Популярное

Проективные методики в работе психолога: Проективный метод в современном психологическом исследовании личности

Проективные методики в психологии – виды, классификация, возможности, использование, работа с семьей, групповые, рекомендации

Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.

Проективные методики в психологии

Почему проективные методики исследования личности так популярны, эффективны и любимы психологами всего мира? Важным критерием всех психологических тестов является валидность и результативность, то, что в конечном итоге хочет увидеть специалист, какие цели он преследует. Проективные тесты – это качественная диагностика, подразумевающая исследование тех особенностей и качеств, которые нельзя измерить количественными тестами, или есть высокая вероятность того, что выполнение количественного исследования приведет к недостоверным результатам.

Проективные методики – цель

Проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.

Виды проективных методик

Родоначальником проективного направления исследования в психологии является К. Г. Юнг, швейцарский психоаналитик середины XIX в. Юнг разработал ассоциативный эксперимент, заключавшийся в том, что человеку озвучивался ряд слов, и на каждое нужно было быстро назвать первое пришедшее на ум слово, если испытуемый заминался, не понимал слово, или механически его повторял, значит слово являлось для человека определенным раздражителем и признаком скрытого аффекта. Проективные ассоциативные методики переживают настоящий бум в XX в., и начинают развиваться новые направления.

Классификация проективных методик:

  1. Интерпретационные. Методика ТАТ (тематической апперцепции тест) разработанная Г. Мерреем и К. Морган в 1935 году в виде 20 картин, на каждой из них актуализировано какое то переживание, исследуемого просят составить небольшой рассказ по каждой картине. Психолог записывает все, что говорит испытуемый, с каким героем он себя идентифицирует. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 изображений лиц, находящихся в проблемных ситуациях и произносящих определенные фразы, испытуемый должен ответить первым что придет на ум, в ответ на фразу.
  2. Методики конструирования. «Тест мира», созданная М.Ловельфельдом в 1939 г. В набор методики входит 232 модели (животные, люди, предметы). Испытуемому дается инструкция создать некий мир. Психолог наблюдает и записывает какие предметы и в каком количестве выбраны первыми, как человек расставляет их в пространстве. Другой тест Ловенфельда «Мозаика» состоит из 465 фигур разной геометрической формы и цветов. Неспособность испытуемого создать определенную узнаваемую по форме фигуру свидетельствует об отклонениях.
  3. Завершение предложений (ассоциативные тесты). Испытуемому предлагается ряд фраз или рассказывается история, которая обрывается и человек должен продолжить дальше, закончить фразы.
  4. Методики импрессии. Выбор предпочтительных стимулов. Цветовой тест М. Люшера, представленный в двух вариантах. Полный тест – это 77 карточек с 25 разными цветовыми оттенками, модифицированный – 8 цветовых карточек. Исследование проводится в 2 этапа. В порядке предпочтения испытуемый выкладывает карточки в ряд, на основе цветового сочетания-конфликта интерпретируется состояние человека.
  5. Проективные изобразительные методики. Категория графических методик. С успехом применяется для исследования личности как ребенка так и взрослого. «Человек», «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом-дерево-человек» и многие другие.

Преимущества и недостатки проективных методик

Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты:

  1. Личность специалиста как фактор ненадежности. При этом специалист может быть высококвалифицированным, но у него есть свои представления, которые расходятся с представлением другого тоже компетентного специалиста.
  2. Валидность. Невозможность сделать однозначные выводы, плохая контролируемость условий проведения теста.
  3. Отсутствие стандартизированной процедуры подсчета показателей.

Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности:

  • незаменимы в работе с маленькими детьми;
  • помогают раскрытию человека;
  • применяются в работе с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения;
  • снижают контроль;
  • позволяют выйти на поверхность глубинным бессознательным мотивам и особенностям;
  • используются и как отдельное направление арт-терапии.

Применение проективных методик

Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:

  • в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
  • в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
  • судебно-психиатрическая экспертиза;
  • в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
  • в центрах занятости при профориентации.

Проективные методики для взрослых

В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:

  1. Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
  2. «Четыре персонажа» – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.

Проективные методики для работы с семьей

Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.

Проективные методики для детей

Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:

  • «дом-дерево-человек»;
  • «человек»;
  • «семья»;
  • «дерево».

Проективные групповые методики

Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.

Рекомендации к использованию проективных методик

Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:

  • важно соблюдать все прописанные условия проведения теста;
  • интерпретация должна проводиться минимум 3 компетентными специалистами;
  • правильно подобранные стимулы;
  • выбранные методики должны соответствовать поставленным задачам исследования.

