Популярное

Психические функции это в психологии: Высшие психические функции — Психологос

Высшие психические функции — Психологос

01 октября 2022 г., 21:54

 

 

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.

Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

Высшие психические функции — культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой.

Еще раз основные пункты, характеризующие ВПФ. Это функции:

  • Социальные по своему происхождению — говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм — интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.
  • Опосредованные по строению — внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом — представления о том, что в культуре принято и понятно.
  • Произвольные по характеру регуляции — человек может ими сознательно управлять.

Список ВПФ

К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции — вопрос спорный.

Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ — функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.

  • Высшие психические функции

Комментарии (8):

Н., 03 сентября 2015 г., 21:05

Н.П. Бехтерева относит к ним и внимание.

2

ответа

Гость, 18 октября 2017 г., 13:48

Относят. Но как-то не уверенно ;))

Гость, 21 сентября 2018 г., 15:29

Произвольное относят, непроизвольное нет 🙂

Гость, 22 мая 2019 г., 23:45

Для массовой личности и первый список непроизволен..

1

ответ

Гость, 17 февраля 2023 г., 11:35

Гость, 13 октября 2019 г., 15:25

Почему восприятие и память определены культурой, а не генетикой?

1

ответ

Гость, 02 декабря 2019 г., 15:06

Восприятие мира навязывается средой. На счет памяти тоже думал, но ответа не нашел.

1

ответ

Гость, 14 марта 2020 г., 21:18

Узелок, на память!)

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Формирование высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Характеристики высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Интериоризация

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. С. Выготским.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психофизиологическая основа высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Высшие психические функции в прикладных направления современной психологической науки

0Подробнее

Содержание

Нет новостей

Новые статьи:

  • Как отмечать день рождения ребенка?
  • Не все праздники — твои!
  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение

Популярные статьи:

  • Что делать мужу, когда жена не хочет секса
  • Ребенок не слушается. Что делать?
  • Как вести себя девушке, чтобы выйти замуж
  • Гнев, злость, ярость. Что делать с собственной агрессивностью?
  • Невротик

Хиты недели:

  • Список эмоций
  • Аутогенная тренировка, аутотренинг
  • Жаворонки и Совы
  • Как разговаривать с мужем
  • Откуда стеснительность и что с нею делать

Высшие психические функции.

Что такое «Высшие психические функции»? Понятие и определение термина «Высшие психические функции» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) – одно из важнейших центральных понятий современной психологии. Понятие введено Л.С. Выготским, в дальнейшем разрабатывалось А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и другими.

Выготский выделял два уровня психических функций. Низший уровень – натуральные психические функции, обусловленные генотипом и формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются при жизни человека на основе натуральных под влиянием социокультурной среды. К высшим психическим функциям относят воображение, память, мышление и т.д.

Высшие психические функции появляются в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым, через некоторое время ребенок может перенести механизмы управления ими во внутренний план (это называется интериоризацией).

Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основным средством опосредования Высших психических функций является речь.

Высшие психические функции – результат системной работы мозга, ни одна из них не закреплена за определенным участком мозга. При появлении на определенном этапе развития ребенка какой-либо психической функции различные мозговые центры начинают сообща работать на то, чтобы она правильно сформировалась и развивалась.

Понятие высшие психические функции не только используется в общей психологии, но и широко применяется в прикладных сферах, активно используется в педагогической психологии, патопсихологии и нейропсихологии.

< Вуайеризм

Выученная беспомощность >

Популярные термины

    Высшие психические функции

    Зачем ребенку воображение?

    Что мы знаем о мире, в котором живут дети? Мульгерои и говорящие животные, сказочные сокровища, волшебные приключения. .. Реальный мир увлекает малыша не меньше, чем сказочный, и именно от воображения зависит развитие ребенка: как он будет адаптироваться в изменяющейся среде и чем сможет заниматься в будущем.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Неорганизованный ребенок: 6 советов для решения проблемы — попробуйте самостоятельно
    • «Моего парня посадили, и мир рухнул. Я рыдаю каждый день»
    • «Согласилась на отношения с другом, боясь его обидеть. Теперь мне некомфортно»
    • Время изучения и открытий: 7 преимуществ секса в длительных отношениях — откройте подлинную близость
    • «Можно ли спасти отношения?»: 10 вопросов, которые помогут это понять, — проверьте вашу пару
    • «Год порно»: литературные откровения миллениала-провинциала
    • «Как избавиться от осколков детских травм?»
    • Терапия бережностью: какая помощь нужна при психологической травме

    Сегодня читают

    • 40 вопросов, которые помогут понять, чего вы на самом деле хотите
    • Любит мужчин за 70: почему беременная от Аль Пачино 29-летняя Нур Альфалла выбирает стариков
    • 10 цитат Зигмунда Фрейда, которые не устарели и спустя 100 с лишним лет
    • Как выявить скрытого нарцисса в своем окружении: необычный способ предложили ученые
    • «Я не хочу секса с новым парнем так, как хотела с бывшим. Получается, я его не люблю?»

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЛЕТО 2023 №74

    Подробнее

    спецпроекты

    Что такое когнитивные функции


    Что такое когнитивные функции?

    Когнитивные функции — это психические процессы, которые позволяют нам выполнять любую задачу. Они позволяют субъекту играть активную роль в процессах получения, выбора, преобразования, хранения, обработки и поиска информации, позволяя субъекту ориентироваться в окружающем мире.


     

    Каковы наиболее важные когнитивные функции?

    Наиболее важными когнитивными функциями являются внимание, ориентация, память, гнозис, исполнительные функции, практика, язык, социальное познание и зрительно-пространственные навыки.


    Ориентация

    Что такое ориентация?

    Ориентация — это способность, позволяющая постоянно осознавать себя и свое окружение.

    • Личная ориентация: способность интегрировать информацию, касающуюся личной истории и личности.

    • Ориентация во времени: возможность управлять информацией о дне, времени, месяце, году, праздниках, временах года, времени определенного поведения и т. д.

    • Ориентация в пространстве: способность обрабатывать информацию о том, откуда человек пришел, где находится в любой конкретный момент, куда направляется и т. д.
    Подробнее об Ориентации


    Гнозис

    Что такое гнозис?

    Гнозис — это способность мозга распознавать ранее полученную информацию, такую ​​как объекты, лица или места, полученную от наших органов чувств. Таким образом, существуют разные типы гнозиса, по одному для каждой сенсорной модальности, и гнозис, объединяющий разные сенсорные модальности.

    • Зрительный гнозис: способность визуально распознавать различные элементы и придавать им значение (предметы, лица, места, цвета и т. д.).

    • Слуховой гнозис: способность распознавать и различать различные звуки.

    • Тактильный гнозис: способность распознавать различные объекты на ощупь (текстуры, температуры и т.д.).

    • Обонятельный гнозис: способность распознавать по запаху различные запахи.

    • Вкусовой гнозис: способность распознавать по вкусу различные ароматы.

    • Схема тела: способность распознавать и мысленно воспринимать тело в целом и его различные части, отработка движений, которые можно совершать каждой, и ориентация тела в пространстве.

    Подробнее о Gnosis


    Внимание

    Что такое внимание?

    Внимание — это процесс направления когнитивных ресурсов на определенные аспекты окружающей среды или на выполнение определенных действий, которые кажутся наиболее подходящими. Это относится к состоянию наблюдения и бдительности, которое позволяет осознавать, что происходит в окружающей среде (Ballesteros, 2000).

    Другими словами, внимание — это способность генерировать, направлять и поддерживать соответствующее состояние бдительности для правильной обработки информации.

    Существует пять различных процессов внимания:

    • Устойчивое внимание: способность плавно удерживать фокус на задаче или событии в течение длительного периода времени.

    • Избирательное внимание: способность направлять внимание и фокусироваться на чем-либо, не позволяя другим раздражителям, внутренним или внешним, прерывать выполнение задачи.

    • Переменное внимание: способность плавно переключать внимание с одной задачи или внутренней нормы на другую.

    • Скорость обработки: скорость, с которой мозг выполняет задачу (очевидно, она будет варьироваться в зависимости от задачи и других задействованных в ней когнитивных функций).

    • Полупренебрежение: большая трудность или неспособность направить внимание в любую сторону (обычно влево) по отношению к телу, а также к пространству.

    Подробнее о Внимание


    Исполнительные функции

    Что такое исполнительные функции?

    Исполнительные функции — это сложные когнитивные процессы, необходимые для планирования, организации, руководства, пересмотра, регулирования и оценки поведения, необходимого для эффективной адаптации к окружающей среде и достижения целей (Bauermeister, 2008).

    Исполнительная деятельность включает способности и процессы, жизненно важные для повседневной жизни, такие как:

    • Рабочая память: система, которая позволяет поддерживать, обрабатывать и обрабатывать информацию в уме.

    • Планирование: умение ставить цели, разрабатывать планы действий по их достижению (последовательность шагов) и выбирать подходящий на основе предвидения последствий.

    • Рассуждение: способность сравнивать результаты, делать выводы и устанавливать абстрактные отношения.

    • Гибкость: способность создавать новые стратегии для адаптации поведения в соответствии с меняющимися требованиями окружающей среды.

    • Запрет: способность игнорировать импульсы или нерелевантную информацию либо внутри, либо снаружи при выполнении задачи.

    • Принятие решений: способность выбирать курс действий после взвешивания различных возможных вариантов, а также их возможных результатов и последствий.

    • Оценка времени: способность приблизительно оценивать течение времени и продолжительность действия или события.

    • Двойное исполнение: способность выполнять две задачи одновременно (они должны быть двух разных типов), уделяя внимание обоим одновременно.

    • Ветвление (многозадачность): способность организовывать и оптимально выполнять задачи одновременно, смешивая их, но всегда зная статус каждой.

    Подробнее об исполнительных функциях


    Praxis

    Что такое praxis?

    Праксис относится к выученной двигательной активности. Иными словами, праксис — это порождение волевого движения для совершения того или иного действия или достижения цели.
    Различные типы праксиса включают:

    • Идеомоторный праксис: способность намеренно совершать движения или простые жесты.

    • Идеационная практика: способность манипулировать объектами посредством последовательности действий, что подразумевает знание функции объекта, знание действия и знание последовательности действий, ведущих к этому действию.

    • Лицевая практика: способность произвольно совершать движения или жесты различными частями лица (губами, языком, глазами, бровями, щеками и т. д.).

    • Зрительно-конструктивная практика: способность планировать и совершать движения, необходимые для организации ряда элементов в пространстве для формирования рисунка или завершенных трехмерных фигур.

    Подробнее о Praxis


    Память

    Что такое память?

    Память — это способность кодировать, хранить и эффективно извлекать ранее изученную информацию или прошлый опыт. Память делится на два основных типа:

    • Эпизодическая память: относится к информации о событиях и переживаниях (где и когда).

    • Семантическая память: относится к общим знаниям.

    • Процедурная память: относится к конкретным действиям или последовательности выученных действий, большинство из которых автоматически извлекаются, не думая о действии или движении (часто трудно вербализовать).

     

    Подробнее о памяти


    Язык

    Что такое язык?

    Язык — это когнитивная функция высокого уровня, которая развивает процессы символизации, связанные с кодированием и декодированием.

    Согласно Lecours et al. (1979), язык относится к производству устных или письменных знаков, которые символизируют объекты, идеи и т. д. в соответствии с собственной конвенцией языкового сообщества.
    В языке существуют различные функции, которые могут быть нарушены:

    • Выражение: способность формулировать мысли осмысленно и грамматически правильно.

    • Понимание: способность понимать значение слов и идей.

    • Словарный запас: лексические знания.

    • Именование: способность давать имена объектам, людям или событиям.

    • Именование: способность давать имена объектам, людям или событиям.

    • Беглость: способность создавать быстрый и эффективный языковой контент.

    • Дискриминация: способность распознавать, различать и интерпретировать языковой контент.

    • Повторение: способность воспроизводить одни и те же звуки.

    • Письмо: способность преобразовывать идеи в символы, символы и образы.

    • Чтение: способность интерпретировать символы, символы и изображения и преобразовывать их в речь.

    Подробнее о языке


    Социальное познание

    Совместные когнитивные и эмоциональные процессы, посредством которых мы интерпретируем, анализируем, запоминаем и используем информацию о социальном мире. Это относится к тому, как мы думаем о себе, других и их поведении, социальных отношениях, а также о том, как мы понимаем всю эту информацию и соответствующим образом обосновываем свое поведение.

    Подробнее о социальном познании


    Зрительно-пространственные навыки

    Что такое зрительно-пространственные навыки?

    Зрительно-пространственные навыки — это способность представлять, анализировать и мысленно манипулировать объектами. Есть две важные концепции, относящиеся к зрительно-пространственным навыкам:

    • Пространственное отношение: способность мысленно воспринимать и манипулировать объектами в двух измерениях.
    • Пространственная визуализация: способность мысленно воспринимать и манипулировать объектами в трех измерениях.

    Подробнее о зрительно-пространственных навыках


     

    Когда начинают ухудшаться когнитивные функции?

    Потеря когнитивных способностей происходит из-за нормального процесса старения. То, как мы стареем и как переживаем этот процесс, а также наше здоровье и функциональные возможности зависят как от генетической структуры, так и от окружающей среды, которая окружала нас на протяжении всей жизни.

    Кроме того, существуют другие факторы, которые могут изменить когнитивные способности, такие как нейродегенеративные заболевания, нарушения развития нервной системы, умственная отсталость или психические заболевания. Также употребление наркотических веществ, алкоголизм, тяжелые физические или психические травмы могут влиять на мозговую деятельность острым или хроническим образом.

    Как мы можем сохранить когнитивные функции?

    Было показано, что ухудшение состояния замедляется, а дефицит выражен мягче, если мы ведем активный и здоровый образ жизни в стимулирующей среде и продолжаем работать над своими способностями с помощью практик и упражнений когнитивной стимуляции.


     

    Для чего мы используем когнитивные функции?

    Высшие функции мозга , такие как рассуждение, память и внимание необходимы для полноценной и независимой жизни. В течение дня мы непрерывно используем когнитивные функции. Наш мозг использует различные когнитивные способности для приготовления пищи, вождения или проведения собраний, активация различных частей наших полушарий в большей или меньшей степени.

    Почему важны когнитивные функции?

    Все действия, которые мы выполняем, требуют использования наших функций мозга , которые включают миллионы нейронных связей , распределенных по всем долям нашего мозга, и активацию различных областей мозга для адекватного взаимодействия с окружающей средой и обработки информации, которую мы получаем. получить по разным каналам.

    Как мы используем когнитивные функции?

    Обработка информации в сознании человека осуществляется через когнитивную систему . Человеку отводится активная роль в процессах приема, отбора, преобразования, обработки, восстановления и трансформации информации, поступающей в мозг .
    Обработка такой информации состоит из взаимосвязанных когнитивных , которые действуют вместе для выполнения самых сложных умственных операций . Таким образом, когнитивная функция может быть объединена или дополнена другими, чтобы сформировать более высокую единицу, когнитивный процесс , в который можно вмешиваться, работая над его самыми основными единицами (когнитивные функции) или над его более сложными процессами (мышление). навыки).

    Библиотека иллюстраций ICF

    Библиотека иллюстраций ICF

    Библиотека иллюстраций ICF Английская версия
    ФУНКЦИИ ТЕЛА

    ГЛАВА 1
    ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
    специфические психические функции

    б140 б144 б147 б152 б156 б160 б164 б167
    Функции внимания Функции памяти Психомоторные функции Эмоциональные функции Функции восприятия Мыслительные функции Когнитивные функции более высокого уровня Психические функции языка
    Специфические психические функции концентрации внимания на внешнем раздражителе или внутреннем опыте в течение необходимого периода времени. Специфические умственные функции регистрации и хранения информации и ее извлечения по мере необходимости. Специфические психические функции контроля над моторными и психологическими событиями на уровне тела. Специфические психические функции, связанные с чувственными и аффективными компонентами психических процессов. Специфические психические функции распознавания и интерпретации сенсорных раздражителей. Специфические психические функции, связанные с мыслительным компонентом ума. Специфические психические функции, особенно зависящие от лобных долей головного мозга, в том числе сложное целенаправленное поведение, такое как принятие решений, абстрактное мышление, планирование и выполнение планов, умственная гибкость и принятие решений о том, какое поведение уместно при каких обстоятельствах; часто называют исполнительными функциями. Специфические психические функции распознавания и использования знаков, символов и других компонентов языка.
    б172 б176 б180 б189
    Расчетные функции Психическая функция последовательности сложных движений Опыт функций себя и времени Специфические психические функции, другие уточненные и не уточненные
    Специфические психические функции определения, приближения и манипулирования математическими символами и процессами.

    You may also like

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *