Популярное

Обижается тот кого можно обидеть: Природа обиды. Когда и зачем мы обижаемся

Обида. Цитаты про обиду — СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги. — ЖЖ

Обида. Цитаты про обиду

Учитесь не обижаться. Это очень сложно, но так полезно!

Освободи ты душу от обид… и не заметишь, как душа взлетит!)

На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников:

«Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому, никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами».

Начните с простого: пожелайте всего самого хорошего людям, которые вас однажды обидели.

Не надо носить с собой дурацкие чемоданы обид. Хотя бы потому, что если руки заняты чем-то плохим, то в них невозможно взять что-то хорошее.

Чем мудрее становится человек,

тем меньше он находит поводов для обид.

Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.

— Махатма Ганди —

Не стоит обижаться на того человека который обидел тебя — в душе он обижен сильнее.

Никто не заинтересован в том, чтобы обидеть вас, никто не выжидает случая, чтобы обидеть вас, каждый занят тем, что охраняет свою собственную рану.

Ошо

Внутренний мир не терпит бардака. Возьми «веник» и уберись в душе. Пора, наконец, вымести все накопившиеся там обиды и горести, потери и разочарования. Пора, наконец, освободить место для чего-то по-настоящему нового, светлого,чистого и прекрасного.

Ты прощаешь других не для того, чтобы излечить их. Ты прощаешь других, чтобы излечить себя.

Чак Хиллинг

Счастливую женщину невозможно обидеть…

Ее можно только рассмешить!

Если вы научились не обижаться, это значит, что вы научились смотреть в сердце другого.

Вызывающее поведение по отношению к вам — это не личное оскорбление в ваш адрес, это мера страдания человека. Так он показывает вам, насколько ему больно и сколько сострадания ему необходимо.

Люди оскорбляют тремя способами.

Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным. Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовет дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь оправдывает то, что не понимает сам, чужим безумием. Поэтому никогда ни на кого не обижайтесь, и не оскорбляйте сами, чтобы не прослыть глупыми бездарными рабами.

Счастливые люди не могут быть злыми. Обидеть других пытается лишь тот, кто сам несчастен. Не вас пытался обидеть ваш обидчик. Он лишь проецировал на вас то, что было подлинной целью его агрессии. (Энтони де Мелло)

Чем больше обида, тем больше я теряю сил.

Обида — это проблема того, кто обиделся. Это значит, что именно у вас не хватило душевных сил на этого человека, именно вы не смогли с собой справиться.

Если вы полны сил, энергии, если вам хорошо просто потому, что на улице весна, и вы чувствуете в себе силы и мощь — разве в таком состоянии человек способен на кого-то обидеться? Когда мы полны энергии, обиды проходят мимо нас. Если мы обижаемся, значит, уже где-то есть отток энергии, значит, вы уже где-то не отследили свое состояние и не предприняли меры, чтобы привести себя в норму. Так причем тут другие люди?

Почему ты обижаешься, что никто не подумал о тебе и не помыл посуду в твой день рождения? Почему ты сам не предупредил об этом, не сказал? Почему ты молча, злобно стиснув зубы делаешь что-то, вместо того, чтобы попросить кого-то тебе помочь? Почему строишь драматичные образы и жалеешь себя до слез? Почему? Может, ты сам хочешь помучать себя?

Любая наша обида связана с нашим чувством собственного достоинства, иначе говоря, с нашим эго. То есть нам обидно, что нас недооценили, не предугадали наши желания, не подумали о нас в первую очередь.

(цитаты из статьи «Взрослые дети обиды» — Мария Петроченко — Колесо Жизни июнь 2013)

Когда вокруг тебя одни и те же люди — то как-то само собой получается, что они входят в твою жизнь. А войдя в твою жизнь, они через некоторое время желают её изменить. А если ты не становишься таким, каким они хотят тебя видеть, — обижаются. Каждый ведь совершенно точно знает, как именно надо жить на свете. Только свою собственную жизнь никто почему-то наладить не может.

Пауло Коэльо «Алхимик»

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений!

Обвинять других – это такая маленькая уловка, которой можно пользоваться всякий раз, когда не хочешь брать на себя ответственность за то, что происходит в твоей жизни. Пользуйся ею – и тебе гарантирована жизнь без риска и замедление в собственном развитии.

Обида предоставляет два важных преимущества, от которых людям нелегко отказаться. Первое заключается в осуждении, а второе — в чувстве собственной правоты.

Большинство людей сердятся из-за обид, которые они сами сочинили, придавая глубокий смысл пустякам.

Никто не способен обидеть вас без вашего на то согласия.

Я до сих пор так и не понял, зачем люди подолгу сердятся друг на друга. Жизнь и так непростительно коротка, ничего толком успеть невозможно, времени так мало, что, можно сказать, вовсе нет, даже если не тратить его на всякие глупости вроде ссор.
Макс Фрай

Независимо от того,по какой причине вас оскорбили, лучше всего не обращать на оскорбление внимания — ведь глупость редко бывает достойна возмущения, а злобу лучше всего наказывать пренебрежением.
Сэмюэл Джонсон

Если осёл тебя лягнул, не отвечай ему тем же. Плутарх

Обида — это фактически способ ухода и защиты собственного «я». (Ролло Мэй — Искусство психологического консультирования)

Одно из наиболее общих неопределенных переживаний – это обида. Это незавершенная ситуация. Если вы обижены, значит вы застряли, вы не можете шагнуть вперед и выразить свой гнев, чтобы изменить мир и получить удовлетворение, и вы не можете забыть о том, что вас беспокоит. Обида – это эквивалент до боли сжатой челюсти. Фредерик Перлз

«Жизнь слишком коротка, чтобы не прощать даже самые серьезные обиды.» Сара Джио — Тихие слова любви

Обида, корень зла

Философия обиды. Обида как базовое человеческое чувство и жизненное основание. Каин и Авель, Маркиза Мертей и виконт Вальмон, Хрущев и Кеннеди. Где в историях убийств, катастроф и политических кризисов кроется обида? Скрытая и явная, родственная и межнациональная обиды.

Было ли на кого обижаться царю Эдипу? Обида и рок. Есть ли место обиде в классическом корпусе трагедии?

«Как теплая одежда защищает от стужи, так выдержка защищает от обиды и обидчивости. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснется». Леонардо да Винчи.
«Умение уберечься от угрожающей несправедливости есть признак ума, нежелание же отплатить за причиненную обиду есть признак бесчувственности». Демокрит.
«Благовоспитанный человек не обижает другого по неловкости. Он обижает только намеренно». Анна Ахматова.
«Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных, замечаний: обидеть человека легко, исправить же его – трудно, если не невозможно». Шопенгауэр.

Елена Фанайлова: Обида чаще всего оказывается в арсенале психологов, ее любят разобрать с разнообразных сторон. А в философии она как экзистенциальный концепт отсутствует. Но мы начнем с простой вещи. Когда вы, Аркадий, последний раз обижались всерьез на кого-то?

Аркадий Недель: Серьезно я обижался, наверное, очень давно. Серьезно обидеть должен близкий человек. Стараюсь находиться с теми близкими по духу, по мысли, даже не с родственниками, которые не делают все-таки такие вещи. Организуется некая договоренность, и люди, как правило, чувствуют друг друга и понимают, что делать нельзя, чтобы сильных обид, которыми они могут испортить отношения на всю жизнь, не было. Но легкая обида была, когда я задал вопрос коллеге, которому подарил свою недавно вышедшую книгу, это трехтомная вещь, на которую я потратил много лет. Я говорю: «Готов ли ты написать на нее рецензию?» Он: «Да, конечно, разумеется. Это очень интересно». Я прислал ему эту публикацию, дальше тишина. Я жду месяц, пишу ему имейл: «Время идет, может быть, ты все-таки…» Он не отвечает. Я начинаю думать: может быть, он на что-то обиделся? Но на что? Я задал ему вопрос, готов ли он написать, это по его специальности, сфера его интересов. И никакого ответа. Конечно, было обидно, потому что понимаешь: ты пришел с открытым сердцем, а в ответ – тишина.

Елена Фанайлова: Есть замечательная русская пословица: на обиженных воду возят.​ И вторая, приходящая на ум: на дураков не обижаются.

Аркадий Недель: Чтобы на мне не возили воду, я придумал себе – не обижаться, не таить обиду. Это тоже концепт – таить серьезную обиду. Проехали. А раньше я стал бы думать, неделю на это потратил бы: что же случилось, может быть, ему не понравилось, а ему неудобно мне об этом сказать, или другие причины. Но я на это больше время не трачу.

Елена Фанайлова: Я вижу одну из причин обиды – коммуникативный сбой. Вы не договорились, на каком-то этапе ответ не был получен, что происходит с этим человеком, а у него наверняка были серьезные причины, не связанные с негативным отношением к предмету. Возможно, у него цейтнот, и в силу чувства вины он не может об этом сказать. Я говорю сейчас не столько о вашей личной истории, сколько о механизмах возникновения обиды. Ведь это явно один из видов обиды – не та обида, которая была нанесена сознательно, которая возникает не по чьему-то злому умыслу, а та, которая возникает в процессе коммуникации. Как вы верно сказали, люди должны быть довольно близки, это либо коллеги, либо связанные семейными или дружескими, любовными отношениями. То есть мы связаны с человеком, на которого обижаемся, или который обидел нас.

Аркадий Недель: Действительно, видов обид несколько. То, что лежит на поверхности, причина обиды – это неисполненные ожидания. Если я, или вы, или кто-то другой имеет какие-то ожидания, с которыми мы приходим к тому или иному человеку…

Причина обиды – это неисполненные ожидания

Елена Фанайлова: И эти ожидания могут быть оправданы предыдущим нашим опытом.

Аркадий Недель: Безусловно, или они даже могут быть априорно оправданными. Если я пришел к папе, например, он не может не сделать, не сказать этого для меня, это совершенно очевидно, потому что я – крошка сын. И сын может обидеться на папу, потому что он не исполнил ожидание, которое он должен исполнить по статусу, по экзистенциальному контексту, по чему угодно. Это первое. Второе, обида на близких – это другой тип обиды. Причина таких обид – непонимание. Ты меня не понял, ты меня неправильно прочитал, ты не разобрался. Я прихожу к близкому человеку, рассказываю ему о какой-то своей драме, коллизии на работе, в личной жизни, где угодно, а он мне говорит что-то, чего я не ожидаю от него услышать. Когда мы обращаемся к близким людям, мы заранее проектируем их ответы, мы хотим получить от них ответы, советы и прочее, которые мы хотим получить.

Елена Фанайлова: Мы хотим поддержки.

Аркадий Недель: Но поддержка тоже может быть разная. Если я прихожу к папе, к маме, к сестре, к жене, я априори знаю, кто что должен мне сказать. И она или он знает, что мне сказать. Если оно сказано иначе, если оно не скоррелировано с моими ожиданиями, могут возникать обиды и непонимание, это может быть прочитано как не поддержка меня. Хотя это поддержка, но другим словами.

Елена Фанайлова: Старший имеет право обидеться на младшего?

Аркадий Недель: Безусловно. Может быть другая мера свободы, потому что, конечно, старший понимает априорно, что у младшего больше степеней свободы.

Елена Фанайлова: А у старшего больше ответственности. Меня занимает вопрос в связи с отношениями старших и младших: обиделся ли Бог на Адама и Еву. Была ли в основе выдворения их из райского сада, разочарования в них, и прочего, что произошло, обида Бога на то, что его создания, дети его, поступили не так, как он запланировал?

Аркадий Недель: Мы, читатели Библии, можем прочитать действия Бога как обиду. Но теологически или философски говоря, конечно, Бог не может обидеться, потому что обида – это человеческое состояние, а у Бога не может быть человеческого состояния.

Елена Фанайлова: Вы полагаете, что и теология, и философия говорят нам о том, что Бог не может находиться в ущемленном состоянии. Это ветхозаветный Бог. А Бог христианский страдает, он испытывает разнообразные чувства.

Аркадий Недель

Аркадий Недель: Бог христианский двуприроден, согласно очень многим источникам. Иисус Христос двуприроден, об том очень хорошо писал святой Бернар. Катары и прочие в огромном количестве в Европе были ересями потому, что они не рассматривали природу Христа как двусоставную, из двух состояний, элементов, позиций – он и Бог, и человек одновременно. Скажем, такая ключевая фигура для европейской интеллектуальной истории, как Ньютон, был еретиком, социнианцем, он не рассматривал Христа как Бога, и всю свою жизнь скрывал это тщательнейшим образом, потому что мог потерять не только свою позицию в Кембридже, но и поплатиться жизнью, несмотря на все его заслуги в физике. Это было очень серьезно, он был тотальным социнианцем, оккультным мыслителем, у него оккультных работ больше, чем по физике, они еще не все опубликованы. Я думаю, что ветхозаветный Бог, если мы говорим именно о Боге, не о тексте, не об эмоциях, написанных в Ветхом Завете, в Торе, а их там очень много…

Елена Фанайлова: Там много гнева, гнев присутствует часто.

Аркадий Недель: И ветхозаветный Бог очень жестокий, он все время наказывает свой народ, тыкает его мордой в грязь, и вообще ветхозаветная концепция вины – это очень интересная тема. Бог в тексте Ветхого Завета, читаемого нами, и обижается, и гневится, и наказывает, это злой, суровый, кафкианский отец. Это отец Кафки, и настоящий, и литературный, к которому было написано его письмо. Но если мы говорим о Боге как о трансценденции, как об абсолюте, к которому стремится христианство, то там никаких обид, гнева и прочего быть не может, потому что все это суть человеческие эмоции и состояния, к Богу они не имеют никакого отношения.

Елена Фанайлова: Но они имеют отношение к авторам Священного Писания.

Аркадий Недель: Плюс авторы Ветхого Завета были гениальными пиарщиками, они идеально просчитали, какой текст, на каком эмоциональном уровне, в каком эмоциональном регистре должен быть написан. Он написан гениально. На иврите, да даже в хорошем переводе на русский, это мощный, эмоционально насыщенный текст. Мало текстов в мировой литературе с таким насыщением. Может быть, пьесы Шекспира, «Евгений Онегин», что-то еще… Они не только написали великолепный текст, они его гениально пропиарили. Иудаизм никогда не стремился распространить свое влияние, в отличие от ислама и христианства, это не прозелитическая религия, и раввинам было все равно, захотят ли стать иудеями другие народы, кроме евреев.

Елена Фанайлова: Обязаны ли мы возникновением государства Израиль тому, что евреи, наконец, обиделись на европейские народы, на мир? Я имею в виду финал Второй мировой войны и даже еще начало ХХ века, когда идеи независимости Израиля, сионистские идеи начинают приобретать вес и популярность. Я имею в виду и Жаботинского, и Герцля, и других теоретиков сионизма, родившихся на территории бывшей Российской империи, Восточной Европы. Какова была доля обиды в этом историческом процессе?

Аркадий Недель: Если написать историю обиды, это был бы бестселлер.

Елена Фанайлова: Мне даже странно, что этим никто не занимался отдельно, как большой философской темой.

Аркадий Недель: Это удивительно. Таких экзистенциальных состояний, которые относятся к психологии, к чему угодно, много.

Елена Фанайлова: Их, скорее, психология себе забирает.

Аркадий Недель: Но это же очень однобоко.

Елена Фанайлова: Это онтологически укорененные вещи.

Аркадий Недель: Такие вещи, как обида, ощущение вины и прочее, придумывает литература. Ветхий Завет, Тора – это, помимо прочего, очень хорошая литература.

Елена Фанайлова: Мы не так давно беседовали о книге Рене Жирара «Ложь романтизма и правда романа», и автор там буквально говорит об этом, что литература придумывает способы поведения, или делает их популярными, а потом мы полагаем, что это наше естественное поведение.

Аркадий Недель: Да, сначала наша чувственность прописывается литературой. Чувство вины сначала возникает в греческих трагедиях, у Еврипида, например. Великие греческие трагики придумывали вину, а потом мы с этим живем и до сих пор говорим: «Я виноват сам». Это отсылка к Еврипиду.

Елена Фанайлова: Христианская традиция возводит вину в абсолют. Разберемся с ролью обиды в строительстве государства Израиль.

Аркадий Недель: Был элемент обиды на самих себя: сколько же можно, что же мы такие лузеры и слабаки, что не можем…

Елена Фанайлова: Слабаки и лохи, которые шли без сопротивления в газовые камеры, и это все, что евреям вменялось как отсутствие сопротивления.

Аркадий Недель: С газовыми камерами сложнее, потому что сопротивляться одной из мощнейших машин уничтожения ты не мог. Что мог сделать еврей из местечка Бельцы?

Елена Фанайлова: Конечно, ничего, если даже Франция пала, пал Париж.

Аркадий Недель: А то, что они поверили: они – часть этой Европы, в культуру и науку которой они внесли очень много, стало разочарованием и обидой на себя, отчасти этот мотив присутствовал.

Елена Фанайлова: Поговорим еще немного об обидах, которые нам известны, и о мотивах, где обида скрыта. Каин обижался на Авеля за то, что его плоды Богу милее? Авель же не хотел Каина обидеть, правда? Это семейные отношения, семейный конфликт, семейное насилие, мы сейчас сказали бы.

Аркадий Недель: Если представить себе, что это два реальных человека, это действительно семейная ситуация.

Елена Фанайлова: В литературе обидчик часто не знает, что он причинил обиду, но это запускает мощнейшую машину мести. Я имею в виду, например, «Отелло» и «Опасные связи». Яго дико обижен на Отелло за то, что он лучше всех. Это ситуация, когда с обидой связаны зависть, ревность, тут большой психологический пакет, ядерный. Отелло обижен на Дездемону, которая ему якобы изменила, и все заканчивается совершенно чудовищно. Мертей – великая машины обиды, она устраивает целый театр марионеток из-за своей обиды на Вальмона, который не подозревает, наивный, какую обиду, какую рану он ей нанес тем, что не выказал ей достаточное почтение в этих отношениях, не доказал ей свою любовь.

Я не верю в жизненность шекспировских персонажей

Аркадий Недель: Это хороший пример, но обиды другого вида. Здесь мы имеем дело с литературными моделями. Потому что я подозреваю, что Шекспир, испытывавший сильное влияние многих авторов своего времени, в том числе Марсилио Фичино и Бруно (их тексты он знал, а это были великие оккультисты), не мог не впитать в себя греческие сюжеты и все внутренние, вшитые контенты, присутствующие там. Шекспир через этих оккультных авторов вел прямой диалог с греческими авторами и старался закончить или довести до совершенства то, что они начали. То есть отработать эмоциональные, экзистенциальные, психологические модели поведения – обида, зависть, гнев и прочее. Поэтому Отелло, Дездемона, все эти персонажи – люди, страсти, но это, как у греков, чуть больше. Это литературные эмоциональные, психологические, экзистенциальные паттерны, психологические исследования. Поэтому мне немножко мешает именно научность, с которой Шекспир расставлял и сталкивал своих персонажей, заставлял их действовать так или иначе. В жизни немножко по-другому. Я не верю в жизненность шекспировских персонажей, для меня это больше психологический концепт, чем живые люди. Это примерно как Пырьев со своими фильмами про сталинские колхозы. Понятно, почему Пырьев это делал, почему соцреализм это делал, у него были другие задачи, кстати, схожие с шекспировскими, потому что тоже нужно было исследовать и создать нового человека.

Елена Фанайлова: Устойчивое выражение – «шекспировские страсти». Они чрезмерные, но в культурном смысле они, видимо, исполняют ту же роль, что и греческая трагедия. Это некое доведение зрителя до катарсиса, до освобождения от внутренних демонов. Конечно, это мираж, как последние пьесы Шекспира, наиболее эзотерические и волшебные, «Буря» и все прочее. В «Ромео и Джульетте» сплошь вражда и обида, но там есть еще дуэль Меркуцио. Дуэль как культурный механизм существования обиды – не правда, ли интересно? Рационализированный, доведенный до ритуальности механизм убийства, основанный на оскорблении, или якобы оскорблении.

Аркадий Недель: Дуэль – это в архаическом смысле ритуал очищения, радикального выхода из состояния обиды. Если я убиваю обидчика, с обидой покончено. И если обидчик убивает меня, я тоже с этим не живу. Это радикальный способ не жить с обидой.

Елена Фанайлова: Это говорит нам о глубокой архаике, о глубочайшей укорененности обиды в нашем существе. Несмотря на то, что обида возникает как культурный концепт, она связана с развитием цивилизации, она систематизируется литературой, помогающей нам ее переживать и принимать, изучить. Потому что это аффект.

Аркадий Недель: В человеческой культуре, в том числе в мировой современной культуре есть механизмы, защищающие человека от обиды. Иначе социум будет находиться в очень нехорошем состоянии, как минимум, непродуктивном. Культура гламура, эстетики тела, вся индустрия улучшения себя – это один из механизмов снятия обиды. Если вас обидели, вы идете в салон и выходите оттуда лучше себя прежнего.

Елена Фанайлова: Вы говорите о таком механизме обиды, как сравнение. Внутри обиды есть представление того, кто обижается, что «наверное, я хуже».

Аркадий Недель: Сегодня мы общаемся взглядами, эсэмэсками, точечными, дискретными элементами, и неправильный смайлик или слово может обидеть.

Елена Фанайлова: Я вспоминаю два сюжета, первый – суд Париса, когда две богини обиделись на него, результат известен – Троянская война. Второй важнейший сюжет, к которому я хотела бы обратиться, это царь Эдип. Что вы скажете об обиде внутри мифа об Эдипе?

Аркадий Недель: Эдип – это человек судьбы, фатума. Это человек, которого обидел рок. Именно поэтому это не драма, а гигантская, невероятная трагедия. Это одна из самых мощных экзистенциальных коллизий, сюжетов в европейской, а может быть, и в мировой литературе. Ужас ситуации с Эдипом в том, что ему не на кого обижаться, у него нет объекта или субъекты обиды. Невозможно обижаться на рок. Можно обидеться на Бога, но рок – это не Бог, рок – это не человек, рок – это твоя априорная сущность, это ты сам, это даже больше, чем ты.

Елена Фанайлова: Или, может быть, то, что ты о себе самом не можешь уловить. Ты не можешь вывести это в свет рационального. Именно поэтому психоаналитики называют эдиповым комплексом бессознательные отношения мальчика и его матери, и соответственно, есть комплекс отношений девочки и отца.

Аркадий Недель: Эдип не хотел спать со своей матерью, но, по роковому сюжету, он это сделал. И как было снять Эдипу этот ужас, с которым он столкнулся? Даже не смертью, потому что смерть для древних греков не финальная точка. То, что Эдип сделал с собой, это больше, чем смерть: он ослепил себя. Это литературная метафора человека, который отказывается видеть рок. Тема ослепления Эдипа отсылает нас к ослеплению Полифема, и это самый жестокий акт в мировой литературе, когда эти парни во главе с Одиссеем протыкают единственный глаз Полифема. То, что Эдип ослепил себя, это максимум, что он мог сделать, чтобы не сойти с ума. Хотя он сошел с ума, возможно, отчасти, узнав о том, что убил отца и жил со своей матерью, нажив детей. Он стал отцом самого себя, что немыслимо.

Елена Фанайлова: Может быть, он сам на себя обиделся, вообще на мироздание?

Аркадий Недель: Нет, он не мог обидеться сам на себя, потому что он был человеком рока. Это был человек, который ничего не решает сам, по сути, у него минимальная степень свободы. И это греческий герой. Греческие герои – предельно несчастные люди.

Елена Фанайлова: Да, это трагедия, не шекспировская драма, где люди более свободны, и они сами решают свои проблемы, хотя боги тоже вмешиваются иногда.

Аркадий Недель: Быть греческим героем – это красиво, но это страшная судьба. Греки прекрасно понимали, что высшая красота может быть достигнута только в высшей трагедии.

Елена Фанайлова: Вернемся к нынешнему культу обиды, процветающему в социальных сетях, так называемой новой чувствительности. Я пыталась вспомнить периоды – классицизм, сентиментализм, там обижались сколько угодно. Но мне кажется, что в эпоху романтизма не очень-то обидишь героя. Герой Байрона сам кого хочешь обидит. Зато тема обиды прекрасным образом обсуждается в образе маленького человека в русской литературе – Башмачкин, которого всякий может обидеть, гоголевские герои.

Вся русская литература об обиде

Аркадий Недель: Вся русская литература об обиде. Раскольников – человек, который обижен миром, обижен Богом, талантливый и умный, со своей точки зрения, заслуживающий большего, как он думает. Это опять же к вопросу об ожидании.

Елена Фанайлова: Статьи появились о том, что новая чувствительность в социальных сетях – новая-новая, и обиды, о которых принято было помалкивать, сейчас становятся достоянием социальных сетей.

Аркадий Недель: Наверное, тут надо идти дальше. У нас с развитием социальных сетей и прочее, со всеми этими новыми коммуникативными техниками появилась новая телесность.

Елена Фанайлова: Цифровой человек.

Аркадий Недель: Да, мы обрели цифровое тело, мы находимся в фейсбуке, в СМС, в инстаграме. И сегодня 80%, если не 90% нашего телесного дружеского общения – цифровое общение. Приобретя цифровую телесность, мы не могли не приобрести цифровые обиды, цифровые эмоции, цифровые состояния. Мы тоже в каком-то смысле, как Иисус Христос, стали двутелесными. Мы телесны здесь, сидя в этой студии, но мы телесны по-цифровому и в наших фейсбуках, инстаграмах, СМС и прочее.

Елена Фанайлова: А почему обида там такая демонстративная? Это одна из главных тем исследований.

Аркадий Недель: Потому что очень много недосказанности, это новый язык. Мы с вами сидим, разговариваем и видим друг друга, считываем эмоции друг друга, читаем жесты, лица друг друга, устанавливаем энергетическую связь друг с другом. Когда ваш так называемый друг находится в США, в Таиланде или в Ростове-на-Дону, а вы в Москве, речь не может идти ни о какой телесной коммуникации. Но лакуны телесных энергий, возникающих в естественном общении, должны быть чем-то заполнены. Они заполняются новой семиотикой – смайликами, иконками, фотографиями, короткими фразами. И в таком новом, дискретно-цифровом, небрежном общении возникает огромное количество недосказанностей, отсюда и обиды.

Елена Фанайлова: А вынос обиды в социум, когда человек описывает свою обиду – и все начинают дружно ему сочувствовать?

Аркадий Недель: Когда я выношу свою обиду в социальную сеть, я хочу, чтобы все вокруг, все мои 500 тысяч друзей лайкнули это и посмотрели на меня в состоянии обиды. Конечно, это нарциссизм. Это может быть бессознательный нарциссизм, но мы живем в эпоху нарциссизма. Я не говорю о том, хорошо это или это плохо.

Елена Фанайлова: Может быть, антропос в принципе нарциссичен, потому что мы постоянно занимаемся самоописанием, самофиксацией, рисованием того, чем мы заняты, от натюрмортов до эротических сцен. Человек бесконечно хочет себя описать.

Аркадий Недель: Человек – это действительно интересная штука, до сих пор непонятная. Как в одном человеке уживается невероятная любовь к себе подобному, к мужчине, к женщине, к ребенку, к животным, и тот же самый человек может взять топор и расчленить любимое тело на куски и выкинуть в Неву. Я не сказал бы, что ХХ век был веком нарциссизма. ХХ век был веком энтузиазма и психоза.

Елена Фанайлова: Тогда вернемся в зону политического и роли обид. Если смотреть на концепт обиды через все времена, я легко вижу за восстаниями масс обиду, начиная с революций XVII века в Европе. Это обида беднейших на богатых и сильных.

Аркадий Недель: В каком-то смысле да. И в качестве гипотезы можно предположить в революциях в Европе ту же природу, что и у дуэли. Это способ, кровавый, жестокий, радикальный, снять эту обиду, преодолеть ее, пережить до конца.

Елена Фанайлова: Каким образом обидчивость политиков влияла на ход истории? Самый близкий к нам пример – практически все люди, говорящие о Владимире Владимировиче Путине, отмечают обидчивость как одну из главных его черт.

Аркадий Недель: Я не назвал бы Владимира Путина обидчивым политиком. Его известное выступление в Мюнхене в 2007 году, где он как бы повернул политику России…

Елена Фанайлова: …в сторону возвращения к мировому господству, скажем условно. Это называется – злопамятный, не обидчивый. Речь о стремлении, я не говорю о реальности, и как Россия встает с колен – это другой вопрос.

Аркадий Недель: Можно, конечно, назвать это обидой, но с оговорками. Были ожидания, и я думаю, что до 2007 года он разделял иллюзии и хотел интегрировать Россию в мировую, западную политическую парадигму. Его иллюзии, надежды были разбиты, он не встретил того понимания, на которое он, видимо, рассчитывал, ожидаемого приема.

Елена Фанайлова: Могу поспорить, потому что фраза «от Лиссабона до Владивостока» родилась именно в начале нулевых в его диалогах со Шредером, французскими и итальянскими лидерами.

Аркадий Недель: Это не его концепт, это геополитические концепты, которым уже очень много лет. Произошедшее с Путиным в 2007-м – это комплекс состояния, возможно, обиды, непонимания и утерянных иллюзий.

Елена Фанайлова: Явный концепт обиды использовался в том, как воспринимали русские Восточной Украины отказ им в праве использовать русский язык как политический. Другая вещь, связанная с цифровыми, технологическими всякими штуками, – как люди ссорились по скайпу по этому политическому вопросу, как обижались друг на друга на годы. И еще пример обидчивого политика – Хрущев.

Аркадий Недель: Чтобы быть обидчивым политиком, нужно быть эмоциональным человеком. Хрущев был человеком очень эмоциональным и не скрывал свою эмоциональность. Он был по-ренессансному эмоционален. Путин тоже эмоциональный человек, только его эмоции проявляются иначе. Другое дело, что мудрый политик обиду скрывает, хотя политик все равно остается человеком.

Елена Фанайлова: И что же нам делать с обидой? Мудро возноситься над ней, не замечать ее или пытаться поговорить об этой обиде с человеком, который является ее причиной, вне зависимости от того, сознательно он обидел тебя или не хотел этого делать? Есть ли культурный рецепт обращения с обидой, интеллектуальный рецепт, рациональный или, наоборот, эмоциональный?

Аркадий Недель: Одного рецепта, как и одной обиды, не бывает. Жить дальше и бороться, всегда бороться. Бороться с собой, как с человеком, которого обидели, и жить дальше, стараясь не обижать других.

Елена Фанайлова: Обида – это то, что замораживает, сковывает, запирает течение жизни, мешает человеку быть свободным, мешает жить. Это огромный комплекс чувств, представлений или даже эмоциональных баз, с которыми человеку все время приходится сталкиваться и что-то с этим делать. Обида играет большую роль и в политике. Обида масс, не только обида конкретных людей – это одна из вещей, которая двигает историю, которая вообще является предметом нашего разговора и способом коммуникации. Обида – это способ говорить друг с другом, способ узнавать друг друга и узнавать мир, очень человеческая вещь, но очень неприятная для человека. И понять, что она, – это значит во многом ее обезвредить.

Нелюбовь и эгоизм — легко обижаться — www.elizabethton.com

Нелюбовь и эгоизм — легко обижаться

Опубликовано 8:20 Понедельник, 10 февраля 2020 г. Коринфянам 13:5 любовь нелегко спровоцировать или обидеть. Так что нелюбовь легко обижаться. Уважаемый эксперт по пророчествам Перри Стоун (www.voe.org) сказал, что мы сейчас видим знамения последнего времени, о которых Иисус предупреждал в 24-й главе Евангелия от Матфея, об увеличении числа землетрясений и т. д. повсюду, совпадая со временем проповеди Евангелия по всему миру, которым, без сомнения, является настоящее время. Матфея 24:10,12: «И соблазнятся многие, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга… И по причине умножения зла, во многих охладеет любовь». Перри Стоун сказал, что за 40 лет своего служения и изучения библейских пророчеств он никогда не видел такого высвобождения «духа обиды».
Почему люди обижают других? Психологи обнаружили, что когда люди общаются почти исключительно с теми, кто с ними согласен, они страдают от группового мышления и предвзятости подтверждения и теряют способность видеть события ясно или правильно. Эксперты говорят: «Мы не видим вещи такими, какие они есть, мы видим вещи такими, какие мы есть». Многие обижаются, потому что не видят точку зрения других. Кроме того, причиняющие боль люди хотят причинить боль другим. В-третьих, люди говорят обидные комментарии, чтобы привлечь внимание. Один христианин сказал, что прежде чем комментировать, твитить, отправлять текстовые сообщения, посты, писать или действовать, он не забывает задать 5 вопросов. Это правда? Это полезно? Это вдохновляет? Это необходимо? Это любезно?
Вопрос, который мы должны задать: имеем ли мы, как христиане, право на личное оскорбление? Иисус во всем, что было сделано против Него, в каждом оскорблении, совершенном против Него, больше, чем мы могли когда-либо пострадать за тысячу жизней, никогда не был оскорблен лично. Разве мы не обиделись бы, если бы большинство насмехалось над нами и хотело убить нас? Если Иисуса не оскорбляли такие крайности, почему мы должны обижаться на меньшие вещи, если мы посвятили себя следованию примеру Иисуса? Если кто-то обидит нас лично, то это просто не имеет значения. Мы должны отпустить это. Обида касается только себя. Обойти это невозможно, потому что оскорблено было только «я», и оскорбление было нанесено самому «я». Обижаться лично — это пустая трата времени, эгоизм и сосредоточенность на себе. Библия, Слово Божье, посвящено смерти для самих себя. Иисус никогда не был эгоистично оскорблен тем, что было сделано против Него. Библия учит не затаивать обиды и игнорировать оскорбления в наш адрес в Притчах 12:16 и Левите 19.:18.
В этот век оскорблений и оскорблений мы, как христиане, должны помнить, что грех позволять другим людям обижать нас и мешать нам делать все, что Бог хочет, чтобы мы делали или к чему призвал нас. В Матфея 10:14 говорится, что если вас отвергнут, стряхните это и продолжайте работать для Иисуса, даже если вам придется переехать в другую церковь или город. Зрелые христиане не позволяют другим обижать нас. Поступать так — значит позволять гордыне и плоти управлять нами вместо Духа. Вы выбираете обижаться. Мы несем ответственность перед Богом только за то, что делаем и говорим. Мы не несем ответственности за то, что другие делают и говорят о нас или других. Лучше всего поступать так, как Павел говорит в Послании к Филиппийцам 3: «…забывая заднее и простираясь к тому, что впереди, я стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе!»
Эксперты говорят, что для того, чтобы иметь возможность думать и обсуждать позиции, вы рискуете оказаться оскорбительными. Либералы (левые) считают, что имеют право не обижаться, и хотят арестовывать тех, кто называет кого-то не того пола. То, что кто-то говорит, что он обижен, не делает его правым. Язык ненависти — это термин, созданный для того, чтобы заставить замолчать свободу слова. «Чем дальше общество уходит от истины, тем больше оно будет ненавидеть тех, кто ее говорит». Христиане должны пользоваться своим правом на свободу слова, пока они могут, и больше заботиться о том, чтобы оскорбить Бога, чем кого-либо еще. Библия учит, что единственный путь на небеса — это верить в Иисуса и Его смерть, погребение и воскресение. Это оскорбит некоторых людей. «Лучше оскорблять людей в рай, чем льстить людям в ад!» Только на Небесах у нас будет никто не обижающий нас и только любящий нас!

Д.Д. Неф
Элизабеттон

Распечатать статью

ОПАСНОСТЬ ИМЕТЬ ОСКОРБЛЕННОЕ СЕРДЦЕ – Притчи 18:19

24 июля 2022 года пастор Эрик произнес проповедь, посвященную фундаментальному вопросу, лежащему в основе многих наших проблемы. Это фактически привело к разрыву хороших дружеских отношений и разделению семей.

К сожалению, реальность такова, что многие из нас происходят из неполных семей, где преобладают боль и нерешенные проблемы. Поэтому пастор Эрик обсудил в своем сегодняшнем послании проблему, которая часто скрывается за разрозненными семьями и разногласиями внутри конгрегаций: обиженное сердце. Возможно, вы наблюдали эту проблему и на своем рабочем месте. Негодование сердца часто является основной причиной неспособности людей выстоять. Некоторые начинают с таким рвением, энтузиазмом и надеждой, но в конце концов сдаются. Часто они начинают служить Богу и Его народу с большим рвением; однако, когда эта проблема сохраняется, она отягощает их до такой степени, что они перестают служить Богу и Его народу.

Почему это происходит?

Прочитайте Притчи 18:19

Согласно приведенному выше стиху, у нас больше шансов завоевать хорошо охраняемый город, чем вернуть доверие обиженного брата.

В своей сегодняшней проповеди пастор Эрик привел четыре причины, по которым мы не должны таить в себе обиженное сердце.

1 – Есть много поводов обидеться.

Правонарушения бывают разных форм. Возможно, то, что оскорбляет меня, может не оскорбить вас, и обратное тоже верно. У всех нас есть триггеры, на которые мы реагируем. Часто это результат чего-то жестокого или злого, что кто-то сделал или сказал нам, или не сказал нам. Также возможно обидеться просто потому, что кто-то с нами не согласен. В 2022 году столько поводов обидеться.

2 – Мы призваны подражать Богу.

Прочтите Ефесянам 5:1-2

В этом отрывке нет намека на то, что мы должны подражать Богу, действуя так, как если бы мы были Богом. Это скорее предполагает, что мы следуем примеру Иисуса в отношении святости, непорочности и праведности.

Как часто Иисуса обижал грех или предательство? Разбойник, обратившийся к Нему на кресте, не оскорбил Его. Не обиделся Он и на то, что Петр трижды отрекся от Него.

Прочтите Луки 3:16 и 7:20

Иисус не обиделся, когда Иоанн Креститель объявил, что придет некто более великий, чем он сам, а позже попросил подтверждения того, что Он был предсказанным Мессией. Иисус не считал оскорбительным обращение к самарянке, у которой было пять мужей и которая жила с мужчиной, который не был ее мужем. Не обиделся Он и на бывшую проститутку, омывшую Ему ноги своими слезами. Ему было приятно быть приглашенным в дом мытаря. Когда Его народ медленно понимал и верил, Иисус был терпелив и заботлив. Иисус не обижается на грешников!

Прочитайте Матфея 27:34-35 и Луки 23:34-37

Библия учит нас подражать Христу. В свете этого мы должны подражать Его любви, состраданию, милосердию и прощению. Более того, некоторые библейские отрывки призывают прощать людей, которые раскаялись и просят прощения, в то время как в других отрывках мы видим людей, которые совсем не раскаиваются. Иисус не получил извинений. Пригвоздив Его к кресту, солдаты играли в азартные игры, чтобы определить, кто получит Его одежду. В ответ на Его жажду они предложили Ему уксус. Также Ему было сказано: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя!» Однако Иисус сказал: «Отец, прости им, ибо не ведают, что творят». Когда Стефана побивали камнями, он сделал то же самое. Упав на колени, он закричал громким голосом: «Господи, не возлагай на них этого греха».

Прочитайте Луки 23:43, Иоанна 4:10

Иисус дает надежду. Он уверяет разбойника на кресте, что в тот же день будет с Ним в раю. Христос также предлагает живую воду самарянке у колодца.

Наш долг как христиан любить тех, кто нам враждебен, и молиться за тех, кто преследует нас. Мы призваны подражать Богу в нашей повседневной жизни.

По словам Крейга Грошеля, «обижаться неизбежно». Однако только от нас зависит, решим ли мы остаться обиженными. Хотя время от времени могут возникать правонарушения, мы несем ответственность за то, чтобы не оставаться в обиде.

Кто-то сказал: «Мы подобны зверям, когда убиваем. Мы подобны мужчинам, когда судим. Мы подобны Богу, когда прощаем».

3 – Мы можем дать плацдарм дьяволу.

Прочитайте Ефесянам 4:27

Будучи существами, созданными по образу Божьему, мы способны испытывать широкий спектр эмоций, включая гнев. Однако важно отметить, что чувство гнева не является грехом. Гнев греховен только в том, как он выражается. Библия учит нас воздерживаться от греха в гневе и переставать гневаться к концу дня, чтобы не дать дьяволу опоры. Слово плацдарм происходит от греческого слова topos , что означает место. Это не просто щель в двери. На самом деле это место. В тот момент, когда мы выбираем гнев, мы открываемся врагу. Откроем мы дверь сатане или нет, зависит от того, как мы ответим на оскорбление. Либо это заякорит нас и заставит утонуть, либо позволит нам быть свободными и продолжать жить дальше. Неспособность справиться с нашим гневом дает дьяволу возможность атаковать; поэтому крайне важно, чтобы мы закрыли дверь. Если вы останетесь обиженным, это может иметь серьезные последствия. Обиды служат воротами для атак дьявола.

4 – Это помешает нам испытать Божьи благословения.

Прочитайте Матфея 6:14-15

В свете приведенного выше отрывка наш Небесный Отец простит нас, если мы простим тех, кто обидел нас. Однако нам не будет прощения, если обиды будут гноиться в наших сердцах. Важно отметить, что наше чувство обиды не имеет ничего общего с обидчиком, а скорее с тем, как мы реагируем на нашу враждебность. Вот почему так важно, чтобы мы не питали обиженного сердца.

Генерал Джон Оглторп однажды сказал Джону Уэсли: «Я никогда не прощаю и никогда не забываю». Мистер Уэсли ответил: «Тогда, сэр, надеюсь, вы никогда не согрешите».

Пастор Эрик предлагает пять советов, как вести жизнь без оскорблений: Мы должны:

а) Смотреть в зеркало.

Когда мы судим преступника, мы чувствуем моральное превосходство, но в то же время не замечаем собственных моральных недостатков. Пасторы не застрахованы от этой проблемы. Что Иисус говорит об этом? То же самое делает мир: Он называет их лицемерами.

Прочтите Матфея 7:3-5

Прежде чем обвинять других, мы должны внимательно посмотреть на себя. Это заявление не предназначено для оправдания злого поведения. Это просто напоминание о том, что все мы люди и склонны совершать ошибки. Время от времени нас неизбежно будут разочаровывать сломленные люди в сломленном мире.

Прочтите Екклесиаст 7:21-22

Обиженные чувства часто возникают из-за чужих слов; поэтому важно, чтобы мы не принимали близко к сердцу все, что говорят люди. Мы также должны исследовать себя, прежде чем осуждать других. Пастор Эрик не утверждает, что этот образ действий всегда эффективен, но он рекомендует сделать его привычкой.

Прочтите Иоанна 8:1-11

Вы помните учителей закона и фарисеев? Они поймали женщину во время прелюбодеяния и попытались поймать Иисуса. Все они были готовы побить женщину камнями, ожидая, пока Иисус повелевает им сделать это. Иисус сказал: «Пусть первый бросит камень тот, кто никогда не грешил». В результате все камни были сброшены и разлетелись. Всякий раз, когда у нас возникает искушение бросить камень, мы должны помнить слова Иисуса. Крайне важно, чтобы мы бросили наши камни.

б) Проявите милосердие.

Милосердие — это акт предоставления другим того, чего они не заслуживают. Господь Иисус пролил милость на недостойных грешников. В какой мере мы проявляем милосердие, в такой мере и мы будем помилованы. Если мы, оказавшие милосердие, поступаем немилосердно по отношению к другим, то и с нами поступят так же.

Прочитайте Иакова 2:13

Пастор Эрик призывает нас относиться к другим с милосердием.

c) Снижение наших ожиданий.

Людей иногда возводят на пьедестал и возводят в статус божественных существ, а когда они не могут ходить по воде, мы возмущаемся.

Люди нас разочаруют.

Прочтите 2 Тимофею 3:1-5

2 Тимофею 3:1-5 TLB утверждает: «…В последние дни будет очень трудно быть христианином. Ибо люди будут любить только себя и свои деньги; они будут горды и хвастливы, насмехаются над Богом, непослушны своим родителям, неблагодарны им и совершенно плохи. Они будут упрямы и никогда не уступят другим; они будут постоянными лжецами и смутьянами и не будут думать о безнравственности. Они будут грубы и жестоки и насмехаются над теми, кто старается быть хорошим. Они предадут своих друзей; они будут вспыльчивы, преисполнены гордыни и предпочтут хорошие времена поклонению Богу. Они пойдут в церковь, но на самом деле не поверят ничему, что услышат». Таким образом, люди подведет нас . Наши близкие друзья и члены семьи нас разочаруют.

По мнению пастора Эрика, одним из лучших примеров обиженного человека является тот, у кого в руке заноза в результате работы с деревом и попытки пожать руку другому человеку. Опыт будет болезненным. Несмотря на то, что человек, который пожимает руку человеку, оказывает очень небольшое давление, человек будет испытывать боль. Крайне важно удалить занозу. Пока обида не будет разрешена, поддерживать близкие отношения будет невозможно. Неизбежно, что каждый будет испытывать боль, пока мы не сможем ее устранить. Иисус здесь, чтобы помочь нам.

г) Потерять подробный бортовой журнал.

Исцеление требует, чтобы мы не только противостояли нашим проблемам, но и избегали повторного переживания прошлой боли, так как это может негативно повлиять на наши отношения. Мы не можем двигаться вперед, если мы привязаны к прошлому. Важно, чтобы мы не лелеяли наши раны. Пришло время отдать наш бортовой журнал Иисусу!

Иеремия 1:5 и Исаия 43:25

Чтобы обвинить нас, дьявол ведет подробный журнал, в котором он записывает все, что мы делаем. Библия называет его обвинителем святых. Однако, когда мы каемся, крови Иисуса достаточно, чтобы стереть все наши грехи, и о них больше не вспоминают. Если мы действительно ищем милости и прощения Христа, Библия говорит, что Он верен и просто прощает и очищает нас.

д) Постарайтесь понять обидчика.

Прочитайте Иакова 1:19

Пастор Эрик считает, что некоторые правонарушения являются результатом не того, что произошло на самом деле, а скорее того, что человек думает о том, что произошло, или того, как человек воспринимает отношение человека к нему или к ней. . Поэтому необходимо внимательно слушать, чтобы получить полное представление о фактах. Также важно уделить время размышлениям о ситуации, чтобы понять точку зрения человека. Иногда люди рассказывают нам историю, но мы должны прислушиваться не к той истории, которую они рассказывают, а к той, которая остается нерассказанной. Мы не сможем услышать его, если не будем внимательны. Мы должны быть скоры на слышание, но медленны на слова.

Прочитайте Ефесянам 4:31-32, Притчи 17:9 и 19:11 

Кто-то сказал: «Люди со сжатыми кулаками не могут пожать друг другу руки».

Мы должны ходить в любви и не замечать оскорблений, совершенных против нас. Более того, важно помнить, что обиженное сердце негативно скажется на нашем общем самочувствии.

История Корри Тен Боом

Во время Второй мировой войны Корри Тен Боом и ее семья прятали евреев в своем доме в знак протеста против нацистов. Их открытие привело к их заключению в концентрационный лагерь. Корри едва пережила войну, а ее семья погибла в плену. Ее испытание огнем оказалось тяжелым испытанием, но она оставалась верной Богу во всем. После войны она много путешествовала по Германии и Европе, делясь с другими своей верой во Христа. Однажды в 1947-го года она говорила о прощении в церкви в Мюнхене, когда лысый мужчина в сером пальто подошел к подвальной комнате, где она сидела. Узнав его, ее сердце замерло. За несколько лет до этого он был среди нацистских охранников, пытавших ее семью. Когда он шел в ее направлении, он протянул к ней руки в знак благодарности за то, что она сказала. Корри слышит, как он говорит: «Вы меня не знаете, но я совершил несколько серьезных преступлений, работая в концентрационных лагерях. Хотя сегодня утром я попросил у Бога прощения, я все еще чувствую себя виноватым. Процесс отпускания и прощения себя, а также принятия Божьего прощения для меня сложен. Мне нужно, чтобы ты сказал своими устами, что я прощен». Ниже приводится отрывок из книги г-жи Тен Боом:

Я стоял там, я, чьи грехи снова и снова были прощены и не мог простить. Не могло пройти много секунд, пока он стоял там с протянутой рукой, но мне это казалось часами. И я боролся с самой трудной вещью, которую мне когда-либо приходилось делать. Ибо я должен был это сделать. Я знал, что это было так же просто и так же ужасно, как это. И все же я стоял там с этим холодом, сжимая свою руку, и так, машинально, я сунул свою руку в протянутую мне, и как я это сделал, произошло невероятное.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *