Популярное

Ох уж мне эти сказочки ох уж мне эти сказочники: «Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!» — Реваншист на DTF

«Ох уж эти сказки! Ох уж эти сказочники!» — Реваншист на DTF

В рамках конкурса #возрождение вспоминаем один из интереснейших советских мультфильмов.

2179
просмотров

Советская мультипликация является, пожалуй, главной гордостью ушедшей культурной эпохи. Почти каждое анимационное произведение настолько уникально и неповторимо, что до сих пор качественных аналогов на отечественном поприще попросту нет и вероятно не предвидится.

Мультфильмы детства, будь то, например, «Тайна третьей планеты», «Жил был пёс», «Бременские музыканты», нашли свой отголосок во многих сердцах. А отдельные фразы отпечатались в нашем культурном коде, по которым можно примитивно определить свой человек или нет.

В моём же сердечке отдельное место занимает выдающееся произведение Александра Татарского «Падал прошлогодний снег» — пластилиновый мультфильм, сюжет которого строится вокруг русского мужичка, отправившегося в сказочный лес на поиски ёлки.

Но, поверьте, самая главная задумка здесь кроется не в этом, а в самом процессе того, как мужичок всё видит, осмысляет и проживает, благодаря чему в мультфильме находится место для философии, метафорам, заигрываниям с 4-ой стеной, абсурду и, конечно же, юмору. А дополняет это всё великолепный саундтрек за авторством Григория Гладкова.

Разберём внутренний мир мультфильма для того, чтобы… ну… чтобы просто разобрать…

Философское строение мира

Так как рассмотрение любого вопроса с точки зрения всей философии невозможно, то мы начнём это дело с основного вопроса философии, выведенного Фридрихом Энгельсом. Звучит он так: «Что первично – дух или материя?».

От решения этой проблемы зависит принадлежность к одному из двух направлений философской мысли: материализму, согласно которому материя первична или идеализму, отвечающему, что первична идея.

Возьму на себя смелость и скажу, что мир мультфильма строится на идеализме, в крайней её форме – солипсизма (субъективный идеализм, признающий единственной действительностью только сознание субъекта). То есть основное сознание – это сознание рассказчика. Однако мы можем выделить и сознание мужичка (как мыслящего объекта и субъекта), которое также влияет на строение пластилинового мира. Соответственно, для рассказчика – это солипсизм, на основе его же сознания, а для мужичка — это объективный идеализм, потому как его сознание зависит от присутствия сознания рассказчика.

Символизм

«Падал прошлогодний снег» полон различного символизма и отсылок, что, согласитесь, необычно для мультфильма того времени.

Во-первых, главный герой представляет собой типичный образ русского мужичка в шапке ушанке и в валенках. Однако авторы не следуют этому стереотипу, а высмеивают его, намеренно гиперболизируя.

Во-вторых, мультфильм вобрал в себя множество знакомых нам элементов народной сказки. В нём так или иначе фигурируют щука, заяц, избушка на курьих ножках, серебряное блюдечко и наливное яблоко, скатерть-самобранка, сапоги скороходы, ковер-самолет, волшебная палочка и т.д.

В-третьих, на всём протяжении мультфильма можно увидеть множество отсылок к различным произведениям искусства. Например, сцена, где главный герой сидит в центре стола, окружённый двенадцатью персонажами, — это аллюзия на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Во второй части приключений мужчика есть отсылка к диснеевскому мультфильму «Белоснежка и семь гномов» 1937-го года. Когда главный герой превращается в Рог Изобилия («и тебя много, и ёлок много!»), то из него выходит жена во главе колонны из семи маленьких копий мужичка под знакомую музыку.

Фраза «Ох уж эти сказочники!» — цитата из рассказа князя Владимира Одоевского «Живой мертвец». Достоевский взял её эпиграфом к своему роману «Бедные люди». Фраза же «Карету мне, понимаешь! Карету!» — слегка изменённая цитата из пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума». А реплика «Эй, зайчик! Подожди! Ну, погоди!» — отсылка к одноимённому мультсериалу.

Один из персонажей — ворона — сопровождает мужичка во всех похождениях, от начала и до конца, она жалеет его и в грустном финале. Эта ворона была ещё в самом первом пластилиновом мультфильме Александра Татарского, «Пластилиновая ворона», где был также крайне похожий на мужичка дворник.

Не обошлось и с разрушением 4-ой стены. Главный герой неоднократно обращается к рассказчику с различными фразами («Замолкни, зануда!»).

А что это за жизнь — без пианины…

«Падал прошлогодний снег» определённо отличный мультфильм, полный смелости, афоризмов и абсурда. Конечно, сейчас появилось множество мультфильмов (в большинстве своём — западных, например, «Рик и Морти»), эксплуатирующих принадлежность к поп-культуре, однако у нас в 80-ые о подобном никто не мог думать. Сейчас же отечественная мультипликация живёт во многом за счёт былого величия, что крайне печально.

«Падал прошлогодний снег» — это необычный эксперимент, существующий вне времени и понятный только нам. Для детей — это смешная и забавная история, для взрослых — тоскливая сатира.

Да, нам нужно #возрождение таких экспериментов и возможно ёлку мы добудем с первого раза.

Ох, уж эти сказки! Ох, уж эти сказочники!: ida_mikhaylova — LiveJournal

?

Category:

  • Литература
  • getCancelledCats().length > 0″ ng-click=»catSuggester.reacceptAll()»> Cancel

Снег сегодня падает нормальный, сегодняшний, но зайти  в гости  к мультику « Падал прошлогодний снег» хочется:

Фёдор Михайлович  Достоевский в первом романе «Бедные люди»  эпиграфом  выбирает цитату из «Живого мертвеца»  Владимира  Фёдоровича Одоевского. Интонация героя В.Ф.Одоевского, Василия Кузьмича: «Ох, уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вскрывают! Вот уж запретил бы им писать! Ну на что это похоже, читаешь… невольно задумаешься, а там всякая дребедень и пойдёт в голову; право бы, запретить бы им писать; так-таки просто вовсе бы запретить…», переходит к герою романа Ф.М. Достоевского,а сам эпиграф сливается с частью письма Макара Девушкина:

«Бесценная моя Варвара Алексеевна!

Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив, донельзя счастлив! Вы хоть раз в жизни, упрямица, меня послушались. Вечером, часов в восемь, просыпаюсь (вы знаете, маточка, что я часочек-другой люблю поспать после должности), свечку достал, приготовляю бумаги, чиню перо, вдруг, невзначай, подымаю глаза, — право, у меня сердце вот так и запрыгало! Так вы-таки поняли, чего мне хотелось, чего сердчишку моему хотелось!»

https://www.pinterest.ru/pin/823947694331055405/

Вот так в литературе перетекает  одно  в другое, третье… Как в жизни.

  А Яблочко наливное с тарелочкой  так вообще жизненный бренд: еще в 2012 первый раз разместила эту картинку, до сих пор бродит по инету, прижилась. Всё новое — хорошо забытое старое)

https://www.pinterest.ru/pin/823947694331055405/

И как без сказок жить-быть спрашиваю?! Я не знаю, не могу и не хочу. Да, сказочная  форма подачи немного  изменилась, так  21 век в прошлом году  миновал своё совершеннолетие по любым меркам, так скоро войдёт 2022 год в силу по любому календарю, но это уже совсем другая история.

#остаёмсязимовать 

Tags: #остаёмсязимовать, мои сочинения и фото с видео

Subscribe

  • Кефир

    Оказывается и такой есть Photo by chinorocha from Unsplash Photo by foodistika from Unsplash…

  • Не только про пятницу

  • Книги Т.В.Устиновой

    Photo by mrrrk_smith from Unsplash Почему так случилось, что читать книги Татьяны Витальевны я начала после плотного просмотра…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Previous

← Ctrl

← Alt

  • 1
  • 2

Next

Ctrl →

Alt →

  • Кефир

    Оказывается и такой есть Photo by chinorocha from Unsplash Photo by foodistika from Unsplash…

  • Не только про пятницу

  • Книги Т.

    В.Устиновой

    Photo by mrrrk_smith from Unsplash Почему так случилось, что читать книги Татьяны Витальевны я начала после плотного просмотра…

Раздражение, мачеха изобретения

В комментариях после моего поста о детско-юношеских сказках автор Патрик Гарсон заметил, что мы не можем знать «первоначальные» значения сказок, которые были переданы через устную традицию. Только после того, как будет записана версия — или сочинена, как в случае с литературными сказками, такими как рассказы Марии-Катрин д’Ольнуа или Ганса Христиана Андерсена, — появится текст, на который последующие рассказчики смогут откликнуться.

Подумав об этом, я понял, что мои романы-сказки меньше похожи на беседу, а больше на спор с установленным каноном. Истории, которые я уже люблю, не провоцируют меня настолько, чтобы тратить усилия, необходимые для создания вокруг них романа. Источник раздражения, а не нежности, должен давать необходимую энергию.

Почему злодей был таким злым? И что произошло дальше? Эти и другие вопросы имеют жизненно важное значение для начала процесса. Несколько раз я обнаруживал, что когда достаточное количество «как получается» превращается в «что, если», сюжетные нити начинают раскручиваться из облака неудовлетворенности.

Показательный пример: мой первый роман, Дева-лебедь , возник из истории, которую традиционно рассматривают с точки зрения главного героя-мужчины. В фольклорной классификации это сказка 313 типа, «девушка как помощница в бегстве героя». Помощник? Здравствуйте, она продвигает действие вперед и делает всю тяжелую работу за удачливого (и невежественного) героя. То, что мы никогда не слышали ее точку зрения, вызвало у меня феминистские раздражения. Я хотел знать, почему эта способная молодая женщина помогла случайному парню удалить ее из своей семьи, почему она бросила его, как только все дела были выполнены, и почему она приложила столько усилий, чтобы вернуть его после этого. Ответы на эти вопросы сформировали эмоциональную динамику романа, хотя структура соответствует традиционной сюжетной линии. На французском языке существует более сотни версий этой истории; У меня было много «невозможных» задач на выбор.

Для моего последнего пересказа для подростков, Жабы и бриллианты , его происхождение явно возмутительно, поскольку сообщение, которое я читал в версии 17-го века Шарля Перро, беспокоило меня в течение многих лет. История проста. Две сводные сестры встречают фею у колодца. Младшая девочка вежливо обращается с феей и получает в награду за разговор драгоценности и цветы. Старшая груба (потому что сказочные старшие сестры неизбежно глупы, жестоки, ревнивы и некрасивы. Кхм.). Ее наказывают жабами и змеями, выпрыгивающими изо рта при каждом слове. Одна догадка, какая сестра погибает одна в лесу, а какая связывается с принцем для ее долгой и счастливой жизни. О, это звучит горько?

Будучи первенцем в семье, я всегда хотел, чтобы хоть раз исход был другим. Да, у старших сестер бывают плохие дни, но сумеем ли мы перерасти нашу юношескую тревогу, если у нас будет шанс? Редкая сказочная девочка не преследует свою младшую (поумнее, нежнее, красивее и т. д. и т.п.) сестру и платит за это дорогую цену. Кейт Крэкернатс, Белоснежка/Красная Роза и двенадцать танцующих принцесс — вот несколько контрпримеров, которые приходят на ум, и даже здесь старшая танцующая принцесса язвительна по отношению к младшей.

Но я отвлекся. История, которую я решил пересказать, — это довольно легкая сказка, чтобы выдержать всю тяжесть обиды, которую я носил с детства. Если я хотел, чтобы у старшей сестры было будущее (а у книги был сюжет), я должен был позволить своему раздражению вызвать некоторые вопросы. Что побудило фею дарить такие разрозненные подарки? При каких обстоятельствах говорящие жабы и змеи могут быть столь же важным — или столь же опасным — даром, как произношение драгоценных камней и цветов? Как лучше всего поддерживать драматическое напряжение, если две сестры не конфликтовали друг с другом? История Перро состоит из нескольких страниц и включает пять персонажей. Кого не хватало в рассказе?

Ответы, к которым я пришел, заключались в том, чтобы нанести серьезный ущерб простому идеалу хорошей девочки, награждаемой и плохой, наказываемой. Это также потребовало переноса действия на другой континент, но я думаю, что это тема для другого поста.

Если вы дочитали до этого места, то вот мой вопрос, Внимательный Читатель: когда другие писатели берутся пересказывать классическую историю, ими движет скорее разочарование, чем восхищение? Или мне следует записаться на какие-то вымышленные курсы по управлению гневом?

* Иллюстрация встречи старшей сестры с феей у колодца взята с веб-сайта Sur La Lune Fairytales: Toads and Diamonds, автор Г.П. Джейкомб Худ, опубликовано в Lang, Andrew, ed. Голубая книга фей . Нью-Йорк: Довер, 1965 г. (Оригинал опубликован в 1889 г.)


Хизер Томлинсон живет на паруснике в южной Калифорнии, где читает и пишет фантастические романы для подростков. Ее последняя книга, Toads & Diamonds , будет выпущена Генри Холтом в марте 2010 года.

ссылка

Перепутанные сказки для рассказывания историй и семейного времяпрепровождения

Этот пост может содержать партнерские ссылки.

Автор: Мелисса Тейлор

Часов

Опубликовано

Этим летом попробуйте рассказывать запутанные сказки для ваших семейных творческих свиданий, автомобильных поездок, полетов на самолете, походов, перед сном и даже в залах ожидания.

Придумайте три разные сказки и выберите по одной из каждой —  персонаж, место действия и сюжет .

Смешайте все вместе по своему воображению и вуаля — у вас получилась перепутанная сказка . Теперь ты рассказчик. 🙂

Перепутанные сказки Пример:

ПЕРСОНАЖ: Златовласка

ОБСТАНОВКА: в кондитерской

СЮЖЕТ: большой плохой волк хочет взорвать ее дом

Хммм . . . что произойдет, если объединить эти три элемента истории? Вам, рассказчику, решать.

Вот распечатанный список сказочных персонажей, мест действия и сюжетов, которые можно резать и смешивать. Я делал это на своих уроках письма, и это очень весело. Чем больше вы практикуетесь в рассказывании историй, тем лучше они получаются. Запишите свои лучшие истории и проиллюстрируйте их в виде книжек с картинками.

Смешай и перемешай, чтобы получилась хорошая история

Золушка Дом с тремя сводными сестрами и мачехой и замок Фея-крестная дарит героине ночь на балу. Принц влюбляется в нее, и они женятся.
Гензель и Гретель Лесной/конфетный домик Дети в лесу находят домик ведьмы из конфет. Ведьма похищает их, но дети убегают обратно к отцу и обнаруживают, что подлая мачеха исчезла.
Домкрат Дом, бобовый стебель, замок великана Продает корову за волшебные бобы, сажает бобы, из которых вырастает бобовый стебель, который достигает неба, где живет великан, Джек крадет у великана золотую арфу, гуся – срезает бобовый стебель и живет долго и счастливо.
НАСТОЯЩАЯ Принцесса Замок Принц ищет «настоящую» принцессу, которая должна пройти его испытание и почувствовать горошину под 20 матрасами. Чувствуется горох. Принц женится на ней.
Пряничный человечек Кухня, город и река Женщина печет пряничный человечек, который убегает от нее и выбегает из дома. Он убегает от всех встречных, пока не появится ловкая лиса, которая предложит перевезти человека на спине через реку. Когда они в реке, лиса ест g. мужчина.
Белоснежка лес Злая мачеха хочет убить героиню, поэтому она убегает в дом 7 гномов, где живет, пока злая мачеха не отравит ее яблоком. Героиня засыпает глубоким сном, и ее будит ее настоящая любовь, принц.
Красная Шапочка Лес/коттедж Маленькая девочка в красном плаще относит в лес угощение бабушке. За ней следует злой волк, который бежит впереди, ест бабушку и притворяется бабушкой. Девушка озадачена изменениями бабушки, и когда волк пытается ее съесть, ее спасает дровосек, который убивает волка.
Рапунцель Высокая башня Девушка, заточенная злой ведьмой. Она отращивает длинные волосы, чтобы ведьма могла забраться. Красивый принц тоже взбирается на ее волосы. Они влюбляются и в конце концов убегают, чтобы жить долго и счастливо.
Три поросенка Дом из соломы, дом из бревен, кирпичный дом, камин Три поросенка строят себе дом: один из соломы, один из бревен, один из кирпичей. Когда волк приходит в каждый дом, он пытается сдуть его, чтобы съесть свинью. Он не может снести кирпичный дом со всеми тремя свиньями внутри.

изображение: Некоторые права принадлежат Krystn Palmer Photography

Я могу только представить, какие замечательные истории вы будете придумывать.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *