Популярное

Мораль сказки о золотом петушке: Смысл сказки Пушкина о золотом петушке

Смысл сказки Золотой петушок — Пушкин

Главная » Смысл книги

Смысл книги

Автор orfeus На чтение 3 мин Опубликовано
Обновлено

Сказка «Золотой петушок» стала последней сказкой великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он создал традицию написания авторских сказок в народном стиле. Но это сказки явно не для детей. Сейчас мы покупаем книги с пушкинскими сказками детям и показываем им мультфильмы по их мотивам. Мы и сами познакомились с этими произведениями в раннем детстве. Вряд ли удастся вспомнить, когда мы первый раз услышали сказку о золотом петушке, создается впечатление, что мы знали ее всегда. Но если выделить время и перечитать эту историю сейчас… не покажется ли она странноватой и даже жуткой? Сказка вызывает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа даже сейчас. Изучив различные источники, мы постарались дать наиболее точное толкование сказки Пушкина «Золотой петушок».

О чем сказка о золотом петушке

Название редко не имеет своего смысла, а в сказках такое и вовсе невозможно. В данной сказке золотой петушок представляет собой что-то вроде флюгера, который сообщал царю о надвигающейся угрозе. При этом в нем больше признаков живого существа, чем статуи. Он кричит, машет крыльями, умеет разговаривать и даже летать. Он обладает своей волей и может различать добро и зло. Петушок становится для царя и спасением, и наказанием.

Сюжет сказки довольно простой. Жил-был царь, всю жизнь храбро и умело воевал с соседями, защищая свои земли. Состарился он и захотел пожить мирно, только соседние государства вдруг начали угрожать границам. Обратился царь за помощью к мудрецу. Тот дал государю золотого петушка и приказал посадить его на крышу дворца, а в обмен попросил выполнить его желание. Петушок видел врагов, когда телевизионные подходили к царству и громко кричал, предупреждая. В первый такой раз царь послал своего сына с войском. Вестей от них не было. Затем петушок снова закричал. Царь послал второго сына с войском. Опять тишина. Третий раз кричит петушок — царь лично отправляется к восточной границе. Там он видит убитых воинов и двух своих сыновей, зарезавших друг друга. Скорбь охватила царя, а только тут из шатра выходит дивной красы шамаханская царица. Увидев ее, царь забыл обо всех своих бедах и несколько дней пиршествовал в шатре. Затем он увез ее в свое царство. Там встретил мудреца, который попросил отдать ему царицу. Царь убил мудреца, нарушил тем самым данное обещание. Тут петушок слетел с крыши и убил царя, клюнув в темя.

Кто-то видит в сказке скрытую сатиру на правящую во времена Пушкина власть. На самом же деле это скорее сатира на губительность женских чар. На это указывает тот факт, что царь (положительный персонаж с сильными моральными принципами и любовью к своей земле) забыл обо всем на свете, даже объединив своем обещании, как только увидел царицу. Не понятно, зачем красавица понадобилась и мудрецу. Петушок же как бы освободил царя от чар, пусть и таким жестоким образом. Неизвестно, была ли царица живым человеком или призраком, демоном. После смерти царя слышится ее смех, а затем она и вовсе исчезает, будто ее и не было. Это очень иронично, учитывая, что сам поэт погиб в дуэли из-за женщины.

Пушкин

ПОПЫТКА ПРОЧТЕНИЯ «СКАЗКИ О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ» А. С. ПУШКИНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Денисов А.П. 1


1МБОУ «СОШ №1» г.Протвино, Московской области, 9А класс.

Чеснокова Т.Н. 1


1МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№1» г.Протвино Московской области

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Диплом школьникаСвидетельство руководителя


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение.


Время в жизни каждого человека является категорией очень важной. Проживая молодость, зрелость, старость, мы меняемся, если учитываем свои ошибки, и мудреем, если уроки, преподанные временем, не проходят для нас даром. Знаменитую и самую загадочную сказку А.С.Пушкина — «Сказку о золотом петушке» — я попытался прочитать с точки зрения категории времени.



Актуальность данного исследования обусловлена высокой степенью востребованности пушкинского творчества в наше время. Нравственность всегда останется главным вопросом. А пушкинские сказки глубоко нравственны. И раскрыть глубинную суть этих произведений всегда будет актуально для русского человека.



Гипотеза: категория времени позволяет раскрыть идейный смысл «Сказки о золотом петушке».



Объект исследования: «Сказка о золотом петушке» А. С.Пушкина.



Предмет исследования: «Сказка о золотом петушке» А.С.Пушкина с точки зрения категории времени.



Цельисследования состоит в определении того, как категория времени помогает понять смысл пушкинской «Сказки о золотом петушке».



Задачи:



  • рассмотреть систему образов «Сказки о золотом петушке»;



  • проанализировать текст «Сказки о золотом петушке» с точки зрения категории времени;



  • подтвердить или опровергнуть гипотезу.



Методы исследования:



  • теоретические: анализ, сравнение, конкретизация, синтез;



  • эмпирические: сбор фактического материала, его обработка, проверка гипотезы.



Практическое применение: в работе кружков, факультативов по литературе.



Глава 1. Система образов сказки.



Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834 г. (напечатана в 1835 г.) и представляет собой единственный случай у Пушкина, когда в основу сюжета русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла американского писателя Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Пушкин с удивительным мастерством заменил сложный, запутанный, обремененный посторонними деталями ход повествования Ирвинга простой, четкой, художественно выразительной композицией, а условно литературные фантастические образы — образами русской народной поэзии. Он создал на этой основе свою сказку, близкую и в идейном и образном отношении к подлинно-народному творчеству.



1.1 Жизненный путь царя Дадона.



В стране, где нет отдельных людей, где окружение царя представлено лишь «воеводой», в бесцветном мире, рядом с почти бесплотными фантастическими персонажами, живет полной жизнью, упивается покоем, повелевает, тревожится, восхищается, плачет, наслаждается почестями, пирует, спит и даже ругается, дерется и плюется, и даже «мыслит» – славный царь Дадон. В сухой графике рассказа он кажется ярким цветовым пятном: его движения, мимика и реакции характерны и выразительны («говорит Дадон, зевая…»; «Царь к окошку, – ан на спице…»; «Плюнул царь»: «Так лих же: нет!»), его речь эмоциональна, сочна, богата просторечными и фольклорными элементами и заражает ими авторскую: «Инда плакал царь Дадон, Инда забывал и сон. Что и жизнь в такой тревоге!» Пушкин создает образ жизненного пути царя. Рассмотрим путь Дадона во времени.Негде в тридевятом царстве,В тридесятом государстве,Жил-был славный царь Дадон.Смолоду был грозен онИ соседям то и делоНаносил обиды смело, Но под старость захотелОтдохнуть от ратных делИ покой себе устроить. ..Жизнь Дадона разделена на две контрастные части — молодость и старость. Молодость — пора жестоких утех, жажды власти, которая легко вела к нападениям, то есть, по существу, к грабежу и убийству. Пушкин пишет: «Соседям то и дело наносил удары смело…» Кто такие «соседи»? Сосед — это традиционная аллегория ближнего, евангельский ближний на некоторых языках обозначается словом сосед (англ. «neighbour», нем. «Nachbar!»). Молодость представлена как пора, когда над человеком с легкостью властвуют разрушительные злые силы, которые он принимает как источник наслаждения, удовольствия. Молодость Дадона — это пора полного подчинения своим дерзким и разрушительным желаниям. Соседа, ближнего своего, Дадон презирал и уничтожал с той легкостью, «смелостью», с которой потом будет предаваться утехам в шатре Шамаханской царицы, забыв про смерть сыновей и войска.



Чем же отличается время молодости Дадона от времени его старости, если тема греховности героя лишь усиливается в последней части сказки?Но под старость захотелОтдохнуть от ратных дел И покой себе устроить. Тут соседи беспокоить сталиСтали старого царя,Страшный вред ему творя.Итак, на смену молодости как поре утех, страстей и безумных дерзновений, приходит старость, когда «душа покоя просит». Покой приходит как новое желание, не более того. Дадон — человека желания, а подчиненность человека желанию (будь то буйное желание молодости или ленивое желание старости) иронически представлена как слабость, греховность человеческой природы. «Сказка о золотом петушке» написана о глупце, который не изменяется, потому что время не приносит ему развития. Дадон неуклюж и смешон, потому что он глуп и неопытен, он похож на юношу своей беззаботностью, страстностью и самовлюбленностью. 1.2 Время должно приносить человеку внутреннее развитие.



Для Пушкина очень важна мысль о том, что время должно приносить внутреннее развитие: пора зрелости-старости должна быть порой внутреннего созревания и старания. Заметим, что «старый» и «старательный» — слова созвучные в русском языке. Желание покоя приходит к Дадону не как нравственная духовная потребность, а как результат физической старческой немощи и лени. Но и физический покой недоступен Дадону, так как грехи юности оборачиваются наказанием старости. Иначе что такое нападение соседей, как не отмщение, наказание за обиды, нанесенные им молодым Дадоном?



1.3 Неожиданная помощь Дадону.



На помощь «расслабленному», беспомощному Дадону приходит мудрец, принеся Дадону подарок. Приход мудреца можно прочитать как чудесное прощение грехов, как неожиданный дар свыше — дар спокойной жизни, ограждение от внешних врагов. Мудрец в сказке Пушкина не применяет силы, не принуждает царя к подчинению. Добровольно данный Дадоном обет самоотречения не лишает царя свободы выбора между добром и злом, между смирением и гордыней страсти. Человек в мире Пушкина свободен в выборе добра, но наказуем за выбор зла. Наказуем всемогущей силой, что несет помощь нуждающемуся и наказание согрешившему.



1.4 Загадка мудреца, Шамаханской царицы и Петушка.



Мудрец, звездочет и скопец — мудрость, посвященная в тайну небес и освобожденная от власти низших природных стихий. Звездочет абсолютно никак не охарактеризован, он никакой, его речь бесцветна и не заключает в себе ни одного характерного, яркого, личного слова. «Посади ты эту птицу, – молвил он царю, – на спицу, петушок мой золотой будет верный сторож твой: коль кругом все будет мирно, так сидеть он будет смирно; но лишь чуть со стороны ожидать тебе войны, иль набега силы бранной, иль другой беды незваной…» – в этом монотонном монологе, начисто лишенном интонации, нет ничего сверх голой технической инструкции; и даже в однообразных требованиях старика: «Подари ж ты мне девицу… Не хочу я ничего? Подари ты мне девицу!..» – будет слышаться что-то бесстрастное, нездешнее.



Неизвестно, кто эта странная Шамаханская царица: она сияет «как заря», и только, – она никакая; неизвестно, зачем она появилась, зачем ей Дадон, почему она все молчала-молчала, да вдруг захихикала, когда был убит Звездочет, – и исчезла. Неизвестно, наконец, и что такое сам Золотой петушок: сторож или орудие искушения, палач или судья? Почему так настойчиво посылает он Дадона против Шамаханской царицы?



Тот план, в котором действуют Звездочет, Петушок и Девица, нельзя считать планом вторым, второстепенным, задним планом – удаленной перспективой. На самом деле тут совсем другая композиция, другой «прием». Он известен нам по иконописи и играет у Пушкина значительнейшую, еще не исследованную роль. Его часто называют «обратной перспективой». Дадон помещен на переднем плане, это так, но перспективное «сокращение» идет не от него в глубь «картины», наоборот – из ее глубины по направлению к Дадону, который мал. Он так же мал на фоне «заднего плана», как Старуха на фоне моря, которым она хотела бы повелевать. И каждым своим антипоступком он усугубляет эту свою малость – пока не исчезает совсем. Как море реагировало на притязания Старухи, так мир отвечает на действия и желания Дадона.



По смыслу три персонажа составляют в сказке единое целое. Это целое есть исполнение желаний. Шамаханская царица, Звездочет и Петушок – «никакие» потому, что они не «персонажи», а лишь зеркало, лишь эхо, которое издает мир в ответ на поведение и желания героя. Они кажутся «дружественными», а оказываются «враждебными» герою потому, что само поведение его таково: Дадон думает, что совершает поступки, и притом в своих интересах, а на самом деле это антипоступки, и совершает он их против себя. Сделав все для того, чтобы не заслужить покоя, он, тем не менее, пожелал, чтобы его оградили и от обиженных соседей, и от «другой беды незваной». И желание это было исполнено: внешние враги притихли. Но ведь осталась «другая беда» – в самом Дадоне. На нее и указывал Петушок – так было договорено: оберегать от любой беды. «Незваная беда», неведомая Дадону, но известная мудрецу, приходит с востока в образе Шамаханской царицы. Смертельная опасность является в облике фантома женской красоты, что можно прочитать как указание на внутренний источник опасности — сластолюбие Дадона, которое царствует над царем. Колдовские чары девицы вначале приводят к братоубийственной войне («без шеломов и без лат оба мертвые лежат, меч вонзивши друг во друга»), лишает царский престол наследников, а затем красавица-призрак околдовывает, опьяняет самого Дадона, отнимая у него память, сознание долга перед будущим (сыновьями), настоящим (государством) и прошлым (словом, данным спасителю-мудрецу). Царь Дадон окончательно погружается в сон, на этот раз — в дурманящий сон беспамятства, и погибает. Шамаханская царица – это вожделение Дадона, своеволие его хотений, воплощенное в «девице». Ради вожделения Дадон «забыл» «смерть обоих сыновей», ради вожделения нарушил царское слово, ради вожделения ударил того, кому должен был отдать. Вожделение хихикает как ведьма, вожделение «не боится, знать, греха». И вдруг вожделение «пропало». Потому что умер Дадон. В каждой душе, даже самой падшей, есть потребность в любви. Но для того, кто живет лишь по законам своих хотений, и любовь может стать погибелью: «Горе! смерть моя пришла!»



Глава 2. Попытка прочитать сказку с помощью категории времени.



2.1 Время связывает конкретное событие с его духовным смыслом.



Как же категория времени помогает разгадать смысл сказки Пушкина? Отсчет времени в ней начинается с того дня, когда Дадон получает петушка и дает обещание мудрецу. С этого момента сюжет приобретает символическое значение, поскольку возникает связь между конкретным событием и его духовным, вневременным смыслом. Сначала время течет медленно:Год, другой проходит мирно;Петушок сидит все смирно.Затем событийное время резко сжимается, и следуют три срока по восемь дней. Восьмой день в христианской традиции символизирует вечность: шесть дней Бог создавал мир, в седьмой день отдыхал от трудов, а восьмой день находится за пределами земного мира — в вечности. Первые восемь дней царь ожидает вестей от старшего сына, вторые восемь дней длится ожидание младшего сына, а напряжение все нарастает:Царь скликает третью ратьИ ведет ее к востоку,Сам не зная быть ли проку. Проходят третьи восемь дней (поход царя), напряжение достигает кульминации, и тогда на сцене появляется Шамаханская царица. С ее появлением время убыстряет ход, а сюжет устремляется к развязке — к разрыву договора с мудрецом. В шатре у царицы Дадон проводит семь дней: число семь – иронический намек на заповедь о седьмом дне недели, который человек должен посвящать Богу («шесть дней делай свои дела, а седьмой день Богу отдай»). В народной традиции день, который следует посвятить Богу, часто понимается как просто день отдыха, когда нельзя работать, хотя «отдать день Богу» совсем не значит «ничего не делать», а напротив, предполагает труд во славу Божью (молитву, помощь больным, заключенным, голодным, т.е. всякого рода нуждающимся людям). Дадон же почивает в шатре царицы все семь дней: цифра «восемь», как символ вечности, сменяется седмицей, которая традиционно рассматривается как символ тварного мира, земной жизни человека. Последняя сцена сказки вовсе занимает одно мгновение: два убийства и два исчезновения на фоне динамичных емких реплик невероятно сжаты во времени, что производит эффект взрыва, катастрофы. Связь человека с вечностью разорвана. Эта связь длилась недолго: кратковременность символических событий в данном случае говорит об их поверхностности.В этом смысле лаконичность сказки символична сама по себе. Вся история жизни царя уместилась на шести-семи страницах (примерно столько же дней Дадон провел в шатре Шамаханской царицы). Пушкин быстро переходит от молодости царя к его старости, к тому моменту, когда царь наконец возжелал покоя, подчеркивая тем самым важность этого желания и незначительность предыдущего, «грозного», периода в жизни Дадона. После встречи царя с мудрецом рассказчик начинает отсчитывать жизнь царя все меньшими периодами: идут годы, бегут дни, пролетает мгновение. Царь, сам того не осознавая, вступил в разговор с Вечностью, его жизнь теперь приобретает особое значение в глазах рассказчика, а длительность и содержание этого разговора измеряют глубину души царя. Разговор короток — значит душа мелководна.2.2 Время расплаты.



Слово, данное Дадоном мудрецу, символизирует в сказке отречение от личной воли и предание себя воле всемогущей мудрости. Царь Дадон неожиданно для самого себя поднимается на уровень самоотречения. Вначале, приняв петушка, он «горы золота сулит», а потом внезапно (как бы уже помимо своей воли) обещает звездочету:Волю первую твоюЯ исполню как мою, -тем самым безотчетно признавая за мудрецом право высшей мудрости — благой воли, на которую можно положиться, ибо она не способна причинить зла. Дадону было легко «оставить долги» своим соседям, поскольку, состарившись, он ослабел для ратных дел. Гораздо сложнее оказалось удержаться от искушения и выполнить высшую волю. Уровень благодарного самоотречения непосилен для царя, поскольку образ его соткан из низменных стихий: гордыни, гнева и желания плоти. В результате духовный сон царя как бы материализуется в образе Шамаханской царицы — фантома, завораживающего невиданной красотой форм и несущего смерть.В час ответа перед высшими спасительными силами царь в безумии бросает мудрецу гневные слова, которые звучат обвинением самому Дадону: Что ты? — старцу молвил он -Или бес в тебя ввернулся?Или ты с ума рехнулся?Что ты в голову забрал?Своенравный ревнивый гордец, ослепленный страстью и гневом, убивает старца, пришедшего спасти Дадона, но не сумевшего пробудить царя от сна. Неисполнение слова – страшный грех. В слове – вся полнота Бытия, ибо Слово было в начале Бытия, у Бога (Иоан., 1, 1). Слово священно, и оно дано только человеку. Оскорбление слова, нарушение его есть оскорбление всего Бытия. Неисполнение слова героем сказки – итог того способа жизни, который показан в самых первых строках этой сказки о человеке, считающем себя хозяином в мире. «В поле бес нас водит, видно». Бес всю жизнь «кружил» героя вокруг него самого. Считая себя всем, герой тем самым делал все для того, чтобы стать ничем, – и наконец сделал это. И пытаться уяснять смысл сказки с позиции Дадона, с его перевернутой точки зрения бессмысленноУбиты цесаревичи, убит спаситель-мудрец, золотой петушок смертью карает царя и взвивается в небо. Обилием смертей в последней сцене пушкинская сказка явно нарушает сказочную традицию счастливого разрешения конфликта и скорее напоминает развязки шекспировских трагедий..


  1.  

    1. Судьба Дадона — концепция судьбы человека.



Судьба Дадона — это своего рода модель человеческой судьбы — такой судьбы, которая складывается в результате необыкновенно распространенного типа поведения. Все, что делает Дадон, диктуется исключительно его желаниями, хотениями (в широком смысле слова) — желаниями властолюбия, сластолюбия, гордыни, — и больше ничем. Хотел соседям «наносить обиды смело» — наносил; после этого захотелось как ни в чем не бывало «отдохнуть от ратных дел», не неся ответственности за свои бесчинства, — потребовал отдыха, «покоя»; захотелось насладиться обществом «девицы» — наслаждается прямо в виду мертвых, друг друга убивших собственных сыновей; когда хочется — дает любые обещания, когда неохота их выполнять — отрекается; и «смолоду», и «под старость» ведет себя так, словно все на свете создано и существует в расчете только на него. Это судьба человека, который, существуя в не им созданном мире, тем не менее считает себя полным в этом мире хозяином и распорядителем, могущим беспрестанно от него брать, ничего не отдавая, ничего не платя, — и в конце концов полной мерой расплачивается за это злостное заблуждение. «Модель» эта, в сущности, универсальна: все мы — в своем роде Дадоны, почти для всех нас наши интересы и хотения — на первом месте, остальное, как правило, менее важно, а если жизнь встает поперек наших хотений, мы обижаемся на невезение, а то и гневаемся на «коварство» судьбы, как разгневался Дадон на преградившего ему путь Звездочета…



2.4 Загадка финала с точки зрения категории времени.



Но финал встает новой загадкой. И приходит мысль, что, подобно Дадону, мы преследовали призрак. Следует головокружительный звенящий полет сорвавшегося со своего места Петушка, мгновенная и устрашающе натуральная смерть Дадона: «Охнул раз, – и умер он»; и после этой безжалостной – и неожиданной, как гром среди ясного неба, – казни поток событий обрубается чуть ли не на полуслове. Все проваливается в пустоту – «Будто вовсе не бывало». Мы с разбегу ударяемся о «намек», который с усмешкой («Сказка ложь…») предлагают разгадать и к тому же извлечь «урок». Но для этого, видимо, надо понять все с самого начала. Похоже, что стремительное движение, в которое мы вовлечены, несет нас по кругу, не давая приблизиться к центру… Вся сказка в целом, а не только ее финал, – это издевка, суд и расправа. Однако ошибаются те, кто думает, что в теме клятвопреступления, нарушения «царского слова» – основное содержание сказки. Страшная беда – смерть обоих сыновей, их взаимное братоубийство – постигает Дадона гораздо раньше, чем он успел хоть в чем-нибудь провиниться перед владельцем Золотого петушка. У Пушкина мотив братоубийства становится одним из главных звеньев цепи событий, приведших Дадона к казни. Издевка и суд – в грозной иронии, с какою обращается внимание на загадочность всего происходящего со злополучным царем.



Белизна Звездочета в финале – не портретная черта, не «характеристика» персонажа, а символ света, озаряющего финал. Белизна удвоена: «В сарачинской шапке белой, Весь как лебедь поседелый». Что же, в начале сказки мудрец был молод, не сед? «Седое» у Пушкина всегда время (см. «Телегу жизни»). Словом о седине Пушкин переводит конфликт в план общезначимой притчи, в план символа.



В тот же план помещает он и конкретное сюжетное время. Три похода в горы (трижды по восемь дней), «неделя ровно» в шатре и «путь обратный» (восемь дней) – это тридцать девять дней; автор организовал это точно (ср.: «Негде, в тридевятом царстве»), ибо любил числа и понимал вкус цифр. В Священном писании встречается совершенно определенное значение этого числа: сорок ударов без одного – число бичевания, казни (Второзак., 25, 3; 2-е Кор., 11, 24). И в то же время мучительный вопрос о том, как соотносится гуманность русских сказок Пушкина и беспощадность «Золотого петушка», снимается. Беспощадность есть в облике сказки, но не в сути. «Анатомия не есть убийство», – сказал Пушкин. В сказке нет возмездия, обрушивающегося на человека извне, помимо его. Тут не казнь, а «формула». «…Зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя» (Пс. 7, 17) . «Встрепенулся, клюнул в темя…» Снимается также вопрос о неясностях и неувязках. Они есть тогда, когда мы стоим на точке зрения Дадона, считающего себя хозяином в мире и удивляющегося, почему жизнь идет не так, как диктует он. На самом деле не он может что-то «дарить», а ему дарят, – и судьба его зависит от того, как он подаренным распорядится. Ему была подарена такая ценность, такая сила, которая превыше всех «ратных сил». Но ее-то он и погубил. В «Золотом петушке» душа героя пуста, ее нет. Оттого и «чудеса» – против него; оттого он пассивная марионетка «судьбы», которая кажется такой загадочной, а на самом деле ясна как день….



Заключение.



Так «Сказка о золотом петушке» открыла много своих тайн. И ключом на этом пути была категория времени, которая открывала нам потаенные двери и помогала совершенно другими глазами посмотреть на такую знакомую с детства сказку о глупом царе Дадоне.



