Популярное

Осознанная компетентность неосознанная компетентность: Магический квадрат — Цикл развития компетентности

Содержание

Магический квадрат — Цикл развития компетентности

30 октября 2009 г

В той заметке мы рассмотрим один из классических магических квадратов, посвященный жизненному циклу компетенции человека,  и некоторые не классические размышления на эту тему. В итоге должны стать понятны ответы на следующие вопросы :

  • Каким общим законам подчиняются наши знания и умения?
  • Почему так много людей в организациях находятся «не на своих местах»?
  • Почему так сложно определить истинную компетентность человека на интервью?

Классический цикл

В этом магическом квадрате, компетентность рассматривается во взаимосвязи с понятием осознанности самой компетентности.

Любая наша дорога по пути новых знаний и навыков начинается с левого нижнего квадранта:

Неосознанная некомпетентность

Вспомним, как часто дети что-то ломают или делают не так, не потому, что хотели навредить или из вредности, а потому что даже не предполагали о последствиях своих действий.

Пример:

Многие начинающие руководители часто связывают проблемы в результатах работы команды с тем, что им просто крупно не повезло с подчиненными.

Фактически должно произойти некоторое событие, которое выведет нас из состояния счастливого неведения о реальной ситуации. 

Например, успех другого руководителя, достигнутый им с теми же самыми подчиненными.

Осознанная некомпетентность

Итак, событие произошло и, несмотря на наше сопротивление, мы теперь знаем, что в наших знаниях или умениях есть пробел. Если цель заманчива, у нас есть честолюбие и мы приложим некоторые усилия, мы осознаем, в чем именно состояла наша некомпетентность, и можем стать осознанно компетентными (пройти курс, прочитать книгу, закрепить на опыте).

Например, для нашего руководителя может оказаться, что он не оказывал должной поддержки и недостаточно подробно ставил задачу подчиненным.

Неосознанная компетентность

Выполнение всех действий сознательно  происходит крайне медленно «через пень, колоду» —  вспомните уроки вождения. По мере накопления опыта, наш чудесный мозг интернализирует наши знания  и доводит выполнение соответствующего действия или принятие решения до автоматизма. И в этот момент свершается маленькое чудо — нам больше не нужно осознанно следить за каждым решением  или действием для того, чтобы у нас получалось. Наша компетентность переходит в состояние неосознанной.

Например, руководитель осваивает рефлекс учителя — привычку детально и подробно разъяснять все условия поставленной задачи и тщательно контролировать ход ее выполнения.

Во многих учебных программах для тренеров неосознанная компетентность считается итоговой точкой развития соответствующего навыка. Так ли это?

Цикличность процесса

Прошло некоторое время и наш руководитель получил повышение. Команда стала больше, в ней появились профессионалы (или его команда просто профессионально «выросла»).  Что произойдет с «компетентностью» руководителя в области постановки задач? Хотя точки зрения самого руководителя ничего не изменилось, он, незаметно для самого себя,  из состояния Неосознанной Компетентности перешел в состояние Неосознанной Некомпетентности.

Ключевой проблемой интернализированного знания и рефлексов, доведенных до автоматизма, является их 100% контекстная зависимость. За скорость и автоматизм приходится расплачиваться отсутствием контроля над деталями.

Цикличность  схемы развития компетенции  можно отобразить в виде  раскручивающейся спирали,  где каждый виток обозначает новую глубину осознания ситуации или  контекста.  

В ряде моделей компетенций руководителей осуществляется шкалирование каждой компетенции с целью определения уровня, на котором в данный момент находится ее развитие. Причем, как это не парадоксально, более «высокий» уровень далеко не всегда является более оптимальным для выполнения тех или иных должностных обязанностей.

Вместо итога

Если внимательно присмотреться ко многим карьерам, то легко можно заметить значительную распространенность ловушки неосознанного перехода из состояния неосознанной компетентности в состояние неосознанной некомпетентности, ведь повышение по службе это всегда смена контекста, в котором  выстраивались и оттачивались те компетенции, в результате которых человек получил это повышение.

Особую опасность представляют  собой ситуации с встроенной задержкой или c недостаточной обратной связью  на действие руководителя или специалиста.  Эта  ситуация схожа по структуре с  системным архетипом «неработающее решение».  Решения и действия вполне «компетентные» для контекста,  в котором происходила интернализация знаний и фиксация рефлексов, могут привести к очень серьезным последствиям, таким как разрушение карьеры или техногенные катастрофы.

Предыдущая запись блога

Следующая запись блога

Понравилась статья?

Получайте лучшие материалы на e-mail!

Четыре стадии обучения | Блог Сергея Короля

В человеческом обучении и освоении различных навыков есть простая, но интересная штука.

Каждый человек проходит четыре стадии овладения новыми навыками: от неосознанной некомпетенции к неосознанной компетенции.

Изучая, человек движется из нижнего левого угла в верхний левый против часовой стрелки. Его знания проявляются.

Давайте посмотрим, как это работает на примере привычного всем навыка: вождения автомобиля.

  1. Неосознанная некомпетентность

    Человеческий детёныш годов трёх-пяти видел машину, но понятия не имеет, что ей можно управлять. Ему кажется, что машина едет словно сама собой, а дядя за рулём делает какие-то странные штуки. Он некомпетентен в управлении автомобилем, но даже не осознаёт это.

  2. Осознанная некомпетентность

    Когда ребёнок взрослеет, он начинает разбираться в устройстве мира и понимает, что машиной нужно управлять. Это примерно так же, как управлять игрушкой, но сложнее. Он всё еще некомпетентен в вождении, но уже понимает это. Кстати, я сам машину водить не умею и нахожусь примерно в этой стадии.

  3. Осознанная компетентность

    Когда мальчик вырастает в молодого мужчину (или женщину, что тоже бывает), он идёт в автошколу. Он начинает разбираться в устройстве органов управления, учит передачи, педали, поворотники, обороты в минуту и литры на тысячу километров. Мужчина становится водителем: он компетентен в управлении машиной и понимает, зачем делает каждое своё движение.

  4. Неосознанная компетентность

    Постепенно мужчина обрастает волосами, детьми и водительским стажем. Вот он уже водит тридцать лет, и буквально срастается со своей автомашиной: может запарковать её на любом пятачке, спастись из заноса и проехать от Москвы до Воркуты без сна (или во сне). Компетентность никуда не делась и только улучшилась, а вот осознанность пропала. Мужчина водит, словно дышит — как это само собой получается.

Человек последовательно движется из неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности во всех делах, которые изначально не умел, но научился (то есть практически во всех).

А вот несколько мыслей о четырёх стадиях умений:

  • Людей в состоянии неосознанной некомпетентности мало. Обычно это либо дети поголовно, либо взрослые, которые узнают о каких-то очень специфических вещах. К примеру, я недавно узнал, что редактор кода может сам закрывать скобочки в функциях и переменных (а то и автоматически целые куски кода вставлять).
  • Когда человек занимается любым делом достаточно долго, он проходит все стадии. Когда бросает заниматься, то скатывается из неосознанной компетентности в осознанную некомпетентность. Для некоторых моторных навыков можно остаться в неосознанной компетентности навсегда (например, нельзя разучиться плавать или пользоваться вилкой).
  • На мой взгляд, прохождение разрыва между осознанной некомпетентностью и неосознанной компетентностью — это самое интересное. Это самый сок обучения, приобретение новых, неизвестных ранее навыков.
  • В некоторых случаях люди стараются сознательно тормозить себя в осознанной компетентности. Например, лётчики стараются детально следовать инструкциям, проговаривают вслух действия, присматривают друг за другом. Это помогает избежать ошибок, которые в неосознанной компетентности ощущаются как случайные.
  • Понятно, почему носитель языка не может быть по умолчанию хорошим его преподавателем.
  • Человек может учить других, только когда он находится в стадии осознанной компетентности. Он умеет и может объяснить, как добиться того же. В то же время, в восточной философии есть культ сверхспособного мастера и его подмастерьев, которые слепо копируют его действия, в итоге достигая просветления. Это попытка перепрыгнуть из осознанной некомпетентности сразу в неосознанную компетентность.

Как мы учимся каждому новому навыку

Смогли бы вы управлять самолетом без какой-либо подготовки? Я пробовал недавно. Ну, я взял вводный урок полета. Удивительно, что они позволяют тебе делать. После короткого инструктажа мне дали управление ручкой управления, я толкнул ручку газа вперед и направил наш пропеллерный самолет в небо. «Вау, летать легко», — ликовала интуитивная часть моего мозга. Пока мой внутренний аналитик не вмешался: «…и опасно». Четыре стадии компетентности сродни такого рода внутреннему конфликту между двумя частями нашего мозга, интуитивной и аналитической. Мы ходим туда-сюда всякий раз, когда приобретаем новый навык с нуля. Какая часть нашего мозга победит?

Каковы четыре этапа компетентности?

Четыре стадии компетентности — это модель обучения, описывающая различные психологические стадии, через которые мы проходим при изучении нового навыка: бессознательная компетентность (невежество), сознательная некомпетентность (осознание), сознательная компетентность (обучение) и бессознательная компетентность (мастерство). Его происхождение можно проследить до тренера по менеджменту Мартина М. Бродуэлла. Он разработал модель для описания различных уровней обучения в 1960-х годах.

Часто изображаемое в виде иерархии, описание Бродвеллом четырех учителей, которые практикуют на разных уровнях навыков, с тех пор было адаптировано для более широкого применения к компетентности. Мы можем определить компетентность как способность успешно выполнять задачу. Мы компетентны, если все, что мы хотим сделать, имеет ожидаемый результат или если все, что мы производим, действительно работает. Как таковая, она довольно хорошо дополняет Модель сбора разума, типологию знания и его отсутствия.

Давайте посмотрим, как будут действовать четыре этапа в первоначальном авиационном сценарии. Пилот нашего самолета только что потерял сознание. Не волнуйся, с ним все будет в порядке. Но кто-то должен взять на себя палку. И я боюсь, что это должны быть мы.

Стадия 1: Бессознательная некомпетентность (невежество)

Насколько это сложно? Все будет хорошо.

Первая из четырех стадий компетентности — это состояние бессознательной некомпетентности . Мы понятия не имеем, как что-то сделать. Скорее всего, мы даже не осознаем всего того, чего не знаем. Это может быть связано с невежеством, преднамеренной слепотой или наивностью. В худшем случае мы даже не верим, что рассматриваемый навык является реальным навыком и, следовательно, его не нужно изучать. Мы, вероятно, используем множество ментальных ярлыков, но наша интуиция в конечном счете неверна. Откровенно говоря, в таком состоянии мы никому не можем помочь.

Предположим, мы начинаем на этом этапе нашего гипотетического сценария. Мы хорошо знакомы с самолетами, так как много лет летаем бизнес-классом. Но теперь в наших руках жизни нескольких десятков человек. К сожалению, в состоянии бессознательной некомпетентности крайняя уверенность сочетается с полной невежественностью. Авиадиспетчерская служба огорчена нашим нежеланием признать нашу потребность учиться.

Конечно, нужно быть очень далеким от реальности, чтобы думать, что полет на самолете — не такое уж большое дело. Но если мы действительно честны с собой, есть несколько видов деятельности, в которых мы неосознанно некомпетентны. Действующий? Вождение грузовика? Обучение? Что вообще нужно знать и чему учиться? Кажется, если нет срочной необходимости обнаружить собственное невежество, этот этап может длиться вечно или быстро закончиться. В любом случае, как только мы продвинемся, мы достигнем стадии осознания.

Стадия 2: Сознательная некомпетентность (осознание)

Крики, я понятия не имею, что делаю. Я лучше поучусь.

На стадии сознательной некомпетентности мы осознаем свое невежество. Примирение с тем, чего мы не знаем, является важным шагом к началу процесса обучения. Имейте в виду, мы до сих пор понятия не имеем, что делаем. Но аналитическая часть нашего мозга взяла верх и осознает отсутствие у нас навыков. По крайней мере, мы начинаем признавать наш дефицит и готовы исправиться. Может быть, задавая правильные вопросы.

Сидя в кресле пилота, мы понимаем, как мало или вообще ничего мы не знаем об аэродинамике и авионике. Самолет поднимается или опускается, когда мы тянем ручку? Что за кричащие цифры на экранах? Как быстро мы должны идти, чтобы не упасть с неба? Есть ли слишком быстрый ? Мы проснулись от сна невежества. Управление воздушным движением ослаблено.

Сейчас мы находимся в точке, где мы знаем то, чего не знаем. У нас есть более реалистичное представление о наших собственных ограничениях. В то же время мы не должны недооценивать осознание того, что чему-то на самом деле можно научиться. Воображаемая недостижимость может быть мощным сдерживающим фактором от перехода к третьему этапу. Тем не менее, имейте в виду, что на данный момент мы не приобрели никаких новых навыков. Это происходит на стадии сознательной компетентности.

Стадия 3: Сознательная компетентность (обучение)

Вау, я действительно знаю, что делаю.

Сознательная компетентность — третья из четырех стадий компетентности. Наконец-то мы узнали что-то новое. Теперь мы действительно понимаем, что делаем, и можем объяснить, как и почему что-то работает. Мы анализируем ситуацию, в которой находимся, и наш анализ верен. Как мы здесь оказались? Через практику и опыт. Сознательно компетентные учащиеся, как правило, работают хорошо, пока они могут сосредоточиться на поставленной задаче.

Быть в сознательном состоянии обучения, безусловно, хорошая новость в сценарии полета на самолете. Привыкаем удерживать самолет на высоте. Мы научились на нескольких ошибках, которые, к счастью, не стали фатальными. Мы знаем нашу текущую позицию и знаем, как добраться до следующего аэропорта. Мы находимся на той стадии, когда мы можем учить и других. Например, как следить за высотой. Это позволило бы нам сосредоточиться на чем-то другом. Если повезет, мы можем даже научиться снова приземлять эту штуку. Спасибо терпеливым людям из авиадиспетчерской службы.

Очевидно, это очень полезная стадия. Именно здесь происходит большая часть работы. Но это также то, откуда происходит весь наш рост. Поскольку они знают, что они делают и почему они это делают, осознанно компетентные люди становятся хорошими учителями. Техника Фейнмана, метод обучения, который способствует обучению через обучение, построена на самой идее, что сознательная компетентность и способность преподавать тесно переплетены.

Стадия 4: Бессознательная компетентность (Мастерство)

Я не знаю, я просто делаю это.

Завершающей ступенью нашей иерархии компетенций является психологическое состояние бессознательной компетенции . В отличие от нашей опасно ошибочной интуиции на первом этапе, наша интуиция теперь на 100% верна. Есть много выражений для этого состояния мастерства. Мы действуем по мышечной памяти. Мы в зоне. Мы — дзен, как сказал бы философ Алан Уоттс. Благодаря обширной практике и опыту нам больше не нужно думать о том, что мы делаем. Мы просто делаем это.

Нет никаких шансов, что мы достигнем этого этапа, героически спасая наших попутчиков. Мы едва вернулись в аэропорт с осознанной компетентностью, которую приобрели в воздухе. Но перемотаем вперед пять лет спустя, полеты стали второй натурой. Это как водить машину. Есть только один минус. Как мы должны учить других летать, если мы не знаем, как и почему мы делаем то, что делаем?

Достигнув высокого уровня знаний, мы рискуем забыть, каково это — учиться чему-то с нуля. Мы прокляты знаниями, так сказать. Это не значит, что мастерство некрасиво. Конечно, нет. Как описывает Роберт Грин в Ежедневные законы , как только вы достигнете этого уровня, «как будто […] проект живет внутри вас». Это стало частью нашего подлинного «я».

Но что же остается? Я думаю, мы естественным образом доводим свои навыки до следующего предела, чтобы открывать новые области для роста. Возможно, мы могли бы устроиться на работу авиадиспетчером. И получить лицензию пилота-инструктора. На всякий случай.

Заключительные мысли

Я бы не считал четыре стадии компетентности линейными или монолитными. Существует множество областей и навыков в любой конкретной области знаний. Кажется, что мы движемся вперед и назад между этапами, обнаруживая свои слепые зоны. Иногда мы можем даже одновременно не знать об одном аспекте навыка, овладев другим. Что возвращает нас к нашему первоначальному вопросу: сможете ли вы управлять самолетом без какой-либо подготовки?

Похоже, ответ сильно зависит от того, насколько быстро аналитическая часть вашего мозга сможет взять верх. Как быстро вы можете перейти к состоянию сознательной компетентности, в котором вы действительно начнете приобретать навыки, необходимые для работы. Но, возможно, мы не должны думать об этом и как о соревновании между двумя половинами нашего мозга. Чем быстрее интуитивная часть нашего мозга и аналитическая половина помирятся, тем лучше.

3 идеи за 2 минуты

Мой еженедельный информационный бюллетень с полезными идеями о критическом мышлении, философии, принятии решений и многом другом

Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.

Tags образование, решение проблем, психология, на рабочем месте

Четыре стадии компетентности. Есть четыре этапа развития… | Зайнаб Заки

Чтение: 3 мин.

·

26 января 2017 г.

Существует четыре стадии развития компетентности:

  1. Бессознательная некомпетентность не знаю, чего ты не знаешь знать. Есть навык, которого вам не хватает, но вы даже не знаете, что это такое. Это наиболее уязвимый и опасный этап, поскольку он применим к контексту нашей трудовой жизни. В этом мире есть много вещей, которых мы не знаем, и мы согласны с этим. В конце концов, невежество — это блаженство. Не когда дело касается нашей карьеры. Мы можем не хотеть или не нуждаться в знании деталей каждого аспекта нашего предприятия, когда дело доходит до нашей конкретной работы и наших навыков межличностного общения, для нас катастрофично не знать, чего мы упускаем. Но опять же, этот этап является отправной точкой всего обучения. Поэтому мы должны признать, что всегда будут вещи в нашей работе и в нас самих, которые мы еще не знаем, что нам нужно улучшить, веря, что, когда время и обстоятельства будут подходящими, мы естественным образом перейдем к следующему этапу, а именно к знанию того, что мы делаем. не знаю.
  2. Сознательная некомпетентность — На этом этапе мы понимаем, что есть пробел, и определяем, какой именно навык нам нужно развивать. Мы смирились со своим невежеством и некомпетентностью в той или иной области. Вот мы и подошли к перекрестку. Мы должны принять решение, следует ли положиться и начать путешествие по изучению этого навыка или признать, что у нас есть пробел в определенной области, и намеренно жить с этим. По большей части наш выбор всегда будет заключаться в том, чтобы учиться и расти. Что такое жизнь без постоянного обучения и роста. Как лично, так и профессионально. Итак, как только мы решили, что у нас есть пробел, мы приступаем к работе, чтобы закрыть его.
  3. Сознательная компетентность — Здесь начинается обучение. Сознательная компетентность — это этап, на котором мы активно работаем над навыком, но мы еще новички. Мы пробуем что-то, терпим неудачу, извлекаем уроки и пробуем снова. Мы продолжаем становиться лучше. Наша компетентность растет медленно и верно, но это еще не происходит само собой. Нам еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем наша компетенция станет частью нашей ДНК. Здесь важно быть настойчивым и решительным и не сдаваться.
  4. Бессознательная компетентность — Заключительный этап, на котором мы овладели новым навыком или поведением так, что оно становится инстинктивным. Мы больше не тренируемся. Хотя мы все еще учимся и растем, мы заложили прочную основу и можем быть уверены в своей компетентности в этой области.

Например, один недостаток, о котором я не подозревал, — это способность сохранять позитивный и стабильный темперамент, когда я попадаю в неприятные ситуации. Конкретный отзыв, который я получил, был « 1) Отсутствие позитивных намерений, 2) Поспешность в выводах и 3) Темперамент во время трудных разговоров ” Хотя кажется очевидным, что каждый профессионал должен обладать этими навыками, это то, что не приходит мне от природы. Мы все сформированы годами нашего становления и нашей ДНК. Я понял, что это пробел, только после того, как меня недавно пропустили по службе. Моя рабочая этика, результаты, производительность — все безупречно, но поскольку я продемонстрировал «негативное настроение» в особенно разочаровывающий период нашего проекта, я был оштрафован. Самое смешное, что в прошлом у меня были последствия такого поведения — однажды меня уволили с работы, потому что я слишком сильно выражал свое недовольство. Хотя в этой конкретной ситуации есть много нюансов, контекста и деталей (это была не только моя реакция), в прошлый раз точки для меня не совсем сошлись.

Я бы и не догадался, что существует пробел, если бы не пропустил повышение по службе, которого я абсолютно заслуживал. Теперь я знаю. Сейчас я нахожусь на стадии сознательной компетентности, где я глубоко понимаю свои пробелы и целенаправленно работаю над их устранением.

Несколько быстрых переходов от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности во многих сферах нашей жизни.

Уроки жизни

Автор Зайнаб Заки

113 Подписчиков

Еще от Зайнаб Заки

Зайнаб Заки

Основные выводы из собрания племен Сета Година

Сет был наставником и источником вдохновения более 6 лет сейчас.

Его книга, Linchpin, полностью ответственна за профессиональный я…

7 минут чтения·14 декабря 2016

Зайнаб Заки

День рождения Блюз

Вчера я достиг важной вехи. Моему 35-летию. 35 лет — это возраст, в котором вы официально находитесь в среднем возрасте. Начало твоей старости…

2 минуты чтения·23 января 2017 г.

Зайнаб Заки

в

Обучение искусству обучения

Я уже писал о том, как появляются машины. Я не сомневаюсь, что следующее десятилетие того, как мы проживем свою жизнь — как лично…

Чтение: 5 мин. · 6 апреля 2017 г.

Дизайнерское мышление знакомо большинству менеджеров по продуктам в современном мире. Дизайн-мышление учитывает, что представляют собой клиенты…

4 минуты чтения·25 мая 2017 г.

Просмотреть все от Зайнаб Заки

Рекомендовано Medium

Недостойно

10 секунд, которые закончились моим 20-летним браком 9000 5

В Северной Вирджинии август, жарко и влажно.

. Я до сих пор не принял душ после утренней пробежки. На мне моя домохозяйка…

·Чтение на 4 мин·16 февраля 2022 г.

Алейд тер Вил

в

10 вещей, которые нужно делать вечером вместо того, чтобы смотреть Netflix

Привычки без устройств для повышения производительности и счастья.

·5 мин чтения·15 февраля 2022 г.

The PyCoach

в

Вы используете ChatGPT неправильно! Вот как опередить 99% пользователей ChatGPT

·7 минут чтения·17 марта

Alex Mathers

14 вещей, которые я хотел бы знать в 25 лет (теперь, когда мне 38)

Я пишу вскоре после своего 38-летия. Пришло время задуматься.

·4 минуты чтения·27 декабря 2022 г.

Брайан Йе

в

Как проснуться в 5 утра. Каждый день

Нетрадиционный и сострадательный путеводитель по тому, как стать ранней пташкой

·Чтение за 15 минут·3 октября 2019 г.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *