Концептуализация – Гуманитарный портал
Концептуализация — это понятие научного дискурса (см. Наука), обозначающее методологическую (см. Методология науки) процедуру введения определённых онтологических представлений (см. Онтология) в некоторый массив эмпирических данных, обеспечивающую теоретическую организацию знания и схематизацию связи понятий, отображающих возможные тенденции изменения референтного поля объектов, что позволяет продуцировать гипотезы об их природе и характере взаимосвязей (см. Гипотеза).
Концептуализация также понимается как особый способ организации мыслительной деятельности, который позволяет двигаться от первичных теоретических концептов (см. Концепт) ко всё более абстрактным конструктам (см. Конструкт), развёртывая всю структуру научной теории, с одной стороны, и вписывать научную теорию в более широкие дисциплинарные контексты, — с другой.
В первом случае можно говорить о первичном концептуальном объяснении, вводящем в работу с имеющимися данными интерпретационный (распознающий) фактор, отсутствующий в простых первичных эмпирических генерализациях, закреплённый в специально изобретённом понятии — концепте, разворачивающем возможную (ранее по поводу концепта разработанную) объяснительную стратегию.
Во втором случае речь идёт о выработке концептуальной схемы (модели, знаковой системы) изучаемой области, отражающей лишь самые существенные её стороны (минимально необходимый набор исходных концептов и конструктов, позволяющий задавать картину научной реальности). В этом отношении она соотносима с интерпретационной схемой, обеспечивающей движение от концептуальной схемы к эмпирическому базису (введение фактора первичного концептуального объяснения), и обратное движение от уровня данных к их концептуализации в определённой модели.
Концептуализация как движение в направлении абстрактного соотносится с операционализацией как движением к конкретному. Концептуализация позволяет двигаться ко всё более объемлющему объясняемые области фактору («ослабленный» и «сциентизированный» вариант её понимания), вписывать одно знание в другое, более общее, а в конечном итоге — и в культуру.
Концептуальная схема задаёт теоретическое понимание целостности объекта, поддерживает системные представления о нём в исследовательских процедурах, удерживает смысловое единство внутри научно-исследовательского сообщества. Проблематизация и/или дискредитация сложившейся системы представлений происходит не только под воздействием новых данных, им противоречащих (что ведёт скорее к уточнениям концептуальной схемы), но, главным образом, через разрушение задаваемых концептуальной схемой предметностей (а, следовательно, и её самой). В концептуальных допущениях выявляются неясности, допущения и противоречия, требующие построения нового предмета и онтологизирующей его новой концептуальной схемы (в этом смысле нахождение предмета изучения и исследования есть видение объекта в свете концептуальных предпосылок, вытекающих из накопленного знания, или обнаруженного незнания).
Цель концептуализации — обозначить универсум возможных на данный момент способов деятельности на теоретическом уровне (в том числе обеспечение внутренней связности используемых концептов и конструктов), предложить видение предметных полей работы в исследовательском режиме, а также задать представление об уровневой организации знания.
Концептуальная схема имеет, как правило, многоуровневый характер, внутри неё складывается сложная сеть взаимоотношений концептов, не обязательно непосредственно связанных между собой. Таким образом, концептуальную схему можно определить как определённую совокупность гипотез и предложений (допущений) о природе исследуемых объектов, основанную на имеющихся теоретических выводах и заключениях, схватывающую тенденции и зависимости (законы) между отдельными компонентами исследуемой области соответствующую сложившейся системе понятий и позволяющую выходить (через интерпретационную схему) на уровень эмпирической работы с заданными предметами (установление внешних связей понятий).
Как правило, большинство стандартных теоретических проблем формируется и так или иначе разрешается преимущественно на уровне концептуальных схем (с подключением схем интерпретационных), служащих универсальным средством теоретического описания (изложения). В рамках структуры научной теории концептуальная схема переформулируется как фундаментальная (или частная) теоретическая схема. Хорошая теоретическая (концептуальная в целом) схема должна иметь минимум исходных концептов и утверждений и продуцировать из себя максимально множество следствий. Как предельно широкую концептуальную схему, в принципе, можно трактовать и научную картину мира.
Диагностика в когнитивно-поведенческой терапии. Часть 5
- 26.05.2022
Источник: Сборник научных статей. VII международный съезд АКПП (CBTFORUM), СПб, Издательство СИНЭЛ, 2021 г.
Автор: Дмитрий Викторович Ковпак, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. И. И. Мечникова, президент Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Координационного Совета Санкт-Петербургского Психологического Общества, член Исполнительного Совета Международной Ассоциации Когнитивной Психотерапии (IACP board member), член Международного Консультативного Комитета Института Бека (Member of the Beck Institute International Advisory Committee).
Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, методы когнитивной терапии, когнитивная модель, протокол СМЭР
По когнитивной модели А. Бека и диагностической модели А. Эллиса, использующихся уже более шести десятилетий мы можем выводить как линейные «простые», так и не линейные связи в форме концептуализации, как системы изучения, обозначения и фиксации в форме диаграммы «сложных» связей, сформированных на протяжении всей жизни клиента/пациента. Как триггерная ситуация или активирующее событие не только само по себе, но и при посреднической (медиаторной) функции «промежуточной переменной» когнитивных процессов — селекции входящей информации (специфики внимания), ее переработки и интерпретации (специфики мышления – вербального и образного), и связанных (ассоциированных) с ними специфических выводов и предписаний, приводят к набору специфичных стереотипных реакций эмоциональной, физиологической и поведенческой сфер человека. Именно в этой специфике и кроется ключ к пониманию дисфункционального и адаптивного, пато- и саногенеза, того, что Франкл называл феноменом человека и его ресурсов: «Между стимулом и нашей реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.» И чтобы вернуть себе эту свободу, понадобиться навык осознания, что проносится в нашей нейросети, в потоке автоматических мыслей и образов, и какие убеждения за ними стоят. Именно для этого необходим диагностический этап КПТ (осознанности в широком смысле этого слова) (1), за которым уже последует этап формирования альтернатив (2), и завершающий третий этап – их тренировок и закрепления (3). Оперируя иной терминологией, мы можем обозначить эти три этапа технологии кпт (базирующейся на практической методологии кпт) как анализ, синтез и тренировку (инсталляцию – процесс установки программы, системного кода, рефлексов/имплементацию — программная или аппаратная реализация какого-либо протокола, кодов, алгоритма, какой-либо технологии). Для помощи в использовании первого протокола автором были введены рабочие термины «срезы», как процедура использования протокола, характеризующаяся сбором данных с помощью дескриптивного описания, локализованного во времени и пространстве активирующего события/ триггерной ситуации, субъективного опыта (квалиа – перцепторного и когнитивного его аспектов) и реакций эмоциональной, физиологической и поведенческой сфер жизнедеятельности человека. В типологии «срезов» автором описаны 4 типичных варианта: «свежий» (в рамках удержания в оперативной памяти – не более 2-х недель и возможностью восстановления («памятования») «ключевых когниций» в произвольных и автоматических мыслях), «ультрасвежий» (происходящее непосредственно на сеансе, с возможностью непосредственного контакта с текущими произвольными и автоматическими мыслями), «яркий» (воспоминания «добываемые» сбором данных по аналогии, где возможно использование наглядных примеров из прошлого, характеризующихся энкодами и эмоциональными фрэймами, обеспечивающими сохранение в долгосрочной памяти, ассоциированных с эмоционально окрашенным опытом когнитивных конструктов) и «исторический» (наиболее ранние, эмоционально насыщенные, порой травматические воспоминания).
Изучение условно простых связей позволяет перейти к прояснению сложных связей в форме Диаграммы когнитивной концептуализации, представляющей из себя вариант когнитивного картирования этиопатогенетических связей в диаграмме Дж. Бек 1993 года и саногенетических связей в диаграмме Дж. Бек 2018 года.
Рис. 3 Cognitive Conceptualisation Diagram (Judith Beck, 1993)
Обе концептуализации в совокупности, как две стороны одной медали, показывают принцип системной диагностики в КПТ. Если первую концептуализацию (J. Beck, 1993) можно обозначить как патогенетическую, раскрывающую механизм патогенеза, то вторую (J. Beck, 2018) можно обозначить как саногенетичекую, где раскрываются потенциальные возможности и ресурсы для восстановления и использования сильных сторон человека, описываемых по релевантным примерам и данным из анамнеза.
Рис. 4 STRENGTH-BASED COGNITIVE CONCEPTUALIZATION DIAGRAM WORKSHEET © 2018. (Adapted from J. Beck (2020) Cognitive Behavior Therapy: Basics and Beyond, 3rd edition.)
В этом контексте следует отметить концептуализацию Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (Ковпак Д.В., © 2019, Ковпак Д. В., Зрютин М. А., © 2021), которая используется преподавателями Ассоциации в процессе обучения специалистов КПТ и призвана объяснить в более простой и наглядной форме ряд сложных моментов обеих вышеописанных концептуализаций Дж. Бек для русскоговорящей аудитории, а также внести модель генеза глубинных убеждений и схем с опорой на биопсихосоциальную модель современной психиатрии и клинической психологии. Данная модель позволяет рассмотреть генез и развитие дисфункциональных убеждений и мыслей всех уровней в тесной взаимосвязи с неудовлетворенными потребностями сенситивного периода развития (значимые данные детства) и всей жизни (значимые данные жизни), использовать более точный сбор информации по контексту различных систем разного уровня, в том числе суперсистем, куда включена открытая персональная система человека — семьи как системы (микросоциум) и системы макросоциума (коллектив, этнос, страна, популяция, человечество, цивилизация). Оригинальность представленной концептуализации заключается в том числе в использовании биопсихосоциальной модели потребностей интегрированной в сложную модель когнитивной концептуализации. Это позволяет репрезентовать на уровне модели феномен человека в качестве сложной открытой системы и ее генез. Дисфункциональные последствия (реакции) компенсируются так называемыми компенсаторными стратегиями, в которых выделяется целый ряд категорий, описанных в монографии Дж. Бек и требующие отдельного более подробного описания. Также мы предлагаем рассмотреть и адаптивные стратегии, вытекающие как из анамнеза (ресурсов человека), так и из терапии, и текущего актуального релевантного опыта.
Рис. 5 Концептуализация Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (Д. В. Ковпак, © 2019, Д. В. Ковпак, М. А. Зрютин, © 2020)
Поделиться в социальных сетях
Как написать концептуализацию дела: 10 примеров (+ PDF)
В помогающих профессиях эффективная работа с клиентами зависит от их хорошего понимания.
Такое понимание можно развить, читая соответствующие записи, встречаясь с клиентами лицом к лицу и используя такие оценки, как исследование психического статуса.
По мере продвижения вы формируете руководящую концепцию того, кто этот клиент, как он стал тем, кто он есть, и куда может двигаться его личное путешествие.
Такая руководящая концепция, которая будет формировать любые необходимые вмешательства, называется концептуализацией случая, и в этой статье мы рассмотрим различные примеры.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.
Эта статья содержит:
- Что такое концептуализация или формулировка дела?
- 4 пункта, которые необходимо включить в формулировку вашего дела
- Полезный пример и модель
- 3 образца составов дел
- 6 Шаблоны и рабочие листы для консультантов
- Релевантные ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое концептуализация или формулировка дела?
В психологии и смежных областях концептуализация случая обобщает ключевые факты и результаты оценки, чтобы обеспечить руководство для рекомендаций.
Обычно это оценка отдельного человека, хотя вы можете расширить концепцию концептуализации случая до обобщения результатов, полученных в отношении группы или организации.
На основе концептуализации случая могут быть даны рекомендации по улучшению самообслуживания клиента, его психического состояния, производительности труда и т. д. (Sperry & Sperry, 2020).
4 Что следует включить в формулировку вашего дела
Дело часто включает эти ключевые компоненты в следующем порядке:
- Резюме идентифицирующей клиента информации, направляющих вопросов и хронологии важных событий или факторов в их жизни .
Временная шкала может быть особенно полезна для понимания того, как развивались сильные и слабые стороны клиента. - Заявление об основных сильных сторонах клиента . Выявление основных сильных сторон в жизни клиента должно помочь в составлении любых рекомендаций, в том числе о том, как сильные стороны могут быть использованы для преодоления ограничений.
- Заявление об ограничениях или слабостях клиента .
Это также поможет при составлении любых рекомендаций. Если слабость стоит упомянуть в концептуализации кейса, стоит написать о ней рекомендацию.
Примечание. Как и в случае с обследованием психического состояния, наблюдения в этом контексте, касающиеся слабостей, не являются оценочными суждениями о том, является ли клиент хорошим человеком и т. д. Наблюдения представляют собой клинические суждения, предназначенные для руководства рекомендациями.
- Краткое изложение того, как сильные стороны, ограничения и другая ключевая информация о клиенте влияют на диагностику и прогноз .
Кратко поясните, как вы пришли к тому или иному диагнозу. Например, почему вы считаете, что первичным является расстройство личности, а не большое депрессивное расстройство?
Многие клиницисты ставят диагнозы в формальных психиатрических терминах в соответствии с Международной классификацией болезней (МКБ-10) или Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам (ДСМ-5). Некоторые клиницисты формулируют диагноз в менее формальных терминах, которые не совсем совпадают с кодами МКБ-10 или DSM-5. Что, возможно, более важно, так это то, что диагностическое впечатление, формальное или нет, дает четкое представление о том, кто такой человек, и о поддержке, в которой он нуждается для достижения своих целей.
Прогноз – это прогноз относительно того, можно ли ожидать улучшения, ухудшения или стабильного состояния пациента. Прогноз может быть трудным, так как он часто зависит от непредвиденных факторов. Тем не менее, это не должно помешать вам высказать консервативное мнение об ожидаемом лечении клиента при соблюдении рекомендаций по лечению.
Загрузить 3 бесплатных инструментария для позитивной психологии (PDF)
Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.
Полезный пример и модель
Основываясь на приведенных выше указаниях по написанию концептуализации случая, пример краткого изложения случая подростка (в данном случае, консультационный случай для облегчения депрессии и улучшения социальных навыков) может выглядеть следующим образом.
Справочная и справочная информация
Это 15-летний гаитянско-американский юноша, направленный матерью из-за опасений по поводу самоизоляции, депрессии и плохих социальных навыков. Сообщается, что он переехал со своей матерью в Соединенные Штаты три года назад.
Сообщается, что он скучает по своей жизни и друзьям на Гаити. Мать утверждает, что ему было трудно адаптироваться в обществе в Соединенных Штатах, особенно со сверстниками. Он стал все больше замыкаться в себе, стал грустным и раздражительным, начал отказываться ходить в школу.
Сильные стороны
Его мать очень поддерживает его и знает о его эмоционально-поведенческих потребностях. Молодежь была зачислена в группу социальных навыков в школе и посетила три занятия, которые, по сообщениям, принесли пользу. Он согласен начать индивидуальное консультирование. Сообщается, что он хорошо учится в школе, когда проявляет себя.
Ограничения
Поведенческая форма, выполненная его матерью, показывает повышенную шкалу депрессии (Т-балл = 80). По шкале невнимательности наблюдается более мягкое повышение (показатель T = 60), что предполагает, что депрессия более острая, чем невнимательность, и может вызывать ее.
Он также выше по шкале социальных навыков и вовлеченности (показатель T = 65). Здесь также разумно предположить, что депрессия ведет к социальной изоляции и трудностям в общении со сверстниками, тем более что, живя на Гаити, он, как сообщается, был довольно общительным со сверстниками.
Впечатления от диагностики, рекомендации по лечению, прогноз
История этого подростка, презентация во время интервью и результаты эмоционально-поведенческих форм указывают на некоторые трудности с депрессией, что, вероятно, способствует социальной изоляции. Поскольку у него ранее не было сообщений о депрессии, это, скорее всего, реакция на то, что он скучает по своему прежнему дому и ему трудно приспособиться к своей новой школе и сверстникам.
Лечение должно включать индивидуальное консультирование с использованием доказательного подхода, такого как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Его консультант должен также учитывать эмоциональную обработку и развитие социальных навыков.
Прогноз благоприятный, ожидаемая польза очевидна в течение 12 сеансов КПТ.
Как написать концептуализацию дела: План
Следующий план обязательно является общим. Его можно изменить по мере необходимости, исключая или добавляя точки, в зависимости от случая.
- Справочная и справочная информация:
- Пол клиента, возраст, уровень образования, профессиональный статус, семейное положение
- Направлены кем, почему и для какого типа услуг (например, тестирование, консультирование, коучинг)
- Сильные стороны:
- В духе оценки на основе сильных сторон сначала рассмотрите возможность перечисления сильных сторон клиента, прежде чем какие-либо ограничения.
- Учитывать весь спектр положительных факторов, поддерживающих клиента.
- Эти факторы могут включать:
- Физическое здоровье
- Поддержка семьи
- Финансовые ресурсы
- Трудоспособность
- Устойчивость или другие положительные черты личности
- Эмоциональная устойчивость
- Когнитивные способности, согласно анамнезу и результатам тестирования
- Ограничения:
- Ограничения или относительные слабости клиента должны быть описаны таким образом, чтобы выделить те из них, которые больше всего нуждаются во внимании или лечении.
- Эти факторы могут включать:
- Медицинские состояния, влияющие на повседневную деятельность
- Отсутствие семьи или другой социальной поддержки
- Ограниченные финансовые ресурсы
- Неспособность найти подходящую работу или удержаться на ней
- Злоупотребление психоактивными веществами или зависимость
- Склонность к межличностным конфликтам
- Эмоционально-поведенческие проблемы, включая тревожные или депрессивные симптомы
- Когнитивный дефицит, согласно анамнезу и результатам тестирования
- Диагностические слепки, рекомендации по лечению, прогноз:
- Подтвержденные диагнозы могут быть поставлены либо в терминах DSM-5, либо в терминах МКБ-10.
- Может быть поставлено более одного диагноза. Если это так, попробуйте описать их с точки зрения первичного диагноза, вторичного диагноза и т. д.
- Первичный диагноз должен наилучшим образом охватывать основные симптомы или черты клиента, наилучшим образом объяснять его поведение или необходимость лечения.
- Будьте осторожны, чтобы избежать чрезмерного назначения нескольких и потенциально перекрывающихся диагнозов.
При написании описания случая всегда помните о хронологии значимых событий или факторов в жизни испытуемого.
- Решите, какие события или факторы достаточно значительны для включения в концептуализацию случая.
- Когда эти точки помещаются на временную шкалу, они помогают понять, как человек эволюционировал, чтобы стать тем, кем он является сейчас.
- Хорошая временная шкала также может помочь вам понять, какие факторы в жизни человека могут быть причиной для других. Например, если человек перенес лобную черепно-мозговую травму в прошлом году, это может помочь объяснить его переменчивое настроение, наличие депрессивного расстройства и т. д.
3 Образца формулировок случаев
Следующие образцы можно использовать в качестве основных шаблонов для концептуализации случаев в контексте когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), диалектико-поведенческой терапии (ДПТ) и семейной терапии.
Образец № 1: Концептуализация случая когнитивно-поведенческой терапии
Это 35-летний мужчина европеоидной расы, направленный своим врачом для лечения генерализованной тревожности.
Сильные стороны/поддержка в его случае включают готовность участвовать в лечении, высокий средний уровень интеллекта согласно недавнему когнитивному тестированию, поддерживающую семью и регулярные физические упражнения (бег).
Ограничивающие факторы включают относительно низкие навыки преодоления стресса, частые мигрени (вероятно, связанные со стрессом) и относительную социальную изоляцию (частично из-за некоторого беспокойства по поводу социальных навыков).
Презентация клиента на собеседовании и обзор медицинских/психиатрических записей показывают историю хронического беспокойства, включая частые беспокойства о здоровье жены и своих финансах. Он соответствует критериям генерализованного тревожного расстройства DSM-5. Он также описал случайные эпизоды панического типа, которые в настоящее время не соответствуют полным критериям панического расстройства, но могут перерасти в таковые без профилактической терапии.
Лечение должно включать когнитивно-поведенческую терапию при генерализованной тревоге, включая ведение журнала беспокойства; регулярная оценка уровня тревожности с помощью Penn State Worry Questionnaire и/или Beck Anxiety Inventory; когнитивная реструктуризация вокруг негативных убеждений, усиливающих тревогу; и практика методов релаксации, таких как прогрессивная мышечная релаксация и диафрагмальное дыхание.
Прогноз благоприятный, учитывая доказательства эффективности когнитивно-поведенческой терапии при тревожных расстройствах в целом (Hofmann, Asnaani, Vonk, Sawyer, & Fang, 2012).
Образец № 2: Концептуализация случая ДПТ
Эта 51-летняя американка гаитянского происхождения обратилась к себе по поводу депрессивных симптомов, включая сообщения о настроениях «ярости», «печали» и «опустошенности». Она говорит, что многие из ее трудностей связаны с семьей, друзьями и коллегами, которые регулярно «не уважают» ее и «замышляют против нее заговор за ее спиной».
Ее нынешний психиатр поставил ей диагноз «расстройство личности с пограничными чертами», но она сомневается в точности этого диагноза.
Сильные стороны/поддержка включают готовность участвовать в лечении, высокоразвитые и востребованные на рынке навыки компьютерного программирования и участие в досуговых мероприятиях, таких как игра в нарды с друзьями.
Ограничивающие факторы включают низкие навыки преодоления стресса, легкие трудности с вниманием и памятью на недавние события (вероятно, частично из-за депрессивного аффекта), а также склонность к самолечению алкоголем при депрессии.
Представление клиентки на собеседовании, просмотр медицинских/психиатрических записей и результаты личностной инвентаризации MMPI-2 подтверждают диагноз ее психиатра о пограничном расстройстве личности.
Диагноз подтверждается давней историей нестабильной идентичности, изменчивыми личными отношениями со страхом быть брошенным, чувством пустоты, реактивным депрессивным расстройством с суицидальными жестами и отсутствием понимания межличностных трудностей, которые приводили к ее частому стрессу и депрессии. состояние.
Лечение должно подчеркивать группу ДПТ, которую ее психиатр рекомендовал ей посещать, но в которую она еще не ходила. Также должны проводиться регулярные индивидуальные консультации с упором на навыки ДПТ, включая осознанность или концентрацию на настоящем моменте, развитие навыков межличностного общения, эмоциональную регуляцию и устойчивость к стрессу. Должен быть элемент консультирования по ограничению употребления алкоголя. Также рекомендуются когнитивные упражнения.
Следует отметить, что ДПТ является единственным научно обоснованным методом лечения пограничного расстройства личности (May, Richardi, & Barth, 2016). Прогноз сдержанно-оптимистичный, при условии, что она еженедельно проводит как групповые, так и индивидуальные сеансы ДПТ, и эти сеансы продолжаются без перерыва не менее трех месяцев с повторными сеансами по мере необходимости.
Образец № 3: Концептуализация в случае семейной терапии
Эта 45-летняя афроамериканка изначально была направлена на индивидуальную терапию по поводу «резких перепадов настроения» и склонности к вовлечению в семейные конфликты. Также показаны несколько сеансов семейной терапии, и ее психиатр соглашается.
Муж клиентки (50 лет) и сын (25 лет, проживающий с родителями) были опрошены отдельно и вместе. Во время интервью по отдельности ее муж и сын указали, что потребление алкоголя клиенткой было «вышедшим из-под контроля» и что она употребляла около шести порций алкоголя в течение дня, а иногда и больше.
Ее муж и сын сказали, что к вечеру клиентка часто слишком уставала для домашних дел, и у нее часто были быстрые смены настроения от счастливого до гневного и «плакала в своей комнате».
В ходе индивидуального интервью клиентка заявила, что ее муж и сын пили примерно столько же, сколько и она, что ни один из них никогда не предлагал ей помощи по хозяйству, и что ее сын, похоже, не мог удержаться на работе, из-за чего чаще всего оставался дома. день, требуя от нее еды и т. д.
В ходе интервью с тремя членами семьи каждый признал, что описанные выше случаи происходили дома, хотя отец и сын склонны винить большинство проблем, включая трудности сына с поддержанием занятости, на клиентке и ее пьянстве.
Сильные стороны/поддержка в семье включают готовность каждого члена участвовать в семейных сессиях, осведомленность о вспомогательных ресурсах, таких как помощь сыну в поиске работы, а также готовность всех изучить и снизить употребление алкоголя всеми членами семьи по мере необходимости.
Ограничивающие факторы в этом случае включают явную склонность всех членов домохозяйства к чрезмерному употреблению алкоголя, непонимание одним или несколькими членами семьи того, как употребление алкоголя способствует общению и другим проблемам в домохозяйстве, а также склонность мужа и сына, чтобы сделать этого клиента семейным козлом отпущения.
В этом случае семейную динамику можно представить через призму ДПТ.
С этой точки зрения проблемы возникают в семье, когда среда воспринимается одним или несколькими ее членами как обесценивающая и неподдерживающая. Навыки ДПТ с неосуждающей направленностью, активным слушанием других, отражением чувств друг друга и терпимостью к стрессу в данный момент должны помочь создать среду, которая поддерживает всех членов семьи и способствует эффективному общению.
Похоже, что в этом случае все члены семьи выиграют от участия в вышеупомянутых навыках ДПТ, чтобы поддерживать и общаться друг с другом.
Прогноз сдержанно-оптимистичный, если семья будет заниматься терапией с элементами ДПТ не менее шести сеансов (с повторными сеансами по мере необходимости).
Введение в концептуализацию случая – Томас Филд
6 Шаблоны и рабочие листы для консультантов
Следующие рабочие листы можно использовать для концептуализации и планирования случая.
- Рабочий лист концептуализации случая: индивидуальное консультирование помогает консультантам разработать концептуализацию случая для отдельных клиентов.
- Рабочий лист концептуализации случая: Консультирование пар помогает консультантам разработать концептуализацию случая для пар.
- Рабочий лист концептуализации случая: семейное консультирование помогает консультантам разработать концептуализацию случая для семьи.
- Концептуализация случая и план действий: индивидуальное консультирование помогает клиентам облегчить осмысление их собственного случая примерно через шесть недель после начала консультирования, а затем через соответствующие промежутки времени.
- Концептуализация случая и план действий: консультирование пар помогает парам облегчить осмысление их собственного случая примерно через шесть недель после начала консультирования, а затем через соответствующие промежутки времени.
- Концептуализация случая и план действий: семейное консультирование помогает семьям облегчить осмысление их собственного случая примерно через шесть недель после начала консультирования, а затем через соответствующие промежутки времени.
Релевантные ресурсы с сайта PositivePsychology.com
Следующие ресурсы можно найти в Инструментарии позитивной психологии©, а их полные версии доступны по подписке.
Анализ использования сильных сторон в различных сферах жизни может помочь клиентам понять свои заметные сильные стороны и понять, какие сильные стороны можно использовать с большей пользой в новых условиях.
Определение силы семьи — еще один важный ресурс. Каждый член семьи заполняет рабочий лист с подробным описанием сильных сторон других членов семьи. Просмотрев все рабочие листы, каждый член семьи может лучше оценить сильные стороны других членов, отметить общие или уникальные сильные стороны и определить, как лучше всего использовать эти объединенные сильные стороны для достижения семейных целей.
Оценка по четырем фронтам — это еще один ресурс, предназначенный для того, чтобы помочь консультантам осмыслить случай на основе сильных и слабых сторон клиента, а также личных и внешних. Идея, лежащая в основе этого инструмента, заключается в том, что факторы окружающей среды в широком смысле, такие как поддерживающая/не поддерживающая семья, слишком часто упускаются из виду при осмыслении случая.
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим с помощью КПТ, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных позитивных инструментов КПТ для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим преодолеть бесполезные мысли и чувства и развить более позитивное поведение.
Важная информация
Успех работы с клиентами в помогающих профессиях зависит в первую очередь от того, насколько хорошо вы их понимаете.
Это понимание кристаллизуется в кейсовой концептуализации.
Концептуализация кейса помогает ответить на ключевые вопросы. Кто этот клиент? Как они стали теми, кто они есть? Какая поддержка им нужна для достижения своих целей?
Сама концептуализация зависит от сбора всех соответствующих данных по конкретному случаю посредством просмотра записей, интервью, наблюдения за поведением, анкет, заполненных клиентом, и т. д.
После сбора данных консультант, коуч или другой привлеченный специалист может сосредоточиться на перечислении сильных и слабых сторон и ограничений клиента.
Также часто бывает полезно указать сильные и слабые стороны клиента на временной шкале, чтобы вы могли увидеть, как они развивались и какие факторы могли способствовать появлению других.
Основываясь на этом глубоком понимании клиента, вы можете разработать конкретные рекомендации по усилению его сильных сторон, преодолению его слабостей и достижению его конкретных целей.
Мы надеемся, что вам понравилось это обсуждение того, как концептуализировать дела в помогающих профессиях, и что вы найдете для себя некоторые полезные инструменты для этого.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.
- Хофманн С.Г., Аснаани А., Вонк И.Дж., Сойер А.Т. и Фанг А. (2012). Эффективность когнитивно-поведенческой терапии: обзор метаанализов. Когнитивная терапия и исследования , 36 (5), 427–440.
- Мэй, Дж. М., Ричарди, Т. М., и Барт, К. С. (2016). Диалектическая поведенческая терапия как метод лечения пограничного расстройства личности. Врач-психиатр , 6 (2), 62–67.
- Сперри, Л., и Сперри, Дж. (2020). Концептуализация кейса: легкое и уверенное овладение этой компетенцией . Рутледж.
Концептуализация случая: ключ к высокоэффективному консультированию
На первом сеансе стажер-консультант узнал, что у сына Джейн был диагностирован рак мозга. Затем терапевт выяснял мысли и чувства клиентки по поводу диагноза ее сына. Джейн выразила чувство вины и мысль о том, что если бы она сделала больше с ранними симптомами, этого никогда бы не случилось с ее сыном. Услышав это чувство вины, ставшее причиной размышлений, интерн провел большую часть оставшегося сеанса, оспаривая его. Когда сеанс закончился, клиент был более подавлен.
После обработки этого сеанса под супервизией интерн больше не удивлялся тому, что Джейн не пришла на последующую встречу. Первая сессия состоялась ближе к концу второй недели стажировки, и она очень хотела попрактиковаться в когнитивном диспуте, что, по ее мнению, было уместно в данном случае. В ответ на вопрос руководителя о том, почему она пришла к такому выводу, стажер ответила, что «так было правильно».
Руководитель не был удивлен этим ответом, потому что стажер не разработал концепцию случая. С одним стажер мог бы предвидеть важность немедленного установления эффективного и совместного терапевтического альянса и достаточной осторожности при эмоциональном дистрессе Джейн, прежде чем заняться ее вызывающими чувство вины мыслями.
Однако эта неспособность разработать адекватную и уместную концептуализацию случая является не только недостатком стажеров. Это также достаточно распространено среди опытных вожатых.
Что такое концептуализация дела?
По сути, концептуализация случая представляет собой процесс и когнитивную карту для понимания и объяснения проблем клиента, а также для управления процессом консультирования. Концептуализация случая предоставляет консультантам согласованный план по сосредоточению лечебных вмешательств, включая терапевтический альянс, для повышения вероятности достижения целей лечения.
Мы будем использовать определение из нашей интегрированной модели концептуализации случая, чтобы ввести термин в действие и объяснить, как использовать этот процесс. Концептуализация случая — это метод и клиническая стратегия для получения и организации информации о клиенте, понимания и объяснения ситуации клиента и неадекватных паттернов, направления и фокусировки лечения, прогнозирования проблем и препятствий и подготовки к успешному завершению.
Мы считаем, что концептуализация случая является самой важной компетенцией при консультировании, помимо создания прочного терапевтического альянса. Если наше мнение верно, то почему эта компетенция так редко преподается в программах подготовки выпускников и почему консультанты-стажеры с трудом развивают этот навык? Мы думаем, что концептуализации кейсов можно научить в программах обучения для выпускников, и что консультанты на местах могут развивать эту компетенцию посредством постоянного обучения и целенаправленной практики.
В этой статье будет описан один из методов практики концептуализации кейсов.
Восемь П
Мы используем и обучаем формату восьми П концептуализации кейса, потому что он краток, быстр в освоении и прост в использовании. Студенты и местные консультанты, принимавшие участие в наших семинарах, говорят, что пошаговый формат помогает им сформировать мысленный образ — когнитивную карту — клиента. Они говорят, что это также помогает им в принятии решений о лечении и написании отчета о первоначальной оценке.
Формат основан на восьми элементах для формулирования и объяснения характера и происхождения обращения клиента и последующего лечения. Эти элементы описываются с точки зрения восьми P: проявление, предрасположенность (включая культуру), провоцирующие факторы, защитные факторы и сильные стороны, характер, постоянные факторы, план (лечения) и прогноз.
Представление
Представление относится к описанию характера и тяжести клинической картины клиента. Как правило, это включает в себя симптомы, личные проблемы и межличностные конфликты.
Четыре Р — предрасположенность, провоцирующие факторы, паттерн и постоянные факторы — дают клинически полезное объяснение беспокойства клиента.
Предрасположенность
Предрасположенность относится ко всем факторам, которые делают человека уязвимым для клинического состояния. Предрасполагающие факторы обычно включают биологические, психологические, социальные и культурные факторы.
На это утверждение повлияла теоретическая ориентация консультанта. Теоретическая модель поддерживает систему для понимания причин страданий, развития личностных черт и процесса того, как изменения и исцеления могут происходить в консультировании. В этой статье мы будем использовать биопсихосоциальную модель, потому что это наиболее распространенная модель, используемая поставщиками услуг в области психического здоровья. Модель включает в себя целостное понимание клиента.
Биологические: Биологические факторы включают генетические, семейные, темпераментные и медицинские факторы, такие как семейный анамнез психических расстройств или расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, или сердечно-сосудистые заболевания, такие как гипертония.
Психологические: Психологические факторы могут включать в себя дисфункциональные убеждения, связанные с неадекватностью, перфекционизмом или чрезмерной зависимостью, которые еще больше предрасполагают человека к заболеванию, такому как ишемическая болезнь сердца. Психологические факторы могут также включать ограниченные или преувеличенные социальные навыки, такие как отсутствие навыков дружбы, неуверенность или чрезмерная агрессивность.
Социальные: Социальные факторы могут включать ранние детские потери, непоследовательный стиль воспитания, чрезмерно запутанную или отчужденную семейную среду и семейные ценности, такие как соперничество или критичность. Финансовые факторы стресса могут еще больше усугубить клинические проявления клиента. «Социальный» элемент в биопсихосоциальной модели включает культурные факторы. Однако мы выделяем эти факторы.
Культурный: Из множества культурных факторов три особенно важны для разработки эффективной концептуализации кейсов: уровень аккультурации, аккультурационный стресс и стресс, специфический для аккультурации. Аккультурация — это процесс адаптации к культуре, отличной от исходной культуры. Адаптация к другой культуре, как правило, сопряжена со стрессом, и это называется аккультурационным стрессом. Такая адаптация отражается в уровнях аккультурации, которые варьируются от низкого до высокого.
Как правило, клиенты с более низким уровнем аккультурации испытывают больший стресс, чем клиенты с более высоким уровнем аккультурации. Различия в уровнях аккультурации в семье отмечаются в конфликтах по поводу ожиданий в отношении использования языка, карьерных планов и соблюдения семейных пищевых предпочтений и ритуалов. Аккультуративный стресс отличается от стрессов, характерных для аккультурации, таких как дискриминация, владение вторым языком и микроагрессия.
Осадители
К провоцирующим факторам относятся физические, психологические и социальные стрессоры, которые могут быть причиной или совпадать с появлением симптомов или конфликта в отношениях. К ним могут относиться физические стрессоры, такие как травма, боль, побочные эффекты лекарств или отказ от вещества, вызывающего привыкание. Общие психологические стрессоры включают потери, отказы или разочарования, которые подрывают чувство личной компетентности. Социальные стрессоры могут включать потери или неприятие, которые подрывают социальную поддержку и статус человека. Включая болезнь, смерть или госпитализацию близкого человека, понижение в должности, потерю выплат социального обеспечения по инвалидности и так далее.
Защитные факторы и сильные стороны
Защитные факторы — это факторы, снижающие вероятность развития клинического состояния. Примеры включают в себя навыки совладания, позитивную систему поддержки, безопасный стиль привязанности и опыт выхода из оскорбительных отношений. Полезно думать о защитных факторах как о зеркально противоположных факторам риска (т. е. о факторах, повышающих вероятность развития клинического состояния). Некоторыми примерами факторов риска являются ранняя травма, саморазрушительные убеждения, оскорбительные отношения, членовредительство и суицидальные мысли.
К защитным факторам относятся сильные стороны. Это психологические процессы, которые постоянно позволяют людям думать и действовать таким образом, чтобы приносить пользу себе и другим. Примеры сильных сторон включают внимательность, самоконтроль, устойчивость и уверенность в себе. Поскольку профессиональное консультирование делает акцент на сильных сторонах и защитных факторах, консультанты должны чувствовать поддержку в выявлении и включении этих элементов в концептуализацию своего случая.
Паттерн (неадаптивный)
Паттерн относится к предсказуемому и последовательному стилю или манере, в которой человек думает, чувствует, действует, справляется и защищает себя как в стрессовых, так и в нестрессовых обстоятельствах. Он отражает базовое функционирование человека. Паттерн имеет физические (например, малоподвижный образ жизни и склонность к сердечно-сосудистым заболеваниям), психологические (например, зависимый стиль личности или расстройство) и социальные особенности (например, сговор в семейных проблемах родственника). Паттерн также включает в себя функциональные сильные стороны человека, которые уравновешивают дисфункцию.
Постоянные
Постоянные относятся к процессам, посредством которых индивидуальный паттерн укрепляется и подтверждается как самим человеком, так и его окружением. Эти процессы могут быть физическими, такими как нарушение иммунитета или привыкание к вызывающим привыкание веществам; психологические, такие как потеря надежды или страх перед последствиями выздоровления; или социальные, такие как сговор членов семьи или агентств, которые способствуют ограниченному дисфункциональному поведению, а не выздоровлению и росту. Иногда провоцирующие факторы сохраняются и становятся постоянными.
План (лечение)
План относится к запланированному лечебному вмешательству, включая цели лечения, стратегию и методы. Он включает в себя соображения, касающиеся принятия клинических решений, и этические соображения.
Прогноз
Прогноз относится к ожидаемому ответу пациента на лечение. Этот прогноз основан на сочетании факторов риска и защитных факторов, сильных сторонах клиента и его готовности к изменениям, а также опыте и знаниях консультанта в осуществлении терапевтических изменений.
Пример случая
Чтобы проиллюстрировать этот процесс, мы предоставим виньетку случая, чтобы помочь вам попрактиковаться, а затем применить кейс к нашему формату восьми П. Готовый? Давайте попробуем.
Джойс — 35-летний доктор философии. студент онлайн-университета. Она белая, идентифицирует себя как гетеросексуалку и сообщает, что никогда не состояла в любовных отношениях. Она обращается за помощью к себе и ищет консультации, чтобы уменьшить ее хроническую тревогу и социальную тревогу. Недавно она устроилась на новую работу в книжном магазине — стресс, который привел ее к психологу. Она сообщает, что очень беспокоится, когда говорит на своих онлайн-классах и в социальных сетях. Она беспокоится, что не сможет справиться со своим беспокойством на новой работе, потому что ей предстоит занимать руководящую должность.
Джойс сообщает, что с детства очень беспокойна. Она отрицает какое-либо психологическое или психиатрическое лечение в прошлом, но сообщает, что недавно прочитала несколько книг по самопомощи по поводу беспокойства. Она также справляется со стрессом, проводя время со своей близкой подругой из класса, проводя время со своими двумя собаками, рисуя и рисуя. Похоже, она очень заинтересована в консультировании и заявляет, что ее цели терапии заключаются в том, чтобы «управлять и уменьшать мою тревогу, повышать мою уверенность и, в конечном итоге, вступить в романтические отношения».
Джойс описывает свое детство как одинокое, а себя как «интроверта, стремящегося стать экстравертом». Она утверждает, что ее родители были успешными юристами, которые ценили успех, достижения и общественное признание. Они очень критиковали Джойс, когда она боролась с учеными или стеснялась в социальных ситуациях. Будучи единственным ребенком, она часто играла одна, а свободное время проводила за чтением или рисованием.
На вопрос о том, как она оценивает себя и других, Джойс отвечает: «Мне часто кажется, что я недостаточно хороша и не на своем месте. Я обычно ожидаю, что люди будут эгоцентричными, критическими и осуждающими».
План концептуализации кейса
Мы предлагаем разработать концептуализацию кейса с описанием ключевых фраз для каждого из восьми П. Вот как эти фразы могут выглядеть для случая Джойса. Затем эти фразы объединяются в предложения, которые составляют утверждение о концепции случая, которое можно импортировать в ваш первоначальный отчет об оценке.
Клиническая картина: Генерализованные симптомы тревоги и социальная тревога
Вызывающий фактор: Новая работа и опасения по поводу управления тревогой
Паттерн (неадаптивный): Избегает близости, чтобы избежать предполагаемого вреда
Предрасположенность:
- Би лог.: Отцовская история беспокойства
- Психологический: Считает себя неадекватным, а других — критичными; дефицит навыков уверенности в себе, навыков самоуспокоения и навыков общения
- Социальный: Мало друзей, социальная тревожность в анамнезе и очень успешные и критически настроенные родители
- Культурный: Нет аккультурационного стресса или культурных стрессоров, но социально-экономический статус выше среднего класса, поэтому из привилегированное происхождение — доступ к услугам и ресурсам
Постоянные: Небольшая система поддержки; считает, что некомпетентна в работе
Защитные факторы/сильные стороны: Сострадательный, креативный, решительный, трудолюбивый, имеет
доступ к различным ресурсам, мотивирован на консультирование
План (лечение): Поддерживающее и основанное на сильных сторонах консультирование, тестирование мышления, самоконтроль, практика внимательности, стрелка вниз техника, обучение навыкам преодоления трудностей и взаимоотношений, направление на групповое консультирование
Прогноз: Хороший, учитывая ее мотивацию к лечению и степень, в которой ее сильные стороны и защитные факторы интегрированы в лечение
Концептуальное изложение случая
У Джойса симптомы генерализованной тревоги и социальной тревожности (презентация) . Недавнее триггерное событие включает ее новую работу в местном книжном магазине — она обеспокоена тем, что будет делать ошибки и будет иметь высокий уровень тревоги (заранее) . У нее избегающий стиль личности — или привязанность — и обычно она избегает близких отношений. У нее есть один близкий друг, и у нее никогда не было любовных отношений. Обычно она отдаляется от других, чтобы избежать критики, осуждения или отказа (выкройка) . Некоторые увековечивающие факторы включают ее небольшую систему поддержки и ее убеждение, что она некомпетентна в работе (постоянные) .
Некоторые из ее защитных факторов и сильных сторон включают в себя то, что она сострадательна, использует искусство и музыку, чтобы справиться со стрессом, решительна и трудолюбива, и сотрудничает в терапевтических отношениях. К защитным факторам относятся наличие у нее близкого школьного друга, доступ к университетским услугам, таким как консультационные услуги, студенческие клубы и организации, мотивация на участие в консультировании и наличие медицинской страховки (сильные и защитные факторы) .
Следующие биопсихосоциальные факторы пытаются объяснить симптомы тревоги Джойса и избегающий стиль личности: отцовская история тревоги (биологическая) ; она считает себя неадекватной, а других — критичными и осуждающими, и она борется с дефицитом навыков уверенности в себе, навыков самоуспокоения и навыков общения (психологических) ; у нее мало друзей, история социальной тревожности и родители, которые были очень успешными и критически настроенными по отношению к ней (социальный) . Учитывая то, что Джойс воспитывалась в среде высшего среднего класса, она родилась в жизни, полной возможностей и привилегий, поэтому ее право жить по предпочтительному и удобному пути может также объяснить ее трудности с преодолением жизненного стресса (культурный) .
Помимо оказания поддержки, эмпатии и поощрения при консультировании, лечение будет включать обучение навыкам психообразования для развития навыков уверенности в себе, навыков самоуспокоения и навыков общения. Эти навыки будут реализованы посредством моделирования, репетиций на сессии и ролевых игр. Ее проблемы с навыками взаимоотношений и моделями межличностного общения также будут решены путем направления в терапевтическую группу в консультационном центре университета. Негативные разговоры Джойса с самим собой, межличностное избегание и симптомы тревоги будут устранены с помощью сократовских вопросов, проверки мышления, самоконтроля, практики осознанности и техники стрелы вниз 9.0385 (план лечения) .
Результат лечения Джойс считается хорошим, учитывая ее мотивацию к лечению, если ее сильные стороны и защитные факторы будут интегрированы в процесс лечения (прогноз) .
****
Обратите внимание, что план лечения нацелен на имеющиеся симптомы и динамику паттернов в случае Джойса. Каждый из восьми P был определен в концептуализации кейса, и вы можете увидеть поток каждого элемента и его взаимосвязь с другими элементами.
Советы по составлению эффективных концепций кейса
1) Обратитесь за консультацией или супервизией к коллеге или супервайзеру, чтобы получить отзывы о концепции вашего кейса. Часто другая точка зрения поможет вам понять различные элементы (восемь «П»), которые вы пытаетесь осмыслить.
2) Будьте гибкими в своих гипотезах и терапевтических догадках, когда собираете воедино концептуализацию случаев. Иногда ваши догадки будут точными, а иногда вы будете далеки от истины.
3) Попробуйте спросить клиента, как бы он объяснил свою проблему. Мы начинаем с такого вопроса, как «Как вы можете объяснить (симптомы, конфликт и т. д.), которые вы испытываете?» Точка зрения клиента может выявить важные предрасполагающие факторы и культурные влияния, а также их ожидания в отношении лечения.
4) Смиритесь с тем, что вы несовершенны или совершенно не правы. Этот процесс требует практики, обратной связи и контроля.
5) После каждого первичного приема или оценки записывайте динамику и делайте предположения о ее причине или этиологии.
6) Иметь четкое представление хотя бы об одной теоретической модели. Прочитайте некоторые основополагающие учебники или посмотрите видеоролики по теории консультирования, которые помогут вам получить всестороннюю оценку конкретной теории. Знание основополагающих идей хотя бы одной теории поможет вам составить концептуальную карту информации, которую вы собрали о клиенте.
Мы понимаем, что составление концепций кейсов может быть проблемой, особенно в начале. Мы надеемся, что вы обнаружите, что этот подход работает для вас. С наилучшими пожеланиями!
****
Для получения дополнительной информации о и способах обучения и использования этого подхода к концептуализации кейсов ознакомьтесь с недавно опубликованным вторым изданием нашей книги . Уверенность .
Кроме того, Лен и Джон Сперри опубликовали новую книгу в ноябре 2021 года под названием 15-минутная концептуализация кейса: освоение подхода, ориентированного на шаблоны .
****
Джон Сперри — адъюнкт-профессор клинического консультирования по вопросам психического здоровья в Линнском университете во Флориде. Он преподает, пишет и исследует концептуализацию кейсов, а также проводит семинары по этому вопросу по всему миру.