Изучив теоретический материал, обобщив сведения критической литературы, можно сделать некоторые



выводы:



  1. «Сказки о золотом петушке» явно выделяется из цикла пушкинских сказок;



  1. совершенно однозначно можно говорить о значительной роли категории времени в понимании идейного смысла пушкинской «Сказки о золотом петушке»;



  2. понимание роли времени позволяет осветить смысл финала сказки;.



В результате исследования прихожу к выводу, что ГИПОТЕЗА, выдвинутая мной в начале работы, ПОДТВЕРДИЛАСЬ: категория времени позволяет раскрыть идейный смысл пушкинской «Сказки о золотом петушке».



Список использованной литературы.



1. Бонди С. Комментарий к «Сказке о золотом петушке». М., Издателство МГУ, 1975.



2. Ирвинг В. Новеллы.(перевод А.Бобовича). М., 1987, с.258-259.



3. Непомнящий В. Судьба Пушкина. М., «Просвещение», 1978.

Просмотров работы: 1370

Обзор: Золотой петушок | The Isis

Трубный рев – тремоло нарастает, предвкушение витает. Сетчатый фон источает звездный свет, когда оркестр спускается вниз в минорной тональности. Солдат смотрит на зрителей, и я оказываюсь в заколдованном мире, чем-то напоминающем наш.

На сцену выходит астролог. В этой вводной сцене сатирической оперы Николая Римского-Корсакова « Золотой петушок» есть обманчивая простота. Хотя астролог описывает последующую историю как «моральную сказку для добрых людей» и «старую сказку, ожившую», последующий сюжет далеко не кристально ясен — странность, очаровательно запечатленная в недавнем исполнении Оксфордского оркестра VOX. .

История сосредоточена вокруг ленивого и некомпетентного царя Додона, лидера-параноика, который чувствует, что война неизбежна. Он и двое его столь же некомпетентных детей — один вооружен лентой банок из-под газировки, другой — игрушечным мечом — мечутся туда-сюда между стратегиями, все наполовину испеченные. Любая фантазия Додона сразу становится бесспорной — «Как просто решается дело!» Затем на сцену выходит астролог с предложением для Додона: он подарит ему золотого петушка, чтобы предупредить о неминуемой опасности, а тем временем позволит ему вздремнуть. Взамен Додон обещает выполнить любую просьбу астролога.

После продолжительного сна, чередующегося с ложными тревогами, Додон встревожен: время войны, как говорит ему петушок, пришло. Он отправляет обоих своих сыновей в бой, прежде чем сам отправиться на войну. В конце концов он обнаруживает их мертвыми, но едва ли через мгновение скорбь рассеивается: он видит перед собою прекрасную царицу Шемахинскую. На протяжении большей части действия она соблазняет его едой, питьем и песнями, и в конечном итоге она возвращается в королевство как спутница заколдованного Додона.

Но счастливых концов для нашего стареющего царя не бывает. Звездочет возвращается, решив свое желание: он хочет царицу. Додон отказывается. Он заходит так далеко, что пытается убить колдуна («Вот как я рассуждаю», — говорит он, душив его), но терпит неудачу, и золотой петушок заклевывает его до смерти. Таким образом, наш нелепый рассказ заканчивается на довольно нелепой ноте, обрамленной речью астролога, служащей еще более нелепым эпилогом: «Только царица и я были настоящими», — раскрывает он. Все остальные персонажи были миражами, и нам, зрителям, не нужно беспокоиться о кровопролитии. Опера заканчивается.

В сегодняшнем контексте Золотой петушок колеблется между напряженными границами. Его содержание антисамодержавное и антивоенное. Через часто нелепый сюжет истории эти темы постоянно просвечивают. Однако по форме остается фактом, что опера написана Римским-Корсаковым по мотивам пушкинской сказки. «Золотой петушок » глубоко укоренен в культурном наследии России — страны, чье прошлое и настоящее пропитаны тем же самым империализмом, которому эта опера пытается противостоять.

За последний год возобновления боевых действий в Украине русская культура часто становилась объектом критики со стороны тех, кто стремится проявить солидарность с Украиной и ее народом. По этой причине, возможно, афиши к выступлению Orchestra VOX якобы «содрали с досок по всему Оксфорду», — рассказывает нам стажер Orchestra VOX, — «в то время как афиши вокруг них остались нетронутыми». Подходит ли этот ответ?

Такой вопрос сам по себе может быть неуместным. Слишком сильное сосредоточение обсуждения на конкретных произведениях русской культуры — например, оправдывают ли их конкретные темы или происхождение их сегодняшнее исполнение — может само по себе скрыть структурное неравенство, скрывающееся за историей русского искусства. Вопрос «Почему мы вообще знаем имя Римского-Корсакова?» заслуживает отдельного размышления, и ответы на этот вопрос показывают, что дело не так просто, как проверка ценности конкретных произведений искусства.

Тем не менее, интересно рассмотреть, в какой степени Золотой петушок является — и, возможно, всегда был — антиавторитарным проектом. История России в ее отношениях с Украиной — это подчеркнуто история имперского господства. Параллельно с этим история «Золотой петушок » — это история сопротивления несправедливому руководству. Оригинальная сказка Пушкина о неуклюжем царе Додоне была написана в 1834 году, а опера Римского-Корсакова была закончена в 1907 году и впервые исполнена в 1909, цензурная задержка, сделавшая премьеру посмертной для Римского-Корсакова. Выступление оркестра VOX захватывает и расширяет эту историю антицаризма, придавая этой старой сатире имперского самодержавия явно современную форму.

Анахронизмы пронизывают оперу Orchestra VOX: банка печеных бобов стоит на той же сцене, что и богато украшенная мантия астролога. Разговаривая с Арчи Иннсом, сыгравшим старшего («неистового, пьяного») царевича, я узнал больше о том, как «коллекция реквизита» группы охватывала [столетия], вплоть до того времени, когда она была составлена ​​в 20-м веке, вплоть до к футболке с золотым петушком», на которой лицо Ленина было прифотошоплено к логотипу KFC. Некоторые из этих ссылок, возможно, ошибочны в своей цели — советская иконография действует на сцене более прямо, чем намеки на нынешнюю войну в Украине, придавая некоторую неидеальную неясность тому, что именно хотят донести перформансы. Но надо признать, среди 21 -го -го века и часто откровенно ироничной подачи, было бы неблагородно утверждать, что актуальность для современной России, по-видимому, не считается имплицитной. Таким образом, широкая, хотя временами расплывчатая приверженность против авторитарного руководства, кажется, подчеркивает выбор Orchestra VOX. Аналогичное понятие исследует Иннс: «Проблемы и мораль — то есть самые центральные части истории, — делится Иннс, — в основе своей говорят о гораздо более широких универсальных истинах». Выступление оркестра VOX хочет быть чем-то большим, чем просто перефразирование критических замечаний Римского-Корсакова в начале 20-го века. Он переносит это осуждение в настоящее, используя реквизит и декорации из разных времен, чтобы донести мысль о том, что сопротивление несправедливости должно быть всеобщим.

Таким образом, когда зрители улавливают проблески глубокой актуальности, которые так часто всплывают на протяжении всей оперы, эта актуальность подкрепляется уникальными решениями оркестра VOX. Когда Додон разглагольствует: «Закон? Как абсурдно. Я никогда не слышал об этом. Каждый мой каприз […] — закон!» – его слова леденяще точны. Когда поле битвы описывается как «призрак пустыни» или когда зрителям говорят, что «только вороны охраняют груды мертвецов», это напоминает, что ужасы войны простираются на века. И когда Шемахинская царица поет «человек смертный, лови каждое мгновение, отдай любви каждый час», ее совет находит отклик.

В сатире Римского-Корсакова есть безошибочная вневременность, которую передает исполнение Orchestra VOX. Но надо помнить, что реальный мир гораздо менее прост, чем сказка Пушкина, какой бы нелепой ни была эта сказка. Нет астролога, который вышел бы на сцену и стал бы удерживать автократов, которые «без последствий обременяют мир» своими обещаниями; нет петушков, чтобы заклевать негодяев насмерть. Цари Додоны реального мира редко бывают такими неуклюжими, как их вымышленные собратья, и уж точно не миражи. Их жертвы отнюдь не зрители, которым не нужно беспокоиться о кровопролитии. Золотой петушок , таким образом, — полезная история с ценным посланием, и хотя это хорошее место для начала, это только начало. Будем надеяться, что мораль, подобная той, что была в «Золотой петушок », в будущем проявится в действиях против самодержавия и империализма. ∎

Опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» была показана в зале Garden Quad Auditorium Колледжа Святого Иоанна с 26 по 29 января 2023 года.

Words by Wyatt Radzin.

Сказка о золотом петушке Пушкина

Сказка о золотом петушке

Александра Сергеевича Пушкина, 1834

Где-то в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил великий царь Дадон . В молодости он был смел и безжалостен и вел страшные войны против правителей соседних королевств, — но в старости хотел отдохнуть от войны и построить мирную жизнь. Тогда соседние правители начали нападать на старого короля, так же жестоко, как он делал прежде. Для охраны границ своего королевства ему приходилось содержать огромную армию. Его офицеры очень старались, но у них ничего не получалось — если они ожидали врага с юга, то армии появились с востока. Если бы они были организованы против нападения на суше, дикие незваные гости появились бы с моря. Царь Дадон не мог спать; он плакал от ярости. Жизнь становилась невыносимой. Поэтому он обратился за помощью к колдуну и астрологу; он отправил гонца с просьбой явиться ко двору.

Колдун подошел вплотную к трону Дадона и вытащил из своего мешка золотого петушка. «Возьми эту птицу, — сказал он царю, — и поставь ее на самую высокую вершину. Мой петушок будет тебя верно охранять — пока все мирно, он будет сидеть молча на шпиле. если угроза войны с какой-либо стороны, или силы, сосредоточенные для нападения, или неожиданная опасность, в мгновение ока петушок поднимет свой хохолок, расправит крылья и громко прокукаречет, и повернется на шпиле, чтобы посмотреть в сторону, откуда исходит опасность. приходит».

Царь был в восторге от колдуна и дал ему обещание. «В обмен на эту услугу, — сказал он, — я исполню ваше первое желание, каким бы оно ни было, как если бы оно было моим».

Петушок охранял королевство со своего высокого шпиля. Когда видна была опасность, верный часовой вставал, как ото сна, расправлял крылья и, обращаясь к опасности, восклицал: «Ту-ку-ду-ду! Царяй с миром, царь!» А окрестные правители замолчали и не смели идти на войну, ибо царь Дадон теперь мог отбивать их со всех сторон.

Год, потом другой прошли спокойно. Петушок сидел молча. И вот однажды царя Дадона разбудил страшный шум: «Царь, ваше величество!» крикнул командир, «Сэр, проснитесь, пожалуйста!»

«В том-то и дело?» — спросил Дадон, зевая. — Кто там? Что случилось? Командир сказал ему: «Петушок поет, весь город наполняется страхом и хаосом». Царь подошел к окну — увидел, что петушок повернулся на шпиле лицом на восток. Нельзя было терять время. «Быстро! Мужики — к коням! Быстрее — быстрее!» Царь послал войско на восток во главе со своим старшим сыном. Петушок угомонился, шум умолк, и царь опять уселся.

Прошло восемь дней, а новостей с войны не поступало. Было ли сражение или нет, никто не знал, и Дадон не получил гонца. Потом снова закукарекал петушок. Царь призвал другое войско, и на этот раз он послал своего младшего сына на выручку старшему. Петушок молчал.

И снова никаких новостей. И снова прошло восемь дней. Жители города проводили дни в ужасе… потом петушок снова завизжал. Царь созвал третье войско и сам повел их на восток, не зная, что они там найдут.

День и ночь они шли; это становилось невыносимым. Они не нашли ни следов убийства, ни лагеря, ни места захоронения. Прошла уже неделя, и царь вел своих людей в горы. Вдруг среди самых высоких вершин они увидели шелковый шатер. В узком горном перевале лежали тела разбитой армии; мужчины стояли вокруг палатки в молчаливом изумлении. Царь Дадон бросился вперед — какое страшное зрелище! Перед ним лежали мертвые двое его сыновей без доспехов, их мечи проткнули друг друга. Их лошади свободно бродили по примятой и окровавленной траве. Царь заплакал: «Сыны мои, сыны мои! Оба моих гордых сокола попались в одну сеть! Я умру от горя!» Народ стал оплакивать своего царя. Тяжелым стоном отозвалась глубина холмов, и сердце гор задрожало в основании

Внезапно шелковый шатер распахнулся, и навстречу королю вышла девушка, принцесса Шамахана, сияющая красотой, как заря. Как птицы ночи перед солнцем, замолчал царь. При виде ее он забыл о смерти своих сыновей. Она улыбнулась Дадону — и, слегка поклонившись, взяла его за руку и повела в свой шатер. Там она усадила его во главе стола и угостила его роскошной пищей, а он лег на парчовое ложе. Прошла неделя, а Дадон оставался с ней в полном восторге, как завороженный.

Наконец, Дадон отправился домой со своей армией и юной принцессой. Перед ними скакали слухи, распространяя как факты, так и вымысел. Горожане встретили их у городских ворот шумным приемом. Все бежали за Дадоном и его принцессой в царской карете, и Дадон всех приветствовал. Затем в городе он увидел своего старого друга колдуна, голова которого в чалме возвышалась в толпе, как голова седого лебедя. «Здравствуй, старик», — крикнул царь. — Подойди сюда и скажи, если тебе что-нибудь нужно. — Царь, — ответил мудрец, — помнишь? Ты обещал мне, что в обмен на мою милость к тебе ты исполнишь первое, о чем я прошу. Так позволь же мне теперь девицу, шамаханскую царевну. »

«Что!» — в ужасе воскликнул Дадон. «То ли бес в тебя вселился, то ли ты потерял рассудок. О чем ты думаешь? Я, конечно, дал тебе свое обещание, но все должно иметь свои пределы. И помни, кто я, — проси у меня скорее сундук золота, или дворянского титула, или коня из королевских конюшен — проси полцарства!»

«Ничего из этого мне не нужно. Позволь мне взять шамаханскую царевну», — ответил мудрец. Царь с яростью плюнул: «Что за злой человек! Нет, ничего не получишь! Ты на себя беду навлек, старик, — тащи его!»

Старик хотел поспорить в свою защиту, но с некоторыми лучше не спорить.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *