Популярное

Почему двуглавый орел на гербе россии смотрит в разные стороны: Почему орел двуглавый?

КУДА СМОТРИТ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ? – Огонек № 11 (4838) от 21.03.2004










2K












6 мин.





























Государственной символике посвящены новые передачи Феликса Разумовского — ведущего канала «Культура»

Потребовалось почти десятилетие, чтобы законодательно закрепить взятые из исторических запасников символы современной России: герб Московского государства эпохи Ивана III, флаг царя Московского времен Алексея Михайловича и гимн Советского Союза, переписанный заново. О государственных символах — новые передачи «Державная воля и русская доля», которые выходят на канале «Культура» в цикле «Кто мы?». Перед премьерой автор цикла Феликс Разумовский дал интервью «Огоньку». Общественное и культурное сознание России развивается по закону маятника. Лет десять назад мы начинали с восторгов по поводу либерализма и демократии. Теперь маятник общественных восторгов качнулся в другую сторону: мы вспомнили о государстве, Родине и патриотизме. В этом сказываются наша неукорененность, беспочвенность: и либерализм, и демократию мы воспринимали поверхностно. Избавиться от этих бесконечных восторгов и разочарований можно только через возрождение смыслов, исторических и духовных ориентиров. Мы хотели показать в программе, что многовековая история русского государства — это череда великих идей, запечатленных в образах и символах.

— Эти символы восходят ко временам Ивана III?

— При Иване III в конце ХV века на государственной печати впервые появился двуглавый орел. Его прототип, несомненно, византийский: когда-то это был геральдический знак византийских императоров. Тем не менее совершенно неверно воспринимать двуглавого орла на печати Ивана III как притязание на византийское наследство. Византия была уже завоевана турками, это было погибшее царство. Такое наследство Ивана III не прельщало. Государь стремился проводить открытую политику, общаться с европейскими странами. Когда начались активные дипломатические контакты с так называемой Западной империей и императором Фридрихом III, у Ивана III появился двуглавый орел. Этот герб подтверждал высокий статус государя всея Руси. С этого момента Иван III мог разговаривать с наиболее влиятельным европейским правителем на равных.

— А наш триколор — это уже флаг Российской империи?

— С флагом все сложнее, чем с гербом. Наш бело-сине-красный флаг впервые появился при отце Петра I царе Алексее Михайловиче — развевался на мачте военного корабля «Орел», построенного в 1668 году на Оке. Это был флаг царя Московского — три полосы, а в центре вшит желтый двуглавый орел. Однако Петр I не захотел быть только московским царем, он отверг сухопутное царство и создал морскую державу — новое государство с новыми идеологией и символами. Петр стал императором, принял титул Отца Отечества и Великого.

При Петре был учрежден наш знаменитый Андреевский флаг — белый с синим косым крестом. На таком кресте, по преданию, был распят апостол Андрей — первый из призванных Христом, а потому Первозванный. Вот какого покровителя выбрал царь Петр для империи! Петр Алексеевич был талантливым государственным идеологом, а его иной раз изображают упрощенно, эдаким царем-плотником, кузнецом. Петр строил новую имперскую идеологию на почитании апостола Андрея. Согласно знаменитой легенде апостол Андрей Первозванный посетил Русь, проехал по пути из варяг в греки, побывал в Киеве и Новгороде и предсказал будущее величие России. Отсюда и появление Андреевского флага. Петр сделал триколор флагом торгового флота. Между тем как Андреевский флаг стал в России очень популярен, гораздо популярнее так называемого Государственного знамени, которое изготавливалось специально к коронациям. И только в конце XIX века триколор вернулся в качестве национального флага.

— Почему же государственным символом постперестроечной России не стал Андреевский флаг?

— На этот вопрос, думаю, никто внятно не ответит. Делалось это, как и многое другое, впопыхах, под влиянием минутного настроения. К тому же сработало наше «маятниковое» сознание: от тоталитарной идеологии коммунизма нас отбросило в другую крайность — к релятивизму. Мол, не нужны нам никакая идеология, ни критерии, ни ценности. Рынок все устроит! В такой ситуации по большому счету все равно, какую государственную символику принять. Лишь бы поскорее убрать символику советскую.

— Гимн — это, видимо, реверанс власти в сторону левых…

— Когда мы говорим, что принятие гимна — это политический реверанс, нас неизбежно начинают переполнять политические страсти и страстишки. Тут уже не до смыслов. Меня мало интересуют политические игры. Меня интересуют смыслы, идеи, образы, а не их имитация. Мы постарались рассказать в программе об идеологической кухне товарища Сталина. На ней с начала 30-х годов создавалась новая советская идеология — национал-большевизм. Это было невероятное смешение русских, советских и коммунистических идей и символов. И главным воплощением новой идеологии стал знаменитый Гимн Советского Союза, создававшийся под наблюдением и при непосредственном участии вождя в 1944 году, в разгар Великой Отечественной войны.

 

Идеи, образы и символы — важнейший стратегический ресурс государства

— Государственные идеи воплощаются не только в символах, но и, скажем, в произведениях искусства…

— Да. Тут эпоха Николая I особенно примечательна. Ведь это время отмечено не только знаменитой уваровской триадой «православие, самодержавие, народность». На самом деле помимо докладов и циркуляров министра народного просвещения графа Сергея Уварова в ту пору существовали более значительные воплощения государственных идей. В первую очередь это опера Глинки «Жизнь за царя», это архитектура официальных императорских резиденций — Зимнего дворца и Большого Кремлевского дворца. Это и первый российский гимн «Боже, Царя храни», созданный по почину самого императора.

— Меняют ли символы с течением времени свои значение и смысл?

— Конечно. Красное знамя в 1917 году было символом свободы и революции. Весной 1917-го московские торговцы бойко торговали красными ленточками — по две копейки за штуку. С этими ленточками или красными бантами ходили тогда все, в том числе и вчерашние царские генералы, министры. И все были «красными» («белые» появятся потом). Затем Красное знамя станет государственным флагом СССР. Но когда в мае 1945-го Красное знамя было водружено над Рейхстагом, оно перестало быть знаменем революции, став символом Победы.

То же самое с двуглавым орлом. Во времена Ивана III он воспринимался по аналогии с похожей эмблемой Западной империи (точнее, Священной Римской империи германской нации). Это был символ Старины и Открытости — главных идей создателя Московского государства. Черные двуглавые орлы на воротах Опричного двора Ивана Грозного — это уже другая символика, Третьего Рима. А в эпоху Петра Великого, в атмосфере новой культуры, двуглавый орел приобрел иное значение, и не только имперское. Это был символ государства и источник всех полномочий, в том числе и духовных.

—А как двуглавый орел воспринимается сегодня?

— Боюсь, что никак. Сказочная птица о двух головах. Традиция символического мышления в стране прервана. Хотя система ценностей существует и сегодня. Но это разрушительные ценности со знаком минус. Навязчивая телереклама и ее известный слоган «бери от жизни все» — разве это не современная аксиология? А всеобщая футболизация, когда победа в спортивной игре расценивается, как национальный триумф… И квазисимволика тоже существует в нашей жизни. Выстраивается символический ряд: рекламный слоган, спортивная арена с подиумом для возбуждения национальной гордости и гимн со словами о «священной державе». Теперь сравните это с символическим рядом времен Ивана III: Успенский собор Московского Кремля, Русская земля и двуглавый орел. Каждый символ — это ориентир. Он не существует сам по себе. Мы сверяем с ним нашу жизнь, в том числе государственную. Идеи, образы и символы — это важнейший стратегический ресурс любого государства. И нам совсем не безразлично, какой висит герб, какой развевается флаг и какой звучит гимн. В России от государства многое зависит, слишком многое. Жизнь людей. Русская доля.

Елена ТРОФИМОВА

В материале использованы фотографии: Владимира ТЮКАЕВА/ФОТО ИТАР-ТАСС, Алексея ДРУЖИНИНА/PHOTOXPRESS

в чём истинный смысл герба российского государства — РТ на русском

11 апреля 1857 года в России была завершена крупнейшая геральдическая реформа. Император Александр II утвердил комплект государственных гербов: большой, средний и малый. Достаточно сильно изменилось изображение символа империи — двуглавого орла. В 1993 году Российская Федерация вернула исторический герб 1857 года, который был упразднён большевиками. За минувшие 160 лет появилось множество трактовок символики российского герба. О существующих версиях и подлинном значении двуглавого орла — в материале RT.

160 лет назад император Александр II завершил продолжавшуюся два года геральдическую реформу, которая была направлена на систематизацию государственных символов. Инициатором реформы был уроженец Берлина Борис Васильевич Кёне, возглавлявший гербовое отделение департамента герольдии сената. 

Изображение орла и Святого Георгия, протыкающего копьём змея, Кёне привёл в соответствие с принятыми на тот момент международными стандартами геральдического искусства. В мае 1857 года сенат опубликовал указ, описывающий видоизменённый символ империи, который просуществовал до 1917 года. 

  • Большой государственный герб Российской империи

Пришедшие к власти большевики запретили изображение имперского орла в качестве символа страны. После распада СССР Россия нуждалась в новых государственных символах, и первый президент РФ Борис Ельцин решил вернуть герб, утверждённый Александром II. Сегодня двуглавого орла в различных вариациях можно увидеть в символике государственных ведомств. 

Конечно, современный российский орёл немного отличается от имперского. 160 лет назад птица была чёрной, сейчас — золотая. Кроме того, с крыльев орла были убраны гербы территориальных образований, которые входили в состав империи. 

Поменялось и изображение всадника. На имперском гербе змея протыкает копьём Святой Георгий Победоносец. На нынешнем гербе изображена фигуру всадника в плаще. Это связано с тем, что Российская Федерация по Конституции является светским государством. В целом современный российский орёл сохранил исторический облик, просто стал выглядеть менее «нарядным». 

В поисках смысла 

Двуглавый орёл — один из официальных государственных символов РФ наряду с флагом и гимном. Изображение могучей птицы украшает паспорта россиян, отчеканено на монетах и красуется на президентском штандарте, а также на эмблемах государственных органов.  

В образ хищной птицы вкладывается разный смысл. Согласно распространённой версии, которую часто озвучивают школьные учителя, двуглавый орёл означает геополитическое положение России, её равноценное внимание к политике на Западе и Востоке, готовность оборонять безграничные рубежи. 

Скипетр и держава, которые орёл держит в лапах, символизируют незыблемость государственных устоев. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле — борьбу со злом во всех его проявлениях.

Другая трактовка исходит из того, что двуглавый орёл означает возможность усиления позиций России на Западе и Востоке. Зорко и агрессивно смотрящая хищная птица посылает внешнему миру сигнал о готовности России проводить экспансионистскую политику. 

В среде монархистов распространена версия об особом духовном предназначении России, которое заключено в гербе. Три короны в верхней части герба якобы символизирует защиту Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и веру в Бога, Царя и Отечество. Две головы орла объясняют стремление сохранить территориальную целостность государства. 

Символ могущества 

Российскому орлу приписывают некий уникальный символизм, однако профессиональные геральдисты опровергают все бытующие в обществе интерпретации. Учёные признают, что двуглавый орёл означает могущество страны, но какого-либо самобытного символизма в российском гербе нет. 

Орёл — один из древнейших символов, который использовался во времена Персидской империи, античной Греции и Древнего Рима. Греки и персы считали, что орёл может подняться очень высоко и долететь до солнца, которое они обожествляли. Поэтому орёл олицетворял вдохновение, высоту человеческого духа, физическую силу и умение преодолевать трудности. 

Двуглавый орёл означает возможность усиления власти. Данное изображение было свойственно некоторым крупным цивилизациям. Древние изображения двуглавого орла учёные обнаружили в канонических текстах индуизма, где описывается фантастическая птица Гандаберунда. Также символика с двуглавым орлом была найдена при раскопках на Ближнем Востоке (Хеттское царство, XII век до н. э.). 

В Средневековье образ двуглавого орла возродился в эмблемах Палеологов — династии византийских императоров.

  • Двуглавый орёл Палеологов
  • © Wikimedia

Во второй половине XV века, после краха Константинополя, хищная птица стала символом набиравшего мощь Русского государства. Это произошло в период правления Ивана III, женившегося на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. 

До геральдической реформы 1855—1857 годов российский герб подвергался серьёзным изменениям. В начале правления царя Алексея Михайловича (1645—1676) над головами орла стали изображать три короны, а позже в лапах птицы появились скипетр и держава — регалии самодержавной власти. 

Александр I (1801—1825) опустил грозному орлу крылья, а вместо скипетра и державы распорядился изображать венок, молнии и факел. Николай I (1825—1855) вернул орлу более агрессивный вид и разместил на распростёртых крыльях титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом). 

Герб с традициями 

Геральдисты призывают не искать какой-либо потаённый смысл в двуглавой птице. Орёл с двумя головами является гербом Австрии, Албании и Сербии. Он изображён на эмблемах некоторых силовых структур европейских стран. Например, на флаге генштаба армии Греции и гербе морской пехоты Испании.

Заместитель председателя Геральдического совета при президенте РФ Александр Цветков заявил RT, что официальной версии, которая объясняла бы значение российского герба, никогда не было, не существует её и сегодня. 

«Всё, что можно встретить в информационном пространстве, — лишь интерпретации, попытки насытить каким-то идейным содержанием этот символ. Нельзя, правда, сказать, что это плохо. В какой-то мере это объясняет живучесть и объединяющую роль нашего орла. Каждый гражданин вкладывает в герб своё семантическое значение», — рассуждает Цветков. 

Глава Геральдического совета при президенте РФ Георгий Вилинбахов отметил в беседе с RT, что современная Россия во многом продолжает геральдические традиции Российской империи. 

«Традиционно двуглавый орел использовался в качестве геральдической основы на эмблемах или гербах различных министерств, ведомств и служб Российской империи. Эта традиция продолжается и сегодня. Тут встречаются совершенно разные интерпретации», — сказал Вилинбахов. 

Как правило, в лапы фантастической птицы помещают ведомственные атрибуты, а на щит — фигуры, указывающие на профессиональную принадлежность. Также органы власти порой берут исторические версии двуглавого орла. Законодательство РФ позволяет ведомствам экспериментировать с эмблемами. 

Например, эмблема МВД отличает от герба тем, что на щите изображён пеший воин, протыкающий змея на фоне триколора. Щит наложен на скрещённые мечи золотистого цвета и окаймлён лавровыми ветвями серебристого цвета.  

  • Герб МВД

С окончательным вариантом своей символики летом 2016 года определилась Федеральная служба войск национальной гвардии. Новое силовое ведомство решило подчеркнуть историческую принадлежность императорской гвардии и внутренним войскам МВД СССР. 

Геральдический знак Росгвардии — это увенчанный короной двуглавый орёл, держащий в лапах скрещённые мечи с серебряными клинками. На груди орла красуется треугольный щит, на его краповом поле всадник поражает змея копьём.

Двуглавый орел: вездесущий герб Габсбургов

Двуглавый орел, рельеф, 2-я половина 19 века

Образец средневекового имперского орла: фрагмент воображаемого портрета Карла Великого (по Альбрехту Дюреру), картина, ок.

Альбрехт I, витраж из часовни Святого Варфоломея в соборе Святого Стефана в Вене, ок. 1380

Генрих Фогтерр Старший: Герб императора Карла V, гравюра на дереве, ок. 1547

Герб императора Карла VI на чердаке крыла Имперской канцелярии венского Хофбурга

Двуглавый орел, рельеф, 2-я половина 19 века

Образец средневекового имперского орла: фрагмент воображаемого портрета Карла Великого (по Альбрехту Дюреру), картина, ок.

Альбрехт I, витраж из часовни Святого Варфоломея в соборе Святого Стефана в Вене, ок. 1380

Генрих Фогтерр Старший: Герб императора Карла V, гравюра на дереве, ок. 1547

Герб императора Карла VI на чердаке крыла Имперской канцелярии венского Хофбурга

Как «властелины воздуха», орлы всегда считались излюбленным опознавательным знаком правителей. А орел с двумя головами? На землях бывшей Габсбургской монархии двуглавый орел является квинтэссенцией эмблемы владычества Габсбургов. Но почему у геральдического животного выросла вторая голова?

Двуглавый орел, рельеф, 2-я половина 19 века

Образец средневекового имперского орла: фрагмент воображаемого портрета Карла Великого (по Альбрехту Дюреру), картина, ок.

Альбрехт I, витраж из часовни Святого Варфоломея в соборе Святого Стефана в Вене, ок. 1380

Генрих Фогтерр Старший: Герб императора Карла V, гравюра на дереве, ок. 1547

Герб императора Карла VI на чердаке крыла Имперской канцелярии Венского Хофбурга

Еще в древности римские императоры избрали орла эмблемой своей власти. Восточная Римская или Византийская империя, преемница Римской империи, приняла этот сеньориальный символ и добавила вторую голову к первоначально одноглавому римскому орлу. Во-первых, в этом выражалась светская и духовная власть императора Византии, во-вторых, претензия на господство на Востоке и на Западе. После падения Византийской империи русские правители приняли императорский титул (царь = цезарь) и символику владычества.
Священная Римская империя также считала себя преемницей древнего Империума и приняла орла в качестве своего геральдического зверя, хотя и в одноглавой версии. Черный орел на золотом щите стал символом титула короля, а также империи.
В эпоху позднего Средневековья в империи появился и двуглавый орел. Он был введен как знак, отличающий королевский титул от имперского: король, за которого проголосовали выборщики, достигал титула императора только после того, как был благословлен и коронован папой в Риме. Только тогда он имел право использовать двуглавого орла как символ всеобщего притязания на власть над латинским христианским миром. Эта концепция была разработана благодаря обычаю помещать ореол или нимб вокруг двух голов, которые рассматривались как символ священного возвышения императорского величия.
Поскольку императорский титул с шестнадцатого века почти постоянно принадлежал членам династии Габсбургов, император Габсбургов принял имперского двуглавого орла с инскатчеоном, изображающим гербы их земель, придуманным, чтобы подчеркнуть связи между императорский титул и Габсбурги.
Когда Священная Римская империя распалась в 1806 году, Габсбурги переняли части символических образов старой империи для Австрийской империи, которая теперь была полностью связана с династией. Отныне двуглавый орел был австрийским. Он лишился нимба, на нем был изображен герб Дома Габсбургов-Лотарингии, и он был дополнен орденом Золотого руна. Над ним парила австрийская императорская корона. Когда в 1867 году была основана двойная монархия Австро-Венгрии, утвердилась популярная интерпретация, согласно которой две головы имперского орла обозначали две половины королевства.

Мартин Мучлехнер

Лучше две головы, чем две – Внешняя политика

В коробке

Российский двуглавый орел не просто
Национальная эмблема. Это символ национальной шизофрении.

1-я страница: СЕРГЕЙ КОМПАЙЧЕНКО/AFP/Getty Images

1-я страница: СЕРГЕЙ КОМПАЙЧЕНКО/AFP/Getty Images

Пока Россия балансирует между демократией и самодержавием, современностью и возвратом к сталинскому прошлому, пробным либерализмом, представленным президентом Дмитрием Медведевым, и репрессиями, представленными премьер-министром Владимиром Путиным, один символ описывает раздвоение личности страны особенно хорошо: двуглавый орел, герб России на протяжении большей части времени, начиная с 15-го века.

Пока Россия балансирует между демократией и самодержавием, современностью и возвратом к сталинскому прошлому, робким либерализмом, представленным президентом Дмитрием Медведевым, и репрессиями, представленными премьер-министром Владимиром Путиным, один символ особенно хорошо описывает раздвоение личности страны: орел с головой , герб России на протяжении большей части времени, начиная с 15 века.

На протяжении всей древней истории орлы — с одной головой — были универсальным символом империи от Персии, Турции и Южной Индии до Месопотамии, Анатолии и Рима. Наполеон принял благородную птицу в качестве своего герба в начале 1800-х годов. В наше время орел выжил, хотя и утратил часть своего властного символизма. Такие страны, как США, Египет, Ирак, Мексика, Польша и Румыния, приняли орла больше как знак национального величия, чем завоевания.

Однако добавьте голову, и уравнение изменится. В Византии, «Втором Риме» первого тысячелетия, двуглавый орел стал обозначать двойное могущественное господство империи над миром: одна голова смотрела на Запад, другая господствовала на Востоке. Чтобы не отставать, Священная Римская империя, начиная с 900-х годов, также настаивала на двух головах. После того, как эта империя распалась в 1806 году, ее преемники в Германской Конфедерации и Австро-Венгрии держались за двуглавых, по крайней мере, до тех пор, пока не наступила современность, и вторая не стала выглядеть слишком 10-го века. Германия отказалась от головы своего второго орла в 1866 г., а Австрия просуществовала до 19 г.18.

Русские цари вскоре после падения Византии в 1453 году также приняли двуглавого орла как символ своей власти. Столетия спустя, свергнув царей, Советы стремились уничтожить все следы имперского герба, дойдя до того, что нарисовали красные звезды над двуглавым орлом на чашках официальных чашек. Но президент Борис Ельцин вернул его после распада СССР в 1991 году, чтобы заменить серп и молот в качестве государственного символа, объяснив это тем, что три короны орла больше не имеют империалистического подтекста, а относятся к исполнительной, судебной и законодательной ветвям власти. Выбранный им двуглавый орел напоминал печать Петра Великого, легендарного реформатора, с которым Ельцин любил себя сравнивать.

Но никто не стал спорить, что, может быть, России действительно нужен был только один орел с четкой миссией, а не две головы или три короны. И теперь только Россия и балканские государства Сербия, Албания и Черногория все еще цепляются за двуглавого орла.

Поначалу казалось, что ельцинский ход заключается в возрождении досоветского реликта. Но за последнее десятилетие скрытое послание орла — превосходство России как над Европой, так и над Азией — становится все более и более важным для российской идентичности. Сегодня вы найдете эту эмблему повсюду: на официальном гербе России, на полицейских знаках, как символ объявлений Кремля по телевидению, на логотипе МВД и так далее. Византия и ее двуглавая икона обсуждаются на ток-шоу, их имперское величие приводится в пример будущей славы России. Русские православные священники произносят проповеди об уроках, которые Россия должна извлечь из своего византийского прошлого.

Сам Путин часто ссылается на мифическую версию этой истории, чтобы объяснить, почему страна такая великая. «Все народы равны перед Богом» лежит в основе российской государственности, — сказал он, вступая в должность президента в 2000 году. — В отличие от Запада, русская православная культура всегда настаивала на равенстве всех народов.

Но двуглавый орел, служащий постоянным напоминанием о славных византийских корнях России, — это не просто непродуманный имперский отброс; это замена шизофрении, которая описывает каждый аспект современной российской жизни. С Путиным и Медведевым, например, мы получаем ультимативного двуглавого монстра типа «тяни-толкай». Путин обвинил Соединенные Штаты в том, что они ввергают мир «в пропасть одного конфликта за другим», что делает невозможным политический компромисс. Тем не менее, поздравляя президента США Барака Обаму с его Нобелевской премией мира, Медведев приветствовал «принципы равенства, взаимного уважения на благо глобального мира и стабильности», лежащие в основе американо-российских отношений.

В ноябрьском обращении Медведева к президенту страны, он, казалось, дистанцировался от другой своей головы, говоря, что правительство должно признать вину за трудности экономического кризиса, и призывая к менее шумной внешней политике. Это будет холодный день в аду, когда Путин, который сидел с надутыми губами в первом ряду на протяжении всей речи Медведева, позволит любым рекомендациям Медведева пройти через Кремль.

Но не только российские лидеры гребут в разные стороны. Мы, русские, расходимся во взглядах на нашу историю, особенно на наше сталинское прошлое. В прошлом году либеральная газета «Новая газета» воспроизвела некоторые из недавно рассекреченных расстрельных приказов, подписанных Сталиным; теперь его внук Евгений Джугашвили подал на журналистов в суд за ложь о памяти великого лидера. В 2007 году учебник, в котором защищался сталинский рационализм убийства миллионов, был издан в качестве учебного пособия в российских школах; в 2009 году тем же школьникам был назначен рассказ Александра Солженицына « Архипелаг ГУЛАГ », рассказывающий о бесчеловечных ужасах сталинского правления. Двуглавая шизофрения в действии: в первом классе дети узнают, что Сталин был «эффективным менеджером», который был хорошим «опекуном» своего народа; во втором периоде узнают, что он совершал преступления против этих самых людей. Неудивительно, что 51 процент россиян считают Сталина мудрым лидером, а 56 процентов считают, что он сделал больше хорошего, чем плохого, согласно опросу Левада-центра 2005 года.

Так какой же это орел? Является ли Россия инновационным, модернизирующимся гигантом индустрии после окончания «холодной войны», каким, по мнению Медведева, она может быть, здраво противостоящим своим демонам и двигающимся вперед? Или это путинская закостенелая, обанкротившаяся и отчаянная боксерская груша Запада, общество, озабоченное тем, чтобы вновь пережить славу своего прошлого и обелить зло?

У этой двуглавой проблемы есть только одно решение, и его мог бы оценить даже Сталин: Отрубить одну голову.

Нина Львовна Хрущева ,
автор воображения
Набоков: Россия между искусством и политикой,
преподает международные отношения в Новой школе в Нью-Йорке.

Метки:

Наркотики и преступность,
Восточная Европа,
экономика,
История,
Россия

Еще из Foreign Policy

Рабочий регулирует освещение над туристической картой Украины на украинском стенде Международной туристической выставки ITB в Берлине 4 марта 2014 года.

Крым стал монстром Франкенштейна

Теперь украинское правительство попало в ловушку собственной бескомпромиссной и все более беззащитной политики.

Подводная лодка ВМС Австралии HMAS Rankin принимает участие в австралийско-индийских военно-морских учениях 5 сентября 2021 года у берегов Дарвина, Австралия.

Почему Китай должен беспокоиться о реакции Азии на AUKUS

Даже некоторые неприсоединившиеся страны осторожно выразили поддержку.

Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен прибывает на встречу с председателем Китая Си Цзиньпином и президентом Франции Эммануэлем Макроном в Дом народных собраний в Пекине 6 апреля.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *