Популярное

Лежанье у ильи ильича не было ни необходимостью ни случайностью ни наслаждением как у лентяя: сразу. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью…➤ MyBook

Задание 16 ЕГЭ-2022 по русскому языку. Практика

16 декабря 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Пробные работы ЕГЭ по русскому языку

Материал для проведения самостоятельной работы. 10 заданий.

№16 в спецификации

Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами

16z.docx
16z.pdf

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1

1. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве ни одна птичка не защебечет на дереве.
2. Он думал о приобретении дома дачи или новой квартиры о ремонте в них.
3. А березка мила и при солнце и в серый день и при дожде.
4. А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы то внушительно поучал дочь.
5. Внизу шумела вода и слышалось падение камней.

2

1. Перед ненастьем умолкли и птицы на деревьях и кузнечики в траве.
2. Я был счастлив и удовлетворён успехом и признанием моего нового романа.
3. Пруды год от году мелели и зарастали зеленью и густые камыши волновались на громадных болотах.
4. Лебедь по своей величине силе красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водоплавающей птицы.
5. Лес вокруг был угрюмый и в особенности жителей пугали расположенные вокруг него болота.

3

1. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью ни случайностью ни наслаждением как у лентяя.
2. Студент волновался отвечал сбивчиво и от этого ответ его производил невыгодное впечатление.
3. Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками но и русло будущего канала.
4. Большой мир вдруг сузился и от него остался только освещённый мягким светом уголок старого сада с забытой под деревом лейкой.
5. У Гаврилы кружилась голова и туманились глаза.

4

1. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лёг первый мороз.
2. Только к концу сентября перелески обнажились и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
3. Беспрерывный гул трескотня и тучи дыма висели над горой заволакивали солнце.
4. Пугливая рябина раньше других деревьев почувствовала приближение холодов и снега и поспешно окрасилась осенним цветом.
5. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

5

1. Впервые за послевоенные годы доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших от времени качелей.
2. Повествование у меня получается строго документальным и конкретным объективным и непредвзятым.
3. Писателем человек становится не только по зову сердца но и по зову своего времени своего народа.
4. Страницы его памяти были пусты и он без всякого усилия запоминал строфу за строфой.
5. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.

6

1. Везде её встречали весело и дружелюбно и уверяли её в любви и вечной преданности.
2. Солнце уже заходило и его лучи проникали сквозь рощу и светились на стволах.
3. Марина встала ни свет ни заря и всё равно не успела ни доделать работу ни приготовить ужин.
4. В этом магазине вы можете приобрести не только продукты но и электротовары косметику и книги.
5. В палисаднике росли царственные розы и скромные ромашки и пахучая резеда.

7

1. Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.
2. Ночью просторы черны и холмы кажутся сплошь затянутыми лесом.
3. Прошёл короткий ливень и на улицах запахло маттиолой и горькой сладостью каких-то других цветов.
4. В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.
5. Заблестели на листьях берёз капли не то росы не то вчерашнего дождя.

8

1. Леса на скалах стояли неподвижно и видимый из нашего сада в ясную погоду железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем.
2. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
3. Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.
4.От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

9

1. На столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солониной и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
2. Вокруг было тихо спокойно и в глубине леса на ветках рябины с оранжевыми ягодами щёлкали снегири.
3. Канонада слышалась и день и ночь.
4. Подножия сосен прятались в кустарнике и вершины их качались среди облаков и ветра.
5.Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

10

1. Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
2. Он был причёсан и одет безукоризненно и ослеплял свежестью лица и перчаток и фрака.
3. Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.
4. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
5. В окна с улицы лился глухой шум и летела пыль.

Ответы

1) 14
2) 135
3) 34
4) 15
5) 245
6) 23
7) 345
8) 123
9) 45
10) 134

Автор: Бурмистрова Людмила Леонидовна.

ЕГЭ литература . Новый вариант ( с ответами).

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по ЛИТЕРАТУРЕ

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённою своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было ещё три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

(И.А.Гончаров, «Обломов»)

  1. Каким термином обозначается литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Обломове»?

2. 

В описании героя прослеживается скрытая авторская насмешка. Укажите термин, обозначающий этот вид комического в художественном произведении.

3.

Установите соответствие между персонажами «Обломова» и их местом в жизни главного героя.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖ

А)  Захар

Б)  Штольц

В)  Алексеев

МЕСТО ПЕРСОНАЖА В ЖИЗНИ ОБЛОМОВА

1)  знакомый Обломова

2)  обломовский староста

3)  друг детства Ильи Ильича

4)  слуга Обломова

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

4.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Приведённый фрагмент относится к _______________, знакомящей читателя с главным героем и предшествующей основному действию. Начинается отрывок с описания ______ Обломова.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

О каких чертах личности главного героя можно судить по предложенному фрагменту?

Критик Н.  А. Добролюбов о романе «Обломов» отзывался так: «…Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор: вы находите в нем что-то родное, перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета. И после прочтения всего романа вы чувствуете, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы…» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлены образы «лишних» людей, т. е. людей изначально одаренных, ярких, но неспособных найти применения своим силам и способностям. Чем они схожи (или чем различаются) с Обломовым?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.

* * *

У поэта соперников нету  —

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас  — о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

жизнь и силы по капле губя.

Догорает, прощения просит:

это он не за вас  — за себя.

Но когда достигает предела

и душа отлетает во тьму…

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

То ли мёд, то ли горькая чаша,

то ли адский огонь, то ли храм…

Всё, что было его,  — нынче ваше.

Всё для вас. Посвящается вам.

(Б. Ш. Окуджава, 1986)

Ответами к заданиям 7–9 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Заполните пропуски в следующем отрывке. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложениях без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

 

Стихотворение Б. Окуджавы относится к такому роду литературы, как ___________. Как правило, произведения этого литературного рода характеризуются созвучием концов стихотворных строк, называемым ______.

Как называется созвучие концов стихотворных строк (нету  — свету; судьбе  — о себе и т. п.)?

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1)  неологизм

2)  гротеск

3)  инверсия

4)  анафора

5)  метафора

Выберите ОДНО из заданий (10. 1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Как в стихотворении Б. Окуджавы метафоры помогают передать идею произведения?

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 11. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

В каком произведении отечественной поэзии звучит тема творчества и творца и в чём это произведение можно сопоставить со стихотворением Б. Ш. Окуджавы «У поэта соперников нету…»?

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1– 12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

Как можно истолковать слова Чацкого: «Молчалины блаженствуют на свете»? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Что послужило причиной расставания Базарова и Аркадия Кирсанова? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Какую роль в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» играют обращения к историческому прошлому?

Тема прекрасного и вечного в поэзии.

Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

ОТВЕТЫ

Номер задания

ответ

1

реализм

2

ирония

3

431

4

экспозициипортрета

7

лирикарифмой

8

рифма

9

345

Недолгая счастливая жизнь Ильи Ильича Обломова | Элейн Блер

Стивен Паркер

Из недавнего американского издания Обломов ; фотография Стивена Паркера

Иван Гончаров работал над Обломовым около десяти лет, с конца 1840-х до 1858 года, но у читателя остается впечатление, что герой родился у него в одном видении, а пять Сотни с лишним страниц книги представляют собой попытку романистического развития того, что, по сути, является одной идеей: что, если бы человек был настолько ленив, что ничего не мог бы сделать? Аристократы в русской литературе до и после Обломов страдает тоской, пустой тратой времени, отчаянием найти нравственную цель. Но тем не менее они беспомощно продолжают делать вещей: пить, играть в азартные игры, жениться, драться на дуэлях, присоединяться к масонам. Не Обломов. Он проводит первую треть книги, шаркая по своей квартире в халате. Когда он, наконец, одевается в начале части II, это происходит только потому, что его лучший друг Штольц настоял на этом.

Обломов еще молод — за тридцать — и в добром здравии, но уже много лет назад ушел с государственной службы. Живет в Петербурге на доходы от своего загородного имения. В течение многих лет он пытался написать судебному приставу письмо с планом реорганизации поместья, но так и не продвинулся дальше первого предложения, каждый раз спотыкаясь на вопросах грамматики. Он может прочитать несколько страниц книги или газеты, но затем его мысли блуждают. Он редко ходит куда-нибудь в смешанной компании, хотя обедает с друзьями-холостяками — только они не возражают, если он расстегнет брюки и вздремнет после обеда. В его пыльной квартире старая еда собирает мух. Слуга Обломова Захар, столь же мало склонный к работе, как и его хозяин, помогает Обломову поддерживать это состояние убожества.

Почему так живет Обломов? Одно ясно с самого начала: он не просто ленив. «Для ленивого человека, — поясняет Гончаров, — лежать» — это «удовольствие». Для Обломова это «его нормальное состояние». Он избегает не только работы, но и погони за большинством удовольствий, за исключением еды и сна. В карты не играет, пьет умеренно, обольститель не очень («близость с женщинами сопряжена с большими неприятностями»). Даже во сне он не человек действия. Обломовская фантазия о будущем (представленная им в мельчайших подробностях) — это череда тихих дней в его имении, в которые он и очаровательная, образованная жена «бредут по бесконечному темному переулку, идя тихо, задумчиво, молчаливо или размышляя». вслух, мечтая, считая минуты счастья, как биение пульса, слушая, как бьется и замирает мое сердце». Эта относительно скромная мечта не казалась недостижимой для Обломова — ведь имение у него уже есть. Однако ему не хватает стремления предпринять какие-либо шаги для реализации своих желаний. Чтобы ухаживать за женщиной, например, требуется целый ряд усилий, начиная с одевания, к которым он не привык.

Объясняя образ жизни Обломова, Гончаров указывает на многие направления: на его изнеженное воспитание; сонная, отсталая культура родной провинции; его природная склонность мечтать и лгать; поверхностность и меркантильность его петербургских сверстников, которые отталкивают его и держат дома. Чего Гончаров не упоминает, так это идеи меланхолического темперамента, в котором мы часто находим источник такой крайней пассивности. Положение Обломова он называет комическим: наш герой предпочитает очень краткосрочные удовольствия долговременным — он обменивает удовольствия товарищеского общества на удовольствие от того, что ему не надо утруждать себя надеванием сапог. Но прилив печали, даже ужаса, в романе силен. Обломов беспокоит тем, что он как бы существует в двух разных регистрах, как комическая фигура преувеличенной, самодовольной лени, тем не менее регулярно выражающая глубокую скорбь о своем положении: «Другие люди жили так полно и широко, а он чувствовал себя если бы на узком и жалком пути его существования остался тяжелый камень». Он самосознателен, чего не было бы ни у фарсового персонажа, ни у раблезианского гротеска.

Гончаров, сын богатого купца из Симбирска, провинциальной столицы на реке Волге, в начале 1830-х годов учился в Московском университете, а затем переехал в Санкт-Петербург, где проделал долгую карьеру государственного служащего. И в Москве, и в Петербурге он был в основном на обочине великого литературного брожения своего поколения, хотя в 1840-х годах он ходил в салон на квартире критика Виссариона Белинского и завязал неприятную дружбу с Тургеневым. Гончаров не любил толпы, больших сборищ, публичного внимания и пугался славы, пришедшей с громадным успехом Обломов . С конца 1850-х годов и до своей смерти в 1891 году он отдалился от общественной жизни и проводил много времени в одиночестве в своей квартире.

Реклама

В ослепительном начале романа Обломову снится сон, дремлющий на диване, сон, который превращается в своего рода семейную историю обломовской летаргии. Типичный летний день его детства: мать все утро обсуждает с женской половиной домочадцев меню на обед; его отец сидит перед окном и выкрикивает советы проходящим крепостным. После плотного обеда следует долгий сон. Дом никогда не восстанавливает утренний импульс: еда, прогулки и пустые думы заполняют остальную часть дня, пока все не ложатся спать с молитвой: «Дай Бог, завтра будет точно таким же!»

Единственный случай, который Обломов помнит, нарушив вялый ритм семейной жизни, — это получение письма на имя отца. Письма почти не слышно, и при виде конверта

они все замерли. Лицо хозяйки даже немного изменилось. Все глаза были устремлены на письмо, и все носы указывали на письмо… — Стой, не ломай пломбы, Илья Иваныч, — со слезами настаивала жена. «Кто знает, что за письмо там? Это может быть что-то ужасное, какая-то катастрофа.

Отец Обломова соглашается запереть письмо нераспечатанным, но его присутствие настолько тревожит домочадцев, что никто не может перестать говорить о нем. После четырех дней невыносимого ожидания «они столпились вокруг [письма] и с тревогой сломали печать». Оказывается, друг семьи просит рецепт пива. Все соглашаются, что на него нужно ответить сразу, но проходят недели, рецепт не найден, ответ не написан, да и вообще, если учесть стоимость почтовой марки, то, кажется, лучше подождать. Письмо никогда не получает ответа.

Обломов всегда думал, что станет патриархом имения по образцу своего отца. Но это первое поколение русского провинциального дворянства, которое должно поступить в университет, на государственную службу, жить в Петербурге и иметь амбиции или, по крайней мере, приобрести отблеск космополитизма. Обломову надоело учиться и работать. «Когда мне жить? Когда мне жить?» — спрашивал он себя. Но что такое жить — растворяться в деятельности или наслаждаться тишиной и мирным созерцанием? Обломов, склонный ко второму, очистил свой календарь от всех условных обязательств, чтобы найти время для «жизни», только чтобы обнаружить, что жизнь ускользнула из его рук.

При этом Обломов огляделся, чем занимаются его сверстники, и не впечатлен:

Заходишь в комнату и не можешь налюбоваться, как симметрично сидят гости, как спокойно и задумчиво они сидят — за картами. От этого никуда не деться, это славная цель в жизни!

Социальная сатира у Гончарова довольно мягкая (по сравнению, например, с гоголевскими эффектными представлениями о продажности и глупости в «Ревизоре» и Мертвые души ). Но он поднимает вопрос о том, не ошиблись ли сами люди, которые судят об Обломове. Пока Обломов валяется в халате в начале книги, друг за другом врывается в его квартиру. Первый посетитель — возбудимый молодой щеголь, запыхавшийся от новостей. Его друг Миша получил повышение! К началу сезона он сшил новую куртку для верховой езды! Сегодня он идет на балет! Он влюблен в одну из сестер Горюновых! После денди приходят новые эмиссары — профессиональный бюрократ, писатель — с новостями из внешнего мира.

Каждый гость уговаривает Обломова провести с ним выходные в Екатерингофе, пригороде Петербурга с парком и увеселительным садом. Мы можем представить себе теневой роман к Обломову , в котором персонажи сходятся в пасторальном окружении Екатерингофа, чтобы строить интриги, влюбляться или терять деньги, как это делают герои романов. Но наш настоящий герой отказывается идти, и после того, как каждый гость уходит, он с удивлением и жалостью качает головой. «Десять мест, где можно побывать за один день. Бедный человек!» Дело не только в том, что настоящие заботы его друзей кажутся Обломову тривиальными; дело в том, что он боится мысли о том, чтобы быть поглощенным чем-либо, будь то работа, общественная жизнь или даже литература. «Где в этом человек?» Обломов размышляет о занятиях своих друзей. «Для чего он разделяется и рассеивается?» Для Обломова быть поглощенным каким-либо делом — значит терять что-то от себя; человек может сохранять свое полное достоинство только в покое.

Реклама

Обломов интригует нас отчасти потому, что идея романа о ничегонеделании кажется диковинкой для своего времени. Как Гончаров нарушит условности романа, чтобы приспособиться к персонажу, который ненавидит покидать свою квартиру? На самом деле он подходит к идее сюжета с какой-то умной невинностью: он придумывает способ столкнуть Обломова с дивана ровно настолько, чтобы получили сюжет. Обломов — не та «книга ни о чем», о которой мечтал Флобер в те же годы, существующая исключительно за счет силы своего стиля. Необходимость в виде выселения из квартиры вынуждает Обломова выйти за дверь, и следует цепочка событий, в которой он переезжает (дважды), ухаживает за двумя разными женщинами и чуть не лишается своего дохода интриганом другом. . Этот период активности длится всего около года, обрамленный с каждой стороны многолетними Обломов делает очень мало. Две ситуации, традиционно формирующие характер, — приезд юношей в столицу и женитьба — отодвинуты на обочину книги, а в центре — единственная серьезная попытка Обломова изменить свой образ жизни.

На эту недолговечную работу его вдохновили две фигуры. Первый — Штольц, его друг детства и его антитеза: честолюбивый, интеллектуально любопытный и трудолюбивый. Ни один читатель « Обломов » никогда не влюблялся в добродетельного Штольца. Гончаров наделяет его большим моральным авторитетом: Штольц и Обломов ведут постоянные споры о праздности Обломова, и хотя Обломов какое-то время придерживается своей резкой критики петербургских крысиных бегов, Штольц заставляет его признать, что быть замкнутым не привело к полноценной жизни. Именно Штольц придумал знаменитый термин для обозначения состояния Обломова или, по крайней мере, его худших наклонностей: Обломовщина , которую Мариан Шварц в своем прекрасном новом переводе восстановила в оригинальном русском языке (в других изданиях она была переведена как «обломовщина» или «обломовитость»).

Обломовщина — это весь синдром вялости и бесцельности, передававшийся от одного поколения Обломовых к другому. «Работа — это форма, содержание, элемент и цель жизни — по крайней мере, моя», — читает лекцию Штольц. «Ты полностью исключил работу из своей жизни, и что из этого вышло?» Штольц убеждает Обломова вернуться в свое родовое поместье, взять на себя управление им и открыть сельскую школу для своих крепостных. Но к этому моменту Гончаров так основательно убедил нас в недисциплинированности ума Обломова, что мысль о том, чтобы он играл в либерального русского помещика, ведя счета и обучая своих крестьян новейшим методам земледелия, кажется смехотворной.

Что касается самого Штольца, то его род деятельности остается подозрительно расплывчатым. «Он владел частью компании, которая отправляла товары за границу, — пишет Гончаров. «Если им нужен был кто-то, кто напишет черновик или претворит в жизнь новую идею, они выбирали его». Штольц таскает Обломова «туда-сюда», а тот занимается «делами». Что бы ни делал Штольц, кажется, это должно быть так скучно, что Гончарову не терпится описать это. Штольц представляет идею, которой мы инстинктивно дорожим, но которую было бы трудно доказать: работа и усилие благотворны сами по себе, даже при отсутствии благородной цели. У него есть потомок в толстовском Левине в Анна Каренина —После дня, проведенного время от времени на покосе ржи со своими крестьянами, Левин чувствует себя намного выше своего брата, который поддерживает его благородный покой.

Обломов, конечно, отказывается от работы по любому поводу. Но Штольц знакомит его с молодой женщиной Ольгой, которая ставит перед собой задачу исправить ленивца Обломова. Обломов влюбляется. Он и Ольга проводят зачарованное лето, прогуливаясь по территории загородного дома ее семьи. Под ее влиянием Обломов отказывается от дневного сна и читает оздоровительные книги. Они соглашаются пожениться.

Но когда осенью они возвращаются в город, у Обломова начинаются сомнения. Он снял уютную комнату в пригородной части города, на Выборгской стороне, и ему невыносимо думать о всех новых обязанностях, которые принесет брак: ему понадобится новая квартира, ему придется следить за своими деньгами, он придется ходить на светские мероприятия рядом с Ольгой. Свадьба, оказывается, не только «поэтическая», но и «практический, официальный шаг к предметной и серьезной деятельности и многим неукоснительным обязательствам».

Предвидя жизнь без сна, Обломов колеблется. Он находит множество предлогов, чтобы не ехать к Ольге в город, удобно отделенный от Выборгской стороны водоемом и мостами, закрывающимися в непогоду. В конце концов, Ольге, более молодой, но гораздо более проницательной и практичной, приходится противостоять ему и отменять их планы: «С каждым днем ​​ты погружаешься в сон все глубже и глубже», — говорит она ему, а сама она «никогда не вырастет». старый и никогда не уставший от жизни». Обломов с сожалением признает, что это правда. Они соглашаются расстаться (позже она выходит замуж за Штольца). Читатель испытывает облегчение, что неуклюжее притворство возможного обращения Обломова было снято. Гончаров, может быть, и не противоречит романным традициям, но он создал персонажа, который сопротивляется новеллизации: Обломов всегда один и тот же, какие бы преобразующие ситуации Гончаров ни приготовил для него.

Что примечательно в судьбе Обломова, так это то, как близко он с небольшими собственными усилиями подходит к осуществлению своей мечты о совершенном спокойствии. Потеряв Ольгу, он обращает внимание на вдову, содержащую его квартиру, Агафью Матвеевну, на удивление хозяйственную хозяйку, которая печет вкусные пирожные. Гончаров любит метонимически идентифицировать Агафью по ее голым рукам и особенно локтям, всегда в движении, когда она суетится по кухне и по двору. Обломов восхищается этими трудолюбивыми локтями; Агафья счастливо включена в свой труд так, как он никогда не сможет:

С каждым днем ​​он становился все дружелюбнее и дружелюбнее со своей хозяйкой. Идея любви никогда не приходила ему в голову, по крайней мере не та любовь, которую он недавно перенес, как оспу, корь или лихорадку. Он вздрогнул от воспоминаний.

Вместо любви Обломов обретает покой. Агафья Матеевна ничего от него не требует, ей приятно устроить его в своем доме и она считает правильным, чтобы барин (в отличие от человека из городского мещанства, как она) целый день валялся без дела. Гончаров отмечает, что она расширена и наполнена их общением, а Обломов просто доволен. Хотя никто не назовет его серьезным мыслителем, между ним и Агафьей, нелюбознательной и более или менее неграмотной, существует большой разрыв в образовании и опыте: «На всякий вопрос, не касавшийся какой-либо известной ей положительной цели, она отвечала: с ухмылкой и молчанием».

Это не душераздирающий роман, но он перерастает в брак. Штольц заходит к Обломову через несколько лет после того, как он переехал к Агафье, и потрясен, обнаружив, что у пары есть трехлетний сын. Типичным образом Обломов пассивно вступил в гражданский брак. В общем, его нетребовательная жизнь с Агафьей Матвеевной, казалось бы, удалась ему как нельзя лучше. Брак согласен с ним. Он без ума от своего сына и двух других детей Агафьи от первого брака. И, к счастью для них всех, Штольц взял на себя управление семейным имуществом Обломова и обеспечил Обломову комфортный доход на всю оставшуюся жизнь. Ему больше никогда не приходится думать о своих насущных желаниях, и он спокойно отбрасывает более серьезные вопросы о том, что делать со своей жизнью:

Всматриваясь и крепко размышляя о своей повседневной жизни, по мере того как он все более и более привыкал к ней, он наконец решил, что ему не нужно никуда идти или искать что-либо еще, что идеал его жизни свершился, хотя и без поэзии. ….

Через несколько лет после заселения в дом Агафьи у него случился изнурительный инсульт, а еще через год — смертельный. Врач винит в этом его бездеятельность и обильные обеды, и Гончаров тоже: «Его вечный покой, вечное молчание и ленивое ползание от одного дня к другому тихо остановили машину его жизни».

В общем, он, кажется, вытянул из жизни больше, чем можно было ожидать. Там, где Бартлби, точный современник Обломова, морит себя голодом, Обломов находит способ ничего не делать и при этом получать пищу. Герою нужен лишь мягкий формальный упрек от его автора («он дешево отделался в жизни и нажился на этом»), и мы можем порадоваться его судьбе.

Но Гончаров не дает покоя Обломову, хоть и сводит концы с концами. Точно так же, как Обломов все время находился между комедией и ужасом, он подвергается двум различным суждениям со стороны своего автора. Только ли он капризничает, что ему сошла с рук его лень, или, как предполагает и Гончаров, он наелся и заснул до смерти, обнаружив волю к самоотрицанию, аналогичную, а не противоположную, бартлбийской? «Он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остатка своего существования, — пишет Гончаров, — гроб, сделанный своими руками, как старцы в пустыне, которые, отвернувшись от жизни, роют себе могилу». ». Можно ли действительно сказать, что человек, только что обзаведшийся женой, сыном и веселым хозяйством, «отвернулся от жизни»? Да, настаивает Гончаров, потому что жизнь есть борьба, а Обломову еще ни за что не бороться.

Вывод кажется досадным, поскольку он упускает из виду как перемены в жизни Обломова, так и проблему, которая имплицитно держала его все время в узде: наши усилия часто напрасны, а их вознаграждение, если оно и есть, часто разочаровывает. . В этом двусмысленном, раздвоенном финале Гончаров как бы одновременно признает и отворачивается от самого мрачного подтекста созданного им персонажа, что вполне резонно не видеть смысла в борьбе.

Лень — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Нежелание или отвращение к усилию или работе; безделье; праздность; лень; вялость. Еврейский глагол а·ца́л означает «быть вялым». (Сд 18:9). Прилагательное, связанное с этим глаголом, переводится как «ленивый». (Пр 6:6). Греческое слово окнерос́ означает «медлительный, ленивый». (Мф 25:26; Рим 12:11, Int ). Другой термин, но́трос, , означает «ленивый, тупой» (Евр 5:11; 6:12.

Иегова и его Сын, как два величайших труженика, ненавидят лень. Иисус сказал: «Мой Отец работал до сих пор, и я продолжаю работать». (Ин 5:17) На протяжении всего Слова Божьего ленивый человек предостерегается, а лень осуждается.

Мышление ленивого человека. Описание ленивца дано в книге Притчей. Прежде всего, он воздвигает в своем уме барьеры, чтобы оправдать свое нежелание начинать проект. «Путь ленивого подобен изгороди шиповника». (Пр 15:19). Он рассматривает свою задачу как дорогу, заросшую колючим кустарником, по которой очень трудно пройти. Затем он нелепо оправдывает свою лень, говоря: «Снаружи лев! Среди площадей меня убьют!» как будто на работе присутствовала опасность, которой на самом деле не существует. (Пр 22:13). Часто лень сопровождается трусостью, боязливым сдерживанием. (Мф 25:26, сноска; 2Тм 1:7). Несмотря на советы и подсказки других, он переворачивается на своей постели, «как дверь на оси», как человек, который не может встать. Он слишком ленив, чтобы даже прокормить себя. Он «спрятал руку свою в блюдце; он слишком устал, чтобы поднести его ко рту». (Пр 26:14, 15; 19:24) Но он обольстил самого себя, так что он думает в своем собственном сердце, что он прав.

Такой человек предается благовидным и воображаемым рассуждениям. Он может подумать, что работа навредит его здоровью или что он слишком устал. Он может чувствовать, что «мир должен ему жизнь». Или он откладывает работу до «завтра». (Пр 20:4). Любая мелочь, которую он сделал, может заставить его почувствовать, что он выполнил свою часть работы так же, как и любой другой. В то время как все прилежные люди могли бы дать разумный ответ на любой из таких доводов, он «мудрее в своих глазах», чувствуя, что они глупее своих усилий, и пытается побудить его поступать так же (Притчи 26: 13-16.

Ленивый человек — это не тот, кто «самодостаточен» или довольствуется «пропитанием и прикрытием». (1Тм 6:6—8). Наоборот, он желает вещей, обычно гораздо большего, чем еда или одежда. «Ленивый показывает себя желающим, а на душе у него ничего нет». (Пр 13:4). Он не уважает и не уважает своих ближних, но готов позволить кому-то другому выполнять его работу, даже позволить другому человеку дать ему то, чего он желает (Пр 20:4).

Награда за лень. В то время как ленивый человек может думать, что он займется позже, награда за его лень внезапно настигает его, и уже слишком поздно, ибо, как ему говорят: «Еще немного поспать, еще немного поспать, еще немного свернуть лежащих рук, и придет твоя бедность, как какой-нибудь бродяга, и твоя нужда, как вооруженный человек» (Пр 6:9—11).

Буквально или фигурально, описание ситуации ленивого человека верно: «Я прошел мимо поля ленивого человека и виноградника человека, нуждающегося в сердце. И посмотри! все это произвело сорняки. Саму его поверхность покрыла крапива, а сама его каменная стена была снесена». «Из-за великой лени рушится балка, и из-за того, что руки опущены, дом дает течь» (Пр 24:30, 31; Эк 10:18.

Тот, кто нанимает ленивого или кого бы он ни представлял, обречен на разочарование и досаду и понесет убытки, ибо «что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его » (Пр 10:26).

Лень ленивого в конце концов принесет ему ужасные последствия, ибо «сама жажда ленивого убьет его». Его тяга к вещам, которых он не заслуживает или которые неправильны. Он может разориться, пытаясь получить их. Во всяком случае, его страстное желание и лень отвращают его от Бога, Источника жизни (Пр 21:25).

Ленивый христианин не взращивает плод духа, который оживляет и активизирует (Деян. 18:25), а на самом деле навлекает на себя неприятности. Он удовлетворяет желания плоти. Вскоре он может «ходить беспорядочно», «вообще не работать, а вмешиваться в то, что его не касается» (2Фс 3:11).

Как смотрят в христианском собрании. В раннехристианском собрании был установлен порядок оказания материальной помощи нуждающимся, особенно вдовам. Похоже, что некоторые молодые вдовы выразили желание использовать свою свободу как вдов, чтобы ревностно участвовать в христианском служении. (Сравни 1Кр 7:34.) Очевидно, некоторым оказывали материальную помощь. Но вместо того, чтобы должным образом использовать большую свободу и дополнительное время, предоставленные им таким образом, они стали праздными, незанятыми и начали слоняться без дела. Они стали сплетниками и вмешивались в чужие дела, говоря о том, чего им не следует. По этой причине апостол Павел велел надзирателю Тимофею не вносить таких людей в список нуждающихся в помощи, а разрешать им жениться и использовать свои силы и способности для воспитания детей и ведения домашнего хозяйства (1Тм 5:9)-16.

В отношении материальной помощи в христианском собрании библейское правило гласит: «Кто не хочет работать, тот да не ест». (2Фс 3:10). Глава семьи должен обеспечивать свою семью, а жена не должна есть «хлеб лени» (Пр 31:27; 1Тм 5:8.

You may also like

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *