерапия | Анна Варга (представитель — Татьяна Рыцарева) | Москва |
4 | Экзистенциальная психотерапия | Александр Баранников | Москва |
5 | Телесно-ориентированная психотерапия | Лев Белогородский | Москва |
6 | Ресурсно-ориентированная системная психотерапия | Марк Сандомирский Лев Белогородский | Москва |
7 | Позитивная психотерапия | Иван Кириллов | Москва |
8 | Символдрама | Яков Обухов-Козаровицкий | Москва-Запорожье, Украина |
9 | Трансперсональная психотерапия | ВладимирМайков | Москва |
10 | Нейролингвистическая психотерапия | Сергей Ковалев | Москва |
11 | Терапия творческими средствами самовыражения М. Э.Бурно | Марк Бурно Инга Калмыкова | Москва |
12 | Психокатализ | Андрей Ермошин | Московская область |
13 | Клиническая классическая психотерапия | Марк Бурно Людмила Махновская | Москва |
14 | Диаанализ | Владимир Завьялов | Новосибирск |
15 | Психодрама | Илона Романова | Екатеринбург |
16 | Эмоционально-образная психотерапия | Николай Линде | Москва |
17 | Психоорганический анализ | Оксана Мироник-Аксенова | Москва |
18 | Анализ транзакций | Надежда Зуйкова | Москва |
19 | Психотерапевтическаякинезиология | Ирина Чобану | Москва |
20 | Эриксоновская психотерапия и Эриксоновский гипноз | Владимир Доморацкий | Минск, Беларусь |
21 | Перинатальная и репродуктивная психотерапия | Елена Печникова Галина Филиппова | Москва |
22 | Религиозно-ориентированная психотерапия | Сергей Белорусов Любовь Битехтина | Москва |
23 | Музыкально-интегральная психотерапия | Валентин Петрушин Александр Табидзе | Москва |
24 | Дифференциальная когнитивная терапия | Антон Бурно | Москва |
25 | Клиническая психосоматическая психотерапия | Надежда Зуйкова | Москва |
26 | Лечебная творческая психолингвистика | Алла Семенова Елена Абрашкина | Канберра, Австралия-Москва |
27 | Когнитивно-поведенческая психотерапия | Елена Корабельникова | Москва |
28 | Клиент-центрированная психотерапия | Александр Кочарян Виктор Кузовкин | Харьков, Украина Москва |
29 | Интеграт-диалог, когнитивно-ориентированная гипнотерапия (психотерапия) | Рашит Тукаев | Москва |
30 | Арт-терапия | Александр Копытин | Санкт-Петербург |
31 | Юнгианский анализ | Лия Киневская Лидия Сурина | Москва |
32 | Единый психоаналитический подход | Александр Харитонов | Москва |
33 | Балинтгруппы | Николай Клепиков | Москва |
34 | Интегративная детская психотерапия | Альбина Локтионова | Москва |
35 | Системная семейная психотерапия: восточный вариант | Нина Лаврова | Санкт-Петербург |
36 | Восточная версия трансактного анализа | Галина Макарова | Москва |
37 | Интегральное нейропрограммирование | Сергей Ковалев | Московская область |
38 | Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиентоцентрированные расстановки® | Михаил Бурнашев | Москва |
39 | Этический персонализм | Александр Бондаренко | Киев, Украина |
40 | Процессуально-ориентированная психология и психотерапия | Людмила Сербина | Москва |
41 | Генеративная психотерапия | Петр Силенок | Краснодар |
42 | Восточная версия психосинтеза | Сергей Ключников | Москва |
43 | подход DMO | Юлия Огаркова (Дубинская) | Москва |
44 | Песочная терапия | Олег Старостин | Санкт-Петербург |
45 | Гештальт-терапия | Елена Петрова | Санкт-Петербург |
46 | Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия | Вера Арсенева | Санкт-Петербург |
47 | Родологический метод консультирования | Лариса Докучаева | Екатеринбург |
Мы, конечно, прекрасно осознаем, что в этот перечень не включены все широко распространенные в нашей стране методы психотерапии и консультирования. В 2013 году мы провели экспертный опрос лидеров психотерапевтических модальностей на предмет количества практиков по их методикам. Мы опросили руководителей 30 модальностей психотерапии, и, по их экспертному мнению, к 2013 г. минимальное расчетное количество практикующих их модальностей составило 28 045, а максимальное – 30 485. Опрошенных также попросили сделать прогноз на 5 лет, т.е. на 2018 год — и по их оценке, минимальное количество практикующих составит 43 740 человек, а максимальное — 45 450 человек. Конечно, с тех пор в России многое изменилось, поэтому мы полны решимости повторить опрос, тем более что количество психотерапевтических модальностей в нашей организации выросло до 47.
Однако далеко не все новые инициативы, предложенные нашими коллегами, быстро получают профессиональное признание и внедряются в качестве новых методов психотерапии. С нашей точки зрения, каждый действительный метод психотерапии должен иметь свою собственную теорию; практика, включающая комплекс технологий и приемов психотерапевтической работы; надлежащая программа обучения, основанная на четырехступенчатой системе обучения: личная психотерапия в рамках обучения, теоретическое обучение, практика во время обучения и наблюдение за обучением. Общий объем обучения часто доходит до 3200. последователи. Если в модальности присутствуют еще не все четыре компонента, мы не считаем ее модальностью или методом психотерапии, а называем «авторской методикой». Она принадлежит определенному автору и не относится к психотерапии вообще .
Теперь перейдем к законодательным инициативам в нашей сфере.
Законодательные инициативы в области психотерапии также исходят от Профессиональной психотерапевтической лиги. До сих пор мы предложили всего три таких инициативы. В 1998 году Лига подготовила законопроект о психотерапии. Через полгода проект по аналогичному закону представил Российский федеральный научно-методический центр психотерапии и медицинской психологии, а еще через несколько месяцев третий проект представила Психотерапевтическая служба Москвы. На тот момент общественности были представлены три разных проекта законопроекта о психотерапии, и стало понятно, что мы пока не можем договориться внутри собственного профессионального сообщества, а значит, не готовы принять проект закона о психотерапии. законопроект в Государственную Думу РФ. В 2014 году Лига создала второй проект закона: «О психотерапевтической помощи в Российской Федерации», который широко обсуждался в профессиональных сообществах и был внесен в Государственную Думу РФ для предварительного рассмотрения. Комитет Государственной Думы по здравоохранению направил проект в Минздрав на экспертизу, и было получено краткое заключение о нецелесообразности такого закона. Вскоре, в 2016 году, Лига выступила с третьим проектом психотерапевтического закона «О профессиональной психотерапевтической деятельности в Российской Федерации». Теперь ждем благоприятного момента для внесения законопроекта в Государственную Думу. Все три законопроекта, внесенные ЗГЗ, представляют собой преемственность и ориентированность на практику, так как их первоначальные версии были разработаны одним и тем же автором, профессором Александром Катков.
Законодательные инициативы в отношении психологии в нашей стране также имеют уникальную историю. В 2012 году началась работа над законопроектом о психологической помощи в Российской Федерации. Лига участвовала в обсуждении законопроекта лишь один раз. к дальнейшему обсуждению проекта нас не приглашали. Этот законопроект не был принят. В 2017 году нас снова пригласили, теперь уже в Верховный Совет РФ, в состав рабочей группы по новой редакции законопроекта «Психологическая помощь в Российской Федерации». В дальнейшем, насколько нам известно, некоторые из участников встречи, сотрудники МГУ, организовали рабочую группу для продолжения работы над законопроектом.
Дальнейшие попытки наметить законодательное регулирование психотерапии привлекли наше внимание к саморегулированию в нашей стране. Саморегулирование в России было введено Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ. экономики страны регулируются этим законом. Однако ни в медицине, ни в психологии не было создано ни одной саморегулируемой организации. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига входит в состав Национальной медицинской палаты (НМП) с момента создания последней. .Именно NRM выступил с инициативой добиваться внесения поправок в закон о саморегулировании медицины. К сожалению, эта цель до сих пор не достигнута. В октябре 2014 года мы приняли первый Устав Саморегулируемой организации (СРО) — Ассоциации развития психотерапевтической и психологической науки и практики «Союз психотерапевтов и психологов» и ввели эту организацию в действие. В октябре 2015 года были внесены некоторые изменения и дополнения в Устав нашей Национальной саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов». Как указано в полном названии организации, она приобрела национальный статус. Согласно действующему законодательству в каждой отрасли может функционировать только одна национальная саморегулируемая организация. Национальная саморегулируемая организация объединяет все саморегулируемые организации в сфере нашей деятельности, взаимодействует с государственными регулирующими органами и наделена законодательными правами. Дальнейшее развитие нашей национальной саморегулируемой организации привело к значительным корректировкам Устава организации. С начала 2018 года, после утверждения Минюстом измененного Устава и включения его в официальный государственный реестр, мы работаем в соответствии с обновленным Уставом. На внеочередном заседании правления в марте 2018 года Правление нашей организации приняло ряд важных решений, направленных на стимулирование дальнейшего развития нашей национальной СРО.
В нашу саморегулируемую организацию входят: психотерапевты, психоаналитики, консультанты, прикладные психологи, медиаторы, супервизоры, коучи и другие специалисты, занятые в сфере психотерапевтической науки и практики и являющиеся частными предпринимателями; юридические лица, оказывающие психотерапевтическую помощь, профессиональное образование и исследования в области психотерапевтической науки и практики. Имеем право открывать филиалы и представительства в регионах Российской Федерации.
Предметом саморегулирования является профессиональное предпринимательство психотерапевтов, психоаналитиков, консультантов, прикладных психологов, медиаторов, супервизоров, коучей и других специалистов, занимающихся психотерапевтической наукой и практикой, и юридических лиц, осуществляющих психотерапевтическую и психологическую помощь, профессиональное образование и исследования в области психотерапевтической науки и практики.
Наша миссия — разработка и унификация стандартов и руководств по предпринимательству среди специалистов психотерапии и психологии.
Несомненно, что наши стандарты и правила строго соответствуют федеральным законам и другим законодательным актам штатов. Стандарты и правила Ассоциации могут устанавливать дополнительные требования к профессиональной деятельности ее членов. Во-первых, определяем дополнительные требования к образованию. Мы вводим четырехступенчатую парадигму профессионального образования, которая включает теоретическое изучение, практику под наблюдением, личную терапию и наблюдение во время обучения. Предложенный нами требуемый стандарт подготовки психотерапевтического образования более чем в шесть раз превышает стандарт, принятый Министерством здравоохранения, и соответствует стандартам Европейской ассоциации психотерапии. Важно перечислить наиболее важные функции нашей организации: профессиональное обучение, лицензирование сотрудников, сертификация услуг, оказываемых членами СРО. Как лицензирование, так и сертификация будут проводиться в рамках утвержденных модальностей психотерапии. Другими нашими важными заботами являются исследования в области психотерапевтической науки и практики; установление правил психотерапевтической практики, посредничества, консультирования и психологической помощи; разработка стандартов обучения психотерапии и единой экспертизы научно-практических методик, программ и проектов по психотерапии и психологии. Мы будем заниматься консультированием проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации.
Наши правила предусматривают запрет на деятельность членов СРО, которая может нанести ущерб другим предпринимателям в сфере психотерапии и психологии, также мы устанавливаем правила против недобросовестной конкуренции, совершения действий, которые могут причинить какой-либо моральный вред или не- причинение материального ущерба потребителям психотерапевтических и психологических услуг и/или третьим лицам, действия, которые могут нанести ущерб деловой репутации члена СРО или деловой репутации самой СРО.
Согласно новой редакции Устава, в период между ежегодными заседаниями правления СРО осуществляет руководство Советом при Президенте, в состав которого входят руководители его подразделений.
Профессиональными органами, в обязательном порядке создаваемыми Президентским советом СРО, являются:
1) Экспертная комиссия осуществляет контроль за соблюдением членами СРО стандартов и правил Ассоциации;
2) Дисциплинарная комиссия рассматривает дела о привлечении к дисциплинарной ответственности членов Ассоциации;
3) Комиссия по этике осуществляет контроль за соблюдением членами СРО Правил профессиональной этики, утвержденных Общим собранием Ассоциации;
4) Ученый совет занимается развитием психотерапевтической и психологической науки, практики и образования, профильными исследованиями в указанных областях;
5) Наблюдательный совет осуществляет контроль за предпринимательской деятельностью членов СРО по вопросам психотерапевтической и психологической помощи
и профессионального образования в части соблюдения требований Устава Ассоциации и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Президентский Совет уполномочен создавать иные органы управления, важные для успешного функционирования нашей саморегулируемой организации.
Мы подписали соглашения о сотрудничестве с крупнейшими ассоциациями психотерапевтов: Европейской конфедерацией психоаналитических психотерапевтов — Россия и Ассоциацией когнитивно-поведенческой психотерапии.
Особенно важно осознавать, что отсутствие законодательного регулирования психотерапии и психологии приводит к очевидным убыткам, в первую очередь, для потребителей наших услуг и для нашей профессии. Таким образом, бизнес-цеховая деятельность, которая в основном происходила из психологии, практически отделилась от нее; то же самое произошло с коучингом, а теперь происходит и с тренингами личностного роста. На смену профессионалам в этих областях приходят харизматичные любители, которых больше всего волнуют деньги. Теперь такие корыстолюбивые дилетанты нацелились на психотерапию.
Как уже упоминалось в этой статье, изначально в России было три школы психотерапии, а позже начала активное развитие четвертая, Новая школа. В каком состоянии сейчас находятся эти школы? Какие у них перспективы? — Ответы на эти вопросы мы найдем на специальной конференции, посвященной российским отечественным школам психотерапии. Конференция запланирована в рамках Ежегодного Конгресса Профессиональной Психотерапевтической Лиги России «Психология и психотерапия каждого дня и всей нашей жизни» 15-18 ноября 2018 года в Москве. К 2010-м годам появился новый вид психотерапии и — впервые в истории России — прикладная психология. Обе эти области во многом совпадают друг с другом по содержанию деятельности, но только незначительная часть психотерапии законодательно регулируется постановлением Минздрава, тогда как большая часть психотерапии и прикладной психологии в той или иной мере регулируется в рамках Методы и модальности психотерапии. Методы и модальности психотерапии в нашей стране объединяет Всероссийская профессиональная психотерапевтическая лига.
Сегодня психотерапия в государственных учреждениях России сосуществует с самостоятельно практикуемой психотерапией. При этом имеется достаточное количество психотерапевтов, которые работают как в государственных государственных медицинских учреждениях, так и занимаются одновременно частной практикой. Частная психотерапевтическая практика, хотя и носит характер помогающей профессии, строго зависит от правил ведения бизнеса. Поэтому эффективное саморегулирование особенно важно в этой сфере. Пришло время самостоятельной психотерапии протянуть руку помощи психотерапии в государственных медицинских организациях, переживающей сейчас большие трудности, почти на уровне системного кризиса. В настоящее время психотерапевтам становится трудно оставаться в одиночестве, и специалисты в области психотерапии и психологии определяют, на стороне каких организаций им следует стоять.
В нашей стране рождаются новые модальности и методы психотерапии. Мы приветствуем и поддерживаем творчество и самоотверженность российских специалистов и приглашаем лидеров новых модальностей присоединиться к Комитету по методам и модальностям ЗГЗ.