Тревожность в подростковом возрасте как фактор, влияющий на поведение в конфликтной ситуации
Малыгина Анастасия Сергеевна, студентка 3 курса, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир[email protected]Научный руководитель:
Попов Виктор Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,г. Владимир[email protected]
Тревожность в подростковом возрасте как фактор,влияющий на поведение в конфликтной ситуации
Аннотация.Вданной статье рассматривается проблема тревожности и ее влияние на поведение в конфликтной ситуации современных подростков. Проведен теоретический анализ научной литературы. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого –выявление способов поведения в конфликтныхситуациях тревожных подростков. Ключевые слова:Подростковый возраст, тревожность, конфликтная ситуация, личностная тревожность, ситуативная тревожность.
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития. В настоящее время большое количество школьников испытывают эмоциональную напряженность, беспокойство, тревогу и страхи. Среди основных причин возникновения высокого уровня тревожности исследователи указывают: завышенные требования, авторитарная система воспитания, не учитывающая интересы, способности и склонности. Принудительное участие школьника в делах, которые его не интересуют, неизбежно ставит его в ситуацию «провала».Как показывает анализ специальной литературы, высокий уровень тревожности отражается науспеваемости учащихся(у таких школьников значительно отличается объем памяти, скорость восприятия и переработки информации). Кроме того, повышение уровня тревожности вызывает частые ОРВИ [1, с.13]. По мнению психолога А.М. Прихожан, тревожность —переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2, c. 234].
Среди различных подходов к пониманию данной проблемы, существует позиция, согласно которой тревожность способна выступать как состояние и как свойство (Н.Д.Левитов, Ю.Л.Ханин; Ч.Д.Спилбергер, R.B.Cattell, I.H.Scheier и др.)[4].Данный термин используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий и т.д. Такое состояние возникает при восприятии индивидом определенного раздражителя или ситуации как опасность, угрозу и вред. Также категорией «тревожность»обозначаются относительно устойчивые индивидуальные различия в склонности индивида испытывать это состояние. В данном случае тревожность означает личностную черту. Ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у индивида возникают состояния тревоги.Тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, что в свою очередь сказывается наэмоциональномсостоянии. Этоявляется показателемнеблагополучияличностногоразвития подростка, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Сложность и противоречивость подросткового возраста, делает его фактором риска для многих нежелательных проявлений. Требуется кропотливая,целенаправленная, серьёзная работа по формированиюличностныхкачеств и поведенческих моделей, обеспечивающихподросткублагоприятное развитие личности.Как правило, личностис повышенной и высокой тревожностью воспринимают окружающий мир как заключающий опасность и некую угрозу в гораздо большей степени, чем те, у кого отмечаетсяее слабаявыраженность. Таким образом, личностис выраженной тревожностью более подвержены влиянию стрессовых ситуаций,склонны к частым и интенсивным переживаниям тревоги, нежели представители низкого уровня [5].
Данный феномен может считаться адекватной реакцией, если возникает в объективно тревожной ситуации для человека. В таком случае эта реакция свидетельствуето нормальном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Подобноесостояниене считается показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без особых на то причин, напротив, свидетельствует об искаженном восприятии мира, что указывает наопределенныйвид неадекватности личности[6].
Нельзя не согласиться с правомерностью утверждений современных исследователей о том, что тревожность способнавызвать частые конфликты с родителями, которые создаютситуацию стресса для подростка. Конфликт –это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон[7, с. 36].С психологической точки зрения, конфликт –естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей на соответствующем этим различиям эмоциональном фоне. Конфликт означает отсутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обстоятельствах тенденций, потребностей, интересов, мотивов и стилей поведения[там же, с. 38].Следует различать термины «конфликт» и «конфликтная ситуация».Конфликтная ситуация –ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторонучастниц, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, лично значимой для каждого ее участника. В ходе этого противостояния субъекты конфликта ищут повод для открытого столкновения, который далеко не всегда напрямую связан с основной причиной конфликта. Этот повод дает возможность возникновения инцидента[там же, с. 61].Кроме того, анализ психологопедагогическихисточников показывает, что в младшем подростковом возрасте конфликты возникают чаще всего по поводу учебной деятельности, а в старшем –по поводу общения.При определенных условиях конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости определенных отношений.Конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную –на другом этапе, в другой конкретной ситуации. К отрицательным последствиям конфликта можно отнести:неудовлетворенность общим делом;уход от решения назревших проблем;нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях и т.д.Л.В. Винокуров рассматривает конфликт как источник неврозов и выделяет такие его психологические факторы, как:семейнобытовые (конфликтные взаимоотношения в семье, задающие дисгармоничный фон, несовершенства воспитания, которые создают психотравмирующую ситуацию, невротичность самих родителей и т.п.)школьные (конфликты, которые связаны с чрезмерными учебными нагрузками, враждебным отношением педагогов, неприятием классного коллектива, сменой школьного класса и т.д.)[8].С целью выявленияспособов поведения тревожных подростков в конфликтных ситуацияхнами было проведено исследование среди учащихся в возрасте 1415 лет общеобразовательной школы г. Владимирав количестве 35 человек (16 мальчиков и 19 девочек).В ходе работы были выбраны следующие методики:«Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л.Ханин),тест «Типы поведения в конфликте» К.Томаса.ТестЧ.Д. Спилбергерапозволяет дифференцировано измерять тревожность и какличностное свойствоикаксостояние.Таким образом, тревожность как личностное свойство на высоком уровне выявлена у 33% испытуемых, чтосвидетельствуето том, что личность склонна испытывать данное состояние даже без объективных на то причин. Практически любая ситуация воспринимается как угроза. Такая тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых подростком как опасные для самооценки, самоуважения.Умеренно тревожными являются 47%. Низкий уровень выраженности представлен у 20%.Ситуативная тревожность представлена несколько иными показателями. Высокий уровень выявлен у 53% респондентов; 34% умеренно тревожны; низкий уровень представляет 13%.Высокий уровень ситуативной тревожностихарактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: беспокойство, озадаченность, нервозность, напряженность и т.д. Возникает оно как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может варьировать по степени интенсивности и динамичности во времени. Следующим этапом исследования являлось проведение теста «Типы поведения в конфликте» К. Томаса. Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах.В методике выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость):соревнование (конкуренция), приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество.На основе данной методики получены следующие результаты:1.Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие) выражен у 36% испытуемых;2.Соревнование (стремление добиться своих интересов в ущерб другому) –25%;3.Сотрудничество (участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон) –17%. 4.Приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого) –14%;5.Избегание (отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей) –8%.Следует отметить, что способрешения конфликтной ситуации «соревнование» склонны выбирать25% подростковс низким или умеренным уровнем тревожности.«Приспособление» преобладает в ответах14%высокотревожных испытуемых (чаще личностного характера).«Избегание» выбирали 8% респондентовс высоким уровнем ситуативной тревожности(в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что данное поведение встречается чаще в семейных конфликтах).Таким образом, можно сделать следующие выводы.Высокий уровень личностной тревожности влияет на способ поведенияв конфликтной ситуации. В ответах данной категории подростков чаще всего прослеживался выход из конфликтной ситуации –приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого) и минимизирован выбор компромисса.Личность с низким и умеренным(реже) уровнем тревожности предпочтет соревнование как решение конфликта (стремление добиться своих интересов в ущерб другому). Также у подростков с низким уровнем тревожности минимизирован выбор сотрудничества как исхода конфликта. При работе с высокотревожными подростками необходимоформировать чувство уверенности и успеха, а с низкотревожными учениками –повышать чувство ответственности, пробуждать заинтересованность и подчеркивать мотивационные компоненты деятельности.
Ссылки на источники1.Алмосов С.М. «Проблема тревожности в современной психологии».—М.: Лаборатория Книги, 2012. —91 с.2.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. —М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. —304с.3.Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. «Психология развития и возрастнаяпсихология: Полный жизненный цикл развития человека»: Учебное пособие для вузов. —М.: Академический Проект; Трикста, 2011. —420 с.4.СтаршининаИ.В. Психологопедагогическая поддержка подростков с повышенным уровнем тревожности: автореф. дис. … канд. Пед. наук. –М., 2012 –30с. 5.ПоповВ.А. Актуальные направления профилактической работы с современной молодежью // Профилактика социальных отклонений молодежи: правовой, психологический и социальнопедагогический аспекты: Сборник материалов Международной заочной научнопрактической конференции 5 апреля 2010 г. –Владимир: ВГГУ, 2010. –С. 39.6.Золотарева К.В. Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях. —М.: Лаборатория Книги, 2010. —86 с.7.Цветков В.Л. Психология конфликта. От теории к практике: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихсяпо специальности «Юриспруденция» / В. Л. Цветков. —М.: ЮНИТИДАНА, 2015. —183 с.8.Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. 372 с.
Как помочь подростку справиться с тревожностью – что важно знать родителям – Учительская газета
По данным российских ученых, почти у трети подростков в возрасте 13 – 17 лет уровень тревожности и депрессии выше среднего. Как считают сами школьники, причиной тому выступает непонимание со стороны взрослых – родителей и педагогов.
Фото: pixabay
О проявлениях повышенной тревожности у школьников и способах стабилизации их эмоционального состояния рассказала педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Светлана Колесник.
Причины появления тревоги и навязчивых мыслей, нормально ли это для подростков
Иногда каждый из нас испытывает чувство беспокойства и тревожность. Как сообщает сайт Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, одно и то же событие у разных людей способно вызывать разные эмоции. Кто-то не слишком расстроится из-за потери телефона, а для кого-то это может стать настоящим ударом. Тревога помогает увидеть угрозу, мобилизоваться и справиться с ней. Тревожность в качестве устойчивой черты личности формируется в подростковом возрасте. Возникновение скрытой тревоги связано с индивидуальными особенностями, воспитанием, детско-родительскими отношениями, отношениями со сверстниками, с низким уровнем самооценки, успешностью в школе.
Вариантом тревожности являются навязчивые мысли – образы либо желания побуждения, против воли появляющиеся в сознании человека. Их появление нередко провоцируется оценочным отношением к действиям подростка со стороны. Для школьников особенно важны окружение и оценка. К постоянному зацикливанию могут привести слова и отношение сверстников. Если от таких настойчивых мыслей сложно переключаться – они перестают быть нормой. В таких случаях стоит обратиться к психологу, либо при необходимости – к психиатру. Специалист поможет выяснить причину тревожности ребенка.
Что чаще провоцирует появление тревожных эмоциональных состояний
Подростки постоянно сталкиваются с новыми сторонами жизни, они узнают многое о себе и окружающих. В это время взросления происходят конфликты, которые впервые приходится решать самостоятельно. В жизни любого школьника происходят значимые события – они непременно вызывают переживания. Тревожить ребенка может как экзамен, так и первая любовь, ссора с друзьями. Главной потребностью остается общение со сверстниками. Так что самые значимые события связаны с ближайшим окружением. Нередко встречается также эффект заражения, когда тревога передается в среде подростков от одного к другому. Подобным образом может сказаться и эмоциональная атмосфера в семье, если все переживают из-за предстоящего переезда, например.
Распространенной причиной страхов и тревоги выступает и недостаток либо недостоверность информации. Открытые и объективные сведения позволяют быть готовыми к различным неурядицам, понизить тревожность.
Симптомы повышенной тревожности
Специалисты выделяют несколько категорий симптомов тревоги. Так, о подобном состоянии могут свидетельствовать повышенная раздражительность, трудности с концентрацией внимания, расторможенность, периодические вспышки гнева. В другой категории симптомов представлены физиологические перемены: подросток часто жалуется на свое физическое состояние – головные боли, расстройство пищеварения, изменение привычек питания, сильную усталость. Отдельно выделяют симптомы нарушения сна, когда подросток просыпается ночью, с трудом засыпает, жалуется на кошмарные сновидения, сон не приносит отдыха. Высокий уровень тревоги сказывается на успеваемости в школе. Иногда появляются симптомы панической атаки на фоне стрессовых событий. Случаются частое сердцебиение, жар или дрожь, головокружение, ребенок испытывает трудности при дыхании, чувствует онемение, боли в груди. В таких случаях может потребоваться помощь врача.
Как помочь подростку разобраться понять свои эмоции
Психологи обращают внимание на понятие эмоционального интеллекта. Он говорит об умении человека определять чувства окружающих и управлять своим состоянием. Эта способность закладывается в младенчестве, когда малыш считывает эмоции матери, копирует их и позднее может использовать.
Для помощи подростку в определении своих состояний взрослому важно самому уметь понимать собственные чувства и позволять это сделать ребенку. Необходимо выражать эмоции – проговаривать их и осознавать. Когда родители запрещают ребенку чувствовать, говоря «не злись», «не плачь», это может вызвать психосоматические расстройства. Детям сложно формулировать свои эмоции. Им важен наглядный пример, который покажет, как следует разбираться в эмоциях.
Можно ли самостоятельно снизить уровень тревожности
Психологи рекомендуют разные приемы для помощи самому себе в стрессовой ситуации. Среди них – дыхательные упражнения, мышечное расслабление, переключение мыслей. Подростку важно научиться пользоваться такими приемами. Правда, его возрастные особенности – перепады настроения, например – иногда не позволяют им справляться с тревогой самостоятельно.
Тогда важным становится присутствие рядом взрослого, его чуткость и внимательность. Необходимо, чтобы взрослый помог зафиксировать эмоциональное состояние ребенка и бережно отнесся к его чувствам. Взрослому необходимо принять то, что вызывает тревогу. Ребенок нуждается в поддержке, чтобы он понимал, что он не один остается со своими переживаниями.
Когда родители замечают несколько признаков тревожности у ребенка, нужно обратиться за консультацией к педагогу-психологу. По ее результатам можно решить, потребуется ли обращаться к детскому психиатру. К сожалению, иногда родители не видят необходимости в помощи специалиста. Однако при этом состояние ребенка ухудшается, становятся заметными отклонения в поведении.
Как избежать появления у подростка тревожности и страхов
Как бы родители не старались, они не смогут полностью оградить ребенка от конфликтов – с ними сталкиваются все каждый день. Так что тревоги и страхи неизбежны. Подростку важно научиться преодолевать трудности и управлять своим эмоциональным состоянием. Взрослый должен направлять и сопровождать ребенка в неизвестных и тревожащих его ситуациях, принимать его чувства, делиться своими знаниями и опытом.
При этом необходимо учитывать проявляющиеся симптомы тревожности. Для предотвращения негативных последствий важно учитывать значимые для подростка области жизни и бережно к ним относиться. Когда родители отрицают важность чего-либо, то подросток станет скрывать свои переживания и эмоции. В таком случае взрослым будет сложно вовремя помочь ребенку и поддержать его.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о том, как родители отвечают за подростка, который проживает отдельно от них.
Новости от партнёров
Как преодолеть социальную тревогу
Прежде чем мы начнем, позвольте представить вам Оливию, второкурсницу старшей школы.
Оливия всегда беспокоится, что сделает что-то постыдное перед другими. Она не любит отвечать на вопросы учителя в классе и боится выступать перед одноклассниками. Оливия постоянно отказывается от приглашений на вечеринки. Она заставляет свою мать заказывать ей еду в ресторанах и звонить по телефону, чтобы записаться на прием. Она предпочитает прятаться на заднем плане, где, по ее мнению, она будет в безопасности от любых негативных суждений со стороны других.
Оливия страдает от социофобии, но не знает, что с этим делать.
Если вы считаете, что можете страдать от социальной тревожности, как Оливия, продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, как справиться с ней.
Что такое социальная тревожность?
На базовом уровне социальная тревожность относится к страху или беспокойству, связанным с взаимодействием в социальных ситуациях.
Для подростков нормально волноваться перед публичными выступлениями или первым свиданием. Однако для людей с социальной тревожностью страхи и мысли слишком интенсивны, вызывают сильный стресс и заставляют человека избегать повседневных дел, которые могли бы принести радость в их жизнь.
Люди с социальным тревожным расстройством испытывают сильную форму беспокойства, которое значительно ухудшает их повседневную жизнь. Он может появиться в начальной школе, но обычно проявляется в раннем подростковом возрасте. Поскольку подростковый возраст — это время, когда чувства принадлежности и одобрения сверстников имеют решающее значение для их самооценки, наличие ресурсов, которые могут помочь себе, может иметь огромное значение для их настроения и чувства безопасности в мире.
Признаки социальной тревожности у подростков
Мысли:
- Крайне самокритичны и имеют негативное представление о себе
- Постоянно думать о наихудшем сценарии
- Чрезмерная застенчивость, беспокойство окружающих будут думать о вас негативно
- Беспокойство, что вы опозоритесь или скажете что-то не то
- Боязнь говорить или выступать публично
- Страх, что другие заметят ваше беспокойство
Такие чувства, как:
- Беспокойство/страх, беспокойство, смущение, стыд, гнев, печаль, беспомощность, раздражительность
- Вы также можете ощущать физические симптомы из-за социального беспокойства. Они могут включать боль в животе или ощущение бабочки, поверхностное дыхание, дрожь, покраснение, потливость, одышку, головокружение, напряжение мышц, раздражительность
Такие действия, как:
- Вы можете избегать социальных ситуаций или участвовать в новых мероприятиях, например. вечеринки, свидания, встречи с друзьями, собеседования, светские беседы, использование общественных туалетов, телефонные звонки, общение с «авторитетными» фигурами, заказ еды и т. д.
- Не ходите в школу и не посещайте занятия. например. отказ от контрольных или экзаменов, выступление перед классом, задавание вопросов или ответы на них, общение с одноклассниками, участие в групповой работе, пропуск занятий. Вы можете бормотать, сохранять плохой зрительный контакт с другими, молчать
Как справиться с социальной тревожностью
Социальная тревожность у подростков может привести к плохой успеваемости, неуверенности в себе в социальных ситуациях, наркотической или алкогольной зависимости, а также к проблемам в развитии или поддержании социальных отношений. Вот почему очень важно получить помощь, чтобы научиться справляться с социальной тревожностью.
Вот несколько полезных советов:
Измените свой образ жизни:
Поддерживайте здоровый распорядок дня, включая физические упражнения и достаточное количество сна, чтобы уменьшить симптомы беспокойства. Кроме того, попробуйте ограничить потребление кофеина,
, так как кофе может усилить симптомы тревоги.
Обращайтесь к физическим симптомам:
Уменьшайте негативное физическое чувство социальной тревожности, практикуя внимательность, медитацию, йогу, глубокое дыхание и мышечное расслабление
Боритесь со своими угрожающими мыслями:
Попробуйте относиться к своим опасениям более реалистично, задав себе следующие вопросы:
- Вероятно ли, что результат, которого я так боюсь, действительно произойдет?
- Если это случится, будет ли мне это интересно через 5-10 лет?
- Возможно ли, чтобы вместо плохого произошло что-то хорошее?
Переключите внимание:
Попробуйте сосредоточиться на текущей задаче, а не на своих мыслях и чувствах беспокойства. Это позволит вам добиться цели.
Факт против вымысла:
Признайте, что ваш внутренний монолог заведомо самокритичен, и что тревога — это способ вашего тела защитить вас. Не стыдитесь своей социальной тревожности, но помните, что вы не телепат и не гадалка!
Взгляните в лицо своим страхам:
Начните с наименее страшной задачи и посмотрите, сможете ли вы заставить себя ее выполнить. Затем медленно начните подвергать себя более сложным вещам. Прежде чем вы это узнаете, вы будете чувствовать себя более комфортно в ситуациях, вызывающих беспокойство.
В этом видео подросток рассказывает о своей борьбе с социальной тревогой и о том, как она
преодолела ее:
Если вы хотите узнать больше о навыках укрепления уверенности, вы можете прочитать эту книгу. : Рабочая тетрадь для подростков по вопросам застенчивости и социальной тревожности, автор Дженнифер Шеннон
Когда обращаться за профессиональной помощью
Не помешает обратиться к терапевту и поставить правильный диагноз.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — один из наиболее эффективных способов лечения социальной тревожности. Терапевт
, обладающий знаниями и опытом в области когнитивно-поведенческой терапии, может помочь вам преодолеть ваши страхи, научив
вас, как бороться со своими бесполезными мыслями, стратегиям релаксации и направив вас к воздействию
, чтобы вы могли чувствовать себя комфортно рядом с другими.
Просмотры сообщений:
10 949
Социальная тревожность у подростков: признаки, симптомы + лечение
Что такое социальная тревожность?
Социальное тревожное расстройство (СТР) поражает 1 из 3 подростков в возрасте от 13 до 18 лет. Сегодня более 19 миллионов человек по всей Америке страдают социальным тревожным расстройством (СТР). Это самое распространенное тревожное расстройство и третье по частоте расстройство психического здоровья в стране. Социальное тревожное расстройство, также известное как социальная фобия, характеризуется постоянным и всепроникающим страхом перед социальным взаимодействием и/или ситуациями, в которых может возникнуть смущение. В то время как некоторая тревога в новых социальных ситуациях является обычным явлением, люди с социальным тревожным расстройством испытывают непреодолимую неловкость, дистресс и страх осуждения в повседневных социальных взаимодействиях. САР мешает людям иметь нормальные отношения и взаимодействие. Это также может негативно повлиять на обычную повседневную деятельность. Кроме того, те, кто страдает от САР, часто испытывают сильное беспокойство по поводу предстоящих социальных ситуаций (вызывая стресс за несколько дней или даже недель).
Люди с социальным тревожным расстройством часто вообще избегают социальных взаимодействий. Это приводит к ухудшению отношений, замкнутости и общей изоляции. Как и при многих других тревожных расстройствах, люди с СТР могут осознавать и признавать, что их тревога часто необоснованна или необоснованна, но все равно оказываются в ловушке тревоги и страха перед социальным унижением или смущением. Сильные физические симптомы, такие как тошнота, дрожь, потливость или покраснение, могут возникать у больных даже в «нормальных» повседневных социальных ситуациях.
Как узнать, есть ли у моего подростка социальная тревожность?
Если вы являетесь родителем, то, вероятно, вы надеетесь, что ваш ребенок вырастет уверенным в себе и будет чувствовать себя комфортно в собственной шкуре, поскольку эти качества являются одними из наиболее важных, когда речь идет о социальном процветании и, следовательно, достижении общее ощущение благополучия. К сожалению, есть много детей, которые вырастают в социально тревожных подростков. Это может произойти по разным причинам, и может быть несколько факторов, которые способствуют социальной тревожности подростка.
Факторы риска
Как и большинство психических расстройств, социальное тревожное расстройство не связано с одной единственной причиной. Тем не менее, существуют определенные факторы, которые могут увеличить вероятность развития СТР у человека, включая генетику, химию мозга и/или травму. Это означает, что те, кто имеет семейный анамнез первой степени, химический дисбаланс в мозге или пережил длительный стресс или травму, могут иметь повышенный риск диагноза социального тревожного расстройства.
Социальное тревожное расстройство, как правило, возникает в подростковом возрасте, и в связи с этой тенденцией специалисты в области психического здоровья изучили дополнительные факторы риска для этой более молодой группы населения.
- Поведение — ребенок, который по своей природе застенчив, замкнут и/или опасается пробовать что-то новое, может подвергаться повышенному риску развития социального тревожного расстройства по мере того, как он вступает в подростковый и подростковый возраст.
- Проблемы со здоровьем или физическими проблемами. Если у подростка есть какие-либо проблемы со здоровьем или физические проблемы, которые заметны другим (например, физическая деформация, большой шрам, родимое пятно и т. д.), они могут быть более склонны к социальной тревожности.
- Проблемы с речью. Наличие дефекта речи может вызывать затруднения по многим причинам и негативно влиять на уверенность и самооценку человека. Особенно это касается подростков. Низкая самооценка часто влияет на готовность подростка проявлять себя «там» в социальных ситуациях. К сожалению, чем больше времени подросток (или любой другой человек) проводит в одиночестве и изоляции, тем труднее ему становится снова взаимодействовать с другими людьми.
- Издевательства – издевательства, к сожалению, очень распространены в школах и в Интернете. Запугивание может повлиять на многие сферы жизни человека, включая социальные отношения.
- Стиль воспитания – . Некоторые специалисты в области медицины и психиатрии связывают развитие СТР у подростков со стилем воспитания. Многие исследования указывают на сильную корреляцию между чрезмерно опекающими стилями воспитания и социальным тревожным расстройством у ребенка. Это может быть связано с тем, что чрезмерно опекающие стили воспитания могут препятствовать здоровому уровню социального взаимодействия детей и, таким образом, не иметь возможности освоить необходимые социальные навыки.
Симптомы
Если вы заметили, что ваш подросток испытывает трудности в общении, есть вероятность, что он может страдать от социального тревожного расстройства. Знание признаков и симптомов этого психического расстройства — первый шаг к тому, чтобы помочь подростку получить необходимую помощь.
- Беспокойство по поводу общения с другими людьми (особенно с людьми, которых они не знают)
- Трудности в общении и/или «нормальных» разговорах с другими
- Чувство дискомфорта или неловкости в присутствии других людей
- Испытывать смущение при общении с другими
- Страх быть смущенным
- Самоосуждение и критика после социального взаимодействия
- Страх быть осужденным другими
- Беспокойство в течение нескольких дней или недель перед публичным мероприятием
- /или социальные ситуации
- Трудности в установлении друзей и поддержании отношений
- Покраснение, потливость, дрожь или учащенное сердцебиение в социальных ситуациях
- Боли в животе и тошнота в результате нахождения рядом с другими людьми (могут быть и другие физические симптомы – спутанность сознания, диарея, мышечное напряжение)
Каждый подросток с социальным тревожным расстройством испытывает одни и те же симптомы (или одинаковую степень тяжести). И хотя симптомы могут быть весьма значительными и нарушать функционирование различными способами, социальное тревожное расстройство поддается лечению.
Варианты лечения социальной тревожности
Лечение социальной тревожности часто включает психотерапию, медикаментозное лечение или их комбинацию. План лечения САР обычно основывается на тяжести и частоте симптомов.
Психотерапия
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) является наиболее часто используемым подходом к лечению социального тревожного расстройства (и тревожных расстройств в целом). Когнитивно-поведенческая терапия обычно краткосрочна и целенаправленна. Для подростков с социальным тревожным расстройством этот метод психотерапии нацелен на нездоровые модели мышления и поведения, которые вызывают социальную тревогу, и предоставляет инструменты и навыки для управления мыслями и выбора более здорового поведения. Когнитивно-поведенческая терапия также помогает подросткам с СТР понять связь между их мыслями, чувствами и поведением.
Экспозиционная терапия
Хотя экспозиционная терапия не так распространена, как когнитивно-поведенческая терапия, она может быть эффективным психотерапевтическим подходом для подростков с социальной тревожностью. Экспозиционная терапия постепенно раскрывает подростку его страхи (при сохранении их безопасности), обучая при этом полезным стратегиям управления страхом. Экспозиционная терапия основана на убеждении, что чем больше человек сталкивается со своими страхами, тем меньше и меньше он становится страшным. Экспозиционная терапия также помогает подросткам понять, что они могут чувствовать страх и в любом случае «делать это» (чего бы они ни боялись — в данном случае социальных ситуаций).
Лекарства
Лекарства часто назначают подросткам, которые борются с социальным тревожным расстройством, особенно если СТР значительно влияет на их функционирование. В целом, лекарства от беспокойства воздействуют на центр управления эмоциями мозга и помогают более эффективно функционировать схемам. Подросткам с социальным тревожным расстройством могут быть назначены различные лекарства в сочетании с терапией, в том числе:
- Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС): обычно назначаемые людям с депрессией, СИОЗС, такие как сертралин (золофт, циталопрам (целекса), эсциталопрам (лексапро) и флуоксетин (прозак), помогают мозгу замедлить реабсорбцию серотонина. (нейротрансмиттер, который регулирует тревогу и общее настроение)
- Бензодиазепины: Бензодиазепины относятся к классу седативных препаратов, и хотя обычно они не являются первым курсом лечения подростков с СТР (из-за вызывающего привыкание характера иногда назначают такие бензодиазепины, как диазепам (валиум), лоразепам (ативан), клоназепам (клонопин) и алпразолам (ксанакс), воздействуя на активность нейротрансмиттера ГАМК головного мозга. , и, как следствие, имеют тенденцию оказывать успокаивающее действие на участки мозга, которые становятся «возбудимыми» (что у многих приводит к беспокойству) 9.