 

Основы проективной психологии //Психологическая газета


Психологическая матрица совершаемых действий, в структуре которой опосредованно обнаруживаются общие личностные черты, в том числе и глубоко скрытые в бессознательном, каждый поведенческий акт человека, каждое его движение, каждая мысль – отражение его личности. Работая с проявлениями личности через активную деятельность, можно не только получить ценнейший клинический материал, но и косвенно изменить поведенческие паттерны человека, которые, пользуясь терапевтическим языком, обрекают клиента на чувство «страдания». По сути, вся психотерапия работает с психической реальностью клиента опосредованно, через её феноменологические проявления, направленные на конкретный объект. Так или иначе, личность настолько прочно интегрирована в деятельность, что реальность взаимодействия каждого человека уникальна и неотделима от поведения.


Так что, мы приходим к выводу: вся психология проективна, ведь каждый предмет воспринимается не в чистом виде, а через психическое опосредование. Ведь проекция есть всегда, даже когда психология робко прячется в стандартизированные и валидизированные методы, педантично собирая анамнез привычными инструментами и давая гарантию того, что выводы, сделанные например, MMPI неоспоримы. Конечно, каждый метод должен быть надежен. Психолог должен знать актуальные теории, методы воздействия, апробированные в разных условиях – как в системе проективных методов, так и в психологической работе, в принципе. Но все это не исключает гибкости, а гибкость – подразумевает активную субъективность, соединенную с опытом и мудростью.


В любом случае, чтобы разобраться с тем, что же такое Проективная Психология, нужно сперва определиться: а что же такое проекция?


Для ясности, возьмет четыре наиболее актуальных определения проекции (лат. projectio — бросание вперед):


  • Проекция в геометрии: изображение трёхмерной фигуры на так называемой картинной (проекционной) плоскости способом, представляющим собой геометрическую идеализацию оптических механизмов. В психологическом отражении фраза принимает вид: это моделирование образа человека (как фигуры) на альтернативной плоскости;

  • В гештальтпсихологии проекция— процесс непроизвольного приписывания субъективных процессов одного человека другим;

  • В психоанализе — механизм защиты, заключающийся в неосознанном приписывании другому неприемлемых для самого себя свойств, качеств, мотивов, мыслей и чувств (вот тут как раз и отличие – у З. Фрейда эти мотивы уже неприемлемые, вытесняемые). Вместе с тем, заметим, что еще Фрейд обратил внимание, что проекция может являться не только защитным механизмом.


В книге «Тотем и табу он писал: «Однако проекция не создана специально с целью защиты, она также принимает участие и в бесконфликтном бытии. Проекция внутренних перцепций вовне является примитивным механизмом, который, к примеру, воздействует также на наше восприятие чувственного опыта, и поэтому, как правило, принимает весьма активное участие при формировании нашего внешнего мира. При все еще недостаточно определенных обстоятельствах даже внутренние перцепции мыслительных и эмоциональных процессов проецируются наружу, подобно восприятиям ощущений…» и далее: «То, что мы, подобно первобытным людям, проецируем во внешнюю реальность, вряд ли может быть чем-то еще, кроме признания состояния, в котором данное явление имеет место для чувств и сознания, рядом с которым существует другое состояние, где оно скрыто, но может появиться вновь, то есть сосуществование восприятия и памяти, или, обобщая, существование бессознательно психического процесса рядом с сознательным». Эта мысль Фрейда, не подвергшаяся дальнейшему усовершенствованию или не выраженная систематически где-то еще, содержит все необходимое для последовательной теории проекции и общего восприятия.


В психодиагностике (Л. Франк) — процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом, в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями.


В школе проективной психологии мы соединяем первое и последнее определение, а так же мало известное определение З. Фрейда, приближаясь к вышеописанному видению проекции Д. Рапопортом, то есть:


Проекция – любое проявление психической реальности индивида в его деятельности, а проективная психология, соответственно, – направление по работе с клиентом в контексте взаимодействия с создаваемыми им образами, имеющими наибольшее количество косвенных опосредованных связей с его личностью.


Сам термин получил наиболее широкое распространение именно в контексте проективных психологических тестов. Однако, в современных статьях, книгах, а так же в практической психологии и психотерапии можно видеть, что этот термин используется несколько шире.


В нашей практике мы обращаемся к таким направлениям, как психодрама, метафорические ассоциативные карты, сказкотерапия, песочная терапия.


Что может быть общего у всех этих направлений? Все они так или иначе ориентированы на работу со скрытыми от сознания структурами или мотиваторами. Степень ориентации на неосознаваемую часть личности разная, разные методы, язык, инструменты, но так или иначе существует первоначальная установка, что в человеке есть множество скрытых, неподконтрольных пластов, и можно найти способы и язык обращения к этим структурам и даже осуществления изменений на этом уровне.


Если обратиться к истории психологии, то первым, кто обратил внимание мирового сообщества на существование бессознательного, был Зигмунд Фрейд. Таким образом, каждая из перечисленных выше школ берет свое начало еще от фрейдовской теории бессознательного.


Коротко расскажем о сформулированной Фрейдом концепции бессознательного. Говоря о топографической модели, надо сказать, что Фрейд выделил несколько ступеней психического в зависимости от того, насколько они доступны для осознания человеком.


Концепцию личности Фрейда удобнее всего рассматривать в виде ступенчатой топографической модели. Нижний уровень — это бессознательное, материал недоступный для осознания, и одновременно фундамент всей психики, истинные стремления и мотивы человека. Средний уровень — это предсознательное, материал, который может быть переведен в сознание. И высший уровень — это сознание структура, обеспечивающая человеку контакт с внешним миром.


Позднее Фрейд расширил свое понимание структуры психики, уточнив функциональные задачи отдельных компонентов. Здесь идет речь об известной конструкции Ид — Эго — Суперэго, где Ид — базовые потребности индивида (либидозные и агрессивные), Суперэго — отражение внешних норм, запретов и догматов, а Эго — структура, обеспечивающая способность человека таким образом перенаправить свои изначальные позывы, чтобы быть адекватным внешнему миру.


Если соединить две предложенные Фрейдом структуры, то получится следующая схема:


Рисунок 1. Бессознательное по З.Фрейду

Таким образом, в сферу сознательного попадает лишь часть психического, относящегося к структуре Эго, и часть структуры Суперэго. Большая часть процессов этих структур относится к области “предсознательного”. Ид целиком попадает в недоступное бессознательное, информируя о себе через изменение процессов в Эго.

Основной своей научной целью З. Фрейд считал изучение возможностей выведения неосозноваемых тенденций в сознание, так как, по его мнению, именно это — единственная терапевтическая возможность гармонизации личности.

На данный момент часть терапевтических школ отказалась от задачи проводить терапию именно через выведение в сознание всех возможных мотивов. Работа ведется на уровне предсознательного и даже бессознательного.

Ученик и оппонент З.Фрейда, К. Г. Юнг (1916) дополнил понимание бессознательного термином “коллективное бессознательное” и учением об архетипах. Коллективное бессознательное понимается как хранилище всех главных знаний человечества, которое наследуется человеком вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Ключевые фигуры коллективного бессознательного — архетипы; структуры, которые олицетворяют ведущие универсальные, свойственные всем идеи, потребности, роли.


Рисунок 2. Бессознательное по К.Г. Юнгу

Процесс терапии по Юнгу состоит в том, чтобы сигналы подавляемого бессознательного до какой-то степени освободить, и выровнять баланс между сознанием и бессознательным. Соответственно, согласно Юнгу, освобождение бессознательного терапевтично само по себе. Эта идя ближе к тем идеям, на которые опирается арт-терапия и некоторые другие проективные методы психологии.

Развернутую модель бессознательного предложил Роберто Ассаджиоли в 1958 году. Ассаджиоли постарался свести воедино разнородные на первый взгляд даже противоречащие проявления бессознательного.

В предложенной схеме выделяются следующие области.

1. Нижнее бессознательное. Оно включает в себя: — элементарную психическую деятельность, управляющую жизнью тела; — основные инстинкты и примитивные стремления; — большое количество разнообразных эмоционально заряженных комплексов; — сны и фантазии низшего свойства; — различные патологические проявления, такие как фобии, навязчивости, компульсивные желания, параноидальные галлюцинации.

2. Среднее бессознательное. Его образуют элементы психики, напоминающие элементы пробуждающегося сознания и легко для него доступные. В этой внутренней области собран разнообразный опыт, здесь же вынашиваются и созревают обыкновенные мыслительные и воображаемые действия, прежде чем они окончательно оформятся и появятся на свет сознания.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Это область, из которой мы получаем озарения и вдохновения высшего характера — художественные, философские, научные. Отсюда к нам приходят «требования» морали, здесь рождается потребность совершать гуманные и героические поступки. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь, источник духовности, состояний просветления, озарения и духовного экстаза. Здесь в скрытом виде таятся высшие психические функции и духовная энергия.

4. Область сознания. Этот термин обозначает ту часть нашей личности, которую мы непосредственно осознаем. Сюда относится непрекращающийся поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и импульсов, которые доступны нашему наблюдению, анализу и оценке.

5. Осознаваемое «Я». «Я» является стабильным центром нашей личности. «Я», точкой чистого осознавания себя.

6. Высшее «Я». «Высшее Я», расположенное где-то за пределами или выше нашего «Я». Оно является неким божественным прототипом нашей личности и помогает удерживать стабильность осознаваемого “Я”, как если бы существовала модель, с которой происходит соотнесение личности.

7. Коллективное бессознательное. Процесс «психологического обмена» постоянно происходит как между отдельными людьми, так и в более широкой психологической среде, которая в целом соответствует тому, что К. Юнг назвал «коллективным бессознательным».

Данная теория не является наиболее популярной моделью в дискуссии специалистов о бессознательном, но разрешает многие противоречия в понимании бессознательного и неосозноваемого в разных школах. Кроме того, она позволяет ориентироваться в том материале, который мы получаем в процессе работы с проективными технологиями.


Рисунок 3. Бессознательное по Р. Ассоджиоли

Опираясь на модель личности Р.Ассоджиоли, можно выделить области действия разных психологических методов.


Рисунок 4. Уровни психического и методы коррекции

Следующей необходимой “остановкой” на пути обсуждения концептуального поля проективной психологии будет разговор на тему проективных методов психодиагностики.


Одним из первых проективных тестов, не утративших своей прикладной ценности, до сих пор является тест “Пятна Роршаха”.

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1921). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями, Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и чёрного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки. Оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов. Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.

Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность, адекватность и эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее, он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и её нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Проективные методики и подход, в целом, характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.

Коротко познакомимся общей классификацией проективных методов.

Методы Проективной психологии

Структурировать методы можно, пользуясь классификацией Франка-Носса. Л.К. Франк ввел сам термин – проективный метод и создал первую их классификацию, И.Н. Носс — доктор психологических наук, доцент, специализирующийся на исследовании проблем профессиональной и акмеологической диагностики. Он дополнил, и на наш взгляд значительно усовершенствовал первоначальную классификацию.

Многие из нижеупомянутых методик используются в Школе Проективной Психологии как диагностические и терапевтические инструменты. Подробнее об опыте применения этих методов мы сможете прочитать в группе Школы: http://vk.com/proektpsy.

Итак, проективные методы можно структурировать следующим образом.


  • Конститутивные. Клиент работает с бесструктурным материалов, создавая из него определенную форму, придавая ему определенный смысл. Соответственно (тест Вартегга, Роршаха, тест рисования пальцами)

  • Конструктивные. Создание образа по заданию. Обычно под конструктивными методами понимаются свободные рисуночные тесты. (тест Дерево, тест Дом-Дерево-Человек, тест Несуществующее Животное)

  • Интерпретативные. Интерпретативные методы основаны на приписывании собственного значения стимульным ситуациям. (ТАТ, тест незаконченных предложений, словесных ассоциаций, тест руки)

  • Семантические. Выявление эмоциональных реакций на разные стимулы как отражение психического состояния (Репертуарные решетки Келли, Невербальный семантический дифференциал)

  • Рефрактивные. Свое название батарея тестов получила от Г. Олпорта. В ней собраны описательные методы диагностики человека по признакам, присутствующим в его повседневной жизни (графология, изучение манеры поведения, одежды, взаимодействия с людьми).


В России сейчас очень мало исследователей почерка. Все современные российские книги дают в этом направлении только некоторые способы анализа. Вместе с тем, в Германии, например, или в США цена на анализ почерка достаточно высока (доходит до 1500 евро!) В Израиле существует целый институт графоанализа, сейчас данное направление активно развивается. В Санкт-Петербурге в нашей Школе проективной психологии проводятся занятия по графологии и консультации графолога с качественным анализом почерка (специалист обучался графологии в Германии и уже имеет большой опыт в данном направлении).

Наиболее широко в Школе проективной психологии представлены Катартические методы.

Катартические методы — это комплекс проективных методов, которые применяются не в качестве тестов, а как способ работы с образом эго через акт деятельности. Как мы уже обозначали выше, что в нашей Школе наибольшее внимание мы уделяем таким направлениям, как песочная терапия, психодрама, сказкотерапия, метафорические карты. Опишем эти методы более подробно.

1. Тест Роршаха концептуально является прародителем такого терапевтического метода, как работа с метафорическими ассоциативными картами (МАК). МАК восходят к абстрактным чернильным пятнам; затем они пережили серию превращений в рисунки и фотографии, которые впервые использовались как диагностический инструмент в психологии, позже — инструмент проективной терапии, а также в качестве стимулов для создания метафорических историй. На данный момент МАК — это уже десятки колод карт, в основном это картинки с реалистичным или абстрактным содержанием, в некоторых колодах используются карты-слова. В символической форме они изображают разнообразные ситуации, объекты и среды, как травмирующего так и ресурсного содержания.

Карты являются стимульным материалом, который помогает клиенту совместно с терапевтом с минимальным сопротивлением получать доступ к разным пластам переживаний клиента. Клиент выбирает и работает с теми картами, которые вызывают в нем наибольший отклик. С их помощью можно “вытаскивать на поверхность” неосознаваемые аспекты Я-концепции, актуализировать как недавние так более глубинные переживания и травмы, давать возможность клиенту придумать позитивный исход для проблемной ситуации, работать как с терапевтическими, так и коррекционными, и даже коуч-запросами.

Следующий терапевтический метод из изучаемых в нашей Школе — сказкотерапия. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Одновременно с этой ведущей задачей с помощью сказки может выявляться или формироваться система правил и норм, так как слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий и ценности.

Сказкотерапия — замечательный инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Перейдем к разговору о песочной терапии. В классической песочной терапии используется деревянный поднос, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. За счет того, что клиент использует уже готовые фигурки, ему проще преодолеть стеснение и сомнение относительно своих творческих возможностей вначале. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психического содержания, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

Современное развитие песочной терапии также предлагает отказ от песочницы и фигурок в пользу инновационного “живого песка”. Терапия делает акцент на телесное взаимодействие с песком и погружает клиента на уровень самых ранних детских переживаний, относящихся к наиболее глубоким уровням бессознательного.

Некоторым особняком среди других изучаемых нами направлений стоит психодрама. Этот метод не использует никакого специального стимульного материала, и концептуально имеет более широкую идеологическую базу.

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек.

Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Он в своей школе привнес в психотерапию два новых направления. Разрешил клиенту быть активным и действовать в процессе терапии, и предложил ему пространство группы как максимально схожий с реальной жизнью и поэтому эффективный контекст для терапии.

Смысл психодраматической сессии в следующем. “Протагонист” — клиент группового действа, с помощью участников группы драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем — выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации.

Что же общего у этой техники с другими направлениями? Главным образом — это обращение к творческому потенциалу клиента и задействование неосознаваемых внутренних доминант. Клиент, становясь протагонистом, отдается воле своего бессознательного, а также суммарного бессознательного группы, что может быть также уменьшенной моделью коллективного бессознательного. Какими бы контролируемыми и понятными для него самого не были его действия, но изобилие неподконтрольных факторов при использовании в постановке других людей делает эту работу проективной, причем число проекций существенно выше, чем при работе со стимульным материалом.

Резюмировать эту статью можно словами Карла Густава Юнга: «Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе». Все перечисленные выше методы задействуют фантазию как ведущую структуру личности. С помощью фантазии и творчества в поле терапии попадает более ранний, возможно, травматичный опыт. С помощью фантазии и творчества личность пополняет сама себя новыми эмоциями, создает новые ассоциативные связи, формирует новые ресурсы и конструирует перспективы. Какое технологическое решение мы бы ни избрали, главным “сообщником” и терапевта, и клиента будет творчество.

Работа с творческими задачами и манипулирование с многозначным гибким стимульным материалом возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка», поднимая со дна подавляемый детский опыт. И в этом аспекте терапевт получает широчайшую свободу для выстраивания терапевтического пути, используя все богатство как теоретической так и практической психологии.

Степанова Екатерина – психолог, преподаватель психологии, коуч, специалист по психодраме, песочной терапии, сказкотерапии, работе с метафорическими ассоциативными картами, руководитель Школы проективной психологии. Мастер-класс автора статьи — в программе Всероссийского фестиваля песочной психотерапии


Чигряй Иван – социальный психолог, графолог, специалист по проективным методам диагностики.

Проективный тест | Определение, типы, примеры и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Как проективные тесты используются для измерения личности

Чтобы избежать проблемы социальной желательности, использовались различные косвенные измерения установок. Либо люди не знают, что измеряется (что имеет этические проблемы), либо они не могут сознательно влиять на то, что измеряется.

Косвенные методы обычно предполагают использование проективного теста. Проективный тест включает в себя предъявление человеку двусмысленного (т.е. неясного) или неполного стимула (например, изображения или слов). Стимул требует от человека интерпретации.

Таким образом, отношение человека выводится из его интерпретации двусмысленного или неполного стимула.

Предположение об этих показателях отношения состоит в том, что человек будет «проецировать» свои взгляды, мнения или отношения на двусмысленную ситуацию, тем самым раскрывая отношения, которых придерживается человек.

Однако проективные тесты дают только общую информацию и не предлагают точного измерения силы установки, поскольку она носит скорее качественный, чем количественный характер. Этот метод измерения отношения не является объективным или научным, что вызывает большую критику.

Примеры проективных методов включают :

  • Тест на чернильные пятна Роршаха
  • Тематический апперцептивный тест (или ТАТ)
  • Задание «Нарисуй человека»

Содержание

Тематический апперцептивный тест

Здесь человеку предъявляется неоднозначная картина, которую он должен интерпретировать.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет проникнуть в бессознательное человека, чтобы выявить подавленные аспекты его личности.

Хотя изображение, иллюстрация, рисунок или карикатура должны быть достаточно интересными, чтобы стимулировать обсуждение, они должны быть достаточно расплывчатыми, чтобы сразу не выдать, о чем проект.

ТАТ можно использовать по-разному: от выявления качеств, связанных с различными продуктами, до восприятия людей, которые могут использовать определенные продукты или услуги.

Человек должен посмотреть на картинку(и) и рассказать историю. Например:

  • Что привело к показанному событию
  • Что происходит в данный момент
  • Что думают и чувствуют персонажи
  • Чем закончилась история

Тест «Нарисуй человека»

Рисование фигур — это метод проективной диагностики, при котором человеку предлагается нарисовать человека, объект или ситуацию, чтобы можно было оценить когнитивное, межличностное или психологическое функционирование.

Этот тест можно использовать для оценки детей и подростков с различными целями (например, самооценка, отношения в семье, когнитивные способности и личность).

Проективный тест — это тест, в котором испытуемый реагирует или предоставляет неоднозначные, абстрактные или неструктурированные стимулы, часто в форме картинок или рисунков.

В то время как другие проективные тесты, такие как Техника Роршаха и Тематический апперцептивный тест, просят испытуемого интерпретировать существующие изображения, тесты на рисование фигур требуют, чтобы испытуемый сам создавал изображения.

В большинстве случаев детям даются тесты по рисованию. Это потому, что это простая, выполнимая задача, которую дети могут понять и получить от нее удовольствие.

Некоторые тесты по рисованию фигур в первую очередь измеряют когнитивные способности или когнитивное развитие. В этих тестах учитывается, насколько хорошо ребенок рисует, и содержание детского рисунка. В некоторых тестах представление ребенка о себе рассматривается с помощью рисунков.

В других тестах по рисованию фигур межличностные отношения оцениваются, когда ребенок рисует семью или какую-либо другую ситуацию, в которой присутствует более одного человека.

Некоторые тесты используются для оценки жестокого обращения с детьми. Другие тесты включают интерпретацию личности с помощью рисунков объектов, таких как дерево или дом, а также людей.

Наконец, некоторые тесты на рисование фигур используются как часть диагностической процедуры для определенных типов психологических или нейропсихологических нарушений, таких как дисфункция центральной нервной системы или умственная отсталость.

Несмотря на гибкость администрирования и интерпретации рисунков, эти тесты требуют квалифицированных и подготовленных администраторов, знакомых как с теорией тестов, так и со структурой самих тестов. Интерпретации следует проводить с осторожностью, и следует учитывать ограничения проективных тестов.

Как правило, рекомендуется использовать проективные тесты как часть общей батареи тестов. Существует небольшая профессиональная поддержка использования рисования фигур, поэтому следующие примеры следует интерпретировать с осторожностью.

Тест House-Tree-Person (HTP) (Buck, 1948) позволяет измерить самовосприятие и отношение, требуя от испытуемого нарисовать дом, дерево и человека.

  • Изображение дома должно вызывать у ребенка чувства по отношению к его или ее семье.
  • Изображение дерева должно вызывать чувство силы или слабости. Изображение человека, как и другие тесты по рисованию фигур, позволяет получить информацию о самооценке ребенка.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *